Да будет свет! Выбираем настольную лампу для школьника. Как выбрать хорошую настольную лампу для школьника Что есть внутри лампочки для детей

22.08.2019 9629

Начало учебного года близко: скоро школьники засядут за учебники и тетрадки. Родители мечутся по школьным базарам в поисках портфелей и прочих принадлежностей. В погоне за «линеечкой по три двадцать» и немаркой формой многие забывают об элементарных вещах: рабочем столе для ребенка и его правильном освещении.

Почему это важно

Большую часть времени современные люди, в том числе и школьники, сидят: на работе и учебе, в транспорте, перед компьютером и телевизором. «Человек сидячий» стал таким вовсе не из-за лени. Работая и обучаясь, мы вынуждены находиться за столом больше половины сознательной жизни. Сменить занятие на более подвижное получается не всегда. Чтобы сохранить здоровье, приходится прибегать к ухищрениям: эргономичной мебели и продуманному освещению.

Аргумент «прадед и при лучине писал» не работает: объемные домашние задания и доклады - это вам не урок чистописания в церковноприходской школе. Для поиска информации учащиеся пользуются не только книгами, но и цифровой техникой. Всего за пару поколений нагрузка на зрение возросла многократно. Первоочередная задача светильников – ее снижение. Кроме того, ученые выяснили, что правильное освещение повышает работоспособность.

Как правильно

Знания подавляющего большинства об освещении рабочего места сводятся к одной прописной истине: «свет должен падать слева». На деле правил несколько.
  • Больше дневного света - не значит лучше. Стол, расположенный прямо перед окном – неудачное решение. Отражающиеся от светлых тетрадных листов и других поверхностей солнечные лучи раздражают глаза. Как следствие – утомляемость и снижение остроты зрения.
  • Все лишнее – вон! Чтобы тени и блики не мешали грызть гранит науки, посторонние предметы, особенно блестящие или заслоняющие свет, нужно убрать со стола.
  • Умеренность. Необходимо «дозировать» и естественное, и искусственное освещение. Так, мощность подходящей лампы накаливания не должна превышать 60 – 80, светодиодной – 8 – 10 ватт.
  • Правило рабочей руки: светильник для правши размещается слева, для левши – справа.
  • Работа под прикрытием. Нельзя использовать лампу без абажура или рассеивателя. Концентрированный свет скорее ослепляет, чем освещает.
  • Практичность важнее красоты. При выборе между простым устройством с регулятором высоты и менее подвижным дизайнерским произведением предпочтение лучше отдать первому варианту.

Идеальная лампа для школьника – это:

  • конусообразный или трапециевидный плафон;
  • приглушенный цвет, не отвлекающий от занятий;
  • отсутствие опасных элементов: бьющихся деталей; источников света на основе ртути; материалов, накапливающих пыль и способных загореться;
  • прочная конструкция с функцией изменения высоты прибора, а также направления света;
  • устойчивость за счет крепежа или широкого основания;
  • матовая поверхность, не создающая слепящих бликов.

А чем светить?

Источник света важен так же, как и устройство светильника. В настольных приборах используются следующие разновидности:
  • лампы накаливания , создающие комфортное для зрения свечение и отличающиеся высокой цветопередачей, имеют ряд недостатков: сильно нагреваются, бьются и нуждаются в частой замене;
  • компактные люминесцентные лампы , пусть и в малом количестве, содержат ртуть, а значит потенциально опасны; кроме того, КЛЛ мерцают, утомляя глаза;
  • светодиодные лампы и светильники на светодиодах , пожалуй, оптимальны: свет качественных моделей не пульсирует и не искажает цвета, изделия долго служат и потребляют мало энергии.

Быстрый просмотр

При выборе источника света ориентируйтесь на основные характеристики:

  • мощность, показывающую «прожорливость» лампы;
  • световой поток, характеризующий интенсивность излучения;
  • цветовую температуру, обозначающую цветность света;
  • коэффициент пульсации светового потока;
  • индекс цветопередачи.
Если с прочими пунктами все ясно, то параметр «цветовая температура» требует разъяснений. Подробно о ней можно прочитать .

Для уголка школьника категорически не подходят источники света с холодным белым свечением и цветовой температурой от 5000 К и выше. Такое освещение больше пригодно для просторных общественных помещений. Слишком теплый свет – также спорный вариант. Он расслабляет и не очень способствует активной умственной деятельности. Впрочем, использование таких ламп допустимо. Нейтральный белый свет со значением цветовой температуры в пределах 3300 – 5000 кельвинов хорошо подойдет для рабочего места. Он помогает сконцентрироваться и взбодриться, при этом, в отличие от холодного, не создает напряжения и тревожности.

Полный ассортимент настольных ламп представлен в нашем

Выбор настольной лампы для школьника это очень серьезное дело. И непоправимые ошибки здесь могут негативно сказаться на здоровье вашего ребенка.

Акцент в первую очередь нужно делать не на дизайне и функциональности, а на безопасности такого источника света.

Хорошую лампу можно подобрать по трем главным составляющим:

  • тип лампочки и ее характеристики
  • штатив и плафон
  • крепеж и место расположения на столе

Если понравившаяся модель проходит по этим параметрам, уже далее обращаете внимание на другие полезные функции и атрибуты - порты USB для зарядки гаджетов, часы с будильником и т.п.

При этом не путайте интерьерную настольную лампу и лампу для школьника.

Это совершенно разные изделия, выполняющие разные задачи.

Тип лапочки внутри светильника

На сегодняшний день в магазинах представлен очень богатый выбор настольных светильников, как с простыми лампочками накаливания, так и со светодиодными.

Классические люминесцентные энергосберегайки, можно сказать свой век отжили.

Да и заниматься демеркуризацией помещения, в случае если такая лампочка разобьется, охота далеко не каждому.

Ядовитые пары ртути в детской комнате, это не совсем то, чего желают родители для своих детей.

Поэтому такие лампочки отбрасывайте сразу.

Коэффициент пульсации

Среди остальных видов нужно выбирать те модели, которые не дают мерцания. Даже обычная лампочка Ильича, провоцирует очень большую нагрузку для глаз.

Одно дело, когда такие источники света висят под потолком. И совсем другое, когда они расположены в нескольких сантиметрах от вашего ребенка.

Визуально вы не будете замечать такого мерцания света. Чтобы проверить этот эффект прямо в магазине, просто посмотрите на включенный светильник через камеру смартфона.

Такой простой и незамысловатый эксперимент, позволит вам избежать ошибок при покупке.

От качественной лампы на экране не будет никаких полосок, только одно светлое пятно. Чего не скажешь про дешевые экземпляры.

Например у 60-100 ваттных ламп накаливания, коэффициент пульсации доходит до 14%. А санитарными нормами в жилом помещении рекомендуется не более 10%.

Причем здесь зависимость обратная. Чем больше мощность лампы, тем меньше ее пульсация. Но к сожалению, 150Вт или 200 Вт обогревайки уже практически не купить.

А они как раз таки лучше всего вписывались в норматив – 5-7%.

Поэтому с медицинской точки зрения смотрите не на экономию в ваттах или дизайн светильника, а на то, какое влияние он оказывает на глаза при длительной работе.

Также не забывайте про безопасность. Что будет, если у вас в доме случится скачок напряжения и оно попадет на разогретую лампочку накаливания?

Взрыв и разрушение стекла в этом случае, не такое уж и редкое явление. Но одно дело, когда это происходит внутри люстры или бра.

И совсем другое, когда подобное случается перед лицом ребенка выполняющего домашнее задание.

С этой точки зрения простые лампочки в настольных светильниках никуда не годятся.

Еще не забывайте, что о них можно обжечься. Да и корпуса плафонов они нагревают будь здоров, хоть сосиску жарь.

Вот и получается, что единственно приемлемый вариант на сегодня для настольных ламп – это светодиодные Led модели.

Мощность

Какой мощности их выбрать? Изначально офтальмологами были выработаны рекомендации для обычных лапочек накаливания.

Их мощность не должна была превышать 60Вт.

Почему именно столько? При большей мощности чем 60Вт, падающий свет очень хорошо отражается от белой бумаги тетрадок, книг, альбомов.

У ребенка появляется дискомфорт. Тетрадку хочется отодвинуть подальше или лампу задрать повыше. Как следствие, зрение напрягается.

Оптимальная высота расположения источника света до поверхности стола – 35см.

А если на столе стоит компьютер, то лампа должна возвышаться над ним, а не располагаться сбоку. Иначе бликов не избежать.

1 of 3




Симпатичные и смешные карапульки даже не берите в расчет.

Но мы с вами договорились, что источники в виде лампочек накаливания использовать не желательно. Как же перенести эти расчетные 60Вт на светодиодные модели?

Есть таблицы соответствия разных типов ламп по отношению к обычным. Воспользуйтесь ими.

Согласно этим таблицам, для рабочего стола школьника достаточно будет светодиодных моделей мощностью 6-8Вт.

Однако не все Led светильники “одинаково полезны”. Разница эффективности освещения при одинаковой мощности у них может достигать почти 40%.

Поэтому здесь ориентируются в первую очередь на такой параметр как освещенность рабочей зоны. Что это такое, как ее подсчитывают, как не перепутать люксы с люменами, и с чем все это ”едят”, подробно читайте в статье ниже.

Если бюджет позволяет, то идеальным вариантом будут марки с регулируемой яркостью и встроенным диммером.

С одним и тем же светильником, будет комфортно работать как с книгами и тетрадками, так и за компьютером. При работе с бумажными изделиями убавляете мощность, а при переходе к монитору, добавляете ее.

Если модель не диммируемая, то при покупке в магазине возьмите с собой чистый лист белой бумаги формата А4. И подложите его под включенную лампу.

Если вас слепить не будет, можете смело покупать такой светильник и лампочку к нему.

Цвет свечения

Еще один не маловажный параметр – цвет свечения. В рабочих зонах офисов или контор, предпочтителен именно холодный оттенок.

Говорят, что он здорово повышает концентрацию и производительность.

Однако для сетчатки ребенка более безопасным является теплый оттенок.

Такое свечение соответствует температуре от 2700К до 3200К.

Данные по температуре всегда можно найти либо на коробке из под лампочки, либо на ее корпусе.

Всегда обращайте внимание на цвет. Порой он может преподносить неприятные сюрпризы.

Устройство и конструкция штатива и плафона

Очень важно, чтобы штатив был подвижным. Мог складываться, менять угол, направление свечения.

И все это без перемещения самого основания настольной лампы. То есть, поставили ее в одно место на столе, и подвижной ногой регулируете, куда и как направить поток света.

Моделям с длинным штативом нужно отдавать предпочтение. Самое главное, для сохранения зрения подобрать правильный угол наклона, чтобы свет не бил в глаза.

И чем больше у вас есть позиций, в которых вы можете зафиксировать настольную лампу, тем лучше. Потому что поверьте, для письма нужно одно положение штатива, а для рисования уже другое.

Сама голова или плафон также должны изгибаться и крутиться.

При этом не выбирайте модели:

  • у которых плафоны имеют яркую раскраску

Они будут отвлекать внимание и играть роль раздражителя для глаз. Лучший цвет – нейтральный (черный, белый), либо темно зеленый.

  • с не глубокими плафонами

Если речь идет не о светодиодных плоских вариантах, а о конусных плафонах, где спрятаны грушевидные лампочки, то нельзя допускать, чтобы сама лампочка выглядывала за края.

Она всегда должна быть полностью утоплена внутри корпуса.

  • с рассеивателем в виде отдельных крупных точек на панели

Появляется все больше настольных вариантов с несъемными и незаменяемыми светодиодными панелями. Но если одни из них способны давать ровный световой поток, то вот другие, светят как бы отдельными яркими точками.

А еще посчитайте количество светодиодов в этих панельках. Рекомендуемое число – не менее 12шт.

Хотя все может зависеть от их мощности. Однако при большем количестве и свет будет более равномерным.

  • выполненные из не термостойкого материала

Хоть светодиоды и не греются, но не забывайте, что это все-таки электрический аппарат. И какой бы дорогой не была модель, замыкания все равно теоретически возможны.

Крепление и расположение

Немаловажный фактор безопасности – как настольная лампа крепится или стоит на рабочем столе.

Удобное и безопасное освещение - важнейшее условие эффективной организации рабочего места для ребенка школьного возраста. Именно за письменным столом он будет выполнять большую часть домашних заданий и от того, насколько правильно подобрана настольная лампа для школьника, во многом зависит успешность учебного процесса.

На что стоит обратить внимание

Лампы настольного типа принято классифицировать по ряду признаков, в том числе внешнему виду, особенностям работы, характеристикам лампочки и другим параметрам. При выборе настольной лампы рекомендуется обратить внимание на такие параметры, как:

  • место размещения;
  • мощность лампы;
  • размеры осветительного прибора и т.д.

Размещение и фиксация светильников

Один из основных показателей - способ установки. Светильники фиксируют либо к корпусу стола (на краю), либо они стоят на ножке - статической или динамической. Последний вариант предпочтительнее, поскольку позволяет менять направление света в нужную сторону.

Основание светильника должно быть достаточно увесистым, чтобы избежать его отклонений или скольжения по столу. Предпочтительны осветительные приборы на струбцине, так как они жестче крепятся на рабочем столе.

Важно! Если ребенок правша, источник света нужно располагать слева от него. Если же левша, наоборот - справа.

Очень практичное решение - разместить лампу рядом с рабочей зоной, а не прямо на письменном столе. В результате на столе появляется дополнительное свободное место. Такие лампы устанавливаются на пол или же фиксируются на стене. Если такая лампа размещена в непосредственной близости от стола, с точки зрения функционала она ничем не отличается от настольного варианта.

Способ управления светом

Оптимальный вариант - светильник, у которого выключатель расположен в основании или на плафоне. Переключатель должен иметь достаточный ход и не залипать при нажатии.

Размеры светильника

Лампы с фиксацией на краю стола оснащаются удобными трансформирующимися ножками, благодаря чему появляется возможность регулирования высоты установки источника света, а также угла светового потока. Высота установки обычно колеблется между 20 и 100 сантиметрами, однако встречаются и более длинные ножки. Наиболее комфортного освещения можно добиться, если длина ножки составляет не менее 50 сантиметров, иначе свет будет отражаться от поверхности книги (тетрадки) или ослеплять ребенка.

Размер лампы должен находиться в соответствии с габаритами стола. Такое требование предъявляется не только из эстетических, но и практических соображений. Если какие-то части осветительного прибора выступают за границы стола, то велика вероятность опрокидывания лампы по неосторожности. Также следует иметь в виду, что слишком габаритное устройство не позволит разместить на столе другие полезные предметы.

Самая тяжелая часть прибора освещения - его основание. Делается это специально, чтобы придать настольной лампе устойчивость, что позволяет повысить безопасность эксплуатации устройства. Однако если светильник нужно часто перемещать, то лучше выбрать лампу с легким основанием.

Штатив

Наиболее комфортное освещение обеспечивается, когда плафон располагается на уровне глаз. Штатив позволяет настраивать нужную высоту благодаря наличию складывающихся и выдвигающихся механизмов. Также существуют гнущиеся (гибкие) штативы. Особенно удобны в использовании гибкие кронштейны для детей, поскольку позволяют без труда настраивать нужное положение устройства освещения.

Световые характеристики

Главный параметр, на который нужно ориентироваться при выборе лампы для первоклассника (да и любого другого пользователя), - качество света. Чтобы сделать правильный выбор при покупке лампы, рекомендуется разобраться в некоторых технических нюансах осветительных приборов.

Виды ламп

Самым распространенным типом источника света по-прежнему являются лампочки накаливания. Их главное достоинство - дешевизна. Однако им и существенные недостатки, в том числе не слишком долгий срок эксплуатации, высокое потребление электроэнергии. К тому же, использование ламп накаливания приводит к перегреву плафона.

Люминесцентные лампы имеют массу преимуществ, в том числе отсутствие перегревания, продолжительный срок эксплуатации и экономичность. Следует иметь ввиду, что такой источник света характеризуется искажением цветов, что плохо скажется на зрении ребенка. Чтобы сделать правильный выбор, рекомендуется посмотреть на аббревиатуру, указанную на упаковке изделия. Лучшая цветопередача при работе с графикой достигается светильниками, промаркированными буквой Ц. А вот для чтения с бумажного носителя следует выбрать изделие, на котором есть аббревиатура ЛТБ, поскольку они дают теплый белый цвет.

Галогенные источники света характеризуются максимально приближенным к натуральному спектру излучением. Галогенные светильники дают мягкий и рассеянный свет. Другие преимущества галогенных устройств включают долгий срок службы и экономность в расходовании электроэнергии.

Светодиодные лампочки дают качественный свет. Такие источники света оснащены регулировкой мощности, они экономичны и служат в течение многих месяцев или даже лет.

Обратите внимание! Светодиодные лампы предлагаются с часами, термометрами, календарями и другими полезными функциями.

Мощность лампы

Если выбор пал на лампы накаливания, следует обратить внимание на их мощность. Офтальмологи рекомендуют выбирать источники света мощностью от 40 до 60 Вт. Особенно важно придерживаться этого совета, когда речь идет о ребенке. Использование слишком слабых или слишком мощных ламп приведет к ухудшению зрения (в первом случае будет плохая видимость, во втором - яркий свет будет слепить). Максимально допустимый показатель мощности - 100 Вт.

Особенность светодиодных ламп - высокое качество света при низкой мощности. Для обеспечения того же уровня освещения рабочего места ученика, какой дает лампа накаливания, потребуются диоды гораздо меньшей мощности. К примеру, 60-ваттную лампочку накаливания заменяет 10-ваттное светодиодное устройство.

Оптимальный вариант - светильник с регулировкой мощности. Такое устройство стоит дороже, зато позволяет обеспечить более комфортное освещение. Например, при чтении бумажного носителя лучше уменьшить мощность освещения, а при работе с компьютером - увеличить.

Цветовая температура

Важный показатель работы осветительного устройства - цветовая температура. Одинаковые по мощностным характеристикам источники света могут давать разные типы цветов: белый, дневной, холодный или же теплый. Холодный белый или дневной свет приводят к быстрой усталости глаз ребенка. Для освещения рабочего места рекомендуется использовать теплые цвета. Цветовая температура для комфортного чтения должна быть в рамках 2700–3200 К, световой поток - в пределах 400–700 лм.

Обратите внимание! Для ламп накаливания понятие цветовой температуры неприменимо, поскольку они всегда дают только теплый свет.

Форма и материал плафона

Не рекомендуется выбирать настольные лампы со слишком сложными формами плафонов - это непрактично. Оптимальное исполнение плафона - в виде трапеции. Плафон трапециевидной формы позволяет наиболее эффективно распределить поток света и создать комфортное освещение для детских глаз.

Цвет плафона не должен быть слишком ярким, чтобы не раздражать глаза. Лучше всего, если светильник мягких пастельных тонов.

Важно! Поверхность светильника не должна быть глянцевой. Такой материал дает блики, поэтому нужно выбрать осветительный прибор с матовой поверхностью.

Важный вопрос - материал, из которого изготовлен светильник. Предпочтение следует отдавать только высококачественному пластику. Дешевая пластмасса не выдержит повышенной температуры и рано или поздно станет плавиться. Металлические плафоны приобретать не стоит, поскольку о них легко обжечься.

Заключение

Даже самая дорогая и качественная настольная лампа не заменит ребенку естественное освещение. Для длительной работы за письменным столом нужен не только местный, но и общий свет. Яркость общего света может быть и небольшой. Оптимальный вариант - комбинированное освещение. В этом случае глаза ребенка будут меньше уставать во время занятий.

Цель: познакомить детей с источниками света (лучина, свеча, лампа); развивать элементарные исторические представления, операции, анализ и синтез; закрепить правила безопасного обращения с электрооборудованием; учить экономно расходовать электроэнергию.

Материал: лучина, свеча, керосиновая и настольная лампы, карточки с заданиями, пиктограммы, элементы костюмов, материал для рисования.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, Берегоша нам прислал этот таинственный ящик (показывает). Просил самим во всём разобраться. А если возникнут проблемы - обращаться к нему.

Как вы думаете, что же здесь может быть? (Выслушивает предположения детей и предлагает им открыть ящик. Дети извлекают на стол лучину, свечу, керосиновую и настольную лампы.)

Что же это за загадочные предметы? Что их связывает? (Все они служили в разные времена для освещения жилища). Давайте посмотрим, как они горят. (Поочерёдно зажигает.)

Давайте проанализируем чем эти все источники света хороши.

Предположительные ответы

Свеча:

  • Горит ярче лучины, дольше
  • Коптит, капает воск

Лампа керосиновая

  • Закрыта стеклянным абажуром, более безопасна
  • Необходим керосин, издаёт неприятный запах

Электрическая лампочка

  • Самая безопасная, ярко освещает все уголки помещения
  • Необходимо электричество, нельзя использовать на улице

Вот эти осветительные приспособления использовались раньше, когда не было электричества. Вначале человек использовал для освещения своего жилища щепки, лучинки, факелы, а потом уже придумал свечу. Свет изготавливали из стеарина, воска, парафина, материала, который медленно горел, освещая помещения. Свечи много веков были одним из источников света. В начале XX века с появлением керосина стали использовать керосиновые лампы. А сейчас, где можно встретить все эти приспособления? (В музее, свечи - в церкви, на новогоднем празднике, именинном пироге и т. д.).

Что у этих четырёх предметов общее? (Они служат для освещения какого-то пространства.) Чем они отличаются? (Свеча, лучина, керосиновая лампа зажигаются при помощи спички, а электрическая лампочка - с помощью специальной кнопки, все они имеют разный внешний вид.)

Многие учёные ещё в XIX веке для освещения пытались использовать электрическую энергию. Американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл лампу, которая открыла путь к широкому применению электрического света. Это была стеклянная колба без воздуха с раскалённой нитью обугленного бамбукового волокна внутри.

Улицы же городов давно освещали фонари. Но работали они не на электричестве, а на специальном масле, керосине, газе.

В настоящее время существует множество приборов для освещения. В квартирах чаще всего светят лампы накаливания. На фабриках, в офисах, в коридорах сияют трубки дневного света. Огромные люстры (показывает картины) освещают большие помещения - театры, дворцы.

А теперь поиграем в игру «Четвёртый лишний».

(Дети обобщают: это электрические приборы, осветительные приборы, лампы, а этот предмет к данной группе не относится.)

Кого мы зовём на помощь, если наши выключатели, розетки, электроприборы выходят из строя?.

В. Дети, давайте вспомним правила безопасного обращения с электрооборудованием. (Произносят в текстовой форме и выбирают соответствующую пиктограмму.)

1. НЕ ВСТАВЛЯЙ В РОЗЕТКУ НИКАКИЕ ПРЕДМЕТЫ.

2. НЕ МЕНЯЙ ЛАМПОЧКИ ВО ВКЛЮЧЁННЫХ ПРИБОРАХ.

3. НЕ ИГРАЙ С ОГНЁМ.

4. НЕ ДОТРАГИВАЙСЯ ДО НИЖНЕЙ ПЛИТЫ ВКЛЮЧЁННОГО УТЮГА.

5. НЕ ДЁРГАЙ ШНУР ВКЛЮЧЁННОГО ЭЛЕКТРОПРИБОРА.

Ещё надо помнить, что на выработку электрической энергии тратится много денег, поэтому относиться к её расходованию надо по-хозяйски.

Давайте напишем Берегоше письмо, в котором дадим ему рекомендации, как нужно экономить электроэнергию:

  • «Выходя из комнаты, гаси свет!»
  • «Попользовался электроприбором - отключи его (достань вилку из розетки)».

Давайте посоветуем Берегоше приобрести энергосберегающие лампочки (показывает), они экономно расходуют электроэнергию и долго служат. (Дети рисуют Берегоше рисунки, посмотрев на которые он тоже узнает что-то новое об электричестве, лампочках, свете, используя при этом гуашь, фломастеры, акварель, карандаши.)

При выборе лампы для настольного пользования самое важное - оценить то, насколько она поможет соблюсти гигиену детского зрения. Важны также безопасность и эргономичность прибора. Общий дизайн и декоративные элементы - дело второстепенное, особенно если речь идет о настольном светильнике для школьника.

Каким должен быть плафон

Форма и цвет плафона настольной лампы для школьника должны быть такими, чтобы:

  • Ребенок не испытывал дискомфорта от слепящего света.
  • Яркий дизайн не отвлекал школьника от работы над домашними заданиями.
  • Излучаемый световой поток равномерно распределялся по поверхности рабочей зоны.

Всем трем условиям удовлетворяют плафоны в форме конуса или трапеции, приглушенных цветовых оттенков, полностью скрывающие лампочку.

Офтальмологи называют лучшим цветом для зрительного восприятия - зеленый. Он помогает расслабиться цилиарной мышце глаза, что положительно сказывается на самочувствии ребенка. А вот плафоны всех оттенков красного и оранжевого для детской настольной лампы нежелательны: эти цвета возбуждают нервную систему и мешают сосредоточиться.

Как выбрать тип лампы для настольного светильника

Лампы накаливания сегодня считаются «архаизмом». Врачи-офтальмологи и педагоги не рекомендуют пользоваться ими для освещения детских рабочих зон. Они мерцают и сильно нагреваются при работе. Первое вредно для глаз и общего здоровья, второе создает опасность ожога при случайном касании раскаленного стекла. Но стоит отметить, что лампы накаливания имеют коэффициент цветопередачи (CRI) не менее 90%.

КЛЛ (компактные люминесцентные лампы) тоже не лучший выбор для детского настольного светильника. Они содержат ртуть, поэтому при разбитии ребенок рискует отравиться парами опасного металла. Кроме того, коэффициент пульсации КЛЛ также высок, вследствие чего школьник быстро устает при выполнении домашних заданий. А коэффициент цветопередачи (CRI) КЛЛ как правило составляет не более 70-80%.

Самыми безопасными и эффективными специалисты признали светодиодные (LED) настольные лампы для школьников. Эти лампы, при условии их качественного исполнения:

  • не пульсируют;
  • не лопаются;
  • имеют хороший коэффициент цветопередачи более 80%, что позволяет передавать все оттенки освещаемых предметов;
  • излучают приятный для глаз свет.

Если ребенок случайно коснется работающей LED-лампы, он даже не одернет руку, так как температура нагрева такого прибора минимальна.

Какой мощности должна быть лампочка в настольном светильнике

Офтальмологи рекомендуют вкручивать в настольные светильники для школьников только лампы накаливания мощностью 60 Вт. Они равномерно освещают поверхность и не ослепляют. Светодиодная лампа, естественно, должна быть менее мощной: для создания таких же световых условий достаточно 8 Вт. Но разные лампы с одной и той же мощностью, могут излучать разное количество света, иногда на 30-40%.

Лучше ориентироваться не на этот примерный показатель, а на реальную освещенность стола лампой, которую легко проверить с помощью люксметра-яркомера-пульсметра RADEX LUPIN . Освещенность рабочей зоны детской должна составлять не менее 300-500 лк. Этот же измерительный прибор покажет коэффициент пульсации света, максимально допустимое значение которого - 10 %, при работе с компьютером - 5 %.

Как определиться с оттенком свечения лампы

Цвет освещения также влияет на комфорт пользования настольной лампой, для школьника это особенно важно. Те же офтальмологи однозначно рекомендуют теплый белый свет для детских комнат и предупреждают об опасности «холодного» освещения голубоватого оттенка для сетчатки глаз ребенка.

Информация о цвете свечения светодиодной лампы есть на упаковке. Там же вы найдете точное значение цветовой температуры, измеряемой в Кельвинах. Чем она выше, тем более неестественным будет казаться искусственный свет. Идеальные значения - 2700-3000 К.

На что еще обратить внимание при выборе настольной лампы

При покупке важно определиться также с конструктивными особенностями светильника. Для подсветки рабочей зоны школьника нельзя пользоваться настольными лампами на жестком коротком штативе. Популярные светильники с гибкой гнущейся «ножкой» средней высоты гораздо лучше. Но самые эргономичные - приборы на длинном штативе, угол наклона которого можно регулировать. Такие светильники легко фиксируются в оптимальном положении для рисования, письма, занятий творчеством.

Еще одно важное свойство настольной лампы для школьника - устойчивость. Основание должно быть достаточно тяжелым или привинчиваться к столу, тогда прибор не упадет и не создаст травмоопасную ситуацию для ребенка. Обратите также внимание на то, какую фактуру имеет поверхность основы светильника. Глянец будет бликовать, поэтому для школьников выбирайте светильники с матовым основанием.

В последнее время в продаже стали появляться настольные светильники с необслуживаемыми светоизлучающими элементами. В некачественных образцах таких светильников, установлен светорассеиватель который, не может создать равномерный световой поток. Выглядит это, как яркие точки на панели светорассеивателя. В качественном настольном светильнике такого быть не должно.



Публикации по теме