Чтоб ребенок был успешным. Успешный ребенокпсихология

Оказывается, мы учим детей не тому!!!

А вы ведь хотите, чтобы ваши дети были успешны в своих начинаниях?

Кем вы хотите видеть своего ребенка в будущем? Средним работником, менеджером, продавцом, бухгалтером или успешным руководителем, бизнесменом? Почему двоечники достигают больших успехов в бизнесе и личной жизни? Почему у большинства миллионеров едва оконченное среднее образование? Успех в социальной и в личной сферах жизни лишь на 20% определяет всем известный IQ — коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека! Что необходимо нашим детям чтобы быть успешными?

Чему и как учить ребенка? В чем секрет современных успешных руководителей? Что помогает держать лидирующие позиции в работе, бизнесе и личной жизни? Многих из нас волнует вопрос: почему тех, кто были отличниками в школе и институте, обходят «по жизни» те, кто прогуливал и плохо учился, почему те, кто получил два образования и степень MBA, работают на тех, кто в свои ученические годы числился среди проблемных или даже безнадежных?

Исследователи установили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% — всем известный IQ — коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека. Этот вывод ученых перевернул в середине 90-х годов XX века взгляды на природу личностного успеха и развития человеческих способностей. Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

Умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

Способностью сознательно влиять на свои эмоции;

Умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

Способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

Умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;

Способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Эмоциональный интеллект как общая способность к познанию эмоциональных аспектов жизни и решению эмоциональных задач. Эмоциональный интеллект считается определяющим 80% успеха в бизнесе и работе в целом.

А вы ведь хотите, чтобы ваши дети были успешны в своих начинаниях? Как можно развивать эмоциональный интеллект у детей? В формировании личности человека важную роль играет проведенное им детство. Развитие у ребенка эмоционального интеллекта помогает ему формировать рациональный процесс мышления для принятия решений в будущем. Позже это может спасти вашего ребенка от множества травм, вызванных неосторожным действием. Кроме того, эмоциональный интеллект помогает ребенку лучше понять свои навыки, возможности и способности. Это способствует быстрому психологическому развитию ребенка в положительном направлении. Трудности являются частью жизни, и эмоциональный интеллект ребенка является лучшим оснащением для борьбы с ними. Дети смогут понимать себя и других, а также будут способны распознавать чувства. Сейчас мы живем в мире, где недостаточно получать лишь хорошие оценки, а опыт человека не ограничивается только знанием книг. Мир больше не связан расстоянием, а виртуальный мир позволяет нам сотрудничать с нашими коллегами, находящимися в различных географических точках. Формирование эмоционально здорового интеллекта ребенка с самого детства очень необходимо для роста и развития эмоционального здоровья. Такие лица хорошо строят свою карьеру, становятся успешными и даже могут стать ценными сотрудниками в работе компании.

Существует несколько способов, которые могут помочь вам в развитии эмоционального интеллекта у детей.

1. Занимайтесь чтением: Да, действительно, знания не ограничиваются книгами, но все зависит от того, какие книги вы читаете. Дети в основном склонны к чтению рассказов. Они помогают в принятии детьми нравственной силы, тонко знакомят их с различными жизненными ситуациями. Дети также учатся понимать разные точки зрения людей, а также отношение к различным ситуациям, которые могут произойти у них в будущем. Книги выделяют отрицательные и положительные отношения, поведение людей с разными чертами личности, в то же время, книги помогают оттачивать свои языковые навыки. 2.Участие в общественных мероприятиях: В реальной жизни это помогает взаимодействию детей с другими людьми того же возраста, способствуя развитию их эмоционального интеллекта. Внеклассные мероприятия также помогают детям выразить себя и справиться со своими эмоциями. Это приводит к самосознанию, так как они открывают новые аспекты своей личности. Кроме того, это привносит большую конкуренцию и дает возможность ребенку полировать свои навыки. Такие дети вырастают экстравертами и становятся примером для общественного сотрудничества.

3.Больше времени для игры с другими детьми: После того как ваш ребенок вернулся из школы, из садика домой, отпускайте его для игры с другими детьми. Игра во внешкольной, среде, вне детского сада помогает ребенку расслабиться. Это неструктурированная окружающая среда, где нет вмешательства родителей, и поведение ребенка не контролируется. Это время, когда дети показывают свою истинную природу и отношение. Площадка это неструктурированное место, где они общаются.

4.Привлекайте детей к семейным мероприятиям: Это распространенное заблуждение, когда считается, что необходимо держать детей подальше от вопросов связанных с семьей и домашним хозяйством, в целях защиты их от чрезмерной нагрузки. Это может быть бессознательным отчуждением ребенка. Привлекайте его в принятие таких решений, как покупка продуктов в супермаркете и даже крупных покупок, таких как автомобиль или новый телевизор, попросите его помочь сделать пирожные для торжества, позаботиться о собаке или помочь с уборкой на кухне. Это познакомит его с чувством ответственности.

5.Выявление хобби: Это лучшее что вы можете сделать для счастья своего ребенка, определяя и продолжая изучать его интересы. Дети будут вам очень благодарны, когда узнают что-нибудь новое, что они не могут узнать в школе. У них появится больше энтузиазма в учебе, стимул искать узнавать и пробовать что-то новое.

6.Привлекайте детей к обсуждению: Давая ребенку свободу выражать себя вокруг вас и других членов семьи, вы можете быть уверены, что никаких негативных ощущений в сердце вашего ребенка нет в любой ситуации, которая может произойти даже за пределами дома. Это будет держать вас в курсе ежедневных событий в жизни вашего ребенка.

7.Награда за хорошее поведение: Что делать, если ваш ребенок применяет негативное отношение, вместо того чтобы проявлять любые положительные черты? Если ваш ребенок кажется интровертом и у него отсутствует энтузиазм к участию в других мероприятиях, которые способствуют эмоциональному интеллекту, вам нужно больше проводить времени со своим ребенком для того чтобы обнаружить проблему. Это может быть обида на других детей, ощущение себя вне окружающей среды или, может быть, простая застенчивость. Вы должны поговорить со своим ребенком и помочь ему справиться с этой проблемой. Мотивируйте и вознаграждайте ребенка за хорошее поведение.

8.Выговор за дурное поведение: Если ваши соседи или учителя вашего ребенка жалуются на его грубое или негативное поведение по отношению к другим, то лучше взять ситуацию под свой контроль, чем сожалеть потом. Это нельзя оставить без внимания. Вы можете сначала поговорить, объясняя, что такое поведение за собой влечет. Покажите ему картину с другой стороны, которую он не понимает. Если это не работает, вы можете прибегнуть к тактике, разговаривая с ребенком до тех пор, пока он не поймет свою ошибку и пообещает в будущем стать лучше, но не будьте слишком суровы, чтобы он не начал на вас обижаться.

Чтобы помочь развитию эмоционального интеллекта у ребенка важно то, чтобы мы могли гарантировать эмоциональное здоровье и удовлетворенное для него детство. Это поможет ему защитить себя, действуя рационально в сложных ситуациях, когда родителей нет рядом. У детей развивается способность рассуждать, и логически мыслить, что поможет им во взрослой жизни стать успешными людьми. В конечном счете, это будет зависеть от нашего воспитания. Эмоциональный интеллект также помогает детям действовать в опасной ситуации, когда ребенок способен сразу же разобрать атмосферу и выйти из ситуации, прежде чем ему будет причинен какой либо вред. Они учатся помогать окружающим, проявлять сострадание и уважение к людям, а также будут сотрудничать с вами, и строить здоровые отношения родителя и ребенка.

Возможны два подхода к развитию эмоционального интеллекта: можно работать с ним напрямую, а можно опосредованно, через развитие связанных с ним качеств. Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе, внутренний локус контроля (готовность видеть причину происходящих событий в себе, а не в окружающих людях и случайных факторах) и эмпатия (способность к сопереживанию). Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

Как воспитать ребенка успешным?

Ребенок приходит в этот мир без всякого представления о себе и окружающем мире. Впоследствии, часто повторяющиеся события и слова формируют у ребенка восприятие себя и всего, что окружает. Это своего рода программа, которая влияет на все события в будущем.

"Посеешь мысль - пожнешь поступок,

Посеешь поступок - пожнешь привычку,

Посеешь привычку - пожнешь характер,

Посеешь характер - пожнешь судьбу…"

Родители - это первые люди, которые задают основу этой программы, показывая на собственном примере, что можно делать, а что нельзя, как относиться к себе и ко всему, что нас окружает.

Ниже приведены советы, которые помогут вам заложить основу успешного человека.

1. Уважайте ребенка. Показывайте ему свою любовь.

Ваша задача как родителя, заложить основу успешной личности –

высокую самооценку ребенка. Люди с высокой самооценкой

знают себе цену, не боятся неодобрения окружающих, и не пытаются

доказать другим, что они лучше. Чем больше ваш ребенок любит и

уважает самого себя, тем лучше он относится к другим и тем лучше их мнение о нем.

Говорите ребенку о своей любви. Чаще обнимайте его. Ваш ребенок должен знать, что его любят и будут любить что бы ни случилось. Он должен знать, что вы его любите даже тогда, когда наказываете.

Ни в коем случае не пытайтесь управлять ребенком, шантажируя своей любовью. Не говорите ребенку: «Если ты не сделаешь то, что я прошу, я перестану тебя любить». Дети, испытавшие в детстве страх потерять любовь матери вырастают неуверенными в себе людьми.

Уважительно относитесь ко всему, что делает ребенок. Если время спать, а он еще играет, помогите ему закончить игру (например, построить гараж для машинки или домик для куколки, где игрушка сможет поспать). Игра для ребенка имеет такое же важное значение, как для вас ваша работа.

Если критикуете ребенка, критикуйте не его самого, а его действия. Например, лучше сказать «ты плохо поступил» вместо «ты плохой».

Принимайте своего ребенка и хорошим и плохим. Принятие ребенка «плохим» не значит отказ от совершенствования. Это значит лишь то, что ваш ребенок - уникальная личность со своими сильными и слабыми сторонами.

2. Учите оптимизму.

«Жизнь принадлежит оптимистам. Пессимисты - лишь зрители».

Учите ребенка в каждой ситуации видеть положительные моменты.

Сделайте из этого игру: кто больше найдет положительных сторон в плохой ситуации. Приучайте верить в лучшее.

Неудача- это опыт, который необходим для достижения будущих целей. Например, ребенок не победил в соревнованиях, хотя очень хотел и долго готовился. Объясните расстроившемуся ребенку, что его временная неудача послужит хорошим стимулом для достижения лучших результатов в будущем.

Расскажите ребенку, что в жизни бывают и радости и трудности, счастливые моменты и плохие ситуации. Невозможно постоянно побеждать, и всегда все делать правильно. Но нужно стремиться к этому. Так что если что-то не получается, надо приложить больше усилий, все продумать и тогда обязательно все получится.

3. Найдите «дело всей жизни» ребенка.

Каждый человек имеет определенные способности. Чем раньше ребенок начнет заниматься делом всей жизни, тем быстрее достигнет больших успехов по сравнению с ровесниками. Например, девочка, начавшая заниматься теннисом в 4 года, к 20-ти годам достигнет более значительных успехов, чем та, которая пришла в спорт совсем недавно.

Найти «дело всей жизни» в самом детстве очень сложно, но нужно. Так что ваша задача- показать и дать попробовать ребенку как можно больше особенностей каждой профессии. Рассказывайте ребенку о том как можно зарабатывать (на примере знакомых людей), смотрите вместе обучающие фильмы, читайте книги о профессиях, играйте в игры о профессиях и т.д.

Начинайте с самого раннего возраста. Давайте малышу задания и присматривайтесь, что ему нравится больше всего. Если какое-то определенное занятие его очень увлекает и он готов заниматься этим чаще и больше, то это верный знак для того, чтобы развивать в ребенке это направление. Например, девочке больше нравится рисовать, чем выполнять задания на логику. В таком случае, задача родителя - предоставить девочке различные инструменты и материалы для рисования (рисование специальными красками на одежде, маслом на холсте, баллончиками на стене), знакомство с работами мастеров, и прочтение специализированной литературы и т.п.

Ребенок проявлявший активный интерес к искусству в 5 лет вполне может переключиться на что-то другое в будущем. Будьте уверены, что имеющийся опыт обязательно пойдет на пользу. И вполне может быть, что ваш ребенок найдет какое-то новое сочетание профессий.

4. Развивайте красноречие ребенка.

80% успеха человека в жизни зависит от умения договариваться, находить общий язык и располагать к себе людей. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешен в жизни, необходимо обязательно развивать навыки эффективного общения.

Учите ребенка осознавать и выражать словами свои чувства, объяснять свои мысли и эмоции, правильно строить предложения, уметь сказать одну и туже мысль разными словами.

Поддерживайте желание своего ребенка больше общаться. Посещайте развивающие группы и кружки, пересказывайте прочитанные рассказы, обсуждайте просмотренные фильмы и произошедшие ситуации.

5. Учите ребенка иметь собственное мнение.

Приучайте ребенка иметь собственное мнение, осознавать свои желания. Знать ЧТО и ПОЧЕМУ он хочет. Во взрослой жизни очень важно осознавать себя как отдельную уникальную личность со своими желаниями и потребностями. И вполне нормально, если в некоторых случаях мнение вашего ребенка не будет совпадать с мнением остальных.

Приучайте ребенка постоянно делать выбор, а довольствоваться тем, что достанется. По сути, вся наша жизнь зависит от того, что мы выбираем. Каждый выбор действий (или бездействий) имеет свои последствия, их которых и складывается наша жизнь. Так что очень важно, чтобы человек с ранних лет приучался делать выбор.

Если покупаете продукты для ребенка - попросите помочь вам выбрать. Если собираетесь гулять - спросите, в чем он хочет пойти гулять. Например спросите: «В чем ты пойдешь гулять- в красной кофте или синей? Что с собой возьмешь- лопатку или совок?". Постоянно приучайте ребенка делать выбор: из какой тарелки есть, какой пастой чистить зубы, с какой игрушкой сегодня засыпать, какую книжку читать и т.п.

Чаще разговаривайте с ребенком, спрашивайте его мнение и советы, обсуждайте прочитанные книжки, просмотренные мультфильмы, фильмы и увиденные ситуации.

6. Приучайте к самостоятельности.

Чем больше ребенок делает самостоятельно, тем

увереннее он себя чувствует. Приучайте с ранних лет

самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать за собой горшок, вытирать то, что пролил, исправлять то, что натворил. Не ругайте ребенка за ошибки. Наберитесь терпения и лучше помогите ребенку сделать то, что он пытается сделать самостоятельно.

Примерно в возрасте 2,5-3 лет ребенок проходит «кризис 3-х лет». Если в этот период вы не будете поощрять его желание все делать самостоятельно, то потом вы этого от него не дождетесь.

7. Развивайте фантазию и воображение ребенка.

"Успешный человек – всегда потрясающий художник

своего воображения. Воображение гораздо важнее знания,

ибо знание ограничено, а воображение – беспредельно". (Альберт Эйнштейн)

Успех в нашей жизни зависит от того, насколько хорошо мы справляемся с трудностями. Чем больше вариантов решения проблем мы придумываем, тем эффективнее справляемся с препятствиями.

С ранних лет развивайте у ребенка творческие способности: рисуйте, занимайтесь музыкой и танцами, придумывайте стихи, рассказы и собственное окончание известных сказок, находите новое применение обыденным предметам. Поощряйте в ребенке любознательность и любопытство, почаще наводите ребенка на мысль: «а что, если...».

8. Учите ценить время.

Самый ценный ресурс, который есть в жизни - это время жизни.

Чем эффективнее мы его используем, тем качественнее наша жизнь.

С ранних лет приучайте ребенка к тому, чтобы постоянно быть занятым. Если ребенок не знает чем заняться, обязательно займите его чем-то интересным. С течением времени привычка постоянно быть занятым закрепится в характере ребенка, а это необходимое качество успешного человека

Планируйте с ребенком будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день. Например, перед сном. Отмечайте успехи ребенка и хвалите его.

9. Приучайте ребенка к ответственности .

Успешные люди осознают, что только они несут

ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит.

С ранних лет приучайте своего ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Ребенок должен понимать, что все его действия имеют последствия. Но не ругайте за ошибки. Ваш ребенок развивается как личность и он должен приобрести свой опыт, основанный на ошибках. Но не взваливайте на него ответственность за вашу жизнь или за то, что он не в состоянии изменить.

Заведите домашнее животное, но заранее договоритесь с ребенком, что он будет ухаживать за ним, кормить его и убирать за ним.

Развивайте в ребенке привычку держать свое слово. Делайте это на собственном примере -всегда выполняйте то, что обещали ребенку. Так он почувствует свою важность и значимость, и так же как вы, научится держать свое слово.

10. Учите ставить цель и достигать её.

Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают,

чего конкретно они хотят. У них есть только лишь очертания того,

что они хотели бы иметь в своей жизни и слабая надежда на то, что когда-нибудь это свершится.

Поэтому с ранних лет необходимо учить ребенка осознавать свои желания, ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата.

Очень важно давать ребенку почувствовать вкус победы. Обязательно хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Отмечайте, за что именно хвалите. Если у ребенка что-то не получается, помогите ему немного (но не делайте за него всю работу). Поощряйте стремление ребенка довести начатое дело до конца. Научите ребенка не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их. Ведь удача есть результат активной деятельности, а неудача- это всего лишь повод начать все сначала, только более продуманно.

Чтобы ваш ребенок был успешен во взрослой жизни, придется много постараться. Но наградой за это будет счастливая жизнь вашего чада. К тому же, развивая у ребенка качества успешного человека, вы и сами будете самосовершенствоваться. А значит, измените свою жизнь к лучшему и ваша жизнь заиграет новыми красками. Удачи вам в этом важном и интересном деле!

Часто родители задаются вопросом: как сделать ребенка уcпешным? Ответственные родители стремятся помочь детям, но методы выбирают разные.

Что значит успешный человек? Как правило, мы чувствуем себя успешными, когда являемся профессионалами своего дела, имеем крепкую семью и друзей, на которых всегда можем рассчитывать, когда мы счастливы.

Строгие родители в не меньшей мере, чем более мягкие, желают успеха своим отпрыскам, и их дети порой добиваются высокого положения. Но только счастливы ли такие дети?

Исследование японских ученых дает ответ на вопрос, как воспитать ребенка успешным. Однако, не будем забывать и про счастье. Иначе, что значит успех без счастья и удовлетворенности.

Группа ученых из университета Кобе в Японии под руководством профессора Нишимура Казуо провела исследование, чтобы выяснить, в чем секрет успеха и как он зависит от воспитания.

Результаты работы ученых показали, что дети заботливых и доброжелательных родителей в будущем показывают хорошие результаты в учебе, обладают крепким стержнем, добиваются карьерных высот и чувствуют себя более счастливыми по сравнению с детьми, родители которых не проводили с ними достаточно времени или слишком налегали на “правила”.

Как проводилось исследование

Для исследования влияния методов воспитания на будущее детей группа профессора Нишимура в январе 2016 года организовала онлайн опрос, пишет Science Daily .

Ученые обработали 5000 ответов мужчин и женщин касательно их отношений с родителями. Некоторые вопросы были представлены в виде утверждений, требующих ответа «правда или ложь». Вот пара из них: «мои родители мне доверяют», «мне кажется, мои родители мной не интересовались».

Исходя из полученных данных, ученые выделили несколько главных факторов:

  • Интерес (безразличие)
  • Доверие
  • Правила
  • Независимость
  • Совместное времяпровождение
  • Насильственные методы воспитания (словесные оскорбления, физические наказания)

Благодаря такому разделению легко проследить, как те или иные характеристики воспитания родителей (например, чрезмерная строгость) отражаются на развитии личности малыша.

Дети заботливых родителей, которые посвящают им достаточно времени, вырастают успешными и счастливыми.

6 типов родителей: как воспитание в семье влияет на успех и счастье детей

  1. Поддерживающий: Высокий или средний уровень независимости ребенка, доверительные отношения, высокий уровень интереса к ребенку, достаточное количество совместно проведенного времени.
  2. Строгий: Низкий уровень независимости, средний или высокий уровень доверия, средний или высокий уровень интереса к ребенку, чрезмерное количество правил, преобладание строгости.
  3. Потворствующий: Высокий или средний уровень доверия, среднее или чрезмерное количество совместного времени, отсутствие строгости.
  4. Беззаботный: Низкий уровень интереса к ребенку, отсутствие строгости, недостаточное количество совместного времени, мало правил.
  5. Жесткий: Низкий уровень интереса к ребенку, низкий уровень независимости и доверия, строгость.
  6. Средний: Средние уровни по всем ключевым факторам

Результаты показали, что дети, родители которых принадлежали к “поддерживающему” типу (проводили с ними достаточно времени, доверяли, интересовались их жизнью), выросли успешными людьми с высоким доходом, хорошим образованием и высоким уровнем счастья. С другой стороны, дети строгих родителей также имели высокий доход и образование, но они показали меньший уровень счастья и сильную подверженность стрессу.

6 типов родителей: как стиль воспитания воздействует на успех и счастье ребенка. (Кликните, чтобы увеличить.)

Вот и ответ. Хотите, чтобы дети были успешными и счастливыми, не стоит быть слишком строгими и требовательными. Поддержка и совместное время - вот главные методы “выращивания” успешных детей.

Возможно, вы удивитесь, но придет ли успех к вашему ребенку или его постигнет неудача, во многом зависит от вас. В результате исследований выяснилось, что негативнее всего на успеваемость школьников влияют недостаток сна, неправильное питание, ожирение и отсутствие родительской поддержки.

Наиболее же высокие результаты в школе показывают учащиеся из семей, которые ведут здоровый образ жизни, по мере возможности придерживаются четкого режима дня и умеют находить устраивающее всех решение в любой ситуации.

Чем вы можете способствовать успеху вашего ребенка в школе? Следуйте этим 10 советам - и вы увидите, как ваш ребенок начнет преуспевать.

Ведите здоровый образ жизни

Никто не может хорошо выполнять что-то, если чувствует себя плохо. Чтобы помочь вашему ребенку лучше учиться в школе, сформируйте у него здоровые привычки и обеспечьте дома правильный режим работы и отдыха. Выберите время отхода ко сну так, чтобы ваш ребенок достаточно отдохнул, и настаивайте на соблюдении распорядка дня. Если ночью его организм достаточно отдохнул, вам не придется утром уговаривать ребенка поесть - аппетит у него будет. Вам же останется только приготовить для школьника здоровый завтрак - например, кашу и какао с тостом. Вообще поощряйте занятия ребенка в различных кружках и спортивных секциях - это поможет вам минимизировать время, которое ребенок проводит у телевизора, играя в видеоигры, слушая музыку и пользуясь компьютером.

Придерживайтесь установленного распорядка дня

Большинство детей быстро привыкают к четкому режиму дня и структурированным занятиям - это помогает им самостоятельно правильно организовывать свои действия. В нашем доме, например, мой сын одевается, застилает кровать и завтракает, пока я упаковываю ему с собой обед и складываю в школьную сумку тетради со сделанными домашними заданиями и спортивную форму. Когда он возвращается домой днем, я даю ему перекусить, и затем он делает домашнюю работу, пока я готовлю ужин. Ваш распорядок дня может отличаться, но основной принцип обязательности остается схожим - каждый день ваш ребенок знает, чего ожидать и что ему делать.

Создайте ребенку «стартовую платформу»

Опытные родители знают, насколько важно для ребенка, чтобы у него было четко определенное место, где можно сложить рюкзаки, куртки, обувь, коробки с обедом, другие учебные принадлежности. Некоторые называют это «стартовой платформой», а другие - плацдармом.

У нас такое место расположено возле черного входа. Как бы вы ни называли это, но обязательно оборудуйте уголок, где ваш ребенок сможет хранить предметы, которые ему нужны для школы каждый день, и следите, чтобы он поддерживал там порядок. Тогда вы всегда будете знать, где найти нужную вещь в утренней спешке.

Организуйте для ребенка правильное рабочее место

В школе у вашего ребенка есть парта или стол, за которым он работает. Там достаточно света, много подставок и оборудованное помещение. Почему бы не обеспечить ребенку схожую обстановку для выполнения домашних заданий? Правильно организованное пространство для работы часто делает ее выполнение более легким и веселым. Особенно это важно для детей младшего школьного возраста. Письменный стол - это отлично, но встроенная в шкаф откидывающаяся полка-столешница или местечко на кухне тоже подойдут.

Читайте всегда и везде

Часто говорят, что дети проводят первые несколько лет в школе, учась читать, а остальную часть жизни читают, чтобы учиться. Письменное слово - это ворота ко всем видам обучения, и чем больше вы читаете вашему ребенку, тем больше у него шансов стать в будущем хорошим специалистом.

Старайтесь каждый день найти время для совместного чтения - давайте ребенку возможность почитать вслух для вас и читайте сами, получая обоюдное удовольствие от этого процесса.

Учите детей постоянно

Даже если ваш ребенок уже вышел из дошкольного возраста, помните, что домашнее образование по-прежнему играет решающую роль в мотивации и опыте познания.

Ищите способы учить вашего ребенка в течение всего дня. Например, кулинария соединяет в себе химию, математику и физику. Используйте время, когда вы готовите ужин, как возможность научить ребенка придерживаться прочитанной инструкции и правильно дозировать продукты. Попутно можно обсудить компоненты блюда, выдвигать гипотезы («Что произойдет, когда я разобью яичную скорлупу?»).

Будьте примером

Как и все детеныши, человеческие дети учатся, подражая взрослым. Пусть ваши дети видят вас читающими или осваивающими нечто новое. Найдите время, чтобы самим овладеть новыми полезными навыками, и обсудите полученные умения с ребенком. Хорошо, если в то время, когда ваши дети делают домашние задания, вы тоже будете чем-то заняты - садитесь и оплачивайте счета, шейте, мастерите или делайте другую домашнюю работу.

Разговаривайте с детьми каждый день

Вы знаете, как ваш ребенок чувствует себя в своем классе, как общается с учителем и одноклассниками? Если нет, то расспросите его об этом. Поговорите с ребенком о том, что он любит и не любит в школе. Давайте ему возможность высказаться, поведав вам о своих проблемах, успехах или разочарованиях, ежедневно. В дальнейшем возьмите за правило беседовать с ребенком о прошедшем дне, поддерживайте и воодушевляйте его, хвалите за достижения и усилия.

Будьте в курсе дел ребенка

Не ограничивайтесь общением только с вашим ребенком - познакомьтесь с его учителями (тренерами) и будьте на постоянной связи с ними по телефону или электронной почте, чтобы вы могли обсудить любые новости или проблемы, как только они возникнут. Таким образом не только удобно задать интересующие вас вопросы, но и выслушать учителей, если у них появятся какие-либо опасения по поводу вашего ребенка.

Настраивайте ребенка на успех

Возможно, наиболее действенный способ поддержать усилия вашего ребенка в школе - это ожидать от него успеха и вселять в него уверенность, что он непременно достигнет цели.

Это не означает, что вы должны требовать, дабы он непременно был лучшим учеником, или лучшим спортсменом, или лучшим художником. Но он должен знать, что вы ожидаете от него приложения максимума усилий, «всего возможного» для достижения цели. Ведь только в этом случае он будет гордиться тем, чего он смог достичь.

Если вы будете ждать от него не получения высоких оценок, а качественного выполнения работы и обеспечите такую домашнюю обстановку, которая бы способствовала нормальному обучению, тогда ваш ребенок приложит максимум усилий, чтобы в меру своих способностей стать лучшим учеником.

Какая главная задача нас, как родителей, перед нашими детьми? Зачем мы нужны ребенку? Что мы можем ему дать, кроме того, как накормить, одеть, обстирать и дать образование?

Главная задача родителей - адаптировать ребенка к жизни в социуме, научить его уметь выстраивать коммуникации, самореализовываться.

Ребенок должен уметь достигать материальных благ и выстраивать отношения с окружающими людьми, которые не все и не всегда будут на его стороне. Эти два навыка, так необходимые в реальной жизни, ребенку могут дать только родители, школа этому не учит. Школа не учит качественному общению, слабо учит работе в команде. Это иллюзия, что общению мы научились в школе, мы научились этому в ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ! Во дворах, на улице, играя в замечательные командные игры и общаясь с людьми разного возраста. Именно так дети учатся общению: разговаривать, договариваться, переживать конфликтные ситуации, дружить.

В привычных рамках социума многие придерживаются мнения, что надо быть удобным и «не высовываться». Поэтому и школа воспитывает «удобных» детей, «удобных» учеников. Иллюзия лидерства, когда учителя нахваливают послушного ученика, растет в вашем ребенке. А по итогу оборачивается вечным поиском похвалы и эмоционального поглаживания даже во взрослом возрасте, депрессией бывших отличников и отличниц, когда они узнают об успехах двоечников и троечников среди своих одноклассников.

Если вы ориентируете ребенка на безоговорочное послушание - он будет удобен, но вряд ли станет успешным в современном понимании этого слова. «Удобный» ребенок, как правило, подавленный, не имеющий своего мнения, не способный принимать пусть даже свои маленькие решения и нести за них ответственность, человек. Но и вседозволенность также неприемлема для развития успешной личности. Значит, нужны правила.

В семье должны быть четкие, понятные границы – и никакой безусловной любви в ее жутком проявлении

Плохой солдат никогда не станет генералом. Ребенок должен научиться придерживаться правил, установленных границ и сотрудничеству с окружающими его людьми. Этот этап он постигает в возрасте до 7-8 лет.

С 7-14 лет вы должны расширить его границы ответственности и постепенно уменьшать свои границы влияния. Ребенок должен становиться более самостоятельным и ответственным. Не ограничивайте его. Пусть делает то, что считает нужным, если его решение не может принести ему физического вреда. Отдайте ему эту ответственность. Исходя из этого, полученные оценки - его зона ответственности.

Не ломайте ребенка под общепринятые критерии и нормы

Не поддерживайте, особенно, при ребенке, тех, кто его критикует, кто вам на него жалуется. Помните, они не столько жалуются на него, сколько высказывают вам претензии, что ваш ребенок им неудобен. Самым лучшим ответом на критику будет: «Спасибо, я услышала, я подумаю!»

Как бы родители себя ни вели, нужно помнить, что в детях заложена безусловная любовь к ним. Ребенок биологически заточен на то, что без взрослого он погибнет. Но если вы начинаете его сравнивать с какими-то нормами (чужими), ребенок ради того, чтобы вам понравится, может вам подыграть. Он заработает похвалу и потом будет стараться быть «хорошим» для вас, для своего начальника, для своего партнера. А это означает, что им будет легко манипулировать. Успешными людьми манипулировать практически невозможно, скорее, манипулируют они.

С раннего возраста обучайте ребенка взаимодействию с деньгами

Сейчас очень странное время с точки зрения передачи жизненного опыта своим детям. Читая классиков, да и вспоминая свое детство, мы видим, что раньше ребенок с малолетства участвовал в помощи по хозяйству, а в 12 лет - это был полноценный помощник или помощница по дому. Сейчас мир изменился. Родители уходят на работу, дети не понимают, как родители работают, откуда деньги. Они потеряли возможность учиться у родителей добывать ресурсы. А это тот навык, который поможет им во взрослой жизни быть материально обеспеченными. Раньше дети реально обучались создавать ресурс - что-то выращивали, вязали, вышивали, плотничали, помогали в кузнице и т.п. Наши дети от нас этому не учатся. Даже если вы возьмете своего ребенка к себе на работу, он там скорее развлечется, чем научится чему-либо.

Получается, что дома ребенок может научиться только домашним делам, но это не деятельность по созданию материального ресурса. К тому же, находясь дома, делая дела, он в это время не обучается коммуникативным навыкам. Современный ребенок не может добывать ресурс. А именно способность к этому дает ощущение, что ты полезен, воспитывает и взращивает в ребенке самоуважение. Ребенок становится инфантилен. Он не понимает значения денег, не умеет ими пользоваться.

Что делать?

  1. Начните с себя: демонстрируйте свое бережное, уважительное отношение к деньгам. Дети запоминают то, что вы делаете, а не то, что вы говорите.
  2. С 4-5 лет, когда ребенок немного знаком со счетом и знает буквы, можно рассматривать мелкие купюры и монеты. Подарите ему его первый кошелек и положите деньги разного номинала в пределах 50-100 рублей. Если вы идете в магазин, расскажите, что он может себе купить, на каждую монетку/купюру в отдельности и на все сразу.
  3. Вместе с кошельком купите маленький блокнот для учета его трат. Сначала вам придется вести эти записи вместе с ребенком, но буквально через год ребенок сам будет сводить свой баланс. Введите правило: выдавать следующую сумму только после сдачи отчета. Выдавайте столько карманных денег, чтобы не задумываться, как и на что он их потратит. Но объясните, что выданные деньги не на один день, а на неделю, и если он их потратит сразу, вы не дадите ему ничего, пока неделя не закончится. Ваша задача - позволить ему распоряжаться деньгами и научиться выбирать между сиюминутным желанием и действительно полезными покупками. Поощрайте за правильное ведение доходов и расходов.
  4. Позвольте ребенку самому рассчитываться на кассе за свои покупки. Сначала он будет стесняться, а потом будет это делать с удовольствием. Потому что этот навык повысит его самооценку.
  5. Когда ребенку будет 7-8 лет, подскажите, как он может увеличить свой бюджет. Например, договориться самому с родственниками, чтобы ему дарили на день рождения деньги, и объяснить им, почему (копит на игрушку, на ролики и т.п). Ваша задача – предупредить его о том, что сумма не называется - это выбор дарящего. Мой совет: не платите за учебу - это очень мощный демотиватор.

Не мешайте ребенку заниматься любимым делом

Если ваш ребенок занялся каким-то делом, которое ему приносит удовольствие (рисует, конструирует, читает) – НЕ МЕШАЙТЕ! И даже если у него не выучены уроки, пусть весь мир подождет. Занимаясь любимым занятием, ребенок обучается практически самому главному в своей жизни: он учится находиться в состоянии потока! Это не про любовь к себе, это про любовь к ДЕЛУ! Этот навык получать удовольствие на протяжении нескольких часов от того, что ты делаешь, быть сосредоточенным на одном деле, в будущем окупится стократно. Если вы его «выдерните» из этого состояния один раз, десять раз, в подсознании запишется: «нехорошо заниматься тем, что любишь, - это неправильно, надо делать то, что требуют, даже если не нравится».

Стремитесь, чтобы большую часть своего времени дети проводили вне дома.
Желательно отдавать предпочтение тем кружкам, секциям, дополнительным занятиям, где собраны разновозрастные дети! Отпускайте детей на улицу, в гости, не вмешивайтесь в их отношения с другими детьми. Потому что именно так дети получают навык общения и стрессоустойчивости.

И в заключение

А как же школа? Я не говорю, что школа - это зло. Ни в коем случае! У меня о школе и учителях только позитивные воспоминания. И училась я хорошо. Только эти знания мне мало пригодились в тех трех институтах, которые потом закончила, и уж тем более в обычной жизни. Возьмите максимум полезного из того, что она может дать, только не вопреки интересам вашего ребенка.



Публикации по теме