Что делать меня обижают одноклассники. В школе обижают одноклассники

Я учусь в школе в г. Мытищи.Когда я в школе меня обижают мои одноклассники. Отнимают вещи, отбирают рюкзак и обзываются. Что мне делать?
Оцените:

Дарья, возраст: 15 / 02.02.2014

Отклики:

Привет, Даша!
Пойми, такое бывает у каждого. Меня тоже обзывали, отнимали вещи. Девочки даже избили в туалете.
Люди не любят когда кто-то не похож на них. Наверно у тебя просто свой мир, может быть, ты не любишь разговаривать модными словечками, может быть ты внешне не похожа на своих одноклассников. Но не в коем случае не унывай:)
Честно, я не стала бы жаловаться учителям и родителям, потому что твои одноклассники могут еще больше разозлиться. Просто потерпи немного. В течении 8 лет надо мной постоянно издевались, но однажды случается такой момент, когда люди взрослеют. Сейчас я в 9 классе и меня даже уважают.
Насчет смены школы, тоже не рекомендую. Новый коллектив может долго будет к тебе привыкать. Может быть даже случится так, что в другой школе будет еще хуже.
Может быть мои советы покажутся кому-то неправильными и что нужно сразу бежать к родителям и переходить в другую школу, но, на мой взгляд, такие действия будут более разумны. Люди привыкают ко всему.
Терпения тебе, Даша:)
Не унывай, почти у всех такое было, даже, может быть, посерьезней.
Если нужно будет поговорить, то пиши сюда.

Мася, возраст: 16 / 04.02.2014

Здравствуй,мне знакома твоя ситуация.... У меня тоже такое было,я поменяла 2 школы. Знаешь как я делала если у меня забрали рюкзак,я продолжала учиться и когда начинался урок то у меня учителя спрашивали где твоя ручка,тетрадка и т.д,я отвечала что одноклассники спрятали.... Знаешь на дураков не обижаются они не сколички не лучше тебя.

Екатерина, возраст: 16 / 05.02.2014

О, школа, школа, мы так все по ней скучаем...
Универсального совета как защитится от психологического насилия в школе увы дать не могу. Сама по себе ситуация, что обижают девочку чрезвычайно ненормальна, могу только выразить сочувствие, что у тебя ребята-одноклассники олени. Попробуй решить проблему через родителей, пусть папа узнает телефоны родителей особо упоротых одноклассников, побеседует с ними, но лучше лично. Попроси защиты у учителей, это конечно почти бесполезно, но какой-то эффект даст. Возможно в школе есть неформальные лидеры среди учеников, обычно это ребята-спортсмены. Поговори с таким лично, опиши ситуацию, если парень нормальный то обязательно поможет. А главное, не унывай, и знай, что ты сильней этого стада невоспитанных баранов!

Роман, возраст: 31 / 17.02.2014

Привет, Даша!
Да, бывает такое в жизни. Моего сына тоже обижали в садике, садик не школа, но обижали долго, но он был принципиально безобидным ребёнком (таким я его всегда воспитывал, чтобы не вредил никому, особенно слабым, объяснял чем это вредно и почему не правильно (ради его счастья и душевного покоя, чтобы не травился гневом, ненавистью и другими чёрными чувствами и переживаниями, иначе это плохо, это тупик будет)). В общем в том садике было немного хулиганов, но те что были, тоже дрались и отбирали, портили вещи, оскорбляли. Но в последствии, благодаря тому, что не получали от него вреда в ответ, стали все его друзьями, хотя один не успел стать другом, но перестал уже быть врагом - он был самым вредным.
Но нельзя сказать что мой сын просто всё сносил и не отвечал ничем на эти действия, я объяснял ему что нужно быть не только безвредным, но и сильным и по настоящему терпеливым (стойким к трудностям), не слабым человеком. Иногда нужно, бывает, дать сдачи, если ситуация уже достаточно тербует, но делать это, стараться без злости, просто чтобы остановить его плохое поведение, для своей и его пользы, но чаще нужно уметь хорошо защищаться и говорить правильно с этими детьми, т.е. разговаривать с этими хулиганами, спрашивать и требовать ответ от них почему вы так себя ведёте, я вам ничего плохого не делал, и плохо к вам не относился, да и не хочу. Т.е. не молчать и не давать себя гнобить, быть не вредным, но посмелее и более стойким, а если не можешь справиться силой, то быть смелым и говорить правду, говорить с ними правильно разумно - это важно, без оскорблений но ставить перед ними вопросы. Тогда они будут видеть что человек не хочет им вредить, значит не опасный для них (т.е. нет причин с ним соревноваться), но и одновременно он их не ненавидит, он разговаривает с ними и не слишком боится, и он отстаивает правильные вещи, правильные взгляды и принципы. Это вызывает уважение даже у не очень хороших людей. Спроси их что им в тебе не нравится, почему так поступают и они скорее всего скажут. В чём их претензия к тебе, из-за одежды или поведения? что это - так важно? Важнее чем быть людьми и нормально ладить? Если завидуют например что ты с кем-то дружишь а они - нет, то пожалуйста, дружить можно вместе, нужно поискать какой-то такой разумный и правильный выход, если он есть.

У меня в школе был друг и он был добродушным, положительным, не злобным, не вредным, ну и как следствие - не запуганным и к нему особо не цеплялись, но однажды на него стал нападать хулиган, стал даже ударять его по лицу и говорить ему всякие оскорбления, уже не помню что, тот защищался а потом сказал, "отстань от меня!", этот хулиган сказал, "почему это я должен отставать", а мой друг сказал, "потому что я тоже человек!". Ну и на этом всё и закончилось, больше его не обижали. Т.е. я не знаю, быть безвредным, хорошим человеком с правильными взглядами и принципами, и немного смелым, позитивным нисмотря и на трудности и уметь хорошо защищаться чаще всего достаточно чтобы не обижали сильно.

Не бойся, не отгораживайся от них, кто знает, может это отношение к тебе у них пройдёт, может ещё даже и подружитесь, у меня тоже были в школе враги, потом даже стали друзьями - так тоже бывает. Хотя не обязательно дружить но враждовать тоже не зачем, можно просто относиться не плохо и не дружить. Не ненавидь их - это просто дети, твоего возраста, хотя и ненормально, не правильно себя ведут и ради их пользы и ради своей ты им не должна позволять так поступать.

И наконец, если всё это не помогает, и если будет становиться хуже, то нужно сказать родителям, чтобы не доводить до какой-нибудь опасной ситуации, они просто поднимут твою проблемму на обсуждение в школе с учителями, деректором и т.п. и, если нельзя договориться с этими девочками по хорошему, то примут меры к ним, либо придумают что-то ещё (может поговорят с родителями детей или с ними самими). Этого не надо бояться, не говорить родителям во что бы то не стало... зависит конечно от ситуации, но я считаю - это не правильный совет, но с этим лучше слишком не торопиться, если ничего опасного для здоровья нет. Забей на оскорбления - слова синяков не оставляют. Это пустяки, вот вещи отберают - это похуже, но тут можно разговаривать с ними, попытаться решить всё словами, может, не очень быстро, но надёжно, если только это, если не избивают, то забей, это всё не очень плохо, у людей хуже бывает. А если начнут бить тебя или угрожать этим, объясни что родителям расскажешь, почему им можно и не стыдно толпой на тебя одну, а тебе в такой ситуации нельзя обратиться к родителям (самым близким людям)? Вполне возможно - одного этого предупреждения хватит. А если возникнет опасность для здоровья, не говоря уже о большем - скажи родителям, ничего в этом стыдного и не правильного нет. просто если будешь говорить родителям по пустякам - то это конечно их больше будет злить да и это поведение слишком слабого человека, уважать не будут, а если по достаточно серьёзной причине - то сказать родителям - это правильно. Вещи отбирать - это вроде и с одной стороны не бьют, а с другой и не такой уж пустяк, вещи стоят денег - денег твоих родителей.
В общем, прочитав и обдумав все советы, которые здесь люди написали, попробуй найти золотую середину, как правильнее и лучше поступить в твоей ситуации.

Сергей, возраст: 33 / 18.03.2014

Один совет найди себе друга который сможет защитить тебя. Который не смотря ни на что не покинет тебя.)))

dragowhip , возраст: 14 / 12.12.2015

Обижают слабых, чтобы самим казаться сильнее. Если нет очевидных отличий от других (кстати, странное, агрессивное поведение тоже может вызывать реакцию! Если ты к людям
относишься плохо, или неадекватно, они отвечают тем же), то нужно работать над характером. Хорошо, конечно, найти хороших друзей, которые бы тебя поддержали (или обратится
к родителям, если с ними в доверительных отношениях).
Если помочь некому, нужно учится самой верить в себя и ценить себя. Если они тебя обижают, они просто глупые слабовольные люди. Я считаю, в 15 лет уже какой-то ум быть
должен... Всегда лучше самому менять ситуацию.
Уверенность дает что-то, что ты любишь, и что у тебя хорошо выходит. Например, знаешь ты математику - гордись этим! Как бы глупо это не казалось. Приумножай свои умения и
знания и радуйся их наличию.
Это даст тебе уверенность что ты не хуже их, что ты можешь защищаться, отстаивать свою позицию и свое мнение. У тебя будет уважение к себе.
На этом моменте твои одноклассники могут или отстать от тебя, или начать гнобить еще больше. Но если ты себя чувствуешь уверенно, можешь переходить в другую школу, где у
тебя не будет никакой репутации и где отношение к тебе может сложиться другое.
Это то, что помогло мне, надеюсь такая точка зрения будет полезна.

ЧеловекМолекула, возраст: 17 / 25.12.2015

Привет Я учусь в средней школе в городе Глубоком. Меня унижают мои сверстники,бьют,унижают,обзывают,учусь я хорошо,берут и кидают мои вещи(я парень).Что мне делать?Скажите пожалуйста.

Малыш пришел из школы хмурый и расстроенный. Неохотно рассказывает, что происходило днем, не изъявляет желания посещать школу на следующий день. Зачастую подобное поведение сигнализирует, что у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, и он стал объектом их насмешек. Как вести себя при этом родителям?

Определить точную причину поведения

Доказать, что малыша оскорбляют одноклассники будет сложно. Ведь дети зачастую скрывают от пап и мам свои проблемы, боясь, что сверстники станут насмехаться еще сильнее.

Догадаться о несложившихся отношениях с коллективом помогут следующие признаки:

  • Ребенок не желает посещать школу, старается найти повод, чтобы пропустить уроки, успеваемость снижается.
  • Он замкнулся, перестал рассказывать, что его волновало в течение дня.
  • Его настроение улучшается, когда не нужно ходить в школу (праздничные и выходные дни), он с радостью будет болеть дома.
  • Любое заболевание использует, как предлог, чтобы не ходить в школу.
  • Плохо спит (мучают кошмары), возможны появление энуреза, заикание – признаки нарушения общего состояния ребенка.
  • (синяки, ссадины), порчи вещей (порванный портфель, украденные принадлежности).

Наличие хоть одного признака должно сказать родителю, что не все хорошо в школьной жизни малыша, что нужно разбираться в ситуации. И в первую очередь, конечно, необходимо откровенно поговорить с ребенком, постараться выяснить, смеются ли над ним одноклассники.

Кого могут обидеть дети?

Многие считают, что дети смеются над теми, кто сильно от них отличается. На самом деле это мнение ошибочно.

Для ребят, остро реагирующих на любое действие, повод для насмешек может быть абсолютно любым:

  1. Кто-то поступил неправильно, по их мнению.
  2. Узнали хорошо скрываемую тайну.
  3. Могут посмеяться и над одеждой (одевается не так, как все).

В любом случае, продолжительность осмеяния зависит от того, кого дети избрали своей жертвой. Если малыш не будет обращать внимания на насмешки, то гонения вскоре прекратятся: ребятам неинтересно обижать того, кто никак не реагирует.

Огромную роль в умении отстоять свое право на уважение собственного достоинства играет воспитание. Если родители поддерживают ребенка, воспитывают в нем уверенность, ему легче вынести издевательства одноклассников . Если же малыша постоянно подвергают критике, он вырастает неуверенным в себе. Это провоцирует ровесников на новые насмешки.

Зачастую сверстники осмеивают детей:

  • Из неблагополучной семьи, неспособных похвастаться модной одеждой или новыми игрушками.
  • Не сумевших дать отпор, эмоционально реагирующих на все их действия (плач).
  • Слишком бурно реагирующих на оскорбления (стремятся ударить обидчика, обозвать еще громе и обиднее).

Немаловажную роль в умении дать отпор играет самооценка: чем она выше, тем легче добиться уважения со стороны одноклассников.

Чего родителям делать нельзя?

Ни в коем случае не рекомендуется родителям идти на разборки с обидчиками ребенка . Особенно приходить в школу, жаловаться педагогам и родителям, ругать самих детей. Подобные действия могут усилить негатив к ребенку со стороны одноклассников, пробудить неприязнь к нему со стороны учителей. Худший вариант – идти на «разборки», не посоветовавшись с чадом.

Еще одна ошибка – самоустранение . Родитель обязан быть рядом ребенком, помочь найти ему выход из этой сложной ситуации, научить правильно вести себя с ровесниками.

Ну, и – это тоже не решение проблемы . Ведь в новом коллективе подобная ситуация может повториться.

Что делать родителям?

Сначала нужно прислушаться к ребенку: вполне возможно, что ему станет интересно, по какой причине над ним стали издеваться. Может, он первым чем-то задел сверстников. Тогда решение проблемы будет простым –малыш постарается исправить свое поведение.

Но если повода для оскорблений не было, виноватыми будут, конечно, обидчики. И здесь важно суметь правильно повести себя, чтобы разрешить конфликт:

  1. Узнать, над чем именно смеются одноклассники. Если это внешний вид, из-за которого он комплексует, объяснить, что он здесь ни при чем. На самом деле детям не важно, как и кто выглядит. Они унижают только неуверенных в себе. Остальные детали: полнота или худоба, плохая учеба, неумение одеваться и т.п. – только повод для насмешек.
  2. Предложить помощь, ведь ребенку необходима поддержка, он должен понять, что его любят, что он нужен таким, какой есть.
  3. Заинтересовать ребенка каким-либо занятием, чтобы он перестал думать о негативных отношениях со сверстниками, переключился на более радостные мысли.
  4. Можно организовать общий праздник для одноклассников, чтобы помирить детей, помочь им подружиться.
  5. Посоветовать ребенку не обращать внимание на издевки и насмешки. Даже если украли какую-то вещь, не стоит за нее бороться. Лучше сделать вид, что безразлично или попросить вернуть, когда надоест. Детям нужна реакция, а не сама вещь, поэтому «наиграются» они очень быстро.
  6. Разобрать ситуацию с ребенком. Ведь конфликт мог родиться из неосторожно брошенного слова или намека. Дети долго помнят обиды и могут жестоко ответить, когда наступит подходящий момент.
  7. Не нужно скрывать от педагога о конфликте в классе. Полезно будет и его подключить к воспитательной работе: классные часы, просмотр тематических фильмов тоже могут дать нужный результат.

Учитель должен реагировать на любую жалобу ребенка и принять меры по его защите от нападок сверстников, внимательнее следить за ними во время перемен. Ведь издеваются чаще всего тогда, когда взрослые не обращают внимания на детей вне уроков. Даже если школьник вел себя не совсем адекватно (полез в драку, ответил обидчикам), педагог не должен самоустраняться от разрешения конфликта.

Если никакие действия не помогают, и гонения продолжаются, а преподаватель никак не желает помогать, нужно обращаться к администрации. А если имели место побои или угрозы, то нужно писать заявление в полицию.

Важно ни в коем случае даже намекать на то, что в конфликте виноват сам ребенок . Виноватыми будут именно сверстники: это они решили самоутвердиться за чужой счет и отыграться за собственные комплексы, это они обзывали и унижали ребенка, забирали вещи и били. Те, кто высмеивает слабость других, сами слабы. И они боятся, что другим это станет известно.

В каждой семье ребенок окружен любовь и заботой. Но в школьном коллективе не все всегда так, как в родном доме. Ребенок жалуется, что отношения с одноклассниками и учителями напряженные, что его не понимают, не слушают, не считаются с его желаниями и интересами, а иногда другие дети проявляют агрессию. Такая ситуация беспокоит родителей, и они не всегда точно знают, что нужно делать, как помочь своему чаду.

Попробуйте проанализировать причины недовольства ребенка.

Жизнь современного ребенка далеко не всегда дает ему возможность еще до школы научиться быть частью коллектива, общаться, играть со своими сверстниками, находить общие интересы. Зачастую в семьях воспитывается один ребенок, а это вызывает эгоизм. Родители нанимают няню или отдают в садик, в котором в группе бывает не так много детей, желая оградить его от инфекций, нежелательного общения, лучше подготовить к предстоящей учебе. В результате, ребенок впервые попадает в большой коллектив только в школе. А поскольку он не знает, что делать, возникают проблемы: малыш считает, что одноклассники и учителя его обижают.

  1. Во-первых, родители должны морально подготовить ребенка к тому, что из себя представляет школьный коллектив и как строится учебный процесс, как нужно вести себя в школе. Случается, что ученик считает, что его обижает учитель, потому что не разрешает играть на уроке или ругает за невыполненное домашнее задание. Школьная дисциплина – для него пустой звук, ведь привык делать то, что ему хочется, отсюда и требования учителя кажутся обидными.
  2. Во-вторых, заранее расскажите о том, что в классе он будет учиться не один, поэтому слушать только его и делать то, что интересно только ему, не получится. Старайтесь в этой ситуации прислушаться к требованиям учителя (как правило, они бывают справедливыми) и объяснить ребенку, что жизнь в школе отличается от того, как он проводил время в детском саду или дома. Иногда приходится и помочь учителю наладить контакт с ребенком, рассказать, как лучше общаться с ним.
  3. В-третьих, родители должны привить элементарные правила воспитания: не оскорблять других, не капризничать, не драться, не брать чужие вещи, быть вежливым и доброжелательным. Воспитанному ребенку легче адаптироваться в коллективе и адекватно принимать ситуации.

К сожалению, случается, что родители сами неправильно воспитывают ребенка, не осознавая, что это в дальнейшем может привести к проблемам в общении и социальной адаптации.

Выслушайте ребенка, совместно проанализируйте ситуацию и определите модели поведения

Не доводите проблемы до стадии нерешаемых! В первую очередь, каждый день интересуйтесь, как он провел время в школе, что интересного было на уроках, о чем разговаривал с одноклассниками. Если ребенок доверительно рассказывает, вам будет легче сразу скорректировать его поведение: объяснить, в чем он неправ, а где поступил абсолютно справедливо.

Старайтесь избегать категоричных заявлений в адрес обидчиков или резких оценок происходящих событий. Как утверждают психологи, ребенок, особенно в раннем возрасте, внимательно прислушивается к мнению родителей, поэтому ваше суждение может стать для него решающим в выборе модели поведения. Помните, что ваша задача – научить жить в коллективе, а не бороться с ним.

Не отмахивайтесь от проблем ребенка фразами «сам виноват», «что хочешь, то и делай», «слабак». Он может перестать вам доверять и больше никогда не будет рассказывать о том, что с ним происходит. Поддержите ребенка, научите, как лучше вести себя, как решить возникшие проблемы. Не забывайте, что делать это надо тактично, чтобы не развить у ребенка другие комплексы, например, осознание того, что он один во всем виноват или что вам стыдно за него.

Если ситуация требует вмешательства, действуйте

Будет лучше, если вы научите ребенка правильно реагировать на обидчиков, защищать себя, выбрав при этом достойный метод. Если нет острой необходимости в вашем непосредственном участии в конфликте, постарайтесь не вмешиваться, это даст возможность ребенку самостоятельно решить проблему, что, безусловно, станет для него полезным жизненным опытом.

Часто случается, что ваш сын или дочь рассказывают о неприятностях только тогда, когда у них «кончается терпение» или произошло что-то из ряда вон выходящее. И тогда ваше вмешательство просто необходимо. Здесь родителям важно запомнить, что их поведение будет примером. Если вы накинетесь на обидчиков с руганью или, что совсем недопустимо, примените рукоприкладство, ваш ребенок впоследствии будет делать так же. И с каждым разом он будет применять насилие по отношению к другим даже по самым незначительным поводам.

Будет лучше, если вы обсудите сложившуюся ситуацию с учителем, а потом выясните все со всеми участниками конфликта, но помните, что делать это надо тактично. Иногда дети сами не отдают себе отчет в совершенных поступках, и нелепые причины становятся поводом серьезных проблем. Случается, что свое поведение они считают нормой. В этом случае воспитательный момент будет просто необходим. Наберитесь терпения и постарайтесь объяснить неправоту.

Не торопитесь применять экстренных мер

К сожалению, иногда поведение детей в школе переходит все границы. Ребенка не просто обижают словесно, портят вещи, но и применяют силу. Если ваши разговоры с обидчиками не имели результата, то лучше сообщить администрации школы о случившемся. Иногда участники конфликта не осознают, насколько опасно их поведение, ведь кроме воспитания родителями и школой они получают примеры из фильмов, где насилие зачастую преподносится как обычный жизненный момент, а иногда даже «героизм».

Не спешите, обращаться с заявлением в правоохранительные органы, куда часто обращаются встревоженные родители. Делать это нужно в крайнем случае, ведь так вы можете покалечить судьбу другому ребенку. Постарайтесь разрешить проблему максимально мирным путем. Но если это по каким-то причинам невозможно, вы не ощущаете помощи в решении конфликта в школе, идите в полицию, министерство образования. Для того, чтобы заявление было рассмотрено, лучше предоставить доказательства: справки от врача (если были побои), записи на диктофон.

Если и после этого ситуация не меняется и вашего ребенка продолжают обижать, подумайте о переводе в другую школу. Может, в другом коллективе ему будет комфортнее. Ведь абсолютно необязательно хулиганы должны встретиться везде, гораздо больше доброжелательных, дружелюбных детей.

Учите ребенка противостоять обидчикам

Жить в коллективе не всегда просто, особенно если это школа, ведь дети зачастую не задумываются о том, что за внешностью может скрываться умный, добрый и отзывчивый товарищ, с которым будет интересно дружить, делать уроки.
Посмотрите на своего ребенка глазами не любящих родителей, а его сверстников. Неслучайно говорят: «Встречают по одежке». Возможно, причины такого отношения к нему в его несуразной одежде или прическе, которые именно вы выбрали. Смените гардероб, подберите прическу, научите быть опрятным, приятным в общении.

Если причина в воспитании (например, ваши сын или дочь сами провоцируют конфликт, не замечая того, что обижают других), то постарайтесь объяснить, где и в чем они не правы, как нужно реагировать в определенных ситуациях, что делать, когда трудно удержать эмоции. Если вы не видите явные причины, обратитесь за помощью к детскому психологу (лучше, если это будет школьный специалист, который знает коллектив и сможет дать объективную оценку, поговорив не только с вами, но и с учителем и другими детьми). Иногда именно советы опытного психолога смогут скорректировать не только поведение ребенка, но и отношение родителей к ситуации, ведь случается, что и родители неправильно оценивают происходящее, накручивая не только себя, но и своего ребенка, или не видят причины в своих методах воспитания.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок не уверен в себе, научите его отвечать на придирки в свой адрес. Отдайте заниматься спортом: это сделает его сильнее, увереннее. Вовсе не обязательно применять силу в ответ на грубость, иногда обидчикам будет достаточно понимать, что они могут получить отпор. Посоветуйте найти друзей в своем коллективе.

Ребенок должен чувствовать в вас поддержку.

Не забывайте самого главного: ребенок должен осознавать, что может довериться вам, найти помощь, получить советы, иначе он может замкнуться в себе, развить комплексы, которые помешают ему в дальнейшей жизни.
Поделитесь с ним своим опытом, расскажите о подобных случаях, которые происходили с вами или с вашими знакомыми, обратив особенное внимание на то, к какому решению пришли в сложной ситуации. Отметьте, что безвыходных положений не бывает, что часто то, что кажется «смертельным» ребенку сейчас, потом будет восприниматься как обычный эпизод школьной жизни.

Говорите о достоинствах, ведь, как правило, причиненные обиды влияют на самооценку и веру в себя, свои возможности. Но старайтесь быть объективными, иначе ваша ложь только навредит.
Будьте ребенку другом! Пусть он чувствует вашу поддержку, прислушивается к вашим советам. Не перекладывайте решение этой проблемы на плечи учителей, психологов, работников правоохранительных органов. Ваша задача – научить ребенка жить в коллективе, сохраняя при этом свое достоинство и считаясь с мнением других детей.

Издевательства в школе — драматичное и неприятное осложнение школьной жизни, оставляющее душевные шрамы. Как узнать, что ребенка обижают в школе и что делать в этом случае?

Запугивания и насмешничество в образовательном учреждении, это разновидность моббинга, который практикуется среди сотрудников на работе. Преследуемый недоброжелателями ребенок, слышит в свой адрес унизительные прозвища, терпит публичные высмеивания, порчу имущества и физические нападки. Также это могут быть текстовые сообщения с угрозами на мобильном телефоне или электронной почте (киберзапугивание, подробнее ). Сексуальное домогательство наиболее распространено среди подростков, это относится и к комментариям о фигуре, вульгарным шуткам, попыткам снять часть одежды. Как правило, подростки воспринимают подобное, как очередную шутку или уходят в себя, страдая от комплексов неполноценности. Родители узнают об этом слишком поздно — когда ребенок вырос или подвергается серьезному нападению, которое невозможно скрыть.

Ребенка обижают в школе — признаки

Обычно, юные преступники выбирают жертву среди воспитанных, скромных и впечатлительных детей, так как у них не хватает мужества дать отпор. Цель унижений — почувствовать удовлетворение, получить власть над другим человеком, повысить репутацию в круге общения. Жертва в свою очередь, редко обращается за помощью, ребенку стыдно говорить, что он не может решить проблему самостоятельно или она кажется ему, слишком личной. Как же понять, обижают в школе или нет?

Типичными признаками являются:

  • нежелание посещать школу — прогулы уроков, имитация болезни
  • отсутствие друзей — избегает встреч со сверстниками, не приглашают на праздники, нет друзей среди одноклассников
  • снижение успеваемости — плохие оценки, отсутствие мотивации
  • изменение поведения — ребенок становится раздражительным или впадает в депрессию
  • бессонница, плохой аппетит
  • суицидальные мысли — интерес к самоубийцам, чтение книг или статей на эту тему, попытки
  • заниженная самооценка
  • необъяснимая потеря вещей — часто «теряются» или портятся личные вещи от канцелярии до одежды и денег на обед.

Если замечено перечисленное, прежде всего, необходимо уведомить руководство образовательного учреждения, после чего, обратить внимание на ребенка.

Как помочь ребенку, если его обижают

Начните с разговора. Обвинять в слабости и неспособности общаться, высмеивать, преуменьшать ситуацию — большая ошибка. В следующий раз, ребенок не отреагирует на просьбу рассказать о сложившихся обстоятельствах. Внимательно слушайте — полученная информация поможет определить, насколько серьезно положение и предпринять соответствующие меры. Возможно, в начале беседы ребенок будет замкнутым или раздражительным, скорее всего, обидчик запугал строгим запретом на сообщение об издевательствах. Обеспечьте чувство безопасности, объясните, что помощь требуется всем, кто так или иначе, участвует в конфликте. Не обвиняйте притеснителя или себя, подумайте над тем, как это исправить.

Ни один ребенок не виноват в том, что он стал жертвой издевательств.

Каждый человек имеет право быть чувствительным и слабым.

Никто не имеет права вредить человеку, применять действия унижающие личность.

Научите противодействовать агрессии в школе. Разработайте план ответов обидчику, которые остановили бы его или дали понять, что жертва способна постоять за себя. Практикуйте сложную обстановку в виде игры, проинформируйте ребенка, в каких ситуациях он должен немедленно обращаться к взрослым. Если это вербальные послания — злое выражение лица, неприличные жесты, лучше показать безразличие. Так, агрессор поймет, что послания не производят желаемого эффекта, и он потеряет интерес. Словесные угрозы, шантаж и унижения, можно также игнорировать, но если они не прекращаются или дополняются физическими действиями, без реагирования не обойтись.

Избиение, толкания, плевки, грабеж, уничтожение или повреждение имущества — требуют строжайшего наказания. Физическая агрессия усугубляется неспособностью ответить на провокацию, плач или внезапный побег стимулирует атакующего унижать ради забавы. Здесь не спасут оговорки вроде «тебе, что делать нечего» или «отстань от меня», поэтому требуется немедленное вмешательство взрослого. Однако, не рекомендуются такой способ, как жалоба родителям обидчика, в первую очередь, о проблеме должны узнать сотрудники образования и школьный психолог. Предоставьте борьбу с юным «преступником» школе, не забывайте о том, что агрессивное поведение, результат многих факторов — неврологические отклонения, неблагополучная или неполная семья, недостаток внимания и пр. Помощь в данном случае требуется и вашему малышу и юному «негодяю». Вы не должны использовать насилие против агрессора (иногда отчаянные родители действуют таким образом), также не стоит агрессивно относиться к школьным работникам.

Что предпринять, если ребенка обижают в школе:

  • вести учет всех насильственных ситуаций, о которых рассказывает пострадавший
  • сообщить полиции, если малыш избит или ограблен
  • встретиться с классным руководителем, рассказать о ситуации и спросить, какие действия будут предприняты. Заявить о готовности к сотрудничеству
  • запомнить договоренность с учителем и его решение
  • связаться с преподавателем несколько раз, если издевательства в школе продолжаются
  • когда меры педагога не дают результатов, назначить встречу с директором, описать обстоятельство и предпринятые меры
  • если агрессия ухудшается (способы директора и педагога не эффективны), обратиться в орган осуществляющий надзор за образовательными учреждениями с просьбой расследовать дело ребенка и оценить деятельность школы в решении проблем насилия
  • уведомить регионального уполномоченного по правам детей, если все перечисленное выше, не решило конфликт.

Кроме того, найдите хорошего психолога, который восстановит ребенку самооценку и научит правильно общаться с недоброжелателями. Проверьте, есть ли другие родители с подобной проблемой, объединитесь ради ее решения общими усилиями. Вариант перевода в другую школу не самый лучший, неприятные люди встречаются и в востребованных частных заведениях, в крайнем случае, рассмотрите перевод в другой класс.

Ликвидируйте насмешки не только составленным планом диалогов для всех инцидентов. Если над учеником смеются, что он плохо одевается — приобретите новую одежду или позвольте выбирать то, что диктует мода (для социального мира молодежи, это очень важно). Плохо учится? Уделите внимание знаниям, займитесь с ребенком самостоятельно, найдите пояснения в интернете или наймите репетитора. Дразнят из-за очков? Подберите с модной оправой или формой. Спросите ребенка, что изменило бы отношение одноклассников, например, занятия спортом. Ищите выход вместе, станьте надежным другом, это наилучший способ содействовать в разрешении любых конфликтов.

Читатель задал вопрос:

Что делать, если ученик периодически обижает одноклассников и дерется, а общение с родителями ситуацию не улучшает?

Как показывает практика прокурорского надзора в сфере образования, такие случаи периодически случаются.

Описанная ситуация должна быть рассмотрена с двух позиций:

1) поведение ребенка в школе,
2) поведение ребенка за пределами школы.

Согласно действующему законодательству, ответственность за охрану здоровья детей в период образовательного процесса несет учреждение образования(ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). На него же возлагается обязанность обеспечить безопасность всех учащихся. Соответственно, в случае систематического причинения вреда жизни и(или) здоровью учащихся одним и тем же ребенком внимание работников учреждение должно быть направлено на постоянный контроль за его поведением, на недопущение конфликтных ситуаций, и тем более, драк. Кроме того, учреждение образования является одним из учреждений профилактики правонарушений несовершеннолетних и в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязано проводить профилактическую работу в отношении таких учащихся, как описано в вопросе. Таким образом, в первую очередь необходимо обратиться к классному руководителю и директору школы с целью рассмотрения поведения ребенка на Совете профилактики(который действует(должен действовать) в каждой школе), возможно, с привлечением родителей подростка. Как правило, учреждение образование принимает такие меры, ставит ребенка на внутришкольный учет. Если принятые меры не дают результатов, то администрация учреждения привлекает инспекторов по делам несовершеннолетних путем направления им сообщений о том, что несовершеннолетний выходит из-под контроля и необходимы меры с их стороны.

В правоохранительные органы необходимо обращаться в каждом случае совершения преступления(или общественно-опасного деяния), в школе — это, в основном, причинение боли, телесных повреждений, кражи. Кроме того, в инспекцию по делам несовершеннолетних районных отделов полиции можно обратиться с заявлением о проведении в отношении трудного подростка, возможно, и его семьи, профилактической работы.

В части противоправного поведения несовершеннолетнего за пределами школы каждый случай нужно рассматривать индивидуально и действовать в зависимости от обстоятельств. Если вашего ребенка побили, что-то у него отобрали и т.д., обращайтесь в орган внутренних дел, которым должна быть проведена проверка и приняты меры не только по случившемуся конкретному факту, но и решен вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, в том числе родителей несовершеннолетнего.

В настоящем ответе сделана попытка отразить возможные варианты поведения по описанной ситуации, но при этом, нельзя забывать о том, что поведение подростка — это результат его воспитания и поведения окружающих. Поэтому, определенные действия должны быть проведены и в отношении родителей, вплоть до привлечения их к ответственности за ненадлежащее воспитание ребенка(протокол может быть составлен инспектором по делам несовершеннолетних ОВД, органом прокуратуры) при наличии оснований. Если неадекватное поведение ребенка связано с состоянием его здоровья, школой совместно с родителям должен быть рассмотрен вопрос о возможном лечении.

Кроме того, нельзя забывать и о поведении обиженных, которые зачастую провоцируют так называемых трудных подростков. Нам нужно учить своих детей избегать конфликтных ситуаций.

В каждой следующей колонке будут отражены наиболее встречающиеся факты нарушения законодательства о несовершеннолетних в различных сферах нашей жизни.

Если у вас есть вопросы, задавайте в комментариях или по электронному адресу .



Публикации по теме