Что выбрать: адаптер для ремня безопасности для детей или автокресло? Что важно знать об использовании адаптеров? Использование адаптеров для ремней безопасности.

Каждый автомобилист, в семье которого появляется ребенок, рано или поздно начинает задумываться о том, как правильно перевозить его в своем автомобиле. Один из самых популярных вариантов перевозки малыша в машине – детский адаптер, который легко крепится к ремням безопасности.

После внесения в Правила дорожного движений, у многих автовладельцев возникло ошибочное мнение о том, что теперь для перевозки детей можно использовать только кресла.

Так ли это на самом деле? Можно ли продолжать пользоваться адаптерами?

Основное преимущество использования именно такого фиксирующего устройства – его мобильность. Благодаря небольшим размерам, этот маленький треугольник может быть использован как в своем автомобиле, так и в чужих транспортных средствах.

Под адаптером подразумевается специальное детское удерживающее устройство, фиксирующее ремни безопасности в автомобиле. Вопреки существующему мнению, использование такого средства необходимо не только для того, чтобы избежать претензии со стороны сотрудников ГИБДД, но и чтобы обеспечить безопасную перевозку своего ребенка.

Адаптер – это трехточечное устройство, которое применяется в комплекте со штатными фиксирующими ремнями безопасности. Данное средство пользуется особой популярностью у автомобилистов, которые не в состоянии приобрести полноценное автокресло. В такой ситуации можно руководствоваться принципом – лучше использовать накладку, чем не использовать ничего.

Использование ремней безопасности без специальных накладок запрещено, так как они рассчитаны на строение обычного взрослого человека. Рост человека, который может пользоваться такими ремнями без каких-либо отрицательных последствий – от 150 сантиметров. Соответственно, если закрепить такими фиксаторами ребенка, лямки будут находиться на уровне его шеи.

Фиксаторы типа ФЭСТ используются в качестве накладки на ремни безопасности. Их основное предназначение – отвести лямку ремня на уровень ниже грудной клетки. В полностью застегнутом положении такое устройство имеет вид треугольника, поэтому оно и получило такое название в простонародье.

При возникновении аварийной ситуации ремень не передавит горло, а будет придерживать маленького пассажира в районе грудной клетки. Адаптер позволяет равномерно распределить всю нагрузку от экстренного торможения по всему телу, что препятствует переломам.

Требования закона к перевозке детей в авто

Нововведения, вступившие в силу с января 2017 года, шокировали родителей, которые использовали для перевозки своих детей в машине бустеры и адаптеры. Большинство из них, не разобравшись в изменениях, решили, что использование таких удерживающих устройств запрещено.

Если обобщить сведения, содержащиеся в различных нормативных правовых актах, может выделить несколько основных положений, о которых должен знать каждый родитель:


В соответствии с новыми изменениями в законодательство, использование специальных фиксаторов, позволяющих приспособить штатный ремень безопасности для фиксации малыша, запрещено. В частности, не допускается использование специальных подушек, которые подкладываются под ребенка и дают возможность закрепить ремень безопасности на груди.

Соответственно, допускается использование любых детских удерживающих устройств, если они соответствуют габаритам маленького пассажира и должным образом сертифицированы.

Можно ли использовать адаптеры

При рассмотрении основных требований законодательства к перевозке маленьких пассажиров, можно определить, допускается ли использование для этих целей адаптеров.

Устройства типа ФЭСТ (адаптеры) полностью сертифицированы. На данный момент такие фиксаторы имеют все разрешающие на использование документы до 2018 года. Производители ежегодно проходят проверки, как в России, так и за рубежом, подтверждая безопасность использования адаптеров в автомобилях.

Второй вопрос – подходят ли такие устройства по габаритам для использования детьми. На данный момент адаптеры выпускаются в двух видах:

  1. Первые используются для перевозки детей весом в 9-18 килограмм. Такие системы помимо обычного крепления для штатного ремня безопасности также имеют специальные лямки, позволяющие закрепить их за бедра маленького пассажира.
  2. Вторые подходят для использования детьми весом от 18 до 36 килограмм. Такие устройства могут быть не оборудованы никакими дополнительными креплениями.

Соответственно, по закону допускается использование адаптеров для перевозки детей в авто. В тех случаях, когда сотрудники дорожной инспекции игнорируют данное требование и выписывают постановление о привлечении к ответственности за перевозку ребенка, родители могут обратиться в суд и обжаловать штраф.

Однако на данный момент в Правительстве рассматривается законопроект о запрете использования адаптеров для перевозки маленьких пассажиров с января 2018 года. Пока никакого решения по нему не принято.


Со скольки лет можно использовать устройства

Использование адаптеров для перевозки детей допускается только для фиксации ребенка, вес которого превышает 19 килограмм. Никаких ограничений по возрасту и росту ребенка не применяется.

В некоторых источниках указано, что использование такого вида фиксатора допускается только по достижении пассажиром 6-летнего возраста. Однако в законодательстве и в инструкции производителя такого ограничения нет, поэтому родители могут перестать пользовать громоздкое автокресло сразу после того, как их малыш достигнет необходимой массы.

На что обратить внимание при покупке адаптера

Родители, выбирающие для своего ребенка фиксирующее устройство в автомобиль, должны особое внимание уделить на некоторые ключевые моменты, ведь именно от них зависит безопасность перевозки маленького пассажира:

  1. Размер модели. Не стоит приобретать модели, которые являются мини-вариантами полноценного фиксирующего устройства. Конечно, такой адаптер привлекает своей небольшой стоимостью (как правило, не превышает 500 рублей), но его нельзя назвать эффективным.
    К тому же, если пару месяцев придется приобретать новое устройство, так как ребенок из него просто вырастет. Такой вариант удобен для покупок на небольшие промежутки времени (поездки в машинах в отпуске в другом городе или стране, когда не хочется брать с собой свое полноценное устройство).
  2. Наполнение треугольника. Лучше всего остановить свой выбор на слоеном наполнителе, так как его ватные и кусковые оппоненты быстро сбиваются в комки, ДУУ теряет свой первоначальный вид и амортизирующие свойства.
  3. Производитель. При выборе ДУУ лучше всего обращать внимание только на известных и проведенных производителей.

Положительные моменты использования адаптеров

Такой вид детского удерживающего устройства имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Среди преимуществ использования треугольника можно выделить:

Отрицательные моменты использования

Основной отрицательный момент использования такого детского удерживающего устройства, на который ссылаются все противники таких треугольников, заключается в том, что все ремни располагаются таким образом, что все давление будет направлено на брюшную полость малыша. В этой части тела нет костей, то есть в случае дорожно-транспортного происшествия безопасность внутренних органов ребенка не будет обеспечена должным образом.

Если в момент ДТП взрослые люди, как правило, упираются ногами в пол и переносятся часть давления именно них, ребенок этого сделать не сможет. Большинство детей в таких экстренных ситуациях просто подныривают под ремень, что чревато повреждениями внутренних органов, переломом шейного позвонка.

Еще один отрицательный момент – то, что неправильно подобранное устройство может вызывать у ребенка дискомфорт. Сидения в транспорте значительно шире, чем нужно маленького пассажиру, а значит, из-за наличия треугольника, он не сможет нормально сидеть: будет неудобно ногам, выступы на сидении, предназначенные для поясничного отдела, будут находиться на уровне лопаток несовершеннолетнего

Третий отрицательный момент заключается в том, что ребенку придется отказаться от любимого занятия многих детей в автомобиле – наблюдение за дорогой в окно. Так как такой вид детского удерживающего устройства не предполагает наличия дополнительных подушек, приподнимающих ребенка над сидением, он будет сидеть очень низко и не сможет ничего увидеть.

Другие отрицательные моменты использования

Помимо вышеперечисленных негативных моментов использования треугольников для перевозки детей, можно выделить и еще несколько отрицательных моментов, которые заставляют родителей остановиться на выборе автокресла, а не адаптера.

К ним относятся:


Заключение

Адаптер – это простое и бюджетное фиксирующее устройство, которое можно использовать даже несмотря на нововведения в законодательство от 1 января 2017 года. Но прежде чем приобретать такое приспособление, стоит оценить все «за и против» и понять, насколько такое ДУУ сможет обеспечить безопасность ребенка во время движения.

Если при остановке такого автомобиля, сотрудники ГИБДД будут настаивать на нарушении правил дорожного движения и выпишут постановление, водитель может не беспокоиться об этом.

В течение 10 дней с момента получения постановления он может обратиться с исковым заявлением суд для документа. В большинстве случаев судья принимает сторону автомобилиста.

Под удерживающим устройством может пониматься как специальное автокресло, так и бустер - подставка или бескаркасное кресло. Также в ПДД сказано, что удерживающее устройство должно соответствовать росту и весу пассажира.

Согласно статье КоАП 12.23 ч.3 в 2018 году за перевозку детей без специальных удерживающих устройств положен штраф в размере 3 000 рублей.

Отличаются ли стоимости удерживающих устройств и автокресел?

Стоит сказать, что хорошее кресло, которое соответствует всем нормам ЕС и Таможенного Союза, может стоить от 10-ти тысяч рублей и выше.

Можно найти и более дешевые образцы, как правило, китайского производства. Но они тоже будут стоить от 5000 и выше. Бустеры для более старшего возраста обойдутся дешевле - от 1500 рублей.

Часто водители желают экономить даже на безопасности своих отпрысков и ищут еще более дешевые варианты. Один из них - детское удерживающее устройство ФЭСТ, производства одноименного завода из Костромы.

Стоит такое чудо-устройство в официальных магазинах 386 или 497 рублей в зависимости от модели и размера. Казалось бы, что экономия очевидна - зачем платить 15-20 тысяч, если можно отдать 500 рублей. Тем более, что ФЭСТ рекламируют даже в ГИБДД, не говоря уже о центральных каналах телевидения и радио.

Мы же попробуем разобраться, действительно ли ФЭСТ - это универсальное решение, способное защитить в случае ДТП.

Что представляет из себя ремень ФЭСТ?

Как известно, штатный ремень безопасности автомобиля является трехточечным и состоит из поясничного и плечевого отделов. Он рассчитан на минимальный рост пассажира не менее 150 сантиметров.

Если же речь идет о детях, то пристегивать их таким ремнем ни в коем случае нельзя, поскольку лямка будет проходить в опасной близости от шеи.

ФЭСТ по существу является обыкновенным адаптером.

Адаптер надевается на штатный ремень безопасности и отводит лямку от области шеи, ближе к грудной клетке.

То есть идея достаточно простая. Кроме того, в застегнутом виде адаптер приобретает треугольную форму и в случае фронтального столкновения нагрузка будет поровну распределяться на тело.

Костромское предприятие выпускает две основных модели:

  • с фирменной лямкой ФЭСТ (предназначена для дополнительного обхвата бедер малыша) - рассчитано на вес 9-18 кг;
  • без лямки - 18-36 кг.

Почему его стоит покупать (приводим выдержки из рекламы производителя):

  • компактность - в сравнении с автокреслом занимают значительно меньше места;
  • универсальность - можно использовать в любом автомобиле, где есть ремни безопасности (то есть не нужно искать крепления Изофикс и думать, как прицепить кресло);
  • простота в применении - вытекает из предыдущего пункта.

Самое главное, к чему апеллирует производитель, - надежность и безопасность.

По результатам тестов, которые проводились на АвтоВАЗе, благодаря применению данного адаптера на 50% снижается риск смертельного исхода и на 90% - риск тяжелых травм.

Ну и конечно же, не забыли упомянуть, что стоит ФЭСТ значительно дешевле - для многих именно данный факт является основным стимулом к совершению покупки.

С какого возраста можно использовать и что говорят в ГИБДД?

В принципе в инструкции ничего не сказано о возрасте.

Единственное условие:

соответствие роста и веса, то есть если ваш малыш весит более 9-ти килограмм, а его рост достиг 100-110 сантиметров, то можно уже отказываться от автокресла и переходить на ФЭСТ с дополнительной лямкой в области бедер.

Не запрещено ли ГИБДД?

Удерживающее устройство или просто адаптер ФЭСТ сертифицирован на территории Российской Федерации, так что разрешается ГИБДД и сотрудники не смогут выписать никакого штрафа, если увидят, что своего ребенка в возрасте от 3 до 12-ти лет вы пристегиваете с помощью ФЭСТ.

А самое главное — в Правилах Дорожного Движения нет какой-то определенной статьи, в которой бы описывалось, как должно выглядеть удерживающее устройство. Главное, чтобы оно соответствовало росту и весу.

Как применять ФЭСТ?

С применением никаких проблем возникнуть не должно. В развернутом виде оно напоминает трапециевидную накладку с пуговицами. С помощью этих пуговиц можно отрегулировать размер непосредственно под параметры сына или дочери.

Адаптер крепится на штатные ремни в трех точках с помощью тех же пуговиц или кнопок. Дополнительная лямка обхватывает бедра малыша.

Устройство ФЭСТ сделано из мягкой ткани, так что никакого дискомфорта дети испытывать не будут.

Чтобы оно прослужило как можно дольше, запрещено делать следующие действия:

  • пристегивать одним ремнем двоих или более пассажиров;
  • подвергать его каким-либо негативным воздействиям - пытаться разорвать, жечь, резать ножницами;
  • нельзя применять в тех случаях, если ребенок находится на руках у взрослых;
  • пристегивать им детей, чей рост не достиг 110 сантиметров.

В принципе, одного взгляда на это устройство достаточно, чтобы разобраться с его принципом действия.

Стоит ли покупать адаптер?

Мы рассказали более или менее подробно о данном устройстве ФЭСТ, однако настоящие специалисты не рекомендуют его применять.

Вот какие недостатки были выявлены специалистами:

  • во-первых, не защищает от боковых ударов;
  • во-вторых, малыш не зафиксирован на месте, поэтому постоянно соскальзывает с кресла;
  • в-третьих, не защищает от эффекта подныривания под поясничную лямку.

Как пишется на упаковке, у устройства имеется сертификат соответствия ECE R44/03, полученный после успешно пройденных испытаний на АвтоВАЗе. Тем не менее, имеются менее обнадеживающие результаты независимых тестов.

Что же показали результаты тестов ФЭСТ?

Прежде всего, даже при столкновении на скорости 60 км/час масса тела увеличивается по самым скромным подсчетам в 20-30 раз. Если же скорость выше, то это значение увеличивается еще больше.

Что при этом происходит:

  • ноги ребенка не достают до пола, соответственно, он подныривает под поясничные ремни;
  • треугольная накладка ФЭСТ удерживает его от падения, однако все давление приходится на живот, тогда как у взрослого человека все давление от лямок ремня приходится на грудину и бедра;
  • кроме того, голова по инерции движется вперед и больно бьется о .

Достаточно сравнить видео на Youtube, в которых сравнивают поведение манекена в качественном автокресле и пристегнутого с помощью адаптера - разница заметна невооруженным глазом.

Даже при аварии на низких скоростях - 50-60 км/час ребенку грозят:

  • разрывы органов брюшной полости;
  • переломы ребер и позвонков;
  • травмы шеи и головы.

И это при фронтальном ударе. При боковом же малыш вообще не защищен ничем.

Таким образом приходим к выводу:

адаптер ФЭСТ защитит вас от штрафов ГИБДД за нарушение правил перевозки детей. Если же случится авария, то последствия могут быть очень плачевными. Не экономьте на здоровье, купите сертифицированное автокресло со знаком качества Евросоюза.

Современным родителям очень часто приходится ездить в автомобилях, а малыши при этом вынуждены играть роль . Именно поэтому вопрос безопасности маленьких сопровождающих стоит во главе угла. Конечно, если ребенку меньше двух лет, то ни о каком другом устройстве, кроме специального автокресла, и речи быть не может. А как быть в случаях, когда надо отправляться в путь с ребенком, а автокресла под рукой нет? Или же поездка оказалась незапланированной, а машина – чужая?

Адаптер как альтернатива

Именно для таких случайных ситуаций и было разработано специальное устройство – адаптер ремня безопасности для детей. По сути, он является фиксатором для ремня, который установлен на сиденье автомобиля. Однако мнения на счет данного устройства полярные. Как ни прискорбно, но есть родители, которые покупают детский треугольник-накладку на ремень безопасности только ради того, чтобы у работников ГАИ не возникало к ним претензий! А как же безопасность малыша?

Рассмотрим, что же в действительности представляет собой детский фиксатор ремня безопасности, так называемый ФЭСТ. В документации к данному устройству указано, что его следует применять в комплекте с автомобильными штатными ремнями безопасности, которые крепятся в трех точка. В его разработке принимали участие светила российской науки. Казалось бы, все вполне солидно и должно вызывать доверие. Однако до си пор в России ограничитель ремня безопасности для детей не подлежит обязательной проверке на безопасность. Именно по этой причине на рынке представлены разнообразные невзрачные ремешки, которые стягивают между собой поясную и диагональную ветви автомобильного ремня безопасности, а также держатели для ремня безопасности для детей в виде треугольных накладок, уводящие от шеи малыша диагональную лямку. Есть также модели на кнопках, на «липучках» и даже из пластика! Примечательно, что в европейских странах такие устройства вызывают удивление. Здесь их попросту нет! На территории постсоветских стран, к сожалению, такие адаптеры продаются повсеместно, и даже больше – пользуются большим спросом.

Суровая реальность

Данное устройство располагается так, что все возникающее давление сосредотачивается на животе ребенка. Именно в этой части тела отсутствуют кости, поэтому при аварии внутренние органы ребенка ничем не защищены. Если взрослый человек при ударе непроизвольно упирается в пол автомобиля ногами, то ребенок просто до него не дотягивается, поэтому подныривает под ремень. Итог – перелом шейных позвонков и разрыв внутренних органов.

Безопасность ребенка в автомобиле – это очень важный вопрос. До сих пор ни одно устройство по степени обеспечения безопасности при аварии не может сравниться с детским автокреслом. Это относится и к детским адаптерам на ремни безопасности, и к бустерам. Если ребенку еще не исполнилось 10 лет, а его вес меньше 36 килограммов, то не стоит рассматривать никакие другие варианты, кроме !

Кроме того, использование адаптера доставляет дискомфорт ребенку. Во-первых, автомобильное сиденье шире, чем необходимо малышу, поэтому неудобно ножкам. Во-вторых, поясничный выступ на спинке из-за роста ребенка оказывается на уровне его лопаток. И, в-третьих, малыш сидит низко и не может видеть, что происходит за окном.

Покупка такого адаптера может быть оправдана в исключительных случаях, когда возможность установки автокресла полностью исключена. Все-таки накладка на штатный ремень безопасности – это лучше, чем ничего. Однако старайтесь избегать таких ситуаций, ведь ни высокооплачиваемая работа, ни долгожданное автопутешествие не стоят и мизинца вашего любимого чада.

Многие родители, использующие для перевозки своих детей удерживающие устройства ФЭСТ, были шокированы новостями начала 2017 года. Согласно многим новостным изданиям поправки в ПДД от 1 января сего года строго запрещают использовать ФЭСТ. Однако так ли страшна ситуация на самом деле? Давайте разберём вопрос с уточнением всех законодательных нюансов.

Требования закона к перевозке детей в автомобиле

Прежде чем отвечать на вопрос - «Разрешено ли ГИБДД детское удерживающие устройство ФЭСТ в 2017 году?», важно рассмотреть основные законодательные положения, касающиеся перевозки детей в автомобиле. Данный аспект жизнедеятельности водителей регламентирует сразу несколько законодательных актов:

  • Федеральные законы о правилах дорожного движения (ПДД) - определяют общие принципы перевозки детей в автомобиле и те устройства, которые для этого необходимы.
  • Нормы ГОСТа - регламентирующие все необходимые требования к детским удерживающим устройствам (ДУУ), которые могут использоваться для перевозки детей.
  • Кодекс об Административных Правонарушениях РФ (КоАП РФ) - является определителем наказания за перевозку детей без ДУУ.

Обобщая информацию, представленную в указанных ранее нормативных актах, можно выделить основные положения, которые должен знать каждый родитель, перевозящий детей в автомобиле:

  • Ребёнок до 7 лет (на любом месте) и от 7 до 11 лет (на переднем сиденье) должен перевозиться в автомобиле с использованием специальных детских удерживающих систем.
  • ДУУ должны полностью соответствовать весу и росту малыша, а также быть сертифицированными на территории РФ.
  • Под «сертификацией ДУУ» понимается получение соответствующей документации производителями ДУУ, которая в полной мере подтверждает тот факт, что устройство полностью соответствует все нормам ГОСТа РФ и международным нормам перевозки детей в автомобиле.
  • Игнорирование использования ДУУ для перевозки детей или использование несоответствующих законодательным нормам систем наказуемо. Наказание определяет КоАП РФ (штраф - 3 000 рублей).

Поправки от 1 января 2017 года в ПДД исключили возможность использования «иных ДУУ», которые помогают приспособить штатный ремень безопасности под малыша. Например, теперь нельзя подкладывать под детей подушки и делать так, чтобы ремень проходил по грудине маленьких пассажиром. Раньше подобная практика осуществлялась и её законность не раз доказывалась в суде.

Важно! Как видите, использовать для перевозки детей можно любое ДУУ, которое сертифицировано на территории РФ и соответствует габаритам перевозимого пассажира.

Разрешено ли ФЭСТ

Рассмотрев основные законодательные положения по ДУУ, необходимым для перевозки детей в транспортных средствах, можно определить и то, разрешён ли к использованию ФЭСТ или нет. Для этого придётся ответить на несколько вопросов:

  • Сертифицирован ли ФЭСТ в РФ?
  • Подходит ли он под габариты вашего ребёнка?

Итак, давайте по порядку. Во-первых, рассмотрим вопрос сертификации ФЭСТ. В данном плане перед законодательством ДУУ подобного типа полностью чисто. ФЭСТ получил сертификацию специализированных госорганов до 2018 года, а также ежегодно проходит проверку, скажем так, на профпригодность в своём классе на международной арене. Все испытания устройства, приводящиеся в Венгрии, закончились удачно, поэтому в соответствии устройства нормам ГОСТа и международным правилам перевозки детей в автомобиле можно не сомневаться.

Во-вторых, необходимо определить то, подходит ли имеющееся у вас устройство под габариты ребёнка. На данный момент ДУУ ФЭСТ выпускается в двух вариациях:

  • Для детей весом от 9 до 18 килограмм. Подобные системы также оборудованы специальными лямками для бёдер.
  • Для малышей весом от 18 до 36 килограмм. Данные устройства могут идти как с ранее указанными лямками, так и без них.

Узнать о предназначении купленного устройства можно по его упаковке. На ней обязательно указано, для кого ДУУ предназначено.Подытоживая представленные выше материал, можно констатировать, что законом ФЭСТ не запрещён и может использоваться для перевозки детей на дорогах РФ . В том случае, если сотрудник ГИБДД выписал штраф за использование подобных ДУУ, можно смело отстаивать свою позицию в суде. Тем более что сама компания-производитель ФЭСТов предлагает свою юридическую помощь в подобных ситуациях.

Важно! Несмотря на отсутствие запрета на устройства ФЭСТ в законодательстве РФ, не все водители выигрывают в суде, отстаивая свою невинность. Во многом это связано с некоторыми особенностями конкретных ситуаций и низкой квалификацией защитников автомобилистов в суде.

Будут ли запрещены ДУУ ФЭСТ

Безусловно, на сегодня какого-либо запрета на использования ДУУ ФЭСТ нет, однако каковая перспектива у данных фиксаторов? Честно сказать, перспектива не радужная. Многие члены правительства выступают за то, чтобы внести коренные поправки в ПДД. Их общая суть заключается в полном отказе от использования каких-либо ДУУ, кроме специализированных автокресел.

Данный вопрос уже долгие годы рассматривается при обсуждении потенциальных правок ПДД в правительстве, но до сих пор его так и никто не воплотил в жизнь. Первый раз о запрете ФЭСТов и подобных устройств выступили ещё в 2011 году, однако тогда изменения в законодательстве были незначительными. По предварительной информации из правительства устройства типа ФЭСТ планируют полностью запретить в 2018 году, однако перед этим стоит ждать отказ в их сертификации. Какова будет ситуация в дальнейшем, остаётся только ждать.

В целом определить то, запрещён ФЭСТ или нет, не столь сложно. Главное в данном мероприятии - изучить законодательство РФ или представленный выше материал. Надеемся, статья дала ответы на интересующие вас вопросы. Удачи на дорогах!

Верховный суд (ВС) отменил штраф ГИБДД 3 тыс. руб. в отношении водителя, который использовал для перевозки ребенка не автокресло, а адаптер ремня безопасности. ВС сослался на то, что это устройство соответствует текущему законодательству. Впрочем, как пояснили ‘’Ъ’’ в Росстандарте, ГОСТ, на который ссылается суд, давно устарел, в Европе и России адаптеры запрещены еще с прошлого года. Частично ситуацию с перевозкой детей могла бы разрешить новая редакция ПДД, разработанная ГИБДД по поручению президента. Но в виде одобренных правительством изменения в ПДД до сих пор не вышли.


Решение Верховного суда касается случая, который произошел с водителем А. Ю. Кайгородовым из Екатеринбурга в апреле 2016 года. Он был остановлен инспектором ДПС и оштрафован на 3 тыс. руб. (ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ) за перевозку ребенка с помощью адаптера ремня (или так называемой направляющей лямки). От традиционного автокресла адаптер отличается тем, что ребенок остается на штатном сиденье, при этом ремни безопасности перенаправляются, чтобы при ударе ребенок не повредил внутренние органы. После происшедшего господин Кайгородов обратился сначала в Верх-Исетский районный суд, а потом в Свердловский областной суд, на всех уровнях действия ГИБДД были признаны законными. И только ВС встал на защиту автовладельца, отменив решение ГИБДД и всех нижестоящих судов.

Напомним, что действующие ПДД описывают особые условия для перевозки детей младше 12 лет. На заднем сиденье они могут перевозиться с использованием «детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней». На переднем сиденье ребенка можно перевозить только с помощью «детских удерживающих устройств». Что собой представляют «детское удерживающее устройство» и «иные средства» в ПДД не расшифровывается.

Верховный суд подтвердил, что использование адаптера ремня (в данном случае - производства костромского ООО «Предприятие ФЭСТ») является законным. Судья Владимир Меркулов в своем решении ссылается на ГОСТ 2005 года, в котором сказано: детские удерживающие устройства могут быть как цельной конструкции (традиционные автокресла), так и «нецельной конструкции», включающие в себя «частичные удерживающие устройства» (бустеры, адаптеры), которые позволяют использовать штатный ремень безопасности. По мнению ВС, ФЭСТ имеет статус «частично удерживающего устройства», поэтому использовать адаптер можно, а штраф, наложенный ГИБДД, незаконен.

С юридической точки зрения решение ВС абсолютно логично, говорит зампред общественного совета Минтранса Наталья Агре. При этом она напомнила, что споры по поводу безопасности адаптеров ремней и бустеров ведутся экспертами уже давно. ГИБДД несколько лет вела консультации с экспертами, чтобы, с одной стороны, упростить правила перевозки (обязанность возить в кресле крупного ребенка ростом 140–150 см у многих родителей вызывает недоумение), с другой - исключить применение дешевых некачественных устройств, заменяющих настоящие автокресла. Испытания НАМИ показали: адаптеры могут нанести вред ребенку при ДТП, независимые испытания, проведенные в рамках передачи «Главная дорога» на НТВ, показали, что ребенок при ударе из-под адаптера ремня просто выскальзывает.

При этом ФЭСТ результаты российских испытаний фактически не признает, приводя в пример результаты испытаний, проведенных в лаборатории в Венгрии, по итогам которых получены заключение и вся необходимая документация для продажи адаптеров. Распространяемая по поводу их небезопасности информация - это действия «недобросовестных конкурентов с применением административного ресурса», считает директор «Предприятия ФЭСТ» Владимир Михайлов.

На ГОСТ Р 41.44-2005 при принятии каких-либо решений ссылаться не стоит, поскольку он давно потерял актуальность, пояснили ‘’Ъ’’ в Росстандарте. «Он был разработан на основе 44-го правила ООН в редакции 2005 года,- рассказал ‘’Ъ’’ замглавы ведомства Алексей Кулешов.- Сам по себе он является добровольным. Обязательным является 44-ое правило ООН в текущей редакции, так как ссылка на это правило (со всеми изменениями) содержится в техническом регламенте таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, устанавливающем обязательные требования. Еще в июне 2016 года были приняты изменения в 44-ое правило ООН, поэтому сегодня направляющие лямки и адаптеры не признаются детскими удерживающими устройствами». В связи с принятыми поправками компания «ФЭСТ» уже начала отзыв своей продукции, соответствующая программа уже согласована с Росстандартом, сообщали ранее в ведомстве.

Вместе с тем еще в прошлом году по итогам Госсовета по безопасности дорожного движения президент Владимир Путин поручил внести изменения в законодательство, согласно которым перевозка детей будет осуществляться исключительно с помощью автокресел или бустеров. Необходимые изменения в ПДД Госавтоинспекция подготовила еще в конце года (в президентском поручении закреплен срок 15 декабря 2016 года), направив проект в правительство РФ, но новые правила до сих не подписаны и не опубликованы. Ранее в СМИ проходила информация о том, что новые правила якобы вступили в силу 1 января 2017 года, но это не соответствует действительности. В предложенных поправках Госавтоинспекция, напомним, предложила новый термин - «детская удерживающая система», под которым подразумевается автокресло или бустер, при этом использование адаптеров запрещается. При этом вводится некоторое смягчение правил: для перевозки на заднем сиденье детей младше семи лет автокресло или бустер должны использоваться, при перевозке детей старше семи лет - на усмотрение родителя.

Что касается бустеров, то споры по поводу их безопасности также ведутся, поскольку они не обеспечивают фиксацию головы ребенка во время ДТП (слабые детские кости могут сломаться при ударе). В связи с этим в Европе с февраля 2017 года запрещена продажа бустеров для перевозки детей ростом ниже 125 см и весом менее 22 кг.



Публикации по теме