Детско-родительский проект «В каждой семье свои традиции. Народные традиции воспитания в белорусской семье

ВОЗРОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ

Традиция 1. «Семейные праздники»

Как вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (Ответы)

Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник - это событие в детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от о важного события до другого. И наоборот, «тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», – писал Константин Ушинский.

Как вы устраиваете детские праздники в своей семье? (Ответы)

Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для самих себя. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, тогда он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.

Следует помнить и о том, что не следует против воли ребенка ставить его выступать: петь или рассказывать стихи. Ребенок сам выразит желание спеть или станцевать, если это выпадет игре или по фанту.

Как думаете, нужно ли оформлять квартиру или комнату к празднику? Что это дает ребенку? (Ответы)

Да, желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.

В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут.

Какие подарки вы дарите своим детям? (Ответы)

Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, скакалки. Для развития мелкой моторики – карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него.

Хорошо в день рождения ребенка сфотографировать его одного или в кругу семьи.

Во многих семьях существует традиция отмечать рост ребенка на косяке двери – пусть он видит, на сколько, он подрос за год.

Чтобы день рождения запомнился ребенку, нужно заранее продумать программу: игры, развлечения, аттракционы, конкурсы, концерт. Украсят праздник и сюрпризы, и сказочные персонажи, в костюмы которых могут нарядиться взрослые. От выдумки и фантазии взрослых зависит успех детского торжества.

Отмечая праздники в семье, мы показываем детям образец своего отдыха и проведения досуга. Повзрослев, так же как мы, будут наши дети. Пусть в вашем доме никто не чувствует себя одиноким и ненужным. Привлекайте ребенка к изготовлению подарков для родственников. Это посеет семена доброты у вашего ребенка.

Традиция 2. «Составление родословной своей семьи»

В качестве примера показывается чья-либо родословная в готовом виде.

Попробуйте сейчас составить родословную своей семьи. Начните с себя.

У кого получился самый многочисленный род?

Знаете ли вы, откуда родом ваши родители, дедушки, бабушки?

Кто придумал имя, которое вы носите?

Кто придумал имя вашему ребенку? Знает ли он об этом?

О чем говорят ваши инициалы?

Будет очень хорошо, если в семье вы начнете собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями ваших предков и потомков. Посадите свое семейное дерево вашего рода. Это станет самой драгоценной частицей наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для внуков. И в этом может оказать хорошую помощь семейная книга «Это я, твоя бабушка».

Традиция 3. « Семейные архивы»

Это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.

Есть ли в вашем доме семейный альбом?

Традиция 4. «Семейный альбом»

Это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда листали его в последний раз?

Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома – именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание.

Традиция 5. «Семейный отдых на природе»

Скажите, у кого из вас в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком?

Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки в природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать всей семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей живой природы, провести с ребенком игры природного содержания («Кто где живет», «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Что где растет»). Можно предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек. Как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги, а дома изготовить забавные поделки. И просто великолепно перекусить на лесной полянке (уходя не забыть забрать свой мусор, приучая ребенка правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом – лес).

Традиция 6. «Семейное посещение музея, выставок»

Кто из вас постоянно ходит с детьми в музей, кинотеатр?

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты, природы, искусству. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи.

Традиция 7. «Коллекционирование»

Очень хорошо, если в семье есть традиция, если же нет, то можно предложить собирать какие-либо коллекции у себя дома, особенно после посещения музеев. В результате этого у ребенка пробуждается потребность к созидательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Да, конечно, можно посадить ребенка за стол и учить писать буквы и цифры, но мы должны при этом помнить, что обучение – это задача начальной школы, что раннее обучение ведет к ухудшению психического развития детей (интеллектуального и личностного), что проявилось в массовой неготовности дошкольников к школьному обучению. Наша задача – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование.

Что можно коллекционировать в семье?

Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т.д. Посещение различных выставок и музеев может дать вам толчок в этом виде деятельности.

Традиция 8. «Игры с ребенком»

Скажите, в какие игры и как часто вы играете с ребенком? Какой вид деятельности является ведущим в дошкольном детстве?

Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизни начала свое движение. И в этом нам помогает игра. В настоящее время серьезное внимание уделяется игровой деятельности детей, так как именно игра создает благоприятные условия для развития личности.

Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры и уделять ей серьезное внимание, выделять в режиме дня место для игры, не должны нарушать свободу игры ребенка, менять свою позицию во время игры в соответствии со взятой на себя ролью.

Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традиционной в каждой семье.

Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, шахматы. Советуем вам обязательно играть с ребенком в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т.д.

Традиции в ДОУ

  • Утренние 5-минутки: «Рассказ о прочитанной дома книге» - каждый день.

Белорусские традиции обусловлены многонациональностью этой удивительной страны: издавна здесь соединились культуры литовских племен, русского, польского, еврейского и украинского народов. Однако, несмотря на это, у белорусов есть свои, присущие только им, обычаи и традиции. Особенно почитаемы в стране обряды, связанные с древнеславянскими языческими праздниками, такими как Ивана Купала, Масленица, Встреча весны, и другие. В наше время, такие традиции, связанные с явлениями природы и временами года, тесно переплелись с христианскими, и сформировали общую национальную культуру Белоруссии.

Знаете ли вы, откуда произошло название «Белоруссия»?

Белоруссия раньше называлась «Белой Русью». Это название дал ей царь Алексей Михайлович, во второй половине 17 века, оккупировав эти территории. Слово «белая» в данном случае означает «законная», то есть часть Руси, которая официально присоединена к ней.


Семья в Белоруссии, это – основа всего, и воспитанию ребенка в семье уделялось самое пристальное внимание. В семьях белорусов приветствуется многодетность. Считалось, что чем больше детей родит женщина, тем счастливей будет весь род. Большое внимание уделялось тщательному уходу за малышом в первые годы жизни. Ему пели песенки, рассказывали сказки, потешки, старались всячески сделать так, чтобы дитя почаще улыбалось. Воспитание в белорусской семье было требовательным и строгим, а родители личным примером учили детей трудолюбию, терпению, и уважению к старшим. Физическое наказание применялось крайне редко, а ребенку, который плачет, готовы были купить любую игрушку. Характерным было равное отношение ко всем детям, которые находились большую часть времени под опекой матери. Непререкаемым был авторитет бабушек и дедушек, их слушались, старались угодить во всем, и всегда обращались только на «вы». Детей же было принято называть ласково и нежно: солнышком, зайчиком, ласточкой или цветочком. В целом, семья для белорусов была и есть главным богатством, которым только может обладать человек.


Традиции Белоруссии

Свадебные белорусские традиции


Свадьбы были разрешены лишь в определенные периоды года. В другое время они были под строгим запретом, например в период с 7 по 21 января, а также во время постов и в период сбора урожая.


Обряд женитьбы проходил у белорусов в три этапа:

  • предсвадебный (сватовство и помолвка);
  • сама свадьба (вяселле);
  • послесвадебный (пироги и медовый месяц).

Каждый этап сопровождался своими обязательными ритуалами. Свататься, к примеру, можно было лишь в понедельник, четверг или субботу. Сваты, в количестве 5-6 человек, приходили в дом невесты с подарками и сладостями. Шутливый разговор заканчивался прямым вопросом: согласна ли девушка на свадьбу, и если все прошло успешно, будущие родственники с двух сторон выпивали бутылку, после чего в нее засыпали зерно, в честь будущей богатой жизни молодых.


Перед свадьбой у невесты обязательно проходил девичник, на котором будущая жена прощалась со своей свободой, беззаботной жизнью и плела вместе с подружками красивые венки. В день свадьбы в доме жениха накрывали стол белоснежной скатертью На столе должны были стоять хлеб, вода и свеча. В это время невесту одевали в свадебный наряд, и готовили к выкупу. С шутками, прибаутками и песнями молодые ехали венчаться, после чего праздновали это событие весело и шумно. Медовый месяц начинался с 9 дня после бракосочетания, и продолжался 30 дней.


Кулинарные традиции белорусов


Белорусская кухня – это сочетание сытости, простоты и многообразие способов приготовления одних и тех же (желательно местных) продуктов. До наших дней дошло большое количество древних рецептов, которые являются основой кухни белорусов. Картофель появился в Белоруссии лишь в конце 17 века, а до этого здесь были популярны зелень, бобовые, злаки, ягоды и фрукты, а также большое количество приправ – тмин, льняное семя, горчица, кориандр и хрен. Мясо не было основной пищей, предпочтение отдавалось овощам и изделиям из муки. Блюда из речной рыбы готовили на праздники или в выходные.


Кулинарные изыски белорусского народа

Совет

Если вам посчастливится побывать в Белоруссии, обязательно попробуйте традиционный местный бездрожжевой хлеб. Это необыкновенно вкусно, ведь в него добавляют лен, орехи или семена подсолнечника. Пекут такой хлеб в печах, подкладывая для ароматности кору дуба или листья фруктовых деревьев.


Вывод:

Белоруссия – самобытная древняя страна, в традициях которой пересеклись культурные обычаи многих народов. Уникальное сочетание языческих и христианских ритуалов находит свое воплощение в обрядах этой страны. Белорусы – гостеприимный, доброжелательный и веселый народ, бережно хранящий свою историю, и оберегающий свои обычаи.


Традиции и обряды Белоруссии

«Роль народных традиций

в семейном воспитании».

Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, любовь к Родине.

Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

Наше время – это время новых отношений. Сейчас нашему обществу особенно нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие рационально и трезво мыслить.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.

Необходимость семейного воспитания будущего семьянина через народные традиции не нуждается в доказательствах.

Особенность домашнего воспитания состоит в том, что оно осуществляется в ходе повседневного взаимодействия взрослых и маленьких членов семьи, без специальных "уроков".

Современные научные данные доказывают, что образ семьи формируется у ребёнка в первые годы его жизни. Между тем обследование дошкольников свидетельствует о скудной информированности детей о своих близких, о недостаточном интересе к чувствам, поступкам, деятельности членов своей семьи.

Дефицит эмоционально-личностных контактов родителей с детьми, которые возникают в силу служебной занятости взрослых членов семьи, - причина детского одиночества, несмотря на жизнь его среди родных и близких.

Именно в семье складывались и сохранялись народные воспитательные традиции и поддерживались коллективным, общественным мнением.

Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции,

обычаи, праздники и обряды, с помощью которых

народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и

психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. В семейном воспитании четко выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной. Вся народная этика сводится, главным образом, к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности связи поколений, сохранения фамильной чести, уважения к предкам.

Одной из характерных черт народной педагогики, является культ матери, культ родителей, культ старшего человека вообще. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает», - говорится в русской пословице. "Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют", - подмечают казахи.

Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в семье. Мать учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью. Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок.

Во все времена велико и ничем незаменимо было место отца в семье. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. О роли отца в семье в народе говорится: "Отец жив - смотри на его поступки, отец умер - помни о его воле".

Большое значение в воспитании детей традиционно играло старшее поколение - бабушка и дедушка со стороны отца.


Дедушки и бабушки считались

в народе лучшими педагогами,

хранителями многовековых педагогических

традиций. Воспоминания стариков представляли собой ознакомление детей с историей родной страны, и одновременно словесное воздействие на их сознание с целью формирования нравственных взглядов. У почитавшего стариков эти рассказы вызывали патриотические, национальные чувства, воспитывали миролюбивые черты.

Народной педагогикой было установлено, что дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Народ пришел к верному выводу: достоинство человека не передается по наследству, все зависит от воспитания. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: "У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая".

Наблюдая за поведением родителей и старших в домашней обстановке, он запоминал неписаные правила взаимоотношений между членами семьи, семейно-родственных отношений, обхождения с гостями и посторонними, учатся семейно-обрядовой культуре, культуре межличностных отношений, искусству народного воспитания.

Какие требования предъявляет народная педагогика

родителям и старшим в семье, чтобы они могли предстать

перед детьми положительным нравственным примером?

Прежде всего - создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей и старших. Как правило, оно отличается обоюдным уважением и дружбой родителей. "В дружной семье благодать, где раздоры - там погибель". Такой воспитательный подход не только создает атмосферу гуманных отношений в семье, но и позволяет старшим обрести тот авторитет, на основе которого они получали право давать детям советы, наставления, приказания.

Самым важным, высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд - главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах казахского народа .

Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребенку, с учетом его возраста, находится вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности.

Весьма важным качеством у народа является гуманизм и вежливость, проявляемые в правилах гостеприимства . Умение принимать гостей - большое искусство, которому старшие с любовью обучают молодежь. Гостеприимство у народа означает не просто кормление гостя - главным образом, это признак уважения к человеку.

В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре . Люди вновь стали отмечать народные праздники. В чем же их привлекательность? Во-первых, в эмоциональной насыщенности. Во-вторых, в комплексности, так как каждый праздник обязательно предполагал словесные, музыкальные, песенно-танцевальные и игровые формы. В-третьих, в огромном нравственном потенциале. В-четвертых, в их познавательной ценности.

На праздники или другие важные события в семье принято было дарить подарки, изготовленные своими руками. Праздники интегрировали нравственные и эстетические представления, формировали у подрастающего поколения знания об окружающей действительности, помогали включиться в реальную социальную жизнь.

Трудное дело - воспитать человека, оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним выводом:

"Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка".

Народное воспитание имеет одно неоценимое

преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво

формирует у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.

С самого рождения семья оказывает на ребёнка определенное влияние, закладывается фундамент всех поведенческих реакций. Именно родители, бабушки, дедушки дают первые уроки жизни в обществе, ведь дети являются маленькими копиями своих родителей.

И ошибочным является мнение о том, что образовательные учреждения должны формировать нравственные качества. Только сотрудничество семьи и сада может дать благотворные всходы на этой почве.

Поиск материалов:

Количество Ваших материалов: 0.

Добавьте 1 материал

Свидетельство
о создании электронного портфолио

Добавьте 5 материала

Секретный
подарок

Добавьте 10 материалов

Грамота за
информатизацию образования

Добавьте 12 материалов

Рецензия
на любой материал бесплатно

Добавьте 15 материалов

Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

Добавьте 17 материалов


«... Казахи ­ наследники великих цивилизаций ­ сумели
пронести свое национальное «Я» над всеми историческими
пропастями и впадинами. И не только пронести, не только
сохранить, но и приумножить».
Н.А. Назарбаев
Казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции. Основной традицией
казахов, со временем трансформировавшейся в особенность национального характера, является
гостеприимство. В казахском обществе существует неофициальный закон, озвученный еще в глубокой
древности. Он гласит ­ встречай гостя как посланника Бога.
Гостеприимство, в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все времена степняки
делали все возможное, чтобы угодить гостю. Поэтому каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что
его радушно встретят в любом уголке казахской земли.
Уважительное отношение к старшим – еще одна положительная черта казахского народа.
Традиционно ребенка с «младых ногтей» обучают сдержанности и добропорядочности при общении со
взрослыми, умудренными жизненным опытом людьми.
Однако выше перечисленные национальные особенности, базисом для возникновения которых
послужили обобщенные нормы и принципы общественных отношений (традиции), к счастью, присущи не
только представителям казахского народа. Поэтому далее вашему вниманию предлагается перечень
основных обычаев, получивших широкое распространение в казахском обществе.
1. Традиции и обычаи, связанные с преподнесением подарков
Сүйінші ­ обычай, согласно которому путник, принесший в дом добрую весть, в благодарность
получает от хозяев ценный подарок.
«Атмингизипшапан жабу» ­ высокий почет. Согласно традиции, дорогой гость, им может быть
акын, батыр или просто очень уважаемый человек, посетивший аул, в знак признания заслуг, получает в
подарок от местных жителей коня и дорогой чапан (халат из верблюжьей шерсти с ситцевой
подкладкой).
Бес жаксы ­ подарок, единовременно состоящий из пяти ценных вещей. В него входят: верблюд
(«кара нар»), быстроногий скакун («жуйрикат»), дорогой ковер («калы килем»), алмазная сабля
(«алмаскылыш»), а также соболья шуба («булгынишик»). Бес жаксытакже как и «Атмингизипшапан
жабу», удостаиваются наиболее уважаемые в казахском обществе люди.
Байғазы – традиция, предусматривающая возможность получения подарка человеком, приобретшим
обновку.
2. Традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью
Асар ­ семья, у которой возникла необходимость выполнить какую­либо спешную, подчас тяжелую
работу, имеет право позвать в помощники родственников, друзей и соседей. По окончанию дела, для
помощников накрывается богатый стол.
Жылу – традиция, связанная с оказанием материальной, моральной и финансовой помощи людям,
пострадавшим в результате стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.). Все сочувствующие, а не

только родственники, имеют право помочь пострадавшим. В качестве пожертвований могут выступать –
скот, стройматериалы, одежда, деньги.
Белкотерер – традиция, угощать пожилых людей. Для стариков, готовятся вкусные, а самое главное
– мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Как правило, данная обязанность возлагается
на детей или близких родственников, реже соседей. Традиция белкотерер, является примером заботы о
пожилых людях.
3. Традиции и обычаи, связанные с приемом гостей
Конакасы – обычай, связанный с угощением гостя. Казахский народ издревле славился своим
гостеприимством. Все самое вкусное казахи всегда приберегали для гостей. Гостей делили на три вида.
«Арнайыконак» ­ специально приглашенный, «кудайыконак» ­ случайный путник, «кыдырмаконак» –
нежданный гость. Следует отметить, что если хозяин дома по каким­либо причинам, отказался
соблюдать обычай конакасы, в отношении его (в давние времена) могли быть применены штрафные
санкции.
Конаккаде – традиция, в соответствии с которой хозяин дома имеет право попросить гостя спеть
песню или сыграть на музыкальном инструменте. Конаккаде ­ испытание гостя искусством, а также залог
веселого застолья.
Ерулик – если в аул прибывали новоселы, в их честь устраивался ерулик – небольшой праздник,
позволявший прибывшим быстрее адаптироваться на новом месте. Также обычай ерулик включал в себя
и помощь в бытовом обустройстве новичков. Соседи обеспечивали их дровами, питьевой водой и т.д.
Той дастархан ­ особая форма торжества, организуемого к празднику или во время него. Помимо
посиделок за столом, во время той дастархан, проводятся спортивные, музыкальные, песенные
состязания (айтыс), скачки.
4. Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка
Шільдехана ­ торжество, связанное с рождением ребенка.
Бесікке салу, бесік той ­ праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в люльку. Как
правило, организуется на 3­5 день после отпадания пуповины у малыша.
Есім кою, атқою ­ обряд имянаречения. Может проводиться в рамках праздника шілдехана, либо во
время торжества, приуроченного к укладыванию новорожденного в люльку. Исполнение обряда
поручают наиболее уважаемым людям, которые кроме всего прочего, благословляют младенца.
Кыркынаншыгару ­ обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Включает в
себя: купание младенца в 40 ложках воды, а также первую стрижку волос и ногтей.
Тусаукесу ­ по казахскому обычаю, в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту
приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом специальные
веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для того, чтобы в будущем малыш
мог красиво ходить и быстро бегать.
Сүндеткеотырғызу ­ обряд обрезания. Обряд проводится, когда ребенку исполняется 5­7 лет. В
этот день родители зовут в юрту муллу, который и проводит данную процедур. За это мулла получает
щедрое вознаграждение. По случаю сүндеткеотырғызу, организуется большой праздник, на который

приглашают всех родственников и друзей. Пришедшие на той, делают щедрые подарки виновнику
торжества и его родителям.
5. Традиции и обычаи, связанные со вступлением в брак
У казахов по адату ­ брак между родственниками до седьмого колена запрещен, подобное табу,
способствует предупреждению кровно­родственных смешений и, как следствие – благоприятно
отражается на здоровье будущего потомства.
Кроме того, в прежние времена существовало суждение, что ранние браки способствуют удержанию
молодежи от непристойных поступков, а также являются предпосылками к рождению здоровых детей.
Поэтому девушек выдавали замуж в 13 ­ 14 лет. Однако сегодня, традиции ранних браков в Казахстане
не практикуется.
Любую свадебную церемонию в казахском обществе предвосхищает құдалық (сватовство). В
преддверии бракосочетания в дом невесты приезжают сваты. Их задача – договориться с ближайшими
родственниками девушки о ее замужестве. В ходе сватовства, отец невесты получает от гостей подарки,
являющиеся своеобразным задатком.
Если переговоры проходят успешно, отец, в свою очередь, вручает главному свату халат. Этот
обычай именуется «шегешапан». Приготовление «құйрықбауыр», блюда из печени и курдючного сала,
также свидетельствует об удачном завершении сватовства.
Следующий этап праздника – проводы невесты «қызұзату». Вечером перед началом церемонии в
дом девушки вновь приезжают сваты. Количество визитеров должно быть не четным (5­7 человек). Рано
утром, невесту вместе со сватами отправляют в дом жениха. Процедура прощания, сопровождается
исполнением казахской ритуальной песни «Жар­жар».
Торжественный обряд встречи невесты, именуется келінтүсіру. Основным элементом келінтүсіру,
является исполнение традиционной песни наставлений и пожеланий – «Беташар».
В древние времена, когда казахи практиковали кочевой образ жизни, жилище молодоженов (юрта),
располагалось позади дома родителей жениха. Согласно традиции, первой порог юрты должна была
переступить невеста, причем обязательно сделать это с правой ноги.
Также в ходе свадебной церемонии, молодожены должны совместно распить сосуд с водой, в
которой растворены сахар и соль. По приданию, данный ритуал – гарант счастливой семейной жизни.
Не менее интересен в комплексе свадебных мероприятий обряд расплетания косы невесты, с
последующим раздвоением. Две косы на голове у новобрачной, символизируют окончание одиночества и
начало супружеской жизни.
6. Древнейшие обычаи казахского народа
Туганжергеаунату – согласно данному обычаю, человека, долгое время прожившего в дали от
родных мест, по возвращению на родину следовало обвалять в земле. Коротко смысл данного действия
можно объяснить следующей пословицей – «все мы дети родной земли».
Аузынатукирту – дословно название этого ритуала переводится как «поплевать в рот». У древних
казахов существовало поверье, согласно которому с капелькой слюны, переданной ребенку отважным
батыром, популярным акыном или оратором, к малышу перейдет частичка гена одаренности данного
человека. Благодаря чему, в будущем этому ребенку будет сопутствовать удача.

Ашамайгамингизу – обряд, в соответствии с которым 6­7­летнему мальчику полагалось дарить
коня и камчу. Подобный ритуал являлся своеобразной «инициацией», пройдя которую ребенок
провозглашался джигитом. В этот день старики благословляли юного наездника на ратные подвиги.
После чего, родители устраивали в честь сына небольшой той (праздник).
Бастангы – старинный аналог современных молодежных вечеринок. Традиционно подобные
торжества проводились сразу же после отъезда взрослых. Во времябастангы, гости, как привило,
высказывали только одно пожелание ­ чтобы в дороге путников сопровождала удача и не настигла
болезнь.

Традиции и обычаи казахского народа
Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и
передаваемых из поколения в поколение на протяжении многих веков. Большое влияние на их
формирование оказали исторические события и религиозные мировоззрения. В частности многие
традиции уходят корнями в тенгрианство, языческие представления об устройстве мира, существовании
до принятия ислама. В то же время они переплетаются с мусульманскими обычаями. Таким образом, в
казахской культуре образовался своеобразный симбиоз обычаев и традиций, которые удивительно
гармонично сочетаются и дополняют друг друга, пронизывая все этапы жизни человека: рождение
ребенка, период беременности и родов, и свадьба, послесвадебный период, замужество, воспитание детей
на разных этапах развития, обычаи гостеприимства, особенности приема гостей, устройства праздников и
поминок, погребально­поминальный обряж и самые разнообразные моменты и сферы жизни.
Невозможно не отметить традиционное уважительное и почтительное отношение к старшему
поколению, уважение к мудрости, почитание предков. У казахского народа принято считать своим
долгом ­ знать всех своих предков до седьмого колена. Эта традиция исходит из тенгрианства. Согласно
древним верованиям, у человека есть душа, которая не нуждается в физической пище, но пищей для нее
является дух предков Аруах. Если человек совершает дурной поступок, предает честное имя своих
предков, то он тем самым оскорбляет духов Аруахов, а значит и Тенгри. Поэтому человек четко
осознавал, что его деяния будут отражаться на семи последующих его поколениях. А если человек
прожил достойную уважения жизнь, то духи будут благосклонны к его потомкам.
Другой отличительной чертой казахского народа являлось и является гостеприимство. Обычаев и
традиций связанных с гостеприимством у казахов очень много. Так обязанностью хозяина и хозяйки
считалось радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием
вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как бешпармак, манты, казы, шужуки т.д., а также
полезными напитками: кумыз, шубат, айран и конечно чай.
К слову, у казахов существует целый обряд правильной разделки мяса при подаче на стол. В
нарядной юрте накрывали праздничный дастархан, пели песни, танцевали, играли на музыкальных
инструментах. Считалось большим позором для хозяина, не напоить гостя чаем и не накормить тем, чем
богат. Также было высшей бестактностью показать гостю свое плохое расположение духа. У казахского
народа существуют множество пословиц и поговорок, связанных с гостеприимством, одна из которых
переводится, как "Если гость приходит, счастье в дом приводит!". Хозяева дома всегда стремились,
чтобы гость ушел в хорошем настроении, обязательно давали в дорогу гостинец. А если в гости приходил
ребенок, то его обязательно угощали чем­нибудь вкусненьким и дарили небольшой подарок.
Существовало поверье, что если ребенок уйдет из гостей расстроенный, то заберет с собой счастье из
дома.
Свои особенности имеет и воспитание детей у казахов. Корни их уходят в глубокую древность.
Например, такой обычай, как выведение из 40 дней ребенка связан с древними представлениями о том,
что первые 40 дней ребенок наиболее подвержен влиянию злых духов, и что они могут наслать на него
болезни или подменить ребенка. Поэтому ребенка до 40 дней никому не показывали, кроме самых

близких. И даже первые казахские колыбельные скорее напоминают заговоры, чем песни, смысл которых
заключается в том, чтобы обмануть злых духов и отогнать их от младенца.
Некоторые традиции и обычаи казахского народа имеют религиозный характер. Например, обрезание
крайней плоти у мальчиков или сундет. Обряд этот зародился в арабских странах, и уже позже пришел к
казахскому народу вместе с мусульманской религией. Сундет ­ это очень важное событие для любого
мальчика, так как этот обряд присоединяет его к мусульманскому миру, ведь о необходимости
обрезания крайней плоти говорится в Коране. Сундет ­ это далеко не рядовое событие и по этому
поводу как правило устраивали большой праздник и ребенка в этот день поздравляли и дарили много
подарков.
Еще одной особенностью воспитания детей у казахов является то, что большую роль в воспитании
играли бабушки и дедушки, которые были основными носителями традиций, обычаев, опыта и мудрости
народа. Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови. Усыновленные таким
образом дети традиционно были любимчиками в семье. Большую роль в воспитании играл народный
фольклор. Как только ребенок учился говорить, его сразу обучали песенкам, поговоркам, стихам. У
казахского народа всегда ценилось красноречие, умение импровизировать, экспромтом слагать стихи и
песни. Не зря айтыс пользуется такой популярностью и в наше время. Многому дети обучались в игровой
форме уже с самых маленьких лет. Всем известно, что нормы общественной и хозяйственной жизни,
ценности закладываются в первую очередь в семье. Дети, наблюдая за работой взрослых: дочери ­ за
ремеслами матерей, сыновья ­ за хозяйскими делами отцов, ­ постепенно и сами тянулись поучаствовать
в процессе и помочь. Так понемногу приобретая жизненные навыки уже к первому жизненному отрезку ­
мушелю, к 12 годам девочки становились хорошими помощницами матерям, а мальчики ­ молодыми
жигитами. Воспитание девочки изначально больше было направлено на семью, привитию ей главных
семейных ценностей, образованию же мальчика уделяли гораздо большее внимания, так как ему
предстояло стать главою семьи, решать сложные хозяйственные вопросы.
Еще одной характерной чертой казахского народа является его сплоченность, взаимовыручка и
взаимопомощь. Жители одного аула всегда были как одна большая семья. Если у кого­то случалась беда,
то соседи и родственники обязательно стремились помочь. Выручали "всем миром". Правило для любого
казаха ­ никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи
и рода.
В современном Казахстане многие обычаи потеряли свою актуальность, ввиду изменения ритма и
уклада жизни, а также под влиянием исторических факторов. Женщины стали более эмансипированными
и уже не обязательно полностью посвящают себя семье и детям, а стремятся достичь карьерных высот
наравне с мужчинами. Такой обычай, как воровство невесты хоть и случается, но в большинстве случаев
при согласии невесты, когда например родители невесты против свадьбы. Если же подобный факт
случается без согласия девушки, то существует ряд уголовных статей предусматривающих наказание в
зависимости от инкриминируемой статьи. Но многие обычаи и традиции наоборот возрождаются из
забытья. Это ­ детские обычаи, связанные с рождением ребенка и свадебные. Стало модным проводить
традиционную казахскую свадьбу в национальной свадебной одежде жениха и невесты, с соблюдением
основных этапов традиционной свадебной церемонии. Свадебная одежда хоть и претерпела изменения,
но в современном наряде прослеживаются элементы казахского орнамента, колоритность образа в целом.
На голову невесты вновь одевают саукеле. Возрождаются национальные ремесла, такие как валяние
шерсти, ювелирное мастерство, выделка кожи, изготовление музыкальных инструментов и т.д. Все это
свидетельствует о живом интересе, прежде всего молодого поколения к истории своего народа.
Все обычаи и традиции казахского народа можно условно разделить на обычаи и традиции, связанные
со сватовством и свадьбой, с рождением и воспитанием ребенка, обычаи гостеприимства, различные
обычаи в быту, и погребально ­ поминальный обряд.
Традиции и обычаи в казахской культуре
Наша национальная культура вобрала в себя достижения мировой культуры и является частью и
продуктом мировой истории и культуры. Изучение истории и культуры народа невозможно без
понимания истоков этнического развития, приоритетных духовных, нравственных ценностей казахской
культуры. В истории любого народа осмысление прошлого закладывается основа и перспективы развития

будущего. Как отмечает президент Н.А. Назарбаев «... Казахи ­ наследники великих цивилизаций ­
сумели пронести свое национальное «Я» над всеми историческими пропастями и впадинами. И не
только пронести, не только сохранить, но и приумножить».
Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но, несмотря на это за многие тысячелетия
прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи
выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом
познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили
традиции, обряды и обычаи. Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, характеризующие только его
национальные особенности и черты, раскрывающие его национальную сущность. Традиции
вырабатываются в длительном историческом развитии, в процессе многообразной трудовой и культурной
деятельности каждого народа. Со времени возникновения человеческого общества прогресс цивилизации
происходил благодаря тому, что от поколения к поколению, от коллектива к отдельному человеку
систематически передавались знания, трудовые навыки, нормы поведения, материальные или духовные
ценности. Каждым новым поколением это усваивалось, применялось в жизни, развивалось и дальше
передавалось последующим поколениям. В ходе исторического развития сложились и утвердились
разнообразные формы, способы и механизмы сохранения и передачи социального опыта, которые в
совокупности и называются традициями.
Поскольку жизнь и благополучие зависели от выносливости, силы, ловкости и смекалки,
особое внимание в степи уделялось привитию детям этих качеств с самого раннего
детства. Поэтому многие казахские обряды, так или иначе, связаны с рождением, детством, юношеством
и совершеннолетием молодого человека. Например, на шильдехане ­ празднестве по поводу рождения
сына, состоятельные люди делали щедрые угощения с приглашением жителей не только своего, но и
соседних аулов, устраивали состязания певцов, джигитовку на конях. Ребенка нередко нарекали именем
почитаемого в ауле человека. Бывали и случаи, когда давали ребенку первое попавшееся, ничем ни
приметное имя для того, чтобы рос он не на виду здоровым и крепким. Как особые этапы на пути к
совершеннолетию в казахской семье отмечали такие события, как бесикке салу ­ укладка
новорожденного в люльку, с намеком на то, чтобы он быстро рос и набрался богатырского здоровья;
тусаукесу ­ первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день, по казахскому
обычаю, в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого
человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка. Атка
отыргызу ­ это посадка на лошадь с передачей в руки не только плетки, но и копья, чтобы наследник
умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно. Затем следовал обряд обрезания. В этот
день родители 5­7­летнего сына зовут в юрту достопочтенного муллу. И тот совершает обряд обрезания,
после чего щедро вознаграждается родителями ребенка. Затем они по обычаю должны сделать той ­
праздник. Созывается много гостей, родственников из соседних аулов, те в свою очередь делают подарки
ребенку и его родителям.
Игры и праздники
Игры и праздники во все времена имели огромное общественное значение. Возникновение их
относится к далекой древности, в своем развитии они прошли ряд последовательно сменявшихся форм,
соответствовавшим общественным отношениям и хозяйственной деятельности народа. Игры и
развлечения выполняли такие функции, как воспитательные, военно­спортивные, ритуальные, зрелищно­
эстетические, коммуникативные и др. Широкую и универсальную функцию выполняли военно­
спортивные игры, связанные как с военным бытом (войны, набеги, столкновения), так и с хозяйственной
деятельностью общества. Такими играми были сайыс, аударыспак, жамбы ату, скачки, курес и
др. Часть игр и развлечений несли ритуальную и обрядовую функцию, входящих в систему поминальных
и погребальных церемоний, а также брачных. Многие из них впоследствии утратили свою первона­
чальную суть, развиваясь и перерождаясь. Примером может служить аламанбайга, кокпар.
Народные торжества (мейрам, той, ас) и игры посвящались знаменательным событиям и носили
общественный характер. Самым большим праздником, по сведениям исследователей, считались поминки

с конскими скачками. Известно, что поминки (ас), устраиваемые в честь старейшего в роде, собирали
множество людей, было до 15 тысяч человек, независимо от сословной принадлежности. О них говорили
в степи несколько лет, слагали песни. Торжество продолжалось от 3 до 7 дней, в зависимости от
материального положения организаторов. При этом ежедневно проводились какие­нибудь игры,
состязания, и заключительный день завершался грандиозной скачкой, которая и составляла славу
поминок. Среди семейно­родовых торжеств не менее значительным было проведение свадеб. Торжество
начиналось общим угощением. Здесь можно услышать свадебные песни и айтысы известных акынов,
увидеть и участвовать в играх и шуточных развлечениях. Во время свадебного тоя только в программу
развлечений входило множество игр, где главным увеселением служили скачки (байга) с призами, часто
очень значительными.
Такой же торжественный характер носило и событие, связанное с рождением сына, которое часто
выходило за рамки чисто семейной радости. Ими были торжество, посвященное рождению младенца
(шильдекана), торжество, совершаемое по поводу укладывания ребенка в колыбель (бесык той),
торжество, отмечаемое на сороковой день рождения ребенка (кыркынаншыгару), торжество, связанное
с мусульманским обрядом обрезания мальчиков в возрасте от трех до десяти лет (сундет той). Каждый
из праздников имел свою предысторию. Например, проведение шильдекана связывали с поверьем,
"согласно которому в три первые ночи духи могут похитить новорожденного, подменить его
уродом. Шумное веселье молодежи должно было отпугнуть их".
Жамбы ату ­ стрельба из лука или из ружей на полном скаку в мишень. Его происхождение
связано с военно­прикладным искусством, сохранившимся вплоть до XVIII в.
Кумыс алу, один из своеобразных национальных видов спорта, встречающийся у народов Средней
Азии, Казахстана, Кавказа, требующий от участников предельной скорости, ловкости, искусного и
отважного управления конем. Смысл игры состоит в том, чтобы всадник на полном скаку должен
поднять положенную на землю монету, а иногда и несколько монет, расположенных в одинаковом
интервале.
Большой популярностью в народе пользовались борьба (казакшакурес), разновидность которой
встречались и у других народов Средней Азии. Казакшакурес проводился на всех празднествах и
напоминал вольную борьбу, правда, без весовых категорий. Отличительной чертой казакшакурес
является отсутствие борьбы в партере и производится она только на поясах и стоя.
Кыз куу (догони девушку) ­ конноспортивная игра, своими корнями уходящая в глубокую
древность, когда девушки были воинами и наездницами. Они предъявляли избранникам ряд условий, в т.
ч. состязания по скачкам. В случае победы воин имел право жениться на ней. В видоизмененной форме
дошли до нас несколько вариантов этой игры, проводимых во время свадьбы и иных торжеств. Игра
проводилась на открытом поле на определенной дистанции. В конце поля устанавливали контрольный
поворотный столб или мету. По условиям игры девушка должна ударить плетью джигита и пуститься
вскачь, чтобы первой доскакать до поворотного столба, а джигит ­ догнать ее. Если джигит догонял ее до
линии поворота, то, как победитель имел право обнять и поцеловать девушку. Если же он не догонял
девушку, то на обратном пути, подстрекаемая зрителями, она догоняла неловкого джигита и наносила
ему многочисленные удары плетью. Подобные неудачи ложились позором на наездника, требовалось
долгое время, чтобы забыли о ней.
Почитание к лошади и любовь к конным играм стали традицией, сохранившейся до наших
дней. Аламанбайга ­ скачка на длинные и сверхдлинные дистанции (25, 50, 100 км), является
одним из древних и популярных состязаний. Зарождение ее связано с кочевым бытом,
необходимостью подготовки лошадей к длинным переходам, особенно в военное время. Аламанбайга
является первым и основным видом программы крупных народных празднеств, особенно поминок (ас).
Состязания проводились в степи по прямой, изобилующей естественными преградами, без ограничения

количества лошадей, их породы. По мере приближения наездников к финишу выкрикивали родовые
кличи (уран), по которым зритель узнавал победителей скачки.
Байга проводилась на всех праздниках и была доступной для всех. Она устраивалась на ровной
местности по прямой, с поворотом или по замкнутому кругу. Соревнования проводились на следующие
дистанции: от 1,2 до 2 км для лошадей не моложе трех лет, от 2,4 до 4,8 км для лошадей до четырех лет,
от 5 до 8 км для лошадей в возрасте до пяти лет и старше (собственно байга). Жаргадарыс ­ состязание
на иноходцах. Дистанция устанавливалась по прямой в естественных условиях от 2 до 10 км. Бег
иноходью был наследственным, и за природную мягкость и ритмичную поступь такие лошади очень
ценились. Иногда способности иноходца развивали у лошади раннего возраста, если у них имелись
задатки. Этим занимались специальные мастера (жоргашы).
Сайыс ­ единоборство всадников на пиках, представляет собой старинную военизированную игру,
устраиваемую только на особо крупных торжествах. Бойцы для поединка выставлялись из различных
родов или между соседними народами, как, например, между казахами и киргизами на юге Казахстана.
Участники снаряжались необходимой экипировкой, вооружались длинными деревянными копьями с
тупым концом. Цель поединка ­ выбить соперника из седла или нанести ему тяжелый удар, чтобы он не
смог продолжить единоборство.
Аударыспак ­ борьба на лошадях с целью сбросить соперника из седла. Участвовали только зрелые
мужчины, обладающие большой физической силой, ловкостью, выносливостью и умелым владением
конем. Обычно такие мастера выставлялись на состязаниях от целого аула и рода.
«Аударыспак»
Алты бакан (буквально "шесть столбов") ­ казахские качели, сооружались из шести столбов,
концы которых перетягивали крепкой веревкой, сверху устанавливали поперечный шест, куда
закрепляли парные арканы для ног и сидения. Алты бакан проходил в вечернее время. Девушка и юноша
раскачивались на качелях и при этом должны были начать какую нибудь веселую песню, остальные
подхватывали ее, играли на домбре. Пары сменяли друг друга.
Ак суек (белая кость) ­ развлекательная молодежная игра, проходила в лунную ночь, с участием
молодежи соседнего аула. В качестве инструмента берется белая кость, откуда и название игры.
Участники образуют две группы во главе со своими предводителями, и представитель одной из них по

жребию забрасывает как можно дальше кость, а остальные в это время отворачиваются. Затем по сигналу
все идут искать аксуек. Нашедший первым кость незаметно извещает своих и, прикрываясь ими,
старается быстро добраться до исходной позиции. Если он благополучно добежит до места, то
представители побежденной команды в качестве компенсации развлекают победителей, чаще всего
песней.
Наряду с молодежными играми широко были распространены и детские игры. Самые любимые из
них ­ альчики (асыки), раскрашенные овечьи и подкопытные бабки. Древность этой игры подтверждена
археологическими данными по всей территории Казахстана. В качестве выигрыша на кон ставили
альчики, деньги и другие призы.
Среди игр интеллектуальных любимой был тогызкумалак ­ настольная игра. Для нее использовали
четырехугольную деревянную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между
рядами вырезаны еще две большие лунки круглой формы (казан). Каждый игрок (их два) имеет по 81
шарику, а в лунки кладут по 9. Ходы делаются поочередно. Выигравшим считается тот, кто забирал из
лунок противника больше шаров. Игра была настолько популярной, что могли обходиться без доски. Для
этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии. Игра называется
тогызкумалак (девяткою) потому, что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у
древних монголов и тюрков священным числом.
Одним из древнейших развлечением казахов была охота, в особенности, охота с ловчими птицами,
служившая подспорьем в скотоводческом хозяйстве. Самого охотника называют кус­беги или беркутчи.
Опыт дрессуры диких птиц накапливался веками, секреты передавались от отца к сыну. Эти мастера
обладают природным даром воспитания соколов, беркутов, орлов. Для них специально готовят
снаряжение: покрывало, колпак, ложе, привязь. Обученный беркут охотится на зайцев, лис, куропаток,
черных рябчиков. Секреты дрессировки династии охотников­беркутчи передавали из поколения в
поколение. Сезон охоты с беркутом начинается с установлением снежного покрова. Так было издревле: с
беркутом ходили на охоту лишь зимой, когда мех пушных зверей был в цене. Обычными трофеями,
помимо лис, бывают корсаки ­ степные лисы и зайцы, а раньше охотились также на сайгаков и джейранов.
На крупных птиц пускают ястребов, а на мелкую дичь ­ соколов. Охота с ястребом, соколом, кречетом
начинается с конца сентября, когда пернатые готовятся к перелету, и длится до первого снега.
«Беркучи»

«Алты бакан»
«Тусаукесу» ­ Разрезание пут
«Той дастархан»

Среди всех праздников казахов почетнейшее место занимает
Наурыз.
Современное казахское название Нового года ­ Наурыз пришло из персидского языка: нау ­
новый, руз ­ день. В прежние времена казахи называли началом нового года улыс куны ­ днем всего
племени. Отсюда традиция примирения между родственниками за праздничным столом, обмен
подарками и пожеланиями благ. Начало года знаменовалось появлением зелени. Закончилось терпеливое
противостояние тяготам зимы, и теперь с приходом весны важно принять участие в празднике
зарождения жизни. Главное ритуальное блюдо древнего праздника ­ наурыз коже. Наурыз коже включает
в себя 7 обязательных элементов, олицетворяющих 7 жизненных начал: вода, мясо, соль, масло, мука,
пшено и молоко. Они символизировали счастье, удачу, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост,
покровительство неба. Если молоко выступает символом нового года, то старый олицетворяет мясо,
причем обязательно копчености составляющие прошлогодние запасы. Весной люди спешат обновиться
физически и духовно ­ освобождаются от долгов, старых ненужных вещей, чинят одежду, жилье, арыки,
колодцы, просят прощения у близких за прошлые грехи, мирятся с соседями, приглашают гостей,
одаривают родных. В семи домах должен побывать каждый, и семь гостей принять у себя в доме. Тысячи
людей становятся свидетелями острых устных песенных состязаний акынов, соревнований в
национальных видах спорта ­ казакшакурес, тогызкумалак, скачках и играх на конях ­ кызкуу, байга.
Как отмечают исследователи, казахи имели высокую материальную и духовную культуру: «У
нас были и есть свои богатства не только материальные, но, прежде всего, духовные:
высокохудожественная устная и письменная литература, богатейший фольклор, эпос, яркое
музыкальное, поэтическое и философское наследие». Культура казахского народа прошла

«Дастархан»
«Бауырсаки»



Публикации по теме