Диагностика определения уровня развития мелкой моторики. Материал на тему "диагностика уровня развития мелкой моторики рук"

Цель: констатирующего эксперимента – выявить уровень развития мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР

Подобрать методику для проведения диагностики

Определить критерии уровней развития мелкой моторики

Провести диагностику и определить уровень развития мелкой моторики у детей

Провести качественный и количественный анализ результатов

В эксперименте принимали участие 6 детей 5-6 лет (таблица 1)

Таблица 1.

Ф. И. ребенка

УровеньОНР

Сопутствующие нарушения

С какого времени посещает ДОУ

ЗПР, спастичность мышц

Гиперактивность

Расстройство внимания

Констатирующий эксперимент проводился по методике Волковой Г.А

- исследование мелкой моторики рук.

Основные задачи при исследовании мелкой моторики рук:

1) обследование тонких движений пальцев рук;

2) определение качества и дифференцированности движений;

3) исследование возможности выполнять действия с предметами.

Для реализации данных задач использовались следующие задания:

1. сжать пальцы в кулак;

2. загнуть каждый из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке («пальчики прячутся»);

3. соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»);

4. выложить узор мозаики;

5. самостоятельно застегнуть пуговицы;

6. вчертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради;

7. нанизывать на нитку бусинки;

8. укладывать в коробку правой и левой рукой по одной 6 спичек.

Качество выполнения предложенных упражнений оценивалось по трехбалльной шкале.

«1» балл – с заданием справился;

«2» балла – с заданием справился частично;

«3» балла – с заданием не справился.

Минимальное число по всем заданиям составляет 8 баллов, что соответствует высокому уровню развития мелкой моторики рук. Максимальное же число – 24 балла, что соответствует низкому уровню развития мелкой моторики рук.

При обследовании и в процессе наблюдений учитывались: общий вид ребенка, осанка, отношение к речевой инструкции, активность, ориентировка в пространстве, координация слова с движением, наличие патологических и сопутствующих речи движений, состояние мышечных движений, управляемость в моторных навыках

2.2 Анализ результатов диагностики на этапе констатирующего эксперимента.

При выполнении вышеуказанных заданий у Галины, Алексея и Ильи возникли сложности в составлении узора мозаики, самостоятельном застегивании пуговиц, нанизывании бусинок на нитку. Кроме того у Галины проявилась спастичность мышц руки, быстрая утомляемость. Илья сутулился, темп движений его замедлен. Алексей невнимательно слушал инструкции, вследствие чего приходилось повторять ее несколько раз. Николай и Виктор ошибались меньше, однако, испытывали затруднения при укладывании в коробку правой и левой руками по одной из шести спичек, в вычерчивании карандашом вертикальных палочек в разлинованной тетради. Необходимо отметить, что дети очень внимательно слушали инструкции, были активны, работали в достаточно быстром темпе. Иван испытывал трудности при загибании каждого из пальцев попеременно то на правой, то на левой руке, соединении пальцев одной руки с пальцами другой, выкладывании узора мозаики. Также он плохо ориентировался в пространстве, невнимательно слушал инструкцию. Активность его работы была низкой.

Итоги констатирующего эксперимента представлены в таблице 2

Таблица 2.

Результаты диагностики развития мелкой моторики у детей на этапе констатирующего эксперимента

№ здания

Средний балл по заданию

В таблице номерами представлены следующие задания:

Задание 1. сжать пальцы в кулак.

Задание 2. загнуть каждый из пальцев попеременно,то на правой, то на левой руке («пальчики прячутся»).

Задание 3. соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

Задание 4. выложить узор мозаики.

Задание 5. самостоятельно застегнуть пуговицы.

Задание 6. вчертить карандашом вертикальные палочки в разлинованной тетради.

Задание 7. нанизывать на нитку бусинки.

Задание 8. укладывать в коробку правой и левой рукой по одной 6 спичек.

На основании данных, полученных в ходе обследования и приведенных в таблице 2, можно сделать следующие выводы:

высокий уровень развития мелкой моторики не выявлен (8-15 баллов);

средний уровень развития выявлен -Николай, Виктор и Илья -3 ребенка (14 – 16 баллов),

низкий уровень развития мелкой моторики рук выявлен у троих детей - Галина, Алексей и Иван (20 – 24 балла).

Таким образом, диагностика выявила следующее:

У большинства детей экспериментальной группы не развита мелкая моторика рук, а это значит, что необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по развитию мелкой моторики рук.

Обследование состояния общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста проводилось с 17 по 21 октября на базе ГУО «Ясли-сад №4». В экспериментальном исследовании приняли участие 8 детей логопедической группы детского сада.

Для изучения состояния общей моторики мы использовали игры-задания, направленные на:

1. Исследование статистических, изолированных движений:

Попрыгать на правой ноге;

Попрыгать на левой ноге;

Попрыгать на 2х ногах, как «зайчик»;

Попрыгать на 2х ногах как «мячик».

Под текст:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда пустился в скач,

Красный, желтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Завести «мотор» правой рукой;

Завести «мотор» левой рукой;

Попрыгать в «классики».

2. Исследование координации движений:

Попрыгать через скакалку;

Поочередно поднимать правую и левую ноги, согнуть в коленях, опуская их, как «лошадки»;

Завести «мотор» обоими руками;

Поймать мяч, брошенный экспериментатором;

Бросить мяч на пол и поймать его двумя руками;

Поднять руки вверх, потянуться («большие»); присесть, руками обхватить колени, спрятать голову («маленькие»);

Размахивать руками вперед - назад как «маятник».

3. Исследование двигательной памяти:

Вытянуть руки вперед, сделать хлопок перед собой, опустить вниз;

Поднять флажок вверх, помахать им, посмотреть на него, опустить вниз;

Взять флажок в другую руку, повторить то же самое;

Присесть на корточки (стали «маленькими»);

Встать выпрямиться (стали «большими»);

Повторить то же самое в обратной последовательности .

4. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв. С этой целью выполняются следующие задания:

назвать буквы печатного шрифта, данные в беспорядке;

сконструировать буквы (из цв. полосок);

найти буквы (п и н) среди других;

узнать буквы, зеркально расположенные на листе бумаги;

дополнить недостающий элемент.

Эти задания для детей, которые знают буквы. В остальных случаях достаточно дать задания воспроизвести рисунок (копирование), задания на ориентацию слева – справа, вниз – ниже, дальше – ближе .

Для изучения состояния мелкой моторики мы использовали следующие задания:

1.Символический праксис (сначала по образцу, затем по инструкции)

Детям необходимо показать наглядно, как:

Рубят дрова;

Чистят зубы;

Манят пальцем;

Отдают честь;

Свистят;

2.Предметные действия :

Завязывание банта;

Зашнуровывание ботинок;

Расстегивание пуговиц на одежде;

Игра на пианино (1 пальцем, 2 пальцами, поочередно каждым пальцем);

Игра на пианино 2-мя руками.

3. Праксис позы кисти руки (выполнения действия правой – левой рукой, перенос позы с одной руки на другую – по подражанию, затем по инструкции):

Сжимание кисти;

Перебор пальцев;

Ладонь вертикально;

Ладонь горизонтально;

Перенос позы с одной руки на другую.

4. Условные реакции и действия :

а) простые условные реакции:

– на 1 стук – поднять руку;

– на 2 стука не поднимать руку;

б) конфликтные условные реакции:

– в ответ на кулак – поднять палец, на палец – кулак, кулак – палец, палец – кулак;

– в ответ на сильный стук поднять руку, на слабый опустить.

5. Пространственный праксис :

а) одноручные пробы на пространственную координацию, сначала по образцу, затем по инструкции:

– показать левую руку;

– вытянуть руку вперед;

– положить руку на бок;

– отвести руку назад;

– поднять руку к подбородку;

– сжать пальцы в кулак – разжать.

Каждое задание выполнять 5 – 6 раз.

б) двуручные пробы на пространственную координацию движений (те же самые пробы);

в) пробы Хэда:

– по образцу: коснуться левой рукой правого уха и, наоборот;

– по инструкции (то же) .

6. Моторика пальцев рук

– сжать правую руку в кулак;

– сжать левую руку в кулак;

– сжать одновременно руки в кулаки;

– стать руки в кулаки и постукивать ими по столу, сопровождая каждый удар словом «тук – тук – тук»;

– соединить большой и указательный пальцы, чтобы получилось кольцо. Затем воспроизвести кольцо двумя руками одновременно.

– выдвинуть указательный и средний пальцы (ушки зайчика) и подвигать ими. Затем воспроизвести «ушки зайчика» одновременно двумя руками;

– поздороваться большим пальцем правой руки поочередно с каждым пальчиком той же руки. Затем произвести те же движения, начиная с мизинца;

– положить ладонь на стол и раздвинуть пальцы;

– «догнать пальчики» сначала побежал большой пальчик, а за ним поочередно побежали другие пальчики .

7. Динамический праксис

Необходимо воспроизвести следующие слова:

Кулак – кольцо;

Кулак – ребро – ладонь;

Ребро – ладонь – кулак.

8. Графические пробы

Ребёнок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев.

«цепочка»

«заборчики»

«башня-крыша»

Для анализа регулирующей функции речи задания предлагаются в двух вариантах: вначале – по наглядному образцу, а затем – по речевой инструкции: башня – крыша – башня – крыша.

9.Конструктивный праксис :

а) сложить из отдельных элементов фигуры по образцу (треугольник, квадрат, круг);

б) срисовать фигуры (треугольник, квадрат, дом);

в) нарисовать самостоятельно (дом, дерево, человек);

г) обвести рисунки.

Ольга Клюшкина
Диагностика развития мелкой моторики у детей 2–4 лет

Приложение 1

Диагностика развития мелкой моторики у детей 2-4 лет

Изучение мелкой моторики пальцев рук – важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы . Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики .

Цель диагностики : выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук .

Задача : систематизация и отбор коррекционно-развивающей работы .

Обработка и анализ результатов :

1. Отсутствие основных элементов в структуре движений – уровень развития не сформирован ;

2. Основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения - уровень развития сформирован в недостаточной мере;

3. Точное воспроизведение движений – уровень развития сформирован в достаточной мере.

Особенности проведения :

Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка. Рекомендуется исключать бальную систему оценки, но для углубленной работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» воспитатель заносит данные в таблицу.

Оценка результата воспитателем.

1 баллов – ребенок не справился с заданием.

2 балла - ребенок справился с помощью взрослого.

= – 3 балла – ребенок справился с заданием.

Уровень развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста можно определить с помощью следующих заданий :

Задание № 1

Выполнение по зрительному образцу :

Соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"

Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"

2 и 3 пальцы - "коза-дереза"

То же левой рукой.

Задание №2

Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора :

С закрытыми глазами задать своей рукой "зайчика" и "козу"

Открыть глаза - повтор движений.

Задание №3

Перенос позы с выключением зрительного анализатора :

Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот ("зайчик" и "коза") .

Ученые Н. О. Озерецкий и Н. И. Гуревич в своей книге «Психомоторика » предложили диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников , которые просты в применении, информативны по содержанию и, как свидетельствует их долгая проверка временем, достоверны.

Задания для детей 3 - 4 лет .

1. Пальчик с носиком здороваются.

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки : а) кончика носа; б) мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха, это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. Уложи монеты в коробку.

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой

на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см. По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения : для ведущей руки - 15 секунд, для другой – 20 секунд.

3. Нарисуй пальцами кружочки.

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях) .

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. Давай поздороваемся (задание на оценку механизмов автоматизации движений ведущей руки) .

Взрослый предлагает ребенку протянуть : а) левую руку для приветствия – «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую, обе руки.

Оценка-вывод. Если ребенок справился с «приветствием» - это норма. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения : ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т. п.

Задания для диагностики мелкой моторики детей 3-4 лет :

Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.

Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук : сначала на правой, потом на левой руке.

Изменение положения кистей рук : одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.

Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.

Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.

Поочередно постукивать пальчиками по столу.

Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.

Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.

Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.

Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

При подсчете результатов отмечается :

плавно ли, точно ли и одновременно ли выполняет задания ребенок и наблюдается ли напряженность, скованность движений;

нарушение темпа выполнения движения (не под счет) ;

невыполнение;

наличие леворукости.

Приложение 3

Картотека игр по развитию мелкой моторики

Цели :

Стимулирование речевой активности детей , развитие речи ;

развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка в различии и сопоставлении цветов;

развитие мелкой моторики трех основных пальцев рук : большого, указательного и среднего;

Подготовка кисти руки к письму;

развитие сенсомоторной координации рук ;

Влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка (косвенным образом) ;

Формирование навыков шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант)

развитие пространственного ориентирования, способствование пониманию понятий : «вверху» , «внизу» , «справа» , «слева» ;

развитие внимания , восприятия, мышления;

развитие творческих способностей.

Игры с карандашом.

Оборудование : карандаш

1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так : указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

Работа с резинкой

Оборудование : резинка, коробка

1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т. д.) .

2. «Гусли» . На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях» .

Волшебный мешочек.

Оборудование : мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель : В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание ,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

Игры с шариками.

Оборудование : разнообразные шарики

1 .Попасть шариком в цель (в игрушку) .

2. Прокатить шарик по столу : подтолкнуть правой,поймать левой рукой.

3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т. д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

4. «Футбол» .Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Игры с бусинками.

Оборудование : бусинки, ниточки

1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.

2. Нанизываем бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.

3. Нанизываем бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладываете в пластиковые ячейки от таблеток.

Игры со шнурками.

1. Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку :

Перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка» ;

«прошагать» по лесенке из шнурка;

2. «Плетение» из шнурка узора : кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.

3. Различные шнуровки.

4. Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые) . Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок » .

Игры со счётными палочками.

Оборудование : счетные палочки, карточки с изображением предметов.

1. Выкладывание геометрических фигур.

2. Составление узоров.

3. Выкладывание предметов.

Игры по развитию тактильной памяти .

Цель : Способствовать запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Материал : карточки с разной на ощупь поверхностью

Наждачная бумага

Байка (фланель)

Капли воска

Верёвка зигзагами

Целые палочки

Поломанные палочки

Целлофан

1.«что на что похоже»

Предложить ребёнку закрыть глаза, потрогать каждую карточку и попытаться сказать, что напоминает её поверхность.

2. «Кто какой на ощупь»

Попросить ребёнка сказать, какого человека напоминает та или иная карточка. Здесь могут быть самые разнообразные ассоциации.

3. «Улетай, горе»

Попросить разложить дощечки так, чтобы в начале ряда оказалась самая неприятная, а в конце самая приятная. Спросить, какие события (неприятные или приятные, грустные или радостные) напоминает та или иная дощечка.

Игры с прищепками.

Оборудование : прищепки разных видов, основы для создания фигур.

Цель :1. Развитие мелкой моторики .

2. формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

3. развитие чувства ритма ;

4. развитие конструктивного мышления;

5. формирование положительного настроя на работу.

Работа с мозаикой

Оборудование : мозаика различных видов, образцы

выкладываемых фигур.

Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

Макароны, горох, фасоль,

разные семечки.

1. «Золушка» :насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант : попросите ребенка брать

горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

2. Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

3. «Месим тесто» .Погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто, ищем маленькую игрушку.

А. "Кто больше соберет фасоли?" - собрать фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком. Закручивание пробок на бутылочках.

5. «Бусы для любимой бабушки.» Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача : нанизать макаронины на шнурок.

6. «Покорми Куклу» .Под пробкой-шапочкой нарисована

смешная рожица, а вместо рта - отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработаны скотчем) . Предложите ребенку : "Давай

покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, рожки.

Найди приз!

Оборудование : яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое) .

Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них , показывая сюрприз. Задача - развернуть оставшиеся "конфетки" и аккуратно сложить фантики.

Пуговицы

Оборудование : пуговицы с крупными дырками, шнурок

1. «Забавная змейка» .Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

2. «Пуговки-застежки» . На лоскут ткани нашиты пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Застигнуть на пуговицы фигуры.

3. Цель : Игра развивает внимание , восприятие.

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать.

Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью

4. Цель : Игра развивает зрительно- моторную координацию .

Складывать пуговицы в стопочки (башенки) . Детисоревнуются, чья стопочка будет выше.

5. Игра "Пуговица ".

Цель : развитие памяти , пространственного восприятия и мышления.

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

1. Диагностика развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Для выявления развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, мы проанализировали различные методики и остановились на методиках Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревича, Л.А. Венгера.

Цель: выявить развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностику мы провели в п. Красная сопка, на базе дошкольного образовательного учреждения «Алёнка» во второй половине дня. Диагностика представляет собой индивидуальные задания (Приложение 1).

Диагностика состояла из следующих заданий:

1. «Пальчик с носиком здороваются»

После предварительного показа задания ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться указательным пальцем правой руки: а) кончика носа; б)мочки левого уха.

Задание повторяется в той же последовательности другой рукой.

Оценка-вывод. Правильно выполненное задание - норма; если ребенок допускает неточности (дотрагивается до середины или верхней части носа, уха), это свидетельствует о незрелости его координационных механизмов и несоответствии возрастной норме.

2. «Уложи монеты в коробку»

На стол ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет (жетонов, пуговиц) диаметром 2 см.

По сигналу взрослого ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты (нужно брать их по одной) в коробку.

Задание выполняется поочередно левой и правой рукой.

Оценка-вывод. Нормой считается правильность и время выполнения: для ведущей руки - 15 секунд, для другой - 20 секунд.

3. «Нарисуй пальцами кружочки»

В течение 10 секунд указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук ребенок должен описывать в воздухе одинаковые круги любого размера (руки движутся в противоположных направлениях).

Оценка-вывод. Задание не выполнено, если ребенок вращает руками одновременно в одну сторону или описывает круги разной величины.

4. «Давай поздороваемся»

Взрослый предлагает ребенку протянуть: а) левую руку для приветствия - «поздороваемся» 6) сначала правую руку, потом левую; в) обе руки. Оценка-вывод. Высокий уровень - ребенок справился с заданием. Средний уровень - отмечается слабость рукопожатия. На низкий уровень коррекции произвольных действий указывают лишние движения: ребенок сжимает кисть противоположной руки; приподнимает плечи; открывает рот и т.д.

5. «Колечко»

Сложить в колечко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, затем на левой.

Оценка-вывод. Отметить объем движения (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность (нормальная, заторможенность, двигательное беспокойство), координацию движений (нормальная, некоординированные движения), способность к переключению движений.

6. «Наши пальчики»

Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого, сначала на правой, потом на левой руке.

Оценка-вывод. Плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполнения (не под счет педагога); невыполнение задания; леворукость.

В исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста в составе 15 человек (Приложение 2).

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий

Низкий: ребенок при выполнении задания испытывает значительные трудности;

Средний: ребенок выполняет задание с небольшими затруднениями;

Высокий: четкое выполнение задания.

Таким образом, анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу (Приложение 3), что:

На низком уровне в группе находится 6 детей, что составило 40 %. Дети испытывали значительные трудности при выполнении задания.

Средний уровень развития мелкой моторики выявлен у 5 детей, что составило 33,3 %. Дети справлялись с заданием с небольшими затруднениями.

Высокий уровень выявлен у 4 детей, что составило 26,7 %. Дети выполняли четкое выполнение заданий.

Итак, анализ табличных и графических данных показал, что уровень развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста находиться на низком уровне (6 детей - 40 %) и мы рекомендуем провести с детьми углубленную работу на развитие мелкой моторики со столом - планшетом для рисования песком.

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика мелкой моторики рук в старшем дошкольном возрасте выявляет уровень графомоторных функций, то есть готовность руки ребёнка к письму. В процессе выполнения мануальных заданий - рисования, копирования, дорисовывания объектов и т.д...

Диагностика развития мелкой моторики у детей с ЗПР

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент всех инструментов", сказал еще Аристотель. "Рука - это своего рода внешний мозг", писал Кант...

Развитие мелкой моторики детей 2-4 года жизни посредством пальчиковой гимнастики

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста: теоретический анализ

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

лепка моторика ребенок Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

В семье изобразительных искусств лепка играет ту роль, как арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Лепка в большей мере...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общими нарушениями речи

В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей с ОНР особенно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей с ОНР...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в разных видах изобразительной деятельности

Потребность и способность двигаться заложена в человеке генетически. По данным физиологов, движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка уже с эмбрионального развития...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством стола-планшета для рисования песком

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться. По мнению М...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией на логопедических занятиях

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. Кольцова, Н. Новикова, Н. Бернштейн) ...

Методы диагностики состояния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Проблемами изучения мелкой моторики школьников в отечественной науке занимались многие исследователи (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская и др.). Рaзвитие мелкой моторики тесно cвязaно c рaзвитием познaвaтельной, волевой и эмоционaльной cфер пcихики. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

Вместе с тем, качественные изменение контингента обучающихся, увеличение доли детей, испытывающих значительные трудности в процессе обучения даже в рамках программ школ рекомендованного им вида, делает возвращение к вопросам изучения мелкой моторики актуальным аспектом современных исследований.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость (Эльконин 1989).

А.Р. Лурия отмечал, что развитие мелкой моторики младших школьников, тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка (Лурия 1970).

Развитие познавательных способностей происходит в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, являются условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Эльконин 1989).

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Мелкая моторика - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. Важно отметить, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь младших школьников потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

С развитием мелкой моторики также тесно связано развитие речи. Если у ребенка хорошо сформирована мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно. Интенсивное развитие речи в раннем возрасте, по мнению Д Б. Эльконина, надо рассматривать не как функцию, а как особый предмет, которым ребенок овладевает так же, как он овладевает другими орудиями (ложкой, карандашом и пр.). Это своеобразная «веточка» в развитии самостоятельной предметной деятельности (Эльконин 1989).

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений. (Берштейн 1966)

Эта традиция в силу своей эффективности продолжается и в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, С.В.Светлова и др.), автодидактические игры с предметами (Н.Н. Павлова, В.В. Цвынтарный).

Уровень рaзвития мелкой моторики – один из покaзaтелей интеллектуaльной готовноcти ребенка к школьному обучению (Воронкова 1994). Обычно ребенок, имеющий выcокий уровень рaзвития мелкой моторики, умеет логичеcки рaccуждaть, у него доcтaточно рaзвиты пaмять, внимaние, cвязнaя речь. Учителя отмечaют, что первоклaccники чacто иcпытывaют cерьезные трудноcти c овлaдением нaвыком пиcьмa. Пиcьмо – это cложный нaвык, включaющий выполнение тонких координировaнных движений руки. Техникa пиcьмa требует cлaженной рaботы мелких мышц киcти и вcей руки, a тaкже хорошо рaзвитого зрительного воcприятия и произвольного внимaния (Петрова, Белякова 2002). От степени развития мелкой моторики зависит почерк человека.

Неподготовленноcть к пиcьму, недоcтaточное рaзвитие мелкой моторики, зрительного воcприятия, внимaния может привеcти к возникновению негaтивного отношения к учебе, тревожного cоcтояния ребенкa в школе. Поэтому в дошкольном возрacте вaжно рaзвить мехaнизмы, необходимые для овлaдения пиcьмом, cоздaть уcловия для нaкопления ребенком двигaтельного и прaктичеcкого опытa, рaзвития нaвыков ручной умелоcти. Но в дошкольном возрacте вaжнa именно подготовкa к пиcьму, a не обучение ему, что чacто приводит к формировaнию непрaвильной техники пиcьмa.

В связи с важностью развития мелкой моторики актуальным остается вопрос о диагностике её развития.

Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей нами был подобран ряд методик.

В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:

1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.

2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Методика «Полоски»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута).

Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».

Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).

2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).


1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

Методика «Дорожки»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.

1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Мячики»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.

2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).

1 балл – 3 и более ошибок.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Лес»

Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».

Оценка:

3 балла – 1–2 раза сошел с линии.

2 балла – 3–4 раза сошел с линии.

1 балл – 5 и более раз сошел с линии.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Узоры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».

Оценка:
3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Узоры по клеточкам»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – с ошибками.

1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Линии»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно».

Оценка:
3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 ошибка.

1 балл – 2 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Цветок»

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – 1- ошибки.

1 балл – 3 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Домик»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – 1 – 2 ошибки.

1 балл – 3 ошибки и более.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Фигуры»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку».

Оценка:

3 балла – без ошибок.

2 балла – ошибки в 1 фигуре.

1 балл – ошибки в 2 фигурах.

0 баллов – с заданием не справился.

Методика «Письмо»

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу».

Оценка:

3 балла – скопировал правильно.

2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками.

1 балл – допустил 2 и более ошибки.

0 баллов – не смог скопировать фразу.

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.

Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.




Публикации по теме