Азбука общения с ребенком. Тренинг для родителей «Азбука общения Консультация для педагогов дошкольников азбука общения

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.

Основными методами воспитания ребенка остались крики, возмущения, угрозы, приказы, наказания; часто родители пользуются негативными установками, не думая о последствиях. Однако современные дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны родителей, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважение, активно сопротивляются. Поэтому они часто становятся агрессивными уже с дошкольного возраста. Существует проблема гражданской и коммуникативной компетентности общества. В связи с этой проблемой предлагаем вниманию пять методов, позволяющих избежать насилия по отношению к своим детям.

Эти методы нужно применять в данной последовательности.

1. Вместо приказа - просьба. Откажитесь от риторических вопросов к ребенку типа: «Почему в комнате беспорядок? Почему ты все еще сидишь перед телевизором? » а просто попросите: «Убери игрушки на место, пожалуйста».

2. Вместо возмущения - активное слушание. Если ребенок не выполняет вашу просьбу и плохо себя ведет, значит, на глубинном уровне не удовлетворяются его основные потребности. Активное слушание должно быть направлено на выявление этой самой неудовлетворенной потребности, но не путем расспросов, а очень непривычным для нас способом. Нужно ваши догадки произносить в утвердительной норме, при этом обозначив чувства ребенка. Например, ребенок не выполняет просьбу матери убрать разбросанные игрушки. Мама говорит без всяких вопросительных интонаций: «Тебе не хочется убирать сейчас игрушки, потому что ты устал. Тебе кажется, что это трудно» Вы не поверите, но эти простые слова могут иметь магическое действие - ребенок тут же займется уборкой. Почему? Просто мама заметила, что ему не хочется этого делать, проявила участие.

Попробуйте! Испытав действие этого приема хотя бы раз, вы пожалеете, что не знали о нем раньше.

3. Вместо наказания и угрозы - поощрение. Нет более сильного мотива. Чем внутреннее стремление ребенка ладить со своими близкими и желание получать награду. Поощрения могут быть такими: мы сходим с тобой в кофе - мороженное, музей, на экскурсию, в кино, на прогулку, устроим чаепитие, пригласим твоего друга в гости, поиграем с тобой, порисуем и тому подобное.

4. Приказ, как утверждение родительской власти, необходим, если ребенок упорно не приступает к выполнению вашей просьбы. Он должен быть произнесен твердо, но спокойно. После того как вы применили командный голос, нужно твердо стоять на своем. Эмоции, объяснения, аргументы, обвинения и угрозы только ослабляют вашу позицию. Повторяйте ваш приказ до тех пор, пока не добьетесь выполнения. Если все же добиться своего не удалось, используйте следующий прием.

5. Вместо наказания и угрозы - время для «остывания». Можно отправить ребенка в свою комнату, чтобы он выпустил пар. Время тайм - аута зависит от возраста: по одной минуте на каждый год, прожитым ребенком. Этот метод хорошо использовать с ребенком до 10 лет. Нужно помнить, что тайм - ауты не работают, если ребенок с удовольствием уходит в свою комнату. В таком случае для обдумывания своего поступка надо выделить другое помещение. По завершении тайм - аута снова повторите свою просьбу.

Старайтесь не критиковать своего ребенка. Критика настраивает детей против взрослых, побуждает их к бунту. Осыпая ребенка негативными замечаниями, вы лишаете его возможности стать лучше.

Применяя новые методы, мы сможем без наказания и угроз держать ситуацию под контролем, поможем ребенку стать успешным человеком, способным завоевать этот мир, найти свое место в нем.

Но так, же помните, очень опасно стараться быть идеальным родителем. Попытка научить ребенка «всему и быстро» лишь пробудит защитную реакцию его личности.

Ребенок приходит в мир со своей собственной программой, и ваши воспитательные усилия могут либо помочь ему проявить все, что заложено «свыше». Либо пустить блуждать по окольным тропам без ярких впечатлений и радости победы.

Ребенок, выросший в благоприятных условиях, сосредоточен на себе и не пытается контролировать свои поступки: он уверен, что родители рядом и в случае необходимости подстрахуют его.

Уверенность в собственной безопасности позволяет ребенку сотрудничать. Беседовать, учиться, устанавливать стабильные отношения любви и привязанности с окружающими. Он легко взаимодействует, набирая информацию, то есть легко и быстро развивается. Он пребывает в блаженном неведении об опасностях окружающего мира и поэтому легко идет вперед, обучается, дерзает и наслаждается жизнью.

Дайте ребенку возможность самому выбирать направление приложения усилий.

Не позволяйте ему лентяйничать!

И позвольте совершать ошибки.

Если вам не удастся преодолеть себя, то ребенок останется неумехой или вырастет человеком с подавленной инициативой - конформистом.

Ребенок, смотрящий на мир лишь с позиции собственной выгоды, лишается тем самым возможности развития собственной личности. Он воспринимает окружающую среду как нечто инородное и враждебное, а отнюдь не как питательную, почву, способствующую его росту.

Консультация для родителей «Азбука общения с ребёнком».

Подготовила воспитатель средней группы: Хидиятуллина А.Н.

Очень не многие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

Дети требуют не внимания – опеки, а внимания – интереса, который им можете дать только Вы – их родители. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается личностный стиль и появляется представление о самом себе.

Родители должны обеспечить своему ребёнку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а также для того, чтобы не упустить возможности ориентировать ребёнка на максимальное раскрытие его внутреннего потенциала, а для этого надо помнить следующее:

  1. для ребёнка Вы являетесь образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению подражая, слушая, наблюдая за Вами. Ваш ребёнок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «да, он разговаривает точь-в-точь, как его отец или мать!»
  2. ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо чаще, чем может сказать.
  3. речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  4. Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении Вашего малыша умению думать и говорить.
  5. нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удалённых от него.
  6. следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое развитие ребёнка является решающим.
  7. по возможности нужно присоединиться к ребёнку, когда он смотрит телевизор и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
  8. у каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребёнка реальные цели.
  9. старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если Вы не в состоянии выполнить все его желания и просьбы: родителям тоже нужно «жить».
  10. нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы у ребёнка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.

В принципе, большинство родителей настроены на то, чтобы общаться с детьми, однако им порой не хватает умения. Пусть Ваш ребёнок знает, что Вы его понимаете и сочувствуете ему. Дети не любят, как и мы с Вами, когда их бранят, читают морали или критикуют, поэтому они часто «выключаются» в разговоре с родителями, а позже пропускают мимо ушей и то, что говорят педагоги.

Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь с матерью. Её материнская любовь вызывает у малыша ответное тёплое чувство. А что может быть лучше?!

Мы все нуждаемся в доброте, любви, понимании, заботе, уважении и улыбке – символ человечности и согласия. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Так, улыбайтесь своему малышу чаще!!!

Консультация для родителей

Безопасность

ребенка в быту

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка.

Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио и видео технике и взрывоопасным предметам.

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время!

Но если Вам всё-таки пришлось уйти, то сначала:

  • Проведите с ним профилактическую беседу, объясните, какие из окружающих его предметов способны причинить ему травму, пользование какими приборами для него категорически запрещено.
  • Займите ребенка безопасными играми.
  • Закройте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми можно оставить форточки или фрамуги.
  • Перекройте газовый вентиль на трубе.
  • Уберите с плиты кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их, ребенок может получить ожоги.
  • Проверьте правильность размещения игрушек, они не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как ребенок, пытаясь достать игрушку со шкафа, может получить травму при падении.

Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате!

  • Выключите и по возможности изолируйте от ребенка все электроприборы, представляющие для него опасность.
  • Изолируйте от ребенка спички, острые, легко бьющиеся и легковоспламеняющиеся предметы.
  • Изолируйте от ребенка лекарства и медицинские препараты (таблетки, растворы, мази), средства для мытья посуды и уборки помещения. Они могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи, отравление.

Следите за тем, чтобы ваш ребенок был под присмотром, ухожен, одет, накормлен и вместе с вами познавал мир через окружающие его предметы, а не самостоятельно, через травматизм и опасность жизнедеятельности!

Источники

потенциальной опасности для детей

  1. Предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться:
  • спички;
  • газовые плиты;
  • печка;
  • электрические розетки;
  • включенные электроприборы.
  1. Предметы, с которыми детей нужно научить обращаться (зависит от возраста):
  • иголка;
  • ножницы;
  • нож.

3. Предметы, которые необходимо хранить в недоступных для детей местах:

  • бытовая химия;
  • лекарства;
  • спиртные напитки;
  • сигареты;
  • пищевые кислоты;
  • режуще-колющие инструменты.

Ребенок должен запомнить:

  • Когда открываешь воду в ванной или в кухне, первым отворачивай кран с холодной водой. Чтобы не обжечься, добавляй горячую воду постепенно.
  • Никогда не прикасайся к электрическому прибору (стиральная машина, чайник, фен и т.д.), когда у тебя мокрые руки, потому что вода – хороший проводник электричества, и ты можешь получить сильный удар током.
  • Не трогай экраны включенного телевизора или компьютера. На экране может скопиться статический электрический заряд, и тогда тебя ударит током.

Ольга Теплых
Тренинг для родителей «Азбука общения»

Тренинг для родителей «Азбука общения »

Цель : способствовать преодолению родителями трудностей в общении и взаимодействии с детьми.

Задачи :

Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии с детьми.

Упражнять родителей в построении эффективного общения с детьми .

Продолжительность занятия : 1 час.

Материал : бейджики на каждого участника, ручки на каждого участника, бумага, фломастеры, задания на каждого участника, памятки.

План проведения.

Упражнение «Знакомство» .

- Родителям предлагается оформить свои визитные карточки, где желательно красочно написать свое имя, которым они хотели бы, чтобы их называли другие участники во время занятий. Затем все садятся рядом друг с другом, образуя большой круг, и представляются по очереди.

Вступление.

В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении общения с ребенком для его развития. Теперь уже стало бесспорной истиной, что общение так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и медицинский уход, но лишен общения со взрослым , плохо развивается не только психически, но и физически : он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. И если продолжать сравнение с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только полезным, но и вредным. Плохая еда отравляет организм, а неправильное общение «отравляет» психику ребенка, эмоциональное благополучие и его психологическое здоровье ставит под удар.

- «Проблемные» , «трудные» , «непослушные» , «дети с комплексами» , «забитые» – это результат неправильно сложившихся отношений в семье. Практическими психологами открыт был важный факт : оказалось, что большинство родителей , которые обращаются за помощью по поводу трудных детей, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями . На основании этих и других фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном детстве, и, как правило, бессознательно.

В нашей стране наиболее известной, доступной по изложению, действенной и полезной книгой является «Общаться с ребенком, как?» Ю. Б. Гиппенрейтер. На нашей сегодняшней встрече мы с вами познакомимся с основными положениями из этой книги».

Практическое упражнение.

Уважаемые, родители сейчас по кругу я предлагаю вам высказаться по следующему вопросу : есть ли у вас проблемы в общении с ребенком , если есть, то какие?

(Ответы родителей )

После того, как все родители высказались , психолог делает вывод о схожести проблем, которые возникают у родителей в общении с детьми . Затем раздает памятки «Общаться с ребенком, как?» , где отражены основные принципы общения с ребенком .

Обращается внимание родителей на первый принцип «Безусловное принятие ребенка» .

Родителям задается вопрос :

Что такое, по вашему мнению, безусловное принятие ребенка?

(Ответы родителей )

Безусловное принятие ребенка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.

Не редко можно услышать от взрослых такое обращение к ребенку : «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой, то я буду тебя любить» или «Не жди от меня хорошего, пока не перестанешь лениться…» В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят, «только, если» .

Давайте посмотрим, насколько Вам удается принимать своих детей.

Диагностика.

Родителям предлагается закрыть глаза и вспомнить сколько раз за предыдущий день они обратились к своему ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько раз – с отрицательным (упреком, замечанием, критикой) .

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать. Следующий принцип, с которым мы с вами познакомимся, называется активное слушание – это значит «возвращать» ребенку в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Понять это нам помогут следующие ситуации.

Решение проблемных ситуации.

1. Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее 3-х летний малыш в слезах : «Он отнял мою машинку!» .

2. Мама с 5-ти летней дочкой собираются гулять; мама говорит, что нужно одеться потеплее, на улице холодно, но дочка капризничает и не хочет надевать «эту уродскую шапку» .

(Родителям предлагается высказаться, как бы они поступили, что бы сказали в этих ситуациях)

Затем предлагаются правильные фразы :

1. Ты очень огорчен и рассержен на него.

2. Тебе она очень не нравится.

Если вы хотите послушать своего ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, можно слегка притянуть ребенка к себе, или придвинуть свой стул к нему поближе.

Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует ему задавать вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Также в беседе важно «держать паузу» . После каждой вашей реплики лучше помолчать. В вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Вы меня, уважаемые родители , можете спросить : «А как же быть с нашими чувствами? Мы же тоже люди, мы устаем, сердимся, волнуемся и обижаемся. Нам тоже бывает трудно с детьми. А кто нас будет слушать?» Так вот в таких случаях очень хорошо помогают «Я-сообщения » или «Я-высказывания» . Что это такое? Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. «Я-сообщения » содержат личные местоимения : я, мне, меня.

1. Сообщаем о своем чувстве от первого лица («Я расстраиваюсь…)

2. Говорим о причине негативного чувства, в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры)

3. Говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка …я бы хотела, чтобы после игры ты клал все игрушки на свое место»)

Упражнение «Мой идеальный ребенок» .

Психолог предлагает родителям назвать себя от третьего лица и рассказать о своем ребенке в положительном ключе, а нежелательные (по мнению родителей ) качества ребенка перевести по ходу рассказа, в положительные, также можно назвать качества, которых пока еще нет у ребенка, но они обязательно сформируются. Например : «У Натальи Ивановны есть замечательный сын Максимка. Он очень добрый мальчик, помогает маме мыть посуду. Дружно играет с ребятами в детском саду, он лидер, всегда придумывает новые игры, и уже лучше слушается взрослых, он стал

Завершение.

Хотелось бы от вас услышать ваше мнение о том, что понравилось? Что запомнилось? Что возьмите себе на заметку и в практику общения со своим ребенком ?

Литература :

Шипицына Л. М. и др. Азбука общения : Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет)

Издательство : Детство-Пресс, 2010 г.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как?. - АСТ, Астрель, Харвест, Москва. ; 2008. – 83 с.

Азбука общения.

Очень не многие из нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.

Дети требуют не внимания – опеки, а внимания – интереса, который им можете дать только Вы – их родители. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими, у него вырабатывается личностный стиль и появляется представление о самом себе.

Родители должны обеспечить своему ребёнку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а также для того, чтобы не упустить возможности ориентировать ребёнка на максимальное раскрытие его внутреннего потенциала, а для этого надо помнить следующее:

  1. для ребёнка Вы являетесь образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению подражая, слушая, наблюдая за Вами. Ваш ребёнок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверное, приходилось слышать: «да, он разговаривает точь-в-точь, как его отец или мать!»
  2. ребёнок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо чаще, чем может сказать.
  3. речь ребёнка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание, читают ему.
  4. Вам принадлежит исключительно активная роль в обучении Вашего малыша умению думать и говорить.
  5. нужно обеспечить ребёнку широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира. Это позволит ему больше узнать о доме и местах, удалённых от него.
  6. следует уделять ребёнку больше времени, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое развитие ребёнка является решающим.
  7. по возможности нужно присоединиться к ребёнку, когда он смотрит телевизор и стараться узнать, что его интересует, обсуждать увиденное.
  8. у каждого ребёнка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и для ребёнка реальные цели.
  9. старайтесь, чтобы ребёнок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений, но не терзайтесь, если Вы не в состоянии выполнить все его желания и просьбы: родителям тоже нужно «жить».
  10. нужно помнить, что дети больше всего любят учиться, даже больше, чем есть конфеты, но учение – это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребёнок устанет от неё. Главное, чтобы у ребёнка было постоянное ощущение «голода» из-за недостатка знаний.

В принципе, большинство родителей настроены на то, чтобы общаться с детьми, однако им порой не хватает умения. Пусть Ваш ребёнок знает, что Вы его понимаете и сочувствуете ему. Дети не любят, как и мы с Вами, когда их бранят, читают морали или критикуют, поэтому они часто «выключаются» в разговоре с родителями, а позже пропускают мимо ушей и то, что говорят педагоги.

Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь с матерью. Её материнская любовь вызывает у малыша ответное тёплое чувство. А что может быть лучше?!

Мы все нуждаемся в доброте, любви, понимании, заботе, уважении и улыбке – символ человечности и согласия. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Так, улыбайтесь своему малышу чаще!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей "Общение с ребенком"

Анкета помогает воспитателю раскрыть особенности общения родителей со своими детьми, если нужно дать конкретные рекомендации по коррекции поведения ребенка....

Рекомендации для родителей по преодолению собственных агрессивных проявлений в общении с ребенком

Агрессия - это действие, агрессивность - готовность к совершению таких действий. Существует непосредственная связь между стилями воспитания в семье и проявлениями агрессии у детей....

Ирина Лукина
«Азбука общения». Родительское собрание

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы рады встрече с вами. Вы первые и самые важные учителя своего ребёнка. Первая его школа - ваш дом - окажет огромное влияние на то. что он будет считать важным в жизни. Дети всему учатся в общении со взрослыми . "Годы чудес" - так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Об этом пойдёт сегодня разговор. Надеемся, ваш опыт и родительская зоркость помогут нам найти ответы на многие вопросы.

Как Вы думаете, когда следует начинать прививать ребёнку навыки культурного поведения? В каком возрасте?

Какие привычки культурного поведения имеет Ваш ребёнок? Пожалуйста приведите примеры.

Умеет ли Ваш ребёнок говорить вежливые слова? Как Вы этого добиваетесь?

Именно игра и сказка должны стать вашими верными помощниками. Можно использовать маски, игрушки. Если мы, взрослые, захотим, то сможем превратиться на время в волшебников, чтобы помочь детям овладеть правилами поведения.

А сейчас мы с вами немного поиграем и вспомним основные правила культурного поведения.

Игра "Научим Карлсона хорошим манерам" (под музыку родители передают игрушку , когда музыка остановится, тот, у кого игрушка, говорит правило культурного поведения.)

Нужно ли упражнять ребёнка в навыках культурного поведения?

Имеют ли успех в воспитании такие методы, как беседа, наказание, нравоучение? Мы, взрослые, знаем : вежливое слово становится и волшебным. Но как же научить ребёнка говорить волшебные слова?

Вот Вам небольшая история, знакомая многим :

1. - Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша,а ты почему не здороваешься? Сейчас же скажи : "Здравствуйте. " Ну, чего ты молчишь, поздоровайся с Анной Ивановной. Сейчас же скажи : "Здравствуйте". Я жду. В кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание. Ну, скажите, как мне ещё его учить?

Какие советы Вы дали бы маме? Как бы Вы поступили?

2. Следующая ситуация : "Вы едете в переполненном автобусе. К счастью, Вы и ребёнок сидите. В автобус заходит пожилая женщина с тяжёлыми сумками". Ваши действия.

3. Встретившись на улице с коллегой по работе, вы разговариваете. Ваш ребёнок то и дело прерывает вас : "Мам, пойдём!" Ваша реакция?

Известная поэтесса Агния Барто писала : "Когда не ладятся дела, мне помогает похвала". Хвалите ребёнка каждый день. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получит утром до прихода в детский сад; вечером по дороге домой обязательно найдите повод похвалить, а дома в присутствии родственников, соседей, друзей - хвалите. И Вы увидите, как быстро ребёнок усваивает правила поведения.

А сейчас мы предлагаем Вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносе. Если ребёнок всегда выполняет данное правило, Вы кладёте на стол фишку синего цвета, если не всегда или неправильно - жёлтого,если не выполняет - красного.

1. Ребёнок самостоятельно моет руки перед едой, после посещения туалета, вытирается развёрнутым полотенцем.

2. Аккуратно вешает одежду.

3. Умеет самостоятельно пользоваться носовым платком.

4. Вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за оказанную услугу.

5. При встрече приветливо здоровается; прощаясь, всегда говорит "до свидания"

6. Не бросает на улице, в помещении бумажки.

7. Умеет при необходимости извиниться.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут Вам решить, над чем следует поработать с ребёнком.

Вы немного устали. Сейчас мы с Вами поиграем в детскую игру, которая тоже помогает развитию у детей навыков культурного поведения. Называется она "Пожалуйста". Вы и дома можете играть в эту игру с детьми.

Если я скажу "пожалуйста" - выполняйте задание, не скажу - не выполняйте.

"Пожалуйста", хлопните в ладоши;

"Пожалуйста", поднимите руки;

Опустите руки;

"Пожалуйста, опустите руки;

Поднимите правую руку;

"Пожалуйста, поднимите левую руку.

В помощь в развитии у ребёнка культуры поведения мы Вам ещё хотим предложить памятки "Секреты воспитания вежливого ребёнка". Надеемся, что Вам они помогут (родителям раздаются памятки ) .



Публикации по теме