Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся предусматривает. Воспитание, обучение, образование

Слово "духовность" употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Духовность - это " устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности" (В. И. Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Можно привести несколько формулировок духовно- нравственного воспитания:

Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

"Безнравственный человек - значит бессовестный" (К.Д.Ушинский).

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Цель духовно-нравственного воспитания в школе - формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.

Результат воспитания - ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Назначение программы:

  • обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы
  • мероприятий, способствующих духовно- нравственному воспитанию школьников

Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:

  • обсуждение хода реализации Программы на педагогических советах школы,
  • совещаниях при управлении образования с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых результатов воспитательного процесса;
  • публикация в средствах массовой информации муниципального и регионального уровней;
  • психолого-педагогическая диагностика дошкольников и анкетирование родительской общественности.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  • Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
  • Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)
  • "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" от 29.12.2001 г. № 1756- р.

В Концепции говорится о том, что в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года Президент Российской Федерации выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, - Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

"Сами по себе законы не гарантируют того, что отраженные в них моральные нормы являются также личностными убеждениями человека, принимаются и выполняются им сознательно, добровольно, по совести и нравственному долгу. Если гражданин лишен духовно-нравственных основ (честности, доброты, искренности, милосердия), уже по той причине, что никто (за исключением, может быть, родителей) их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут.

Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность, в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но прежде всего в Отчизне, культуре, религии, народе, семье - во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. "Система образования, - подчеркивает Д.А.Медведев, - в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации". Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире". В первом разделе Концепции "Национальный воспитательный идеал" поднимается вопрос об основах воспитания детей и молодежи.

"Воспитание школьников начинается с ответа на вопрос: кого будем воспитывать? Нередко воспитание рассматривается как самодостаточное явление, словно ребенок существует только для того, чтобы быть "встроенным" в какую-либо систему. Но воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, то есть того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях". Далее в Концепции показывается, насколько важным в истории и духовно-нравственной культуре России был христианский идеал святости.

"В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Христа. Православная Церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и даже государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь.

Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только великороссы) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси".

"Современный национальный воспитательный идеал - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа".

Со ссылкой на проект Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, в Концепции под образованием понимается не только усвоение человеком системы знаний, умений и навыков, но принятие им духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей.

"Личностная культура, - указывается в Концепции - это сформированность ценностно-смысловых ориентаций, нравственных ценностей: честность, доброта, искренность, милосердие".

"Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями".

В Концепции в разделе о воспитательном значении культуры и искусства патриотизм утверждается как нравственная норма.

"Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:

  • жизнь;
  • родная земля;
  • красота;
  • гармония".

Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди.

Свт. Иоан Златоуст.

Безответственный человек - сущее наказание для семьи, для школы, для соработников (если труд коллективный), он также не состоятелен и в любви к Богу и людям. Более того - является хорошим проводником пагубных мыслей и поступков.

Откуда же он берется, эта самая безответственность? От нерадения! "Нерадение о детях есть величайший из всех грехов, и в нем крайняя степени нечестия", - говорит епископ Владимирский Феофан. Родители, не воспитывающие детей своих как должно, рождают их для временной жизни, забывая или не понимая, что существует жизнь вечная, дверь в которую они закрывают. "Дети, забытые родителями во время воспитания, взаимно забывают их после воспитания", - предупреждает нас святой Филарет, митрополит Московский.

Некоторые из родителей ошибочно полагают, что детей надо воспитывать в "свободном полете", дабы не посягать на их свободу. Очевидное заблуждение. Ребенок - это нежный цветок, требующий внимательного и своевременного ухода.

"Ничего нет хуже, - говорит свт. Иоанн Златоуст - когда детские поступки не исправляют и из-за этого в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещаниями исправить его, и подобных детей диавол водит, как пленников, куда ему бывает угодно. Он становится полновластным их повелителем, дает им пагубные наставления, и несчастные дети, нисколько не помышляя, что эти наставления ведут их к конечной погибели, исполняют их с полной охотой".

Нравственное состояние детей почти на всю их жизнь зависит большей частью от нравственного влияния матери. "Дайте нам лучших матерей, - сказал некто, - и у нас будут лучшие люди" ("Духовный цветник")

Для родителей верующих ответственность за воспитание детей своих усугубляется сознанием того, что благочестие - это вкус, аромат и благообразная форма того плода, который они вырастили во славу Господа и на пользу людям.

Мудрость родителей проявляется не столь в умение своевременного наказания за проступки, но, скорее всего, в способности вовремя предупредить (оградить) от проступка.

Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст из глубины веков обращается к нам, современным родителям: "Не безрассудно ли учить детей искусствам, посылать их в училище, ничего не жалеть для их образования, а о воспитании их в наказании и учении Господнем не заботиться? За это-то сами мы первые пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными.

Ознакомление детей с историей, жизнью и верой Православной Церкви есть, несомненно "общественно-значимая культурно-просветительская программа". А значит, она входит в число тех, которым Закон предписывает оказывать государственную поддержку. И директор школы (департамента) именно как "государев человек" также обязан оказывать поддержку этой программе.

Что увидит перед собой гусёнок, появившись в инкубаторе, за тем и пойдет, будь то мячик, коробка или дядя. Даже родную мать не признает, лишь бы что-то куду-то двигалось.

Может, и дети наши как гусята? Какой образ первым поманит их, за те и пойдут - и все уговоры напрасны.

Власть первообраза - кто познал её силу и тайну?

Сейчас в души детей транслируют из-за океана легионы нечистых образов, увлекающих за собой в рабство греха:

Идет небывалая духовная битва. Залюбовавшись монстриком, ребёнок может сам возмечтать стать монстром.

Спрашивает мама малышку:

Хочешь, куплю книжку про Красную Шапочку?

Дитя, скандально:

Не хочу "Красную Шапочку"! Купи "Человек-паук"!

Уже зомби!

Образ, попав в душу, будет не только жить в ней, но и создавать по своему подобию из нашего сына или дочери либо доброе Божие дитя, либо жуткого паука.

Как быть с душой, где уже гнездятся толпы ярких, но злых персонажей?

Богомудрый святитель Феофан Затворник советовал: "Не оставляй мысль в голом виде, но обязательно облеки её в образ и доведи до чувства. Образ образом вытесняй".

Но на лучше ли, чем вытеснять, сразу заселить детскую душу светлыми, добрыми первообразами?

Я убеждена, что та или другая прочитанная в детстве книга не безразлично влияет на духовный склад дитяти, что те или другие идеи, картины, образы, симпатии и антипатии, дух и направление, вызываемые в душе читающего, деятельно участвуют в образовании духовного, умственного и нравственно-религиозного содержания личности человека, мы должны путем книги для чтения, посредством соответствующих произведений человеческого слова закладывать в душу ребёнка те идеи и настроения, те вкусы и привычки, которые одобряются истинною христианской педагогикой, соответствуют его положению в жизни и которые разовьются и принесут плод по роду своему.

Преодоление множества кризисных явлений сегодняшнего периода российской истории невозможно без духовно-нравственного очищения и подъема общества, без опоры на классическую и народную, выдержавшую испытание временем русскую культуру и культуру народов России.

Россия живет тяжело. В раздорах, чиновничьем произволе, бедности. Но она живёт и в Вере, и в Надежде, и в жажде созидания. Давайте же созидать её вместе - под знаком русской классической литературы и великого Русского Слова.

Из резолюция XI Всемирного Русского Народного Собора.

В своей работе с детьми по формированию нравственного отношения я использую разные приёмы и формы работы:

  • тематические родительские собрания;
  • классные часы, совместные праздники родителей с детьми
  • факультативный курс "Наш край" (региональная программа);

Основным критерием результативности освоения регионального образовательного курса "Наш край" выступает критерий сформированности у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям Владимирского края, малой родины, показателями которого можно считать:

  • Наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
  • Активная познавательная позиция младшего школьника;
  • Широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
  • Овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т.п.)

Во втором классе очень большой раздел данной программе посвящён историческим темам: "Славяне. Русь. Владимирская земля. Герои Владимирской земли, их нравственный подвиг. Праздники христианской Руси". Учебник С.А Конопкиной,Т.В.Озеровой, Е.Л.Харчевниковой составлен очень хорошо, но для второклассников такой материал в тексте достаточно сложен. В работе с учениками начальной школы очень важно использовать много наглядности, для этого после или перед занятиями желательно выходить или выезжать на экскурсии по нашему городу, во Владимир, в Москву.

Дети лицо своих родителей. Они, как известно в начальных классах экранируют полностью свою семью. Поэтому задача учителя анкетированием, наблюдениями очень осторожно выявить уровень духовно-нравственного развития, прежде всего родителей. Много сил нужно приложить, чтобы объяснить родителям их главенствующую роль в воспитании ребёнка. Ведь поколение родителей росло в годы перестройки, обвала всех накопленных ценностей. В связи с этим сначала надо помощь раскрыть глаза родителям, а затем совместными усилиями и их детям. Для этого я использую различные формы родительских собраний это и просмотр видео лекций (выступление детского психолога Ирины Яковлевны Медведевой о проблемах воспитания), тематические родительские собрания ("Как вырастить ребёнка нравственным", встречи с православным священником), подготовка совместных тематических праздников, экскурсий, поездок.

Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

  • формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;
  • формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
  • формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
  • формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
  • формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания гимназии:

Ученик - патриот и гражданин
Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Ученик и его нравственность
Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Ученик и его интеллектуальные возможности
Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

Ученик и его здоровье
Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

Ученик и его карьера
Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.

Ученик и его семья
Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

Общение и досуг
Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов:
Сформировать у обучающихся:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • ценностное отношение к своему здоровью;
  • ценностное отношение к природе;
  • мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.

Дать представление:

  • о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • об эстетических ценностях отечественной культуры;
  • о необходимости сознательно заниматься учебным трудом;
  • о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • о необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни

Заложить основы:

  • смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;
  • социальной и межкультурной коммуникации;
  • готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,
  • уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;
  • понимания того, что семья - это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

Классный час. Первый классный час я всегда посвящаю дружбе. Первое правило в нашем классе - обращаться друг к другу по имени. Дети учатся с уважением относиться к мнениям других, терпеливо, и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.На классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.«Строим город Доброград»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». В этом большим подспорьем для меня являются книжки из серии «Зернышки», в которых собраны короткие добрые рассказы для детей, глубоко проникнутые духовно-нравственным содержанием. Это настоящие уроки любви, доброты, сострадания.

Беседы на этические темы
Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

Примеры бесед на этические темы, которые я провожу совместно с детьми, родителями: «Настоящий друг» (беседа о дружбе), «Приветствие» (правила общения) , «Моя семья», «Про то, как добро и зло боролись»(урок-сказка),«Человек среди людей», « Как мы разрешаем конфликты», «Научись смотреть на себя со стороны», Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки», «Правила коллективной работы», беседа о доброжелательности и равнодушии, «Мои нравственные ценности» и др.

Встречи с участниками и ветеранами войны
Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию у обучающихся высоких нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувство долга перед старшим поколением.
Ежегодная благотворительная акция «Спишите делать добро».

Мы помогаем воспитанникам Удельнинской школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки, организуем совместные спортивные мероприятия.

Экскурсии
Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально - ценностный опыт детей. За четыре года мы совершили 24 экскурсии: познавательные и исторические.16 поездок: театры, музеи, выставки, концерты.

Организуемая внеурочная деятельность является составной частью программы духовно-нравственного развития и воспитания, реализуемой в гимназии. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению в гимназии организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающиеся гимназии используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления на базе гимназии.

Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию

В.И. Попугаев

духовно-нравственная культура, патриотизм, воля человека, добро, свобода, справедливость

Ключевые слова:

Образование является единым процессом воспитания, обучения и предусматривает также духовно-нравственное развитие человека .

Практика преподавания основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями закреплена на уровне Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» .

При определении критериев качества образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» необходимо учитывать уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся - это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования .

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске добра и зла мы, как правило, выходим на общечеловеческие ценности и идеалы .

Примером может служить наследие В.А. Сухомлин-ского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души,

бездуховности...» Сфера педагогической ответственности в процессе воспитания определяется усилием общества и государства, направленным на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, патриотизма, чувства ответственности за свою Родину.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся, однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами техникума. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества. Значительное место в процессе формирования у подростков качеств гражданина и патриота занимают дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», «История России» и др., на которых мы формируем гражданско-па-триотические качества личности .

Воспитание патриотизма на занятиях в Егорьевском промышленно-экономическом техникуме имеет огромное значение, т. к. речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, наши молодые современники должны не только обладать необходимым объемом знаний, но и стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Основой гражданско-патриотического воспитания являются психологические особенности обучающихся, поэтому ознакомление их с жизнью своей страны мы строим на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением обучающихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, а также уважению и открытости ко всем другим народам и их традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям Отечества и народа .

Поэтому, знакомя с историей Великой Отечественной войны, мы приводим те факты, которые касаются

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

наших земляков, родных и близких . Например, мой отец, Илья Арсентьевич Попугаев, воевал на Курской дуге в качестве стрелка-радиста бомбардировщика-разведчика «Бостон-20». Экипаж состоял из четырех человек: летчика, штурмана, стрелка и стрелка-радиста. Самолет был оснащен 10 бомбами по 100 кг, пулеметами, пушкой и фотокамерой (рис. 8).

В одном из боевых вылетов отец мог погибнуть, но чудесным образом остался жив.

Шел 1943 год. Войска Белорусского фронта при поддержке бомбардировочной авиации освобождали города. На одном из участков фронта сложилась труд-

Рис. 8. Фотографии из домашнего фотоархива

ная обстановка. Противник задержал наступление советских войск. Необходимо было провести воздушную разведку, а погода стояла нелетная. Шел мокрый снег, облака низко нависали над землей. Ждать летной погоды было нельзя. Командование полка отдало приказ экипажу самолета провести воздушную разведку войск противника. Именно перед этим вылетом, как рассказывал отец, он почувствовал потребность взять с собой аптечку, которую не только он, но и другие члены экипажа никогда в боевой вылет не брали. Аптечки хранились в деревянном ящике в казарме. Отец взял аптечку и положил в карман комбинезона, но, почувствовав неловкость, так как другие члены экипажа аптечки не брали, положил ее обратно в ящик. Однако снова пришла беспокойная мысль: «Взять аптечку, взять аптечку, взять аптечку», - что он, воспитывавшийся в православной семье и верующий в Бога и Ангела-хранителя, и сделал. Это спасло ему жизнь.

Линия фронта была недалеко, и самолет ее благополучно миновал. Стали видны войска противника, который не ожидал появления советского самолета в такую погоду. Началась паника. Самолет пролетел над скоплением танков, бронемашин, мотопехоты, сбросил бомбы и произвел фотосъемку. Задача была выполнена. На обратном пути отец увидел в «хвосте» самолета четыре быстро приближавшихся объекта размером с воробушка (он отличался зорким зрением, был метким охотником) и доложил по рации летчику. Стало ясно, что их преследуют четыре немецких самолета. Как потом выяснилось - четыре мессершмита. Экипаж приготовился к бою. Расстояние между самолетами уменьшалось, началась стрельба. Немецкие летчики атаковали парами и рассчитывали посадить наш самолет на землю. Атаки следовали одна за другой. Самолет маневрировал и тоже отвечал огнем. Один мессершмит загорелся и разбился о землю. Когда бой перешел на нашу сторону фронта, немецкие летчики повернули обратно. Только после этого отец почувствовал невыносимую боль в левой руке. Во время стрельбы он не заметил, что держит пулемет одной правой рукой, левая рука была перебита очередью немецкого самолета и висела, как плеть, рукав комбинезона наполнился кровью. Отец, мгновенно вспомнив об аптечке, позвал на помощь второго стрелка. Тот подполз к отцу, вынул из кармана его комбинезона аптечку и жгутом остановил кровотечение. Экипаж нашего самолета доставил командованию разведданные, и гвардейские бомбардировщики вылетели бомбить противника. Вскоре пошла в атаку славная мотопехота. После, уже в госпитале, опытный пожилой хирург сказал отцу, что он мог бы погибнуть из-за большой потери крови. Руку удалось спасти благодаря этому хирургу. Он убедил консилиум, состоящий в основном из молодых коллег, не ампутировать ее.

Все члены экипажа самолета-разведчика были награждены орденами Отечественной войны. Да, это патриотизм!

В годы войны медицинская аптечка спасала раненых на поле боя, а в настоящее время вера, патриотизм и взаимовыручка помогают нашему поколению выбрать правильный жизненный путь.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь

к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Литература

1. Антонова Л.Н. По совести и вере: Доклад министра образования правительства Московской области Лидии Антоновой на пленарном заседании, посвященном открытию V Московских областных рождественских образовательных чтений «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения» // Образование Подмосковья. Открытый урок. 2008. № 1(3). С. 5-7.

2. Борев В. И снова один против четырех // Боевые действия «Наркомат» Госнаркоконтроля России. 2005. № 16.

3. Боярская В.В., Ракова Н.С. Патриотизм в свете задачи формирования гармоничной личности гражданина России / / Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 5. С. 58-60.

4. Бузмакова А.А. Психологическая культура школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С. 55-63.

5. Попугаев В.И. Исследование общей эмоциональной направленности обучающихся // Сб. статей по материалам малых рождественских педагогических чтений «1150-летие Российской государственности - основа формирования нравственных ориентиров современной молодежи». ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 30. Коломна, 2012. С. 125-133.

6. Попугаев В.И. Экспериментально-теоретическое исследование общей эмоциональной направленности обучающихся. Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012 учебного года. http://educontest.net/

7. Тараканова В.В. Патриотическое воспитание в молодежной среде. Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственный мир современного российского общества проблемы формирования и защиты», Волгоград, 16 марта 2009 г. / Отв. ред. А.А. Огарков и др. М.: Глобус, 2009. С. 276-280.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: «Омега-Л», 2013.

9. Фильмотека телепередач «Слово пастыря»: Методич. пособие / Сост. В.И. Попугаев. Интернет-портал Международной фундации педагогических новаций. http://www.mfpn.ru

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС»

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей и воспитателей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель, воспитатель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.

А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации.

Для современного школьника базовыми являются компетенции:

– информационная (готовность к работе с информацией);

– коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

– кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

– проблемная (готовность к решению проблем).

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия - наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Иными словами необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю, воспитателю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.

В нашем училище разработана модель организации внеурочной деятельности.

Основная идея модели: создание условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для самоопределения и самореализации личности ребенка на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Основные задачи:

выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

оказание помощи в поисках «себя»;

создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;

расширение рамок общения с социумом.

Заинтересованность училища в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Принципы организации внеурочной деятельности в училище:

соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

опора на ценности воспитательной системы училища;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Апробируется 3 способа организации внеурочной деятельности:

1. Реализация образовательных программ внеурочной деятельности, разработанных педагогами школы в режиме концентрированного обучения - погружений в коллективные творческие дела, которые могут иметь разные формы организации: экскурсии, викторины, поездки по культурно-историческим местам города.

2. Включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы по пяти направлениям, заявленным моделью русской национальной культурологической школы. Общеучилищные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общеучилищном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем и воспитателем.

3. Использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Таким образом, включение ребенка в систему общеучилищных дел воспитательной системы создает особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

Спортивно-оздоровительное

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Художественно-эстетическое

Экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Гражданско – патриотическое, экологическое

Беседы, экскурсии в музеи «Боевой славы», просмотр фильмов, встречи с известными людьми, встречи с ветеранами, оформление газет о боевой и трудовой славе.

Привитие любви к Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Научно-познавательное

Занятия в компьютерном классе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность, олимпиады, экскурсии по Москве, в посещение музев.

Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности.

Общественно - полезная

Беседы, встречи с людьми труда, участие в трудовых десантах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты. Социально-значимая деятельность.

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности

Проектная деятельность

Реализовывается через все направления внеурочной деятельности.

Познавательные, социальные проекты, конкурсы, выставки, участие в научно-исследовательских конференциях на уровне училища, города.

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов.

Проектная деятельность позволяет реализовать личностно ориентированный подход, поддержку одаренных детей.

Училище стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Ожидаемые результаты:

развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

воспитание уважительного отношения к своему городу, училищу;

получение обучающимися опыта самостоятельного социального действия;

формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся;

увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Данные результаты делятся на 3 уровня:

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения) (Ребенок знает и понимает общественную жизнь.)

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений обучающихся к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. (Ребенок ценит общественную жизнь.)

Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного социального действия. (Ребенок самостоятельно действует в общественной жизни.

Мировая педагогика определяет приоритеты воспитания, исходя из общечеловеческих ценностей. В их число входят персональные высоконравственные качества; чувства сострадания и готовности помочь другим людям; толерантное отношение к иным социальным устройствам, культурным традициям, религиям и т.п. Соответствующие высокие цели воспитание сформулированы во всех ведущих странах мира. В России "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (2009), проекты "Наша новая школа" (2010), федеральные стандарты общего образования (2012) провозглашают стратегию гуманно-личностного развития учащихся, необходимость формировать ценности, соответствующие идеалам демократии, самоуправления, прав и свобод человека, открытости, плюрализма, гражданской ответственности и самостоятельности. В президентском акте "Америка-2000" (США) (1994) говорится о намерениях превратить школу в "центр содействия развитию цивилизованного общества". В "Законе об образовании" Великобритании (1996) – о культурном, умственном, физическом и духовном развитии школьников при передаче таких ценностей, как правдивость, чувство гражданского долга, забота о людях, терпимость и свобода. "Образование – это не только передача знаний, но и наделение моральной, нравственной, духовной силой", – записано в докладе национальной комиссии по образованию Великобритании (1993). В "Инструкциях министерства образования" (Франция) (1985) говорится о необходимости "воспитания личности, ...устремленной к истине, с верой в человеческий разум, с чувствами ответственности, собственного достоинства, уважения к другим людям, солидарности, неприятия расизма, понимания универсальности различных культур, с неразрывной любовью к Свободе, Равенству, Братству". В "Законе об образовании" (Япония) (2006) – о формировании "строителей миролюбивого государства и общества", которые "любят истину и справедливость, личную свободу, труд, обладают ответственностью и духом независимости", любят свою страну и уважают другие страны.

Мировая школа накопила определенный опыт воспитания, при котором формируется соответствующее поведение – от привычки уступать в транспорте место старшим до готовности откликаться на чужую беду. Воспитание направляется на поощрение самостоятельности, эвристического мышления, общительности, высокой культуры. Усиливается внимание к условиям жизни школьников, возрастает стремление обеспечить комфортную психологическую атмосферу, когда поощряются успехи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы детей. Популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве, когда ребенок становится полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества.

В воспитании используются технологии, доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, рассказ, ролевые игры, рефлексивные методы, методы убеждения, стимулирования поведения и т.д. Методы воспитания применяются по отношению к конкретным субъектам, на определенном учебном материале, через те или иные институционные и неформальные структуры образования. Методики применяются с учетом целей, содержания воспитания. Так, при ротации в детском самоуправлении инициируется смена лидеров. Методами убеждения могут быть диспуты, индивидуальные беседы, круглые столы и пр. При социокультурной идентификации – исторические рассказы, изучение местных обычаев. При освоении понятий многокультурности – лекции, эвристические беседы, работа с источниками.

При организации субъект-субъектных отношений центральное место отводится диалогу. Проблема диалога разрабатывается рядом зарубежных педагогов и философов. Так, израильский ученый М. Бубер подчеркивает, что Я приобретает всю полноту индивидуальности лишь в отношении Ты и что во время диалога возникает некое новое духовное содержание, имеющее качественно иную ценность. Диалог может быть сопереживанием культурных ценностей, информационным общением, ролевым общением и т.д. С педагогическим диалогом связаны интерактивные технологии, сущность которых состоит в том, что взаимодействие субъектов воспитания организуется как непрестанный диалог, в процессе которого субъекты осмысливают намерения друг друга, в результате чего приобретается личный опыт, возникают "разделяемые ценности" (Т. Парсонс). Интерактивный диалог позволяет добиваться настройки на положительное отношение к партнеру, умения разрешать возникающие разногласия, накапливать опыт самоанализа и анализа партнера. Интерактивное обучение происходит в небольших группах учащихся, т.е. в миниатюрном социальном пространстве. Социальный опыт, приобретаемый в таких группах, индивид переносит во внешний мир.

Реальности воспитания в массовой школе, впрочем, свидетельствуют о значительной дистанции между ними и теоретическими построениями ученых, официальными декларациями, а также установками школьных программ.

Россия . Состояние воспитания вызывает в российском педагогическом сообществе глубокую озабоченность. На рубеже XX–XXI вв. российская школа преодолела резкий поворот, когда, как замечает российский ученый Н. Д. Никандров, "одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась".

Проблемы воспитания оттеснены на задний план. Сокращены штаты воспитателей, руководителей кружков и секций, психологов, медиков, социальных педагогов. В образование пришла идеология, окрашенная моралью общества потребления. Школа стала часто рассматриваться не как очаг взращивания и самореализации личности, а как источник образовательных услуг.

В учебных заведениях продолжают жить традиции авторитарного воспитания. По-прежнему главной фигурой в школе остается учитель, а не ученики. Во многом учебно-воспитательный процесс подчинен регламентациям и формализован. Изъяны в воспитании учащихся – результат множества слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и особенности групповой психологии подростков, и, наконец, пробелы школьного воспитания. Знаниевая составляющая теснит антропологическую направленность, воспитательный потенциал школьных программ.

В последнее 20-летие, как замечает российский ученый В. П. Максаковский, заметно снизился "градус" нравственности школьников. В детской среде распространяется пандемия бездуховности и "антикультуры". Подвергаются коррозии чувства доброты и сострадания к ближнему. Опрос учащихся, проведенный в 2009 г., выявил, что для абсолютного большинства респондентов кумирами являются поп-звезды, так называемая золотая молодежь, успешные бизнесмены, судьи и фото- модели. Нравственные идеалы значительной части учащихся ограничиваются дискотекой, популярной вокальной группой, заезжей рок-звездой и футболом. У российских школьников недостаточно развиты коммуникативные умения.

В противовес негативным тенденциям в воспитании развиваются процессы, направленные на поощрение гуманности подрастающего поколения. Программами общеобразовательной школы предусмотрено формирование прочных нравственных принципов на основе общепринятых фундаментальных духовных ценностей. Школа ориентируется на воспитание высоких нравственных стандартов, растут стремления обеспечить комфортную педагогическую атмосферу, мотивацию учащихся, поощряя их успехи, познавательную и творческую активность, склонности и интересы. Популярность приобрели педагогические идеи сотрудничества и партнерства. Для преодоления кризиса нравственного воспитания предлагается опора на такие базовые ценности, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, литература и искусство, традиционные религии.

В российской школе нравственно воспитывающее обучение – органическая часть образования. На первом месте при этом стоят традиционные предметы гуманитарного содержания: литература, история, обществоведение, иностранные языки. Изучение и освоение этих предметов рассматривается как источник гуманности, противоядие от жестокости, черствости.

США . В США воспитание школьников осуществляется с учетом двух подходов: с одной стороны, патернализма, когда ученик воспитывается в условиях требовательности и строгости, и предоставления школьнику свободы – с другой. До 1980-х гг. в воспитании предпочтение было отдано первому из указанных подходов. Многие школы, по описаниям американского педагога М. А. Рэйвида, выглядели как "холодные, бесчеловечные заведения, абсолютно далекие от индивидуализации учеников".

Сегодня на щит поднят второй подход. Труды американских ученых испещрены призывами гуманного, любовного отношения к школьникам, поощрения их самостоятельности и свободы. Учеников нельзя ругать, стыдить и строго наказывать. Учитель обязан воздействовать на ученика только позитивно, поощряя за успехи. Правила поведения в школе очень демократичны. Дети могут разговаривать в классе, ходить во время урока, сидеть в свободной позе и т.д.

Разрабатываются соответствующие методики так называемого поведенческого (коммуникативного) воспитания. В нем выделены две главные цели: формирование познавательного (когнитивного) и эмоционального (аффективного) общения наставника и воспитанников. Ставятся задачи сформировать у подопечных навыки общения, которые впоследствии можно совершенствовать. В программы многих школ входит курс общения, в рекомендациях к которому, в частности, обращается внимание на необходимость учиться слушать собеседника, употреблять слова и интонацию сообразно ситуации, выделять в общении главное и второстепенное, своевременно фиксировать непонимание собеседника, излагать мысль быстро и точно, адекватно передавать иную точку зрения и пр. Учитель, начиная с 1 класса, в течение учебной четверти уделяет каждому ученику 5–6 минут для индивидуальной беседы. Коммуникативное воспитание предусматривает свободную игровую обстановку, партнерство воспитанников и наставников.

В одной из методик коммуникативного воспитания, предложенной американским ученым С. Ваймером, даны советы учить искусству не ссориться с родителями, учителями, друзьями. Главным способом избежать грубого проявления конфликта названо создание доброй, ровной обстановки в классе. Оговорено, что в среде подростков возникновение конфликтных ситуаций – явление закономерное. Речь идет о том, чтобы научить выходить из них достойно, без нравственного ущерба для себя и окружающих. Предлагается, например, игра "Узелки". Участники игры, встав лицом к лицу, хватают друг друга за руки, а затем стараются распутать переплетенные руки, чтобы выстроиться в цепочку. Кто-то кому-то помогает, кто-то взывает о помощи. В итоге возникают взаимные симпатии и благодарность. После такой игры, уверяет Ваймер, детям поссориться куда труднее.

Примером коммуникативного воспитания являются учебные заведения под названием "справедливые сообщества" (1970– 1980). В "справедливых сообществах" Бостона и Ридинга удалось создать эмоционально комфортную обстановку, придерживаться справедливого, гуманного поведения, демократизировать взаимоотношения "учитель – ученик", "учитель – учитель", "ученик – ученик", согласовать усилия наставников, мирно решать конфликтные ситуации, воспитывать с помощью самоуправления (школьные и классные ассамблеи) в процессе социально полезной деятельности, учитывая собственные традиции школьной жизни.

Среди проектов, провозгласивших оппозицию педагогическому авторитаризму, выделяются так называемые свободные школы. Они возникли в США в начале 1970-х гг. "Свободные школы" поощряли самообразование, самостоятельное познание мира в учебном заведении и за его стенами в обстановке игры, раскованных бесед, досуга. Учителям, ученикам и родителям предоставлялась свобода выбора и использования собственного опыта. Авторитаризм учителя отвергался не только во имя результатов обучения, но и воспитания, воспроизведения модели гуманного, основанного на сотрудничестве человеческого общежития.

Обратимся к опыту двух "свободных школ" в г. Беркли (штат Калифорния). В одной из них – колледже "Иной путь", учрежденном белой общиной, для школьников была создана благожелательная эмоционально-экспрессивная обстановка. Ученики вели свободную, хаотическую, но увлекательную жизнь. Например, учителя и ученики устраивали совместные завтраки, где на равных непринужденно обсуждали текущие дела и социальные проблемы. В другой "свободной школе", созданной афроамериканской общиной, дружеские отношения учеников с учителями не переходили в фамильярность. Учащиеся были вправе посещать или пропускать учебные занятия. На уроках им позволялось бездельничать, читать газеты. Впрочем, в итоге необходимо было отчитаться о результатах учебы.

Многих американских педагогов не устраивают реалии воспитания. Так, М. Хантер недоумевает, почему в программе школы нет даже намека на необходимость для школьника приобретения "знания о себе как физическом, социальном, эмоциональном и интеллектуальном индивиде". Можно понять подобную тревогу, если обратиться к далеко не лучшим характеристикам воспитанности американского школьника. Американская школа по-прежнему воспитывает индивидуалистов (из-за системы ротации, когда каждый год школьники видят вокруг себя разные лица, у них нет постоянных друзей). В юном поколении глубоко укоренилась идеология потребления. Большинство учащихся на вопрос о главном увлечении, не задумываясь, отвечают: "Shopping (походы в магазин)". Редкий день в школах обходится без драки. Драка – это своеобразное состязание: собирается толпа, которая в экстазе начинает скандировать: Fight! Fight! (Бой! Бой!). Драка продолжается до тех пор, пока полиция нс скручивает дерущихся и не уводит их в наручниках.

Проблемы воспитания в американской школе нередко решаются с помощью репрессий и наказаний. В 38 школах из 50 штатов официально разрешены наказания. Стиль общения спортивных тренеров с воспитанниками больше напоминает армейские приказы. В ранг моральной ценности возведено доносительство. Если один ученик увидел, как другой списывает, он должен донести. Доносительству учат не только в школе, но и в семье, церкви, куда школьники ходят по воскресеньям послушать проповеди своих пасторов. Как свидетельствует наш соотечественник А. Димиев, никто из педагогов даже случайно не скажет, что доносить постыдно.

Впрочем, не следует преувеличивать негативы воспитания в школах США. "Коммуникативное воспитание" в известной мере исключает стереотипное восприятие американского воспитания как символа индивидуализма. Многие педагоги прилагают немалые усилия, чтобы привить воспитанникам навыки совместной деятельности: в кружках, клубах, на спортивных состязаниях, диспутах, музыкальных фестивалях, конкурсах, ярмарках идей и т.д. Американские школьники в подавляющем числе добры и приветливы с учителями и друг с другом. Быть хулиганом и иметь плохие оценки в школьной среде не считается особым достоинством, также как пить алкоголь, курить и ругаться матом. Напротив, не считается зазорным примерное поведение в детской среде, как и иметь хорошие оценки в школе. Двоечников считают не лидерами, а неудачниками (looser). Все это – результат воспитания.

Западная Европа. Многие педагоги Западной Европы осуждают воспитание, основанное по преимуществу на принуждении. Не подвергая сомнению целесообразность определенных регламентаций, поощрений и наказаний, они возражают против жестких форм педагогического воздействия. Вот что пишет французский педагог Б. Шлаен: "Есть ли возможность избежать наказания? Едва ли. Ведь бывает ситуация, когда речь идет о справедливости, которая должна восторжествовать над грубостью, жестокостью, неуважением к старшим... Но хотелось бы, чтобы школа перестала быть источником конфликтов". С подобными установками перекликаются рекомендации другого французского педагога – С. Френе. Он предлагает тесты, ориентирующие на создание в классе гуманных и демократических отношений. К тестам приложен код: зеленый свет – рекомендации к применению; красный свет – отказ от использования; желтый свет – рекомендация эффективна в отдельных случаях. Вот один из таких тестов: "Ребенок не любит, чтобы его наказывали". Ответ – зеленый свет.

В учебных заведениях Западной Европы традиционно сильны тенденции гуманного воспитания. Так, во французской школе реализуется концепция "воспитание через искусство", которая преследует цель содействовать нравственно-духовному развитию школьников в условиях эмоциональной воспитательной атмосферы. Предлагается формировать на основе изучения произведений искусства критерии персонального нравственного поведения через импровизацию и самовыражение. Внедрение концепции происходит при преподавании учебных дисциплин, связанных с искусством: музыка, живопись, скульптура, архитектура, искусство кино, танца, театра и пр.

Достижение высоких целей воспитания, однако, далеко от сколько-нибудь систематического осуществления. "Утешающим обманом" называет английский ученый Дж. Холден утверждение, будто школа Великобритании добилась внушительных успехов по гуманизации учебно-воспитательного процесса. В школах немало педагогов, которые формально относятся к своим обязанностям духовного наставника. Многие преподаватели, отмечает Дж. Холден, напоминают иных тюремных священников: бормочут подопечным что-то благочестивое, хотя сами давно в это не верят.

Преподаватели вносят свою лепту в создание в школе атмосферы насилия. В английской школе сохраняются жесткие, грубые формы воспитания. Учеников ставят в угол, заставляют многократно переписывать бессмыслицу, прибегают к телесным наказаниям. Администрация учебных заведений во Франции вопреки закону, не допускающему любое насилие в отношении учащихся, нередко видит в наказаниях едва ли не единственный способ воспитания. Как следовало из опросов (1986), 73% учителей начальных школ наказывали, задерживая учеников после уроков, 50% – ставили школьников в угол, 44% – занимались рукоприкладством. Опрошенные признались, что нередко снижают оценки при нарушении учениками дисциплины.

Среди учащейся молодежи сильны настроения конформизма, социальной апатии. К примеру, во Франции в 1979 г. каждый второй из 5 тыс. опрошенных подростков заявил о разочаровании в таких ценностях, как гуманизм и прогресс. Школьники, сталкиваясь с жестокостью и бездуховностью окружающего мира, испытывают серьезный нравственный кризис. О таком кризисе говорят, например, стихи 15-летней французской девочки Хюгет:

Я брожу среди шума и спешащих людей.

Все они заключенные –

Рабы привычек, родителей, жен и мужей...

Рабы золота.

Я призываю этих людей жить иначе – не быть

равнодушными,

Не замыкаться в своем мирке.

Я призываю их понять других, не проходить мимо

умирающего на тротуаре.

Я призываю их... Но не похожа ли я сама на этих людей?!

Некоторые европейские педагоги, социологи, психологи объясняют пессимизм молодых "естественным равнодушием к миру взрослых". Вряд ли можно признать подобное объяснение исчерпывающим. На взгляды молодых влияет отнюдь не радужное ожидание взрослой жизни с ее многочисленными проблемами, одна из которых – безработица. По официальным данным, в конце 1970-х гг. каждый десятый выпускник французского лицея, не поступивший в вуз, не смог найти работу. "Не отчаивайтесь и не теряйте надежды", – вот все, что смог сказать им тогдашний министр образования Р. Аби.

Япония . Воспитанность (кокоро) в педагогике Японии является многозначным понятием – уважение к человеку и природе, эмпатию, поиск истины, способность ощущать прекрасное, самоконтроль, содействие общественному благу. В школе сохраняется конфуцианская традиция воспитания уважения младших к старшим, детей к родителям, учеников к учителям. В официальном документе Министерства образования "Обучение основным правилам поведения" приоритетом названо "воспитание духовности". Обязательная программа нравственного воспитания (1958) состоит из следующих разделов: "Обучение основным правилам поведения" (1–2 классы), "Соблюдение норм общественного поведения в повседневной жизни" (1–4 классы), "Как быть полезным обществу" (5–6 классы), "Об осознании необходимости вести достойную жизнь" (для средней школы 1-й ступени).

Центральным условием нравственного формирования считается самовоспитание, для чего детей приучают к волевой концентрации ("натягивание тетивы"). В начальной школе практикуются морализаторские беседы – "часы нравственности". В процессе нравственного воспитания у учащихся развивают ответственность, чувство товарищества. На уроках и во время иных мероприятий, отведенных на нравственное воспитание, используются различные дидактические материалы и виды работ: рассказы, чтение поэтических произведений, сочинения, видео- и аудиозаписи, детские спектакли и др. Как важный путь воспитания рассматривается обучение по программам таких дисциплин, как "Искусство", "Музыка", "Литература и поэтическое искусство", "Сценическое искусство", "Японская философия и мораль", "История традиций и фольклора".

Особенностью школы в Японии можно считать общинное (групповое) воспитание. Вот типичная сценка в японской школе. Учитель наказывает шалуна: он должен петь в одиночку, а не в хоре. Школьник тотчас разрыдался, так как для него было выбрано наихудшее наказание – отлучение от совместной деятельности класса. Школа систематически осуществляет общинное воспитание. Классы поделены на группы, участники которых приобретают навыки общественной личности. Создание и функционирование групп – процесс, далекий от стихийности. Учителя включают в новую группу явных лидеров, которые могут стать застрельщиками ее деятельности. Лидерами стараются сделать ребят, склонных к активной позиции, с широким кругом общения, сердечных и приветливых. Состав групп и классов не является постоянным. Почти ежегодно учащихся перемещают в параллельные классы. С педагогической точки зрения это имеет, по крайней мере, три цели. Во-первых, давать навыки поведения в условиях меняющейся среды. Во-вторых, исключить возможность превращения лидеров в диктаторов, разъединить чрезмерно близких приятелей, чтобы обеспечить равенство всех учащихся. И, наконец, в-третьих, сделать учащихся более управляемыми.

Не все в Японии безоговорочно соглашаются с практикой общинного нравственного воспитания. Как считает японский педагог Мигисима, общинное воспитание, деление на группы вносит дух соперничества, когда сильные унижают слабых, когда утверждаются антигуманные правила поведения. Преподаватель Акио Сайдзе, перечисляя негативные последствия общинного воспитания, говорит, что внутри детских групп всегда есть вожаки, которые провоцируют ссоры и насилия.

Результаты воспитания в японской школе во многом неэффективны. Среди школьников распространяется неверие в светлые жизненные перспективы. Из 12 тыс. опрошенных в 1991 г. школьников 39% увидели будущее в сером цвете, 15% – в черном.



Публикации по теме