Арт-терапия как средство коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста». Арт-терапия в работе со страхами Арт терапия страхи

Эмоциональное развитие ребенка – это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, при благоприятных обстоятельствах жизни они исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Когда эмоциональное состояние становится патологическим, необходима специальная коррекционная работа.
Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия. Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха на столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию.

Сам факт получения задания нарисовать страх организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке.

Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

Процесс арт-терапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Рисование предоставляет естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждения. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

Повторное переживание страха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. Отождествляя себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями, ребенок борется со злом: защищает близких, побеждает врагов. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущения силы, геройства, способности противостоять злу и насилию.

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, даже гнева, но не страха и печали.
Рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражений эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Это не означает, что активно рисующих ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.
Успешность устранения страхов зависит от знания причин и особенностей их развития. Механизмы развития страхов сочетаются между собой, образуя мотивированную структуру.

Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится, поскольку во всем он зависит от родителей, несущих персональную ответственность за его самочувствие и способность противостоять внутренним и внешним угрозам.
Посредством рисования в первую очередь удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. За тем идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, пожар и т.д., было недавно. По этическим соображением нельзя просить ребенка отобразить страх смерти родителей.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно их условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу. Необходимо помнить, что арт-терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Родители должны стремиться всячески поощрять детей к рисованию, поддерживать и хвалить при этом, даже за сам факт рисования. Если родители имеют тревожно-мнительный характер, то эффект от рисования страхов у детей снизиться вдвое. Отрицательно влияют на результаты рисования страхов, отсутствие жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры о самочувствии. В подобной атмосфере дети меньше рисуют и играют, на рисунках заметное преобладание черного и серого цвета.

Хочется сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний доброжелательно настроенный человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.

Список литературы

1. А.И. Копытин «Основы арттерапии»; СПб, 1999
2. А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей»; СПб, 2000
3. В. Оклендер «Окна в мир ребенка»; М, 1997
4. Д. Алан «Ландшафт детской души»; СПб, 1997
5. К. Рудестам «Групповая психотерапия»;СПб, 1998
. А.А. Осипова «Общая психокоррекция»; М, 2000
Автор: Педагог-психолог Туфанова В.А., г. Москва

В исследовании нами предложена арт-терапевтическая программа.

Цель данной индивидуальной арт-терапевтической программы - комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое на страхи у детей старшего дошкольного возраста.

Ослабление или устранение имеющихся у дошкольников поведенческих и эмоциональных нарушений, появляющихся в форме страхов, тревожно-фобических реакций и невротических симптомов, агрессивных тенденций, импульсивности, симптомов психосоматических расстройств;

Формирование положительной самооценки;

Реализация творческого потенциала;

Развитие навыков психической саморегуляции и способности к конструктивному выражению эмоций, способствующих их более успешной адаптации к школе и социуму.

Использование данной программы не предполагает какие-либо возрастные ограничения, но разработана для старших дошкольников, имеющих нарушения в эмоциональной сфере и личностной сфере (депрессии, фобии, тревожность, агрессивность, заниженную самооценку). Продолжительность занятий, учитывая специфику (индивидуальное творчество), не может быть строго регламентирована. В среднем, время на проведение одного занятия может составить от 1 часа до 2 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Возможно также реализация программы в форме групповой работы (от 3 до 10 человек), что привносит в работу некоторые коррективы по взаимодействию в группе (обсуждение и принятие правил работы в группе, групповое обсуждение результатов деятельности, групповая рефлексия).

Ожидаемые результаты:

Освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, страхов и т.п.), внутри личностных конфликтов;

Адекватная самооценка;

Удовлетворенность собой и своим окружением;

Свобода творческого самопроявления;

Умение работать со своими переживаниями (анализ, отреагирование, принятие и т.д.);

Раскрытие внутренних ресурсов ребенка;

Стремление к самопознанию и самовыражению.

Развитое чувство внутреннего контроля.

Основные элементы программы сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Основные этапы программы коррекционной работы

Название этапа

Ориентировочный этап

На групповых занятиях, идет установление эмоционально-позитивного контакта с каждым ребенком, знакомство участников группы и установление взаимоотношений, ориентировка в обстановке комнаты, а также знакомство с правилами и нормами поведения во время занятий

Этап объективирования конфликтных ситуаций и эмоциональных переживаний

На этом этапе ставятся следующие задачи: объективирование негативных тенденций личностного развития ребенка в изобразительной деятельности, в общении со сверстниками; диагностика трудностей личностного развития ребенка и особенностей его поведения в конфликтных ситуациях с помощью художественно-продуктивной деятельности; эмоциональное отреагирование ребенком негативных чувств и переживаний.

Индивидуальный этап

Основные задачи на этом этапе таковы: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; развитие способности к осознанию себя и своих возможностей, преодоление неуверенности в себе; формирование способности к произвольной регуляции эмоций; формирование предпосылок для преодоления тревожности и страхов

Обобщающе-закрепляющий этап

Задачи этого этапа: обобщение сформированных на предшествующем этапе адекватных способов поведения ребенка, способов преодоления тревожности и страхов.

Рис. 1. Структура групповой арт-терапевтической работы

В Таблице 2. приведено примерное тематическое планирование.

Таблица 2.

Тематическое планирование

Тема занятия

Продолжительность занятия

Сроки реализации

Занятие 1. Вводное.

Занятие 2. «Каракули».

Занятие 3. «Рисуем чувство».

Занятие 4. «Лепим свой страх».

Занятие 5. «Истории в картинках».

Занятие 6. «Монотипия».

Занятие 7. Отдарок на подарок

Занятие 8. Рисование на руках

Занятие 9. Герб моей семьи

Занятие 10. Заключительное занятие.

Для подготовительного настроя можно использовать различные игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. Например, можно использовать развивающий мультик «Каракули» - учимся рисовать карандашом вместе с героями развивающего мультфильма Каракули! Пончо приготовил кое-что особенное для Фломика, ведь у Фломика сегодня - День рождения. А пока Фломик угадывает, что же на рисунке, мы с Пончо научимся рисовать тортик! Все упражнения разогрева предполагают концентрацию внимания детей на собственных ощущениях, чувствах, эмоциональных состояниях.

Второй этап («разогрев») включает элементы пальчиковой гимнастики, упражнения в тетради или рисование под музыку, дыхательные упражнения. Пример пальчиковой гимнастики «Птички» на рисунке 2.5.

Пальчиковые игры, по мнению автора, очень эмоциональны, увлекательны, отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр», дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, они оказывают положительное воздействие на контакт ребенка с самим собой, со своим телом, дают заряд положительных эмоций.

Рис. 1.

В Таблице 3. приведен другой вариант пальчиковой гимнастики

детский страх арт терапия

Таблица 3.

Пальчиковая гимнастика

Во второй этап можно включать элементы музыкальной и танцевальной терапии в сочетании с изобразительным творчеством. В содержание второго этапа целесообразно включить упражнения на развитие пространственной ориентации, координации движений и графических навыков, где необходимо, например, нарисовать обеими руками одновременно рисунок по образцу, будь то: «Морской пейзаж» или «Геометрические фигуры» или «Домик с трубой». Во втором этапе можно чередовать упражнения: так, на одном занятии использовать упражнения на развитие пространственной ориентации, на другом - упражнения, которые выполняются в тетради, на третьем - дыхательные упражнения, а, на четвертом занятии - музыкальные упражнения.

Упражнения в индивидуальных тетрадях предназначены для раскрепощения ребенка, настроя его на художественно-продуктивную деятельность. Примерами таких упражнений является рисование по опорным точкам, графические упражнения - «Обведи по линиям», «Дождик», «Дорожки», «Соедини по точкам», «Штриховка» и др.

На третьем этапе (актуализация ощущений, эмоций) используются терапевтические упражнения с песком. Сначала ребята представляют ситуацию, свои ощущения страха в той или иной ситуации, а затем рассказывают о своих чувствах. Испытываемые чувства они изображают на подносе с песком с помощью разного рода отпечатков и линий.

Игра с песком - это своеобразная самотерапия ребенка с помощью психолога. Ребенок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребенок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Чем полезны игры с песком?

Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию;

Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

Развивают мелкую моторику, глазомер;

Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!);

Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

К формам и вариантам песочной терапии относятся:

Игровые методы. Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.

С целью диагностики (индивидуальная и групповая форма).

Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д.)

В качестве психопрофилактического, развивающего средства. Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию - песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт.

В психологическом консультировании детей, подростков и взрослых. В качестве оказания первичной психологической помощи.

Четвертый этап занятия очень важен, он предполагает индивидуальное творчество для исследования ребенком собственных чувств, проблем и переживаний. Ребенок в символической форме сообщает о себе, старается понять и проанализировать эмоции, сознательно вызывать, управлять и в определенной степени их контролировать. На этапе индивидуальной работы дети рисуют углем страх в виде маски. В Приложении 3 представлены детские работы на тему «Маска страха». На данном этапе можно использовать технику пластилиновой живописи. Работа в технике пластилиновой живописи развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

В приложении 4 ребята изобразили образа дерева, ежика, рыбки. Вместе с воспитателями ребята сочиняли истории, которые «дерево», «ежик», «рыбка» хотели бы рассказать от первого лица. Чем сильнее страх, тем больше манипуляций с рисунком производит ребенок (некоторые ребята закрашивают весь рисунок, другие пытаются помять, разорвать, выбросить). Этап индивидуальной работы предполагает сублимацию и канализацию агрессивных инстинктов по символическим каналам. Это бессознательные процессы, определяющие выбор темы и поиск адекватной формы переживания аффекта. Многие считают сублимацию более адаптивной, поскольку она приводит к социально одобряемым результатам. Творчество, в ходе которого ребенок трансформирует свои фантазии в художественные образы является одним из вариантов сублимации является. Рисунок помогает не только выразить чувство, но его и осознать. Невидимый страх, материализованный в рисунке, лишается эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей.

На пятом этапе хорошо использовать приемы драматизации. Для этого детям можно предложить для разыгрывания сцен, драматизации и вербализации общения, кукол. Заметим, что при изображении доброго персонажа, дети вырисовывают глаза, губы, волосы. Рисуя лицо злого персонажа, ребята используют «ломкие» линии, заостренные углы. Многие выражают агрессию, изображая зубы, пустые глазницы, острый нос.

Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу. Играя со своим ожившим страхом, ребенок бессознательно запечатлевает то, что он может сам управлять своим страхом. Придуманная история про свой страх разыгрывается, потом куклы, изображающие «страхи», уничтожаются Приложение 5 - пример арт-терапевтического занятия “Добрая Баба-яга”. Степень открытости и откровенности зависит от уровня доверия к группе, психологу, личных особенностей и определяется самим ребенком. Если он по каким-то причинам отказывается участвовать в этой форме работы, настаивать не следует. Можно предложить сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. Начало рассказа «Жил-был человек, похожий на меня...» помогает ребенку в словах выразить свое внутреннее состояние.

Дети рассказывают о том, что изображено на рисунках, то есть выражают словами свои страхи.

Вадик: «...воет страшный волк, мчится быстрый поезд, Кощей»;

Сергей: «...поезд едет, и я падаю под колеса; отрубленные головы, вампиры»;

Лариса: «...быстрый поезд едет мимо меня, но я стою далеко от него; я боюсь заблудиться в лесу»;

Лиза: «...мальчик прыгает из окна».

Обсуждение, входящее в пятый этап занятия, помогает улучшить самочувствие и в какой-то мере освободиться от внутренних переживаний. Каждый ребенок показывает свою работу, делится впечатлениями, рассказывает о мыслях, эмоциях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности.

После окончания обсуждения рисунков называются те страхи, в отношении которых, достигнут положительный эффект, рисунки с бывшими страхами рвутся или убираются.

Лариса: «...я не боюсь ходить в лес. Там много красивых деревьев, цветов».

Вадик: «...я не боюсь Кощеев, они в сказках».

Рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь ты нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься». Ребятам подсказывается, что страх сказочных персонажей можно изобразить, например, следующим образом: не ребенок убегает от Бабы-яги, а она от него. Теперь ребенок должен изобразить себя в активной, противостоящей страху позиции.

Для освобождения от неприятных эмоций в малых группах участники придумывают сюжет и разыгрывают небольшие комические спектакли, в которых эмоциональное переключение приводит к катарсису. В ходе таких драматизаций ребенок забывает о страхах, одерживает победы. Подражание любимым героям (Робин Гуд), помогает побороть страх. Изменение психического состояния происходит потому, что в ходе драматизации жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде. Данный этап предназначен для ситуаций «публичного» проживания страха, так, например, на занятии «Рисуем маски», ребятам можно предложить придумать название и содержание истории, в которой маски были бы главными действующими лицами; а, далее, расположить их на листе ватмана и дорисовать «картину».

Непосредственно перед просмотром новых рисунков вместе со старыми, дается инструкция: «Если ты перестал бояться того или иного страха, изображенного на твоем рисунке, то скажи, что перестал, если нет, то скажи, еще боюсь».

Некоторые ребята изображают активными себя на рисунках, что говорит о преодолении страхов.

Вадик: “...я догоняю волка с палкой. Он убегает от меня и боится меня”.

Лиза: “...мальчик хорошо приземлился, так как надел парашют”.

Сергей: “...я в вагоне поезда и мне ничего не страшно”.

Самое главное, чтобы ребенок сам приступил к рисованию своих страхов, преодолев внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов. Придумывая и рассказывая “страшные” истории со счастливым концом ребята освобождаются от психической энергии, направленной на разрушение и агрессию.

В итоге, участники занятия приобретают ценный опыт осознания и контроля своих эмоциональных состояний.

В качестве шестого этапа группового арт-терапевтического занятия предлагается выполнение коллективной работы. Например, создание общей работы, с использованием кусочков цветной бумаги. Также, можно предложить ребятам упражнение, активизирующие воображение, вызывающие творческий интерес (например, придумать и изобразить животное, которое ничего и никого не боится).

Модификацией данного упражнения является создание единого группового рисунка. Задается определенная тема, например, нарисовать лекарства от страха и по кругу передается один лист бумаги, на котором каждый по очереди изображает что-либо по собственному замыслу или дополняет работу предыдущих авторов.

Заключительный, седьмой этап, предполагает подведение итогов работы, рефлексивный анализ, вербализацию мыслей, ощущений, чувств, которые возникли в процессе индивидуальной и коллективной работы. Всем желающим ребятам дается возможность выступить, рассказать, интерпретировать свою работу, дополнить, “подправить” и объяснить то, что не удалось изобразить. При этом реализуется потребность быть понятым и принятым группой. Завершая занятие, важно подчеркивать успех каждого и всей группы, в целом.

Преодоление различных страхов, а также неадекватной завышенной тревожности у детей достигается благодаря арт-терапевтическому методу экспрессивного рисования (изображению ребенком ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой этот страх терпит поражение).

Экспрессивный рисунок - является безопасным способом выпустить “пар” и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов ребенку легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи, чем высказать их в словах. Такая работа особенно ценна для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью. С помощью рисунка можно выяснить мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Невербальная речь (рисунок) позволяет обходить “цензуру сознания”, поэтому она уникальна для исследования бессознательных процессов.

Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, они имеют “инсайт-ориентированный” характер; предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру ребенка.

Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной некомпетентности. В случае трудностей общения - замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности - арт-терапевтические занятия позволяют объединить детей в группу (при сохранении индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами. Примеры контрсуггестивных упражнений в арт-терапевтической коррекции представлены в Приложении 6.

В процессе рисования происходит “оживление чувства страха”, и вместе с тем осознание условного характера этого изображения. Идентификация рисунка со страхом помогает ребенку овладеть ситуацией, приобрести власть и чувство превосходства над ним, право поступить так, как захочется (подарить, порвать и др.).

Применение арт-терапевтических упражнений положительно воздействует на эмоциональную сферу ребенка, меняя его поведение, корректируя некоторые негативные его личностные особенности и развивая мыслительные процессы. Благоприятное эмоциональное состояние способствует развитию креативности, творческого потенциала и, соответственно, позитивному развитию личности ребенка.

Для снижения количества переживаемых ребёнком страхов нами были проведены коррекционные занятия при помощи арт-терапии.

После реализации описанной выше программы социальной реабилитации, которая должна была повысить уровень социальной адаптации дошкольников, было проведено итоговое измерение уровня страхов тревожности у детей. Результаты повторного измерения параметров представлены на рисунке 2.6, 2.7, 2.8, 2,9.

По результатам исследования по методике « Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)», нами было получено следующее: у 14 детей средний уровень тревожности, что составляет 70%, у 6 испытуемых низкий уровень тревожности, что составляет 30%, высокий уровень тревожности у детей пропал. Графически результаты представлены на рисунке 2.6.


Рисунок 2.6. Результаты исследования по методике « Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)»

Результаты повторного измерения параметров представлены на рисунке 2.6.


Рис. 2.6.

После реализации коррекционной программы результаты опроса по методике «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой позволила нам снизить выявленные ранее детские страхи. Результаты исследования приведены на рис. 2.8.


Рис. 2.8.

Из данных рисунка 2.8. видно, что как у мальчиков, так и у девочек снизились страхи смерти родителей, наказания, сказочных персонажей, темноты, страшных снов, животных, огня, войны, уколов.

При анализе диагностированного материала проективного рисуночного теста «Нарисуй свой страх» А.И. Захарова. (20 рисунков) после проведения коррекционной работы были получены следующие результаты: страх животных снизился с 80% до 60%, страх закрытого пространства (лифта) с 16% снизился до 10%, социально-опосредованный страх боязни преступника пропал.

Таким образом, в результате реализации программы по психологической коррекции страхов средствами арт-терапии у детей старшего дошкольного возраста уровень страхов испытуемых значительно снизилась, а также переживаемые страхи.

Применение арт-терапевтических упражнений в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний, эмоциональных состояний; существенно повышает личностную ценность, содействует повышению уверенности в себе.

Арт-терапия очень действенна при проработке и разрешении травмирующих ситуаций и излечении психосоматических заболеваний путем активизации творческих процессов. От профессионального или любительского творчества арт-терапию отличает, прежде всего, отсутствие критериев качества творческого продукта, ориентация на процесс, а не на результат.

Особенно перспективна арт-терапия при работе с детьми с их образным мышлением, и потому психологи, ищущие решение проблемы: как избавиться от чувства страха (особенно у совсем маленьких детей), рано или поздно обращаются к ней.

Страх и арт-терапия. Механизм воздействия

Преимуществом является ее игровой, близкий к повседневной деятельности детей характер, позволяющий актуализировать и решить проблему. Это один из способов обретения контроля над ситуацией, доступный ребенку. Первоначально малыш боится передавать свою тревогу в виде образов, и преодоление внутреннего барьера и начало творческой работы является первым шагом к последующему исцелению. Затем ребенок «приручает», а в ряде случаев и «называет» свою боязнь, превращая нечто жуткое и тревожное в безобидный рисунок, который можно порвать, или в фигурку из пластилина, которую легко смять. Постоянное чувство тревоги и страха превращается в художественный образ, в объект творческой манипуляции. В художественной форме малыш выражает свои переживания и желания, дает выход эмоциям, перекраивая реальные травмирующие ситуации.

Наиболее действенна арт-терапия при избавлении от воображаемых страхов и от страхов, вызванных достаточно давними реальными событиями. По отношению к «свежим» страхам этот метод несколько менее успешен.

Этапы работы со страхом в арт-терапии
Первый этап арт-терапии носит подготовительный характер и заключается в установлении контакта между ребенком и психологом, между детьми в группе, привыкании к новой обстановке (если арт-терапия проводится не на дому) и ознакомлении с правилами работы. Очень важно объяснить ребенку, что его творческая деятельность не будет оцениваться по пятибалльной или любой иной шкале, и что он не должен ориентироваться на чьи-либо ожидания.

Со второго этапа начинается само преодоление боязни у детей: на этом этапе формулируется проблема и начинается эмоциональное раскрытие. Ребенок называет свой страх и изображает его избранными методами: рисует, помещает в условное пространство сказки, лепит и т. д. Этот этап продолжается до тех пор, пока травмирующая ситуация не будет раскрыта полностью и все связанные с ней негативные эмоции не будут изжиты. Очень важна динамика творческого процесса, отражающая как особенности личностного развития, так и постепенное избавление от негативных эмоций. Страх отделяется от личности ребенка. И маленький художник уже может манипулировать им, а не подчиняться ему.

Очень действенным является метод переработки пугающего образа в образ смешной. Высмеивание страха. Или переработка враждебного образа в дружественный образ. Есть и более радикальные методы. Чтобы распрощаться со своими тревогами можно их изображения рвать, мять, смывать в унитаз, закапывать или сжигать. Лучше выяснить у ребенка, какой из методов ему кажется наиболее эффективным в борьбе со своими страхами.

Третий этап - этап преодоление страхов и неуверенности в себе. Ребенок перестает ассоциировать себя с жертвой и начинает отождествлять с героем-победителем. Характер рисунков и другой творческой деятельности резко меняется. Чувство страха уходит одновременно с формированием новых способов поведения, наблюдается повыше
ние самооценки. Это чувство можно закрепить придумывая и иллюстрируя , который побеждает все неприятности на своем пути.

На четвертом этапе закрепляется сформированное мироощущение и способы преодоления страхов. Ребенок осознает свои возможности, знает, как справиться самостоятельно с проблемой в случае рецидивов.

Разумеется, приведенная схема носит общий характер, и ее реализация в каждом конкретном случае будет иметь свою специфику, связанную, в том числе и с избранной формой творчества.

Пути решения проблемы

Благодаря наличию множества видов творчества арт-терапия позволяет подобрать вариант для любого ребенка и любого случая. Например, техника рисования пальчиками, позволяет работать даже со слабовидящими и совсем маленькими детьми.

Достаточно широко применяются также танцевальная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, фото- и видеотерапия, драматерапия, а также интермодальная терапия, объединяющая живопись, драматургию, пластику, риторику и другие виды искусства.

Татьяна Павлова
Тренинг «Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов»

Хочу предложить вашему вниманию тренинг , который я проводила с коллегами : педагогами- психологами нашего района. Также этот тренинг можно адаптировать для детей старшей группы.

Концепция. В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. Страхи сопровождаются дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности, тревожности. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами . Применение арт-терапевтических упражнений незаменимо в случаях эмоциональных нарушений (страх , тревожность)

Цель : преодоление страхов с помощью арт-терапии .

Задачи :

Повышение уверенности в себе;

Формирование положительной Я –концепции;

Преодоление негативных переживаний;

Снижение эмоционального напряжения.

Предполагаемый результат : Участники тренинга , научатся преодолевать страхи с помощью арт-терапевтических методов .

Материал и оборудование : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Формы работы : арт-терапия

Количество участников :

Основная часть.

Введение. (Мини-лекция)

Сегодня мы с вами рассмотрим приемы преодоления страхов и тревожности у людей с помощью арт-терапевтического метода экспрессивного рисования. Экспрессивный рисунок является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение. С помощью зрительных образов участнику легче выразить неосознаваемые внутренние конфликты и страхи , чем высказать их в словах. Арт-терапевтические упражнения служат средством свободного самовыражения и самопознания, предполагают атмосферу доверия, внимания к внутреннему миру человека .

Сразу мы оговорим правила, которых будем придерживаться на протяжении всего занятия :

открытое общение

активность

безоценочные суждения

добровольное участие

здесь и сейчас

Знакомство (сбор ожидания) :

Предлагаю начать наш тренинг со знакомства и ожиданий от предстоящего тренинга .

Упражнение «Наши ожидания»

Цель : выявление ожиданий участников. Корректировка запроса .

В конце тренинга у нас с Вами будет возможность проанализировать свои ожидания. Сейчас, мы переходим к упражнению, которое называется «Волшебные зеркала» .

Упражнение «Волшебные зеркала»

Цель : формирование положительной Я -концепции, повышение уверенности в себе, снижение тревожности.

Предлагается Вам нарисовать себя в 3-х зеркалах, но не простых, волшебных : в первом – маленьким и испуганным, во втором – большим и весёлым, в третьем – небоявщимся ничего и сильным.

Теперь каждый должен представить свой рисунок и ответить на следующие вопросы

1. Какой человек выглядит симпатичнее?

2. На кого ты сейчас похож?

3. В какое зеркало ты чаще всего смотришься в жизни?

4. На кого ты хотел бы быть похож?

5. Какие ощущения у тебя возникали в процессе рисования 3-х рисунков?

Упражнение 2. «Нарисуй свой страх »

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха , снижение эмоционального напряжения.

Сейчас, предлагаю вам нарисовать свой страх . А затем, по очереди рассказать о своих рисунках.

1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.

2. Что вы чувствовали во время рисования?

Предлагаю Вам несколько вариантов на выбор избавления от своего страха : уничтожить рисунок (страх ) ; превратить страшное в смешное , дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы :

1. Какой способ избавления от страха вы выбрали ?

2. Какие ощущения у вас возникали во время «избавления» ?

3. Изменилось ли ваше отношение к данному страху теперь ?

Заключение.

Мы заканчиваем наше занятие здесь и сейчас, хочу поблагодарить всех участников нашего занятия, скажите, пожалуйста, как вы себя чувствуете, оправдались ли ваши ожидания от сегодняшнего занятия.

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии



Публикации по теме