Анкетирование особенности общения родителей с детьми. Анкета для родителей «Общение в семье

Анна Яковенко
Анкета для родителей «Ваши взаимоотношения с детьми»

Уважаемые родители !

Детский сад проводит опрос с целью выявить особенности общения между Вами и вашими детьми , а также, помочь Вам в воспитании детей.

Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

1. Сколько приблизительно времени Вы общаетесь с Вашим ребенком ?

От получаса до двух часов

От двух до четырех часов

От четырех до восьми часов

Восемь часов и больше

Затрудняюсь ответить?

2. Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?

Спокойным и доверительным тоном

Стараюсь общаться спокойно, но не всегда получается

Ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах

Затрудняюсь ответить?

3. Какой стиль общения доминирует между Вами и вашим ребенком ?

Общаетесь на равных

При общении Ваше мнение влиятельней, чем мнение ребенка

Предоставляете ребенку полную свободу в общении

Затрудняюсь ответить?

4. Всегда ли Вы выслушиваете Вашего ребенка?

Да, я всегда могу выслушать своего ребенка

Стараюсь выслушать его, но не всегда хватает времени

Делаю вид, что слушаю

5. Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться со своим ребенком?

Таких причин нет

Занятость на работе

Ваш вариант___

6. Схожи ли Ваши мнения о воспитании ребенка с мнением членов Вашей семьи?

Во всем схожи

Схожи, но не во всем

Абсолютно не схожи

Считаю очень важной

Считаю не очень важной

Не считаю важной вообще

Затрудняюсь ответить?

8. По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны специалистов? ___

Спасибо! Успехов Вам в воспитании Вашего малыша!

Публикации по теме:

Анкета для родителей Сколько лет Вашему ребенку? ___ Какую группу детского сада посещает Ваш ребенок (нужное подчеркнуть).

Анкета для родителей по ЗОЖ в семье Анкета для родителей (группа «Ягодки») 1. Кто из родителей занимается или занимался спортом? (если да, то каким) 2. Каким видом спорта.

Анкета для родителей «ФГОС в детском саду» с аналитической справкой по результатам анкетирования родителей по ФГОС Анкета для родителей «ФГОС ДО в детском саду» 1. Из каких источников Вы узнали о введении в детском саду нового образовательного стандарта.

Анкета для родителей «Играем вместе с детьми» АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» Уважаемые родители! Целью анкеты является обобщение и закрепление представлений об игре.

1. Как вы считаете, для чего проводятся праздники в детском саду? А) это отчет о достижениях детей Б) это повод для тесного общения родителей.

Анкета для родителей «Народная песня - семейные традиции». Анкета для педагогов «Итоги педагогической работы за год» Анкета для родителей «Народная песня – семейные традиции» Уважаемые родители! Песня является важным источником развития эмоций, социального.

Анкета для родителей «Наш детский сад» Анкета для родителей: «Наш детский сад» Уважаемый родитель! Для нас очень важно Ваше мнение о работе детского сада. Мы предлагаем Вам ответить.

Анкета для родителей по определению направлений коррекционной работы с детьми АНКЕТA ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (сокращённая) Уважаемые родители! Заполнение данной анкеты поможет в определении верных направлений коррекционной работы.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово

Уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех - это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что дети - это наше будущее, правильное их воспитание - это наше счастливое будущее, плохое воспитание - это наше горе и слёзы».

Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.

Начнем мы с упражнения «Имя существительное». Инструкция: за 1 минуту необходимо записать как можно больше существительных, связанных с семьей.

Анализ: какие существительные названы в числе первых трех?

Если, например, муж, дом, ребенок, то это хорошо.

Вы знаете, что жизнь в семье невозможна без общения (между мужем и женой, между родителями и детьми) общение в семье демонстрирует отношения членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией, духовный контакт.

Все мы с вами прекрасно знаем, что дети особенно нуждаются в полноценном общении, поскольку общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Главное в установлении диалога – стремление к общим целям, совместное видение ситуации, ограничения совместных действий.

Родители, сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми?

(РАЗДАТЬ АНКЕТУ РОЛЬ РОДИТЕЛЯ)

Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю-2 балла; не могу – 1 балл):

    В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?

    Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

    Признаться ребёнку в ошибке?

    Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

    Поставить себя на место ребёнка?

    Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?

    Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?

    Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

    Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

    Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а Вы не будете ни во что вмешиваться?

    Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

    Устоять против детских просьб и слёз, если Вы уверены, что каприз, мимолётная прихоть?

А теперь давайте посмотрим, какое количество баллов вы набрали:

Если вы набрали:

30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

    Менее 18 баллов: У вассерьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

По результатам анкетирования вы теперь можете судить, какие вы родители. А теперь давайте посмотрим, что об этом думают дети, при подготовке к беседе я провела опрос среди ваших детей и пришла к такому выводу: анкета детей.

2. Работа над понятием - общение.

Так, что же такое общение? Как вы думаете?

Общение - это процесс взаимодействия родителя и ребёнка , направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.

Итак, общение - это главное условие для развития и жизни человека .

Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности?

Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут.

3. Знакомство со стилями общения

Психологи подразделяют несколько стилей общения.

а) Авторитарный стиль общения. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях родители очень категоричны и неуступчивы.Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их такие дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

б) Либеральный стиль общения

Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём.

В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому такие дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.

в) Индифферентный стиль общения

Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее - участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения, если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.

Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Такие дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.

Давайте посмотрим, какие чаще всего используются вами фразы, попробуем определить стиль общения.(в группах)

Фразы родителей:

1. Указание. (Убери игрушки, вымой посуду, сходи в магазин.)

2. Обмен информацией. (Как у тебя прошёл день? Как дела в школе? Какие оценки получил?)

3. Поощрение. (В твоём рисунке хорошо виден контур, гармонично подобраны краски! Молодец!)

4. Психологическая поддержка. (Постарайся выполнить аккуратно домашнее задание.)

5. Угроза. (Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!)

Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения и хвалу.

    Доверительность общения

Каким образом можно построить ваше общение и детей в семье, чтобы отношения становились доверительными?

Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?

4. Невербальное общение

Сейчас мы с вами много говорили об общении, все эти приёмы относятся к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но в общении огромную роль играет невербальное общение.

Невербальное общение - это использование мимики, жестов, взгляда. К нему относится тактильное общение, т. е. телесное прикосновение - это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения. Ведь такое общение развивает в ребёнке все положительные качества: доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности.

С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?

Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

Ведь очень часто мы не замечаем, а ребёнок нас копирует. И как мы разговариваем с ребёнком, так и он с нами. Повторяет вас интонацией, мимикой.

Давайте сделаем вывод , как же мы должны общаться с ребёнком?

Вывод. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению.

Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе.

РАЗДАТЬ ПАМЯТКУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

2.1 Описание методик изучения процесса общения младших школьников с родителями

Для изучения общения с родителями как фактора социализации в младшем школьном возрасте был использован метод анкетирования - метод массового сбора информации с помощью специально разработанных опросников, называемые анкетами. Анкета может быть использована при изучении коллективного мнения, оценки определённых событий в жизни детей, выявлении характера взаимоотношений и общения между ними. При составлении анкеты необходимо учитывать возрастные особенности ребят, их опыт, установки, отношении с окружающим миром. В использовании метода анкетирования должен учитываться тот факт, что количество вопросов для учащихся разного возраста является неодинаковым. Для младшего школьного возраста оно не должно превышать 4 - 5 вопросов.

В данном исследовании принимало участие 24 учащихся 4-го класса средней общеобразовательной школы г. Минска. Анкета (Приложение 1) состояла из 4 вопросов, направленных на изучение отношения детей младшего школьного возраста к процессу общения с родителями, мотивации общения и на выявление факта о том, сталкиваются ли дети с трудностями в общении со своими родителями.

Около 62% опрашиваемых на вопрос «любишь ли ты рассказывать родителям о школе, своих секретах?» ответили, что им нравится общаться с родителями, и родители часто интересуются их делами. В процессе общения с родителями школьники приобретают индивидуальный опыт взаимодействия с другими людьми, развивая для этого необходимые деловые, организаторские и личностные качества такие, как коммуникативность, взаимопомощь, взаимоуважение, сопереживание, умение слушать других и считаться с их мнением, высказывать свою точку зрения. Дети более открыты, инициативны, легче идут на контакт, активно принимают участие в совместной деятельности с другими ребятами.

Умение и желание общаться развивает у учащихся познавательную активность, стремление приобрести новые знания и умения в процессе общения как со взрослыми, педагогами, так и со сверстниками, способствует проявлению склонностей и интересов ребёнка в различных видах деятельности. Именно в процессе общения младший школьник имеет возможность самореализоваться и самоутвердиться, что в большой степени влияет на его дальнейшую социализацию в обществе.

Менее половины учащихся (38%) на этот же вопрос ответили, что родители редко разговаривают с ними о школе и других делах. Это свидетельствует о том, что родители уделяют мало внимания своим детям, что связано с большой занятостью современных родителей или другими причинами.

Около 30% младших школьников ответили, что родители учитывают их мнение при обсуждении различных проблем и позволяют принимать решение им самим. Это говорит о том, что родители воспринимают своих детей как личность, развивают в них такие качества, как самостоятельность, инициативность и уверенность. Однако более половине учащихся родители навязывают своё мнение, указывают, что и как делать.

Однако на трудности и нежелание общаться с родителями могут оказывать влияние и другие факторы. Например, неблагоприятное положение ученика в классном коллективе, при котором возникает состояние психологической изоляции. С ребёнком не хотят общаться из-за особенностей его внешнего вида или, возможно, из-за выдающихся способностей к учебной деятельности и др.

С другой стороны, на трудности в общении влияет и неблагополучная обстановка в семье ребенка, гипо или гипер опека родителей, неготовность к обучению, плохо развитая речь, негативное отношение учителя. Все эти факторы отрицательно влияют на социализацию детей младшего школьного возраста в классном коллективе.

В исследовании также был использован метод социометрии - процедуры, которая представляет собой вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совместной деятельности, с целью выявления межличностных отношений в классном коллективе. Главная задача - выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают для определения статусной структуры группы и её влияния на процесс общения в классе.

По результатам социометрии (Приложение 2) 2 человека в классе получили наибольшее количество выборов - четыре и более, это говорит о том, что они имеют в классе статус звезды и с этими детьми больше всего хотят общаться другие ученики. Около половины учащихся (16 человек) получили приблизительно одинаковое количество выборов (2-3) и имеют статус принятых в группе, 6 учеников получили два и менее выбора и занимают позицию непринятых. Отсюда следует, что психологическая атмосфера в классе достаточно благополучная, что создаёт основу для нормального общения и взаимодействия учеников.

Сравнивая результаты социометрии и анкетирования, нужно обратить внимание на то, что учащимся, которые занимают более высокий статус в классном коллективе, нравится общаться с родителями, и родители уделяют им больше внимания, они более уверенны в себе и общительны. Можно отметить и обратную тенденцию, ученики, занимающие более низкую статусную позицию в группе, в большей степени испытывают трудности в общении с родителями и проявляют нежелание общаться со своими сверстниками.

Таким образом, проведенное исследование показало, что большинство детей любят общаться с родителями, что способствует выработке у них коммуникативных навыков и умений, которые во многом определяют их дальнейшее развитие и адаптацию в обществе на последующих возрастных этапах, а также показало, что особенности родительского общения и взаимодействия могут обеспечить ребенку успех или неуспех среди других детей.

Воображение как психический познавательный процесс

Для изучения воображения в психологии разработано достаточно много методов и методик. Так, например для изучения воображения у детей дошкольного возраста используются следующие диагностические методики: « Неполные фигуры», «Рисунок»...

Исследование особенностей мышления умственно отсталых младших школьников

Общение младших школьников

Общение младших школьников

Тренинги. Для развития умений общаться у младших школьников рекомендуются следующие тренинги. Объект внимания. Каждому ребенку предлагается выбрать себе объект внимания, наблюдать за которым нужно незаметно...

Общение с родителями как фактор социализации младших школьников в детском коллективе

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение...

Общение с родителями как фактор социализации младших школьников в детском коллективе

При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей младшего школьного возраста непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое...

Развитие внимания у младших школьников

Развитие памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории

Условия - по Ожегову - это правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности. Условие - это также обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь или обстоятельство, от которого что-нибудь зависит...

Формирование адекватной самооценки как условие успешности обучения младших школьников

Экспериментальное изучение мышления учащихся младших классов

Практическое исследование было проведено в МБОУ СОШ №1 г. Покров Для достижения цели и решения поставленных практических задач был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент (от лат. experimentum - проба...



Публикации по теме