Burberry и розы: что носят футбольные хулиганы. Как менялись шарфы «Спартака»

Готовы поспорить, что в вашем воображении уже возник образ не очень трезвого человека, одетого в спортивный костюм в клубных цветах команды с шарфиком на шее и неистово кричащим на трибунах стадиона или бредущая кричащая толпа вам на встречу по улицам города, которую надо опасаться и обходить стороной на улице.

Но вы глубоко ошибаетесь. Хуллс, как принято на английский манер называть футбольных хулиганов, предпочитают растворяться в общей толпе, опознать их можно только по определенным вещам. Среди хуллс разных стран существует своя мода и приверженность к мировым брендам, которые выпускают «линейку» одежды в уличном стиле.

Как и во что одеваются хуллсы?

Пальма первенства в футбольной моде, как сам футбол и футбольные драки, принадлежит жителям Великобритании. Именно они ввели моду на стиль casual, что означает «обычный».

Casual зародился из субкультуры Teddy Boys и прошел через среду английских болельщиков, которые старались и стараются показать не только свою приверженность к команде, но и выделиться из толпы, благодаря стильной одежде спортивного стиля. Сопровождая команды по странам Европы, английские фанаты опустошали брендовые бутики, появляясь стильно одетыми на трибунах стадионов и культивируя данный образ среди болельщиков других стран.

Англичане предпочитают местные бренды

  • Классические джемпера, свитшоты и рубашки – Burberry
  • Верхняя одежда – это, в основном, парки Stone Island и вощеные куртки Barbour
  • Джинсы Calvin Klein – один из главных атрибутов настоящего британского фаната
  • Поло Fred Perry и рубашки Ben Sherman
  • Обувь – белые кроссовки Nike
  • Аксессуары – Burberry

Бежевая клетка - фирменный элемент Burberry, по которому можно опознать футбольного хулигана

Стиль футбольных фанатов остальных европейских стран в целом похож на британский. Особая страсть к бренду Burberry переросла в приобретение «хулиганами» подделок, из-за чего репутация люксового бренда была подорвана.

Burberry ― культовый бренд, история которого насчитывает более 150 лет. Эта знаменитая марка подарила фанатской моде непромокаемый габардин, удобный и стильный плащ-тренч, а также ставшую невероятно популярной красно-черно-бежевую клетку.

Германия

Щепетильные в вопросах качества, экономии и поддержания местных брендов, фанаты-бюргеры поддерживают местных производителей.

  • Одежда брендов Alpha Industries и Thor Steinar
  • Джинсы Lee – самый популярный джинсовый бренд
  • Кроссовки – Adidas и Puma
  • Бренд Burberry в фаворе у зажиточных немцев.

Голландия

Отличительная черта голландцев – более яркий экстравагантный стиль. Оранжевый цвет – официальный цвет национальной сборной по футболу, поэтому неудивительно, что во время игр сборной трибуны голландцев окрашены в рыжий цвет.

  • Джемпера Burberry вне конкуренции
  • Помимо джинсов, отдают предпочтение лейблу Machine, и очень модны полосатые брюки крепкого покроя фирмы Decant
  • Верхняя одежда – черные бомберы различных марок, которые можно вывернуть изнаночной стороной, выполненной из ярко-оранжевой ткани
  • Обувь – кроссовки различных модных брендов

Италия

Для итальянцев футбол – национальный вид спорта номер один. Болельщиков тут называют «тиффози». Любители пиццы достаточно требовательны и щепетильны к качеству изделий, которые они выбирают. В фаворитах у тиффози: C.P.Company и Paul Shark

  • Наиболее популярны джинсы фирм Trussardi и Armani.
  • Олимпийки и толстовки – Cappa и Fila
  • Обувь – кроссовки Adidas, а также летние легкие ботинки
  • Шик – именные джинсы Versace

Испания

Испанские фанаты тесно сотрудничают с клубами, что выражается в финансовой поддержке со стороны клуба, оплате болельщикам переездов во время выездных матчей. Испанские фанаты больше ориентируются на доступные цены и удобство, чем на раскрученность бренда.

  • Синие джинсы
  • Популярны джинсовые сочетания «черный верх – синий низ» или «синий верх – черный низ»
  • Фирменные футболки клубов
  • Фирменные кепки Fila, Lacoste, Cappa
  • Кроссовки Nike
  • Бейсболка Burberry и черные джинсы «Double black» фирмы Levi"s

Россия

У нас не существует собственной моды хуллс как таковой, подобные традиции только недавно начали свое формирование. Однако свои тенденции в среде российского движения футбольных фанатов все же есть. При выборе одежды предпочтение отдается таким брендам, как Henry Lloyd, Helmut Lang, Stone Island, Paul Smith, Hackett.

  • Джинсы. Любые и любой фирмы. Предпочтение отдается синему и голубому цвету
  • Обувь. Любые кроссовки белого цвета или тяжелая обувь фирмы Grinders. Но сейчас тенденция в обуви на акции - легкие кроссовки.
  • Плотно облегающие голову спортивные шапочки темных цветов, бейсболки
  • Шик. Любая фирменная вещь Burberry. Единственный официальный бутик фирмы Burberry в России находится в Москве, в Столешниковом переулке.

Фанатская роза

Розетка или роза – главный и самый магический элемент фанатской атрибутики, его «боевое знамя». Растягивание ее над головой - это символический и почти мистический факт возвещения миру, что фанат и клуб неразделимы.

Время появление первых фанатских шарфов относят к 60-м годам ХХ века. Изготавливались они из шерстяной плотной ткани в полоску, выполненную в цветах клуба. Вскоре они стали появляться и на стадионах Италии.

В СССР шарфы на трибунах стадионов стали появляться в 80-х годах: «розетки» сначала пытались делать из обычной хлопковой ткани, на которую наносили красочный рисунок. Однако этот вариант оказался не таким практичным и шарфы стали вязать: сами, кто умел, или на заказ.

Первыми такими длинными вязаными шарфами обмотались фанаты московского «Спартака», а в 80-х этим аксессуаром обзавелись и фанаты питерского «Зенита».

На сегодняшний день существует как минимум три теории почему фанатский шарф называется розой.

  • Первая версия: оно позаимствовано у британцев, называющих rosette (розетка) собственные фанатские шарфы. По аналогии со словом rose («роза»), обозначающим в английском, кроме цветка, еще и эмблему Англии, rosette будет как бы «маленькой эмблемой».
  • Вторая версия гласит, что все дело в «спартачах», основавших отечественный футбольный фанатизм: их шарфы были красно-белые, как красные и белые розы, отсюда и название.
  • Третья версия – «биологическая»: фанаты подбрасывают шарфы, удерживая их за один конец, как куст клубники выбрасывает в разные стороны розетки. Интересно, что в Петербурге до сих пор в обиходе старое самоназвание фанатского коллектива – «грядка».

Наличие фанатской розы у болельщика позволяет безошибочно идентифицировать принадлежность человека к определенному клубу.

Для фаната шарф сродни тотемному божеству их пытаются сохранить в драке и пополнить коллекцию, что не осталось без внимания предприимчивым менеджментом клуба.

Фанатские шарфы бывают: титульные, спонсорские шарфы или двойные шарфы для матчей в еврокубках, антиклубные шарфы (посвященные «любви» к другому клубу) и др. В каждом клубе есть свои правила и особенности оформления фанатского шарфа. Например, специально к матчу Лиги чемпионов «Спартак» - «Ливерпуль» была выпущена лимитированная серия матчевых шарфов.

Перед стартом «Спартака» в Лиге чемпионов мы поговорили с известным болельщиком московского «Спартака» Амиром Хуслютдиновым (известным в болельщицких кругах как «Профессор») и узнали, как и когда на трибунах стали появляться фанатские «розы», и какие изменения претерпел главный элемент гардероба любителя футбола. Ведь было время, когда увидеть разодетого в клубные цвета фаната было невозможно, и стадионы не были такими яркими, как сейчас.

Почему фанаты называют шарф «розой»?

«Название пошло из Англии, - объясняет «Профессор». - Но там под «розой» подразумевается несколько кусочков материала, сшитые в несколько слоёв, по убывающей, как лепестки цветка. Затем к ним пришивались две ленточки в форме треугольничка. Получался цветок из ткани. А у нас не разобрались и обычный шарф прозвали «роза» или «розетка». В Англии фанатский шарф называется «scarf».

Какими были фанатские шарфы в нашей стране?

История развития фанатских шарфов берёт начало с 1970-х годов. С того момента можно выделить 5 основных этапов, благодаря которым сформировался современный вид футбольных «роз»:

1. «Самопальные»,1970-е годы

Амир «Профессор»: «Первый шарф появился в 1972-м году. Был такой фанат «Заплата», Александр Гуренков. Именно он первый раз появился на стадионе в шарфе. Вы только представьте: серый стадион, неяркие свитера и куртки – и тут что-то выделяющееся! Фанаты сразу же подхватили эту идею. Тем более у «Спартака» праздничные цвета, так что именно у нас появилась первая атрибутика в стране. В то время нитки редко пропадали в магазинах. Мамы, бабушки, девушки, которые умели вязать – резко поднимались в цене в лице фанатов. Шарф был простым, полосатым.

Была история: три друга попросили кого-то из родственников связать шарф длиной в девять метров. Повязывали его на троих, и получалось, как у Агнии Барто: «Мы с Тамарой ходим парой». Люди просто прикалывались, но это лучше, чем избивать кого-то. Когда ребята шли втроём в обнимку, все умилялись. И хотя они никому не мешали, милиции это всё равно не нравилось. Говорили: «вы всех задушите». Власти не понимали, что это за явление. А за непониманием всегда идёт отторжение. Это словно сейчас кто-то волосы в зелёный покрасит – будет выделяться из толпы своим внешним видом и поведением. У нас очень не любят такие вещи».

2. «Михневские», начало 1980-х

Амир «Профессор»: «В сентябре 1981 года во время общего сбора спартаковских фанатов на железнодорожной станции«Коломенская» появились парни в идеальных шарфах. Тонкой вязки и яркого алого цвета. Я сразу же подошел к ним, чтобы узнать, откуда взяли. Выяснилось, что было такое ателье «Трикотажница», которое находилось в 100 километрах от Москвы. На электричке нужно было доехать до станции «Михнево». У одного из парней мама работала там закройщицей. Цена за пошив шарфа составляла 11 рублей. У меня не было проблем с деньгами, поэтому я дал - очень сильно хотел. Следующего сбора ждал, как чуда, это невозможно объяснить. Когда они привезли мне этот шарф – испытал верх счастья. На меня на стадионе все смотрели с широко открытыми глазами. Завидовали, спрашивали, откуда я его взял.

«Михневские» шарфы – бренд того времени. Машина вязала их, как чулок.Позже две части сшивали и делали вручную кисти. Проделывалась дырочка, отрезалось энное количество пряжи и завязывался узелок. Всё было сделано из трикотажа хорошего качества. Станок был импортный.

Изготовление обычно составляло от трёх дней до недели, поэтому я давал рубль сверху. Заказ отшивался при мне. За два часа, пока был перерыв в электричках, успевали сделать два-три шарфа.

Кстати, оттуда же я вывез первый шарф для «Динамо». Аркаша «Хирург», болельщик «Динамо» и болельщики «Торпедо» попросили им помочь, так как место производства держалось в секрете. Связать пару шарфов, чуть подороже их продать – хороший бизнес, тем более что на эти деньги можно было купить билет на футбол. Никаких возмущений от своих, что другим помогаю, не было. Во-первых, спартаковские фанаты доминировали в те годы, а во-вторых, это были знакомые ребята, которые не трогали мой клуб. Например, когда делал «розы»для «Торпедо», ничего не поимел на этом сверху. Но один инцидент всё же произошёл. Один парень узнавал, когда будут готовы заказы для болельщиков ЦСКА и «Динамо» и не отходя от кассы занимался «гоп-стопом», отнимал шарфы. Кто-то взял и стуканул, хотя по фанатским понятиям это не приветствуется. Парню дали восемь лет за грабёж.

Ателье хорошо поднялось на этом бизнесе, цены постепенно росли. Сначала было 10 рублей, потом 11 рублей 20 копеек, потом 11.64, так дошло до 12.В конце 1982-го года, по слухам, с «Петровки» приехали люди, и запретили «Трикотажнице» вязать любые шарфы клубных цветов».

3. «Печатки», конец 1980-х годов

Амир «Профессор»:«В Тарасовке был открыт кооператив «Фотон». Там делали шарфы «печатки». На ткань просто наносился рисунок. Первый шарф сделали на шёлке, он был односторонний. Тираж был совсем маленьким, тем более, что качество было не очень хорошим. Так что век «печаток» прошёл практически незаметно».

4. Попытка наладить производство в России, 1989-й год

Амир «Профессор»: «Был такой спартаковский фанат «Аист». Он где-то нашёл японскую машину и сделал вязаные шарфы с надписью тиражом около 50-ти штук. Односторонний, узенький шарф, как шнурочек. Ширина - 7 сантиметров. Это было нечто. Но радовались недолго. Пришли представители власти, сказали, если не прикроет свою деятельность – посадят. Поэтому машину пришлось продать».

5. «Английские» шарфы, 1990-е годы

Амир «Профессор»: «Настоящей революцией в истории «роз» стала наша со Славой Трубецким идея. Мы сделали в Англии два дизайна шарфов. Презентовали их 16-го сентября 1993-го года на «Локомотиве». Заказ делали за два месяца.Тираж – 400 штук. Тогда продали мало, всё-таки это дорогой продукт из Англии. Шарфы были стандартного размера – 136-141 см в длину, двусторонний, вязаный.

Английские шарфы были настоящим «взрывом». Первый динамовский «английский» шарф тоже мы делали. Кстати, многие говорят, что тот дизайн один из самых красивых до сих пор. Сделали заказ для ЦСКА – 4 шарфа. Когда один из болельщиков «Торпедо» попросил сделать «розетку», он позвонил и спросил почему на их шарфе нет надписи «гордость России». Я сказал, что они конечно молодцы, но гордость России одна – «Спартак». До сих пор не видел, чтобы на шарфах других клубов была эта надпись. Получается, что я заложил традицию для наших «роз». Надпись «короли Москвы» тоже сотворил ваш покорный слуга.

Была попытка сделать подобное в России в Питере, но получилось некачественно. Первый шарф был бордового цвета, а второй ало-оранжевого с белым. Причём по размеру они были короткими, видно нитку экономили.
Первый спартаковский шарф, в котором использовался черный цвет, называли«хулиганка». С надписью «Спартак hooligans», флаг и на фоне флага череп – это первый раз, когда в клубные цвета вторгались другие. Я так себя ломал, вычерчивал на миллиметровке, пытался максимально убрать черный цвет.

Со временем стали делать подделки в Турции. Если английский шарф стоил примерно 100 рублей, то турецкий – 80. Производство Англии - знак качества, поэтому достаточно взрослая публика могла себе позволить те шарфы. А вот зарождающиеся хулиганы, молодежь, покупали «турецкие» шарфы. Мы их поэтому прозвали «притурки». Не «придурки» и не «турки», а именно «притурки».

Одному мальчику мама купила в Польше «розу». На ней буква «С» была синим цветом. Люди даже не удосужились посмотреть, как правильно. Я в итоге парню поменял шарф на нормальный английский.Мне хотелось приучить людей к качественным товарам.

Производство в Турции закончилось с приходом налогов. Ещё была забавная история с динамовским болельщиком. Он приехал в Стамбул, чтобы сделать партию шарфов. Отдал туркам дискету с эскизом, заказал 400 штук. Сказали, что свяжут только ему, улыбались. Отдал дискету, и на два дня с девочками загулял. Через четыре дня приходит тётка, ей турки выкатывают тележку с шарфами, 600 штук. А товарищ уже посчитал прибыль, сколько будет продано. Приезжает в Москву, а на всех рынках его «эксклюзив».

В 2001-м году был связан последний шарф под нашим с другом руководством. Пошла жесточайшая конкуренция. Каждый раз объяснять, в чём разница между шарфами стоимостью 80 и 100 рублей, было тяжело. Сейчас все шарфы вяжутся в России».

Как реализовывали продукцию?

Амир «Профессор»: «У каждого клуба был подвижник, который продавал шарфы на стадионе перед матчем. Это были стихийные точки. Без налогов и разрешительных документов. Только к концу 1990-х рынок начала устаканиваться, за это взялись власти. Хотя бы на «Лужниках» разрешение выписывали.Стычек между фанатами не было. Да и точки располагались по пути фанатов конкретного клуба. Все понимали прекрасно специфику продаж, и не создавали лишних проблем.

Сотрудничали ли с клубами и крупными брендами?

Амир «Профессор»: «Клубы иногда помогали и поддерживали своих фанатов. У «Динамо», например, Серёжа «Кабан» сейчас в клубе работает. Он уважаемый человек в динамовской тусовке, делал дизайны атрибутики. До последнего момента именно он держал динамовские точки. У ЦСКА есть Миша Акулов. Ему удалось договориться с клубом, теперь они совместно выпускают достойные вещи. У «Торпедо» Василий Петраков – один из старых, уважаемых болельщиков, тоже до сих пор в клубе работает.

Клуб иногда помогал, а иногда и конкурировал. Было такое, что война была. Фанат всегда сделает такую вещь, которая однозначно продастся. Потому что в первую очередь ты спрашиваешь себя: «куплю ли я сам?» Если отвечаешь:«да» – надо выпускать.

«Не Нольтрофеич». Главные видео о чемпионстве «Спартака»

Дождавшийся Федун, напуганный «Зенит», бешеный Глушаков, раздетый Фернандо, кричащий Каррера и другие моменты красно-белого счастья.

Была история, когда меня пригласили на совещание в клуб с представителем adidas. «Спартаковский» бюджет составлял $ 6 млн. Представляете, как времена поменялись? Это бюджет всего клуба вместе с зарплатами и всем остальным. И вот один из представителей клуба заявляет:«Я хочу, чтобы от мерчендайзинга было 40% от бюджета клуба, а лучше – 60%». Я мысленно по карманам полазил: «где же ты $ 2 млн или 3 млн украл?»

Самое смешное, что в газете «Футбол-Хоккей»тогда появилась серия статей о проблемах немецкого футбола – и в числе других там разместили заметку про мерчендайзинг. На тот момент из всех клубов Бундеслиги только один клуб работал в плюс – это «Бавария». А «Айнтрахт», у которого собиралось 37 тысяч зрителей на каждом матче, имел в бюджете минус 100 тысяч марок. То есть на тот момент даже монстры Бундеслиги, при том что у людей безумные зарплаты, которые они готовы тратить, не могли уйти по атрибутике в плюс. Мадридский «Реал» может, конечно. Там после покупки Зидана за две недели продали 77 тысяч маек с его фамилией. Правда, из них 3 тысячи украли – испанцы пришли в магазин и просто унесли 3 тысячи маек. Но это «Реал» - самый титулованный клуб мира.

В общем, мы над этим посмеялись. Человек реально бредил. Помните, в прошлом году господин Слуцкий прямо сказал, что наша страна нефутбольная. Я это ещё раньше сказал. Когда Гинер переносил матч из «Лужников» в Химки.

Даже сейчас, приезжаешь в «Оренбург», а из местной атрибутики только шарф и программка. Всё на убогом уровне, - а-ля 1990-е, когда всё только начиналось. И то тогда было лучше. У нас вообще у провинции комплекс неполноценности. Первый вопрос к болельщику, когда туда приезжаешь: «Кто вам за это платит?» И когда они понимают, что ты за свои едешь, у них возникает недоумение».

«Нынешний болельщик никогда не поймёт наше поколение. В те времена я доставал японский двухкассетник, ехал с ним в метро, и на меня ненавидяще смотрели люди, завидовали. А сейчас пришёл в магазин или на стадион – купил. Достать и купить - разные вещи. Кайфа сейчас нет. Не ценится ничего.Когда делаешь дизайн шарфа, то воспринимаешь его, как своё детище. Я раньше конструктором работал, поэтому знаю, как составлять чертежи. Процесс такой: отрисовываешь, спускаешь в цех, а потом бах и твоя деталь. Это творчество. Если бы я условно вложил те деньги в трусы и жвачку, можно было отбиться на раз-два. Потому что сколько людей, столько и трусов, а у кого-то и по две пары. Жвачку все жевали. Но мне такие деньги не интересны были. Шарфики – блажь, расхожий материал у болельщиков. Его можно повязать и на шею и на пояс, если только живот позволяет повязать. Производство таких вещей нужно любить, без души это делать нельзя».

Панов: мой дом - Москва, а не Питер. И да, я фанат «Спартака», не «Зенита»

Самый искренний русский футболист рассказывает Дмитрию Егорову о большой перезагрузке в своей жизни.

Фанатский шарф - ключевой элемент атрибутики футбольного болельщика. Сегодня подавляющее большинство приходящих на футбол не мыслят себя без этой детали гардероба; не исключение и влиятельные политики, крупнейшие бизнесмены, выдающиеся деятели культуры. К сожалению, объём данной публикации не позволяет детально остановиться на всех вехах истории этого аксессуара.

Как и футбол, да и футбольный фанатизм, мода на шарфы пришла к нам с Запада. Не берёмся точно судить о дате производства первого фанатского шарфа, но можно предположить, что произошло это в районе 60-х годов. Многие помнят одно из самых известных фото группы The Beatles, на котором музыканты предстают в шарфе ливерпульской расцветки. Причём длина шарфа такова, что каждый из легендарной «ливерпульской четвёрки» умудряется им обмотаться.

Первые советские фанатские шарфы, появившиеся в начале 80 годах, тоже производились по принципу «чем длиннее, тем лучше», а основными средствами производства являлись бабушки фанатов Пряжа покупалась в обычных магазинах. Родоначальниками такого «производства» на территории нашей страны стали фанаты московского «Спартака». Случались и курьезы. Известен случай, когда на троих закадычных друзей был связан один 9-ти метровый шарф, они так и ходили, обнявшись и обмотавшись этим произведением искусства. Постепенно фанатами овладевает идея иметь более хорошие и качественные розетки.
Почти сразу шарф сразу начали называть розой или розеткой, от «rosette» - это ленточка цветов клуба, которую прикалывали к груди европейские болельщики ещё до появления моды на шарфы.

Так же есть версия что если завязать шарф узлом и подбросить то он чем-то будет напоминать цветок розы.
В середине восьмидесятых кооператив “Фотон” из Тарасовки начал выпуск “печаток” - простой материал, на который краской наносился рисунок. Получалось очень красиво, но был один существенный недостаток - недолговечность. После стирки розетка теряла свой вид. Большого распространения “печатки” не получили. Основное их применение - это коллекция.


Хочется отметить что печатки этих времен делали в Москве, когда как северная столица в это же время начали изготавливать промышленным способом. Идея была опробована на детских шарфах. Было изготовлено три вида детских шарфиков всевозможных расцветок «в горошек». Принцип построения их дизайна был одинаков, отличались лишь изображения на концах - Мальчиш-Кибальчиш, крейсер Аврора и… зенитовская «стрелка»! Таким образом появился, пожалуй, главный курьёз в истории зенитовской атрибутики - бело-зелёные, сине-белые, красно-синие и даже красно-белые шарфы «Зенита». До сих пор любители раритетов дорожат ими, особенно красно-белыми.




Вот что может произойти, когда выпуском атрибутики занимаются некомпетентные люди…

На этом развитие технологий производства розеток надолго приостановилось. Новый его этап в Питере начался осенью 1992 года, который следует признать поистине революционным. Ведь именно в этом году был освоен выпуск шарфов по принципиально новой технологии, позволяющей вывязывать даже мельчайшие детали. Этому событию мы обязаны вскорости наступившему буму на всевозможные дизайны, виды и подвиды вязаной атрибутики, который продолжается и до сих пор. После этого один известный и заслуженный фанат, много лет лелеявший мечту и приложивший огромные усилия для её реализации, всё-таки добился своего. Появился шарф, который и поныне является одним из самых популярных у питерской торсиды. С некоторых пор его принято называть «Классика №1».

Спартаковские фанаты пошли по другому пути, связанно это с европейскими выездами, так получилось что в то время почти все шарфы были Английскими, так 13 сентября 1993 года появился первый Английский шарф

Количество этих шарфов было очень мало поэтому были сделаны реплики.


Именно этому шарфу фанаты зенита обязаны тем, что имеем уже в качестве традиции совершенно специфичное начертание названия клуба латиницей - «Zenit» (в отличие от грамматически более правильного «Zenith»).

К середине 90хх шарфы стали надевать на себя не только фанаты, но и простые болельщики. Тогда для фанатов были изготовлены отличительные шарфы ULTRAS и HOOLIGANS . Тогда в цвета шарфов вошли не только цвета клуба но черный цвет, правда стоит оговориться что это не свойственно Зениту.

К этому моменту шарфы клубов стали изготавливать уже в очень больших количествах, стало возможным заказать шарфы на группы, так появились розы Flint’s crew, Невский фронт, Red-Blue warriors а так же многие, многие другие.
Отмечу ещё несколько идей заимствованных с запада.

Титульные, те шарфы на которых выводились годы чемпионства, победы в различных кубках. Правда у Зенита на некоторых шарфах в качестве регалий было указано «Бронзовый призёр-1980» и «Финалист Кубка-1939, 1984». Понятно, что Питер истосковался по победам, и любое мало-мальское достижение было на вес золота. Но во всём мире принято обозначать на шарфах только высшие достижения клуба - победы в чемпионатах, выигрыши национальных и европейских кубков. Клубный шарф - не статистический справочник. Обозначение на шарфах более низких достижений символизирует готовность и впредь не стремиться быть первыми, отсутствие победного духа, победных амбиций. А значит, свидетельствует о несостоятельности футбольного клуба, что является оскорбительным для его болельщиков фактом. К счастью, в последнее время подобные казусы уже не повторяются.
Спонсорские шарфы. Чаще всего их делал технический спонсор клуба, такие как Adidas, Nike, Umbro, они были одинаковыми для всех клубов спонсора. Но были и другие варианты такие как Мегафон и Фарго



Двойные шарфы. Такие шарфы изготавливались под матчи в евро кубках и чем чаще играл клуб в европе тем больше было двойных шарфов
Антиклубные шарфы. Эти шарфы изготавливаются от очень большой любви к ближним))В России это как и следовало ожидать пришло с запада, где производство антиклубных шарфов поставлено на поток. В России изготавливаются только фанатами. Пока их не так много поэтому остановлюсь по подробнее.
Один из первых шарфов

Сейчас существует порядка 3 дизайнов этого шарфа отличающиеся в основном переводом определённых фраз
Этот шарф также изготовленный в Питере стал большим хитом, особенно у болельщиков Спартака

13.09.2017 17:00

Сегодня купить «розетку» проще простого. Раньше все было совсем не так. «Чемпионату» рассказали любопытные подробности.

Перед стартом «Спартака» в Лиге чемпионов мы поговорили с известным болельщиком московского «Спартака» Амиром Хуслютдиновым (известным в болельщицких кругах как «Профессор») и узнали, как и когда на трибунах стали появляться фанатские «розы», и какие изменения претерпел главный элемент гардероба любителя футбола. Ведь было время, когда увидеть разодетого в клубные цвета фаната было невозможно, и стадионы не были такими яркими, как сейчас.

Почему фанаты называют шарф «розой»?

«Название пошло из Англии, — объясняет «Профессор». — Но там под «розой» подразумевается несколько кусочков материала, сшитые в несколько слоёв, по убывающей, как лепестки цветка. Затем к ним пришивались две ленточки в форме треугольничка. Получался цветок из ткани. А у нас не разобрались и обычный шарф прозвали «роза» или «розетка». В Англии фанатский шарф называется «scarf».

Какими были фанатские шарфы в нашей стране?

История развития фанатских шарфов берёт начало с 1970-х годов. С того момента можно выделить 5 основных этапов, благодаря которым сформировался современный вид футбольных «роз»:

1. «Самопальные»,1970-е годы

Амир «Профессор»: «Первый шарф появился в 1972-м году. Был такой фанат «Заплата», Александр Гуренков. Именно он первый раз появился на стадионе в шарфе. Вы только представьте: серый стадион, неяркие свитера и куртки - и тут что-то выделяющееся! Фанаты сразу же подхватили эту идею. Тем более у «Спартака» праздничные цвета, так что именно у нас появилась первая атрибутика в стране. В то время нитки редко пропадали в магазинах. Мамы, бабушки, девушки, которые умели вязать - резко поднимались в цене в лице фанатов. Шарф был простым, полосатым.

Была история: три друга попросили кого-то из родственников связать шарф длиной в девять метров. Повязывали его на троих, и получалось, как у Агнии Барто: «Мы с Тамарой ходим парой». Люди просто прикалывались, но это лучше, чем избивать кого-то. Когда ребята шли втроём в обнимку, все умилялись. И хотя они никому не мешали, милиции это всё равно не нравилось. Говорили: «вы всех задушите». Власти не понимали, что это за явление. А за непониманием всегда идёт отторжение. Это словно сейчас кто-то волосы в зелёный покрасит - будет выделяться из толпы своим внешним видом и поведением. У нас очень не любят такие вещи».

2. «Михневские», начало 1980-х

Амир «Профессор»: «В сентябре 1981 года во время общего сбора спартаковских фанатов на железнодорожной станции«Коломенская» появились парни в идеальных шарфах. Тонкой вязки и яркого алого цвета. Я сразу же подошел к ним, чтобы узнать, откуда взяли. Выяснилось, что было такое ателье «Трикотажница», которое находилось в 100 километрах от Москвы. На электричке нужно было доехать до станции «Михнево». У одного из парней мама работала там закройщицей. Цена за пошив шарфа составляла 11 рублей. У меня не было проблем с деньгами, поэтому я дал — очень сильно хотел. Следующего сбора ждал, как чуда, это невозможно объяснить. Когда они привезли мне этот шарф - испытал верх счастья. На меня на стадионе все смотрели с широко открытыми глазами. Завидовали, спрашивали, откуда я его взял.

«Михневские» шарфы - бренд того времени. Машина вязала их, как чулок.Позже две части сшивали и делали вручную кисти. Проделывалась дырочка, отрезалось энное количество пряжи и завязывался узелок. Всё было сделано из трикотажа хорошего качества. Станок был импортный.

Изготовление обычно составляло от трёх дней до недели, поэтому я давал рубль сверху. Заказ отшивался при мне. За два часа, пока был перерыв в электричках, успевали сделать два-три шарфа.

Кстати, оттуда же я вывез первый шарф для «Динамо». Аркаша «Хирург», болельщик «Динамо» и болельщики «Торпедо» попросили им помочь, так как место производства держалось в секрете. Связать пару шарфов, чуть подороже их продать - хороший бизнес, тем более что на эти деньги можно было купить билет на футбол. Никаких возмущений от своих, что другим помогаю, не было. Во-первых, спартаковские фанаты доминировали в те годы, а во-вторых, это были знакомые ребята, которые не трогали мой клуб. Например, когда делал «розы»для «Торпедо», ничего не поимел на этом сверху. Но один инцидент всё же произошёл. Один парень узнавал, когда будут готовы заказы для болельщиков ЦСКА и «Динамо» и не отходя от кассы занимался «гоп-стопом», отнимал шарфы. Кто-то взял и стуканул, хотя по фанатским понятиям это не приветствуется. Парню дали восемь лет за грабёж.

Ателье хорошо поднялось на этом бизнесе, цены постепенно росли. Сначала было 10 рублей, потом 11 рублей 20 копеек, потом 11.64, так дошло до 12.В конце 1982-го года, по слухам, с «Петровки» приехали люди, и запретили «Трикотажнице» вязать любые шарфы клубных цветов».

3. «Печатки», конец 1980-х годов

Амир «Профессор»:«В Тарасовке был открыт кооператив «Фотон». Там делали шарфы «печатки». На ткань просто наносился рисунок. Первый шарф сделали на шёлке, он был односторонний. Тираж был совсем маленьким, тем более, что качество было не очень хорошим. Так что век «печаток» прошёл практически незаметно».

4. Попытка наладить производство в России, 1989-й год

Амир «Профессор»: «Был такой спартаковский фанат «Аист». Он где-то нашёл японскую машину и сделал вязаные шарфы с надписью тиражом около 50-ти штук. Односторонний, узенький шарф, как шнурочек. Ширина — 7 сантиметров. Это было нечто. Но радовались недолго. Пришли представители власти, сказали, если не прикроет свою деятельность - посадят. Поэтому машину пришлось продать».

5. «Английские» шарфы, 1990-е годы

Амир «Профессор»: «Настоящей революцией в истории «роз» стала наша со Славой Трубецким идея. Мы сделали в Англии два дизайна шарфов. Презентовали их 16-го сентября 1993-го года на «Локомотиве». Заказ делали за два месяца.Тираж - 400 штук. Тогда продали мало, всё-таки это дорогой продукт из Англии. Шарфы были стандартного размера - 136-141 см в длину, двусторонний, вязаный.

Английские шарфы были настоящим «взрывом». Первый динамовский «английский» шарф тоже мы делали. Кстати, многие говорят, что тот дизайн один из самых красивых до сих пор. Сделали заказ для ЦСКА - 4 шарфа. Когда один из болельщиков «Торпедо» попросил сделать «розетку», он позвонил и спросил почему на их шарфе нет надписи «гордость России». Я сказал, что они конечно молодцы, но гордость России одна - «Спартак». До сих пор не видел, чтобы на шарфах других клубов была эта надпись. Получается, что я заложил традицию для наших «роз». Надпись «короли Москвы» тоже сотворил ваш покорный слуга.

Была попытка сделать подобное в России в Питере, но получилось некачественно. Первый шарф был бордового цвета, а второй ало-оранжевого с белым. Причём по размеру они были короткими, видно нитку экономили.
Первый спартаковский шарф, в котором использовался черный цвет, называли«хулиганка». С надписью «Спартак hooligans», флаг и на фоне флага череп - это первый раз, когда в клубные цвета вторгались другие. Я так себя ломал, вычерчивал на миллиметровке, пытался максимально убрать черный цвет.

Со временем стали делать подделки в Турции. Если английский шарф стоил примерно 100 рублей, то турецкий - 80. Производство Англии — знак качества, поэтому достаточно взрослая публика могла себе позволить те шарфы. А вот зарождающиеся хулиганы, молодежь, покупали «турецкие» шарфы. Мы их поэтому прозвали «притурки». Не «придурки» и не «турки», а именно «притурки».

Одному мальчику мама купила в Польше «розу». На ней буква «С» была синим цветом. Люди даже не удосужились посмотреть, как правильно. Я в итоге парню поменял шарф на нормальный английский.Мне хотелось приучить людей к качественным товарам.

Производство в Турции закончилось с приходом налогов. Ещё была забавная история с динамовским болельщиком. Он приехал в Стамбул, чтобы сделать партию шарфов. Отдал туркам дискету с эскизом, заказал 400 штук. Сказали, что свяжут только ему, улыбались. Отдал дискету, и на два дня с девочками загулял. Через четыре дня приходит тётка, ей турки выкатывают тележку с шарфами, 600 штук. А товарищ уже посчитал прибыль, сколько будет продано. Приезжает в Москву, а на всех рынках его «эксклюзив».

В 2001-м году был связан последний шарф под нашим с другом руководством. Пошла жесточайшая конкуренция. Каждый раз объяснять, в чём разница между шарфами стоимостью 80 и 100 рублей, было тяжело. Сейчас все шарфы вяжутся в России».

Как реализовывали продукцию?

Амир «Профессор»: «У каждого клуба был подвижник, который продавал шарфы на стадионе перед матчем. Это были стихийные точки. Без налогов и разрешительных документов. Только к концу 1990-х рынок начала устаканиваться, за это взялись власти. Хотя бы на «Лужниках» разрешение выписывали.Стычек между фанатами не было. Да и точки располагались по пути фанатов конкретного клуба. Все понимали прекрасно специфику продаж, и не создавали лишних проблем.

«Коллекционеры – счастливые люди», – однажды сказал Иоганн Гете, собравший у себя дома в Веймаре различные естественнонаучные и художественные коллекции. Немало собирателей чего-либо ценного и среди любителей спорта. Один из таких – Владимир Морозов, известный в фанатских кругах под прозвищем Морган. Уже восемь лет он собирает шарфы легендарного ярославского «Шинника» и других футбольных команд, в городах которых он побывал ради поддержки любимого клуба.

- Почему шарфы? А не значки, программки, игровые футболки?-

Из перечисленного лет через 10–15 реальную ценность будут иметь только майки. Допустим, футболка, которую сняли с полузащитника ЦСКА Понтуса Вернблума, сейчас стоит от 7 до 12 тысяч рублей. Игровой свитер Мануэля Нойера, изготовленный специально к матчу за Суперкубок UEFA – 2013, обошелся моему товарищу в 7,5 тысячи.-

- Приличные суммы…

И значки, и программки будут стоить максимум тысячу. Даже те, что сохранились с 1945 года. Но коллекционеров это мало волнует. Им интересен процесс, который затягивает на долгие годы. Известный болельщик из Ярославля собирал программки к матчам «Шинника» на протяжении 15 лет. Раздобыл почти все, в том числе раритеты 1957 года, когда на базе шинного завода был образован наш клуб.

- А потом?

Продал за 1500 долларов парню, который хранил дома сотни, если не тысячи крышек от пивных бутылок.

- Странное увлечение.

Есть индивидуумы, которые собирают этикетки с бананов. До сих пор в ходу байка, как один миллионер из Европы отправил своего подчиненного в Южную Америку. Специально, чтобы тот привез ему редкий стикер.

- Вы назвали сумму – 1500 долларов за программки. То есть заработать все-таки можно?

Цена вполне обоснованна. Ведь покупатель приобрел сразу все. К тому же избавил себя от беготни, нервотрепки, трат на почту и переезды.

- Итак, почему шарфы?

Первая «роза» (такое название позаимствовано у британцев, называющих rossete – «розетка» – собственные фанатские шарфы по аналогии со словом rose – «роза». – Прим.) появилась в конце 1990‑х. «Буревестник» (Москва), за который играл в чемпионате Москвы. В 2004‑м купил на стадионе первый шарф «Шинника». А четыре года спустя вступил в группу коллекционеров на сайте «ВКонтакте». Создал личный альбом, выложил все свои шарфы (на тот момент – не более 15 штук) и начал меняться, подыскивая интересные экземпляры.

- Какое направление у вашей коллекции?

Собираю все вязаные шарфы «Шинника». На данный момент – 50 штук. Есть цель собрать все. Даже те, которые были выпущены в конце 1990‑х тиражом две-три штуки. Второе направление – «розы» команд, в городах которых присутствовал на матчах с участием «Шины». Обычные шарфы, что продаются у стадиона за 300 рублей, не интересны. Приоритет – старые, желательно первые шарфы клубов и группировок фанатов. Достать раритеты сложнее. Порой кажется, что вообще нереально. Но я целенаправленно, в течение нескольких лет, «веду» редкий шарф, чтобы потом, заполучив его, положить в шкаф с чувством выполненного долга… До охоты за следующим.

- Что делать, если владелец интересного вам шарфа категорически отказывается его обменивать или продавать?

Каждый случай индивидуален. Главное – не отчаиваться, быть настойчивым, искать варианты. Отказы получал неоднократно. Вот недавно был случай: нашел «розу» «Шинника» 1997 года, но не могу договориться с владельцем – деньги (четыре тысячи) и обмен ему не интересны. Пару дней не общались. Потом сам написал: «Слушай, я через месяц открываю пивную. Интерьер так себе, хочу украсить стены атрибутикой – шарфами, футболками, флагами. Есть что предложить?» В итоге я отдал семь шарфов, примерная стоимость которых достигала трех тысяч. Оба остались довольны.

- Класс! Сэкономили даже.

Иногда все очень сложно. Предлагаешь крупные суммы, десятки шарфов на обмен, но раз за разом в ответ слышишь «нет» или слова вроде «нельзя продать молодость». Меня, правда, это скорее заводит.

Год назад хотел заполучить первую «розу» «Нефтяника» из Ярославля. До исчезновения этот клуб выступал во второй лиге. В детстве я часто ходил на его матчи. Не совсем мое направление, но четко решил: нужно разыскать первый шарф, который был выпущен тиражом 9 штук в 1999 году. При этом все знают, что часть «розеток» безвозвратно утеряна. Единственным коллекционером, владевшим «Нефтяником», оказался Слава Ширинкин, лидер популярной группы Clockwork Times. До разговора было ясно одно: деньги и равноценный обмен его не заинтересуют. Но я таки предложил: получил отказ, затем назвал приличную сумму. Снова отказ. И тут рассказал о возможности опубликовать интервью с ним в популярном спортивном журнале (у меня имелись связи в издательстве). Наверное, Слава подумал: «О, скоро выходит новый альбом. Надо бы засветиться», – и согласился на сделку.

- Самый дорогой шарф, который вы приобретали?

- «Уралмаш» (Екатеринбург) за десять тысяч. Это случилось в 2011‑м, когда работал в PR-агентстве. Оклад 20 тысяч, половина – на шарф, который сделала популярная банда «Стальных монстров». Помню, месяц сидел на молоке и сухарях. Но я доволен. Шарф редкий, 1997 года, с историей. Есть фотография, где уралмашевцы едут на выезд в Омск (823 км) в открытом контейнере грузового поезда. А в руках у парней – этот шарф.

- Каким образом вы находите то, что вам нужно?

Самый крутой вариант – съездить на выезд. При себе нужно иметь деньги и хороший обмен. Но это полдела. Куда важнее – расположить к себе незнакомца. Тогда шарф мечты может оказаться в ваших руках. Куда менее романтичная площадка для поиска – социальные сети. На сайте «ВКонтакте» есть группа, где состоят семь тысяч участников, в том числе ведущие коллекционеры (у кое-кого дома лежит несколько тысяч шарфов). Альбомы продажи, обмена, аукцион, черные списки – все находится там. Кроме того, некоторые коллекционеры регулярно мониторят интернет-аукцион Ebay и популярный ныне Avito, где раз в месяц появляются ценные «розы» за разумную сумму.

- Что посоветуете начинающим коллекционерам?

Четко определиться с направлением, не делать шарфы с убогим дизайном (увы, в последнее время таких много) и быть честными, никого не обманывать.

- Когда-нибудь вы закончите коллекцио­нировать. Что будет с шарфами?

Скорее всего, продам за хорошие деньги. Но отдавать абы кому не очень-то хочется. Верю, что «Шинник» построит новый стадион. Внутри наверняка будет музей – там коллекции самое место.



Публикации по теме