Чарушин Е. И

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

Томка

У охотника я увидел пёсика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.
Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля... От этого пёсика, говорит, есть щенки. Приходите поглядите. И мы с ним пошли.
Щенки небольшие - только что научились ходить. «Который-то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте? Как узнать - кто толковый, а кто не годится?»
Вот один щенок - ест да спит. Из него лентяй получится.
Вот злой щенок - сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму - не люблю злых.
А вот ещё хуже - он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.
В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует?
Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал - не у них ли деревяшка. Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет - уговаривает не сердиться. И вот он стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.
Я обрадовался. «Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется». Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

Как Томка научился плавать

Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал.
Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду - кто дальше бросит.
А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.
Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются. Дошёл до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается.
- Иди, Томка, иди - не бойся, не потонешь!
Полез Томка в воду. Сначала по животик зашёл, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу.
Повозился, повозился да вдруг как выскочит - и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. Видно, он дышать в воде вздумал - вода и попала ему в нос да в рот. Не достал камушка.
Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро. Томка любил играть с мячиком, - это была его любимая игрушка.
Шлёпнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу.
Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел - побежал в воду.
Бежит, повизгивает. Но теперь носом в воду не суётся. Шёл, шёл да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы - и обратно к нам.
Вот так и научился плавать.

Томка испугался

Когда Томка был совсем ещё небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пускай приучается.
Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал - так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький ещё. А будить мне его жалко.
Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом.
Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней.
А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.
Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял - никогда он ещё коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка - с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошёл и нюхает: что за зверь такой?
В это время шевельнулась корова - её, наверно, кто-то укусил. И побежал от неё Томка!
С тех пор он и близко к коровам не подходит.

Томкины сны

Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.
Спрашивают у меня ребята:
- Почему это Томка лает? Ведь он же спит!
- Он сны видит, - отвечаю.
- А какие?
- Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, - про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.
- Вот интересно-то! - говорят ребята.
Обступили они Томку, глядят, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят:
- Чего же это он во сне видит? Вам понятно?
- Понятно, - говорят ребята. - Это он зайчонка увидел небольшого.
Томка поспал ещё немного и лапками пошевелил.
- Вот, - говорят ребята, - это Томка побежал.
- За кем побежал?
- Да не за кем, а от козы. Он её увидел, а она бодается.
Тут Томка зарычал, залаял.
- Проснись! - закричали ребята. - Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!
- Кто, - спрашиваю, - съест?
- Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.

Как Томка не показался глупым

Томка не любит, когда над ним смеются, - обидится, отвернётся. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.
Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идёт поближе - хочет понюхать. А курочка как закричит, как прыгнет на Томку - и поехала на нём. Едет, клюёт Томку и кричит. Так и слышно, как она выговаривает: «Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!»
Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюёт, никто на него не кричит.
И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.

Никита-доктор

Говорит Никита Томке:
- Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить.
Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания - дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался - это доктор пришёл. Потом утёрся полотенцем - это доктор вымыл руки.
Поклонился щенку Томке и говорит:
- Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?
А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет - не умеет говорить.
- Ложитесь, молодой человек, - говорит доктор Никита, - я вас выслушаю.
Доктор повернул Томку кверху пузом, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка хвать его за ухо!
- Ты что кусаешься! - закричал Никита. - Ведь я же доктор!
Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш. А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:
- Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык.
Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает.
- Я пропишу вам лекарство, - говорит доктор Никита, - и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите зубы чистить. Взял Никита свою зубную щётку и стал чистить у Томки зубы.
А Томка как схватит щётку зубами! Вырвался у доктора из рук, утащил щётку и разгрыз её на мелкие кусочки.
- Ты глупый, Томка! - кричит Никита. - Ведь совсем не так играют!
Так и не научился Томка играть в больного.


Урок литературного чтения в 1 классе, учитель: Колесень О.В.
Тема: Е.И. Чарушин «Томкины сны»
Цели урока: создать условия для раскрытия смысла художественного
произведения;
сформировать навыки правильного и выразительного чтения
закрепить умение прогнозировать и анализировать текст;
обогатить словарный запас учащихся;
воспитать бережное отношение к животным.

Ход урока.
I Организационный момент.

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок!
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.

За окном весна. Светит солнышко, поют птицы, природа проснулась после зимы. У вас на партах есть изображения солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению.

II Актуализация знаний.

Эмоциональная мотивация.
Чтобы настроение на уроке сохранилось или улучшилось, улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека.

Целеполагание.

/ На доске запись: «Я и мои друзья» и выставка рисунков/

Прочитайте имя автора нашего рассказа. Посмотрите на его портрет.
- Знакомы ли вам его произведения?
- Обратите внимание на выставку книг, если они вас заинтересуют, вы можете взять эти книги в школьной библиотеке.
- А знаете ли вы что-то о Евгении Ивановиче Чарушине?

В доме у Чарушиных были и кошки, и собаки, на окнах стояли банки с аквариумными рыбками, а в клетках распевали птицы. Вместе с мамой они выкармливали уток, лечили зверей. Эти животные становились друзьями мальчика. Сам Чарушин говорил: «Я приучился с детства понимать животное – его движения, мимику. Мне даже как-то странно видеть, что некоторые вовсе не понимают животного».
Вот таким человеком был Евгений Иванович Чарушин. И, конечно, все его рассказы связаны с жизнью природы и её обитателями.

Прогнозирование содержания.

Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу.
- Кто изображён на ней?
- Почему этот рисунок кажется необычным?
- Попробуйте предположить, о чём будет этот рассказ?
- Прочитайте заглавие рассказа. Как зовут героя? Это человек?

3) Словарная работа.

В этом рассказе есть трудночитаемые слова. У вас на парте тетрадь с этими словами. На с. 34. Прочитайте их про себя.
- А теперь читаем хором.
Спра-ши-ва-ет – спрашивает – спрашивает у меня
По-ви-зги-ва-ет – повизгивает – повизгивает во сне
Бо-да-ет-ся – бодается – коза бодается
По-драть-ся – подраться – подраться с тигром
Спра-вить-ся – справиться – справиться с ним
Физ. Минутка. Попрыгать – поиграть.
4)Чтение рассказа по частям.
Часть I
- Прочитайте первую часть про себя.
- Какие слова подтверждают, Томка – щенок, а не взрослая собака.
(Повизгивает, лапки)

5) Повторное чтение I части вслух.
- А почему человек не может видеть такие сны, какие видит щенок?

Кто же герои рассказа? А к кому Никита обращается с вопросами? Кто является рассказчиком истории?
- Здесь нет слов автора, потому что эти слова-связки говорит папа.
- Вы хотите узнать, что было дальше?
- Можно я вам прочитаю II часть? Я хотела бы вам помочь услышать, как при помощи изменения интонации правильно передать чувства и мысли героев.

6) Эталонное чтение учителем. Вопросы после чтения.
Итак, Никита наблюдает за спящим Томкой
- Как мог Никита догадаться, что снится Томке? Для того, чтобы фантазии были интересными, нужно уметь наблюдать за повадками животного.
Физ. Минутка.
7) Жужжащее чтение.
- Почему Никита решил, что сначала Томка увидел во сне небольшого зайчонка? Изменился бы голос Томки, если бы во сне он увидел большого зайца?
- Почему Никита решил, что Томка убегает от козы?
- А потом Почему ему показалось, что Томка собирается драться с тигром?
- Зачем Никита решил разбудить спящего щенка?
- Испугался ли он за своего друга?

IV Закрепление изученного материала.

1) Беседа о характерах героев.
- Действительно ли Никита может читать Томкины сны?
- Можно ли что-то рассказать о характере Томки?
- А что можете сказать о характере папы, Никиты?

/Открыть доску с заданием/ У детей тетрадь.
ВЕСЁЛЫЕ
ЛЮБЯТ ЖИВОТНЫХ
НИКИТА И ПАПА СЕРЬЁЗНЫЕ
НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЕ
ФАНТАЗЁРЫ

Как думаете, что общего в характерах Никиты и папы? Соедините.
2) Озаглавливание частей.

Как предлагаете озаглавить I часть?
- А II часть?
- Заголовки к частям текста могут быть в виде вопросов.
- Выберите наиболее точный заголовок к каждой части.

I часть.
О чём говорили папа с сыном?
Почему Томка лает во сне?

II часть.
Какие сны видит Томка?
Почему Никита хотел разбудить Томку?

V Подведение итога урока.

Чем понравился вам этот рассказ?
- Что показалось вам необычным в нём?
- Что можете сказать об авторе этого рассказа? А о героях?

VI Рефлексия.

В начале урока вы поделились со мной, какое у вас было настроение.
- Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок?
- Спасибо за активную работу на уроке.

Главная / Библиотека / Чарушин Е. И.

Чарушин Е. И. Художественные произведения о мире животных.

Томка

У охотника я увидел песика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля... От этого песика, говорит, есть щенки. Приходите поглядите. И мы с ним пошли.

Щенки небольшие -- только что научились ходить. "Который-то из них, -- думаю, -- мне будет помощник на охоте? Как узнать -- кто толковый, а кто не годится?"

Вот один щенок -- ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок -- сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму -- не люблю злых.

А вот еще хуже -- он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал -- не у них ли деревяшка. Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет -- уговаривает не сердиться. И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

Я обрадовался. "Ну, -- думаю, -- вот это охотник! От такого и дичь не спрячется". Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

Как Томка научился плавать

Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал.

Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду -- кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.

Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются. Дошел до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается.
- Иди, Томка, иди -- не бойся, не потонешь!

Полез Томка в воду. Сначала по животик зашел, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу.

Повозился, повозился да вдруг как выскочит -- и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. Видно, он дышать в воде вздумал -- вода и попала ему в нос да в рот. Не достал камушка.

Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро. Томка любил играть с мячиком, -- это была его любимая игрушка.

Шлепнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу. Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел -- побежал в воду.

Бежит, повизгивает. Но теперь носом в воду не суется. Шел, шел да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы -- и обратно к нам.

Вот так и научился плавать.

Томка испугался

Когда Томка был совсем еще небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пускай приучается.

Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал -- так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький еще. А будить мне его жалко.

Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней.

А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.

Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял -- никогда он еще коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка -- с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошел и нюхает: что за зверь такой?

В это время шевельнулась корова - ее, наверно, кто-то укусил. И побежал от нее Томка!

С тех пор он и близко к коровам не подходит.

Томкины сны

Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.

Спрашивают у меня ребята:
- Почему это Томка лает? Ведь он же спит!
- Он сны видит, -- отвечаю.
- А какие?
- Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, -- про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.
- Вот интересно-то! -- говорят ребята.

Обступили они Томку, глядят, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят:
- Чего же это он во сне видит? Вам понятно?
- Понятно, -- говорят ребята. -- Это он зайчонка увидел небольшого.

Томка поспал еще немного и лапками пошевелил.
- Вот, -- говорят ребята, -- это Томка побежал.
- За кем побежал?
- Да не за кем, а от козы. Он ее увидел, а она бодается.

Тут Томка зарычал, залаял.
- Проснись! -- закричали ребята. -- Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!
- Кто, -- спрашиваю, -- съест?
- Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.

Как Томка не показался глупым

Томка не любит, когда над ним смеются, -- обидится, отвернется. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.

Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идет поближе -- хочет понюхать. А курочка как закричит, как прыгнет на Томку -- и поехала на нем. Едет, клюет Томку и кричит. Так и слышно, как она выговаривает: "Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!"

Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюет, никто на него не кричит.

И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.

Никита-доктор

Говорит Никита Томке:
- Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить.

Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания -- дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался -- это доктор пришел. Потом утерся полотенцем -- это доктор вымыл руки.

Поклонился щенку Томке и говорит:
- Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?

А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет -- не умеет говорить.
- Ложитесь, молодой человек, -- говорит доктор Никита, -- я вас выслушаю.

Доктор повернул Томку кверху пузом, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка хвать его за ухо!
- Ты что кусаешься! -- закричал Никита. -- Ведь я же доктор!

Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш. А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:
- Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык.

Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает.
- Я пропишу вам лекарство, -- говорит доктор Никита, -- и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите зубы чистить. Взял Никита свою зубную щетку и стал чистить у Томки зубы.

А Томка как схватит щетку зубами! Вырвался у доктора из рук, утащил щетку и разгрыз ее на мелкие кусочки.
- Ты глупый, Томка! -- кричит Никита. -- Ведь совсем не так играют!

Так и не научился Томка играть в больного.

У охотника я увидел песика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля... От этого песика, говорит, есть щенки. Приходите поглядите. И мы с ним пошли.

Щенки небольшие - только что научились ходить. "Который-то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте? Как узнать - кто толковый, а кто не годится?"

Вот один щенок - ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок - сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму - не люблю злых.

А вот еще хуже - он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал - не у них ли деревяшка. Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет - уговаривает не сердиться.

И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.

Я обрадовался. "Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется". Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

Как Томка научился плавать

Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал.

Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду - кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.

Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются. Дошел до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается.

Иди, Томка, иди - не бойся, не потонешь!

Полез Томка в воду. Сначала по животик зашел, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу.

Повозился, повозился да вдруг как выскочит - и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. Видно, он дышать в воде вздумал - вода и попала ему в нос да в рот. Не достал камушка.

Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро. Томка любил играть с мячиком, - это была его любимая игрушка.

Шлепнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу.

Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел - побежал в воду.

Бежит, повизгивает. Но теперь носом в воду не суется. Шел, шел да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы - и обратно к нам.

Вот так и научился плавать.

Томка испугался

Когда Томка был совсем еще небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пускай приучается.

Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал - так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький еще. А будить мне его жалко.

Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней.

А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.

Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял - никогда он еще коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка - с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошел и нюхает: что за зверь такой?

В это время шевельнулась корова - ее, наверно, кто-то укусил. И побежал от нее Томка!

С тех пор он и близко к коровам не подходит.

Томкины сны

Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.

Спрашивают у меня ребята:

Почему это Томка лает? Ведь он же спит!

Он сны видит, - отвечаю.

А какие?

Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, - про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.

Вот интересно-то! - говорят ребята.

Обступили они Томку, глядят, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят:

Чего же это он во сне видит? Вам понятно?

Понятно, - говорят ребята. - Это он зайчонка увидел небольшого.

Томка поспал еще немного и лапками пошевелил.

Вот, - говорят ребята, - это Томка побежал.

За кем побежал?

Да не за кем, а от козы. Он ее увидел, а она бодается.

Тут Томка зарычал, залаял.

Проснись! - закричали ребята. - Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!

Кто, - спрашиваю, - съест?

Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.

Как Томка не показался глупым

Томка не любит, когда над ним смеются, - обидится, отвернется. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.

Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идет поближе - хочет понюхать.

А курочка как закричит, как прыгнет на Томку - и поехала на нем. Едет, клюет Томку и кричит. Так и слышно, как она выговаривает: "Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!"

Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюет, никто на него не кричит.

И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.

Никита-доктор

Говорит Никита Томке:

Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить.

Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания - дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался - это доктор пришел. Потом утерся полотенцем - это доктор вымыл руки.

Поклонился щенку Томке и говорит:

Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?

А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет - не умеет говорить.

Ложитесь, молодой человек, - говорит доктор Никита, - я вас выслушаю.

Доктор повернул Томку кверху пузом, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка хвать его за ухо!

Ты что кусаешься! - закричал Никита. - Ведь я же доктор!

Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш.

А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:

Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык.

Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает.

Я пропишу вам лекарство, - говорит доктор Никита, - и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите зубы чистить. Взял Никита свою зубную щетку и стал чистить у Томки зубы.

А Томка как схватит щетку зубами! Вырвался у доктора из рук, утащил щетку и разгрыз ее на мелкие кусочки.

Ты глупый, Томка! - кричит Никита. - Ведь совсем не так играют!

Так и не научился Томка играть в больного.

Мы пошли гулять и взяли с собой Томку.

Сунули его в портфель, чтобы он не устал.

Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду - кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.

Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются. Дошёл до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается.

Иди, Томка, иди - не бойся, не потонешь!

Полез Томка в воду. Сначала по животик зашёл, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу. Повозился, повозился да вдруг как выскочит - и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. Видно, он дышать в воде вздумал - вода и попала ему в нос да в рот. Не достал камушка.

Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро.

Томка любил играть с мячиком, - это была его любимая игрушка. Шлёпнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу.

Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел - побежал в воду. Бежит, повизгивает.

Но теперь носом в воду не суётся.

Шёл, шёл да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы - и обратно к нам.

Вот так и научился плавать.

ТОМКА ИСПУГАЛСЯ

Когда Томка был совсем ещё небольшим щенком, я взял его с собой на охоту.

Пускай приучается.

Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал - так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький ещё. А будить мне его жалко.

Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом.

Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает?

Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней. А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.

Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял - никогда он ещё коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка - с кошку ростом кажется.

Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла.

Страшно стало Томке. Он близко не подошёл и нюхает: что за зверь такой?

В это время шевельнулась корова - её, наверно, кто-то укусил.

И побежал от неё Томка!

С тех пор он и близко к коровам не подходит.

ТОМКИНЫ СНЫ

Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то. Спрашивают у меня ребята:

Почему это Томка лает? Ведь он же спит!

Он сны видит, - отвечаю.

А какие?

Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, - про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.

Вот интересно-то! - говорят ребята. Обступили они Томку, глядят, как он спит.

Чего же это он во сне видит? Вам понятно?

Понятно, - говорят ребята. - Это он зайчонка увидел небольшого.

Томка поспал ещё немного и лапками пошевелил.

Вот, - говорят ребята, - это Томка побежал.

За кем побежал?

Да не за кем, а от козы. Он её увидел, а она бодается.

Тут Томка зарычал, залаял.

Проснись! - закричали ребята. - Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!

Кто, - спрашиваю, - съест?

Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.

КАК ТОМКА НЕ ПОКАЗАЛСЯ ГЛУПЫМ

Томка не любит, когда над ним смеются, - обидится, отвернётся.

А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.

Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идёт поближе - хочет понюхать.

А курочка как закричит, как прыгнет на Томку - и поехала на нём.

Едет, клюёт Томку и кричит.

Так и слышно, как она выговаривает:

«Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!»

Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюёт, никто на него не кричит. И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.

НИКИТА-ДОКТОР

Говорит Никита Томке: - Ну, Томка, сейчас я буду тебя лечить.

Надел Никита на себя халат из простыни, очки нацепил на нос и взял докторскую трубочку для выслушивания - дудку-игрушку. Потом вышел за дверь и постучался - это доктор пришёл. Потом утёрся полотенцем - это доктор вымыл руки.

Поклонился щенку Томке и говорит:

Здравствуйте, молодой человек! Вы хвораете, я вижу. Что же у вас болит?

А Томка, конечно, ничего не отвечает, только хвостиком виляет - не умеет говорить.

Ложитесь, молодой человек, - говорит доктор Никита, - я вас выслушаю.

Доктор повернул Томку кверху пузом, приставил к животу дудочку и слушает. А Томка хвать его за ухо!

Ты что кусаешься! - закричал Никита. - Ведь я же доктор!

Рассердился доктор. Ухватил Томку за лапу и сунул под мышку градусник-карандаш.

А Томка не хочет измерять температуру. Барахтается. Тогда доктор говорит больному:

Теперь вы откройте рот и скажите: а-а-а. И высуньте язык.

Хотел язык посмотреть. А Томка визжит и язык не высовывает.

Я пропишу вам лекарство, - говорит доктор Никита, - и научу чистить зубы. Я вижу, что вы, молодой человек, неряха, не любите зубы чистить.

Взял Никита свою зубную щётку и стал чистить у Томки зубы.

А Томка как схватит щетку зубами! Вырвался у доктора из рук, утащил щётку и разгрыз её на мелкие кусочки.

Ты глупый, Томка! - кричит Никита. - Ведь совсем не так играют!

Так и не научился Томка играть в больного.

Принесли охотники из лесу двух медвежат. Несли в шапке-ушанке. Мишки-то были маленькие: не то кутёнки, не то щенки.

Отдали Ивановне - её муж отыскал берлогу.

Принесли медвежат в избу, сунули под лавку, на тулуп. Тут им тепло и не дует.

Ивановна сама сделала соски. Взяла две бутылки, тёплого молочка налила и тряпками заткнула.

Вот и лежат мишки с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.

Сначала с тулупа не слезали, а потом и по избе стали ползать, ковылять, кататься - всё подальше да подальше.

Благополучно растут мишки, ничего себе.

Только раз медвежонок один чуть не помер с перепугу - кур принесли в избу. Мороз был на дворе такой, что вороны на лету замерзали; вот кур и принесли, чтоб от холода упрятать. А медвежиш-ко выкатился из-под лавки на них посмотреть. Тут петух на него и наскочил. И давай трепать. Да как трепал! И клювом бил, и шпорами.



Публикации по теме