Фольклорный праздник жаворонки весну кличут. Фольклорное развлечение "жаворонки"

В рамках духовно – нравственного воспитания детей по традиции проводится праздник «Сороки». Воспоминания о детстве натолкнули меня на создание сценария к этому празднику, который можно провести в образовательном учреждении. Причём я постаралась учесть ведущие традиции этого праздника. Сценарий этого праздника можно реализовывать с детьми разных возрастных групп, конечно, он больше направлен на детей подготовительной группы, но некоторые игры подобраны для младших дошкольников.

Цель: Способствовать духовно – нравственному воспитанию дошкольников; знакомить с национальными традициями родного края.

Задачи: Познакомить детей с историей фольклорного праздника «Сороки», с народными обычаями и традициями;

Развивать мышление, выносливость, ловкость через участие в подвижных и дидактических играх;

Воспитывать интерес к истории русского народа, к русскому народному фольклорному творчеству.

Необходимое оборудование:Музыка М.И. Глинки «Жаворонки», детские музыкальные инструменты, костюмы для действующих лиц, декорации к сказке, зонтик, палочка, изображающая лучик (можно заменить фонариком), голубая широкая лента, веточки для игры «Свей гнездо», ленточки, угощения.

Предварительная работа: разучивание закличек и стихотворений о весне, загадывание и разгадывание загадок о весне и весенних явлениях, рисование весны, проведение занятия по изготовлению птичек из бумаги, лепка птичек из солёного теста, беседа о перелётных птицах.

Действующие лица:

Ведущие праздника – сорока и кукушка,

Зайчик

Солнышко

Леший

Зима

Весна

Птицы

Ход праздника.

Под музыку Глинки М.И. входят дети, подыгрывая на музыкальных инструментах.

Сорока и Кукушка : Здравствуйте дорогие гости, мы рады, что вы пришли к нам отпраздновать этот замечательный праздник – прилёт птиц.

Кукушка : Я летала, летала, у всех спрашивала, а что же это за праздник такой? И у зайцев спрашивала, и у белок спрашивала, даже к ворону летала. Да никто мне толком и не рассказал, что же отмечают 22 марта. А ты, Сорока, не знаешь случайно?

Сорока : Мне моя бабушка рассказывала, что этот праздник называется «Со роки», и что в этот день прилетают из тёплых краёв жаворонки и ещё сорок птиц с собой ведут. И с этого дня Вена вступает в свои владения, а Зима уходит прочь. В этот день всегда весело было, народ весну — Красну звал и солнышко тёплое.

Кукушка : Ребята, а вы сказки любите? (да)

Сорока : Разгуляйся, народ!

К нам Весна идёт!

Весна – Красна

Всем тепло несёт!

Кукушка : Что-то и нет Весны – Красны, куда она делась – то? Может быть надо её позвать? Ей заклички покричать?

Сорока : Погоди, Кукушечка, не торопись! Давай сначала ребятам сказку покажем «О том, как Зайка Весну искал», глядишь, и Весна сама к нам в гости придёт!

В одном лесу жил – был Зайка (появляется заяц в белой шубке). Сидел Зайка на крылечке и думал, что зима всё не проходит и не проходит! Собрался Зайка Зиму провожать, а Весну встречать. Зима никак уходить не хочет. Все дорожки в лесу снегом замела, всё вокруг заморозила. Собрался Зайчик и отправился в путь – дорогу Весну искать! Шёл Зайка, шёл и набрёл на полянку. Посмотрел по сторонам — нет никого. Начал зайчик солнышко звать:

Солнышко – вёдрышко покажись, появись!

Светом лучистым ты нам улыбнись!

Тёплым дыханием лёд растопи,

Звоном весенним ручьи разбуди!

Зайчик : Ребята, а вы какие заклички знаете? Давайте позовём солнышко скорее!

1ый ребёнок : Как на небе солнышко пригрело,

Как на небе красное пригрело.

2ой ребёнок : Как во поле травка зеленела,

Как в широком травка зеленела!

3ий ребёнок :

Солнышко, солнышко! Колоколнышко!

Выходи к нам поскорей,

Растопи весь снег быстрей!

4тый ребёнок :

Солнышко красное! Солнышко ясное!

Лучики свои расправь, золотыми потянись!

Малым детям улыбнись!

Выходит Солнышко: Здравствуйте, ребята! Я спало за тучкой и услышало, как вы меня зовёте. Что случилось?

Заяц : Солнышко лучистое, ты Весну не видело? Целый день по лесу бегаю не могу её найти.

Солнышко : Нет, Зайка, Весну не видело, но зато Зиму встретило. Несла Зима большой мешок, несла в нём стужу, метели, пургу. Но могу вам помочь, только поиграйте со мной, пожалуйста, а то зимой так скучно было.

Зайчик : Ну, что, ребята? Поиграем с солнышком? (Да). Знаю я одну игру интересную, которая называется «Солнышко и дождик». По команде «Солнышко» все гуляют по лужайке, скачут и смеются. По команде «Дождик» воспитатель раскрывает зонт, и все дети бегут под его большой зонт.Игра повторяется 3 – 4 раза.

Солнышко : Спасибо вам, что повеселили меня! За это я вам помогу! Вот вам лучик волшебный – он вам дорогу к Весне покажет!

(Выходит Леший, расстроенный, в руках держит конверты с буквами)

Зайчик : Привет, Леший! Ты что такой грустный?

Леший : Да вот, налетела злая вьюга, и все буквы в моих словах запутала. А слова-то непростые были – я названия птиц выкладывал, чтобы они поскорее из тёплых стран к нам вернулись!

Зайчик : Не горюй! Мы с ребятами тебе быстро поможем снова все названия птиц соберём! Правда, ребята?

(дети отгадывают анаграммы)

Примерные анаграммы:

АРОВОЖКОН (жаворонок)

КСВОЕРЦ (скворец)

КАЛОСТОЧА (ласточка)

УЖРАЛВЬ (журавль)

УКИЛК (кулик)

Леший : Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли! А ты, Зайчик, куда путь держишь?

Зайчик : А я Весну ищу! Зима никак уходить не хочет! Ты, Леший, Весну не встречал?

Леший : Нет, я Весну не видел! Но я вам помогу, пущу ручеёк по земле, он вам и подскажет, куда дальше путь держать!

Зайчик : Ребята, давайте поможем ручейку!

(Проводится игра «Ручеёк»)

Кукушка : Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! Идёт Зайчик дальше, а на встречу ему … птицы летят! (здесь можно включить какой-нибудь танцевальный номер, или под музыку просто изобразить перелёт птиц)

Зайчик : Здравствуйте, птички вешние! Вы Весну не видели?

1ая птица : Видели! Это она нас позвала!

Зайчик : Расскажите, где вы были, чего видели, как жили, да с кем дружили?

2ая птица : Давно мы дома не бывали! Очень соскучились по родному краю!

3я птица :Первыми летят кулики да жаворонки, и за собой ещё сорок птиц ведут.

4ая птица : А вы, ребята, много названий птиц знаете? Давайте проверим?

(проводится игра «Что ни шаг, то птица»)

Правила игры : дети разбиваются на две команды. Одна команда встаёт в шеренгу с одной стороны зала, а другая – с другой стороны зала. Каждая команда по очереди делают шаг, называя птицу. Выигрывает та команда, которая вспомнит больше названий птиц. Повторяться нельзя.

5ая птица : Скоро мы прилетим и гнёзда будем вить! Знаете, какое это непростое дело? Хотите попробовать?

(вызывается 3 человека и проводится игра «Свей гнездо». Перед каждым из участников на столе лежат по 40 веточек. Задача играющих соорудить гнездо из этих веточек. Выигрывает тот, кто первый качественно сделает гнездо для птички).

1ая птица : Ну, что, убедились, как это сложно соорудить себе дом?

Под тревожную музыку появляется Зима.

Зима : Ага! Вот вы где все собрались! Не хочу я от вас уходить! С вами так весело было: вы в снежки играли, на санках, на лыжах, да на коньках катались, бабу снежную лепили, хороводы водили. Не пущу к вам весну, Буду сама целый год править!

Зайчик : А ребята столько закличек знают, что придёт Весна, услышит нас!

(дети по очереди произносят веснянки, а затем достают заранее изготовленных птичек и вешают их на дерево)

Пример веснянок:

Приходи Весна! Позелени леса!

Приди Весна красная!

Приди Веса ясная!

Принеси нам много тёплых дней

И подснежники с полей!

Весна! Весна!

Ты проснись ото сна!

Разбуди капели звон!

Да весенний первый гром!

Весна – красна, приходи!

Птичек певучих к нам позови!

Почки деревьев повсюду раскрой!

Отпусти из ульев пчёл весёлый рой!

Под лиричную музыку появляется Весна.

Весна : Слышу, слышу, как вы меня ждёте и к себе зовёте! Пришла я к вам и тепло с собой принесла!

Зима : Уходи, Весна, отсюда! Я буду править круглый год!

Весна : Нет, Зима, это тебе пора уходить со двора! Моё время настало!

Зима : Тогда я вам сейчас такие загадки загадаю, что вы ни за что не отгадаете! (Зима загадывает загадки о приметах весны и о птицах)

Например :


Зима : Ничего себе! Все загадки отгадали! Молодцы какие! Видно вы действительно Весну ждёте!

Весна : А давайте поиграем в игру «Вороны и воробьи». (Дети делятся на 2 команды – одни воробьи, другие – вороны. Зал делится на части с помощью лент. Прокладывается полоса с одной части зала – это место воробьёв, они там в безопасности, а с другой стороны – для ворон. По сигналу «Воробьи!» дети, исполняющие роль воробьёв вылетают на середину зала, а дети, изображающие ворон их ловят. Пойманные переходят на сторону соперника. По команде «Вороны!» из своего дома вылетают вороны, а воробьи их ловят. Выигрывает та команда, в которой окажется больше играющих).

Зима : У вас здесь очень весело! Но я поняла, что мне пора уходить! Но я к вам обязательно вернусь, когда придёт моё время! До свидания!

Весна : А у меня для тебя, Зайчик, подарочек есть – новая шубка. (Весна дарит зайчику серенькую шубку). И для вас, ребята, тоже есть небольшие подарочки! По традиции на праздник «Сороки» люди пекли булочки в форме птичек. Я тоже приготовила таких птичек! (Весна дарит детям испечённых «жаворят»).

В этот сценарий можно включить так же и , подходящие по тематике праздника.

Сценарий народного обрядового праздника

«Жаворонки, прилетите! Весну – красну принесите!»

Цели и задачи:

    Пробудить в детях интерес к русскому фольклору.

    Продолжать приобщать детей к культурному наследию русского народа через заклички, приметы, поговорки и русские народные песни и игры.

    Актуализировать знания детей о птицах.

    Воспитывать любовь к природе, птицам.

    Создавать благоприятный микроклимат и праздничную атмосферу.

    Способствовать радостному эмоциональному объединению всех детей в совместной деятельности при подготовке к празднику и участию в нём.

Место проведения: актовый зал

Оборудование:

Музыкальный центр, ударно – шумовые музыкальные инструменты: трещетки, деревянные ложки, свистульки, колокольчик, костюмы для выступления, рисунки, плакаты, атласные ленты

Участники: обучающиеся 1 – 6 классов.

Предварительная работа: пошив русских народных костюмов, работа по оформлению сцены, изготовление фигурок птиц из теста и бумаги, разучивание стихов, песен, закличек, хороводов, игр.

Ход праздника

Звучит русская народная музыка: вступление к русской народной песне «Летели две птички». Дети входят на празднично украшенную сцену, играя на свистульках. Их встречает ведущий в русском народном костюме.

Ведущий: - Здравствуйте, гости званные! Гости званные да желанные!

Приглашаем вас к нам на праздник. Будем сегодня хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять!

Сегодня у нас народный обрядовый праздник - праздник встречи Весны. Его издавна проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну закликают. Ну что ж, ребятки, власть зимы закончилась и мы споем песню «Вот и зимушка проходит».

Ведущий: - Ребята, мне кажется, солнышко ярче светить стало. А почему, как вы думаете, солнышко ярко светит?
- Потому что наступила весна!
- Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали приближение весны? (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный)
Ведущий: - А какой месяц сейчас идёт? (наступил месяц март).
Ведущий: - Да, ребята, в народе говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала». А ещё в марте из дальних стран начинают прилетать птицы. В старину люди верили, что именно с прилетом птиц наступает весна. Русская пословица говорит: «Как птицы прилетят, так и теплота пойдет!». Первая из прилетающих птиц – полевой жаворонок и эту птичку ждали больше всего, так как его переливчатые трели заставляли природу пробуждаться ото сна. Поэтому и наш праздник называется«Жаворонки».

1ребенок:Благослови, мати, весну закликати,

весну закликати, зиму провожати.

2 ребенок: Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог.

3ребенок: Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней

4 ребенок: Станет солнышко добрее, а дни - светлее и длиннее.

Ведущий:На Жаворонков в деревнях рано утром хозяйки пекли из теста птичек. Дети бегали по улицам с этими птахами, подбрасывали их вверх, ловили и громко кричали заклички. Давайте, дети, и мы с вами их исполним.

Жаворонушки, уж вы матушки

Весну красную, на сохе, на бороне,

на ржаном калаче!

Жаворонушки, перепелушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Весну красную да красно летеце

Жаворонки, ноги тонки

Прилетите к нам, принесите нам
Конфетки на ветке, весну красну

Лето теплое!

Ведущий: Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.

Девочки: Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

Высоко взойди, далеко посвети!

Мальчики: На темные лесочки, на сырые борочки,

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ!

Ведущий:А вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось

Птицы весело поют, весну - красну на крыльях несут!

Давайте встанем в хоровод вокруг нашего деревца

и споем песню «Летели две птички»

Ведущий: Ребята, а еще на праздник люди играли. Вот и мы сейчас

с вами поиграем в русскую народную игру «Солнышко».

Дети: Солнышко вёдрышко,
Выгляни в оконышко.
Там твои детки,
Кушают конфетки

Водящий: Раз, два не воронь,
А беги как огонь.

Ведущий:Ну что ж дети, Солнышко взошло и ярко светит, а мы сейчас весну закликать будем.

Девочки: Весна красна, на чем пришла

На сохе, на бороне

На вертучем колесе.

Мальчики: На кнутику, на хомутику.

Идет кулик, несет ключик

Отворять лето, замыкать зиму

(Входит Весна)

Весна: Я Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью,

С радостью, с благостью, с великой милостью.

Здравствуйте, люди добрые! (кланяется).

А еще принесла вам здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье – человечье.

Ведущий: Весна - красна, чем ты нас одаришь?

Весна:Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.

А еще, я, Весна-красна,
К вам на праздник пришла,
Ветку вербы принесла.

Без вербы не весна.
- Верба гонит лед с реки.
- Если хорошо цветет верба, будет урожай.

(Весна проходит, дотрагиваясь до детей веточкой вербы)

Весна: - Дай, вербочка, детушкам здоровья. Как вербочка растет, так и ты расти, верба красна, бьет не напрасно.

Еще одна из примет весны, это повсюду текущие ручейки, вот и мы сейчас поиграем в русскую народную игру «Ручеек»

народная игра «Ручеек»

Весна:С приходом весны из – за гор, из – за морей прилетают птицы

Вот и со мной пташки прилетели.

Сможете отгадать как их зовут?

1.Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач).

2.Спереди у птички шильце, позади у птички вильце.

Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка).

3. Он прилетает каждый год туда, где домик ждет.

4.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Гнездо свое он в поле вьет, где тянутся растения.

6. Его и песни, и полет вошли в стихотворение. (Жаворонок)

Весна: Загадки все вы отгадали, молодцы.

А еще, по традиции, каждый человек к обрядовому деревцу должен Разных птиц я люблю,но дороже всех одна пташка малая. Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!

Дети: Это жаворонок.

Весна:Правильно. А вы знаете почему?

Эта птичка-предвестник весны.

Жаворонки могут подниматься высоко в небо, где, по древним преданиям, живут духи-покровители.

- Эта птица является символом добра и счастья.

Весна: Молодцы. А давайте послушаем песню жаворонка. (В записи: пение жаворонка)

А сейчас мы поиграем в игру, которая так и называется «Жаворонок»

Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.

Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.

Ведущий: Ребятки, праздник «Жаворонки» отмечают 22 марта, в день весеннего равноденствия. Этот праздник назывался еще и по другому - «Сороки». Но название это не в честь птиц сорок, а в честь сорока мучеников, которые были казнены за веру.

Ребенок: Жаворонки, жавороночки!

Вы скорее летите, тепло принесите.

Нам зима надоела - весь хлеб она поела.

Нет ни хлеба, ни картошки, самовар стоит на окошке.

Ведущий: Самовар на окошке - это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать. А вот вам, ребята, и нашим дорогим гостям угощение – птички - жаворонки

С пылу, с жару - для нашего самовара! Угощайтесь – не стесняйтесь!

Тема: «Жаворонки, прилетите! Весну - красну принесите!»

Программные задачи:

Расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа.

Познакомить детей с народным праздником «Сороки»или «Жаворонки», его традициями, обрядами.

Развивать интерес к русскому фольклору через русские весенние заклички;

Дать представление о весеннем равноденствии, прилете птиц.

Воспитывать у детей интерес к народным праздникам, культуре своего народа.

Продолжать знакомить детей с народными играми, хороводами развивать ловкость и координацию движений.

Оборудование:

Зал нарядно украшен вышитыми полотенцами.Уголок «Горница» с русской печью, предметами русского быта, кухонной утварью, накрытым скатертью столом. На столе самовар, хохломская посуда.

Макет дерева, птички-поделки детей.

Участники:

Дети в русских народных костюмах; взрослые в костюмах Хозяйки родитель –Весны, ребёнок –Солнце.

Ход развлечения:

(Под русскую народную мелодию дети входят в зал в рус. нар. костюмах. Встают полукругом)

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Давно Вас жду поджидаю, праздник не начинаю!

Пригласила я вас к себе на праздник весенний, радостный. Сегодня, дорогие мои, день особенный – это день прилета птиц, а называется он Сороки или Жаворонки. В народе говорят, что к этому дню сорок сороков птиц прилетает из заморских стран. Чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали еще один обряд - закликание весны. В народе так и говорили об этом дне:

Когда вода разольется, когда лес зазеленится

Когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.

Дети читают стихи

1. Весна, весна проснись ото сна!

А ты, зима, ступай за моря!

Пусть зима уходит в прок!

Весну пустим на порог!

2. Нам, зима, ты надоела

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла!

3. Весна, весна, проснись ото сна!

Нам зима наскучила,

Холодом измучила!

Хоровод: "Веснянка"

(дети садятся на стульчики)

Хозяюшка: Весна! Весна благодатная! Весна долгожданная! О весне складывали стихи, пели песни, устраивали народные гуляния, призывали солнце красное скорее растопить зимний снег.

Песня:

Дети читают стихи.

1. Солнышко, выгляни красное высвети!

К нам на праздник приходи, да весну разбуди!

2. Гори солнце, ярче! Лето будет жарче,

А зима теплее, а весна милее.

3. Солнышко, солнышко, красное ведрышко!

Выгляни из-за горы, да до весенней поры!

(Выходит девочка, на груди у нее солнышко)

Солнышко:

Я - солнышко лучистое, тепло и свет несу,

Улыбки возвращаю вам, и радость всем дарю!

Хозяюшка: Спасибо солнышко, что заглянуло к нам на праздник. Будь у нас гостем дорогим.

Сценарий весеннего развлечения для старшего дошкольного возраста в МБДОУ- д/с «Теремок» р.п.Степное

Жаворонки прилетают - весну красну закликают

Звучит русская народная музыка.

Хозяйка в русск. нар костюме (встречает детей ): - Ой! Неужто гости ко мне? Здравствуйте, малы детушки! Здравствуйте, дорогие! Приглашаю вас в гости к себе, в горницу.

Хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять (дети садятся на стульчики). Садитесь поудобнее да порадуйтесь вместе со мной приходу весны. А заодно познакомьтесь со старинными русскими обрядами и обычаями.

Чтобы приблизить радостную весеннюю пору, люди придумали обряд «Закликание весны». О весне складывались стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний снег.

1реб. Благослови, мати, весну закликати, весну закликати - зиму провожати!

Пусть зима уходит впрок, весну пустим на порог!

2реб. Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней,

Станет солнышко добрее, а дни - светлее и длиннее.

Хозяйка. А теперь давайте вместе позовем весну.

Весна, Весна!

Дети (хором):

Приди, весна, с радостью, с великой милостью! (выполняют поклон)

Со льном высоким! (поднимают руки вверх)

С корнем глубоким! (приседают руки опускают)

С колосом сильным! (встают, руки поднимают с разжатыми пальцами)

С хлебом обильным! (руками держат «каравай»)

Повторяют закличку 2 раза.

Исполн. попевка «Чувыль-виль-виль» (Муз.рук. №2-2008г., стр. 43)

Хозяйка . Не может весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.

Дети (хлопают и читают закличку):

Солнышко, покажись!

Ясное, снарядись!

Выйди поскорее, будь к нам подобрее!

Сядь на пенек, посвети денек!

Закличка повторяется 2 раза .

(На центральной стене появляется солнышко).

Хозяйка. Вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось

Птицы весело поют, Весну - красну на крыльях несут!

Фонограмма «Пение птиц».

Звучит русск. нар мелодия.

Входит Весна

Весна. Я Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью,

С радостью, с великой милостью.

Со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом обильным.

Здравствуйте, люди добрые! (кланяется).

А еще принесла вам здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье – человечье.

Хозяйка: Проходи Весна, да хоровод поводи с малыми ребятами!

Исполн. хоровод «Вот уж зимушка проходит».

(Муз. рук. №1-2008г., стр. 60)

Хозяйка. Весна - красна, чем ты нас одаришь?

Весна. Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.

Хозяйка. А мы тебя песней да танцем порадуем.

Исполн. песня «Кап-кап-кап, звенят капели»

Танец МАТРЕШЕК

Весна. Хорошо пели, играли, снова в хоровод всех зову.

Хоровод Змейкой.

Весна. Солнце ласково смеется, светит ярче, горячей,

И в овраге звонко льется разговорчивый ручей.

Провод. хороводная игра «Ручеек» под р.н. мелодию

3. Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.

Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.

Весна: Какие красивые стихи!

А теперь для наших птиц давайте позовём попутные ветры.

Дети выполняют упражнение «Ветер» , произнося слова, выполняют соответствующие движения:

Ветер дует нам в лицо. Вытягивают вперед руки, машут ладонями

Закачалось деревцо. Наклоны вправо, влево.

Ветер тише, тише, тише, Приседают, руки вперед

Деревцо все выше, выше. Встают на носки, поднимая руки.

Весна: А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.

Весна: После зимней тишины, после стужи зимней

Из-за гор, из-за морей прилетают птицы.

Вот и со мной пташки прилетели.

Сможете отгадать, как их зовут?

Загадки.

1. Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач).

2. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)

3. На шесте -дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его…
(Скворец)

4. Кто в беретке ярко-красном, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет.
(Жаворонок)

6. Гнездо под крышей - ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку, каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку (Ласточкой) звать.

7. Посмотрите – выше крыш
Небо режет быстрый ….
(Стриж)

8. Об этой пташке лесной
Поется в песне одной:
На базар она отправлялась,
Горькой водки там напивалась.
(Чижик)

Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
(Грач)

Весна. Загадки все вы отгадали, молодцы. Приглашаю вас вех в сад первых весенних птиц послушать да поиграть в игру.

Слушают фонограмму пения птиц.

Провод игра «Ай, да птица! Что за птица!»

Дети стоят в кругу. Водящ с мячом в руках говорит:

«Ай да птица! Что за птица! Чудо птица – орел!»

И перебрасывает мяч другому. Тот ловит мяч и быстро

отвечает: «Ай да птица! Что за птица! Чудо птица – малиновка!»

и перебрасывает мяч другому ребенку и т. д.

Хозяйка предлагает поиграть в игру «Золотые ворота»

(Муз. рук. №2-2011г., стр.32)

Весна и Хозяйка поднимают сцепленные руки вверх.

Дети цепочкой проходят в воротики и поют:

В золотые ворота проходите, господа!

Первой мать прошла и детей провела.

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается.

А на третий раз не пропустим вас!

Ребенок, который попался в воротики, встает в круг к Весне и Хозяйке. Игра повторяется.

Весна . Разных птиц я люблю,разных птиц приголублю, но дороже всех одна

пташка малая. Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!

Дети. Это жаворонок.

Весна. Правильно. А вы знаете почему?

Дети. (поочередно):

    Эта птичка-предвестник весны.

    Эта птица является символом добра и счастья.

Весна. Молодцы. А сейчас послушайте его песню.

Фонограмма пения жаворонка

Игра «Жаворонок».

Ход игры: Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:

Все игроки говорят или поют:

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год.

Затем играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг, звенит в колольчик и осторожно кладет его за спиной одного из игроков. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».

Весна. А вы знаете, что сегодня 22 марта - день весеннего равноденствия, когда день равен по длине ночи. В этот день в каждом доме лепили из теста птичек, жаворонков, пекли их, мазали сладким и душистым медом. Мальчишки бегали по улицам с этими птахами, подбрасывали их вверх, ловили и громко кричали заклички.

Хозяйка: Люди верили, что жаворонки, спутники весны, принесут здоровье и людям, и животным.

4. Жавороночек, принеси весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне, на ржаной копне,

На ржаной копне, на овсяном снопе!

5. Ой вы, жаворонки, жавороночки!

Летите в поле, несите здоровье!

Первое – коровье,

Второе – овечье!

Третье – человечье!

6. Жаворонки, жавороночки!

Вы скорей летите, тепло принесите!

Нам зима надоела – весь хлеб она поела.

Нет ни хлеба, ни картошки!

Самовар стоит на окошке!

Хозяйка: Самовар на окошке - это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать.

Исполн. Песня «Про самовар», муз. и сл. З. Роот.

(ж-л «Музыкальный руководитель» 2008 г. № 1, стр. 29)

Хозяйка: А вот вам, ребята, угощенье: птички-жаворонки. Вы их сами лепили, весну приближали.

ВДВОЕМ: С пылу, с жару - для нашего самовара!

ВЕСНА: Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому.
ВЕСНА раздает угощение, приговаривая:
Жаворонки прилетели,
На головку деткам сели.
Хоть птицы к нам возвращаются,
А до тепла еще далеко –
40 мучеников,
40 утренников,
40 заморозков.

Праздник заканчивается чаепитием в музыкальном зале. Няни на подносе выносят чай. Дети подходят и берут.

Развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
«Жаворонки­встреча весны»
Цель: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа; дать
представление о народном празднике прихода весны
Задачи: пробудить в детях интерес к русской истории, к традициям русского народа;
продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички,
приметы, поговорки, игры, хороводы; расширять кругозор.
Дети заходят в муз. зал под музыку, встают в 2 круга (Песня о весне, пение птиц)
Ведущий: Здравствуйте, ребята, здравствуйте гости дорогие!
Сегодня мы проводим праздник, который на Руси издавна называли Сороки, или
«Жаворонки», или день весеннего равноденствия
Все люди с нетерпением ждут прихода весны, а зимняя пора уже проходит. Давайте,
ребята, поможем зиме уйти до следующего года – споем для нее.
ПЕСНЯ «ВОТ УЖ ЗИМУШКА ПРОХОДИТ»
По народному календарю 21 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью
равняется. Из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – полевой
жаворонок. Сколько проталинок – столько и жаворонков. На Жаворонки обычно пекли
«жаворонков» с распростертыми крылышками, как бы летящих. Печенье раздавали детям
со словами: «Жаворонки прилетели, на головку сели» Дети с криком и звонким смехом
бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.
А вы хотите, чтобы тепло и солнышко скорее пришли к нам. Давайте жаворонков
закликать и весну встречать.
ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ.
1. Весна, весна, проснись со сна!
А ты, зима, ступай за моря,
Надоела ты нам, наскучила,
Наши рученьки приморозила.

2.Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,
Солетайтеся, сокликайтеся.

3.Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!

4.Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну­красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

5.Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,

На сохе, бороне,
На овсяном снопе.

6.Жив жаворонок
По полю летает
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!

7.Летел кулик
Из­за моря,
Принёс кулик
Девять замков -
Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!

Воспитатель: А чтобы Весна скорее пришла, исполняли песни - веснянки
ПЕСНЯ­ХОРОВОД «ВЕСНЯНКА»
Дети садятся на места
Звучит фонограмма – пение жаворонка. В зал заходит птица – жаворонок.
Ведущий: ребята. Кажется, у нас гости!
Жаворонок: Здравствуйте, а вот и я – меня узнали вы, друзья?
Я ­ жаворонок полевой!
Нет певца чудесней!
В чистом поле ­ домик мой,
В ясном небе ­ песня!
Услышал я «веснянку» и решил заглянуть к вам в гости.
Ведущий: Здравствуй, жаворонок, спасибо, что прилетел к нам на праздник – будь гостем
дорогим, ведь жаворонки – вестники весны!
Жаворонок: Да, о приближении весны возвещаем мы – птицы, возвращаясь из дальних
стран к себе на родину, домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», ­ говорили
люди. Какие еще птицы прилетают из теплых краев? Ответить на этот вопрос вам помогут
мои загадки:
ЗАГАДКИ О ВЕСЕННИХ ПТИЦАХ.
Всех перелётных птиц черней, чистит землю от червей,
Вдоль по пашням мчится вскачь, а зовётся птица? (Грач.)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И в полях поет, поет. (Жаворонок.)
Нам в хозяйстве помогает,
Дом охотно заселяет,
Свой, похожий на дворец,
Наш весёлый друг… (Скворец.)
Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.
Он соло пел среди ветвей, певца назвали... (Соловей)

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из песка и глины… (Ласточка.)
Жаворонок: А вот и мои друзья, весенние птицы, прилетели со своим птичьим
оркестром.
Слышны звуки птичьих голосов.
ПТИЧИЙ ОРКЕСТР – исполняют дети старш. гр.
Жаворонок: Ну, что ребята, вам понравилось выступление птичьего оркестра?
Дети: Да!
Ведущий: Птичи трели и волшебная музыка разбудили от зимнего сна весенние цветы.
Посмотрите, как они хороши!
ТАНЕЦ ЦВЕТОВ – исполняют дети средн. гр.
Ведущий:
А сейчас, все в кружок встаем
И веснянку запоем!
ПЕСНЯ – ВЕСНЯНКА «ОЙ, БЕЖИТ РУЧЬЁМ ВОДА»
Жаворонок.
Ребята, а вы играть любите? Тогда игра на внимание. Я буду читать стихотворение, а вы
постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
ИГРА «НЕ ПТИЦА»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.

Ай да молодцы вы, ребята! Всех птиц знаете. А еще поиграть хотите?
Дети: Да!
Ведущий: А теперь мы с ребятами приглашаем тебя поиграть в игру – Жаворонок!
Вставай с ребятами в кружок.
(жаворонок встает в круг с детьми)
ИГРА «ЖАВОРОНОК»
Славный выдался денек
Поиграем в ручеек!
ИГРА «РУЧЕЕК»
Жаворонок: Мы с вами дружно поиграли
Праздник весело встречали!
После игр детям няня в русском сарафане вносит испеченных жаворонков –
символ весны!
Ведущий: А вот и «жаворонки прилетели – на головку сели». Ребята, мы их поедим в
группе, когда вымоем чисто руки.
Жаворонок: Ну, а мне пора лететь дальше в свою стаю.
Ведущий: Спасибо тебе, жаворонок, что к нам на праздник прилетел. Сегодня мы с вами
зиму и мороз проводили. Дружно, с жаворонком мы весну зазывали, в игры играли. Теперь
весна к нам непременно придет и согреет нас своим теплом!
Жаворонок: Всего вам доброго! (улетает из зала)
Под музыку дети выходят из зала



Публикации по теме