Беседа с родителями в начальной школе. Особенности беседы с родителями детей, которые должны проходить психотерапию Беседы с родителями алкоголь в семье

Памятка детям:
как общаться
со сложными родителями

Инструкция для детей матерей-одиночек, алкоголиков, разведенных
и других родителей

Памятка детям: как общаться со сложными родителями

Инструкция для детей матерей-одиночек, алкоголиков, разведенных и других родителей

Мать-одиночка

Нас постоянно пичкают советами, как вести себя со сложными детьми, рассказывают про их кризисы и особенности, но молчат о том, как детям вести себя с родителями, у которых, мягко скажем, не все в порядке. Мы решили опросить людей, выросших в не самых простых семьях, и попробовать понять, как себя вести, если поддержки от взрослых ждать не приходится. Уверены, что наша памятка может помочь и давно выросшим детям. Ведь если дети для родителей всегда дети, даже когда им за 20, то и родители всегда остаются родителями, даже если они давно впали в маразм или утратили свое былое влияние на нас.

Женщина, которая после развода всю свою тоску по отношениям, близости и теплу перенесла на детей. Еще хуже, если ребенок единственный. Не нам и не вам осуждать такое поведение и советовать «найти себе кого-нибудь». Мало того что это бестактно и даже жестоко, это еще и абсолютно неэффективно. Только обидите или разозлите. Но надо придумать, как спасаться от этой удушающей любви или гипертрофированного контроля, что на самом деле примерно одно и тоже. Порядок действий такой.

Мать-одиночка

Усыпите бдительность и понизьте тревогу хорошим поведением (как она его понимает), эсэмэсками, звонками в случае неночевки или опоздания, совместным ужином раз в неделю, совместным отпуском (спокойно! от этого еще никто не умирал). Держитесь месяц-два-три.

Увеличьте дистанцию. Осторожно начинайте заводить разговоры об отдельном проживании, конечно же, рядом с ней, о том, как вы мечтаете поучиться в другой стране на свои деньги. Плата за свободу - это умение выживать одному. Предупреждаете о том, что на следующей неделе (в следующем месяце) страшно много дел и, возможно, вы будете звонить и писать реже, но телефон всегда будет включен!

Не забывайте интересоваться ее настроением, но не бегите в аптеку, а сочувственно вздыхайте. Это поможет вам обоим перейти на новый этап отношений, когда и вы, и она будете помогать, только если попросят.

Женщина, которая после развода всю свою тоску по отношениям, близости и теплу перенесла на детей. Еще хуже, если ребенок единственный. Не нам и не вам осуждать такое поведение и советовать «найти себе кого-нибудь». Мало того что это бестактно и даже жестоко, это еще и абсолютно неэффективно. Только обидите или разозлите. Но надо придумать, как спасаться от этой удушающей любви или гипертрофированного контроля, что на самом деле примерно одно и тоже. Порядок действий такой.

1) Усыпите бдительность и понизьте тревогу хорошим поведением (как она его понимает), эсэмэсками, звонками в случае неночевки или опоздания, совместным ужином раз в неделю, совместным отпуском (спокойно! от этого еще никто не умирал). Держитесь месяц-два-три.

2) Увеличьте дистанцию. Осторожно начинайте заводить разговоры об отдельном проживании, конечно же, рядом с ней, о том, как вы мечтаете поучиться в другой стране на свои деньги. Плата за свободу - это умение выживать одному. Предупреждаете о том, что на следующей неделе (в следующем месяце) страшно много дел и, возможно, вы будете звонить и писать реже, но телефон всегда будет включен!

Не забывайте интересоваться ее настроением, но не бегите в аптеку, а сочувственно вздыхайте. Это поможет вам обоим перейти на новый этап отношений, когда и вы, и она будете помогать, только если попросят.

3) И последний шаг: окончательно поменяйте алгоритм «контроль, опека - раздражение, скандал» на «уважение - уважение». Помогайте маме, если она попросит, знакомьте с партнером, если хотите этого сами, раз в месяц обедайте вместе, раз в год проводите вместе отпуск. И главное: если вы хотите, чтобы вас уважали и не надоедали вам, не ведите себя как подросток, который, с одной стороны, хочет быть независимым, а с другой - бежит к мамке, как только ему прищемят хвост. Взрослый - значит взрослый.

И последний шаг: окончательно поменяйте алгоритм «контроль, опека - раздражение, скандал» на «уважение - уважение». Помогайте маме, если она попросит, знакомьте с партнером, если хотите этого сами, раз в месяц обедайте вместе, раз в год проводите вместе отпуск. И главное: если вы хотите, чтобы вас уважали и не надоедали вам, не ведите себя как подросток, который, с одной стороны, хочет быть независимым, а с другой - бежит к мамке, как только ему прищемят хвост. Взрослый - значит взрослый.

Родитель-алкоголик

Родитель-алкоголик

Дети алкоголиков бывают очень разными, но одно качество есть в каждом из них: они привыкли жить в непредсказуемом, меняющемся, наполненном тревогой и ожиданием мире. Они не знают, что такое стабильность, что такое тыл, что такое ровная постоянная близость. Они все держат под контролем, кладут жизнь на то, чтобы упорядочить хаос и приструнить распоясавшуюся реальность.

Второй тип детей алкоголиков - это люди-жилетки. Они прислушиваются к каждому сбою вашего дыхания, распознают ваше настроение по выбору носков, успокаивают, подстраиваются и душат-душат-душат мягким контролем. Что делать, если вы один из них? Как общаться с родителями, если они зависимые алкоголики или наркоманы?

1) Первое и главное условие - уезжайте. Вам страшно за них, вам стыдно за них, вы хотите защитить и убить их одновременно? Уезжайте! Только физическая дистанция, только хардкор. Когда вас начинает мучить чувство вины и страха, что с ними что-то случится или ваши близкие и друзья рассказывают вам, какой вы плохой и незаботливый ребенок, вставьте беруши и привяжите себя скотчем к стулу.

2) Звоните пару раз в неделю и справляйтесь о том, как идут дела. Но избавьтесь от привычки сразу злиться или в тревоге нестись помогать. Ему вы уже ничем не поможете, да и никогда не могли помочь. То, что вы принимали за помощь, было подтверждением вашей значимости, которое, в свою очередь, хоть немного гасило вашу тревогу.

Вполне возможно, что вы относитесь к типу детей-алкоголиков, которые вычеркнули своих родителей из жизни. Если вы приняли их и отпустили с миром - это одно, а если при одном воспоминании у вас начинают ходить желваки и гнев вперемешку со стыдом полностью завладевает вами - значит, вы не решили ситуацию, а в отчаянии сделали вид, что этого нет, и рано или поздно вас накроет.

3) Попытайтесь наладить минимальный контакт. Придется пройти через гнев, стыд, вину, отчаяние, разочарование и удушающую жалость. Но если после всего этого вы сможете почувствовать, что перед вами взрослый человек, который решил поступить со своей жизнью таким образом по своей воле, вам станет чуть легче. И да, ваша мама или ваш папа - алкоголик. И да - этого не изменить, но подумайте, сколько сил и навыков вам дало это в жизни. Посмотрите на этих хлюпиков и маменькиных сынков, выросших в неге и заботе. Чего они добились? Вот то-то и оно. Позвоните маме или папе. И наплюйте на то, что о них думают окружающие.

Дети алкоголиков бывают очень разными, но одно качество есть в каждом из них: они привыкли жить в непредсказуемом, меняющемся, наполненном тревогой и ожиданием мире. Они не знают, что такое стабильность, что такое тыл, что такое ровная постоянная близость. Они все держат под контролем, кладут жизнь на то, чтобы упорядочить хаос и приструнить распоясавшуюся реальность.

Второй тип детей алкоголиков - это люди-жилетки. Они прислушиваются к каждому сбою вашего дыхания, распознают ваше настроение по выбору носков, успокаивают, подстраиваются и душат-душат-душат мягким контролем. Что делать, если вы один из них? Как общаться с родителями, если они зависимые алкоголики или наркоманы?

Научитесь относиться к пьющему родителю как к взрослому человеку, который достоин уважения и сам знает, что ему делать. Если родитель пытается разжалобить вас, вам придется быть вежливым, но вестись на эти манипуляции. Да, жалко, да, больно, но так уж сложилось. Если ваш родитель с вами агрессивен, стратегия поведения та же. Спокойно, уважительно, но на дистанции.

Отчим или мачеха

1) Лучше выбрать спокойную позицию наблюдателя. Вы ничего не должны этому человеку. Он сам выбрал себе партнера с ребенком. Это не значит, что он должен ходить перед вами на задних лапах, вовсе нет. Но для начала можно просто быть вежливыми друг c другом. Присмотритесь к нему: что в нем хорошего, что неприятного. Волею судьбы вам придется какое-то время быть вместе. Ровно так же нужно вести себя, когда вы уже выросли, а ваши мама или папа решили обзавестись другой семьей. Любые эмоции будут в этой ситуации лишними. Вполне возможно, что потом вы станете друзьями. Или, наоборот, решите, что неприятны друг другу. Но чтобы это понять, нужно время. Передохните чуток.

2) Если первый этап прошел относительно спокойно и все выжили, можно приступать к налаживанию отношений. Вам придется балансировать между тремя людьми. Например, вашей мамой, вашим папой и его новой женой. Вполне возможно, что для мачехи вы будете вечным напоминанием о бывшей любви папы, для мамы - мостиком для сохранения отношений или манипуляцией папой, а для папы - либо обузой, либо вечным генератором чувства вины. Не жизнь, а чудо. Сохраняйте нейтралитет. Пусть сами разбираются. Не старайтесь утешить или намеренно разозлить. Вашим приоритетом остается ваша собственная жизнь. Общайтесь и с той семьей, и с этой, но в меру. Может быть, именно ваша позиция рано или поздно приведет их к миру и пусть шаткому, но согласию.

Первое и главное условие - уезжайте. Вам страшно за них, вам стыдно за них, вы хотите защитить и убить их одновременно? Уезжайте! Только физическая дистанция, только хардкор. Когда вас начинает мучить чувство вины и страха, что с ними что-то случится или ваши близкие и друзья рассказывают вам, какой вы плохой и незаботливый ребенок, вставьте беруши и привяжите себя скотчем к стулу.

Дружные родители с единственным ребенком

Попытайтесь наладить минимальный контакт. Придется пройти через гнев, стыд, вину, отчаяние, разочарование и удушающую жалость. Но если после всего этого вы сможете почувствовать, что перед вами взрослый человек, который решил поступить со своей жизнью таким образом по своей воле, вам станет чуть легче. И да, ваша мама или ваш папа - алкоголик. И да - этого не изменить, но подумайте, сколько сил и навыков вам дало это в жизни. Посмотрите на этих хлюпиков и маменькиных сынков, выросших в неге и заботе. Чего они добились? Вот то-то и оно. Позвоните маме или папе. И наплюйте на то, что о них думают окружающие.

Звоните пару раз в неделю и справляйтесь о том, как идут дела. Но избавьтесь от привычки сразу злиться или в тревоге нестись помогать. Ему вы уже ничем не поможете, да и никогда не могли помочь. То, что вы принимали за помощь, было подтверждением вашей значимости, которое, в свою очередь, хоть немного гасило вашу тревогу.

Вполне возможно, что вы относитесь к типу детей-алкоголиков, которые вычеркнули своих родителей из жизни. Если вы приняли их и отпустили с миром - это одно, а если при одном воспоминании у вас начинают ходить желваки и гнев вперемешку со стыдом полностью завладевает вами - значит, вы не решили ситуацию, а в отчаянии сделали вид, что этого нет, и рано или поздно вас накроет.

1. Будучи маленьким, вы чувствовали себя побочным продуктом высоких отношений сосредоточенных друг на друге родителей, который разработали специально, чтобы бабушки и дедушки не скучали на пенсии. Плюс в том, что вы не стали для родителей проектом всей жизни и на вас не сливали свои комплексы и не требовали проживать альтернативную, улучшенную версию родительской жизни - с кубками, медалями и выбранным за вас престижным вузом. Минус: вы до сих пор ощущаете себя лишним. С каждым годом дистанция увеличивается, вы начинаете замечать, что сами избегаете слишком близкого контакта и лишь схематично посвящаете родителей в свои дела. Правда в том, что они и сами хотели бы знать больше, но выстроенная парадигма не позволяет им лезть не в свое дело или давить на вас. Попробуйте первым пойти на сближение. Глобальных советов просить не нужно, просто приоткройте немного створки своей раковины и увидите, как уйдет напряженность в ваших формальных отношениях.

2. Вы понятия не имеете, как вашим родителям удается больше 30 лет жить вместе, обходясь без упреков и ругани. Всю жизнь у вас перед глазами пример идеальных отношений, но вы ни черта не врубаетесь, как они устроены. И это бесит. Вы гадаете, перебирая самые экзотические варианты: возможно, они завсегдатаи свингер-клубов или убили кого-то по неосторожности на студенческой вечеринке и это сообщничество держит их вместе долгие годы? Все гораздо прозаичнее: просто их договор сработал, просто брак - это то, в чем они круты. Уясните, что вы не обязаны пытаться повторить их исключительный опыт. Анализируя очередной провал в собственных отношениях, не примеряйте на себя родительскую модель. Это только обострит ваше «что со мной не так?». Все так, просто по-другому.

3. В таких семьях часто один из родителей оберегает другого от информации и впечатлений, которые, на его взгляд, могут травмировать партнера. Если вы замечаете, что папа не рассказывает маме о ваших новых выдающихся подвигах и вас тоже просит помалкивать, сообщите о своем недовольстве. Только вы вправе решать, что и кому рассказывать. Игра в безопасный испорченный телефон лишь укрепит ваше самосознание побочного продукта. Мало того что побочного, да еще и бракованного и стыдного. Объясните родителям, что вам это совсем ни к чему.

Дружная семья с несколькими детьми

Отчим

или мачеха

1) Родители давно привыкли, что все их дети немного с прибабахом - и каждый со своим. Поэтому давно ничему не удивляются. Один живет на соседней улице, другой - с ними, третий - пять лет в Америке. Наверное, главное, что нужно делать, - это не забывать звонить. Они иногда сами не отдают себе отчета, что волнуются. Это скорее фоновое волнение, когда в детстве понимали, что ребенок как-то незначительно задерживается с прогулки и немного непонятно, надо ли начинать паниковать или это самое время немного отдохнуть от шума и три минуты вздремнуть в кресле. Поэтому заведите привычку связываться с родителями через какой-то промежуток времени - например, раз в неделю.

2) Каким бы взрослым вы ни были и как бы давно ни жили отдельно, считайте, что ничего не изменилось в одном-единственном плане - вы также отвечаете за своих братьев и сестер, как и они за вас. Вы должны прийти на помощь родителям, если у одного из них стряслось страшное: помочь советом, выступить в роли советчика-переговорщика или стать руками страшной операции. Родителям и так непросто, а вы, скорее всего, до сих пор понимаете своих братьев и сестер гораздо лучше, чем они сами.

3 ) Потратьте время на то, чтобы наконец найти ту самую грань взаимоуважения. За все эти годы проживания в большой семье каждый наверняка притомился. Родители устали, что кто-то постоянно вламывается в их спальню и забывает убрать молоко в холодильник, вы устали от того, что вам не перестают советовать надеть шапку. На этом новом этапе отношений важно суметь исключить из этой схемы все раздражающие элементы и, чтобы не заскучать, оставить те, которые радуют и дарят чувство приятной ностальгии. Ну есть же извращенцы, которым нравятся разговоры про шапки.

Разведенные родители

О это чудо, когда вас маленького или уже подросшего знакомят с какой-то тетькой или с каким-то дядькой и в результате оказывается, что это ваш новый член семьи. И не просто член семьи! Это ваш второй папа или мама. Да сейчас, как же! Вот этот вот по-чужому пахнущий с настороженным взглядом, по-чужому одетый будет теперь указывать, что вам делать? Спасибо, нет.

Конечно, это всего лишь одна из возможных реакций, но она самая честная. Все остальное или имитация любви и дружбы для того, чтобы не расстроить одного родителя, или излишняя агрессия, чтобы не расстроить другого. Но в любом случае злитесь ли вы на новую жену папы или нового мужа папы или делаете вид, что вам классно, все равно вести себя лучше одним, самым оптимальным способом.

Люди расстаются по самым разным причинам, а родители, в общем-то, тоже люди. Сам процесс расставания нередко травматичен для ребенка, но именно жизнь после развода может оказаться настоящим испытанием.

То, как вы себя поставите после развода, предопределит очень многое в ваших отношениях с родителями на годы вперед. Как ближайший свидетель, а то и участник драматичных событий, вы вряд ли сможете остаться совсем беспристрастным, тем более что и родители будут настраивать вас против друг друга, пусть порой и неосознанно. Но если вы хотите сохранить отношения с ними обоими, вам нужно научиться не занимать ничью сторону. Как это сделать?

1. Помните: в случившемся, скорее всего, виноваты они оба, а то и не виноват никто. Научитесь не реагировать на рассказы об ужасах былой жизни. Вашим маме и папе понадобятся годы, чтобы суметь взглянуть на свой неудачный брак более или менее взвешенно, так что вы должны оказаться умнее и не дать их непрекращающемуся заочному диалогу отравить вам жизнь здесь и сейчас.

2. Если их совместная жизнь действительно была адом, то развод - не трагедия, а освобождение, в том числе и ваше. Постарайтесь не ревновать, если кому-то из родителей удалось завести другую семью, а попробуйте за него порадоваться и наладить отношения с новой родней. Если же другая семья и стала причиной разрыва, то постарайтесь поддержать того, кто остался один, и воодушевить его начать новую жизнь.

3. Разрыв родителей не означает вашего разрыва с кем-то из них - у вас собственные отношения с каждым. Пропускайте мимо ушей замечания про «мамины штучки» и «папины повадки», вас это не касается. Если повезет, вам еще предстоит сбрасывать на них внуков - к этому моменту хорошо бы прийти не в состоянии войны.

P.S. Не проецируйте случившееся с вашими родителями на себя. Вы похожи на них, но вы - не они. Их неудача в личной жизни не означает, что счастливых союзов не бывает. В то же время учитесь на их ошибках - жениться «потому что мне уже 20», «потому что три года прошло» и даже из-за беременности совершенно не обязательно. Вы же сами видели, что брак и дети не спасают отношения.

Лучше выбрать спокойную позицию наблюдателя. Вы ничего не должны этому человеку. Он сам выбрал себе партнера с ребенком. Это не значит, что он должен ходить перед вами на задних лапах, вовсе нет. Но для начала можно просто быть вежливыми друг c другом. Присмотритесь к нему: что в нем хорошего, что неприятного. Волею судьбы вам придется какое-то время быть вместе. Ровно так же нужно вести себя, когда вы уже выросли, а ваши мама или папа решили обзавестись другой семьей. Любые эмоции будут в этой ситуации лишними. Вполне возможно, что потом вы станете друзьями. Или, наоборот, решите, что неприятны друг другу. Но чтобы это понять, нужно время. Передохните чуток.

Родители за стенкой

Половина страны поколениями живет со своими родителями или бабушками и дедушками, и никто от этого не умирал. И вы тоже не умрете, пусть вам уже не 18 и даже, наверное, не 20 лет. Причины этому могут быть совершенно разными: от нехватки денег на самостоятельную жизнь до боязни, что ваши вещи некому будет стирать и гладить. В любом случае главное - не превратить свою жизнь в советскую бытовую драму про конфликт отцов и детей.

1) Не стоит изображать, что вы эмансипированный подросток, а ваши «предки» - злобные тираны. Этим можно переболеть в детстве. Если вы застряли с родителями, лучше всего представить, что вы снимаете комнату в общей квартире. Уважайте ваших соседей и требуйте уважения в ответ. Общую квартиру надо держать в чистоте, а комнату - в безопасности от внешних проникновений.

2) Чем лучше налажен контакт с родителями, тем проще будет ваше совместное существование. Если они думают, что вы не курите, не пьете и не занимаетесь сексом, вам придется скрывать слишком многое. Скорее всего, они примут все гораздо спокойнее, чем вам кажется. После того как вам будет почти нечего скрывать, вести переговоры станет значительно проще.

3) У родителей тоже есть чувства. Если вы будете их тщательно избегать и отстаивать свою территорию слишком рьяно, они вполне могут подумать, что вы считаете квартиру отелем, а их - обслуживающим персоналом. Так не пойдет, нужен эмоциональный контакт. Лучше всего совместные квесты вроде просмотров кино - так вы сможете не обсуждать подробности вашей жизни и приятно проведете время. Впрочем, и обсуждение вашей жизни тоже может быть отличным квестом.

Если первый этап прошел относительно спокойно и все выжили, можно приступать к налаживанию отношений. Вам придется балансировать между тремя людьми. Например, вашей мамой, вашим папой и его новой женой. Вполне возможно, что для мачехи вы будете вечным напоминанием о бывшей любви папы, для мамы - мостиком для сохранения отношений или манипуляцией папой, а для папы - либо обузой, либо вечным генератором чувства вины. Не жизнь, а чудо. Сохраняйте нейтралитет. Пусть сами разбираются. Не старайтесь утешить или намеренно разозлить. Вашим приоритетом остается ваша собственная жизнь. Общайтесь и с той семьей, и с этой, но в меру. Может быть, именно ваша позиция рано или поздно приведет их к миру и пусть шаткому, но согласию.

Дружные родители
с единственным ребенком

Все детство вы слышали от окружающих: «О, да ты у родителей один? А не похоже!» Будто бы раз у вас нет братьев и сестер, вы должны вести себя как капризный террорист и жадина.

Почти никто из ваших друзей и приятелей не рос в полных семьях. И теперь, когда они рассказывают истории своего становления, падения, алкоголизма или хронической неудачливости в отношениях, то часто указывают именно на этот факт в качестве причины. А вам даже нечем похвастаться: ну да, я такой же дефективный и распущенный, как и вы, но я сам себя таким сделал. Или все-таки нет?

Будучи маленьким, вы чувствовали себя побочным продуктом высоких отношений сосредоточенных друг на друге родителей, который разработали специально, чтобы бабушки и дедушки не скучали на пенсии. Плюс в том, что вы не стали для родителей проектом всей жизни и на вас не сливали свои комплексы и не требовали проживать альтернативную, улучшенную версию родительской жизни - с кубками, медалями и выбранным за вас престижным вузом. Минус: вы до сих пор ощущаете себя лишним. С каждым годом дистанция увеличивается, вы начинаете замечать, что сами избегаете слишком близкого контакта и лишь схематично посвящаете родителей в свои дела. Правда в том, что они и сами хотели бы знать больше, но выстроенная парадигма не позволяет им лезть не в свое дело или давить на вас. Попробуйте первым пойти на сближение. Глобальных советов просить не нужно, просто приоткройте немного створки своей раковины и увидите, как уйдет напряженность в ваших формальных отношениях.

В таких семьях часто один из родителей оберегает другого от информации и впечатлений, которые, на его взгляд, могут травмировать партнера. Если вы замечаете, что папа не рассказывает маме о ваших новых выдающихся подвигах и вас тоже просит помалкивать, сообщите о своем недовольстве. Только вы вправе решать, что и кому рассказывать. Игра в безопасный испорченный телефон лишь укрепит ваше самосознание побочного продукта. Мало того что побочного, да еще и бракованного и стыдного. Объясните родителям, что вам это совсем ни к чему.

Вы понятия не имеете, как вашим родителям удается больше 30 лет жить вместе, обходясь без упреков и ругани. Всю жизнь у вас перед глазами пример идеальных отношений, но вы ни черта не врубаетесь, как они устроены. И это бесит. Вы гадаете, перебирая самые экзотические варианты: возможно, они завсегдатаи свингер-клубов или убили кого-то по неосторожности на студенческой вечеринке и это сообщничество держит их вместе долгие годы? Все гораздо прозаичнее: просто их договор сработал, просто брак - это то, в чем они круты. Уясните, что вы не обязаны пытаться повторить их исключительный опыт. Анализируя очередной провал в собственных отношениях, не примеряйте на себя родительскую модель. Это только обострит ваше «что со мной не так?». Все так, просто по-другому.

Дружная семья
с несколькими детьми

Вы выросли в среднестатистической семье, каких в России миллионы. Пока детей из многодетных семей и детей матерей-одиночек оберегали всеми возможными способами, вы были оплотом благополучной жизни. Поэтому зачастую вам приходилось делать хорошую мину при плохой игре. Теперь, когда вы взрослый, самое время забыть все плохое и с радостью вспоминать хорошее. И наконец-то выстроить здоровые отношения без нарушения личных границ.

Родители давно привыкли, что все их дети немного с прибабахом - и каждый со своим. Поэтому давно ничему не удивляются. Один живет на соседней улице, другой - с ними, третий - пять лет в Америке. Наверное, главное, что нужно делать, - это не забывать звонить. Они иногда сами не отдают себе отчета, что волнуются. Это скорее фоновое волнение, когда в детстве понимали, что ребенок как-то незначительно задерживается с прогулки и немного непонятно, надо ли начинать паниковать или это самое время немного отдохнуть от шума и три минуты вздремнуть в кресле. Поэтому заведите привычку связываться с родителями через какой-то промежуток времени - например, раз в неделю.

Цель: довести до сведения родителей последствия однократного сильного опьянения у детей и систематического употребления алкоголя подростками.

Возраст участников: для родителей учащихся 8 классов.

Оформление: пословицы на плакатах «Где опьянение, там и преступление», «Река начинается с ручейка, а пьянство - с рюмки», «Где больше пьют, там больше и болеют».

Анкета для учащихся 8 классов.

2. Употреблял ты хоть раз алкогольный напиток?

3. Где ты впервые выпил алкогольный напиток?

4. Знаешь ли ты к чему может привести однократное сильное опьянение?

5. Знаешь ли ты, к каким последствиям может привести систематическое употребление алкоголя подростком?

По данным последних исследований, дети 8 класса (14 лет) уже в большей своей части знакомы с алкогольными напитками. Их родители считают, что им можно давать алкоголь: ведь они уже большие.

Результаты обследования показали, что 67% случаев знакомства детей со спиртным произошло дома, в семье. Обычно это бывает «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей все же такое приобщение детей к вину, шампанскому, пиву, водке ни в коем случае нельзя оправдать.

Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Река начинается с ручейка, а пьянство - с рюмки».

Алкоголь попадая в организм ребенка быстро разносится кровью и концентрируется в мозге. Даже очень маленькие дозы спиртного вызывают бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом же поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой и происходит ее перерождение. Может развиться сахарный диабет, нарушиться половая функция, снизиться умственные способности и т.д.

Влияние алкоголя на успеваемость учащихся 13-15 лет

В возрасте 14-15 лет подростку очень хочется похвастаться своей силой, выносливостью, ни в коем случае не показаться перед товарищами «маменькиным сыночком». И это часто приводит к передозировкам и, как следствие, тяжелым отравлениям, вызовам «Скорой помощи».

Вот случай, приводимый известным специалистом по проблеме детского алкоголизма Лубоцкой-Россель. Компания школьников, не без ведома родителей, устроила в складчину вечеринку. На собранные деньги ребята купили водки, вина и несколько пирожных (по одному на каждого). К концу пиршества почти все подростки почувствовали себя плохо. Троим из них пришлось оказывать серьезную медицинскую помощь по поводу отравления алкоголем.

Чем меньше возраст ребенка, тем опаснее употребление алкогольных напитков. В литературе описано большое количество случаев смерти детей от употребления очень малого количества алкоголя. Ребенок 3-х с половиной лет умер через 6 часов после употребления 2 полных столовых ложек водки (отец решил дать попробовать своему сыну). Мальчик девяти с половиной лет умер в бессознательном состоянии на третий день после употребления 125 г водки.

Доктор Машке констатировал смерть у семилетнего ребенка после употребления им 5 столовых ложек водки.

Доза 250 г водки бывает смертельной и для подростка. Случаи смерти детей от спиртных напитков не так уж и редки. Исследования показали, что смертельные алкогольные отравления составляют 27 % от всех видов отравлений в детском и подростковом возрасте.

Злоупотребление алкоголем приводит очень часто несовершеннолетних к нарушению правопорядка, всякого рода хулиганствам.

При систематическом употреблении алкоголя один, два и более раз в неделю у подростка может чрезвычайно быстро развиться заболевание -хронический алкоголизм, которое отличается злокачественным и быстрым течением. По данным специалистов хронический алкоголизм у несовершеннолетних встречается от 8 до 3,2 % случаев.

По законодательству родители несут прямую ответственность за употребление их детьми алкоголя.

В уголовном кодексе РФ предусмотрена статья о наложении штрафа на родителей за появление в состоянии опьянения их детей в общественных местах в возрасте до 14 лет.

1. Помните, что самое главная вещь в воспитании - ваше собственное поведение.

2. В семье ребенок должен получить первые научные знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его употребления.

3. Антиалкогольное воспитание следует проводить постоянно.

4. Надо стараться выработать у ребенка собственное отрицательное отношение к употреблению алкоголя.

Чтобы скачать материал или !

Беседа по правовой тематике с

родителями

Детские годы – долгие важные годы в жизни ребёнка…

Уважайте труд познания…Уважайте собственность ребёнка...

Уважайте успехи и неудачи ребёнка…Уважайте текущий час

и сегодняшний день…Как ребёнок научится жить завтра,

если мы не дадим ему,сегодня,?

Януш Корчак

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей с правами и обязанностями ребёнка.

2. Обозначить наличие проблемы жестокого обращения с

детьми в семье и рассмотреть методы и пути предупреждения

насилия по отношению к детям.

3. Объяснить родителям актуальность обсуждаемой проблемы.

    Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

    Воспитывать уважительное отношение к своему ребёнку.

Форма проведения собрания : доклад, беседа, дискуссия.

Вопросы для обсуждения :

Какие права имеет ребенок в школе и дома;

Причины нарушений прав ребенка;

Жестокое обращение с детьми;

Анализ предложенных ситуаций по теме собрания;

Тестирование родителей по теме собрания;

Рассматривание рисунков и анализ детских анкет.

Подготовительная работа к собранию :

    Подготовка доклада на тему, Ребенок тоже человек: его

права, нарушение прав ребенка, жестокое обращение с детьми,

2. Подбор ситуаций для анализа с родителями.

    Подготовка теста для родителей,Вы и ваш ребенок,.

    Подготовка советов психолога Дэвида Льюиса,Об уважительном отношении к ребёнку,

    Выставка рисунков детей, Я и мои права,

    Анализ детских анкет,Ребенок тоже человек,

Время проведения: 50-60 мин.

Ход собрания

    Доклад,Права ребенка в школе и дома,

Мы, учителя и родители, должны обеспечить каждому ребенку лучшее будущее. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Каждый день множество детей в мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию. Дети подвергаются страданиям, будучи жертвами войн, расовой дискриминации; будучи беженцами; будучи инвалидами, жертвами жестокости и эксплуатации. Каждый день дети страдают от голода, отсутствия жилья, от эпидемий. Каждый день 40 000 детей умирают от недоедания и болезней, в том числе от СПИДа, отсутствия чистой воды, плохих санитарный условий, а также от последствий, связанных с проблемой наркомании. Более 100 миллионов детей не имеют базового школьного образования. Детская и младенческая смертность недопустимо высока во многих частях мира. Полмиллиона матерей умирают каждый год по причинам, связанным с рождением детей.

ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Конвенция о правах ребенка открывает новую возможность для истинного всеобщего уважения к правам и благополучию детей. Рассмотрим основные -

Права ребёнка

Право на жизнь

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Право на образование

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

    на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

    на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

    на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребен­ка;

    на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала

образовательного учреждения;

5) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования,

а на конкурсной основе - среднего профессионального, высшего профессионального обра­зования

в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях;

6) на получение дополнительных (в том числе платных) обра­зовательных услуг;

7) на перевод в другое образовательное учреждение, pea лизующее образовательную программу

соответствующего уровня;

Право на свободу слова .

На уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся

Право на труд

Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возраста;

Ребёнку не должна поручаться работа, которая была бы вредна для его здоровья, образования или

препятствовала его физическому, умственному и нравственному развитию.

Право на защиту от жестокости, на ограждение от дискриминации

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации, сексуального насилия, похищения детей и торговли детьми. Ребенок должен быть огражден от расовой, религиозной и других форм дискриминации.

Право на здоровый рост и развитие

Больному ребёнку должна быть обеспечена достойная жизнь;

Больному ребенку должен быть обеспечен надлежащий уход;

Больному ребёнку должны быть доступны все радости, все хорошее, что есть у здорового ребёнка;

Государство обязано помочь родителям неизлечимо больного ребёнка лекарствами, врачами.

Право на заботу государства

Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей;

Обеспечить ребенку одежду, еду, жилье;

Способствовать усыновлению, опекунству.

Кроме того ребенку должно принадлежать право на - жилище;

- развлечение;

- медицинское обслуживание.

Попробуем выделить основные

Нарушения прав ребенка в школе и дома .

1. Игнорирование прав и свобод ребенка

Проявления:

Неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;

Пренебрежение основополагающим понятием прав человека,достоинство человека,;

- полное игнорирование детской индивидуальности;

Пренебрежение равенством возможностей учащихся и равным ко всем отношением;

Не соблюдаются гарантии на бесплатное образование;

2. Нанесение вреда здоровью ребенка

Проявления:

Несоответствие расписания нормам валеологии;

Сверхнормативное увеличение учебного плана, проведение более двух контрольных, проверочных работ в

день; большие объемы домашних заданий (у ребенка формируется страх ошибки, ребенок боится

предъ­явить неправильный ответ).

Принуждение к тяжелому физическому труду дома;

Принуждение к воровству и попрошайничеству, склонение к сектанству;

Лишение жилища, пищи, медицинских услуг;

3. Применение наказаний, ущемляющих человеческое достоинство

К их числу относятся:

Физическое насилие;

Психологическое, психическое насилие;

Система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетво­рительное поведение ребенка;

Перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.

Жестокое обращение с детьми

Насилие - любой вид жестокого обращения с детьми,допускаемого родителями, опекунами, педагогами, воспитателями, на­рушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающий его полноценному развитию. Жестокость в отношении детей формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Выделяется виды насилия над детьми - физическое, сексуальное, психи­ческое(психологическое), пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьез­ные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Распознавание:

Внешний вид ребенка и характер травм;

Внешние повреждения(отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги);

Повреждение внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастного случая.

Боязнь физического контакта со взрослыми;

Стремление скрыть причину травм;

Плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

Негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

Попытки самоубийства.

Сексуальное насилие(развращение ) – вовлечение ребенка без его согласия в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Распознавание:

Повреждение области половых органов;

Заболевания, передающиеся половым путем, беременность;

Ночные кошмары и страхи;

Депрессия;

Стремление полностью закрыть свое тело;

Несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

Проституция.

Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое дли­тельное или постоянное психическое воздействие родителей (опе­кунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формирова­нию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

К этой форме насилия относится:

Открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

Оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

Угрозы в адрес ребенка;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

Предъявление к ребенку требований, не соответствующих воз­расту или возможностям;

Ложь и невыполнение взрослым обещаний;

Однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ре­бенка психическую травму.

Распознавание:

Задержка физического и умственного развития;

Нервный тик, энурез;

Постоянно печальный вид;

Различные соматические заболевания;

Беспокойство, тревожность, нарушение сна;

Агрессивность;

Склонность к уединению, неумение общаться;

Плохая успеваемость.

Пренебрежение интересами ребенка - это хроническая неспособ­ность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одеж­де, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое пренебрежение - это последовательная неспо­собность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

Распознавание:

Утомленный, сонный вид;

Санитарно- гигиеническая запущенность;

Отставание в физическом развитии;

Частые заболевания;

Постоянное чувство голода, кража пищи;

Задержка речевого и моторного развития;

Низкая самооценка, успеваемость;

Агрессивность и чрезмерная импульсивность;

Антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.

2.АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ.

При рассматривании предложенных ситуаций родители должны дать не просто решение, а мотивировать его, привести примеры из жизни.

СИТУАЦИЯ 1.

Настроение ребенка сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Спустя какое то время родители узнали, что по дороге в школу взрослые мальчишки забирают у него деньги, которые родители дали ему на завтрак.

СИТУАЦИЯ 2.

Ребенка дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе и в школе. Он отказывается идти в школу.

Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.

СИТУАЦИЯ 3.

Случайно родители девочки, ученицы 4 класса, обнаружили на ее теле синяки. Долго выясняли причину. Услышанное повергло в шок. Подростки несколько раз загоняли ее и других девочек в подвал и подвергали оральному сексу. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать всем.

СИТУАЦИЯ 4.

Ребенок часто болел. Но учительница не признавала причину неподготовленности к урокам. Оценки стали плохие. Ребенок перестал вовсе учить уроки. Стал пропускать занятия, врать родителям. Связался с плохой компанией.

СИТУАЦИЯ 5.

Родители ограничивали ребенка в материальном плане . Заходя в магазин,он клянчил у них купить ему хоть что–нибудь . Если этого не случалось- закатывал истерику . Вскоре у родителей стали пропадать деньги. Дошло до того, что он вытащил из сумки учителя большую сумму.

    ТЕСТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

ТЕСТ, ВЫ И ВАШ РЕБЕНОК,

1. Ребенок подрался с одноклассниками, и Вас срочно вызывают в школу.

Как Вы поступите?

А) Сгоряча накажете ребенка.

Б) Выясните, как прошла драка, и после этого определите меру наказания.

В) Прежде всего переговорите с классным руководителем.

2.Помогая Вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?

А) Самая первая – подзатыльник.

Б) Раздраженная фраза:, Уходи от сюда! Обойдусь без твоей помощи!,

В) Успокоите ребенка- ведь он сделал это нечаянно.

3.Если Вы наказали ребенка, а потом узнали,что поступили

несправедливо, вы:

Б) Извинитесь;

В) Признаете свою ошибку, объясните, что взрослые тоже ошибаются.

4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали,…

А) Обрываете его:,Дай хоть минуту отдохнуть, помолчи!,

Б) Ответите, не думая серьезно, лишь бы ответить.

В) Объясните, что очень устали и попросите перенести разговор на другое время.

5.Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?

А) Напишите черновик, ему останется переписать сочинения

Б) Строго скажите:,Работай сам, иначе ничему не научишься.,

В) Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно

6.,Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок,-просит ребенок. Что вы ответите?

А) Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.

Б) Давай. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом.

В) Прежде подумай, все взвесь. Я куплю тебе рыбок, но помни, что ухаживать за ними

придется только тебе.

7.Узнав, что друг вашего ребенка вел себя недостойно, вы…

А) Запретите дружить с ним.

Б) Обсудите случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод.

В) Не обращу внимания.

8. Если у вашего ребенка не получается задача,то вы…

А) Будете укорять его в тупости и лени.

Б) Постараетесь отложить дела и поможете ему.

В) Скажете, что сами не умеете решать такие задачи.

Подсчет результатов:

Если вы 6 раз выбрали ответ с цифрой,3, - вы неплохой воспитатель, ваши отношения с ребенком прочны и интересны.

Если,угадали, на половину –вам надо пересмотреть свои отношения с ребенком как можно скорее.

Если еще меньше – придется серьезно задуматься над своими отношениями с ребенком, иначе все может выйти из-под контроля.

4.Чтение и обсуждение советов психолога Дэвида Льюиса

Об уважительном отношении родителей к своему ребенку,

5.Рассматривание и анализ детских рисунков,Я и мои права,

6. Анализ детских анкет

Анкета для детей,Ребенок тоже человек,

    Что такое право?

    Какие права есть у тебя?

    Достаточно ли прав у детей?

    Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали?

  1. Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения своих прав?
  2. Какие права ты считаешь самыми важными для человека?

    Какие права ты включил бы в школьную конституцию, если бы ее составляли?

Данная беседа для родителей о вреде алкоголя построена на материале и опыте коллег. Материал собран на просторах глобальной сети,большое спасибо, очень пригодился,немного адаптирован. Расчитал на целевую аудиторию родителей 6 -9х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа в 6-9 классах

«Давайте задумаемся»

Педагог –психолог Емцова И.В.

Цели: предоставление информации для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни, негативного отношения к алкоголю; развитие познавательной активности; выработка собственной позиции по отношению к данной проблеме.

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы;

Крестины, свадьба и развод;

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех, награда, новый чин,

И просто пьянство - без причин!

Когда впервые люди узнали об опьяняющих свойствах спиртных напитков?

Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не позже чем за 8 тысяч лет до нашей эры - с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда и различных плодов, в первую очередь дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия.

Если оставить на какое-то время в теплом месте виноградный, фруктовый, ягодный сок, то он скоро забродит. Это происходит потому, что находящиеся в соке дрожжевые грибки начинают усиленно размножаться. В процессе своей жизнедеятельности они превращают сахар, а также крахмал, содержащийся, например, в картофеле, свекле, зерне, в винный, или этиловый, спирт.

Что люди пьют?

Водку. При ее изготовлении используется этиловый спирт. А исходным продуктом для получения этилового спирта служат злаки, картофель, свекла, а также сульфитный щелок - отброс бумажного производства, и древесина, осахаренная химическим путем - действием кислот при высокой температуре и давлении. Сырой этиловый спирт (сырец) содержит много примесей, в том числе и ядовитых сивушных масел. В последующем спирт очищают путем перегонки в особых аппаратах. Но и в полученном таким путем спирте-ректификате все же сохраняется часть вредных для организма веществ.

Пиво составляет особую категорию слабых алкогольных напитков. Бытует мнение, что это - ценный продукт. Этот напиток иногда называют даже «жидким хлебом». Но немногие знают, что в пиве присутствуют различные вещества, повышающие чувствительность организма к алкоголю, усиливающие его всасывание. Поэтому смешение пива и водки, как правило, приводит к быстрому и сильному опьянению.

Суррогаты алкоголя. Их употребляют, или ошибочно принимая за этиловый спирт, или намеренно пренебрегая опасностями, как это иногда делают заядлые пьяницы. Подобно обычному спир ту, эти жидкости способны вызвать опьянение, но через 10-12 ча сов после их употребления появляются признаки тяжкого отравления: головная боль, тошнота, рвота, шаткая походка, слабость, затмение или даже потеря сознания. Смерть наступает от мозговых расстройств (через 1-2 суток) или поражения почек (через 1-2 недели).

Информация к размышлению...

Что надо, чтобы из крысы-трезвенника сделать крысу-алкоголика?

Способ спаивания животных очень прост: в воду для питья ежедневно добавляют все возрастающие дозы спирта. Через месяц-другой в клетку рядом с поилкой, откуда исходит запах спирта, ставят поилку со свежей

водой.

И что же вы думаете? Крыса пробует воду и презрительно крутит мордочкой, зато хмельную воду пьет с удовольствием. При отсутствии алкогольного напитка животные ведут себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха. Не которые крысы после периода возбуждения безвольно растягиваются на полу клетки - точь-в-точь как пьяница в состоянии похмелья.

Еще до первого знакомства со вкусом алкоголя у многих подростков образуется определенное представление об этом продукте, о его приятном возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем неожиданно оказывается совершенно не таким, каким представлялось: горький вкус, жжение во рту, головокружение, тошнота, в ряде случаев рвота. После такого неприятного знакомства большинство подростков некоторое время избегают алкоголя.

С чего начинается пьянство?

В 13-16 лет в связи с какими-либо событиями соблазн выпить вино возобновляется, причем постепенно он начинает приобретать новое содержание: от простого любопытства - к тем мотивам, которые формируют пьянство как тип поведения. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории утрачен или ослаблен интерес к познавательной деятельности. Подростки, потребляющие спиртное, почти не занимаются какой-либо полезной деятельностью. Существенные изменения наблюдаются у них и в сфере досуга: они ничем не увлекаются, не читают, не ходят в театры, не интересуются музыкой, живописью, по этому алкоголь для них становится своеобразным средством само утверждения в уличной группе товарищей. Беда в том, что такая форма самоутверждения ведет к пагубным последствиям.

Информация к размышлению...

Курьезная трагедия. Молодой парень, напившись с товарищами, ре шил отправиться купаться. Но дойти до реки он не смог по той причине, что на пути к ней оказалась большая лужа. Приняв ее за берег реки, пьяный разделся и с разбегу бросился в воду. Естественно, получил основа тельные травмы, в том числе сотрясение мозга. Утром его обнаружили односельчане. На спине потерявшего сознание сидели лягушки и громко квакали. Вот уж воистину: «Пьяному море по колено, а лужа по уши». Ведущий. Каковы последствия употребления алкоголя? История знает печальные случаи, когда великолепные художники, писатели или ученые становились алкоголиками. Систематическое злоупотребление спиртными напитками приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Сильно заблуждаются те, кто считает, что алкоголь способствует творческой деятельности.

Вот письмо в редакцию одной из газет: «Я думаю, что конец моей карьере видного специалиста, конец моей человеческой карьере наступил тогда, когда я, не имея уже денег на водку, отнес в букинистический магазин первую книгу из своей библиотеки. Постепенно я продал все книги, в связи с чем отпала нужда в книжных полках, которые я тоже продал за бесценок, лишь бы купить спиртное. Противиться обуревающей меня страсти не было сил. Я оживлялся лишь при виде бутылки, жил как в полусне. Мною овладела глубокая апатия. Все больше сужался круг интересов, пока не дошел до размеров бутылочного горлышка. Бывали вспышки, какие-то проблески, но все реже и реже. Я опустился, стал завсегдатаем «забегаловок». Позади остались профессиональный рост, прекрасная семья, заманчивые перспективы. Когда-то невероятно брезгливый, теперь я мог пить из замызганного стакана, пристроиться спать в подворотне, у мусорной свалки, а то и в уличном туалете. Падать всегда легче, чем подниматься. И я па дал».

Что такое алкоголизм и каковы его основные по следствия?

Чем отличается пьянство от алкоголизма? Врач-нарколог. Различие между ними состоит только в степени заболевания: пьянство - начальная стадия алкоголизма.

Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности.

Для алкоголизма опьянение представляется лучшим психическим состоянием.

СХЕМА РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛИЗМА

1. Начальная фаза.

Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к спиртному.

2. Критическая фаза.

Утрата контроля над собой после первого же глотка спиртного. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы. Утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к спиртному.

3. Хроническая фаза.

Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение рассудка. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются бессознательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

Ведущий. Передается ли алкоголизм по наследству?

Психолог. Статистически доказано, что сам алкоголизм не передается генетически, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. А быть человеку алкоголиком или нет - этот вопрос решается конкретной жизненной ситуацией, то есть условиями внешней среды. В развитии пьянства у детей алкоголиков решающую роль играют дурной пример родителей, обстановка пьянства в доме, в семье.

Взаимосвязаны ли пьянство и преступность?

У Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и без образных преступлений.

Установлено, что пьяными совершается 55 % всех краж, 79 % грабежей, 69 % нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем - так же результат пьянства. Более 80 % хулиганских действий приходится на подростков, пребывавших в нетрезвом виде.

Что вы знаете о борьбе с пьянством?

В некоторых, прежде всего мусульманских, странах были введены и религиозные запреты на употребление алкоголя.

Одно время и в России пьянство преследовалось государством. При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжелую чугунную медаль с надписью «За пьянство». Когда же пьянство начало угрожать производству, правящие классы стали применять другие, более решительные меры.

В 20-х годах XX века в США был введен «сухой закон», запрещающий производство и употребление спиртных напитков. Но полный запрет был заранее обречен на провал. Уже через несколько лет «черный рынок» США наводнился богатым набором спиртных напитков. Нелегальное производство алкоголя стало самым прибыльным занятием, и в 1933 году «сухой закон» был отменен.

Сейчас в ряде стран метод убеждения сочетается с более или менее энергичными административными мерами. Вы глядят справедливыми суровые наказания, имеющие место в некоторых странах для лиц, систематически пьянствующих и имеющих малолетних детей.

Давайте задумаемся! Почему люди идут в театры, на стадионы, в кино, на дискотеки? Чтобы отдохнуть, получить удовольствие, ответите вы. А что такое удовольствие? Все, что нравится, что вызывает положительные эмоции. Однако ради удовольствия выпить вина некоторые люди готовы пожертвовать здоровьем, учебой, работой, дружбой, семьей, своим счастьем. Подумайте, стоит ли это «удовольствие» вашего счастья, а порой и всей жизни?


Ольга Гросс
Консультация для родителей «Роль семьи в борьбе с алкоголизмом»

Какую роль может сыграть семья в борьбе с величайшим бичом современного человечества – алкоголизмом . Роль семьи очень велика .

Всё начинается с семьи .

На современном этапе развития общества алкализация находит себе неисчислимые жертвы всюду, во всех слоях общества,

невзирая на различие экономическое, социальное, политическое, правовое.

Современные научные данные установили бесспорно, что спиртные напитки даже в малых количествах не являются обходима : физиологической потребностью для организма, без алкоголизма все функции его выполняются лучше и в количественном и качественном отношениях.

Но в народных массах, даже и среди высокообразованных, интеллигентных людей не все научно образовано оценивают влияние алкоголя на организм .

Якобы питье в меру «это благо, считают многие» . Это абсолютный бред.

Алкогольные предрассудки и питейные обычаи своего универсальностью и стойкостью обязаны наркотическому влиянию алкоголя на центральную нервную систему.

Вследствие этого у человека возникает ложная само оценка, иллюзия, самообман. При таком самочувствии ощущается повышенное благосостояние организма, повышенном работоспособность и физическая и духовная. К несчастью это самообман не только себя, но и окружающих.

Большую роль играет в жизни семьи и общества роль примера , подражания,внушения. Сила внушения тем резче,чем большим авторитетом, доверием, симпатией пользуется тот, от которого внушение исходит. Поэтому влияние примера отца, матери старших братьев, сестер очень велико. Благодаря могучему влиянию примера,внушения и подражания умеренное регулярное вино питие в семье и в обществе становится опасным

в воспитании подрастающего поколения. У детей укореняется ненормальное отношение к спиртным напиткам.

Действительность такова, что благодаря родителям , которые

не ведая, что творят, с ранних лет отравляют нежный развивающийся организм различными алкогольными напитками . Это наблюдается повсюду, во всех слоях населения. Посмотрите

на современных детей, они гиперактивны, неуравновешенны,

у них задержка умственных способностей, плохо развитая речь, неустойчивое эмоциональное поведение. Это результат

безвинного употребления алкоголя в меру . Роль семьи в борьбе с алкоголизмом очень велика . Именно в семье , можно на корню обрубить этот источник зла. «Секрет совершенствования человечества заключается в воспитании, - говорит Кант.

В семье , оценивающей должным образом всю могучую воспитательную силу именно примера, а не голых наставлений и поучений. Это необходимо для блага ваших детей, близких. Воспитание истинного гражданина своей родины , чутко отзывчивого к интересам всего человечества яд- алкоголь – является сильнейшим тормозом и преградой. Во имя светлого будущего ваших детей родители должны приложить волевые усилия и принцип жизни таков : в семье не должно быть места никаким спиртным напиткам!

Существует пять основных психологических характеристик

детей алкоголиков :

1. Низкая самооценка.

2. Фокусировка на внешнее окружение.

3. Неспособность выразить свои чувства и справиться с переживаниями.

4. Неспособность попросить о помощи, но готовность оказать её другим, даже если в этом нет необходимости. Такой стереотип поведения дети усвоили в родительской семье .

5. Экстремальное мышление, которое формируется в результате того, что семья алкоголика живет в ситуации постоянного стресса.

В итоге, когда члены семьи сталкиваются с какой-либо проблемой (кроме алкоголя ) они ищут не способы её решения, а виноватого.

Эти психологические особенности личности накладывают отпечаток на последующую взрослую жизнь.

Чтобы помочь таким детям, необходимо сформировать

у них определённые психологические качества, которые не были сформированы в семье : надежную привязанность матери, самостоятельность, умение общаться со сверстниками и взрослыми, навыки планирования и

контроля своих действий.

Зачастую женщины отрицают факты, связанные с алкоголизмом мужа . Если женщина на это будет закрывать глаза, то возможны последствия из-за её неадаптированного поведения, ребенок часто болеет в такой семье , агрессивно себя ведет, бурно проявляет (или скрывает) свои эмоции.

Вины матери в связи с неблагополучием в семье нет . Но несчастная мать не может воспитать счастливого

ребенка, поэтому женщина должна переключиться, с

проблем с мужем на свои собственные проблемы и проблемы своего ребенка. Мать способна помочь ребенку и результат обязательно будет положительным. Для этого ей необходимо освоить ряд методик по регуляции своего психического состояния и состояния ребенка, по способам

взаимодействия с сыном (дочерью)

Для этого можно использовать традиционные элементы семейной педагогики, как убаюкивание с помощью

колыбельной песни или рассказывания сказки на ночь.

Итак, «Терапия материнской любовью»

Проводится через 20-30 минут после того, как ребенок

заснул. Мать должна положить руку на голову ребенка и проговорить три раза (в слух, мысленно и опять вслух) словесные установки 9внушения) следующих блоков.

Первый блок.

«Витамины материнской любви»

Я тебя очень сильно люблю.

Ты самое дорогое и родное, что у меня есть.

Второй блок.

«Физическое здоровье ребенка»

Ты сильный, здоровый, красивый.

Ты хорошо ешь и поэтому быстро растешь и развиваешься.

У тебя крепкое и здоровое тело.

Третий блок.

«Нервно-психическое здоровье»

Ты спокойный мальчик (девочка, у тебя хорошие крепкие нервы.

Ты умный.

Тебе нравиться быть спокойным.

У тебя хорошее настроение, ты любишь улыбаться.

Ты легко и быстро засыпаешь, хорошо спишь.

Ты видишь хорошие и добрые сны.

У тебя хорошо развита речь.

Ты начинаешь хорошо говорить.

Четвертый блок.

«Народная медицина»

Я забираю и выбрасываю твою болезнь.

Пять шагов для создания тесной взаимосвязи между матерью и ребенком.

1. Часто брать ребенка на руки и прижимать его к себе.

2. Долго и спокойно смотреть ему в глаза.

3. Чаще улыбаться ребенку.

4. Петь колыбельные песни.

5. Поглаживать ребенка.

Комплименты детям : «Какой ты у меня крепкий, красивый» «У тебя красивые белые зубки» , «Великолепные косички» .

В неблагополучной семье (такое случается и в благополучных семьях ) дошкольник слышит в свой адрес в основном негативные характеристики. В результате у него формируется стойкое аффективное сознание «Я плохой» «Если я плохой, то, значит, не достоин любви!»

Люди с низкой самооценкой, как правило, избегают трудных ситуаций, ими легко руководить, их нетрудно ввести в заблуждение, для многих из них характерно заискивающее поведение. Они часто занимают в жизни оборонительную

позицию и легко разочаровываются, обвиняя других в своих собственных переживаниях. Зарубежные исследователи

отмечали, что самооценка закладывается в раннем детстве, приводят такой факт : в возрасте от 1 до 5 лет дети обычно слышат от 15 до 20 тыс. раз слова «нет» «не делай» , «нельзя» . Послания такого рода, исходящие от авторитетного лица,

создают базу для снижения активности, неверия в свои силы.

Для нейтрализации этого негативного программирования потребовалось бы от 15 до 25 тыс. позитивных посланий типа «да» , «ты можешь» , «почему бы нет» специалисты отмечают, ребенок из алкогольной семьи находиться в сильнейшем нервно-психическом напряжении, что приводит к блокировке жизненной энергии, невозможности отреагировать отрицательные

эмоции и в конечном итоге – к различным болезням.

Упражнения, направленные на расслабление мышечного тонуса.

1. «Яйцо»

Ребенок садиться на пол, подтягивает колени к животу, обхватывает их руками, голову прячет в колени. Сзади садится взрослый, обхватывая ребенка ногами и руками, прижимает его к себе и слегка раскачивает.

2. «Колобок»

Поза эмбриона. Раскачивая вперед-назад и влево-вправо,

затем перекатывается на спину и с боку на бок. Необходимо следить. чтобы его голова была прижата к коленям

3. «Лодочка» .

4. «Бревнышко»

5. «Отними-ка»

Ребенок зажимает в кулаке мелкий предмет. Взрослый в течение минуты пытается разжать кулак и забрать предмет. Если это не удается, ребенок получает предмет в подарок.

С целью коррекции эмоционального состояния детей надо

научить правильному дыханию. Упр. «Воздушный шарик» Для снятия тревожности можно использовать упражнение

«Дыхание по квадрату»

Работа с ребенком длительна и кропотлива. Она требует

терпения от мамы. Поэтому необходимо отмечать каждый его успех, чаще хвалить и подбадривать. Такая работа позволит уменьшить влияние негативного опыта и активизировать его внутренние резервы.



Публикации по теме