Что такое половое воспитание в детском саду. Половое воспитание дошкольника

ПОЛ - в широком смысле - совокупность телесных, физиологических, поведенческих и социальных признаков, на основании которых индивида считают мужчиной (мальчиком) или женщиной (девочкой)

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ - система психолого-педагогической, медико-биологической, социально-гигиенической и правовой работы с детьми и подростками, призванная обеспечить нормальное функционирование физиологических систем организма, правильное половое развитие с физиологической, нравственной и эстетической точек зрения.

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ - направленное, систэматическое педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки, и оптимизации их деятельности во всех, связанных с отношением полов, сфер жизни.

Вопросам полового воспитания детей уделяли внимание видные педагоги прошлого - И. Ж.Руссо, И. П.Пестолоцци. Впервые вопрос о половом воспитании детей и подростков в России встал в конце 60-х годов XIX в. в работах Д. И.Писарева, И. С.Симонова, К. П.Веселовской, К. Д.Ушинского, А. Н.Островского. В советский период в работах Н. К.Крупской, С. Т.Щацкого, П. П.Блонского, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинского. В книге "Очерки детской сексульности" П. П.Блонского отражена четкая концепция полового воспитания

Многие педагоги, психологи (А. М.Мельникова, А. С.Чистович) сводят решение этой проблемы к трем момен­там:

I) складывающиеся отношения между родителями;

2) родитель­ские чувства к детям;

3) необходимость наличия знаний и умений вести с детьми доверительные беседы.

Существуют различные мне­ния за рубежом о том, что способствует развитию психических раз­личий у детей разного пола (Маккоби, Джекмен, Кохи и др). В России и Республике Беларусь этим вопросом занимаются И. С.Кон, Т. А.Репина, В. С.Мухина, Я. Л.Коломинский. В настоящее время воп­росы полового воспитания в семье и в детском саду рассматривают­ся в работах Д. И.Исаева, В. Е.Кагана, З. С.Кириловой, А. Н.Липник, А. Г.Асмолова, Л. А.Арутюновой, Н. Н.Плисенко.

Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и фор­мируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем разви­тии слои психики и личности. Психосексуальная дифференциация са­мым интимным образом вплетена в канву этого периода. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать е раннего возрас­та, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тог­да понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, тру­довым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают во­лю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нор­мам общественной морали. Проблему полового воспитания детей се­годня делают актуальной такие объективные обстоятельства, как акселерация, свобода общения молодежи, широкая доступность средств массовой информации; недостаточность контроля родителей за пове­дением детей, особенно в городе; интимность, сексуальность пере­живаний, склонность детей держать все в тайне к др.

Можно выде­лить несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных сторон по­лового воспитания:

I) это сложная психолого-педагогическая зада­ча, решение которой преследует основную цель - сформировать у человека высокие нравственные позиции в вопросах пола. Сюда включаются такие морально-этические понятия, как девичья честь, стыдливость, юношеское (мужское) достоинство, уважение к женщи­не, порядочность в дружбе, верность в любви и многое другое отражающее культуру поведения;

2) социально-гигиеническая сто­рона полового воспитания, связанная с подготовкой мальчиков и девочек к выполнению мужских и женских социальных ролей;

3) ком­плекс медико-биологических проблем, куда входят знания об анатомо-физиологических особенностях полов, о закономерностях полово­го развития и созревания во взаимосвязи с общим физическим раз­витием организма, вопросы личной гигиены, здоровья и пр. Генери­рование пола в воспитании детей в дальнейшем может проявиться в неадекватном социальном поведении взрослых мужчин и женщин. В результате у девушек и женщин отсутствуют такие важные женские качества, как доброта, мягкость, нежность; у юношей и мужчин не формируются такие мужские качества, как эмоциональная устойчи­вость, твердость, решительность, ответственность. Это затрудня­ет выполнение ими своих социальных ролей в семейной и обществен­ной жизни. Проблема полового воспитания актуальна и в связи с необходимостью подготовки подрастающего поколения к будущей се­мейной жизни.

Данные научных исследований показывают, что мальчики и де­вочки дошкольного возраста имеют свои психические, физические Отличия , а в связи с этим разные возможности, что необходимо учитывать при их воспитании.

Для Девочек характерно;

Более раннее созревание общих и психических функций, лучшее развитие способности отличать, большая чувствительность к запа­хам, терпимость к боли, более тонкая тактильная чувствительность большая подвижность пальцев рук;

Игровые объединения их более устойчивые, отдают предпочтение совместным играм, общение выборочное;

Они более активные и аккуратные, повтому взрослые их чаще хва­лят, они получают больше положительных оценок;

Склонность, к опекунской деятельности (ухаживать, няньчкть, за­ботиться), они любят поучать, наставлять, критиковать сверстни­ков;

Повышенный интерес к своей внешности, они более чувстви­тельные к ее оценке другими, сильней реагируют на мнение других людей, более зависимы от чужого мнения.

Для мальчиков характерно:

Ходят они быстрее, чем девочки, владеют большим потенциалом физической силы: динамичные, выносливые;

Лучше применяют свои знания в новых условиях, успешнее справ­ляются с числовыми манипуляциям!, и пространственными заданиями, отдают предпочтение новым путям в игровых и жизненных ситуациях;

Больше времени отводят одиночным играм, интересы их сосредото­чены на технике, на играх-соревнованиях, строительных играх, иг­рах в войну;

Более активные, чаще нарушают дисциплину, шумят, менее склонны придерживаться установленных рамок, границ;

Ярко выражена склонность к преобразовательной, конструктивной деятельности; интерес к инструментам, орудиям труда, разнообраз­ным машинам и механизмам.

Задачи воспитания мальчиков и девочек :

1. формирование у дошкольников соответствующих возрасту представ­лений по проблемам пола и взаимодействия между мальчиками и де­вочками;

2. формирование переживаний и мотивации ребенка своего существо­вания как представителя пода;

3. стимуляция проявлений детьми начальных качеств мужественности и женственности в разных видах деятельности и повседневной жизни.

Основные Направления полового воспитания дошкольников :

Полоролевое воспитание, которое включает осознание себя как представителя определенного пола, усвоение мужской и женской со­циальных ролей, формирование качеств мужественности и женствен­ности;

Сексуальное воспитание: формирование образа тела, представление об отличии полов, о рождении человека в контексте нравственных требований;

Подготовка будущих семьянинов.

В раннем возрасте должна осуществляться половая идентифика­ция, т. е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и освоение соответствующей программы поведения. В дошкольном возрасте осуществляется половая социализация, эле­ментарное образование по вопросам деторождения, формирование у дошкольников образа тела.

Как показывают исследования, примерно до 3 лет дети как бы "бесполые", им нравятся одни и те же иг­рушки.

На 4 году жизни - дифференциация в выборе игрушек, тема­тики игр и рисунков. На 5 году жизни достигаются устойчивые по­ловые представления и поведение.

Основные направления деятельности педагога по воспитанию будущего семьянина:

Формирование у детей понятия значения семьи, важности и необ­ходимости для человека;

Формирование точного представления о содержании семейных ролей, взаимодействиях между членами семьи;

Воспитание любви к родителям;

Подготовка мальчиков к роли отца и мужа, девочек - матери и жены;

Приучение детей к участию в семейных делах.

В половом воспитании очень важным является психологический климат семьи, любовь, дружба и взаимное уважение между всеми ее членами. Каждый из родителей обязан вносить лепту в воспитание детей, являясь для них в первую очередь образцом мужественности или женственности. От отца в современной семье следует ожидать не только материального вклада, но и мудрой строгости, рассуди­тельной справедливости в - оценке положительных и отрицательных со­бытий, сдержаннее в проявлении чувств, уверенности, надежности. Не грубые выходки и необузданные инстинкты, а благородство, пре­дупредительное уважительное отношение к женщине, любовь к жене и детям, помощь им во всем, защита более слабого - вот образец мужской роли, которую ребенок должен видеть в семье. От матери больше ожидается умение создать уют, атмосферу душевной теплоты, способность чутко реагировать на радости и огорчения всех членов семьи, готовность всегда придти на помощь. Ей принадлежит важная роль в воспитании мягкости, доброты и многих других положитель­ных качеств у детей. В современных условиях, когда отец все бо­лее утрачивает роль кормильца и главы семьи, а внутри семейные отношения начинают строиться на новых принципах, это приобрета­ет особое значение, так как вследствие неправильных подходов к распределению ролей здесь могут наблюдаться такие явления, как феминизация мужского и маскулиэация женского поведения. Отстра­нение отца от воспитания детей и перекладывание этой роли толь­ко на мать приводит к тому, что их сыновья не готовятся к испол­нению мужской роли, отцовских обязанностей, нередко усваивают "женский тип" поведения (феминизация). Такие мальчики часто ме­нее инициативны, более робки, менее зрелы в социально-граждан­ском отношении. Иногда мальчик, воспитываемый без участия отца, усваивает агрессивный, жестокий тип поведения как противополож­ность женскому. Уже в дошкольном возрасте их поведение достав­ляет немало хлопот. В семейной жизни такие люди, как правило, не способны сочувствовать, сопереживать, управлять своим поведе­нием, а мужественность нередко видят в пьянках, драках и т. п. Девочки, воспитанные без отца, не имеют правильного представления о мужественности, оно нередко искажается не без усилий матери, которая свой горький личный опыт обобщает и распространяет на всех мужчин. В итоге в будущем такая девочка неправильно понима­ет мужа и сыновей, т. е. не может в должной мере исполнять роль жены и матери. При властолюбивой матери и безвольном отце дочь нередко вырастает властной, деспотичной, а сын, наоборот, - сла­бовольным, безынициативным. Не лучший образец для подражания по­дают жестокий отец и всепрощающая мать.

Условия Правильного полового воспитания детей в семье:

Согласованность работы семьи и педагогов по данной проблеме;

Педагогическая культура родителей;

Положительный психологический климат семьи на примере типовых поведений для пола, эмоциональный контакт родителей с детьми;

Ориентация при воспитании в семье па общечеловеческие качест­ва, на формирование мужественности и женственности.

Ольга Волобуева
Социально-половое воспитание в детском саду. Консультация для родителей и воспитателей

Гендерное воспитание в детском саду.

Биологический и социальный пол - гендер. Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется?

Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду. Чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины?

А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине.

Что вы можете сказать о социальных ролях мужчин и женщин?

Мужчина и женщина - как день и ночь, как небо и земля, как огонь и лед. Мы, такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведем себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мне понимаем друг друга. А непонимание - источник конфликта.

Различие между полами будоражило умы человечества. Например, в XVII в. В Европе считали, что женский организм являет собой недоразвитый вариант мужского. Основа такого понимания строилась на социальных ролях, которые исполняли в обществе в то время мужчина и женщина. Если вспомнить историю XVII в., станет ясно, что роль женщины в то время сводилась к воспроизведению рода и сексуальному удовлетворению мужчины. Женщина большую часть времени находилась в доме родителей или мужа, изредка появляясь на балах.

В основу разделения человечества на два противоположных пола брались морфологические особенности человека (наружные и половые органы). Но сегодня биологи ставят под сомнение разделение людей на два противоположных пола только по этим признакам. Они выделяют несколько уровней организации человека, которые в различных сочетаниях определяют конституционные особенности человека. Эти уровни:

Генетический пол (набор генов);

Гонадный пол (железы внутренней секреции);

Морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);

Церебральный пол (дифференциация пола под влиянием тестостерона).

Всегда рождались люди с неопределенными морфологическими признаками и возникали сомнения, к какому полу их отнести. Есть в нашей речи и такие выражения: «Не баба, а мужик в юбке» или: «Штаны носит, а ведет себя как женщина». Это говорит о том, что существует социокультурные аспекты в различении мужского и женского. Можно привести пример социокультурного различия пола в европейской культуре и африканской: в Европе множество украшений на себе носят женщины, а в Африке во многих племенах - это привилегия мужчин. Еще пример: юбки в Шотландии - это национальная одежда мужчин, а юбки в европейском обществе всегда считались предметом женского туалета.

Наблюдаются сейчас изменения и в морфологии пола в связи с изменением социального статуса женщины в обществе. Женщины во многих странах получили равноправие, многие из женщин занимают лидирующее положение среди мужчин. Истинно мужские профессии, как это было принято считать во все века, становятся теперь доступны и для женщин. В современном обществе женщины занимаются и тяжелым физическим трудом. Американские ученые провели исследования изменений женщин с XIX до XXI в. Вот какие они сделали выводы.

На смену женской фигуре, называемой «песочные часы» (узкие плечи, тонкая талия и широкие бедра, как у Мэрилин Монро, пришла фигура наших современниц - прямоугольник (плечи и бедра одинаковой ширины). Уже не редкость, когда фигура женщин напоминает треугольник -- чисто мужской вариант. Ученые отметили, что у некоторых женщин наблюдается огрубение голоса и полысение головы. Установлено, что у таких женщин в организме начинают преобладать мужские гормоны.

Поэтому в современной науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их с понятием пола и гендера.

Пол в переводе с латинского означает «порождать». Это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер называют социальным полом, так как человек взаимодействует с другими людьми в социуме и поведение его может быть разным в различных взаимодействиях. Биологическая женщина при взаимодействии может стать «мужчиной», т. е. ее поведение напоминает мужское - курит, сквернословит, ведет себя агрессивно. В этот момент ее социальный пол - мужской.

И пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.

Начиная с 1970 г. ведутся споры о том, что определяет поведение и образ жизни человека - биология или среда. Может ли воспитание (культура) взять верх над биологией и определить собственно сам биологический пол?

С момента рождения ребенка начинается его воспитание. Ребенка учат, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие прически носить. То есть с момента рождения начинается гендерная социализация -- процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Ребенок начинает с рождения познавать окружающий мир. Придя в детский сад, ребенок познает подобных себе так, как он делал это с игрушками дома. Он может укусить сверстника, ткнуть пальцем в глаз, может обнять, когда другой плачет. Идет процесс познания. Ребенок начинает понимать, что он отличается от других.

Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Этот вопрос всегда возникал в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек? Обратимся к истории.

Из истории раздельного обучения

В дореволюционной России было раздельное обучение девочек и мальчиков, так как считалось, что девочки отличаются меньшими интеллектуальными способностями. Детей отдавали в гимназии по полу с 9 лет, после того, как вырастут зубы, сменяющие молочные. Программы для обучения тоже соответственно были разные. Девочек готовили для ведения домашнего хозяйства, а мальчики должны были в дальнейшем служить обществу.

В XX в. в Европе стали создавать учреждения с совместным по полу обучением и воспитанием. Их примеру последовал и Санкт-Петербург. В 1908 г. были открыты первые коммерческие училища с совместным обучением юношей и девушек. После революции эта практика продолжалась. Совместное обучение считалось прогрессивным. Педагоги и психологи подчеркивали, что совместное обучение способствует формированию дружбы между противоположными полами. Был сделан вывод:

Совместное обучение подчеркивает равенство полов;

Создает базу для межличностных контактов и совместного труда.

В 1943 г. практика раздельного обучения была вновь восстановлена в связи с июльским постановлением СНК. Согласно этому постановлению внедрялись разные модели социализации в зависимости от пола, так как после окончания школы мальчики уходили на фронт.

Стоит напомнить о той политике, которую проводило государство в отношении мужчин и женщин. А политика демонстрировала возвращение к традиционной модели семьи и воспитания, при котором мать - главная фигура, отвечающая за весь уклад семейной жизни и воспитание детей. Отцу отводилась второстепенная роль. Главное предназначение отца - служить Отечеству.

Эта политика нашла отражение и в раздельном обучении мальчиков и девочек. Образ матери, как господствующий в семейном воспитании, - был основным в женском образовании. В мужском образовании господствовал образ мужчины - защитника Отечества. Кроме этого, и те и другие должны были трудиться на благо своей социалистической Родины.

Либеральный климат школы резко изменился. Отношения мальчиков и девочек, которые могли теперь встречаться на редких совместных вечерах, под бдительным надзором учителей, утратили товарищеский характер, эротизировались и сексуализировались.

В условиях раздельного обучения мальчики и девочки воспитывались как две абсолютно разные группы людей, имеющие противоположные сущности и предназначение. По многочисленным просьбам учителей и родителей раздельное по полу обучение было отменено.

Раздельное обучение в советских школах привело к тому, что женский интеллект не получил должного развития из-за политики государства, И девушки оказались невостребованными государством, где правят мужчины.

Но и в совместном обучении есть минусы. Страдает детская психика, особенно психика мальчиков. Женский и мужской организм устроен по-разному. А совместное обучение делает половую ориентацию смешанной, т. е., феминизирует мужчин и омужествляет женщин. Девочки в силу своего опережающего полового созревания (2 года разницы) начинают играть доминирующую роль, а мальчики становятся ведомыми.

Большой недостаток наших школ в том, что там преподают почти одни женщины. И это тоже отрицательно сказывается на поведении мальчиков. Они перенимают женский тип поведения. Женщины-учителя при объяснении нового материала все «разжевывают» в силу своих женских особенностей, а перед мальчиками надо ставить проблему поиска, поэтому им лучше материал «недообъяснить». Учитель-женщина делает установку на послушание. Мальчики, в силу своих особенностей, редко бывают послушными из-за своей активности. И оценки им ставят чаще не за знания, а за поведение. Мальчики в школе чаще, чем девочки, зарабатывают невроз, так как они из-за своей активности устают быстрее, чем девочки. Для них надо чаще делать физминутки. В смешанной школе по коридору во время перемены страшно идти: кругом бегущие мальчики разного возраста. Это отдых организма мальчиков после 45 минут сидения без активных движений. И каждое родительское собрание в школе начинается со слов классного руководителя: «Уважаемые родители! Не могут себя вести на переменах ваши дети. Они скоро будут сбивать с ног даже учителей». И, действительно, будут, если не учитывать особенности организма мальчиков и девочек.

Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь дети приходят в ДОУ с двух лет, а пол ребенок начинает различать в 3 года. Как создать образовательную модель, способствующую совпадению биологического и социального пола, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин? Везде хороша «золотая середина». «Золотая середина» - это смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, это дифференцированный подход с учетом половых признаков. Попробуем построить такую мо-дель. Итак, с чего же мы начнем?

Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект приложения своих педагогических воздействий.

Девочки и мальчики

Проводя родительские собрания в дошкольном учреждении, задаем вопрос родителям: «Чем отличаются ваши методы воспитания мальчиков и девочек?» У всех удивленные глаза, а потом кто-нибудь спрашивает: «А разве их надо воспитывать по-разному?» Хорошо, если родители-психологи, они знают. А педагоги? Нам раньше в педучилищах об этом не говорили. Мальчики и девочки отличались для нас только своим внешним видом. Вот и воспитывали, не учитывая особенностей пола. А в начальной школе до сих пор проверяют технику чтения у мальчиков и девочек по одним параметрам, при этом не учитывая половых признаков и темперамент ребенка. В число не укладывающихся в эти нормативы попадают мальчики. Иначе и быть не может, ведь разные они, мальчики и девочки. Зайдите в логопедическую группу любого детского сада, и вы увидите, что там преобладают мальчики. В дошкольном учреждении за последнее время наблюдается такая тенденция - мальчики начинают говорить теперь значительно позже девочек, в 3 года и позже. В детский сад детей отдают теперь с 2-3 лет, и родители не знают, как развивать речь детей в таком раннем возрасте. С детьми родители мало разговаривают, не читают им книги. Забыты традиционные народные детские игры («Ладушки», «Сорока Дуда» идр., которые развивали руку ребенка и, следовательно, его речь. Это заменяется общением с телевизором и компьютером. Поэтому у ребенка к 4 – м годам, навыки в работе с компьютером совершенствуются, чего нельзя сказать о речи ребенка.

Чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше. В этом родителям поможет книга В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман «Девочки и мальчики - два разных мира».

Чем же они отличаются друг от друга? (Различие мальчиков и девочек взяты из книги В. Д. Еремеевой, Т. П. Хризман «Девочки и мальчики - два разных мира»).

Девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница различается почти в 2 года.

Мальчики начинают позже ходить на 2-3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев.

При рождении мальчиков у женщин чаще бывают осложнения. На 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков.

Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза.

Трудновоспитуемые - чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная память - надо выследит дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине, чем у девочек.

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.

Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя.

Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает ответ. А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа.

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта.

У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.

У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).

Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.

Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания, так как цель женского - рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола - это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.

А суть - это: каким должен быть человек, мужчина или женщина. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что наделали в своей жизни по незнанию.

Используемая литература:

1. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, школьным психологам. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

2. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. О. Клециной. - СПб. : Питер, 2003.

3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л. А. Венгера «Развитие». - М., 2000.

4. Скоробогатова Е. Фэн-шуй игрушек. - М. : Оникс, 2006.

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов

«Социально-половое воспитание в детском саду»

Цель: познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку.

План семинара:

  1. Мальчики и девочки.
  2. Роль игры в жизни дошкольника. Игрушки для девочек и мальчиков.
  3. С чего начать? (Практические рекомендации по организации работы по социально-половому воспитанию).

Ход семинара:

Гендерное воспитание в детском саду.

Биологический и социальный пол – гендер. Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство. В чем оно проявляется?

Варианты ответов

Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. Но мы такие разные, женщины и мужчины, хотя можем принадлежать даже к одному роду. Чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины?

Варианты ответов

А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведем себя в социуме. В обществе считается: что свойственно мужчине, то нельзя делать женщине.

Как воспитывать мальчиков, чтобы из них выросли настоящие мужчины? Какие условия для развития создать девочкам, чтобы из них выросли настоящие женщины? Этот вопрос всегда возникал в обществе. Может быть, успешному воспитанию будет способствовать раздельное обучение мальчиков и девочек? Обратимся к истории.

В дореволюционной России было раздельное обучение девочек и мальчиков, так как считалось, что девочки отличаются меньшими интеллектуальными способностями. Детей отдавали в гимназии по полу с 9 лет, после того, как вырастут зубы, сменяющие молочные. Программы для обучения тоже соответственно были разные. Девочек готовили для ведения домашнего хозяйства, а мальчики должны были в дальнейшем служить обществу.

В 20 в. в Европе стали создавать учреждения с совместным по полу обучением и воспитанием. Их примеру последовал и Санк-Петербург. В 1908 г. были открыты первые коммерческие училища с совместным обучением юношей и девушек. После революции эта практика продолжалась. Совместное обучение считалось прогрессивным. Педагоги и психологи подчеркивали, что совместное обучение способствует формированию дружбы между противоположными полами. Был сделан вывод:

Совместное обучение подчеркивает равенство полов;

Создает базу для межличностных контактов и совместного труда.

В 1943 г. практика раздельного обучения была вновь восстановлена в связи с июльским постановлением СНК. Согласно этому постановлению внедрялись разные модели социализации в зависимости от пола, так как после окончания школы мальчики уходили на фронт.

Стоит напомнить о той политике, которую проводило государство в отношении мужчин и женщин. А политика демонстрировала возвращение к традиционной модели семьи и воспитания, при котором мать – главная фигура, отвечающая за весь уклад семейной жизни и воспитание детей. Отцу отводилась второстепенная роль. Главное предназначение отца – служить Отечеству.

Эта политика нашла отражение и в раздельном обучении мальчиков и девочек. Образ матери, как господствующий в семейном воспитании, - был основным в женском образовании. В мужском образовании господствовал образ мужчины – защитника Отечества. Кроме этого, и те и другие должны были трудиться на благо своей социалистической Родины.

Либеральный климат школы резко изменился. Отношения мальчиков и девочек, которые могли теперь встречаться на редких совместных вечерах, под бдительным надзором учителей, утратили товарищеский характер. В условиях раздельного обучения мальчики и девочки воспитывались как две абсолютно разные группы людей, имеющие противоположные сущности и предназначение. По многочисленным просьбам учителей и родителей раздельное по полу обучение было отменено.

Но и в совместном обучении есть минусы. Страдает детская психика, особенно психика мальчиков. Женский и мужской организм устроен по-разному. А совместное обучение делает половую ориентацию смешанной, т.е. феминизирует мужчин и омужествляет женщин. Девочки в силу своего опережающего полового созревания (2 года разницы) начинают играть доминирующую роль, а мальчики становятся ведомыми.

Большой недостаток наших школ в том, что там преподают почти одни женщины. И это тоже отрицательно сказывается на поведении мальчиков. Они перенимают женский тип поведения. Женщины-учителя при объяснении нового материала все «разжевывают» в силу своих женских особенностей, а перед мальчиками надо ставить проблему поиска, поэтому им лучше материал «недообъяснить». Учитель-женщина делает установку на послушание. Мальчики, в силу своих особенностей, редко бывают послушными из-за своей активности. И оценки им ставят чаще не за знания, а за поведение. Мальчики в школе чаще, чем девочки, зарабатывают невроз, так как они из-за своей активности устают быстрее, чем девочки. Для них надо чаще делать физминутки.

В начальных классах всех мальчиков ругают за неаккуратность письма и плохой почерк. Когда наши дети начали читать, у них стали проверять технику чтения. И опять мальчики не укладывались в норму. Интересно, кто ввел нормы на технику чтения, одинаковую для мальчиков и девочек? Ясно одно, что этим людям неизвестно, что у представительниц женского пола речь развита почти в 3 раза больше, чем у мужского. За день женщина произносит 20 тысяч слов, а мужчина – 7. девочки, в отличие от мальчиков, отличаются аккуратностью, так как у них мелкая моторика руки развита лучше, чем у мальчиков. Мальчики начинают ходить позже на 2-3 месяца, чем девочки, а говорить позже на 4-6 месяцев. Мальчики более подвижны, чем девочки. Для детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются чаще в 2 раза. Трудновоспитуемые – чаще мальчики. Их чаще ругают, меньше берут на руки.

До 8 лет острота слуха у мальчиков выше (генная память – надо выследить дичь и убить, чтобы принести в пещеру своей женщине), чем у девочек.

Девочки чувствительны к шуму, резкие звуки их раздражают. У них больше развита чувствительность кожи, поэтому девочкам надо чаще гладить их кожные покровы.

Игры девочек опираются на ближнее зрение. Они раскладывают свои игрушки возле себя. Игры мальчиков опираются на дальнее зрение. Они бегают друг за другом. Бросают предметы в цель. Если пространство ограничено, то они осваивают его вертикально: лезут на лестницу, тумбочку. Поэтому мальчикам необходимы спортивные вертикальные уголки или большие просторные комнаты для игр.

Они отвечают по-разному на занятиях. Мальчик смотрит на парту, в сторону, если не знает, или пере собой, если знает ответ (генетически –взгляд в упор – вызов). А девочка смотрит в лицо, как бы ищет в глазах у взрослого подтверждения правильности ответа.

Вопросы мальчики задают конкретно, для получения информации. А девочки задают вопросы для установления контакта.

У девочек лучше развита беглость речи и скорость чтения. Но мальчики лучше решают задачи и отгадывают кроссворды.

У девочек лучше развита мелкая моторика рук. Поэтому они пишут аккуратно и лучше выполняют работу, связанную с мелкой моторикой (вышивание, бисероплетение).

Мальчики более возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпимы, неуверенны в себе и более агрессивны, чем девочки.

Мозг девочек готов к ответу на любую неприятность, готов отреагировать на воздействие с любой стороны (инстинкт выживания), так как цель женского – рождение жизни и ее сохранение. А цель мужского пола – это прогресс. Открытия делают мужчины, а женщины эти открытия совершенствуют.

Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они – будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути.

Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Ведь дети приходят в ДОУ с двух лет, а пол ребенок начинает различать в 3 года. Как создать образовательную модель, способствующую совпадению биологического и социального пола, чтобы воспитать настоящих мужчин и женщин? Везде хороша «золотая середина» - это смешанное обучение и воспитание с элементами разделения, это дифференцированный подход с учетом половых признаков.

Чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше. В этом родителя поможет книга В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман «Девочки и мальчики – два разных мира».

Игрушки для девочек

Какие черты характера вы бы хотели видеть у женщин?

(варианты ответов)

Чтобы девочка стала хорошей мамой и хозяйкой, какие игрушки ей нужны?

(варианты ответов)

А если вы хотите воспитать бизнес-леди, то какие игрушки ей будут нужны?

(варианты ответов)

Все черты характера начинают формироваться в раннем детстве в процессе игровой деятельности.

Воспитывая девочку, необходимо запомнить, что сначала в ней надо воспитать хорошую хозяйку и маму. Если этому ее не научить, то семейная жизнь будущей женщины будет неудачной или вовсе не сложится. А для того, чтобы девочка была в семейной жизни, ей помогут такие игрушки, как куклы. Существует несколько видов кукол, отличающихся по размеру. Они могут быть сделаны и из разного материала.

  1. Мягкая тряпичная. Самые маленькие дети любят мягкие и теплые предметы, напоминающие тепло человеческого тела. Для этого подойдут мягкие тряпичные куклы. У этой куклы черты лица должны быть смазаны, так как она рекомендуется для самых маленьких детей, чтобы знакомить их с частями тела. Ребёнку задают вопрос: «Где у куклы ручки? А где глазки?» и т.д., добиваясь того, чтобы ребенок показывал пальчиком то, что вы называете.
  2. Маленькие куклы. Размеры у них должны быть такие, чтобы ребенок мог свою куклу положить в карман или сумочку. С этой куклой разговаривают, познавая окружающий мир на прогулках. У детей развивается диалогическая речь, так как они ведут диалог от имени куклы.
  3. Куклы среднего размера. Нужны для того, чтобы им шить наряды. Такая работа развивает навыки моделирования. Те из девочек, кто любит шить куклам наряды, выбирают профессию модельера. Навыки шитья готовят девочку к жизни в семье. Один знакомый сказал, что у него возникают неприятные чувства, когда он видит женщину с дыркой в одежде.
  4. Пупсы. Девочки, играя с такими куклами, приобретают навыки ухода за ребенком. Кукольная индустрия снабжает этих кукол всем необходимым для ухода за ними: бутылочки для кормления, пеленки, одежда для новорожденных, памперсы. Игра с такими куклами, девочка приобретает навыки ухода за детьми, которые ей пригодятся в будущей жизни.
  5. Куклы ручной работы. Эти куклы всегда привлекают внимание, так как мастер делает небольшое количество игрушек.

Другие игрушки

  1. игрушечные бытовые предметы. Это те игрушки, которые нужны для того, чтобы благоустроить быт кукол: дом, где они живут, обстановка для дома, машина и прочее.
  2. игрушки для организации сюжетно-ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Почта», «Кафе», «Офис», и др.
  3. предметы для рукодельниц. Это все необходимое для вязания, вышивания, аппликации, бисероплетения.
  4. конструктор. Нужен для того, чтобы можно было построить кукле дом и его благоустроить. Для этой цели подойдет конструктор «Лего» или набор строительного материала. Если этого нет, можно использовать для строительства дома коробки. Если в них вырезать окна и двери, стены дома оклеить обоями, то получится уютный домик.
  5. игрушки для подвижных игр. Мячи, скакалки, резиночки, роликовые коньки. Эти игрушки способствуют развитию физических качеств: гибкости, ловкости, вырабатывают быстроту реакции.
  6. мягкие игрушки. В современных магазинах имеется большой выбор. В грустные минуты мягкую игрушку можно прижать к себе, с ней хорошо укладываться в постель.
  7. мелкие вещицы. Это те вещи, которые девочке будут необходимы в ее будущей жизни и станут символом женственности: заколки, сумочки, духи, коробочки, шкатулки, вазочки.
  8. канцелярские товары или материал для продуктивной деятельности: карандаши, фломастеры, бумага, клей, скотч, краски, гуашь, бумага разных видов и цвета, пластилин.
  9. игрушки для игр с водой. Вода всегда действует успокаивающе. Не забывайте, что с пяти лет девочка и мальчик могут себе постирать трусики и носки. И в 4 года они тоже это делают с удовольствием. Научите их делать это правильно и через игру. Тогда во взрослой семейной жизни у них исчезнет причина конфликта из-за того, кто кому должен стирать нижнее белье.
  10. яркий бросовый материал. Это красивые коробочки и флакончики из-под духов, коробки от конфет, баночки от кремов, обертки от конфет, кусочки ткани и прочее, что может быть использовано в сюжетно-ролевой игре или для рукоделия.

Игрушки для мальчиков.

Какими бы вы хотели видеть своих мальчиков?

(варианты ответов)

Умные, сильные, храбрые, смелые, целеустремленные, уравновешенные. Да, вы назвали мужские качества. А эти качества начинают воспитывать с детства в процессе игровой деятельности. Если внимательно наблюдать, с какими игрушками больше всего любит играть ваш ребенок, можно узнать, кем он будет в недалеком будущем.

К игрушкам мальчиков относят:

1. транспорт. Это виды транспорта, которые существуют в продаже. Пусть дети разбирают машины, самолеты, вертолеты и космическую технику, как знать, может кто-то из них будет великим изобретателем.

2. солдатики. Раньше каждый мальчик имел такую игрушку. Сначала солдатики были деревянными, потом оловянными, а теперь их делают из пластмассы. Солдатиков одевали в военную форму своего времени. С этими игрушками хорошо разыгрывать исторические сражения. Солдатиками любил играть А.В. Суворов.

3. герои мультфильмов. Бэтмен, Челокек-паук, спецназ и другие герои. Если ребенок сильно увлекся этими игрушками, то надо переключить его внимание на другие. Спецназ с наручниками и пистолетом может вызвать агрессию у детей.

4. оружие. У народов Севера было принято давать ребенку в руки нож с трех лет, чтобы из него вырос отличный охотник. Нож воспитывает дисциплину. Только научите ребенка пользоваться этим холодным оружием.

Меч – орудие древнего воина. Он тоже привлекает внимание мальчиков. Предупредите ребенка, что нельзя замахиваться на живого человека и целиться в глаза.

Пистолеты, ружья, винтовки, автоматы – одни из любимых игрушек мальчиков, так как мужской пол по своей природе более активен и агрессивен. С этим оружием ребенок играет в военные игры, стреляет в воображаемых преступников.

Лук – его легко сделать и родителям. Это оружие развивает у детей меткость, внимание. Будьте осторожны, стрелы должны быть с мягким наконечником. Научите ребенка главному правилу – стрелять из лука можно только в мишень.

Дартс – современный прототип лука. С этой игрушкой надо помнить о технике безопасности.

  1. Мяч. Мячи бывают разных размеров, каждый из них выполняет свою функцию. Развивает и укрепляет физически, воспитывает целеустремленность. Хорошо играть в коллективные игр с мячом: футбол, волейбол и др. Кроме физических качеств эти игры развивают у мальчиков волю, умение договориться, стремление к победе.
  2. Игры в путешествия. Что можно взять с собой в путешествие? Это: компас, фонарик, бинокль, лупа, карта, фляжка, оружие, подручный материал, из которого можно построить транспорт для путешествия.
  3. Строительство. Строить можно из разнообразных строительных материалов, благо есть из чего выбирать. А можно и из подручных материалов. Дети любят строить из диванных подушек, стульев.
  4. барабаны, бубны, шумелки, свистульки и другие музыкальные инструменты пригодятся для экспериментальной деятельности со звуком.
  5. летающие предметы: бумеранги, летающие тарелки, воздушные змеи, летающие модели самолетов развивают силу рук, ловкость, меткость.
  6. игрушки-животные. Девочки любят играть в куклы, а мальчики играют с животными. Животных можно брать с собой в путешествия, с ними можно и разговаривать.
  7. танграм. Это набор различных геометрических фигур, из которых можно выкладывать различных животных или узоры.
  8. Оригами. Изготовление поделок из бумаги путем сгибания и складывания. Во время работы у детей развивается мелкая моторика руки, что влечет за собой развитие мозга.
  9. детские столярные инструменты. Это то, чем должен уметь владеть настоящий мужчина, чтобы исправить недоделки в своем доме. И еще настоящий мужчина должен был раньше построить дом своими руками.
  10. спортивный инвентарь и атрибуты для занятия спортом. Физическую силу, так необходимую мальчикам, помогут развить занятия спортом. Для этого требуются гантели, гири, тренажеры. Покупайте мальчикам коньки, лыжи.

Литература:

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. «Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам» М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Практикум по гендерной психологии/ под ред. И.С. Клециной. – СПб: Питер, 2003

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л.А. Венгер «Развитие» М., 2000

Руйе М. Сексуальность/ Пер. с фр. О.Басанцевой. М: ФАИР-ПРЕСС, 2006

Скоробогатова Е. Фэн-шуй игрушек. М.: Оникс, 2006


Консультация для родителей для родителей детского сада
Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог – психолог МБОУ СОШ № 7 Филиал ДОУ № 5 г. Няндома Архангельской области
Описание статьи:
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ и родителям, его можно использовать как тему для родительского собрания.
Тема полового воспитания достаточно сложная, я знаю, что не часто педагоги решаются на подобную беседу. Она сложна в подготовке, в правильном подборе материала, слов, примеров; немаловажен и собственный настрой на выступление. Все должно быть до мелочей корректно и тактично.
Я проводила эту консультацию в подготовительной группе, когда у детей сильно возрос интерес к противоположному полу. Предварительно было проведено анонимное анкетирование родителей по данной теме. Должна сказать, что некоторые родители отреагировали спокойно, другие с недоумением, но по доброму сказали: «Ну, такой анкеты мы еще нигде не заполняли». Все зависит от того, на сколько хорошо установлен контакт с родителями, доверительные ли между Вами отношения.
Анкета включала в себя следующие вопросы:
Спите ли Вы с ребенком в одной комнате или на одной кровати?
Смотрите ли Вы фильмы для взрослых в присутствии детей?
Часто ли Ваш ребенок задает вопросы на интимные темы?
Когда нужно начинать говорить с ребенком о взаимоотношениях полов?
Занимается ли Ваш ребенок онанизмом?
Следует ли ребенку говорить правду о том, откуда берутся дети и кто это должен делать?
Ответы родителей были обработаны, и результаты озвучены на собрании.
Цель консультации: Помочь родителям осознать свою роль в половом развитии ребенка.
Ход консультации:
Психолог (педагог): Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вновь видеть Вас на родительском собрании. Тема нашей встречи «Половое воспитание дошкольников».
Тема достаточно серьезная и неслучайная. Причиной этого выступления послужил повышенный интерес мальчиков к девочкам и девочек к мальчикам в Вашей группе. Давайте сегодня наберемся храбрости, и поговорим об ЭТОМ.

Половое воспитание, как и любое другое, необходимо начинать как можно раньше. В 3 года ребенка уже считают личностью, он хорошо осознает свою половую принадлежность и четко отвечает на вопрос мальчик он или девочка. Конечно, беседовать со своим ребенком "по половому вопросу" достаточно сложно. Родители не всегда сразу могут подобрать нужные слова, беспокоятся о том, что могут сказать слишком много или наоборот, слишком мало. Как уловить тот самый нужный момент, чтобы все произошло во время. Сложность вопроса состоит еще и в том, что нас, взрослых, обычно не готовят к таким беседам, а самим спросить неловко, а иногда и не у кого, потому что так в народе принято – эта тема стыдная и говорить о ней неприлично.
Сегодня мне хочется сломать этот стереотип и призвать Вас к обсуждению такой важной и нужной темы.
Наблюдая за детьми, Вы можете видеть, как они играют в «маму и папу» сами или с куклами, как часто они вкладывают в эту игру поведение конкретных взрослых, имитируют их поступки, раздеваются сами или раздевают кукол, укладываются вместе «спать» или укладывают кукол, обследуют друг друга или кукол. У взрослых в такие моменты нарастает негодование, возникает ощущение, что у ребенка какие-то проблемы сексуального характера и начинают запрещать, кричать, ругать или еще хуже наказывать детей. А этого делать категорически нельзя. Сексуальных проблем у ребенка нет, есть чисто познавательный интерес, любопытство, познание окружающего мира и людей в нем. Он просто физиологически еще не созрел для сексуальных проблем. Детей интересует: «Почему мы отличаемся, почему у девочки длинные волосы, а у мальчика короткие, почему я в платье, а он в рубашке и шортах, почему девочка не может писать, как мальчик, стоя и так далее», на все эти и другие вопросы дети должны увидеть ответ. У них нет такого жизненного опыта и умения как у взрослых, получать, в случае надобности, информацию из книг или каких-то других источников. Наша задача: помочь получить им этот опыт правильно, не наделав самим взрослых ошибок.

Вы помните, я предлагала Вам заполнить анкету. Хочу поблагодарить всех родителей, которые приняли участие в анкетировании и помогли мне тем самым построить сегодняшнее выступление. Реакция на предложенные вопросы была у всех разная. Я предлагаю сейчас всем вместе разобраться в основных моментах этой анкеты.
Вопрос 1. Спите ли Вы с ребенком в одной комнате или на одной кровати?
Уважаемые родители, сейчас ни для кого не секрет, что жилищные условия не всегда позволяют ребенку иметь отдельную комнату, но Вы можете продумать, где сделать ему отдельный угол и спальное место. Почему это так важно? Дети могут стать свидетелями того, что происходит между супругами ночью и зачастую не говорят Вам, что они что-то видели, но когда приходят в детский сад рассказывают и показывают все в подробностях другим детям, не понимая смысла. Я думаю, это в Ваших интересах обезопасить свою личную жизнь и защитить интересы ребенка.
Вопрос 2.Смотрите ли вы фильмы для взрослых в присутствии детей?
Почему был задан этот вопрос?! Некоторые дети в группе обсуждают сцены из фильмов, где «дяденька и тетенька валялись на кровати и напрыгивали друг на друга». Мамы и папы, помните, что даже самые маленькие дети, которые, как Вам кажется, еще ничего не понимают, должны быть ограждены от сцен сексуального характера не только в жизни, но и по телевизору. Все это может стать для ребенка источником нездорового интереса или страха. Я рекомендую ограничить просмотр телевизора в целом, особенно тех каналов, на которых часто показывают ужастики и фильмы для взрослых. Вообще, я должна сказать, что телевидение в последнее время стало неотъемлемой частью дома и семьи, ребенок стал получать гораздо меньше родительского внимания. В результате Вы получаете двойную порцию капризов и истерик. Отсюда правило: телевизор – не член семьи; дети заслуживают Вашего внимания гораздо больше, чем он.
Вопрос 3. Часто ли вам дети задают вопросы на «интимные» темы?
Если да, то Ваши ответы обязаны соответствовать действительности. Ответы: "нашли в капусте", "купили в магазине" "аист принес" больше отражают Ваше смущение и вносят сумятицу в сознание ребенка. Ответы должны быть адаптированы возрасту и сознанию ребенка.
Дети могут задать вопрос: «Почему мама и папа спят вместе». Вы можете ответить, что обычно родители все дела делают вместе: воспитывают ребенка, ведут хозяйство, спят и так далее. Главное в таких вопросах не теряться и сохранять спокойствие. Старайтесь не повышать голос и не прибегать к наказаниям за повышенное любопытство. Ребенку интересно: «Раз я есть, значит, я откуда-то взялся».
Если Вы понимаете, что ребенок застал Вас врасплох с вопросом, просто спокойно скажите ему: «Дай мне немножко времени, я подумаю, как тебе ответить» или «Подожди чуточку, я закончу свои дела и обязательно отвечу тебе». Так Вы выиграете несколько минут для обдумывания. Если же у ребенка такие вопросы пока не возникают, то лучше самим разговор на эту тему не начинать. Любую информацию мы должны давать детям своевременно и в определенных количествах соответственно возрасту.
Вопрос 4. Когда нужно начинать говорить с ребенком о взаимоотношениях полов?
Первое, о чем нужно подумать в этом вопросе – о доверии между Вами и ребенком. Если оно есть – замечательно, если оно утрачено, надо его восстановить, иначе ответы на волнующие вопросы ребенок пойдет искать в другом месте, и не известно какие ответы он там получит.
Итак, если вопросы появились, то с чего начинать? Лучше с пояснения различий между мужчиной и женщиной. Можете привести в пример образцы поведения мужчины и женщины, или какие дела женские, а какие мужские. Применить описательные характеристики: она - нежная, кокетливая, использует косметику, украшения, ведет домашнее хозяйство и так далее; он – сильный, выносливый, решает проблемы семьи, разбирается в технике и так далее. Вы можете привлечь ребенка к описанию мужчины и женщины.
Наблюдая за родителями в повседневной жизни, дети учатся вести себя с противоположным полом. Будущая семейная жизнь будет гармоничной, если у ребенка сформированы правильные психосексуальные установки.
Вопрос 5. Занимается ли Ваш ребенок онанизмом?
Давайте с Вами определимся, что такое онанизм – это раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы. В детском саду педагоги это наблюдают постоянно. Поэтому задача родителей, если такая проблема появилась, понять причину.
Причины онанизма.
Медико – гигиенические:
- тесная одежда,
- сужение крайней плоти у мальчиков,
- глисты,
- несоблюдение личной гигиены, особенно у девочек,
- хронические или хирургические причины (паховая грыжа)
Психологические причины:
- недостаток внимания близких людей,
- когда ребенок часто остается один,
- ситуации эмоционального дискомфорта,
- неблагополучие в семье,
- насильное кормление,
- подражание старшим братьям, сестрам, друзьям.
Иногда родители сами провоцируют проблему, например, очень долго подмывают ребенка, акцентируют на этом внимание. Относитесь к половым органам ребенка, как к любому другому органу и, скорее всего, Вы избежите проблемы.
Если есть медицинские проблемы - обратитесь к врачам, психологические – задайте себе вопрос «Что я делаю не так?» Ни в коем случае не угрожайте ребенку, Вы можете ему навредить. Научите ребенка знать и уважать собственное тело, соблюдать гигиену и правильно за собой ухаживать. Займите его разнообразными интересными делами, дайте «пищу» мозгу, чтобы он развивался, как человек мыслящий. Если Вы все-таки застали ребенка за занятием онанизмом, возьмите себя в руки, скажите ему, что он уже большой и должен играть в другие игры и обязательно покажите какие.
Вопрос 6. Следует ли ребенку говорить правду о том, откуда берутся дети и кто это должен делать?
Правду говорить стоит, но только ту часть, которую ребенок способен воспринять адекватно. Сейчас огромное множество литературы по половому воспитанию, Вы можете ею воспользоваться. Но… не берите первую попавшуюся книгу, а внимательно ознакомьтесь с предлагаемым автором материалом, если Вас все устраивает - покупайте.
Вы можете сами рассказать о том, откуда берутся дети.
(Здесь педагог может показать короткую презентацию или видеозапись).
Нашим родителям я приводила личный пример.
Когда у моего сына появился интерес к тому, откуда он взялся, а ответ «Я тебя родила» уже не устраивал (ему было почти 5), мне пришлось основательно подготовиться к беседе. Сначала я рассказала, как мы с папой познакомились, затем показала свадебные фотографии, показала на прогулке ЗАГС, где мы поставили подписи, что муж и жена. Потом сказала, что нам стало вдвоем очень скучно, и мы захотели, чтобы у нас появился малыш. У женщины в животе есть специальные клеточки, в которых зарождается малыш, но надо, чтобы мама и папа друг друга сильно любили. Папа маму обнимает, гладит животик, и малыш начинает там расти, живот становится большой, малышу становится там тесно и врач помогает маме родить ребенка. Мама и папа берут малыша на руки и все счастливы. Так появилась на свет твоя сестричка и ты.
Сын эту информацию выслушал и остался доволен ответом, по крайней мере за уточнениями он больше не обращался.
Ну и последний вопрос, которого не было в анкете, но он очень важный.
Что делать, если мой ребенок жалуется на то, что другие дети пристают к нему, пытаются трогать за определенные места?
Здесь совет только один, попытайтесь научить ребенка привлекать к себе внимание окружающих, когда такое происходит. Дети обычно стесняются и всячески отворачиваются. Дайте понять ребенку, что нужно остановить все нехорошие действия других детей и чем громче он (она) об этом заявит, тем меньше посягательств будет в дальнейшем.
Как привлечь к себе внимание? Нужно громко сказать: «Мне неприятно, когда ты меня трогаешь», если не помогает, ребенок может сказать: «Если ты еще раз меня тронешь - мои родители будут разговаривать с твоими родителями» - это касается не только детского сада, но и общения с дворовыми ребятами. Ребенок должен хорошо понимать, что у него есть защита и эта защита – Вы и взрослый, находящийся рядом.
Есть ли ко мне вопросы по данной теме?
Спасибо за внимание!

Во время консультации родители могут задавать вопросы по любому пункту, вступать в диалог, спрашивать конкретного совета; Вы можете высказывать свое мнение, знакомить их с мнениями авторов книг по половому воспитанию, но принимать решение как поступать родитель должен сам.
Перед родительским собранием, уважаемые педагоги, Вы можете оформить выставку книг, пособий, буклетов, распечаток по теме. Раздаточного материала должно хватить на всех родителей.
Дайте понять мамам и папам, что Вы готовы побеседовать с ними с глазу на глаз, если возникнет такая потребность. Могу сказать из личного опыта, после проведения этой консультации уровень доверия между мной и родителями группы повысился. Сейчас мы можем говорить с ними практически на все темы, но, хочу предостеречь педагогов от ошибки, если человек доверил Вам личную проблему, ни в коем случае не обсуждайте ее со своими коллегами, нянечками и другим персоналом детского сада. Авторитет и уважение заработать сложно, а потерять можно в считанные минуты.
Желаю успехов в Вашем труде!

Уважаемые коллеги, Вы ознакомились с конспектом консультации по половому воспитанию, очень хотелось бы узнать Ваше мнение о прочитанном. Заранее благодарю.



Публикации по теме