Доман биография. Мнение специалистов о занятиях по методике глена домана в домашних условиях

Получив в 1940 г. научную степень по физической терапии в Пенсильванском университете, Доман посвятил себя лечению и реабилитации детей с различными повреждениями головного мозга. На протяжении пятнадцати лет, занимаясь безнадежно больными, он добился потрясающих результатов и совершил ряд удивительных открытий. В случаях, когда процесс развития и роста мозга остановлен (как при глубоком поражении мозга) или замедлен (как при средней тяжести поражения), его можно заставить работать. Только для этого нужно воздействовать на него через один из доступных нам каналов проникновения информации - зрение, слух, осязание. И оказалось, что, процесс роста и развития мозга можно усилить и ускорить! Доман предлагал стимулировать центральную нервную систему и мозг при помощи зрительного восприятия (визуально), слуха (аудиально) и путем осязания (тактильно). Детям с отсталым умственным и физическим развитием с определенной периодичностью показывали картинки, написанные на карточках слова, одновременно озвучивая их, учили ползать, висеть на брусьях, в то время как они вообще не могли двигаться. Занятия Домана позволяли частично или полностью восстановить двигательную активность маленьких пациентов, помогали детям с нарушением мыслительной способности получить образование, а иногда даже превзойти своих здоровых сверстников. В 1955 году нейрофизиолог Глен Доман вместе с группой ученых основывает Институт развития человеческого потенциала в Филадельфии. К началу 60-х результаты исследований этого научного центра становятся широко известны, а сам Доман называет их "мягкой революцией" в науке. Разрабатывая систему реабилитации детей с тяжелыми поражениями центральной нервной системы, он пришел к выводу, что наиболее эффективно можно влиять на развитие мозга в период его активного роста - до 6-7 лет. Причем, уже после трех лет этот процесс замедляется, а после семи практически прекращается. Следовательно, чем младше ребенок, тем проще его обучать. "Еще проще приобщить к знаниям ребенка в возрасте до одного года" - считает Доман. Так возникла идея использовать опыт стимуляции умственных процессов для работы с нормальными детьми. Вот уже несколько десятилетий Глен Доман и его единомышленники обучают детей и их родителей, используя уникальную методику, направленную на стимуляцию мозговой активности. Результаты таких занятий буквально потрясают: маленькие ученики к четырем годам читают и понимают тексты на нескольких иностранных языках, играют на различных музыкальных инструментах, демонстрируют блестящие математические способности, выполняют гимнастические упражнения, ныряют и плавают. Но, пожалуй, самое удивительное в том, что автор методики предлагает овладеть ею всем родителям, которые желают дать своим детям энциклопедические знания. Знаменитый нейрофизиолог считает, что каждая мать или отец способны воспитать гениальных детей. Задаче обучения родителей посвящены специальные курсы для беременных, семинарские занятия для родителей, у которых уже есть дети, и, наконец, множество книг Глена Домана.

Методика и цели обучения

В течение многих лет, работая с больными и здоровыми детьми более чем ста национальностей, Глен Доман получает в свое распоряжение уникальные данные о возможностях стимулирования мозговой активности в определенный период жизни детей от 0 до семи лет. На их основе ученый делает вывод об удивительном интеллектуальном потенциале, которым награждается любой ребенок от рождения. Задача взрослого заключается в том, чтобы помочь этот потенциал реализовать. То есть "не сделать ребенка гением, а дать неограниченные возможности в жизни". Каким образом? Доман убежден, что в основе любого знания, любого умения, любой профессии лежат факты. "Они составляют базу, на которой будет построено знание. Без фактов нет знания. Есть усредненный набор фактов - есть среднее по уровню знание. Если набор фактов велик, то база знаний выше среднего". Факты - основа знаний, знания - базис интеллекта. Интересная особенность: в своих книгах он очень подробно останавливается на познавательных функциях мозга на способности запоминать факты и ничего не говорит о развитии таких необходимых любому человеку способностей, как образное и логическое мышление, воображение. Откровенно сравнивая мозг человека с компьютером, нейрофизиолог тем не менее, признает превосходство человека. Он считает, что усвоение ребенком полезных фактов, которые в его системе координат называются битами информации, - это прямой путь к развитию интеллекта. Досаду Домана вызывает тот факт, что "компьютер мы аккуратно и точно начиняем данными, а мозг ребенка засоряем неточной, путанной информацией!" Конечно, можно сколько угодно спорить о том, что считать полезной информацией, а что - нет. У каждого родителя по этому вопросу будет свое, особое мнение. Бесспорно только то, что дети впитывают все новое легко и с огромной скоростью. Собственно на этом и построены занятия по методике Домана. Итак, цель занятий - познакомить детей с тысячами ясных, точных, интересных фактов. И факты эти, подобно компьютерной программе, должны быть систематизированы по разделам знаний, категориям и битам. Например, раздел "Биология", категория "насекомые", биты "фотографии насекомых", или - раздел "Литература", категория "Детские писатели", биты "портреты писателей". Изображения любых битов информации должны быть наклеены на картонные карточки определенного размера. (28 на 28 см.) На оборотной стороне надписывается наименование бита, например, "это насекомое - божья коровка". Доман подчеркивает, что ребенку должен сообщаться четкий, точный факт, а не мнение. То есть, утверждение "какое красивое насекомое - божья коровка" уже не будет правильным названием бита информации.

Как проходят занятия?

Несколько раз в день в спокойной обстановке ребенку показывают (не дают в руки, а именно показывают на расстоянии не менее 45 см. от лица) и называют карточки, представляющие биты знаний разных категорий. Показывают очень быстро, 1 секунда на показ и 5 на то, чтобы проговорить название. Доман рекомендует начать с представления 5 различных категорий знаний, каждая из которых содержит по 5 битов (всего 25 карточек) и показывать их не менее трех раз в день, постепенно увеличивая количество предлагаемых категорий и темп показа. Уже усвоенную детьми информацию можно и нужно заменять новыми битами (по одной карточке ежедневно), использованные карточки нужно убирать в картотеку и возвращаться к ним по мере необходимости. Как правило, ребенок усваивает один бит информации (т.е. один факт-карточку) за тридцать показов. За родителями признается бесспорное право разработать собственную, отличную от домановской, классификацию фактов по разделам и категориям. Сам автор методики среди различных областей знаний считает приоритетными чтение и математику. по его мнению, именно они больше всего влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Чтение

При подаче общих энциклопедических знаний ребенку демонстрируют карточки с фотографиями, рисунками предметов, людей, животных и пр., а обучение чтению по Доману заключается в показе карточек со словами, написанными большими красными буквами. В итоге малыш "перескакивает" через буквенно-звуковой этап и учится читать сразу целые слова.

Математика

На занятиях математикой Доман предлагает уйти от абстрактных чисел, заменив их предъявлением ребенку на тех же карточках определенного количества точек (от одной до бесконечности), называя, сколько именно точек изображено. Строго говоря, их нужно называть кружками. Карточки показываются поочередно, регулярно и быстро. Постепенно это развивает у ребенка способность "на глаз" определять количество увиденных точек без их подсчета, что в свою очередь позволяет оперировать устно многозначными цифрами.

Физическое развитие

Доман разработал целую систему физического развития детей. В первую очередь, считает ученый, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц кроха будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей малыша. Конечно, надо обучать его так, чтобы это было психологически комфортно, стараться исподволь развить врожденные рефлексы. Доман рекомендует учить малыша делать все, что только возможно - вертеть и крутить его различными способами (так называемая динамическая гимнастика). Развивая его таким образом, еще во время первого года жизни можно создать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Он утверждает, что дети, с которыми занимались динамической гимнастикой и не делали больше ничего, уже были развиты значительно лучше своих сверстников.

Общение или обучение?

Изготовление карточек - довольно болезненный вопрос. Простая арифметика показывает, что для изготовления битов только по одному из предлагаемых десяти разделов знаний (10 категорий по 10-15 битов, итого 100-150 карточек) в домашних условиях вам потребуется уйма времени. Останутся ли у родителей силы для занятий с ребенком после подготовки гигантского количества демонстрационного материала, не известно. И хватит ли у них времени для обычного общения с малышом? У Домана проблема общения с ребенком, эмоционального контакта, остается как бы "за кадром".. Да, он призывает восхищаться успехами детей, верить в их безграничные возможности. Но в занятии Домана нет места эмоциям. Ребенок сидит и усваивает информацию, как компьютер, а мать, в руках которой мелькают картинки, энергичным голосом зачитывает бесстрастные факты. Причину такой любви Домана к компьютеру и его стремление устроить мозг ребенка по подобию компьютерной программы можно понять. Взгляды ученого сформировались в годы появления и бурного наступления вычислительных машин. Но поскольку современные люди уже успели почувствовать на себе не только преимущества, но и недостатки этого процесса, отношение к аналогиям "человек - компьютер" в наше время более критическое. Глен Доман призывает родителей уважать ребенка, заниматься его развитием и обучением, дать возможность достичь лучшего из того, чего можно достичь. Подобные взгляды заслуживают всеобщего уважения. Настораживает только замечание Домана, что родители, обучающие детей по его методике, "живут для ребенка". Не стоит забывать, что автор методики общался с родителями безнадежно больных детей, которые действительно готовы были посвятить свою жизнь только тому, чтобы поставить их на ноги. Нужны ли такие жертвы здоровому малышу? Будут ли счастливы родители, подчинившие свою жизнь целиком его обучению? И принесет ли это счастье самому ребенку? Конечно же, методика Глена Домана, находясь на стыке медицины, психологии и педагогики, вызывает необычайный интерес, огромное количество вопросов и массу голосов "за" и "против". Но с одним утверждением ее автора согласятся, наверное, все: "чудо - в самом ребенке, а не в методике". Самое главное для родителей - понять и принять это.

Глен Доман - один из руководителей Института развития человеческого потенциала в Филадельфии. Разрабатывая свою методику, Доман опирался на многолетние исследования, проводимые в самых разных странах мира как со здоровыми, так и с умственно отсталыми детьми. Исследования показали, что за первые 6 лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. "И в этом нет ничего странного, - утверждает Глен Доман, - просто дети делают то, что им нравится". По Доману, оптимальный возраст для начала обучения – 3-6 месяцев.

Не менее важно для нас и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения. Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите. И делать он это будет с такой легкостью, которая и не снилась детям школьного возраста.

Гленом Доманом было написано шесть популярных книг о развитии детей, которые до сих пор являются бестселлерами:
«How To Teach Your Baby To Read»
«How To Teach Your Baby Math»
«How To Give Your BabyEncyclopedic Knowledge»
«How To Teach Your Baby To Be Physically Superb»
«How To Multiply Your Baby’s Intelligence».

Официальные сайты Гленна Домана

Скачать бесплатно книги Гленна Домана

«Гленн Доман. Гармоничное развитие ребенка» скачать

«Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга» скачать

Скачать бесплатно карточки Гленна Домана

Изучение инстранных языков по карточкам Гленна Домана

Карточки по Доману (английский, японский, французский, итальянский, испанский) [Обучение 10 CD] скачать бесплатно

[Французский язык] Glenn Doman - French Cards (часть 1 - DVD MPEG-2) скачать бесплатно

[Французский язык] Glenn Doman - French cards (часть 2 - DVD Mpeg - 2) скачать бесплатно

Видео про методику Гленна Домана

Glenn Doman Introducing The Institutes

Первая часть из 5-ти про методику Гленна Домана от него самого.

Metodo de Glenn Doman

Девочка Aleka в свои 9 месяцев показывает на себе части тела, названия которых видит написанными на бумаге.

Glenn Doman: 14 Month can Read

Ребенок читает в возрасте 14 месяцев благодаря обучению по методике Гленна Домана.

Amazing 17 month old baby reading

Большинство современных родителей считают, что с самых первых дней жизни ребенка необходимо всесторонне развивать. Сегодня существует множество педагогических систем, разработанных как иностранными, так и отечественными специалистами, направленных на раннее развитие ребенка.

В этой статье мы расскажем об одной из них, популярной уже несколько десятилетий, автором которой является врач-нейрохирург из США Глен Доман. Методика этого автора, способствующая более раннему развитию детей, сегодня широко применяется во всем мире. По ней занимаются как со здоровыми детьми, так и с теми, какие-либо проблемы развития.

Кто такой Доман?

Прежде чем начнем рассматривать методику, скажем несколько слов о ее авторе - Глене Домане. В 1940 году он успешно окончил Пенсильванский университет в Филадельфии, после чего недолгое время проработал в больнице врачом-физиотерапевтом. Всю Вторую мировую войну он прослужил в пехоте, пройдя путь от рядового до командира роты.

Вернувшись к мирной жизни, он возобновил медицинскую практику, а впоследствии занялся реабилитацией детей с серьезными патологиями и заболеваниями нервной системы, а также с различными дисфункциями головного мозга. В 1955 году он создал, а затем длительное время и руководил филадельфийским Институтом развития человеческого потенциала. В результате многолетних исследований и практической работы как с больными, так и со здоровыми детьми, было сделано множество открытий и создана методика развития Глена Домана.

Базовые положения

При разработке системы раннего развития Доман и коллектив возглавляемого им института опирались на следующие принципы:

  1. Только при постоянной работе может расти и развиваться.
  2. Интеллект ребенка лучше всего развивается при интенсивной загрузке мозга с первых дней жизни и до трех лет.
  3. Хорошее физическое развитие маленького человека способствует более интенсивному формированию мозга и двигательного интеллекта.
  4. В фазе активного роста, длящейся с момента рождения и до 3-5 лет, мозг ребенка запрограммирован на обучение и не требует дополнительных мотиваций.

Когда начинать?

Исходя из базовых положений, которые разработал Глен Доман, методика раннего развития может использоваться начиная с 3 месяцев, когда ребенок уже реагирует на предметы. Начинают занятия с демонстрации карточек, на которых изображены разнообразные реальные объекты - фрукты, животные, игрушки, птицы, транспорт и другие. Благодаря таким занятиям развивается речь, внимание, фотографическая и аудиальная память. Родители, на которых использовалась методика Глена Домана, отзывы оставляют положительные, так как для малыша это увлекательная игра, а не скучное обучение. Эта методика рассчитана на детей в возрасте до трех лет, так как позже, отметил Доман, способности к усвоению новой информации значительно снижаются.

Двигательный интеллект

Чем интенсивнее нагружается мозг ребенка, тем быстрее он развивается, выяснил в результате исследований Глен Доман. Методика, которую он разработал, предлагает развивать умственную деятельность малыша через формирование «двигательного» интеллекта, то есть путем освоения разнообразных двигательных навыков. Для «форсирования» развития движений Доман разработал специальный тренажер - трек для ползания. Это узкое пространство, с двух сторон ограниченное бортиками. Ширина трека должна быть такой, чтобы бедра и предплечья малыша касались бортиков. Все это направлено на создание имитации внутриутробного пространства и пробуждении в памяти ребенка «первого рефлекса», благодаря которому он смог появиться на свет. Такой тренажер позволяет малышу уже к 4 месяцам активно ползать и «покорять» довольно большие дистанции, тем самым развивая его двигательный интеллект, головной мозг и способности к восприятию новой информации.

Сделать подобную конструкцию можно и из двух готовых книжных полок, укрыв стенки и пространство между ними мягким одеялом или пледом. Чтобы заинтересовать малыша, в конце «пути» можно устанавливать яркую игрушку.

Главный инструмент

Параллельно с треком-тренажером для раннего развития детей используются специальные карточки.

Они делаются определенного размера и содержат реалистичные изображения и надписи, что помогает ребенку воспринять информацию и получить необходимую для развития нагрузку мозга. Малышу достаточно показать карточки с изображениями изучаемых понятий, а правила, которым они подчиняются, ребенок найдет сам. Как утверждал сам Глен Доман, эта методика при правильном применении сможет воспитать вундеркинда и гения.

Где их взять?

Если возникли заинтересованность и желание позаниматься со своим чадом, то можно:

  • купить;
  • найти комплекты в Интернете и распечатать их;
  • подобрать картинки и сделать карточки самостоятельно.

Только важно помнить, что если используется методика Глена Домана, карточки должны быть с белым фоном, на котором размещается крупное, а самое главное, как можно более реалистичное изображение объекта.

В нижней части красным крупным шрифтом пишется слово, которое обозначает изображенный на картинке предмет, объект или явление.

Правила создания

Для тех, кто решил смастерить карточки Домана своими руками, приведем их основные параметры и характеристики:

  1. Размеры: 28 x 28 см. Как отмечают многие родители, уменьшение на пару сантиметров не сказалось на занятиях.
  2. На каждой карточке - одно изображение.
  3. Фон - только белый.
  4. Изображение должно быть четким и максимально реалистичным.
  5. Название предмета, изображенного на карточке, пишем под ним большими красными печатными буквами. На обратной стороне дублируем надпись карандашом. В дальнейшем там же можно будет записать интересные факты и информацию.
  6. Предлагаемые сведения должны быть новыми и незнакомыми для ребенка, иначе он быстро потеряет интерес.

Как проводить занятия?

Как часто и сколько по времени будут продолжаться занятия, родители решают сами, ориентируясь на физическое и малыша и его режим. Заниматься стоит только тогда, когда ребенок спокоен и бодр, выспался и сыт.

Для занятий нужно подобрать 5 карточек, относящихся к одной теме и демонстрировать малышу каждую по несколько секунд, одновременно произнося название предмета, рекомендует Глен Доман. Методика предусматривает через три занятия замену одной карточки из набора новой. Таким образом, все картинки будут заменены. Примерно за неделю можно неспешно познакомиться и с самим методом, и с карточками.

  • заранее подготовить 5 наборов слов одинаковой или разных тематик;
  • во время каждого занятия один раз демонстрируется один набор;
  • время занятия около 10-15 секунд;
  • в день проводится до 15 демонстраций;
  • каждый набор и карточка показывается ребенку три раза в день.

Учимся читать

Методика чтения Глена Домана основывается на механическом запоминании малышом всего слова сразу, а не складывании его из отдельных букв и слогов.

Сначала ребенку показывают и озвучивают отдельные слова, затем словосочетания, а потом простые предложения. По тому же принципу, что и работа с карточками, строится чтение книг. На протяжении нескольких дней взрослый читает книгу два-три раза за день. В какой-то момент у ребенка возникнет желание прочитать книжку самостоятельно. Так как малыш запоминает слово целиком, а не складывает из букв слоги, видя его в тексте, он узнает и воспроизводит его звучание.

Иностранные языки

Если ваш малыш овладевает родным языком без каких-либо трудностей, то методика Глена Домана английский, да и другой иностранный язык также поможет освоить. Начинать заниматься можно с двухлетнего возраста.

Прежде чем приступить к освоению с ребенком какого-либо иностранного языка, родители должны адекватно оценить свой уровень владения им. Хорошо поставленное произношение и знание грамматических основ будет достаточным, чтобы помочь малышу в изучении нового языка. Если вы сомневаетесь в собственном произношении или знаниях, то лучше найти педагога.

Независимо от того, есть педагог или нет, можно организовать для ребенка следующие потоки информации, которые будут способствовать изучению выбранного языка:

  • Песенки и аудиосказки, телевизионные передачи на этом языке, которые можно включать в качестве фона при играх или укладывании деткам с рождения и до двух лет. Ребенок, вероятнее всего, на экран смотреть не будет, а вот его мозг будет «записывать» слова и звуки.
  • Начиная с двух лет, когда ребенок уже может довольно длительное время фокусировать внимание на движущемся изображении, можно начинать просмотр мультипликационных фильмов, сказок, театральных постановок для детей на иностранном языке. Это поможет малышу соотносить ситуации, движения и предметы со звуками и понимать их смысл.
  • С трех лет можно учить ребенка пользоваться обучающими языковыми интерактивными программами на компьютере или другом устройстве.

Благодаря огромной работе, которую проделал Глен Доман, стала очень популярна. Многие родители берут ее за основу и оптимизируют под развития и состояние здоровья своего малыша, зачастую комбинируя с элементами других систем. Помните, что для ребенка это - игра, и она должна быть веселой, интересной и увлекательной.

Методика Глена Домана

Глен Доман (1920 г.р.) - американский врач-нейрофизиолог, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Глена Домана звучит так: "В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни".

Семья Глена Домана: жена Кэти, сын Дуглас (является вице-президентом Института Развития Человеческого Потенциала), дочь Джанет (возглавляет этот институт).

Историческая справка. В 1940 году Глен Доман окончил Пенсильванский университет в Филадельфии и после его окончания работал физиотерапевтом в больнице. В 1941 году его работа была прервана Второй мировой войной. Свою службу в армии Доман начал с рядового пехотинца, а закончил командиром пехотной роты. По окончании войны Доман вернулся к медицинской практике. Вместе с коллегами он организовал и начал проводить работы по восстановлению детей с различными повреждениями головного мозга и тяжелыми поражениями нервной системы. В 1955 году Глен Доман основал Институт Развития Человеческого Потенциала, базирующийся на его методике.


Методика лечение детей с повреждениями мозга

(по книге Г.Домана «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга …»)

В течение более чем 20 лет, работая по 24 часа в сутки и по 7 дней в неделю, в ходе бесконечных исследований, экспериментов, тестирований, наблюдений, умозаключений, Доман и его соратники искали решения, направленные на излечение детей с повреждениями мозга (частичная или полная парализация, значительные отставания в развитии, отсутствие восприятия окружающего мира, неспособность к

общению). Они исходили из того положения, что нужно лечить поврежденный мозг – первопричину, а не тело – следствие повреждений мозга.

В ходе кропотливой работы Доман разработал уникальную методику , которая представляла собой комплексное лечение больных детей. Для каждого ребенка готовили индивидуальную программу. Начиналось всё с копирования – процедура заключалась в следующем: взрослые выполняли движения руками, ногами и головой ребенка, так как делал бы он сам, будучи здоров. Много времени дети проводили на полу, лицом вниз, учась ползать под присмотром взрослых.

Помимо этого дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Гленом Доманом в рамках методики были разработаны программы дыхания (с повышенным содержанием кислорода), развития речи, а также мануальная программа. Эти процедуры представляли раздражители, которые стимулировали определенный орган чувств, что и приводило к активации работы мозга в целом.

Результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение . Это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В 1960 году в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» появилась статья Домана о методике лечения детей с повреждениями мозга и описанием результатов их реабилитации. О работе Института Развития Человеческого Потенциала стало известно широкому кругу людей. Исследования Домана произвели в науке «мягкую революцию» . С тех пор Глен Доман и группа его единомышленников настойчиво продолжали непрерывную работу над созданием и совершенствованием новых программ, методик, направленных на оздоровление детей с различными нарушениями мозговой деятельности.

Среди многих наград, полученных Доманом в различных странах, есть даже рыцарское звание, данное ему Бразильским правительством за выдающуюся работу от имени детей всего мира.

Методика Домана для здоровых детей

Впоследствии Глен Доман начал применять свою развивающую методику для обучения здоровых детей. А началось всё с того, что здоровые братья и сестры больных детей, с которыми проводились ежедневные занятия, тоже с удовольствием присоединялись к выполнению упражнений и очень быстро достигали значительных результатов. Тогда Доман, воодушевленный случайным открытием, разработал методику, учитывающую интересы и потребности здоровых детей. Результат превзошел все ожидания!

Дети двух, трех, четырех лет свободно читали, считали, становились настоящими эрудитами и, вместе с тем, были прекрасно развиты физически : они хорошо плавали, бегали, лазали, выполняли гимнастические этюды и акробатические трюки.

Основные тезисы методики Глена Домана

- Каждый ребенок может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.

- Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.

- Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.

- Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.

- Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делают это искренне и радостно, с использованием фактов.

Основные принципы и правила обучения ребенка по методике Домана

1. Начинайте как можно раньше – чем меньше ребенок, тем легче его всему научить.

2. Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.

3. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.

4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.

5. Создавайте подходящую обстановку для обучения.

6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.

7. Чаще вводите новый материал.

8. Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.

9. Не проверяйте знания своего ребенка.

10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.

11. Если вам или вашему ребенку неинтересно - прекратите занятия.

Все дети могут стать физически совершенными

(по книге Г.Домана «Как сделать ребенка физически совершенным»)

В методике Глена Домана огромное значение придается раннему физическому развитию, ведь оно тесно связано с интеллектом ребенка и его способностями . Поэтому с самого рождения надо предоставлять ребенку свободу движений и закреплять его врожденные рефлексы (ползать, хватать, шагать, плавать).

Поскольку эти рефлексы даны детям природой, нужно их использовать, а иначе они постепенно исчезнут, и ребенку придется заново учиться ползать, плавать, ходить. Сохранив рефлексы ребенка, мы предоставим ему возможность стать активным участником жизненного процесса, а значит раньше своих сверстников «поумнеть» и «повзрослеть».

Итак, отталкиваясь от идей методики Домана, можно сделать вывод, что нужно создать условия для физического стимулирования малыша!


Для этого новорожденного помещают в специальное приспособление - трек для ползания, который находится под небольшим наклоном. Малыш, лежа между бортиками трека на животе, касается их бедрами и предплечьями. Благодаря этому срабатывает тот врожденный рефлекс, который помог крохе выкарабкаться из маминого животика, и, едва появившись на свет, малыш проползает довольно значительные расстояния по треку. Рекомендованное время нахождения ребенка в треке (на полу, на мате) - 3-4 часа в день. При этом на ребенке должно быть надето минимальное количество одежды.
Гладкая поверхность трека (без ковров, мягких матрасов, одеял и проч.) является также идеальной средой для передвижения во сне, что также способствует раннему развитию. Если вы все будете делать правильно, ваш малыш начнет по-настоящему ползать на четвереньках уже к четырем месяцам.

Также методика Глена Домана акцентирует внимание на развитии чувства баланса и равновесия (нужно вертеть и крутить ребенка различными способами), на обучении преодолевать преграды (валики, лежащие на полу, лестницы и т.д.). Важно обучать ребенка плавать, помогать ему ходить, бегать…

Доман в своей методике утверждает, что в своем развитии от рождения и до шести лет ребенок проходит семь стадий, которые соответствуют семи этапам созревания мозга. Сначала управление слухом, зрением, мануальными навыками, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга - это первый этап. Последним, седьмым уровнем являются верхние отделы коры головного мозга. Каждый мозговой уровень постепенно включается, вытесняя предыдущий и беря на себя контроль над различными функциями.

От одного этапа к другому мы переходим, освоив и выполнив массу определенных движений. Эти семь стадий обычный ребенок, с которым специально не занимаются, проходит за шесть с половиной лет, но их же можно пройти за три с половиной года, если действовать в соответствии с методикой Глена Домана. ;

Чему можно научить своего ребенка за 30 секунд

(по книге Г.Домана «Гармоничное развитие ребенка»)

Доман считает, что «Человеческий мозг - это самый совершенный компьютер, и он подчиняется той же закономерности: чем больше фактов ему известно, тем больше выводов он сможет из них извлечь. При этом если мы будем забивать головы наших детей всякой ерундой, вряд ли стоит ждать от них умных речей и поступков. Поэтому мы должны снабжать их точной, отчетливой и недвусмысленной информацией».
Итак, рассмотрим на примере: если к вам подошел ребенок и спрашивает вас по поводу увиденной собаки, вы можете сказать ему:

1. Отстань;

2. Это "гав-гав";

3. Это "собака";

4. Это "лабрадор";

5. Показать ему десять картинок с собаками;

6. Научить его устанавливать связь между фактами (показать ему десять карточек с собаками и сказать: "Взгляни, детка, все эти картинки изображают животных, называемых "собаками": немецкая овчарка, колли, лабрадор, пудель, коккер-спаниель, боксер, доберман-пинчер, ротвейлер, чау-чау, болонка").

Методика Домана утверждает, что если вы предпочтете именно шестой вариант, то ребенок сможет сам сделать выводы: все собаки имеют шерсть, лапы, хвост и т.д., но могут иметь разный окрас, размер, рост, длину хвоста и т.п. Таким образом, за 30 секунд можно значительно ускорить развитие мозга ребенка.

Как научить вашего ребенка читать

(по книге Г.Домана “Как научить вашего ребенка читать”).

Глаз ребенка видит написанное слово, хотя сам он не понимает его значение. Но, если малыш видит и одновременно слышит написанное слово, тогда его мозг интерпретирует полученную информацию – «понимает» и механически запоминает написанное. Глен Доман в своей методике утверждает, что со временем малыш на основании собственного опыта поймет законы чтения, точно так же, как когда-то он научился понимать устную речь.

Как работать с карточками Домана

Обучать ребенка чтению по методике Домана можно начинать с шестимесячного возраста .

Для этого используют специальные карточки размером 10x50 см, с написанными на них красным цветом печатными буквами высотой 7,5 см и толщиной шрифта 1,5 см. Для начала обучающие по методике Домана родители подбирают слова хорошо знакомые ребенку (члены семьи, игрушки, одежда, части тела, любимые блюда и т.п.).

1-й день. В течение 5-10 секунд мама показывает ребенку друг за другом 5 карточек со словами и четко произносит написанное на них: «мама», «папа», «бабушка» и т.д. Всё, занятие окончено. Теперь малыш получает награду – мамин поцелуй, объятия, ласку, слова любви и т.п. В течение первого дня показ карточек Домана нужно повторить еще 2 раза.

2-й день. Повторите вчерашние карточки и добавьте еще 5 новых карточек. Сегодня малыш уже получит 6 коротких занятий – 3 по старым карточкам и 3 по новым.

3-й день. Добавляется еще 5 новых карточек и, следовательно, будет проведено девять показов.

4-й и 5-й день. Таким образом, постепенно вы доходите до 25 карточек и 15 демонстраций в день.

6-й день. Добавляем новые пять карточек, убирая в изученных комплектах по одному слову.

Примерная ежедневная программа обучения чтению с помощью карточек Домана

Ежедневное содержание - 5 наборов слов (25 карточек). Одно занятие - 1 набор из 5 слов, показанный лишь однажды.

Частота - каждый набор по 3 раза в день (5 наборов по 3 раза = 15 занятий).

Продолжительность одного занятия - 5 секунд.

Введённые слова - 5 слов ежедневно (по одному в каждый набор).

Удалённые слова - 5 слов ежедневно (по одному из каждого набора).

Количество демонстраций каждого слова - 3 раза в день в течение 5 дней, т.е. всего 15 раз.

Обратите внимание: в методике Домана даются четкие рекомендации, что дозировка занятий и количество карточек изменяют в зависимости от желания и настроения ребёнка.

Постепенно шрифт букв будет уменьшаться, а красный цвет сменит черный.

"Букварь с пелёнок"

Последовательность обучения чтению по методике Глена Домана выстроена от простого к сложному

    • Первый этап - отдельные слова.
    • Второй этап - словосочетания.
    • Третий этап - простые предложения.
    • Четвертый этап - распространенные предложения.
    • Пятый этап - книги.

Как научить вашего ребенка считать

(по книге Г.Домана "Как обучить вашего ребенка математике")

"Математика с пелёнок"

Доман в своей методике утверждает, что дети видят вещи такими, какими они являются на самом деле. Если мы скажем «два» - ребенок представит количество: две точки, а мы, взрослые, – значок (цифру «2»). Т.е. ребенок мыслит фактами, и если мы дадим ребенку такие факты, он научится с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.

Для обучения ребенка счету по методике Глена Домана нужно изготовить 100 карточек размером 27x27 см. На каждой карточке будет нарисовано в хаотичном порядке от 1 до 100 точек диаметром чуть меньше 2 см.

Показ карточек осуществляется таким же образом, как и с карточками по чтению. Только в данном случае на начальном этапе вы используете только два набора: карточки с точками от 1 до 5 и карточки с точками от 6 до 10.

Последовательность обучения счету по методике Домана на фактическом материале выстраивается следующим образом:

  • Первый этап - освоение понятия "количество".
  • Второй этап – уравнения.
  • Третий этап - решение задач.
  • Четвертый этап - освоение понятия "цифра", запоминание цифр.
  • Пятый этап - цифровые уравнения.

Как дать ребенку энциклопедические знания

(по книге «Как дать вашему ребенку энциклопедические знания”)

«По большому счету, - считает Глен Доман, - цель жизни – это приобретение разносторонних знаний об окружающем мире». Объяснять что-либо детям бесполезно – они еще ничего не знают. Детский мозг может воспринимать только голые факты.

Чтобы карточки действительно передавали ребенку энциклопедические знания, они должны отвечать следующим требованиям методики Г. Домана :

1. Отчетливо видны все детали.

2. Изображен только один предмет.

3. У него должно иметься специальное название.

4. Этот предмет должен быть незнаком вашему ребенку.

5. Карточка должна быть большой – наилучший размер 28x28 см.

6. Карточка должна быть чистой.

На одно занятие по карточкам с картинками по методике Глена Домана отводится около 30 секунд.

Доман в своей методике разделил все существующие знания на десять разделов

1. Биология – в него входят категории, например, птицы, и соответственно, набор карточек: обычная ворона, малиновка, соловей, зяблик, орел, страус, курица, воробей, тетерев, цапля и т.д.

2. Искусство – в него входят категории, например, картины Ван-Гога, и, соответственно, набор карточек-репродукций: "Школьник", "Подсолнухи", "Мадам Рулин со своим ребенком", "Почтальон Рулин", "Печальный старик", "Терраса кафе ночью", "Автопортрет", "Цыганские телеги", "Церковь в Оверне", "Поля с персиковыми деревьями в цвету" и т.д.

3. История – в него входят категории, например, правителей, и, соответственно, набор карточек: Николай II, Александр Невский, Столыпин, Александр I, Ленин, Иван Грозный, Петр I, Eкатерина II, Брежнев, Керенский и т.д.

4. География – в него входят категории, например, города России, и, соответственно, набор карточек с видами этих городов: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ярославль, Красноярск, Новосибирск, Суздаль, Сочи и т.д.

5. Музыка – в него входят категории, например, композиторы – и, соответственно, набор карточек: Бетховен, Моцарт, Чайковский, Бизе, Верди, Кальман, Бах, Шопен, Мусоргский, Скрябин и т.д.

6. Язык – в него входят категории, например, английский или итальянский, и, соответственно, набор карточек: giorno (дeнь), ora (час), senso (чувство), enigma (загадка), scatola (коробка) и т.д.

7. Математика – в него входят категории, например, количество, и, соответственно, набор карточек: одна точка, две точки и т.д.

8. Анатомия человека – в него входят категории, например, скелет человека, и, соответственно, набор карточек–рисунков: череп, берцовая кость, лопатка, фаланга пальца, таз, лодыжка, ключица, локтевая кость, нижняя челюсть и т.д.

9. Общие знания – в него входят категории, например, орудия труда, и, соответственно, набор карточек: нож, топор, пила, отвертка, рубанок, молоток, лопата, грабли, сверло, коса и т.д.

10. Литература – в него входят категории, например, русские писатели, и, соответственно, набор карточек: Толстой, Пушкин, Достоевский, Лермонтов, Некрасов, Булгаков, Солженицын, Чехов, Гончаров, Бунин и т.д.


В рамках методики Глена Домана, занятия начинают с демонстрации трех различных категорий по 10 карточек в каждой. Каждая категория в течение дня демонстрируется 3 раза. Постепенно вы можете добавлять все новые и новые категории, пока их ежедневное количество не достигнет 12 (при показе 3 раза в день).

Когда вы с малышом пройдете 1000 карточек, настанет время интеллектуальной программы. Исходя из методики Домана, категории дают общий информационный обзор, а интеллектуальная программа позволяет идти дальше, углубляя уровень знаний внутри каждой категории.

Каждая такая программа начинает с самой простой и заканчивает достаточно сложной информацией

Раздел: Биология.

Набор карточек: Обычная ворона.

1-й уровень: Вороны вьют свои гнезда на деревьях или в кустарниках.

2-й уровень: Вороньи гнезда сделаны из веточек, переложенных травой или шерстью.

3-й уровень : Вороны питаются насекомыми, семенами, фруктами и орехами.

4-й уровень: Вороны (помимо прочего) едят моллюсков, падаль, мышей, яйца, рыбу, отбросы, шпатлевку, резину, изоляционный материал.

5-й уровень: Самка вороны имеет один выводок птенцов в год.

7-й уровень: Вороны относятся к семейству вороньих.

8-й уровень: В семейство вороньих входят вороны, сойки и сороки.

9-й уровень: Большинство птиц семейства вороньих выбирают себе пару на всю жизнь.

10-й уровень: Большинство птиц семейства вороньих живут стаями и гнездятся густонаселенными колониями.

11-й уровень: Только в Новой Зеландии и на большинстве островов Тихого океана нет представителей семейства вороньих.

12-й уровень: Семейство вороньих насчитывает 103 вида, объединенных в 26 родов.

Закончить обзор системы хотелось бы словами самого Глена Домана: «Наши методики - плод многолетней работы, и они хорошо себя зарекомендовали. Но никогда не стоит забывать о том, что чудеса заключены не в методиках, а в самом ребенке. Его мозг - это самое невероятное чудо. Да и вы сами тоже чудо».

Причины улучшения состояния больных детей

Далеко не все здоровые дети, занимающиеся в домашних условиях с помощью карточек Глена Домана, достигают значительных результатов. И наоборот, очень многие дети при Институте Домана смогли выйти на новые уровни своего физического и интеллектуального развития. Происходило это отчасти по таким причинам:

1. Матери больных детей верили в успех. Они прикладывали максимум усилий, изготавливая тысячи карточек, поскольку у них не было другого варианта, и они жертвовали всем, чтобы их дети научились хотя бы немного приподнимать голову, хотя бы ползать, хотя бы немного видеть, хотя бы немного слышать…

2. Методика Глена Домана – становилась образом жизни семьи, где рос больной ребенок. Но как только занятия прекращались – развитие ребенка зачастую тоже останавливалось.

3. Строгое следование методике Домана - проведение занятий систематично и в точной последовательности - приводило к тому, что дети привыкали именно к такой подаче материала (через стимулирование правого полушария мозга, минуя левое) и уже с трудом воспринимали информацию вне занятий.

4. Дети с повреждениями мозга за неимением других возможностей могли заниматься только тем, что им предлагалось, и умели делать только то, чему их научили.

Спорные вопросы методики Домана

Когда читаешь книги Глена Домана, заражаешься его идеями, потому что выглядит все очень просто, логично и заманчиво. Однако есть спорные моменты этой методики, по поводу которых ведутся горячие дебаты:

В своей методике Доман постоянно сравнивает человеческий мозг с компьютером, очень совершенным, наделенным огромным запасом памяти. Но живые дети – не электронные машины. Заполняя их головки сотнями и даже тысячами байтов информации, мы вряд ли сделаем их умнее или образованнее. Ведь мало знать те или иные факты. Нужно уметь их применять и использовать, а если этого не происходит, то ненужная информация, которую ребенок пока не может отфильтровать и «переварить» - скапливается в его голове, как ненужный хлам.

Изобилие информации может перегрузить и истощить нервную систему ребенка. И есть некая вероятность того, что это поспособствует психическим нарушениям (проблемы в общении, резкие перепады настроения, обидчивость, ранимость, чувствительность, тревожность, отсутствие способности к восприятию и сосредоточенности и т.д.) или физическим (головные боли, повышенная утомляемость, нарушения аппетита и т.д.). Если вам повезет и ребенок окажется стойким к таким перегрузкам - тогда, возможно, всё закончится действительно превосходными успехами.

Важно, чтобы стимулирующее воспитание и обучающее развитие соответствовало возрастным особенностям детей. Так, например, у детей в первую очередь развивается наглядное мышление, ребенок видит собаку и соотносит ее с названием «собака». Изучая же в рамках методики Домана по карточкам написанные слова и другие непонятные ребенку объекты, у ребенка формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с определенной карточкой. Вряд ли в зоопарке он узнает антилопу, так хорошо показываемую им до этого на картинке. Ведь для этого требуется определенный опыт, интеллектуальная зрелость и действенная потребность, которой у годовалых детей еще нет.

При обучении по методике Глена Домана ребенок пассивен, он получает информацию только для того, чтобы потом воспроизвести её. Тут нет никакого творчества, тут не надо добывать информацию, тут не возникает вопросов. Нужно только смотреть картинки и слушать бесстрастные факты. Таким образом, притупляется любознательность, заложенная в каждом ребенке с рождения, исчезает желание самостоятельно познавать и изучать мир.

Увлекаясь интеллектуальным развитием и оперированием абстрактными понятиями по методике Глена Домана, взрослые не оставляют ребенку времени на творческое, эстетическое, нравственное, психологическое и эмоциональное развитие. И как же насчет того, чтобы просто пообщаться и поиграть, подвигаться и побегать, попеть и потанцевать? Ведь, как известно, мозг ребенка развивается постепенно и в соответствии с гармонией, заложенной самой природой, а когда мы стимулируем только один-два отдела головного мозга, они развиваются за счет других отделов.

На занятиях по методике Домана в основном задействованы только зрительные и слуховые органы, в то время как для целостности восприятия важно взаимодействие и всех остальных органов чувств: вкуса, запаха, тактильных ощущений.

Занятия с карточками Домана (их изготовление, сортировка, подбор, обучение) занимает много времени. И большинству родителей в скором времени начинает не хватать того энтузиазма, с которым они начинали работать по этой методике.

Обучение чтению по карточкам с картинками и подписями строится на машинальном запоминании слов, при этом ребенок всё равно не может читать книги с незнакомыми ему словами, анализировать прочитанное, добывать необходимую информацию. Обученный по методике Глена Домана, ребенок только воспроизводит ранее заученный текст. На практике большинство детей не улавливают связь между заученными словами и звучащей речью, и их все равно приходится учить читать заново.

Читаемые или прослушиваемые книги не всегда должны сопровождаться картинками, как этот принято в методике Домана. Это нужно для того, чтобы мозг малыша научился самостоятельно выстраивать зрительный ряд на основе текста. Иначе, ребенок, привыкший получать легкие знания только из картинок, скорее всего уже с трудом будет воспринимать обычный текст учебника без иллюстраций и не захочет учиться тому, что трудно или неинтересно.

Малыши лучше запоминают тот материал, который включён в разнообразные игры и активную деятельность. А по методике Глена Домана подача материала происходит только одним способом – через карточки.

К счастью, у детей прекрасно развит инстинкт самосохранения

До 6 месяцев , с одной стороны, дети еще мало двигаются, и их можно было бы привлечь к показу карточек, но с другой стороны, они еще плохо концентрируют внимание на увиденных объектах, да и знания об окружающем мире еще весьма скудны.

После 6 месяцев , из-за того что малыши начинают активно ползать и ходить, тоже довольно трудно удержать их внимание на карточках и занятиях по методике Домана.

После года дети ни минутки не сидят на месте – порой мамам приходится бегать за ними с карточками Домана, чтобы те хоть краем глаза взглянули на демонстрируемый методический материал.

В 1,5 – 2,5 года малыши во всю проявляют свою самостоятельность и независимость – они могут начать отбирать у вас карточки, подолгу рассматривать картинки, задавать вопросы, противореча тем самым всей методике Глена Домана.

В 2,5 – 4 года детям уже далеко не всё равно, что изучать. Они будут смотреть только то, что действительно их заинтересует.

После четырех лет у ребенка появляются куда более важные дела, чем рассматривание карточек. Именно в этот период он может наотрез отказаться заниматься по методике Домана.

Доброго дня, все тем, кто интересуется методиками раннего развития, которых существует огромное количество. У каждой методики есть свои плюсы и минусы. И каждый родитель сам решает как, когда и чему учить своего ребенка.

Многие из нас уже слышали о методике раннего развития Глена Домана. В данной статье вы узнаете как возникла данная методика, в каких областях происходит развитие по системе Домана, как нужно заниматься по данной методике, а также какие есть преимущества и недостатки у методики Домана.

Глен Доман (1920—2013)– американский врач-физиотерапевт, автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с самого рождения.

Глен Доман является основателем Института Развития Человеческого Потенциала (1955 год). Доман вместе со своей семьей занимался лечением детей, у которых наблюдались различные нарушения мозговой деятельности. Были созданы и разработаны различные уникальные методики, с помощью которых появилась возможность восстановить пораженные клетки. Занимаясь лечением и реабилитацией детей с поражениями центральной нервной системы, Глен Доман пришел к выводу, что наиболее активно мозг человека развивается до 6-7 лет. Наиболее активным периодом развития мозга Глен Доман считает период до 3-х лет.

Во время занятий с больными детками присутствовали также их здоровые братья и сестры, которые с удовольствием повторяли все упражнения и быстро добивались хороших результатов. Тогда Глен Доман решил разработать методику для здоровых деток.

Так возникла методика раннего развития детей Глена Домана, направленная на развитие и стимуляцию мозговой активности у здоровых детей.

Глен Доман показал нам, насколько огромен человеческий потенциал. Доман считал, что нужно “дать детям неограниченные возможности в жизни”. Дети, с которыми занимались по данной методике, в возрасте 2-4 лет свободно читали, осваивали математику, знали много различных фактов, имели хорошую физическую подготовку.

Глен Доман разработал свою методику для 3-4 летних деток, исходя из того, что в это время наиболее активно развивается мозг человека. Глен Доман доказал, что мозг активно развивается тогда, когда он работает и чем интенсивнее будет нагрузка в первые годы жизни ребенка, тем лучше разовьется интеллект ребенка.

В каких областях развивается ребенок по методике раннего развития Глена Домана?

  • Чтение. Карточки - на белом фоне изображены красные слова, которые также показываются ребенку по несколько раз в день, постепенно их усложняя. Вы показываете карточку и читаете что на ней написано, то есть ребенок учится читать сразу слова целиком. Ребенок запоминает слова механически.
  • Математика . Считается, что ребенок представляет количество, а не цифры и знаки. Следовательно, нужно учить ребенка с помощью показа карточек с определенным количеством чего-либо.

Важно начинать занятия тогда, когда ребенок уже понимает фразу “на столе лежит три апельсина, а рядом с ними два граната”.

Для показа были выбраны белые карточки с красными точками на них. Для обучения математике нужно показывать данные карточки ребенку регулярно и поочередно, уделяя на одну карточку 1-2 секунды, причем занятие должно длиться около 10-15 секунд, таких занятий должно быть несколько в день. Показывая карточку, нужно говорить, сколько точек на ней изображено.

  • Энциклопедические факты. На карточках показываем различную информацию в виде картинок. Факты — это основа любого знания, умения или профессии. Факты должны быть ясными, четкими, интересными и последовательными. Также Глен Доман считал, что факты необходимо обязательно систематизировать. Факты систематизируются по разделам (биология), категориям (растения, животные), битам – единицам информации (фото зебры, коровы).
  • Физическое развитие. Глен Доман считает, что необходимо уделять много внимания физическому развитию ребенка в первый год его жизни. Для этого он разработал систему физического развития детей.

Можно сделать ребенку собственную подборку карточек на определенную тематику либо сделать презентацию на компьютере. Примером послужит презентация «дикие животные».

Как нужно заниматься по методике раннего развития Глена Домана?

  • с ребенком нужно заниматься с раннего возраста;
  • показывать карточки и говорить их название. На каждую карточку отводится 1-2 секунды;
  • занятия должны быть короткими, чтобы они не надоели ребенку;
  • пополняйте карточки новыми ежедневно, одну и ту же карточку не нужно показывать более 3 раз в день;
  • настроение у малыша должно быть хорошее;
  • радуйтесь успехам ребенка;
  • проводите занятия систематически и регулярно;
  • учите только, если это нравится и Вам и вашему ребенку;
  • не проверяйте знания малыша.

Как и у любой методики, у методики Домана есть свои преимущества и недостатки.

Преимущества и недостатки методики Домана

Хочется добавить, что совсем необязательно скрупулезно следовать одной единственной методике, можно взять самое лучшее из каждой методики и воплотить в жизнь. Каждый ребенок — индивидуальность, со своими личными качествами, умениями и желаниями.

Если Вы всерьёз решили развивать ребенка по данной методике, могу Вам предложить приобрести карточки Домана на DVD . Данный набор включает в себя 5 дисков DVD и содержит первые слова, повседневные слова, животные и словосочетания (рассчитан на деток от 0 до 3-х лет).

Давайте делать жизнь наших деток интересной и разнообразной!

Вы использовали данную методику для своего ребенка? Каких результатов вы достигли? Нравится ли вашему малышу смотреть карточки?

P.S. Подпишитесь на обновления и узнайте много интересного о жизни блога первыми!



Публикации по теме