Если ребенок не общительный что делать. Что делать родителям, если ребенок необщительный? Основные причины

Они послушны, больше всего любят находиться рядом с мамой, да и в компании других взрослых чувствуют себя вполне неплохо. Сидеть дома им нравится явно больше, чем гулять. А если уж им приходится выйти на улицу, то обычно они обходят стороной песочницы и уводят маму подальше от детских площадок.

Порой мама честно приводит чадо на площадку, но оно не проявляет никакого энтузиазма, боится шума детской толпы и прижимается к спасительной маминой коленке. Другие дети быстро отнимают у новичка заготовленные для знакомства игрушки, а он, словно зачарованный, смотрит на них, ничего не предпринимая.

«Ну и ладно! Эти дети – плохие, агрессивные! Пойдем, малыш, отсюда» – это первая линия маминого поведения. Вторая: «Что-то не так. Мой ребенок плохо идет на контакт, надо с этим что-то делать. Может быть, пора обратиться к специалисту?» Однако даже не все специалисты-психологи разделяют родительскую тревогу. Зачастую, протестировав ребенка с помощью самых разнообразных методик, они сообщают: «Вы, мамочка, зря беспокоитесь. Все с вашим малышом в порядке, интеллект в норме (а порой – и выше нормы)».
И в самом деле, есть ли здесь проблема? Так ли необходимо малышу общаться со сверстниками?

Зачем детям общаться?

Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры. Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка. Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!

Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.

Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.

Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?

Узок круг…

Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.

В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.

Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.

  • Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
  • Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
  • Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
  • Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».

Какой хороший я!

Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».

Стратегия и тактика ваших действий

  • Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
  • Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
  • Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos - сам, поэтому аутизм - это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Психолог Мария Ряховская рекомендует: «Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом».
  • Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым. Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».

Шаг навстречу

Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.

Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.

Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры. Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом.

В наше время, когда технический прогресс часто заменяет людям общение в реальной жизни, все острее встает проблема замкнутости у детей. Малыши видят, что их родителям достаточно непродолжительного телефонного разговора, а по вечерам все члены семьи расходятся по своим углам и сидят перед телевизором, с планшетом в руках или за компьютером. Какой вывод делать ребенку? Верно, подсознательно малыш убеждается, что общение – не такая уж нужная для жизни штука.

Неумение и боязнь налаживать контакты может потом плохо сказаться на его взрослой жизни, а человечку нужно будет получать профессию, влюбляться, создавать семью, дружить в конце концов…


Кроме того, замкнутый, стеснительный ребенок очень болезненно реагирует на нестандартные жизненные ситуации. А их, как мы с вами знаем, будет еще много. Непобежденная в детстве замкнутость часто становится причиной возникновения серьезного комплекса неполноценности.

Задача родителей – помочь замкнутому малышу полюбить окружающий мир. Но что именно нужно делать?

Что это такое?

Замкнутость - это не болезнь. Это защитный механизм, с помощью которого ребенок старается обезопасить свой внутренний мир от опасностей, приходящих из мира внешнего.

Замкнутость очень редко передается по наследству, обычно это приобретенная черта характера. Малыш становится закрытым под воздействием внешних факторов – методов воспитания, обстановки в семье, конфликтов в школе или в садике.

Некоторые врачи – неонатологи склонны полагать, что причина замкнутости - следствие недоношенной беременности. Родившихся раньше срока малышей, как известно, изолируют в отдельные реанимационные боксы, и первые дни своей жизни крохи проводят без мамы. Они лишены общения.

Психологи чаще утверждают, что замкнутость формируется в возрасте от 1 года.


В первую очередь, родителям нужно научиться отличать замкнутость от застенчивости. Их часто путают. И чрезмерно стеснительные ребята, и замкнутые почти одинаково реагируют на многие факторы:

  • Они с опаской относятся к незнакомым и малознакомым людям.
  • Болезненно воспринимают любые кардинальные перемены в привычном укладе жизни.
  • Они беспокойны, подвержены частой смене настроений.

Так в чем же между ними разница? Застенчивый ребенок, несмотря ни на что, стремится к общению, и очень переживает, когда оно не складывается. Замкнутый малыш не общается, потому что не знает, как это, зачем и для чего. Он вообще практически не испытывает потребности в общении. Стеснительного ребенка нужно обучать организации общения, а замкнутого - мотивировать к общению. Пока он сам не захочет вступить в контакт с окружающим миром, сделать это за него не сможет даже армия психологов.


Cтеснительный ребенок, в отличии от замкнутого, хочет общения и стремится к нему, но переживает, когда что-то складывается не так, как хотелось бы

Так как распознать замкнутого ребенка?

Симптомы

  • Ребенок мало разговаривает или не разговаривает вообще. Если он и изволит к кому-то обратиться словесно, то делает это тихим голосом или вообще шепотом.
  • Малыш плохо адаптируется к новому коллективу (это может быть детский сад, секция, площадка возле дома, где каждый день играют чужие дети). В таких местах ваше чадо старается держаться в стороне и быть немым наблюдателем.
  • Ребенок практически не высказывает личного мнения. Предпочитает соглашаться с мнением большинства или вообще воздерживается от оценок.
  • У ребенка нет друзей или их очень мало, а общение с ними происходит крайне редко.
  • У малыша странное хобби. Или он настойчиво просит завести ему не котенка или щенка, как это делают остальные дети, а какое-нибудь экзотическое существо - змею, хамелеона, игуану, насекомых.
  • У ребенка есть трудности в обучении, особенно в тех областях знаний, где требуется применять коммуникативные навыки – устные предметы, творческие кружки.
  • Ребенок чрезвычайно плаксив. На любую непонятную ситуацию он реагирует горючими слезами.

Замкнутые дети тяжелее адаптируются к новому коллективу

У замкнутых детей могут наблюдаться проблемы с обучением, так как они не умеют работать в коллективе

У замкнутости есть и проявления на физическом уровне. Такие дети отличаются неглубоким и частым дыханием, мало жестикулируют. Закрытые ребята часто держат руки за спиной или в карманах. Нередко у замкнутых детей болит живот, причем каких-либо серьезных причин медицинского характера для боли нет. И вызванный врач обычно разводит руками: «На нервной почве!».

Так почему же дети становятся замкнутыми?

Причины

  • Болезнь. Некоторые заболевания сказываются на психологическом состоянии ребенка. Часто болеющие дети тоже в группе риска. Они могут стать замкнутыми, потому что много времени проводят дома, не посещают школу или детский сад.
  • Темперамент. Если ваш ребенок – флегматик, определенная доля замкнутости – его врожденная черта. Тут коррекцией ничего не добьешься.
  • Нехватка общения и внимания. Если ребенок – единственный в семье или родители уделяют малышу слишком мало времени.
  • Строгость родителей. Завышенные требования подавляют инициативу крохи, он может начать чувствовать себя ненужным, непринятым, и в результате малыш замыкается.
  • Тяжелая психологическая травма. Ребенок может уйти в добровольную психологическую изоляцию от окружающего мира после сильного стресса. К примеру, он потерял кого-то из членов семьи, родители развелись, близкие болеют или часто громко скандалят прямо при ребенке.
  • Постоянное недовольство родителей поступками и словами крохи. То он слишком медленно ест, то долго одевается, то громко шумит. Постоянно одергивание делает ребенка нервным, неуверенным в своих действиях. В результате он может замкнуться.
  • Частные физические наказания, особенно если они несоразмерны проступку и отличаются жесткостью и жестокостью.


Дети, которые часто болеют и оказываются без общения со сверстниками также могут замкнутыми

Определить истинную причину замкнутости ребенка всегда сложнее тому, кто часто бывает рядом с малышом. Большое, как известно, видится на расстоянии, поэтому родителям имеет смысл обратиться за помощью к психологу. Специалист даст характеристику степени замкнутости карапуза и поможет наладить контакт ребенка с окружающими, подскажет способы коррекции поведения.

Что делать родителям?

Действовать. Причем незамедлительно.

  • Расширяйте круг общения малыша. Водите его в детский сад, на площадку, в парк, в зоопарк. Туда, где всегда много других детей. Естественно, он не сразу начнет с ними общаться, пусть какое-то время постоит в стороне. Постепенно, если все происходит без давления, он начнет принимать участие в общих играх и разговаривать с новыми друзьями.
  • Обеспечивайте ребенку тактильный контакт. При разговоре с посторонними или находясь в новых, незнакомых ребенку местах, всегда держите его за руку. Замкнутые дети отчаянно нуждаются в ощущении безопасности. Чаще обнимайте малыша дома. Научитесь делать легкий расслабляющий массаж, и делайте его ребенку перед сном.
  • Учите ребенка выражать чувства словами. Если он снова уселся у окна в одиночестве, не игнорируйте это. Обязательно задайте крохе наводящие вопросы: «Тебе грустно?», «Ты грустишь, потому что на улице дождь?», «А когда он закончится, тебе станет веселее?». Предлагайте ребенку «замещать» негативные эмоции. В период грусти из-за дождливой погоды предложите ему порисовать вместе или посмотреть мультфильмы. Обязательно обсудите с ним то, что вы сделаете.
  • Создавайте ситуации, когда общение необходимо. К примеру, попросите его взять в магазине упаковку конфет и уточнить у кассира ее стоимость. Он хочет эти сладости, но вы делаете вид, что не знаете, сколько за них нужно заплатить. Уверена, малыш пересилит себя и сумеет задать вопрос незнакомому человеку. Если нет, значит, ребенок еще не готов. Не торопите его. Создайте похожую ситуацию через неделю.
  • Читайте ребенку сказки, в которых много диалогов между героями.
  • В корректирующих играх предпочтение отдайте тем, которые требуют коммуникаций.
  • Чаще спрашивайте мнение ребенка по тем или иным семейным вопросам: Что приготовить на ужин? Куда пойти в выходные?
  • Приглашайте в дом гостей. Лучше, если это будут ваши знакомые с детьми.

Замкнутому ребенку стоит почаще читать сказки, в которых есть диалоги героев

Если ваш ребенок замкнут, почаще приглашайте гостей в дом, особенно с маленькими детьми

Замкнутому ребенку просто необходим тактильный контакт с родителем, особенно в новой обстановке

Как вести себя, если ваш ребенок замкнутый, можно узнать, посмотрев следующий видеоролик.

Игротерапия

Коррекция поведения играми – метод действенный и очень простой и не требует специфических знаний и умений. Лечить ребенка при помощи игры можно и внутри семьи, и в детском коллективе. Особенно эффективно помогают игры для замкнутых детей дошкольного возраста (5-6 лет). Они довольно быстро корректируют проблемы в общении.


«Создаем сказку»

Участников нужно разделить по парам. Каждая «двойка» должна слепить из пластилина несуществующее фантастическое животное. В середине процесса игра останавливаться и пары участников меняются местами. Теперь их задача – долепить существо, которое задумали другие игроки. По окончании творческого состязания ребята рассказывают, кого они придумали, какой это персонаж, что умеет, что ест, где живет.


«Что я сделаю?»

Предложите вашему замкнутому ребенку разыграть незнакомую ситуацию. К примеру, в вашем дворе приземлилась летающая тарелка. Из нее вышли симпатичные и очень дружелюбные инопланетяне. Они держат в руках большой торт… Вместе с ребенком по ролям придумайте ваши диалоги с этими пришельцами. Это научит малыша не стесняться разговаривать с незнакомцами.


«Я через много лет»

Эта игра используется психологами и для определения причин замкнутости, и для их устранения. Кроме того, она будет полезна и коммуникабельным детям как средство профилактики психологических нарушений.

Попросите ребенка нарисовать себя самого, но через много лет. Внимательно посмотрите на картину - по рисунку замкнутого малыша можно многое понять:

  • Если он изображает свою фигуру очень маленькой и при этом не является младшим в семье, это говорит о недостатке внимания и низкой самооценке.
  • Если фигура большая и занимает почти весь лист, ребенок, вероятно, избалован.
  • Если он нарисовал себя и свою семью, но себя чуть вдалеке от других – малыш испытывает одиночество.
  • Если фигурки мелкие, а нажим на карандаш у ребенка сильный, это может быть признаком повышенного уровня тревожности. Кроха не чувствует себя в безопасности, он боится быть открытым.


  • Родителям не стоит отчаиваться и полагать, что выхода нет. Замкнутые и некоммуникабельные дети – не приговор. Это стартовая точка для активных действий.
  • Мама и папа должны каждый день показывать личным примером, что общение - это интересно, познавательно, увлекательно и полезно - помогает решать какие-то проблемы. Они должны демонстрировать все это замкнутому ребенку и рассказывать, какие позитивные чувства дарит им общение. Ходите в гости, приглашайте гостей к себе.
  • Торопить «буку» нельзя. Он сам выберет наилучший момент для начала общения с кем-то. Дергать его и подталкивать к этому – путь неверный. Это может вызвать еще больший уход в себя. Малыш выстроит настоящий железный занавес, поднять который будет очень сложно.
  • Основа успешной коррекции - доброжелательность. Если малыш будет чувствовать ее, проблем с преодолением трудностей в общении у него не возникнет.


С замкнутым ребенком нужно вести себя осторожно, не торопить его, быть дружелюбным и приветливым

В следующем видеоролике можно узнать, что делать, если ребенок необщительный и как ему помочь.

Сегодня мало кто сомневается в том, что умение общаться – это очень ценное человеческое качество, которое, к сожалению, не обязательно дается всем людям от рождения. Для некоторых детей и подростков проблема социализации в коллективе также стоит очень остро. У подростка может быть больше сотни друзей в социальной сети, но при этом ему не с кем пойти погулять в воскресенье, а на день рождения к нему приходят только родственники.

Обычно родители начинают обращать внимание на эту проблему тогда, когда у ребёнка не складываются отношения в школе, причем выражаться это может в виде травли или опасных конфликтов с одноклассниками. Я хотела бы взглянуть на эту проблему с другой стороны: как на проблему коммуникабельности вообще, а не только с точки зрения отношения детей и подростков между собой.

Например, своим детям я всегда говорила так: легко общаться с таким же, как ты сам, человеком, а ты попробуй позитивно поговорить с совершенно другой, непохожей на тебя личностью, например, с любопытной бабушкой у подъезда, с гастарбайтером, который убирает наш двор, с маленьким ребёнком в песочнице или с раздраженным охранником в вашей школе. С самого раннего возраста нужно учить ребёнка общаться с разными людьми, особенно, если вы замечаете, что коммуникативных навыков ему от рождения явно не достает.

Начинаем с песочницы

Ситуация нередкая: в песочнице играют дети разных возрастов, а рядом на скамейке сидит скучающая одинокая бабушка, которой хочется пообщаться. Мамы заняты разговорами между собой, и она начинает приставать к детям, которые в этой ситуации ведут себя совершенно по-разному. Один ребёнок, услышав её вопрос о том, что он строит из песка, откуда у него такая красивая лопаточка, и даст ли он ей её поиграть, охотно начинает отвечать. Другой же ребёнок, насупившись, отодвигается подальше и молчит, а иногда сразу идёт к матери, прячась за ней от приставучей старушки. Вот в этом втором случае, маме, возможно, стоит задуматься: общителен ли от природы её ребёнок. Конечно, некоторые родители посчитают, что общаться в таком случае ребёнку совершенно не обязательно, тем более, что они и сами порой не выносят подобного приставания.

А зря: это прекрасный случай развивать у ребёнка навыки коммуникации. Конечно, старушка ему не нравится, он её боится или просто не может объяснить, почему убежал от неё. В таких случаях, нужно раз за разом подталкивать ребёнка к нужному поведению: хотя бы к минимальному вежливому разговору с незнакомым человеком в вашем присутствии. При этом, учитывая сложную криминальную обстановку во многих местах, конечно, нужно объяснять ребёнку разницу между вежливыми ответами пожилому человеку в присутствии родителей и разговором со взрослым незнакомым мужчиной, например, по дороге в школу, если ваш ребёнок ходит туда один. Практика показывает, что маленький ребёнок – это не подросток, которого трудно заставить сделать что-то против его воли.

Лет до десяти на развитие личности ребёнка можно очень и очень повлиять, если действовать постоянно и целенаправленно. Его всегда можно заставить или уговорить сделать то, что вам нужно. Если не получается, то скорее всего, это ваша проблема. (О случаях нарушения психического развития у детей, речь, конечно, не идет). Например, в случае с бабушкой в песочнице нужно добиться хотя бы того, чтобы ребёнок не шарахался от неожиданных вопросов незнакомого человека, а вежливо на них отвечал.

Доводы приводите любые:

  • бабушку нужно пожалеть, потому, что ей скучно и одиноко
  • быть вежливым очень почётно и, прямо скажем, выгодно
  • вам будет очень приятно, если ребёнок покажет себя воспитанным человеком
  • бабушка - очень умный и хороший человек, с которым непременно нужно поговорить.
    И так далее, насколько у вас хватит фантазии
    Сделает так, как вы хотите – хвалите и поощряйте.

Если отказывается, прямо прикажите ребенку это сделать, забыв про его право на самовыражение, самовыразиться он и так всегда успеет. Не захочет – применяйте всякие штрафные санкции, принятые в вашей семье.

Уступать тут нельзя, именно в эти моменты и развиваются коммуникационные навыки общения с разными людьми, при недостатке которых в подростковом возрасте могут возникнуть серьёзные проблемы.

Например, к вам приходят скучные для ребенка гости, которые начинают мучить его вопросами об учебе и личной жизни, показывая при этом полное непонимание современных детских и подростковых интересов.
Ребёнок норовит побыстрее улизнуть в свою комнату, а иногда и вообще отказывается выходить к таким гостям. Обычно, это тоже серьёзный признак проблемы – общаться ему тяжело. Конечно, не надо заставлять его сидеть с гостями весь вечер, но потребовать вежливо с ними поговорить хотя бы в течение получаса , думаю, стоит.

Иногда ребёнок не способен элементарно поддержать разговор с родной бабушкой , когда она звонит ему, особенно если он её не часто видит. Постойте с ним рядом и подскажите, что сказать, как ответить и какие задать вопросы самому. Заранее скажите ему, что нельзя заканчивать разговор после первой минуты: пусть попотеет и мобилизует все свои умственные ресурсы.

Если вы едете с вашим стеснительным и малообщительным ребенком отдыхать, то старайтесь активно разговаривать с окружающими вас людьми и использовать любые возможности общения, при этом обязательно привлекая вашего ребенка. Это могут быть соседи по купе в поезде, люди, находящиеся рядом с вами на пляже или в столовой – при желании можно всегда найти кучу способов пообщаться с кем-нибудь.

Активно просите ребёнка вам помочь – пойти и у кого-нибудь что-нибудь спросить или попросить: проводника в поезде, официанта в ресторане, соседку в отеле, бабушку на скамейке и т.д. Всегда подталкивайте ребёнка к знакомству с детьми, находящимися рядом с вами и, если нужно, идите и знакомьтесь вместе с ним.

Для взрослых людей, часто совсем не нуждающихся в общении и, мало того, устающих от него, это может быть довольно тяжело. Но, если вы понимаете, что вашему ребёнку не хватает коммуникабельности, возможно, стоит пожертвовать личным комфортом.

Дело в том, что получить все необходимые коммуникационные навыки можно только из практики: никакие теоретические разговоры не помогут. Не помогут также и единичные редкие случаи ваших попыток заставить его общаться. Как говорится, тут должна быть многолетняя целенаправленная политика при вашем активном участии.

Иногда родители, спохватываясь, что подросток ведёт совершенно замкнутый образ жизни в обнимку с компьютером, начинают таскать его по психологам и вести с ним задушевные разговоры. Возможно, конечно, это поможет, но уж точно будет стоить огромных душевных и материальных затрат, которые не каждому родителю по силам.

Проблемы подобного рода нужно начинать решать как можно раньше. И не беда, если сразу ничего не получается. Если не первой, то десятой любопытной бабушке ребенок скажет, откуда у него красивая лопаточка, и что он строит из песка. Если ребенок ходит в детский сад, то это, конечно, тоже способствует коммуникационным навыкам, что бы ни говорили сторонники домашнего воспитания. И прежде всего потому, что там ребёнок оказывается в коллективе не с тем, с кем хочет он или его родители, а с теми, кто есть. В детском саду ребенок вынужден общаться с детьми и взрослыми людьми, которые, возможно, совсем не похожи на него и его родителей, с детьми, которых он, может быть, никогда бы не встретил в какой-нибудь платной группе раннего развития.

Домашние праздники с приглашением множества гостей также очень способствуют социализации замкнутого ребенка. Конечно, для много работающих родителей устраивать такие мероприятия нелегко и гораздо легче, например, устроить ребенку день рождения где-нибудь в кафе с привлечением аниматоров. Но следует учесть, что с эффектом от настоящего домашнего праздника, где ребенок участвует и в подготовке, и в проведении праздника, и в развлечении гостей, и в уборке квартиры, день рождения в "Макдональдсе" никогда не сравнится. Гостям "Макдональдса", конечно, понравится, но вашему ребенку пользы не принесёт, поскольку отвечать за то, чтобы всем было весело, будет не он, а аниматоры. К тому же организационные навыки, которые так сейчас ценятся, также не всем даются от рождения. В более позднем возрасте приобрести их гораздо сложнее, если вообще возможно, как и навыки коммуникации, на какие бы психологические тренинги человек потом не ходил.

Заниматься всеми этими вопросами для многих родителей очень тяжело по разным причинам. Но не думайте, что отдав ребенка на какие-нибудь занятия, вы получите гарантированный результат. Навыки коммуникации должны развиваться постоянно в простых бытовых ситуациях, которые происходят в нашей жизни каждый день. Если вы, заметив проблемы такого рода у вашего ребенка, с самого раннего возраста начнете действовать, то за несколько лет сможете кардинально изменить ситуацию и помочь своему ребенку чувствовать себя комфортно в современном мире.

Если ребенок сознательно избегает общества своих сверстников или у него в садике или школе нет друзей, не следует впадать в панику, но вместе с тем нельзя игнорировать сложившуюся ситуацию.

Нежелание общаться со сверстниками может быть связано с внешними причинами


В одних случаях «нестандартное» поведение может быть проявлением личности малыша, что вполне естественно для интровертов. В других случаях замкнутость и неумение/нежелание ребенка общаться связано с внешними причинами, которые обязательно нужно выявить и устранить. Задача родителей – выяснить, что является сдерживающим фактором для конкретного ребенка.

Интроверт: особое восприятие дружбы

По типу темперамента всех людей делят на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов. Но существует еще одно разделение – в зависимости от того, каким образом человек пополняет свою душевную энергию.

Одним людям, которых называют экстравертами, для энергетической подпитки нужен внешний источник – общение с другими людьми. А вот интроверт черпает силы в самом себе. Дети-интроверты не любят суеты и шумных компаний, они предпочитают тишину и одиночество. Интровертов намного меньше, чем экстравертов – по мнению экспертов, не более 30%, поэтому их поведение считается «нестандартным». Присмотритесь к своему чаду. Если ребенок сторонится больших компаний и часто «уходит» в себя, не расположен к общению, раним и обидчив, предпочитает тихую возню со своими игрушками вместо активных игр с другими детьми, скорее всего, в вашей семье растет интроверт.

Психологи настойчиво советуют не пытаться «растормошить» такого ребенка. Не навязывайте ему лишнее общение, не тащите силой на игровую площадку к другим детям – такое обращение может заставить кроху замкнуться в себе.

Вместе с тем родителям нужно попытаться разобраться, является ли поведение малыша исключительно интроверсией, или дополнительно имеет место застенчивость. В чем же разница?

Интроверсия

Интроверсия + застенчивость

Один ребенок-интроверт может обладать достаточным уровнем самооценки и обходиться без дополнительных контактов.

Такие дети уверены в себе, они не ищут новых знакомств, но и не боятся общения, просто им комфортно в одиночестве. Когда они встретят достойный (по их мнению) объект для дружбы, то непременно найдут способ познакомиться.

Другие малыши-интроверты могут быть склонны к повышенной стеснительности. Они не только боятся общения, но и теряются в различных ситуациях.

Обратите внимание: если интроверсия является врожденной предрасположенностью, которую нельзя изменить, то застенчивость можно преодолеть.

Застенчивость: почему нужно от нее избавляться

Необщительный, потому что стесняется, – так зачастую считают взрослые, дети которых не идут на контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. Почему излишняя застенчивость – это недостаток, который следует преодолеть?

Все люди время от времени чего-то стесняются – это «универсальное» свойство, присущее всем. Но если у одних оно проявляется в исключительных случаях (на приеме у врача, при встрече с человеком, которому мы симпатизируем), то другие страдают от него постоянно. Например: ребенок стесняется подойти к своим одногодкам во время уличной прогулки или боится поднять руку на уроке, хотя знает ответ. Ваша задача – помочь ему преодолеть дискомфорт от общения, потому что патологическая застенчивость в будущем сулит множество проблем:

  • малыш будет страдать от критики сверстников – слишком стеснительных детей зачастую дразнят и игнорируют;
  • вследствие постоянных сомнений, переживаний и отрицательных эмоций у стеснительного ребенка развиваются тревожность, неврозы, депрессия и т.д.;
  • стеснительному крохе трудно раскрыть свой потенциал в детском возрасте и проблематично достичь профессионального и карьерного успеха (сложности начинаются еще в детсаду);
  • в будущем могут возникнуть сложности при создании семьи (застенчивые люди часто остаются одинокими или вступают в неудачный брак) и т.п.

Ребенок не умеет общаться со сверстниками: причины

Вы уверены, что ребенок – вовсе не интроверт, он совсем не против того, чтобы наладить коммуникации с другими людьми, но у него не получается. Помогите ему.

Лучше всего развитие навыков социализации начать еще с песочницы. Если одни малыши смело вступают в разговор и играют в коллективные игры, то другие достаточно болезненно относятся к любым попыткам общения. Если такая реакция наблюдается постоянно, ребенок требует повышенного внимания.

  • Эксперты уверены, что неконтролируемое смущение и застенчивость у детей можно заметить уже с двух лет. В этом возрасте малыш любым способом избегает людей (прячется за родителей) и дружеской компании.

Такие дети отличаются повышенной возбудимостью, они редко смеются (особенно в присутствии посторонних) и часто без причины обижаются. Вместе с тем психологи уверяют, что примерно до 10 лет взрослые могут повлиять на развитие личности маленького человечка, главное – найти источник проблемы и действовать целенаправленно. Если же спохватиться уже в подростковом возрасте, прививать навыки коммуникации будет весьма затруднительно.

Что может стать причиной застенчивости и проблем с социальным развитием?

    1. Чрезмерная стеснительность и, как следствие, необщительность, развиваются как защитная реакция, например, если у ребенка есть врожденные физические недостатки, из-за которых он чувствует себя неполноценным.

    Огромное значение имеет поведение родителей. В семье с авторитарным воспитанием дети опасаются гнева за любой поступок. Они не знают, чего ждать от посторонних, поэтому предпочитают свести к минимуму внешние контакты, а взрослея, сохраняют эту привычку.

    2. Ограничение круга общения ребенка со стороны родителей. Некоторые взрослые сами, осознанно или вынужденно, с раннего детства ограничивают круг знакомств своего ребенка, и дети, вырастая рядом с одной мамой, бабушкой или няней, не получают навыков общения с другими людьми.

    3. Нельзя забывать про проблемы неврологического характера. Если у ребенка постоянно болит голова, повышенная/постоянная утомляемость, проблемы со сном, то ему просто не хочется общения с более активными и здоровыми детьми. В подобных случаях требуется консультация невролога.

    4. Поведенческие проблемы. Если одни дети совершенно искренне и бесконтрольно робеют перед другими людьми, то есть и такие, которые капризничают, демонстрируя свое упрямство. Причем временное упрямство со временем может перерасти в постоянную привычку и модель поведения. Проблема с социализацией возникает также у эгоцентричных детей, которые хотят, чтобы все подчинялись их воле. В свою очередь, эгоцентризм обычно развивается вследствие чрезмерной опеки со стороны близких.

    5. Трудности с коммуникативными навыками возникают у детей, имеющих проблемы с умственным развитием. Нарушения памяти и внимания мешают социально-психологической адаптации так же, как и различные осложнения психического развития.

  1. 7. Задержка социального развития. Ребенок по мере взросления должен пройти несколько этапов – от самостоятельной игры до командного взаимодействия со сверстниками, предполагающего распределение ролей. К последней стадии дети обычно приходят в 4–6 лет. Если же и в этом возрасте малыш так и не научился играть вместе со сверстниками, возможно, он задержался на каком-то этапе. Причинами, почему малыш «не взрослеет» могут быть:

    • длительные болезни (когда ребенок долгое время находится в больнице);
    • переживания из-за рождения в семье других детей (малыш страдает из-за недостаточного внимания);
    • чрезмерная занятость (такое встречается, когда родители хотят вырастить ребенка-вундеркинда: из-за того, что дети много занимаются, у них не хватает времени для традиционных детских игр, которые позволяют освоить навыки общения).

Что делать если ребенок необщительный?

Как видим, причин отсутствия у ребенка необходимых социальных навыков множество.

Помогите ребенку преодолеть застенчивость и стать общительней!


С одними родители могут попробовать справиться сами, с другими следует обратиться за профессиональной помощью (в частности, если проблема связана с психическими травмами или неврологическими заболеваниями). В любом случае:

  • Не нужно напоминать малышу о его проблеме, чтобы у него не развился комплекс неполноценности.
  • Оцените обстановку в семье и убедитесь, что для малыша созданы все условия для нормальной .
  • Поощряйте попытки ребенка выражать свое мнение. Приучайте его принимать участие в домашних делах, покажите, что его мнение важно.
  • Ненавязчиво помогайте стеснительному малышу преодолеть застенчивость и заводить друзей. Приглашайте других детей к себе домой и не оставляйте ребят самих – попробуйте поиграть втроем, впятером. Учите детей знакомиться и дружить.
  • Внимательно присмотритесь, нет ли у вашего ребенка чего-нибудь такого, что выделяет его из компании сверстников (застенчивому малышу ни к чему повышенное внимание). Может быть, неправильная речь или одежда? Устраните причину неприятия.
  • При освоении и коррекции коммуникативных навыков специалисты советуют обратить внимание на специальные игры и тренинги, которые разрабатываются опытными психологами.

В некоторых случаях, помимо психологических методов, детям может быть рекомендован прием средств, помогающих улучшить когнитивные способности и справиться с повышенной тревожностью и возбудимостью. Маленьким детям (от 3 лет) с этой целью врач может назначить Тенотен Детский.

Все родители желают своим детям самого лучшего, они видят их успешными, яркими, умными, красивыми и счастливыми людьми. Успех подразумевает контакты с разными людьми, умение добиваться поставленных целей, нравиться людям. Общение – это одно из наиболее важных качеств, которым наделил нас Господь, именно общение с интересными людьми, друзьями, родственниками, коллегами, детьми делает нас счастливыми, коммуникабельными, активными людьми. Именно поэтому родители так переживают, если малыш растет необщительным.

Как помощь необщительному ребенку?

Сначала определитесь, что вы понимаете под словом общительность, и как вы сами ведете себя в компании людей? Обычно существует 2 проблемы, которые связаны не с ребенком, а с родителями:

1. Родители слишком многого требуют своего чада , не понимая, что он либо еще не дорос до этих требований, либо не имеет тех черт характера, которые удовлетворяли бы их требованиям.

2. Родители сами не являются общительными , коммуникабельными людьми, а ребенок берет пример именно с них.

Рассмотрим первую проблему . Вот пример, мама двухлетнего малыша жалуется, что ее ребенок не хочет играть с детьми в песочнице, что он забирает свои игрушки, что когда кто-то из посторонних пытается с ним заговорить, он прячется за мамины ноги и не отпускает ее ни на шаг. Тут сразу нужно расставить точки над «и», нормальный обычный ребенок готов к социализации и требует общения с другими детьми, начиная с возраста 3 лет, до этого ему достаточно общения и игры с близкими родственниками. Потому для двухлетнего малыша такое поведение вполне нормально, и если мама начнет ему навязывать общество посторонних людей, отдаст его в сад, где он будет плакать, то ничего кроме стресса для ребенка и проблем, связанных с этих стрессом (это одна из причин частых болезней) не получит. Конечно, есть дети, которые уже в 1,5 года без проблем идут в сад и общаются с малышами и взрослыми, но это скорее исключение, чем правило, потому каждый родитель должен понимать, что его ребенок индивидуален, и что придет время, когда ему захочется играть с другими ребятами. Мама же должна мягко подталкивать его к совместным играм с детками. Чтобы малыш не пугался нового общества, нужно не сидеть с ним в 4-х стенах, а ходить в гости, приглашать к себе друзей с детками, посещать развивающие занятия, культурные мероприятия. Гуляйте рядом с детьми , если видите, что ребенок заинтересовался чьей-то игрушкой или игрой, то ненавязчиво предложите ему попросить ее поиграть, познакомиться с другим ребенком. Чаще разговаривайте с малышом , причем стройте общение не в форме монолога, а диалога. Задавайте крохе вопросы, просите отвечать вам, обязательно объясняйте, что можно получить желаемое, если просто и конкретно попросить об этом, за попытки пообщаться, познакомиться с другими ребятами.

Эти же советы подходят и мамам детей, у которых проблемы в общении со сверстниками уже в детском саду или начальной школе . Рассказывайте малышу, как правильно строить беседу, учите его задавать вопросы, знакомиться, чаще играйте с ребенком в , проигрывайте ситуации, которые он встречает в жизни. Обязательно хвалите ребенка, похвала – это сила, которая может исправить очень многие проблемы . Учите ребенка делать комплименты другим детям, ведь малыш запросто может завязать общение с другим крохой, если, например, похвалит его игрушку или одежду.

Детям-школьникам нужно объяснять, что такое настоящая , учите ребенка искренности, откровенничайте с ним, расскажите ему о своих проблемах, а он вам расскажет о своих детских радостях и неприятностях, вместе ищите пути их разрешения. Читайте и обсуждайте с ним книги, мультфильмы, в которых показана дружба, например, такие произведения как «Буратино», «Приключения Незнайки», «Пеппи- длинный чулок» и др.

Вторая же проблема связана с тем, что прежде чем требовать чего-то от своего чада родители должны проанализировать себя . Если вы по своей натуре необщительны, замкнуты, если в доме у вас редко бывают гости, если вы, как муж и жена, мало общаетесь друг с другом, если в семье не принято обсуждать проблемы, чувства, покупки, события прошедшего дня, то малыш будет расти таким же замкнутым, так как он не будет видеть перед собой пример правильного поведения в обществе. Никогда человек не научится искренности, сопереживанию, если он не будет находиться в мире, где его понимают, любят и уважают. Поэтому сначала начните работать над собой, разберитесь в себе, добавьте нежности, чувственности, дружбы в ваши отношения с близкими, и вы заметите, как все люди вокруг сами начнут раскрываться перед вами. У вас будут появляться новые знакомые, друзья, а значит, в доме зазвучат новые голоса, смех, и ребенок потянется за вами, станет более открытым к общению.

Ну и конечно, есть причины замкнутости ребенка в обществе, которые не зависят от вас , например, те, которые связаны со стрессом, потерей близкого человека, агрессией или насилием над личностью. Эти ситуации решаются не в один день, здесь нужно терпение, понимание и время. Окружите ребенка любовью, старайтесь создавать в его жизни больше приятных моментов, отвлекайте его от неприятных мыслей. Если вы видите, что не можете справиться с ситуацией в одиночку, и не знаете как помочь необщительному ребенку, то обратитесь за помощью к детскому психологу, профессионал поможет разобраться и решить проблему.



Публикации по теме