Анализ экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста

Отчет по теме: « Внедрение современной образовательной технологии «Исследовательская деятельности» в младшей группе № 10 воспитателей Шаталовой Е.А, Колесниченко Е.Ю.

В течении 2015-2016 учебного года. в нашей группе была реализована исследовательская деятельность совместно с детьми, педагогами и родителями по теме «Вода- волшебница».

В сентябре месяце осуществлялся подбор материала и оборудования для опытов, бесед, игр с детьми. С родителями проведена беседа о необходимом участии в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

В октябре вместе с детьми мы узнали о свойствах воды: «Какая бывает вода», «Разноцветная водица», «Мутная водица».В ноябре исследовательская деятельность с детьми была направлена на то, чтобы дать детям знания о том как ведут себя предметы в воде: « Тонет – не тонет», «Как вытолкнуть воду?» . В зимние месяцы мы продолжили знакомить детей со свойствами воды и снега, превращением воды в лед:«Откуда сосулька», «Какая разная вода», «Таяние снега». При наступлении весны дети с большим интересом приняли участие в исследованиях:« Кто быстрее нальет и выльет?», «Вода не имеет формы», «Отчего вода имеет вкус».

На родительском собрании в мае дана консультация для родителей « Учимся думать, мыслить, экспериментировать »: родителям было рассказано как помогать детям и развивать желание думать, развивать проявление познавательного интереса к экспериментам, продемонстрировано примерное оборудование для проведения опытов и экспериментов. Мы изготовили для родителей памятку: «Эксперименты - что это такое».

С детьми проводились беседы о том как интересно заниматься исследовательской деятельностью, об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

Вместе с родителями была оформлена книжка- самоделка «Про мальчика Вову который не хотел умываться».Для детей был организован просмотр презентации которую мы сделали в конце года « Волшебница -вода».

Педагогам ДОУ была предложена консультация « Как правильно организовать опытно- экспериментальную деятельность в группе ».

Мы будем продолжать работу с детьми по теме исследовательская деятельность т.к. видим результат своей работы: у детей повысился познавательный интерес к экспериментам, улучшилась речь, дети узнали много интересного и нового. На основании проведенной работы мы смогли убедиться в том, что умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Мы хотели бы в дальнейшем больше привлекать к исследовательской деятельности родителей нашей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Разноцветная вода»

В этом конспекте вы можете ознакомиться как проводить занятие по познавательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе: "Почему растаяла Снегурочка?"

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе: «Почему растаяла Снегурочка?»Интеграция образовательных областей: "Познание", "Речевое", "Физиче...

Яна Манукян
Отчет - презентация по планированию и проведению опытно-экспериментальной работы во второй младшей группе

Нашла в закромах своих) решила добавить на страницу.

Любая деятельность малыша – источник познания. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Экспериментирование является особым видом деятельности детей, в процессе которого наиболее ярко проявляется их собственная активность, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально-познавательной активности.

Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию во второй младшей группе :

1. Способны улавливать простейшие причинно –следственные связи.

2. Возникает вопрос «Почему?» , пытаются отвечать сами.

3. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

Публикации по теме:

Программное содержание: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Способность расширению знаний о воздухе.

Цель: формировать познавательно – исследовательские способности у детей; показать детям, что необходимо для роста растений (вода, свет,.

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности во второй младшей группе. Образовательные области: познавательное.

.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во 2 младшей группе. Задачи: Знакомить с качественной характеристикой воздуха.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Вода в сосуде» Цель: - закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха; -развивать умение сравнивать, находить отличия; - сформировать.

Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница - вода» во второй младшей группе раннего возраста ВИД ПРОЕКТА: - познавательно – исследовательский. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: - краткосрочный, двухнедельный. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: - развивать игровой.

Шапошникова Алла Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ Павловский детский сад №8
Населённый пункт: г. Павловск, Воронежская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе"
Дата публикации: 30.01.2017
Раздел: дошкольное образование

опытно-экспериментальная

деятельность

В младшей группе.
Воспитатели: Шапошникова А.П.
Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать -

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду

Изучаем мы все… неживую природу.

Пояснительная

записка
В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование, с учетом ФГОС, может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, и т д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.). В образовательном процесс по ФГОС очень много информации, которая заинтересовывает детей. Опытно-экспериментальная деятельность повышает интерес и приносит хороший результат. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования. Были поставлены задачи: 1.Изучить методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности. 2.Распределить подборку практического материала по разделу «неживая природа» по блокам, организовать развивающую среду 3.Адаптировать практический материал к условиям детского сада и группы. При организации работы по экспериментированию использую различные формы: - непосредственно образовательная деятельность, - экскурсии, - чтение художественной литературы, - развлечение, - опыты, - беседы. В процессе экспериментирования также большое значение имеет художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас. Ожидаемые результаты: - повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы); - речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы); -развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);
- систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.

М ат е р и а л ы

д л я

о р г а н и з а ц и и

э к с п е р и м е н т и р о в а н и я

(младший

возраст)
1. Бусинки, пуговицы. 2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки. 3. Пластиковые бутылочки разного размера. 4. Разноцветные прищепки и резинки. 5. Камешки разных размеров. 6. Винтики, гайки, шурупы. 7. Пробки. 8. Пух и перья. 10. Фотопленки. 11. Полиэтиленовые пакетики. 12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов. 13. Спилы дерева. 14. Вата, синтепон. 15. Деревянные катушки. 16. Киндер-сюрпризы 17. Глина, песок. 18. Вода и пищевые красители. 19. Бумага разных сортов.
Содержание

исследовательской

деятельности

детей

(младший

дошкольный

возраст)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи: Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.). Сравнивать сходные по внешнему виду предметы. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений. Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт. Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: 1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д).
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа). 4. О способах исследования объекта. 5. О предметном мире. В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
Примерная

структура

занятия-экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи. 2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления. 3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. 4. Уточнение плана исследования. 5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования. 6. Распределение детей на подгруппы. 7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ

СРЕДА

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Организация мини-лабораторий в группе В мини-лабораториях может быть выделено: 1. Место для постоянной выставки. 2. Место для приборов. 3. Место для выращивания растений. 4. Место для хранения природного и бросового материалов. 5. Место для проведения опытов. 6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Перспективное

планирование

опытов

экспериментов

Сентябрь

1.«Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).
2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.
3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь

1.«Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.
2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.
3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.
Ноябрь

1.«Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.
4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).
Декабрь

1.«Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.
3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).
4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).
Январь

1.«Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.
2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)
3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).
4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.
2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.
3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.
4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.
Март

1.«Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.
4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.
Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.
2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.
Май

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.
2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.
3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.
4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
Список

использованной

литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999. 2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995. 3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

Юлия Просцова
Кружковая деятельность по экспериментированию во второй младшей группе «Почемучки»

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.

Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Роль опытно - экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему ?", удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях :

У детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает) ;

Сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

Появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Дети уже способны улавливать простейшие причинно – следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «почему и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них. Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.

Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых, проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя - куклы.

Цель : создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования .

Задачи :

Формировать у детей знания о живой и неживой природе;

Развивать инициативу, активность, самостоятельность;

Воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.

Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям :

О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево) .

О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром) .

О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа) .

О человеке.

О предметном мире.

В процессе исследования – экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина) ; мнется, ломается; высоко – низко – далеко; мягкий – твердый – теплый и т. д.)

В работе программе используются следующие наглядные методы :

Экскурсии, целевые прогулки;

Наблюдения;

Показа сказок (педагогом, детьми) ;

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических игр;

словесные методы :

Чтение литературных произведений;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

игровые методы :

Проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

Загадывание загадок;

Практические методы;

Организация продуктивной деятельности детей ;

Оформление гербария растений, плодов;

Постановка сказок, отрывков литературных произведений;

Изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления :

Познавательно – развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.) .

Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов) .

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки.

Занятия кружка проводятся I раз в неделю : вторник , среда во второй половине дня .

Время работы : 16.30 – 16.45 ч

Количество детей в подгруппе : 8 – 10 человек.

Перспективное планирование кружковой деятельности «Почемучки »

Месяц Тема занятия Целевые ориентиры Литература

Сентябрь «Почему осенью бывает грязь » Цель : Знакомство со свойствами почвы.

Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» , стр. 17

«Играем с песком, глиной» Цель : Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» , стр. 19

«Солнечные лучики»

Цель : Формирование знаний о естественном источнике света – солнцем. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 35

«Что в коробке»

Цель : Знакомство со значением света и его источниками : солнце, фонарик, свеча. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 9

Октябрь «Каменная дорога»

Цель : Знакомство детей со свойствами камней : твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 16

«Кто живет в воде» Цель : Развитие познавательного интереса и воображения. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 26

«Вкусная водичка»

Цель : Пополнение знаний о свойствах воды : вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятель ность детей дошкольного возраста» стр. 11

«Волшебная вода»

Цель : Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 9

Ноябрь «Плыви, плыви кораблик» Цель : Знакомство со свойствами воды и бумаги.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 8

«Чудо бумага» Цель : Расширение знаний детей о различных видах бумаги Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 16

«Горячо – холодно» Цель : Определение температуры веществ и предметов. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 12

«Теремок» Цель : Знакомство детей с деревом. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» , стр. 9

Декабрь «Льдинки разноцветные, яркие, приметные» Цель : Закрепление одного из свойств воды : замерзает при низких температурах.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 5, 28

«Мороз и солнце день чудесный» Цель : Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 21

«Ледовая фантазия»

Цель : Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле) . Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 20 – 21

«Ветер, ветер, ветерок»

Цель : Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 8

Январь «Да здравствует мыло душистое» Цель : Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования . Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 7 – 8

«Снег – снежок»

Цель : Знакомство с элементарными свойствами снега : холодный, в тепле тает, превращается в воду. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 22

«Следы на снегу» Цель : Пополнение знаний детей о плотности снега. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 23

Февраль «Мои глаза»

Цель : Формирование представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 13

«Носики – курносики сопят» Цель : Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятель ность детей дошкольного возраста» стр. 9

«Для чего мне нужен язычок?» Цель : Формирование представлений детей о языке человека, его значении. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 15

«Держим ушки на макушке» Цель : Формирование представлений об органе слуха – ухе. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 11

Март «Что лучше бумага или ткань» Цель : Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» , стр. 15

«Тарелочка из глины» Цель : Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» , стр. 17

«Бантик из бумаги и ткани» Цель : Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить) Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» , стр. 18

«В гостях у Красной Шапочки» Цель : Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» , стр. 21

Апрель «Тонет – не тонет»

Цель : Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» , стр. 28

«Витамины на окне»

Цель : Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 19

«Весенняя веточка» Цель : Наблюдение за появлением листочков на веточке. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 20

«Что в пакете?» Цель : Знакомство со свойствами воздуха.

Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 30

М а й «Мыльные пузыри» Цель : Закрепление представлений о свойствах воздуха. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» , стр. 31

«Живое - не живое» Цель : Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое» , сравнение живого и неживого по характерным признакам. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» , стр. 19

Итоговое занятие Цель : Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы» , стр. 16 – 18

Методическая литература

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников ». – М.: ТЦ Сфера, 2015

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников» . – М.: ТЦ Сфера, 2015

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников» . – М.: ТЦ Сфера, 2015

4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС». – М.: «Детство – пресс» , 2015

На четвёртом году жизни ребёнок начинает отчётливо ощущать собственное «Я» и стремится к самостоятельности. Он готов к открытиям и активно исследует окружающее пространство, расширяет представления о свойствах знакомых объектов. Однако младшие дошкольники не всегда уверены в правильности своих действий и выборе исследовательского метода, поэтому так часто взрослые слышат вопросы трёхлетних «почемучек».

Теоретические основы проведения опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе ДОУ

В возрасте трёх лет ребёнок испытывает один из кризисов личностного становления. Ребёнок жаждет проявлять самостоятельность, а сталкивается с гиперопекой взрослых или испытывает недостаток накопленных умений и навыков, чтобы быть независимым во всех видах деятельности. На занятиях в детском саду педагог помогает в создании новых отношений между ребёнком и взрослыми, в основе которых лежит элемент сотрудничества. Детям не передаётся опыт в готовой форме, а показывается возможность его получения.

Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться через формирование опытно-экспериментальных навыков.

На занятиях с педагогом дети формируют практические умения и навыки экспериментирования

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Возрастные особенности детей 3–4 лет

В младших дошкольниках кипит любознательность, в совместной с педагогом исследовательской деятельности у воспитанников формируются умения и навыки опытной деятельности, на самостоятельных занятиях ребята будут их совершенствовать. Открытие информации постигается методом проб и ошибок, важно не оставлять без похвалы успехи маленьких экспериментаторов и научить не останавливаться, если что-то не получилось с первой попытки.

Для организации экспериментирования педагог учитывает возрастные особенности воспитанников второй младшей группы (3–4 года):

  • Любознательность. Дети активно изучают новые предметы и с интересом расширяют представления о знакомых явлениях и объектах.
  • Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление детей к приобретению новых знаний.
  • Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес и положительные эмоции. Однако долго удерживать внимание пока сложно, поэтому педагог учитывает потребность дошкольников в частой смене исследуемых предметов или видов изучения.
  • Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.
  • Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха при подготовке будущего занятия.
  • Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по развитию речи и пополнению словарного запаса.

Проводя опыты, воспитанники расширяют представления о свойствах того или иного объекта действительности

Цель и задачи опытно-экспериментальной деятельности

Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир.

Проводить наблюдения и эксперименты можно и во время прогулок

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на решение ряда задач:

  • Образовательные:
    • расширение представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
    • формирование способности самостоятельного исследования предметов;
    • обучение умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты).
  • Развивающие:
    • совершенствование мелкой моторики и координации движений;
    • развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия;
    • развитие внимания и памяти;
    • развитие речевых способностей.
  • Воспитательные:
    • создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию;
    • создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;
    • развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности;
    • развитие умения следовать поручениям взрослого.

Во время проведения опытов в группе создаётся благоприятная атмосфера, укрепляются дружеские взаимоотношения

Виды опытно-экспериментальной деятельности

Виды детского экспериментирования во второй младшей группе можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:




Публикации по теме