Что делать когда тебя встречают хлебом солью. Почему хлеб должен быть с солью? Что говорить при встрече молодых с караваем

В нашей жизни не так много масштабных и публичных событий, а таких, как свадьба — вообще ограниченное количество. И вполне резонно хотеть, чтобы это мероприятие и все его фазы прошли на высшем уровне. Свадьба - отдельный шаг, отдельные эмоции, отдельные обязательства. Сегодня все меньше и меньше пар хотят пожениться традиционно, все обряды отходят в прошлое, на их смену приходят свадьбы иного толка. Можно пожениться под водой и в воздухе, на черных байках или салатовых запорожцах с цыганами на крыше. Главное - идея. Если молодая пара не захочет делать экстецентричную шоу-свадьбу, то здесь остается один вариант - обратиться к традициям.

Сегодня мы поговорим об одной важной и достаточно традиционной процедуре, которая именуется как «встреча молодых хлебом-солью». Вне зависимости от того, какой формат свадьбы выбрали молодожены, родителей и близких родственников всегда приглашают на торжество. И именно родители встречают пару у дома с караваем. Все чаще и чаще крыльцо родной обители с удовольствием заменяют яркие своды различных кафе и ресторанов. Но одно остается неизменным- хлеб и соль молодым подают их родители.

Как встречать молодых хлебом-солью?

Для всей процедуры понадобится:

  • Один каравай, который сегодня самостоятельно можно и не готовить. Можно заказать такой свадебный кулич в любой булочной или кафе.
  • Солонка с солью
  • Расшитый рушник, на котором и будет поднесен хлеб молодым. Такие рушники можно без труда найти в отделе «Все для свадьбы».
  • Бокалы или рюмки (в зависимости от того, что будет выпито) и алкоголь.

Манипуляции родителей, жениха и невесты во время встречи хлебом-солью:

  1. Молодые обязаны поклониться родителям и выслушать все, что для них приготовили
  2. От родителей потребуется приветственно-напутственная речь. Это должна быть красивая смесь поздравлений и напутствий в семейную жизнь. Как правило, все приготовления остаются на родителях, в том числе и приветствие. И вот здесь лучше невесте и жениху немного проконтролировать креатив родителей. Во-первых, не должно быть слишком затяжных и слишком волнительных речей, икон и заламывания рук. Приветствие детей в качестве семьи, конечно, действие волнительное, но излишний драматизм только помешает. Если родители разволнуются и не сразу смогут найтись, лучше иметь в кармане заготовки. Подобные «родительские обращения» в прозе и стихах можно найти в интернете и различных поздравительных брошюрах, которые продаются в любом газетном киоске.
  3. Далее молодожены должны отломать часть хлеба, посолить его и накормить друг друга. Здесь еще можно добавить и кормление друг друга медом — так иногда делают, мед здесь символизирует сладкую и приятную супружескую жизнь.
  4. После «еды» молодежь и старшее поколение выпивают по бокалу шампанского. Можно и не допивать, а вылить через плечо — тоже традиция.
  5. Некоторые бьют бокалы на счастье, но это не обязательно.
  6. После всего жених вносит невесту на руках в дом (ресторан).


Напутственная речь родителей

Все же будет правильнее позаботиться о вступительно-напутственной родительской речи заранее. Поэтому нижеследующее приводим специально для родителей, которые заранее знают, что будут сильно взволнованы. Небольшая шпаргалка никогда не помешает.

Если вы, дорогие родители рискнете заговорить стихами, тогда желаем вам удачи. Самое главное - выбирайте короткие стишки, чтобы ничего не забыть по ходу церемонии. Лучше всего, если они будут простыми с точки зрения лексики и будут легко запоминающимися.

Возможно, эти небольшие стихотворные напутствия помогут вам в приготовлении речи. Их всегда можно дополнить или сократить, или написать специально для той или иной пары, добавить их имена или указать характерные черты характера молодоженов. Можно говорить и от лица все и «по ролям», как в школе. Все зависит от того, как вообще по композиции будет выглядеть речь родителей.

Поздравить мы хотим вас с сочетанием.
Теперь вы стали мужем и женою.
Приложены немалые старания.
Зато и пир, как говорят, горою.
Живите мирно и всегда в согласии.
Не обижайтесь друг на друга часто.
Не растеряйте счастья понапрасну,
Ведь ваша жизнь лишь только в вашей власти.

Мама невесты :
Мне тебе, мой милый зять,
Дочь свою пришлось отдать.
Ты ее не обижай
И во всем ей помогай!
Вы теперь одна семья,
И спокойна буду я,
Если дочь моя с тобой
Обретет свой дом родной!
Пусть вам будет вместе сладко,
И дорога жизни гладкой!

Мама жениха:
Принимаю в дом я дочку,
В паре с дорогим сыночком.
Мир вам, и любовь — совет,
Пусть хранит вас Бог от бед,
Дети будут Вам наградой,
Я же внуков нянчить рада.
Счастье сыну - счастье маме,
Я счастлива буду с вами.

Можно использовать и прозу. Это упростит вам многое, ведь при ошибке всегда можно будет подобрать «свои» нужные слова, а не судорожно вспоминать стихотворные строчки.

  • Дорогие дети! Поздравляем со вступлением в законный брак. Желаем счастья, здоровья, долгих лет супружеской жизни. Милости просим в наш дом — ваш дом. Отведайте наш хлеб-соль, а мы посмотрим, кто в доме хозяин будет.
  • Дорогие детки! Поздравляем вас, теперь вы — семья. И сейчас мы проверим, кто будет хозяином в доме. Не стесняйтесь, ломайте хлебушек и кормите друг друга. Пусть не только ваши ушки получат наслаждение. Ведь не одними поздравлениями сыты вы будете. Угощайтесь и угощайте других.
  • Дорогие мои дети, вы попробовали по кусочку от каравая. Мы хотим, чтобы в ваших сердцах сохранилось то тепло, которое сохранил для вас этот каравай. Пусть ваш дом всегда будет полон гостей и каждому достанется по маленькому кусочку угощения. Пусть раздача вашего первого каравая будет началом вашей гостеприимности.

Существует еще один вариант для самых стеснительный и волнующихся родителей - это тамада. На некоторых свадебных церемониях именно тамада может спасти родителей в самый ответственный момент. Поэтому можно не особенно переживать, такой помощник обыграет конфуз и поможет вам выйти из неудобной ситуации. Как бы молодых не встретили, праздник все равно удастся, а это — самое главное!

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли – смех»
Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, – обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.
Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.
Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», – самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.


Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.
Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.
«Божий дар»
Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» – судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб – это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.
В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.
В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.
«Без соли и стол кривой»
Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.
Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым”, пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.
Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.
В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем” ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».
Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.
Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли - смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, - обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», - самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой. Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» - судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб - это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым", пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем" ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»». Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

Сохраняется до сих пор и присутствует практически на всех свадьбах. Что в ней особенного? Какие нюансы нужно знать, организуя каравайный обряд?

По старинному обычаю встречать молодоженов должны родители жениха . Угощая хлебом-солью, они благословляют новую семью и принимают невестку в свой дом.

К сожалению, бывают ситуации, когда родители жениха по каким-либо причинам не могут присутствовать на свадьбе. Что делать в этом случае?

Преподнести каравай могут другие близкие родственники, которые принимали участие в воспитании жениха. Это могут сделать, например, его бабушка и дедушка. Если же со стороны новоиспеченного супруга не найдется подходящих кандидатур, то можно попросить поучаствовать родителей невесты.

Где встречать?

В Древней Руси встреча новобрачных происходила после обряда венчания на пороге дома жениха , где впоследствии должны были поселиться и молодожены. Так родители символично принимали молодую хозяйку в свою семью.

Сейчас эта несколько изменилась. Большинство пар ограничиваются лишь росписью в ЗАГСе, а празднование современной свадьбы перенеслось в кафе и рестораны. Поэтому в целях экономии времени и встречу молодых организуют чаще всего не у дома, а на входе в ресторан или любое другое место, где отмечается торжество.

Необходимые аксессуары

Помимо приготовления свадебного хлеба следует позаботиться и о других вещах. Для обряда понадобится следующее:

  1. красиво вышитый рушник ;
  2. солонка с солью;
  3. Икона Божьей Матери или Николая Угодника;
  4. бокалы с шампанским или вином.

Примерный сценарий встречи

  1. Организовать яркую встречу молодых помогут и все гости, которые обычно встают в две шеренги , пропуская жениха и невесту к родителям, держащим каравай и икону.
  2. Приветственные слова и поздравления матери жениха .
  3. Угощение караваем .
  4. Благословение иконой.
  5. Ответные слова молодых .
  6. Поздравления и аплодисменты гостей , осыпание лепестками цветов, рисом, монетками.
  7. Приглашение всех на празднование в зал ресторана.

Совет! Часто бывает, что от волнения родители теряются, забывают слова и не знают, как себя вести, поэтому будет лучше поручить руководство всем действом ведущему. Он подскажет очередность выступления каждого из участников и сгладит непредвиденные неприятные ситуации.

Как подавать свадебный каравай?

Главная роль в потчевании молодых караваем отводится свекрови. Именно она должна держать свадебный хлеб, произносить напутственные слова и пожелания.

Преподнести угощение нужно торжественно и, в то же время, душевно, поэтому матери жениха лучше заранее подготовить небольшую трогательную речь-поздравление. Отец жениха держит икону и затем благословляет ей новобрачных на счастливую жизнь.

Что говорить? Слова родителей

Ниже мы подобрали несколько текстов, которые вы можете использовать, приветствуя и благословляя новоиспчённых мужа и жену.

Совет! Самым оптимальным вариантом будет подготовить 3-4 предложения, составленных своими словами. В них вы можете включить самые искренние пожелания своим детям. Не забудьте записать их на листок бумаги, так как день будет волнительным не только для молодоженов.





Что должны сделать молодые?

Допустимы два варианта :

  1. Молодые отламывают по небольшому кусочку, обмакивают их в соль и угощают друг друга. Это означает заботу супругов в семейной жизни.
  2. Жених и невеста по очереди откусывают от хлеба, определяя хозяина в доме. Откусивший больший кусок считается главой семьи.

Видео-инструкция

Детальный разбор сценария встречи новобрачных хлебом с солью:

Традиция встречи молодых с караваем сохраняется благодаря её простоте, сердечности и красоте. Если ваша пара уважает старинные русские обычаи, то стоит заранее подготовиться к каравайному обряду: определиться с выбором каравая, аксессуаров, участников этого действа и их речами . Тогда всё пройдет замечательно.

«Горько, горько» - кричат молодым еще в ЗАГСе, а уже потом, на пороге ресторана, который заменил дом жениха, родители жениха встречают молодую семью хлебом и солью. Что это значит, откуда взялось и зачем мы, такие современные, продолжаем это делать?

«Горький» обряд многовековой и с годами сильно изменился. Если раньше невеста, обходя гостей, предлагала им выпить за здоровье нового брака (не самих молодых, а именно новой семьи!), то сейчас гости наливают сами, пьют сами и хмельными голосами требуют поцелуев от молодоженов. Символизм прост: все горести и тяготы предстоящей семейной жизни (а наши предки знали и понимали, что семья это не поваляться на диване под телевизором) невеста и жених делили со своими гостями – людьми, на глазах которых создавалась семья. Ведь семья признавалась семьей только после отгулянной на глазах всего честного народа свадьбе, если даже было так называемое «тайное» венчание, его требовалось засвидетельствовать в течение трех-четырех месяцев перед всеми людьми свадебным пиром– иначе брак считался аннулированным или, еще хуже, не состоявшимся. А молодая девушка, соответственно, обесчещенной. Но вернемся к водке. Горька вода – именно такое понятие несла водка для наших предков и, созданная для медицинский целей арабами, применилась на нашей земле уже как лекарство и от душевных недугов. Предлагая водку гостям невеста на глубоком символическом уровне просила поддержки у общины, у соседей, у друзей и несла свои предстоящие горести заранее разделить с ними. Гость, принявший водку, выпивал и подтверждал «горько» - обозначая что выпил именно водку, что она горька и что он взял на себя часть обязательств по сохранению новой семьи и помощи ей. Интересно «присоседился» этот обычай и к хлебосольной встрече молодых: сейчас на каравай ставят молодым рюмку водки, которую они должны выпить, а затем разбить через плечо. Символиз этого «новородка» также прост: на входе в семейную жизнь молодые принимают часть символичных горестей и разбивают тару, в которых они хранились, о то место, где стоит черт (обычно просят молодых разбить за левое плечо). Выпиваем, понимаем что горько, но понимаем и что глупые ссоры – и выбрасываем «тару» глупых размолвок к черту. Другая версия: соединение традиции бить тарелки на свадьбу и иную посуду. Бились тарелки для того, что бы больше они никогда не бились (битая тарелка символ и раздора и ухода благосостояния). Соответственно, разбита рюмка может символизировать и попытку разбить все горести прямо здесь и сейчас.

Хлеб да соль. Встречая молодую, свежеиспеченную семью, на пороге с хлебом и солью, родители жениха приветствуют рождение новой семьи. Хлеб – это символ тела. Семья, как нам известно на подкорковом уже уровне – ячейка общества. Новое тело. Семья отныне неразлучна и для общины выглядит как новое целостное тело. Соль – придает радость и, в определенном смысле, остроту ощущениям в семейной жизни. Каравай выпекался женской стороной общины, хорошо настроенной к невесте. Тесто замешивалось в то время, как невеста оплакивалась свою молодую жизнь на девичнике, и обязательно с любовью к невесте – замешивалось аккуратно и нежно, не «билось» как тесто для обычных караваев – делалось это для того, что бы муж не бил жену. Делалось мягким и пушистым – что бы семейная жизнь проходила легко, да и брачное ложе было «пушистым». Традиция «покормить» друг друга посоленными кусочками хлеба из большего введена от безделья теми, кто ведем свадьбы. Для смеха. Тем не менее, в обряде этом нет ничего смешного и отнестись к нему следует с уважением. Особенно невесте, если она не хочет в браке быть «битой». Доверять выпекание свадебного каравая незнакомой тетке по объявлению – странная затея. С какими мыслями она пекла этот каравай? Что она там себе думала о невесте? Неизвестно. В таком случае уж пусть лучше родная мама испечет шарлотку J Тем не менее, каравай кусали, мерялись, кто в доме будет главный. Жена в этом случае не хватала с феминистическим настроем кусок как у мужа – спокойно отдавая ему право быть главным и нести, внимание, девушки! – ответственность за семью и за, дважды внимание, девушки! – духовное состояние жены. Откусили больше – не жалуйтесь, что муж вас обижает J В последствии хлеб относился матерью жениха в церковь, где клался как пожертвование. В таком случае, считали наши предки, Господь дополнительно благословит семью на лад и покой. Да и богатство.

Чтите традиции наших предков – все они медитативны и рассчитаны на помощь вам, молодой семье, а не на то, что бы весело провести время в ожидании возможности надраться в сани.



Публикации по теме