Эскимосская сказка как лисичка бычка обидела. Конспект занятия по развитию речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Белоснежка»

Конспект непосредсвенно – образовательной

деятельности

по образовательной области

«Речевое развитие»

(для детей младшего дошкольного возраста)

Тема:«Как лисичка с бычком

поссорились»

Подготовила: Кононенко И.Л.

г. Мегион, 2016 г.

Задачи:

- учить отвечать на вопросы и по вопросам восстанавливать содержание сказки;

- развивать умение правильно произносить звуки [б], [л];

- активизировать в речи детей наречия «больно, грустно, обидно»;

- воспитывать дружелюбие; вызывать интерес к пословицам.

Оборудование: картинки лисички и бычка.

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята давайте встанем в круг, возьмемся за руки, мы же с

вами друзья.

- А кто такие друзья? (Ответы детей: дети, с которыми мы дружим,

играем, разговариваем, делимся угощением).

Воспитатель: - Теперь у нас у всех хорошее настроение.

Воспитатель: - Ребята, хотите, я расскажу вам интересную сказку? (Хотим) .

- А теперь, давайте сядем и послушаем сказку.

(Воспитатель читает сказку «Как лисичка с бычком поссорилась»).

«Шла однажды лисичка, а бычок на лугу травку щипал. Поднял он

голову и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:

Бычок, бычок

Пучеглазый,

Бычок, бычок

Рогатый,

Бычок, бычок

Лохматый бочок!

А бычок ей говорит:

- А ты косматая и глаза у тебя круглые. И травку щипать не умеешь! Заплакала лисичка и побежала домой маме жаловаться, что бычок

ее обидел, наговорил ей плохих слов.

Выслушала ее мама - лиса и спрашивает: - А ты ему ничего не сказала?

Стыдно стало лисичке, опустила она глаза.

Вот видишь, - сказала мать - лисица, - ты первая его обидела.

Воспитатель: - Как же лисичка обидела бычка? (Дразнила, плохие слова говорила) .

Воспитатель: - А какие чувства испытывал бычок, когда лиса его обзывала? (Ему было грустно, больно, обидно).

- А что сделал бычок от обиды? (Наговорил тоже много плохих слов, обидел лисичку) .

- А что же надо делать, чтобы тебя не обижали? (Не обижать других) .

Воспитатель: - А мы с вами дружные ребята? Мы не буде обижать своего друга? Будем ему помогать, делиться игрушками.

- А в нашей сказке с вами, если бы лисичка первая не обидела бычка, и он не наговорил бы ей плохих слов.

Воспитатель: – Давайте выучим поговорки:

«Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других».

«Как аукнется, так и откликнется».

Воспитатель: - В нашей группе все дети дружные, все стараются не обижать друг друга.

- А теперь встаньте все в общий круг, закройте глаза, почувствуйте руки своих друзей. Вам хочется обидеть своих друзей? (Нет, не хочется).

- Ну и молодцы! А теперь откройте глаза, выберите себе друга, подойдите к нему и скажите ему самые хорошие слова, которые вы знаете. (Дети берутся за руки друг с другом, говорят хорошие слова: ты хороший, красивый, добрый, я тебя люблю, давай дружить и т. д.).

Воспитатель: - Ребята, никто никого не обидел? (Нет).

Воспитатель: Мы сейчас тоже выучим слова «Мирилочки» . Возьмёмся друг за друга мизинчиками.

«Мы мизинчики сцепляем

И друг другу обещаем:

Что друзей не обижать,

Друзьям надо помогать».

Воспитатель: Молодцы ребята!


Государственное бюджетное образовательное учреждение

школа1236 ДО 567

ООД в старшей группе по развитию речи

Тема: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»

Выполнила: Брулева М.В.

Москва-2017

Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».

Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Задачи:

- Р асширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь по теме « Рыбы ».

Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.

- Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Оборудование: изображения героев сказки.

Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»

С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы: « Слово может обидеть,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести »,

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »,

« Худое слово доведет до дела злого;

« От худого слова – да навек ссора»,

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других »,

« Как аукнется, так откликнется».

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Детей приглашаю в круг).

В . - Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?

Д. - Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.

В. - Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?

Д. - Хотим.

В. - Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?

Д. - Да!

В. - А кто такие друзья?

Д. - Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.

В. - Ребята, а какими должны быть друзья?

Д. - Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д.

В. - А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?

Д. - Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д.

В. - А теперь, возьмитесь за руки, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она?

Д. - Тёплая, ласковая, мягкая и т. д.

В. - Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза.

В. - Какие глаза у вашего друга? (Подхожу к парам, спрашиваю детей)

Д. - Ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д.

В. - Вам нравится ваш друг?

Д. - Нравится.

В. - Скажите ему тихо самые ласковые слова.

Д. - Ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д. .

В. - А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.

В. - Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку. Героев сказки вы отгадаете через загадки, которые я вам загадаю:

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, не говорю,

Глаза есть -не мигаю,

Крылья есть -не летаю. (Рыба)

Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)

В. - Герои сказки, которую мы будем читать - лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием - бычок. (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

2. Пальчиковая гимнастика.

- А сейчас, мы поиграем с пальчиками:

Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши».

Согните указательные и средние пальцы- это лисий « лоб».

Остальные пальцы образуют «морду».

Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Камни – руки сожмите в кулаки.

Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.

3. Чтение сказки.

В. - Сказка называется «Как лисичка бычка обидела» .

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает:

Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

А ты ему ничего не говорила?

Сказала.

Что ты ему сказала? – спросила лиса.

А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

Вот видишь,- сказала мать-лисица, - ты первая его и обидела.

4. Беседа по сказке.

В. - Как называется сказка?

Д. .

В. - Где шла лисичка?

Д. - Лисичка шла по берегу моря.

В. - Кто высунулся из воды?

Д. - Из воды высунулся бычок - рыба морская.

В. - Какие слова пропела лисичка?

Д. - Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.

В. - Что ответил бычок?

Д. - У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В. - Понравились слова бычка лисичке?

Д. - Нет, не понравились, она заплакала.

В. - Что спросила лиса – мать?

Д. - Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?

В. - Как ответила лисичка?

Д. - Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В. - Что еще спросила лиса -мать?

Д. - А ты ему ничего не говорила?

В. - Что ответила лисичка?

Д. - Сказала, что он пучеглазый да большеротый.

В. - Какой вывод сделала мама-лиса?

Д. - Вот видишь, ты первая его и обидела.

5. Физминутка « Лисонька ».

(Дети встают из-за столов).

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

6. Игра « Слова наоборот».

В. - Дети, давайте, поиграем в игру « Слова наоборот »

Мир – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

Косматая – причесанная.

Колючий – гладкий.

Глупая – умная.

7. Подготовка детей к пересказу.

В. - А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.

8. Пересказ сказки детьми по частям.

Дети рассказывают по цепочке.

9. Рефлексия.

В. - Какую сказку вы сегодня слушали?

Д. - « Как лисичка бычка обидела » .

В. - Кто больше всех вам понравился?

Д. - Бычок, Лисичка, мама Лиса.

В. - Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?

Д. - Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.

В. - Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

Д. - Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по своему особенный.

В. - Какие пословицы вы знаете по данной теме?

« Слово может обидеть,

Слово может спасти,

Слово может полки за собой повести »

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »

« Худое слово доведет до дела злого »

« От худого слова – да навек ссора »

« Как аукнется, так и откликнется »

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других »

В. - Какие вежливые слова вы знаете?

Д. - Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.

В. - На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!

Дёмина Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Лесная сказка"
Населённый пункт: п.Лонгъюган, Надымский район, ЯНАО
Наименование материала: конспект НОД
Тема: "Как лисичка бычка обидела"
Дата публикации: 28.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект
непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Тема: пересказ и драматизация эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» Воспитатель О.Ю.Дёмина ЦЕЛЬ. Помочь детям понять и запомнить содержание сказки, учить пересказывать текст целиком и по частям, драматизировать отрывки. Ход занятия. - сегодня, дети, вы услышите чудесную сказку «Как лисичка бычка обидела», - говорит педагог. - Кто кого обидел? - А кто это такой - бычок? - Как он выглядит? (Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит телёнок). - Вы рассказали о телёнке. А ещё есть морская рыбка под названием «бычок». Вот его то лисичка и обидела. Хотите знать, где это случилось и как? Воспитатель читает сказку.
Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбёшка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела: Бычок, бычок, Пучеглазый. Бычок, бычок, Большеротый. Бычок, бычок, Колючий бочок! А бычок говорит ей: - А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь! Заплакала маленькая лисичка и побежала домой. Лиса мать спрашивает: - Кто тебя обидел доченька? Почему ты плачешь? - Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые. А лиса спрашивает: - А ты ему ни чего не говорила? - Сказала. - Что ты ему сказала? – спросила лиса. - А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый. - Вот видишь, - сказала мать-лисица, - ты его первая обидела… Воспитатель. - Понравилась вам эскимосская сказка? Эскимосы, сочинившие эту мудрую сказку про задиру-лисичку и морского бычка, живут на Севере нашей страны (показ на карте). Представьте теперь, как выглядит бычок- рыбешка морская? Если бычка называют пучеглазым, значит, глаза у него какие? Если бычка называют большеротым? А какая в этой сказке лисичка?
Помните, что сказала мам-лиса дочке? Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли так, как лисичка, из эскимоски сказки. Как лисичка бычка обидела, что она ему запела? Если запела, значит, эти слова нужно не говорить, а петь. Давайте споём лисичкину дразнилку вместе… Затем её поют несколько детей по желанию. Далее педагог читает сказку ещё раз. Читает (с установкой на пересказ). Просит кого-либо из детей пересказать сказку. Затем дети по двое пересказывают текст по частям (2 пересказа). При этом одного из пересказчиков приглашает воспитатель, а второго ребёнок приглашает сам. Он должен сделать это вежливо: «Аня, хочешь рассказать сказку вместе со мной?» - «Хочу». – «Спасибо, Миша». Второй рассказ воспитатель просит слушать более внимательно, чтобы определить, какой паре удался наиболее лучше передать содержание сказки (кто рассказывал интереснее? Кого было слушать приятнее, легче?). Далее воспитатель предлагает для драматизации сказки создать специальные условия (из ткани –море, дом в котором живет лисичка с мамой –стол с небольшой утварью (посуда)). Затем с детьми проводится гимнастика: 1. Шум и движение воды: звук - «Ш-ш-ш», движения плечевым суставом и руками. 2. Шуршащие камушки: «Шур- шур – шуууу-рррр». 3. Затем упражнения повторяются друг за другом с ускорением. После физминутки выбираются герои (бычок, лисичка, мать –лиса), детям предлагается выбрать для себя костюмы. Начинается драматизация сказки.

Сказки народов тайги и тундры читает Р. Пляттвып. 3 пл. 9

Выпуск 3

Пластинка 9

КАК ЛИСИЧКА БЫЧКА ОБИДЕЛА
Сказки народов тайги и тундры
Пересказ Вл. Глоцера и Г. Снегирева

Как лисичка бычка обидела
Рыбья упряжка.
Медведь-пастух
Добрая лисичка.
Ленивая птичка
Мышка.
Куропаточка-крикунья
Улитка

Читает Р. Плятт

Сторона 2

КАК ЛИСИЧКА БЫЧКА ОБИДЕЛА
(окончание)

Лисица и налим.
Зайчик
Медведь и карась
Читает Р. Плятт

Храбрый Азмун
Амурская сказка

Инсценировка В. Скурьят

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Ведущий - В. Зубарев
Азмун - Л. Шабарин
Старый Плетун - И. Ключарев
Тайрнадэ - Ю. Михайлов
Парень, Нерпа - К. Протасов

Режиссер В. Скурьят

Звукорежиссер А, Рымаренко
Редактор И. Якушенко
Художник А. Кошкин

От берегов Белого моря до берегов Тихого океана, на тысячи километров протянулась тайга. Лес, лес - без конца и края. Огромные кедры в горах, голубые лиственницы по берегам быстрых сибирских рек, непроходимые завалы поваленных бурей деревьев - все это тайга.
А где кончается тайга, там, за Полярным кругом, начинается тундра. Карликовые березки, ивы да цветы по берегам холодных озер и топких болот. Земля здесь оттаивает в ко¬роткое! полярное лето только сверху, а глубже она всегда твердая и мерзлая.
Сурова природа тайги и тундры. Но с не¬запамятных времен жили здесь разные племена охотников, оленеводов, рыбаков.
На широких лыжах, подбитых оленьей шкуркой, уходили охотники с луками и стрелами в тайгу за соболями и белками, за дикими оленями, за медведем.
В легких лодках из тюленьей кожи заплывали далеко от берега зверобои, чтобы добыть гарпунами моржей и китов.
С места на место перегоняли пастухи оленьи стада в долины, где растет белый мох ягель.
Долго длится полярная ночь. Только в мар¬те покажется краешек солнца и порозовеют снега в тундре. Но вдруг опять налетит снеж¬ная буря, ледяной ветер загонит людей в яранги, где горит огонь, тепло и в котле варится моржовое мясо.
Люди со всего стойбища, из всех яранг сидят у огня и слушают сказку. Маленькие девочки и мальчики придвинулись поближе к сказочнику.
Сказочник рассказывает об отважных охотниках, о злых колдуньях, о добрых медведях, про маленьких сусликов - евражек, про ворона Кутху...
Мальчики и девочки знают всех зверей и птиц и совсем не удивляются, что евражка менялась домами с медведем, в ворон Кутху запряг в нарты больших горбуш. Долго рассказывает свои сказки сказочник, у детей уже слипаются глаза, хочется спеть, да жаль пропустить хоть слово.
Когда сказочник доходит до страшного мес¬та, он бледнеет и говорит все тише, тише, а слушатели кричат:
- Ух!
Правда!
Так!
Заканчивает сказку сказочник, и последние
его слова такие:
- Конец. Я убил бурю!..
И правда: буря за пологом яранги утихла. Сказка помогла скоротать длинную полярную ночь.
Недаром у чукчей, нивхов, долган, эвенков сказочник - самый уважаемый человек в стойбище.
От одного сказочника к другому, из уст в уста, век за веком, переходили самые любимые сказки и дошли до наших дней.
Владимир Глоцер
Геннадий Снегирев

С далеких берегов седой древней реки Амур пришел к тебе в гости новый друг - Храбрый Азмун из сказки Дмитрия Нагишкина (? -1961). Писатель этот известен как автор романа «Сердце Бонивура», книги сказок «мальчик Чокчо» и других произведений о былых нравах и обычаях народов Дальнего Востока.
Настоящим другом будет тебе Азмун, который наперед о людях думает, потом о себе, страшен и ловок Азмун - чтобы другим помочь, отправляется он в сказочное путешествие, не за тридевять земель, а на дно моря, к старому Старику морскому.
Сейчас ты услышишь эту сказку - о красоте природы амурского края, о мудрых жителях его - искусных рыболовах и охотниках, о том, как спас их Азмун.
Про многих с тех пор забыли. А про Азмуна помнят.



Публикации по теме