Диагностика мелкой моторики рук. Диагностика развития мелкой моторики

Обследование состояния общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста проводилось с 17 по 21 октября на базе ГУО «Ясли-сад №4». В экспериментальном исследовании приняли участие 8 детей логопедической группы детского сада.

Для изучения состояния общей моторики мы использовали игры-задания, направленные на:

1. Исследование статистических, изолированных движений:

Попрыгать на правой ноге;

Попрыгать на левой ноге;

Попрыгать на 2х ногах, как «зайчик»;

Попрыгать на 2х ногах как «мячик».

Под текст:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился в скач,

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Завести «мотор» правой рукой;

Завести «мотор» левой рукой;

Попрыгать в «классики».

2. Исследование координации движений:

Попрыгать через скакалку;

Поочередно поднимать правую и левую ноги, согнуть в коленях, опуская их, как «лошадки»;

Завести «мотор» обоими руками;

Поймать мяч, брошенный экспериментатором;

Бросить мяч на пол и поймать его двумя руками;

Поднять руки вверх, потянуться («большие»); присесть, руками обхватить колени, спрятать голову («маленькие»);

Размахивать руками вперед - назад как «маятник».

3. Исследование двигательной памяти:

Вытянуть руки вперед, сделать хлопок перед собой, опустить вниз;

Поднять флажок вверх, помахать им, посмотреть на него, опустить вниз;

Взять флажок в другую руку, повторить то же самое;

Присесть на корточки (стали «маленькими»);

Встать выпрямиться (стали «большими»);

Повторить то же самое в обратной последовательности .

4. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв. С этой целью выполняются следующие задания:

назвать буквы печатного шрифта, данные в беспорядке;

сконструировать буквы (из цв. полосок);

найти буквы (п и н) среди других;

узнать буквы, зеркально расположенные на листе бумаги;

дополнить недостающий элемент.

Эти задания для детей, которые знают буквы. В остальных случаях достаточно дать задания воспроизвести рисунок (копирование), задания на ориентацию слева – справа, вниз – ниже, дальше – ближе .

Для изучения состояния мелкой моторики мы использовали следующие задания:

1.Символический праксис (сначала по образцу, затем по инструкции)

Детям необходимо показать наглядно, как:

Рубят дрова;

Чистят зубы;

Манят пальцем;

Отдают честь;

Свистят;

2.Предметные действия :

Завязывание банта;

Зашнуровывание ботинок;

Расстегивание пуговиц на одежде;

Игра на пианино (1 пальцем, 2 пальцами, поочередно каждым пальцем);

Игра на пианино 2-мя руками.

3. Праксис позы кисти руки (выполнения действия правой – левой рукой, перенос позы с одной руки на другую – по подражанию, затем по инструкции):

Сжимание кисти;

Перебор пальцев;

Ладонь вертикально;

Ладонь горизонтально;

Перенос позы с одной руки на другую.

4. Условные реакции и действия :

а) простые условные реакции:

– на 1 стук – поднять руку;

– на 2 стука не поднимать руку;

б) конфликтные условные реакции:

– в ответ на кулак – поднять палец, на палец – кулак, кулак – палец, палец – кулак;

– в ответ на сильный стук поднять руку, на слабый опустить.

5. Пространственный праксис :

а) одноручные пробы на пространственную координацию, сначала по образцу, затем по инструкции:

– показать левую руку;

– вытянуть руку вперед;

– положить руку на бок;

– отвести руку назад;

– поднять руку к подбородку;

– сжать пальцы в кулак – разжать.

Каждое задание выполнять 5 – 6 раз.

б) двуручные пробы на пространственную координацию движений (те же самые пробы);

в) пробы Хэда:

– по образцу: коснуться левой рукой правого уха и, наоборот;

– по инструкции (то же) .

6. Моторика пальцев рук

– сжать правую руку в кулак;

– сжать левую руку в кулак;

– сжать одновременно руки в кулаки;

– стать руки в кулаки и постукивать ими по столу, сопровождая каждый удар словом «тук – тук – тук»;

– соединить большой и указательный пальцы, чтобы получилось кольцо. Затем воспроизвести кольцо двумя руками одновременно.

– выдвинуть указательный и средний пальцы (ушки зайчика) и подвигать ими. Затем воспроизвести «ушки зайчика» одновременно двумя руками;

– поздороваться большим пальцем правой руки поочередно с каждым пальчиком той же руки. Затем произвести те же движения, начиная с мизинца;

– положить ладонь на стол и раздвинуть пальцы;

– «догнать пальчики» сначала побежал большой пальчик, а за ним поочередно побежали другие пальчики .

7. Динамический праксис

Необходимо воспроизвести следующие слова:

Кулак – кольцо;

Кулак – ребро – ладонь;

Ребро – ладонь – кулак.

8. Графические пробы

Ребёнок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев.

«цепочка»

«заборчики»

«башня-крыша»

Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале – по наглядному образцу, а затем – по речевой инструкции: башня – крыша – башня – крыша.

9.Конструктивный праксис :

а) сложить из отдельных элементов фигуры по образцу (треугольник, квадрат, круг);

б) срисовать фигуры (треугольник, квадрат, дом);

в) нарисовать самостоятельно (дом, дерево, человек);

г) обвести рисунки.

Наталья Фадеева
Обследование мелкой моторики (методика Гризик Т. И.)

Обследование мелкой моторики

(методика Гризик Т . И.)

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель обследования - проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.

Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев) .

Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри» . Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!» . Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!» .

Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3-7 человек) .

В отличие от старшей группы упражнения проводятся без наглядности (картинок) . Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения.

Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке :

1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15) ; расслабление - отдых (около 5 с) ;

2-й раз - выполнение упражнения (под счет до 15) ; расслабление - отдых;

3-й раз - выполнение упражнения (под счет до 15) .

1. «Кольцо» . Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.

2. «Коза» . Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

3. «Три богатыря» . Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

4. «Заяц» . Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

5. «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев) . Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 5-6 лет до 10)

Публикации по теме:

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность,.

Консультация для педагогов «Методика обследования мелкой моторики у детей 5–6 лет с дизартрией» Методика обследования мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с дизартрией Цель: определить уровень развития мелкой моторики у детей 5 – 6 лет.

Коррекция мелкой моторики Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если мелкая моторика.

Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную.

Развития мелкой моторики рук на развитие речи ВВЕДЕНИЕ. «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи» выбрана мною не случайно,.

Развиваем мелкую моторику с помощью сенсорных и дидактических игр. Развитие речи и мышления напрямую зависит от развития мелкой моторики.

О пользе развития мелкой моторики рук написано и сказано немало,ведь огромная роль развития движений пальчиками в овладении ребенком речью.

Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.
С помощью этих методик может быть проведена диагностика развития мелкой моторики , связанной с графическими действиями.
Перед ребенком кладется лист с заданием. Он внимательно слушает, что надо сделать. Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.

Методика 1
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.
(На выполнение задания отводится 1 минута).
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Методика 2
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

Методика 3
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)
1 балл – 3 и более ошибок

Методика 4
Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии
1 балл – 5 и более раз сошел с линии

Методика 5
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – с ошибками
1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

Методика 6
Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся в одном узоре
1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах

Методика 7
Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка
1 балл – 2 ошибки и более

Методика 8

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более

Методика 9
Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.

Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки
1 балл – 3 ошибки и более

Методика 10
Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ошибки в 1 фигуре
1 балл – ошибки в 2 фигурах и более

Методика 11
Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу.
Оценка:
3 балла – скопировал правильно
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками
1 балл – не смог скопировать фразы

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Скачать версию для печати:

Диагностика развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников.

Задания для диагностики состоят из нескольких блоков:

    блок 1: упражнения на координацию движений;

    блок 2: повторение фигур из пальцев;

    блок 3: работа с бумагой;

    блок 4: графические упражнения.

Каждому ребенку предлагается выполнить ряд заданий из предложенных блоков, за которые педагог выставляет соответствующий бал:

1 балл – ребёнок справляется с заданием только при помощи взрослого или не справляется совсем;

2 балла – ребёнок выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью или неточно;

3 балла – ребёнок с заданием справляется полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.

Блок 1. Упражнения на координацию движений.

    «Ладонь, кулак, ребро».

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (распрямленная ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная). Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом. Когда ребенок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счет 1, 2, 3. Проба выполняется сначала правой рукой, затем - левой, затем - двумя руками вместе.

    «Посолим капусту».

Ребенок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.

    «Катание шарика».

Ребенок по указанию педагога как бы катает шарик в ладонях.

Блок 2. Повторение фигур из пальцев.

Педагог показывает фигуры из пальцев, а ребенку нужно повторить эти фигуры:

    «Коза» (два пальца – указательный и мизинец вытянуты вверх, а большой палец удерживает средний и безымянный около ладони).

    «Заяц» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони).

    «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный, расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

    «Игра на рояле» (поочередное постукивание пальчиков по столу, начиная с мизинца, правой рукой, затем левой рукой).

Блок 3. Работа с бумагой.

    «Вырезание ножницами».

На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контуру.

    «Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе).

Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам.

Блок 4. Графические действия (отдельная система баллов).

    Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом (рис. 1). Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки.

Оценка:

3 балла – без ошибок;

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии;

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

Рис. 1. Методика «Дорожки».

    Методика «Мячики» (рис. 2).

На рисунке изображены кегли и мячик. Ребенку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю;

2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю);

1 балл – 3 и более ошибок.

Рис. 2. Методика «Мячики».

    Методика «Лес» (рис. 3).

На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги.

Оценка:

3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии;

2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии;

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

Рис. 3. Методика «Лес».

По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий (12). По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук.

Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях.

Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

Литература:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Имя ребенка

Координация движений

Повторение фигур из пальцев

Работа с бумагой

Графические действия

Итог (сред. балл)

Ладонь, кулак, ребро

Посолим капусту

Катание шарика

Игра на рояле

Вырезание ножницами

Сгибание листа пополам

Таблица 1. Диагностика развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика развития мелкой моторики

Проверяем, насколько успешно для ребенка прошла подготовка к школе.

Мелкая моторика – это дифференцированные и сложно скоординированные движения кистей и пальцев рук при выполнении действий. Способность ребенка правильно распределять мышечные усилия при работе кистей рук, большого пальца по отношению к остальным – важное условие для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности (прежде всего письма). Поэтому развитию мелкой моторики уделяется особое внимание во время подготовки к школе.

С помощью этих методик может быть проведена диагностика развития мелкой моторики, связанной с графическими действиями.

Перед ребенком кладется лист с заданием. Он внимательно слушает, что надо сделать. Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.

Методика 1

Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.

(На выполнение задания отводится 1 минута).

3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).


2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).

1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Методика 2

https://pandia.ru/text/78/181/images/image003_20.jpg" width="250" height="113 src=">

Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю

2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)

1 балл – 3 и более ошибок

Методика 4

https://pandia.ru/text/78/181/images/image005_15.jpg" width="250" height="83 src=">

Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.

3 балла – без ошибок

2 балла – с ошибками

1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

Методика 6

https://pandia.ru/text/78/181/images/image007_9.jpg" width="250" height="42 src=">

Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 ошибка

1 балл – 2 ошибки и более

Методика 8

https://pandia.ru/text/78/181/images/image009_7.jpg" width="250" height="78 src=">

Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.

3 балла – без ошибок

2 балла – 1 – 2 ошибки

1 балл – 3 ошибки и более

Методика 10

https://pandia.ru/text/78/181/images/image011_6.jpg" width="250" height="101 src=">

Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу.

3 балла – скопировал правильно

2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками

1 балл – не смог скопировать фразы

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.

Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.



Публикации по теме