Человек не понимает смысла написанного. Диагноз: не умеет читать

Последние исследования дают новую надежду тем, кто страдает этим недугом

Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.

Учительница заподозрила неладное и посоветовала родителям Сережи обратиться к специалисту. Логопед поставил диагноз дислексия. Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках. "В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, - говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. - Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких детей".

По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.

Многие родители неверно представляют себе, что такое дислексия. Мамы и папы вздыхают с облегчением, когда ребенок начинает разбирать по слогам слова и даже читать целые предложения, а ведь дислексия в неострой форме может оставаться незамеченной до старших классов. Другие же начинают бить тревогу, заметив, что маленький ребенок пишет букву "Я" или цифру 3 задом наперед, - они просто не знают, что почти все дети на определенной стадии развития переворачивают буквы.

Примерно восемьдесят процентов проблем с чтением у первоклассников связано с неумелой помощью родителей и с тем, что программа школы не согласована с подготовительной программой детского сада, - считает Е.Ю.Климонтович, логопед с 26- летним стажем, специалист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.

Дислексия - явление всех языков и культур. Хотя ученые не пришли к общему мнению относительно частоты ее встречаемости, многие называют цифру от пяти до 15 процентов. "Все зависит от того, где провести черту, - говорит д-р Чиркина. - Имеем ли мы в виду понимание прямого смысла прочитанного или же понимание иносказаний, аллегорий. С уверенностью можно говорить лишь о том, что дислексия начинается с трудностей овладения техникой чтения".

Многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело дается им чтение.

Специалисты задавались вопросом, не связана ли дислексия с недостатком словесного общения. "У детей из семей с низким социально-экономическим положением чаще наблюдается педагогическая запущенность, - рассказывает д-р Лопатина. - Такие семьи, как правило, позже обращаются за помощью. Но постепенно, если в основе нет биологических факторов, проблему с чтением возможно решить".

Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения. И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно. Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.

Дислексия нередко выявляется у детей с дефицитом внимания. "Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения", - считает к. п. н. А.Л.Сиротюк, автор книги "Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения". Однако дислексия встречается и у детей с пониженной активностью. А причиной может стать переживание из-за неспособности читать и учиться.

Мальчики обычно бывают импульсивнее и проявляют в классе чрезмерную активность, поэтому их чаще направляют на обследование - тогда нередко и вскрываются проблемы с чтением. Однако исследования показывают, что пол не особенно влияет на способности к чтению.

В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово "крот" без звука "к".

Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.

Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.

Еще одной вероятной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития. "Это распространенное явление, в особенности у городских жителей, - считает д-р Климонтович. - В результате гипоксии нарушается обмен клеток мозгового вещества, вследствие чего у ребенка могут возникнуть некоторые мозговые дисфункции". Однако, по мнению Г. В.Чиркиной, "говорить, что дислексия напрямую связана с гипоксией, очень некорректно".

Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика. Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды. Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.

По мнению специалистов, выявление дислексии в 1-2-м классе способствует развитию чтения в 82 процентах случаев, в 3-м классе - в 46, а в 5-7-м классе - лишь в 10-15 процентах случаев. Доктор Сиротюк считает, что чем позднее начата коррекционная работа, тем более выраженно проявляются вторичные расстройства: протестная реакция, тревожность, неврозная симптоматика и так далее.

Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.

Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.

Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.

Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.

Как своевременно распознать дислексию? "Критерий очень простой, - объясняет Е.Ю.Климонтович. - Если ребенок не просто читает медленно, но при этом пропускает буквы, искажает окончания, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чем он только что прочитал, мы считаем, что у ребенка формируется дислексия".

Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.

Для полноценного слухового фонематического развития необходимо тесное взаимодействие двух анализаторов речи: слухового и речедвигательного, - рассказывает Г. В.Чиркина. - Нами разработана специальная программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. По этой программе сейчас эффективно работают многие отечественные логопеды.

Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

Обсуждение

Уважаемый автор, а можно ли говорить о формировании дислексии, елси ребенок бегло читает, хорошо пишет(почти без ошибок), делится впечатлениями о книжках и их героях, но совершенно не может пересказать своими словами прочитанное? Либо категорически отказывается (говоря, что ему скучно повторять), либо произносит зазубренный наизусть текст вместо того, чтобы передать смысл своими словами. И как научить его пересказывать текст? У меня мальчик, возраст 5 лет и 10 мес. Спасибо.

04.05.2006 17:10:37, copywriter

Тема интересная, но плохо, что в статье так и не было дано четкое определение дислексии или хотя бы очерчен круг нарушений, которые принято относить к этому расстройству. Остается не совсем понятным, какие признаки должны настораживать родителей.

04.05.2006 13:22:17, Mrs. John

Комментировать статью "Дислексия: важно заметить вовремя"

Дислексия: важно заметить вовремя. школа для ребенка с дислексией и ЗПР. Раздел: Воспитание (в какую школу в москве Дети - дислексики учатся чуть ли не лучше сверстников - пока не нужно ничего записывать. У младшего ребенка в начальной школе была дислексия.

Можно ли перепутать луо с дислексией?. Медицина/ дети. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи Тесты она ему дала типа "лошадь-жеребёнок" "корова- осленок козленок теленок". На мой вопрос, что это вообще-то должны знать дети...

Раздел: ...затрудняюсь выбрать раздел (Дислексия у ребенка). Дислексики, как вы живете и учитесь? Темы подходящей тут нет, в Другие Спасибо на добром слове! Я не могу понять, что это за зверь такой - CAS. Еще опасаюсь за музыку и дополнительную мат-ку: бросать их она...

Дислексия: важно заметить вовремя. Диагноз дислексия: как распознать заболевание у ребенка? Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы...

У меня подрощенный дислексик - дисграфик в 9-ом классе. Мы не занимались коррекцией дислексии как таковой, а решали У моей дочери с 1 по 7 класс была частная учительница по языку, по совместительству сама мама дислексика, с которой дочь занималась постоянно раз...

Дислексия: важно заметить вовремя. "В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, - говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. - Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких...

Про дислексию. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Гипервозбудимость, неустойчивость внимания, слабость концентрации.. Ведь все эти вещи (равно как и интерес к печатному слову) формируются основательно до того, как ребенок собственно начнёт читать.

Дислексия, дисграфия. Нужен отзыв. Кто-нибудь с этими проблемами обращался в израильскую клинику Центр коррекции " Медис",которая работает в Москве уже 10 лет по методике Дейвиса Дислексики и дисграфики все очень разные. Одним помогает одно, другим - другое.

Дислексики нагоняют, особенно с легкой формой, и поначалу очень важно их не мурыжить и не прессовать, чтобы ребенок не потерял уверенность Дислексия - что это такое. Особенности обучения детей с дислексией. Обучение чтению и письму, советы учителям и родителям.

Я тут у ребенка спросила - было ли когда в школе, чтобы его за что-то похвалили на У меня, кстати, дочь очень похожа на вашего по описанию, тоже дислексия, дисграфия, проблемы с у меня аналогия возникла: от ребенка со справкой по инвалидности на физре требуют, как и со...

Дислексия. У кого детям удалось избавиться от этой проблемы или достичь заметных результатов. В чем выражались нарушения? С какими специалистами занимались и как долго? Дочка путает попарно буквы Б-Д, Т-П и т.д. Занимается четвертый месяц с логопедом...

Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, дополнительные занятия, досуг и хобби. Дисграфия у школьника. У ребенка логопедические проблемы, но дислексия была в легкой...

Дислексия: важно заметить вовремя. И как научить его пересказывать текст? Как научить его качественно проверять написанный текст, ведь это важно - находить самому Текст - задом наперед, сначала Эту методику нам учительница наша рассказала, она нам так и сказала...

За справками о дислексии в РОО "Дислексик+" обращаются даже люди, которые учатся за границей и благодаря этим справкам они получают те условия, которые им требуются в обучающем процессе.

Дислексия: важно заметить вовремя. школа для ребенка с дислексией и ЗПР. Дислексия: важно заметить вовремя. "В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось...

Дислексия: важно заметить вовремя. У младшего ребенка в начальной школе была дислексия. сдача ГИА дислектиками - кто знает? Дислексия: важно заметить вовремя. школа для ребенка с дислексией и ЗПР. Раздел: Воспитание (в какую школу в москве отдать...

Очень "модная болезнь" - боюсь постановки диагноза с дальнейшим безрезультатным выкачиванием денег:(А время не хочется упускать Дислексия: важно заметить вовремя. СГДВ, дисграфия, поведение на уроках.

Дисграфия излечима?. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Лечение комплексное - логопед, невропатолог, жедательно психолог. Элементы сохраняются до сих пор, но об этом никто не догадывается - пишу достаточно грамотно, почерк так себе, но могу прилично и...

Дислексия: важно заметить вовремя. Логопед поставил диагноз дислексия. Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках. По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии...

Родителям надо прежде всего набраться терпения и выдержки. Не у всех детей получается легко и быстро научиться читать. Причины этого могут быть самые разные. Совсем не значит, что ребенок ленится. К тому же надо иметь в виду, что на пути обучения чтению иногда встает и проблема дислексии. Это такое нарушение, когда человек постоянно ошибается при чтении, иногда не может прочитать текст, проглатывает части слов и порой просто не понимает смысла написанного. Как следствие проблем с чтением возникают проблемы и с письмом... Причем страдают дислексией люди во всех странах мира, и довольно часто. По мировой статистике, каждый десятый человек в мире - дислектик! О том, что такое дислексия и как ее преодолевать, рассказывает кандидат психологических наук Любовь МОШИНСКАЯ.

БОЛЕЕ 100 лет назад, в 1896 году, английский врач Морган опубликовал статью, в которой описывал четырнадцатилетнего мальчика, который отличался от своих сверстников только одним: он не умел читать. В остальном же он ни в чем не уступал им: был ловок и сообразителен в игре, любил математику, красиво и убедительно говорил. Но вот прочитать то, что написано на бумаге, ему не удавалось.

Напрашивалось предположение, что такие дети просто не видят текста. И тогда, естественно, их надо лечить у офтальмолога. Офтальмологи подсовывали детям строчки с крупным шрифтом, пытались научить их читать хотя бы таким образом. Ничего не получалось...

Дальнейшие обследования подтвердили, что со зрением у таких "странных детей" вообще полный порядок. Доктор Морган предположил, что проблема-то у них как раз со слухом! То есть слышать-то они слышат, но "не так". Эту особенность назвали словом "дислексия". Сегодня этим термином называют различные отклонения и трудности в чтении.

Чтобы человек начал читать, его надо научить различать в слове отдельные звуки. В подавляющем большинстве случаев этот начальный этап все дети "проскакивают" быстро и легко, различая звуки в слове автоматически и соотнося их с буквами. У дислектиков же проблема состоит в том, что они не в состоянии связать звук и символ, поэтому "застревают" именно на этой начальной фазе.

Количество фонем, как правило, не совпадает с количеством букв. Например, в русском языке таких неделимых далее частиц языка (фонем) 39, а букв - всего 33. Так, слово "кот" состоит из трех фонем: к, о, т. Как правило, люди это понимают. Но дислектики слышат слово "кот" как один звук!

О чем они думают?

МНОГО лет ученые пытались выяснить - почему же такое происходит? Подтвердились предположения, что дислексия связана с неправильной работой одной из зон коры головного мозга.

Исследования с использованием сканирования мозга показали, что, когда дислектики пытаются разделить слова на звуки, активация определенных областей затылочной части мозга снижается. Но при этом активизируются некоторые области лобной части.

В одном из исследований сравнивали результаты сканирования мозга шести мальчиков, страдающих дислексией, и семи здоровых мальчиков. Сканирование проводилось во время выполнения трех разных заданий: произнесение по отдельности двух музыкальных тонов, отделение осмысленных слов от квазислов (бессмыслицы) и выбор рифмующихся слогов.

Различия были обнаружены только в процессе выполнения последнего задания - дислектики получили более низкие баллы, а сканирование показало, что активация передних долей мозга была повышенной. Это позволило исследователям предположить, что на анализ звуковых паттернов дислектикам приходится затрачивать гораздо больше усилий.

В последнее время появилась новая техника - функциональный магнитный резонанс образов (FMTI). Он позволяет отслеживать ток крови в мозгу - те области, которые наиболее обильно снабжаются кровью, работают более напряженно. Постепенно ученые пришли к выводу, что повышение активности происходит в тех областях мозга, которые отвечают за речь. Ученые предположили, что дислектики пытаются "подобраться" к звукам, составляющим слова, иным способом - например, бормоча их себе под нос. Неэффективные проводящие пути в мозгу, возможно, и являются одной из причин дислексии.

БЛАГОДАРЯ всем этим исследованиям ученые сейчас гораздо лучше представляют себе, как человеческий мозг перерабатывает письменный текст. Стало понятно, что овладение навыками чтения не является таким же совершенно естественным процессом, как и способность говорить.

Практически все человеческие существа овладевают речью одинаково: гуление, бормотание, использование отдельных слов, двухсловные предложения - и переход к полноценной речи.

Ученые полагают, что возраст речи насчитывает примерно 100 000 лет, в то время как письмо довольно молодо - ему не более 5000 лет. Возможно, именно поэтому для овладения письменной речью ребенку приходится делать специальные усилия.

Чем раньше вы сумеете разглядеть у ребенка симптомы дислексии, тем эффективнее вы сможете помочь ему. Ученые считают, что базовые навыки чтения наилучшим образом усваиваются в возрасте от 5 до 7 лет. С детьми, которые относятся к группе риска, можно заниматься по 30 минут в день уже в детском саду.

Если вы впервые спохватились, когда ребенку уже исполнилось 8-9 лет, потребуется уже два часа ежедневных специальных упражнений.

Могут ли родители сами, еще до школы, выявить у ребенка симптомы дислексии? Да!

Первый и наиболее простой тест - дошкольников просят назвать звуки, соответствующие определенным буквам и буквосочетаниям. Если ребенку это сделать трудно, он много ошибается, испытывает затруднения при выполнении этого задания, его следует направить на более серьезную проверку.

В будущем, возможно, удастся отслеживать проблему даже в самом раннем возрасте. Американские ученые изучали электрические волны в мозгу младенцев и соотносили эти наблюдения с навыками чтения у тех же детей в возрасте 8 лет. Обнаружилось, что младенцы, у которых позже возникли проблемы с чтением, реагировали на серию постукиваний медленнее - возможно, потому, что их мозг не умел перерабатывать звуки.

Не очень понятно, как эти данные вписываются в общую картину. Некоторые специалисты считают, что такое отставание связано с другим предвестником трудностей чтения - недостаточным навыком "быстрого называния", когда от ребенка требуется быстро называть хорошо знакомые буквы и цифры. При этом измеряется скорость установления связи между зрительным символом и его звуковым аналогом. Именно этот навык лежит в основе обучения чтению.

Можно ли помочь таким детям научиться читать?

В ЭТОМ направлении проводится довольно много исследований. Например, существует программа, в рамках которой детей приучают различать ощущения, возникающие при произнесении тех или иных звуков. Согласные звуки обозначаются в соответствии с движениями, сопровождающими их произнесение. Например, [п] называется "ппаф!" - ведь для произнесения этого звука губы сначала смыкаются, а потом выдыхаемый воздух, как выстрел, размыкает их. Таким образом, дети овладевают новым способом распознавания звуков. Почему же этот метод оказывается эффективнее обычного? Одна из причин, по-видимому, состоит в том, что он помогает дислектикам преодолеть главное препятствие - неспособность разделять слова на звуки. Они, возможно, не могут вычленить звуки в слове на слух, но очень чувствительны к отдельным движениям, которые совершает артикуляционный аппарат. Ученые сейчас пытаются выяснить, какие изменения происходят в деятельности мозга при таком обучении.

Дислектики нуждаются также в интенсивной помощи в области так называемого фонетического осознания - деление слов на звуки. Еще один важный момент - обучение буквам, соответствующим тем или иным звукам. Целесообразность такого обучения не подлежит обсуждению - этот материал надо просто выучить. И последнее - нужно постоянно практиковаться; например, при чтении интересных рассказов развивается беглость чтения, увеличивается запас слов и улучшается способность понимать прочитанное. Разумеется, эти составляющие в любом случае необходимы при обучении чтению, однако особенно важно обращать на них внимание при обучении дислектиков.

К сожалению, в настоящее время учителя недостаточно подготовлены для работы с дислектиками, и поэтому вся тяжесть борьбы с болезнью ложится на плечи родителей. Они могут сделать многое еще до того, как ребенок пойдет в школу: языковые игры развивают способность манипулировать звуками в словах. Как можно больше внимания надо уделять игре с рифмами и словами. Это, конечно, не 100%-ная гарантия успеха, но научные разработки свидетельствуют о том, что дети, которые много работают с рифмами, как правило, лучше слышат отдельные звуки языка.

Когда дети начинают посещать детский сад, родители должны внимательно следить за развитием ребенка, чтобы не пропустить первые симптомы отставания, если таковые появятся. Не всегда бывает легко найти квалифицированного специалиста по этой проблеме, поэтому родителям придется активно собирать информацию, быть решительными и настойчивыми в поисках программ обучения для своего ребенка. Ведь это же ваш ребенок, и он совершенно не виноват в том, что родился таким. Предрасположенность к дислексии вообще имеет генетические корни. Так что вполне вероятно, что своими затруднениями в чтении ваш ребенок "обязан" вашей прабабушке - работали гены. Ни в коем случае не обвиняйте своего ребенка в лени и тупости! Помните, что, пожалуй, больше всего дети, страдающие дислексией, нуждаются в эмоциональной поддержке. Ведь впереди у них - учеба в школе...

Все O"KЕЙ

  • Ганс Христиан Андерсен сочинял свои сказки по ночам в голове, утром пытался записать их и отнести в издательства. Неоднократно ему возвращали тексты, даже не дочитав их до конца, из-за потрясающей безграмотности автора. На одной рукописи редактор сделал надпись: "Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем".
  • Знаменитый архитектор сэр Ричард Роджерс, создатель Центра Помпиду в Париже, убежден, что только дислектики обладают необходимым для архитектора пространственным воображением. Поэтому старается брать на работу в свою мастерскую только дислектиков.
  • Президент США Джонсон отличался острым умом, энциклопедическими знаниями и чудовищными ошибками. Именно ему приписывают происхождение знаменитого американского "О"кей!". По легенде, прочитав отчет, президент ставил пометку О.К., что должно было бы обозначать "все правильно". Но на английском оба эти слова пишутся с других букв - с А и С (All Correct).

Несмотря на то, что фобии не заразны, они повсеместно распространены, и болеют ими не зависимо от возраста, социального положения, этнической принадлежности. Кто-то не может переносить вида насекомых, другие впадают в панику, если оказываются в темноте, — перечислять можно до бесконечности. Но если мы привыкли, что более понятные фобии явление частое, — то редкие виды этого заболевания могут просто-напросто удивлять. Те люди, что знакомы с фобиями на собственном опыте, знают, какие трудности возникают при этом в жизни.

Акрибофобия представляет собой фобию, которая довольно известна, но встречается не так уж часто. В переводе с греческого, akribo обозначает « точно знаю», а слово phobos – это страх. Человек, подверженный этому заболеванию, постоянно находится под влиянием страха не понять читаемый текст, его смысловое значение. В данном случае не важно, чем вызвана эта боязнь, но в любом случае она ненормальна.

Интересно, что иногда акрибофобия может возникнуть сама по себе, а в некоторых случаях она является признаком, сопровождающим другие психические расстройства, например, шизофрению. Известны случаи, когда больные шизофреническим расстройством утверждают, что ничего не понимают, читая текст. Фразы воспринимаются как нечто не связанное друг с другом, они представляют собой некий неопределенный набор слов. Те, в свою очередь, распадаются на слоги или даже отдельные буквы и знаки препинания. В результате больной видит перед собой полную бессмыслицу, даже если текст абсолютно простой, понятный и первокласснику.

Нередко акрибофобия развивается у учащихся различных учебных заведений. Например, студент утверждает, что при приближении экзаменов на него накатывает настоящая волна страха, и он постоянно думает о том, что вот сейчас он возьмет билет, и вопрос будет ему непонятен. И страшно совсем не то, что учащийся плохо подготовлен, он просто не понимает, о чем именно он должен рассказать! В результате, когда действительно наступает ответственный момент, и перед глазами оказывается текст, у больного начинается паника, он становится рассеянным, и никак не может сосредоточиться, и вникнуть в смысл написанного. В подобной ситуации иногда помогает, если кто-либо из присутствующих прочтет содержимое текста вслух. Но на экзамене такое не всегда возможно, к сожалению.

В большинстве случаев люди, страдающие акрибофобией, прекрасно отдают себе отчет в том, что их страх иррационален, и поэтому стараются как-то преодолевать его, не показывать свое болезненное состояние посторонним, чтобы не выглядеть в глазах окружающих странными. Но признаки фобии скрыть невозможно, хотя, в определенных случаях данное состояние может быть расценено как проявление проблем с сердечнососудистой системой, и прочее. Больной акриофобией проявляет беспокойство, сильно нервничает, у него краснеет лицо, учащает пульс. Дыхание становится тяжелым и прерывистым. Также наблюдается общая слабость, головокружение, тремор.

Так есть ли возможность избавиться от этого навязчивого страха? Ведь если большинство других фобий основаны на подсознательном инстинкте самосохранения, то, что значит акрибофобия, и где искать ее источники? Практически каждый психолог, отвечая на данный вопрос, начнет с того, что первоисточник проблемы нужно выявлять в прошлом, возможно с этим связаны определенные события жизни человека. К тому же, иногда люди сами себе ставят необоснованный диагноз, считая себя акрибофобами. Но так ли это на самом деле? Если непонятен смысл прочитанного, следует предпринять несколько простых мер, например, постараться не акцентировать свое внимание на том, что происходит вокруг, а вникнуть в смысл написанного. К тому же,следует быть объективным в оценке собственного состояния. Иногда мысли заняты чем-то другим, и смысл текста не совсем понятен лишь по той простой причине, что человек не может на нем сосредоточиться. Другой вариант – действительно может не хватать определенных знаний, если текст относится к категории специальных технических, и эта сфера для человека абсолютно незнакома. В таком случае совершенно естественно, что смысл прочитанного непонятен, сколько его не перечитывай.

Эта специфическая фобия имеет значительный элемент зависимости от мнения окружающих. Акрибофобы всегда опасаются, что другие люди, например, коллеги или однокурсники, сочтут их некомпетентными. В этом случае требуется вмешательство психотерапевта, так как пациент должен осознать на каком именно этапе сложилось так, что он стал полностью зависим от чужого мнения, и эта значимость приобрела катастрофические размеры.

Начиная лечение, следует знать, что оно не будет таким быстрым, как хотелось бы. Врач должен разобраться, когда именно пациент стал болезненно реагировать на мнение окружающих. Прежде всего, акрибофоб должен научиться иначе воспринимать ситуацию. Например, оставаясь наедине с самим собой, человек должен понять, что его никто не контролирует, и если текст не понятен ему с первого раза, то можно прочитать его столько раз, сколько потребуется, пусть даже десять раз подряд. А главное, никто не будет критиковать, отпускать злые шутки, и так далее. Если окружающие люди являются нормальными, и доброжелательно относятся к человеку, склонному к акрибофобии, то они не станут вести себя бестактно, обостряя ситуацию. Лучшее что они могут сделать – это прочитать вслух определенный абзац, кажущийся больному непонятным. В большинстве случаев устная речь воспринимается значительно проще, и уже после этого текст кажется не сложным.

Мои клиенты часто жалуются на ухудшение мышления, внимания и памяти, заметив у себя проблемы с чтением: «Я совершенно не могу сосредоточиться. Читаю и понимаю, что в голове пусто – никаких следов прочитанного».

Больше всего от этого страдают люди, склонные к тревоге. Они вновь и вновь ловят себя на мыслях: «Что-то читал, но ничего не понял», «Вроде все понятно, но ничего не запомнил», «Обнаружил, что не могу дочитать статью или книгу, несмотря на все усилия». Втайне они опасаются, что это проявления какого-то страшного психического заболевания.

Стандартные патопсихологические тесты, как правило, не подтверждают этих опасений. С мышлением, памятью и вниманием все в порядке, но тексты почему-то не усваиваются. Тогда в чем же дело?

Ловушка «клипового мышления»

Американский социолог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» высказал мысль о появлении «клипового мышления». Современный человек получает гораздо больше информации, чем его предки. Чтобы как-то справиться с этой лавиной, он пытается выхватывать суть информации. Такую суть трудно анализировать – она мелькает, как кадры в музыкальном клипе, и поэтому усваивается в виде небольших фрагментов.

В результате человек воспринимает мир в виде калейдоскопа разрозненных фактов и идей. Это увеличивает количество потребляемой информации, но ухудшает качество ее переработки. Постепенно снижаются способности к анализу и синтезу.

Клиповое мышление связано с потребностью человека в новизне. Читатели хотят быстро уловить суть и двигаться дальше, в поисках интересной информации. Поиск превращается из средства в цель: мы листаем и листаем – сайты, ленты соцсетей, мессенджеры – где-то найдется «поинтереснее». Отвлекаемся на захватывающие заголовки, перемещаемся по ссылкам и забываем, зачем открыли ноутбук.

Клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди

Читать длинные тексты и книги трудно – это требует усилий и целенаправленности. Поэтому неудивительно, что мы предпочитаем этому захватывающий поиск, дающий нам новые кусочки пазла, который мы не в состоянии собрать. Как результат – потерянное время, ощущение «пустой» головы, а способность читать длинные тексты, как любой неиспользуемый навык, ухудшается.

Так или иначе, клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди, имеющие доступ к телекоммуникациям. Но есть еще один момент, влияющий на понимание текста, – его качество.

Что мы читаем?

Давайте вспомним, что читали люди еще каких-то тридцать лет назад. Учебники, газеты, книги, немного переводной литературы. Издательства и газеты были государственными, поэтому над каждым текстом работали профессиональные редакторы и корректоры.

Сейчас в основном мы читаем книги частных издательств, статьи и блоги на онлайн-порталах, посты в социальных сетях. Крупные сайты и издательства прилагают усилия к тому, чтобы текст было удобно читать, но в социальных сетях каждый человек получил свои «пять минут славы». Душещипательный пост в Facebook может тиражироваться тысячи раз вместе со всеми ошибками.

Мы выполняем работу по редактированию: отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы

Конечно нет! Мы пытаемся прорваться к смыслу через трудности, которые возникают при чтении текстов, написанных непрофессионалами. Вязнем в ошибках, проваливаемся в разрывы логики. Фактически мы начинаем выполнять за автора работу по редактированию: «отшелушиваем» ненужное, отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы. Неудивительно, что мы так устаем. Вместо того чтобы получить нужную информацию, мы подолгу перечитываем текст, пытаясь уловить его суть. Это очень трудозатратно.

Мы совершаем ряд попыток понять низкосортный текст и сдаемся, потратив зря время и силы. Мы разочарованы и переживаем за свое здоровье.

Что делать

  1. Не спешите обвинять себя, если вы не поняли текст. Помните, что ваши трудности с усвоением текста могут возникать не только из-за «клипового мышления» и доступности поиска новой информации, присущих современному человеку. Во многом это связано с низким качеством текстов.
  2. Не читайте что попало. Фильтруйте ленту. Тщательно выбирайте ресурсы – старайтесь читать статьи в крупных онлайн- и печатных изданиях, которые платят редакторам и корректорам.
  3. При чтении переводной литературы помните, что между вами и автором есть переводчик, который тоже может ошибаться и плохо работать с текстом.
  4. Читайте художественную литературу, особенно русскую классику. Возьмите с полки, например, роман «Дубровский» Пушкина, чтобы проверить свои способности к чтению. Хорошая литература по-прежнему читается легко и с удовольствием.

Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.

Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:

Заикание

Заикание, или логоневроз — одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.

Существует несколько видов заикания:

  • Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
  • Клонический вид – повторение слогов и звуков.

Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.

Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения — как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.

Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.

Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).

Разновидности нарушения:

  • Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
  • Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
  • Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.

Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.

Дислалия

Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.

Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.

Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

Олигофазия может быть:

  • Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком;
  • Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.

Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.

Афазия

Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.

Причиной заболевания могут стать:

  • кровоизлияние в мозг;
  • абсцесс;
  • черепно-мозговая травма;
  • тромбоз сосудов мозга.

Существует несколько категорий этого нарушения:

  • – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
  • Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
  • Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
  • Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
  • Тотальная афазия — человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.

Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.

Акатофазия

Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.

Шизофазия

Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.

Парафазия

Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.

Существует два вида нарушения:

  • Вербальное – замена слов, которые являются схожими по смыслу.
  • Литеральное – вызванные сенсорными или моторными проблемами речи.

Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.

К симптомам этого нарушения также относят:

  • небольшой словарный запас;
  • грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей;
  • невысокая речевая активность.

Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.

Логоклония

Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.

Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.

Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.

Лечение нарушение речи



Публикации по теме