Формирование навыков учебной деятельности у детей с проблемами в развитии. Развитие способностей детей в процессе обучения Формы организации детей с зпр

Елена Чигина
Формирование навыков учебной деятельности у детей с проблемами в развитии

Учебные навыки – это конкретные практические и мыслительные устойчивые цепочки операций, которые необходимы для успешной учебной деятельности на определенной образовательной ступени.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности : социальный, психологический, эмоционально - волевой.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

А. Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.

И. Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии , когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.

Л. И. Божович указывает, что готовность к обучению в школе, складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности , познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ

К умственной области относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т. д.

Под эмоциональной зрелостью понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.

Социальная зрелость связывается с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться

В мотивационном плане были выделены две группы мотивов учения :

широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми; мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью .

Личностная готовность к школе выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности .

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний.

Волевая готовность. Уже в школьном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели.

ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обсуждая проблему готовности к школе , Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности .

Анализируя эти предпосылки, выделили следующие параметры : умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего; умение самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий : необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы деятельности ;

учитывать возрастные особенности ребенка; использовать игры с правилами.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма.

В познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития .

К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль , трудовые умения и навыки , умение общаться с людьми, ролевое поведение.

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6 – 7 лет

Можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются : достаточно высоким уровнем умственного развития ; у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков , интенсивно развивается произвольная форма памяти , мышления; его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов; особенности развития речи .

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Оценивая интеллектуальную готовность детей , испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту - низкую познавательную активность.

Внимание характеризуется низкой концентрацией; для любого вида их деятельности характерны повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение заданий.

Во всех видах мыслительной деятельности у детей обнаруживается отставание.

Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности .

Основным симптомом ЗПР является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. У дошкольников фонетическая сторона речи страдает разнообразными нарушениями : нечеткостью произнесения ряда звуков, нестойкостью употребления нарушенных звуков в речи, заменой одних звуков другими, более простыми по артикуляции, общая вялость артикуляции.

ПУТИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗПР

Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей способности к учению - это помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью , основными её структурными компонентами. Это организация внешних действий на специально организованной ориентировочной основе и постепенный её перевод во внутренний план.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Большое внимание уделяется подбору подвижных игр с правилами, постепенному их усложнению. Усложнение обычно идёт в следующих направлениях : от игры к игре увеличивается количество правил; растёт их трудность; от выполнения правил каждым игроком команды - к выполнению правил только её представителями и так далее. .

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧЕВОМУ ОПОСРЕДОВАНИЮ

Речевое опосредование ребёнком собственной деятельности является необходимым условием осмысления поставленной перед ним общей цели, её конкретизации, планирования путей и средств реализации, оценки адекватности средств достижения, а также представления законченного продукта, то есть условие предвосхищения деятельности образом , опосредованным речью.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ И СРЕДСТВА РАБОТЫ

Реализации направлений в работе с детьми способствуют специально подобранные методические пути и средства групповой и индивидуальной работы : поощрение и поддержка правильных ответов детей на этапе ориентировки в задании и планирования предстоящей деятельности ; помощь по ходу занятия тем детям, которые так и не сумели составить план своей работы до её начала; учёт тех детей , которым так и не удалось на групповом занятии понять задание, для того чтобы организовать им впоследствии помощь в индивидуальной работе. Все средства направлены против «бездумного» стиля работы детей - стиля , основой которого является простое подражание, копирование чужого труда.

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ САМОКОНТРОЛЯ

Отбор методических средств формирования действий самоконтроля осуществляется на основе учёта как их специфического назначения и конкретного психологического содержания в соответствии с этапом деятельности , так и уровня развития детей . На этапе принятия задания действие самоконтроля формируется на следующей ориентировочной основе : необходимо запомнить, что нужно сделать и какие правила соблюдать, чтобы выполнить задание, Чтобы сформировать у детей привычный способ самоконтроля на данной ориентировочной основе, организуется система практических действий : повторить задание вслух тем, кто его хорошо запомнил; повторить задание за теми, кто его сформулировал правильно ; оценить правильность повторения задания тем или иным ребёнком; оценить, правильно ли выполняется задание по началу его выполнения; повторить задание вслух и проверить, соблюдаются ли правила его выполнения и так далее. Затем внимание детей направляется на способы выполнения задания. При этом используются в основном те же приёмы : проговаривание отдельными детьми вслух для всех детей правил выполнения задания, проговаривание шепотом для себя, проверка на этой основе своих действий и т. п.

ОБУЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ

В определённой последовательности с детьми проводится работа по обучению их объективной оценке полученного результата - сличению его с заданием.

Сначала воспитатель вместе с детьми перед началом оценки их работ повторяет правила выполнения задания, а дети по ходу их воспроизведения проверяют свои работы и оценивают с его же помощью степень их соответствия этим правилам : правильно, неточно, неправильно. Далее ребёнок должен научиться на основе воспроизведённых детьми правил оценивать свою работу и работу рядом сидящего товарища, причём аргументировать оценку в развёрнутой речевой форме . Затем дети выборочно оценивают лучшие работы и свою на их фоне, аргументируя при этом оценку в развёрнутой речевой форме . Самооценка отдельных детей получает оценку со стороны коллектива при тактичном направлении педагога. Если ребёнок, в конце концов научится давать выполненной им работе адекватную оценку на основе сличения с образцом, причём делать это в развёрнутой речевой форме , то можно считать действие самоконтроля у него сформированным .

ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ С ЗПР

Учебные занятия по развитию элементарных математических представлений и занятия по родному языку в основном подчиняются той же логике формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности , которая была описана выше. Однако каждый из этих видов учебных занятий характерен и свой специфический круг задач. На занятиях по развитию элементарных математических представлений на основе специально организованных практических действий в определённой последовательности дети обучаются абстрагированию геометрической формы , величины, количественных отношений, а так же словесным обозначениям этих абстракций.

Практика обучения и воспитания детей с ЗПР позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими учебной программы общеобразовательной школы при соответствующей психолого-педагогической и методической организации процесса обучения.

На основе практических действий при целенаправленной педагогической работе быстрее можно сформировать интеллектуальную деятельность с опорой на общие представления и словесно – логические рассуждения, так необходимые в учебной деятельности и в школе .

Тема: Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

З. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.

Форма проведения: семинар-практикум.

Этап подготовки.

1. Оформление родительского собрания: на плакате представляется цель, задачи собрания, мудрые мысли:

«Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас.» (Легуве)

«Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их xapaктepa».(Левис)

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».(А. Чехов)

2. Подготовка текстов «Заповедей воспитания» для участников собрания:

Заповеди воспитания

Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем слова сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представит всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не толь чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам мим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Ч ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оцени себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать

Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.

Никогда не забывайте что воспитание - это длительный процесс, Включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

3. Подготовка с группой учащихся, шуточных сюжетов в каждом из которых два «собеседника».

Ах дети, дети! Как они быстро растут, как быстро развивается их сообразительность. Они уже не задают вопросы, а на все вопросы готовы ответить сами:

Какой предмет тебе больше всего понравился в школе?

Наручные часы нашего классного руководителя!

Кем ты будешь, когда вырастешь? .

Знаменитым человеком!

Почему ты так думаешь?

Учительница сказала, что с таким поведением я непременно попаду в историю.

Дети, дети! Наши развитые кино и телевидением дети…

Когда собираешься делать уроки?

После кино.

После кино поздно!

Учиться никогда не поздно!

Дети! Наши все видящие, все замечающие дети!

Почему ты целый день валяешься на диване? .

Готовлюсь стать папой.

Почему ты дома не открываешь учебник?

Но ты же сама говорила, что учебники надо беречь!

Эх, сынок, что же ты на контрольной по математике 120 градусов отмерить не смог?

А я градусник дома забыл!

4. Подготовка тренинговых упражнений для групповой работы родителей:

Ситуация первая: ребенок в отчаянии от того, что не мо решить задачу. При этом на Ваши вопросы о ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?

Ситуация вторая: накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге - лишь «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?

Ситуация третья : придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начинать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура - вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?

5. «Параллельное анкетирование» учащихся и их родителей.

Анкета для учащихся.

1. Поддерживают тебя родители в учебе?

2. Говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?

З. Назови твои самый любимый и самый сложный для освоения предметы.

4. Часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?

5. Какой предмет был самым любимым

а) у твоей мамы, б) у твоего папы?

6. Назови, что в течение последней недели читали твои

а) мама, б) папа?

7. Что в течение последней недели прочел (или читал) ты?

8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

9. Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе?

10. Любишь ли ты учиться? Если нет, то почему?

Анкета для родителей

1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребенка учебные предметы.

4. Часто ли вы обсуждаете с ребенком их учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?

5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?

6. Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?

7. Назовите, что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок?

8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

9. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учебе?

10. Любит ли ваш ребенок учиться?

Этап проведения.

Классный руководитель: Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Возможные причины участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:

Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.

Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.

Неумение сравнивать, находить аналогии.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Низкая самооценка школьника.

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.

1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».

4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Классный руководитель (подходит к «дереву проблем»): А теперь попытаемся освоить несложные приемы развития мыслительных способностей детей, которыми можно воспользоваться дома и, тем самым, повысить качество помощи ребенку в учебной деятельности. Сейчас каждая творческая группа получит текст упражнения и текст задания к нему. Участники группы должны выполнить это задание за 7 минут и по звуковому сигналу (гонг, колокольчик) представить его экспертам (роль экспертов могут выполнять классный руководитель и один из родителей).

Опыт показывает, что подобные упражнения интересны родителям, а их выполнение в условиях родительского собрания моделирует возможные затруднения детей и действия родителей по их преодолению.

Приемы развития мыслительных способностей детей

Упражнение 1. «Перечень заглавий к рассказу». Учит легко выражать мысли одной фразой.

Берется небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать как можно большее число заголовков, отражающих его содержание. 3аглавия могу быть строгими, логичными или формальными, то есть, по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа.

Упражнение 2. «Сокращение рассказа». Задание предназначено для тренировки организованности, четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ, аналогичный описанному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно - два - три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить.

Упражнение З. «Выражение мысли другими словами». Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Упражнение 4. «Исключение лишнею слова». Учит классифицировать по свойствам.

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.

Упражнение 5. «Способы применения предмета». Развивает способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как под ставку для кинопроектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней.

Классный руководитель: Мы завершаем работу в группах, благодарим участников и просим каждого сформулировать свой, проверенный жизнью либо найденный сегодня секрет поддержки учебной деятельности ребенка. Рефлексию построим следующим образом: я передаю любому из вас «микрофон» (это может быть любой предмет, символически представляющий микрофон), и этот участник говорит заготовленное на доске начало фразы, имеющее отношение к предмету сегодняшнего разговора «Я решил (а) для себя, что никогда не буду…», а завершает ее в соответствии с собственным пониманием проблемы. Затем микрофон передается следующему участнику, и он завершает фразу «Для меня (или в нашей семье) главное в поддержке учебы ребенка - это...» И так поочередно. Мы признаем за вами и желание промолчать, если это что-то сокровенное или болезненное для вас. Заранее спасибо за участие, мы начинаем. Происходит обмен мнениями и крупицами родительского опыта.

Подведение итогов собрания.

Классный руководитель: Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.

У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться. Мы подготовили для вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаем их вам, завершая наш сегодняшний разговор (раздает текст «Заповедей»).

Понятие о способностях человека развивалось, в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго, было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.

Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.

В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития ребенка. 1. Определение способностей

Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми. Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности. Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез свойств человеческой личности. Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.

Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, что одни более способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.

Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью.

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными и тактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний.

В отличие от характера и всех других свойств личности, способность — это качество личности, существующее только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности.

Учебник психологии К.К. Платонова дает следующую формулировку понятию "способность":

Способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней.

А.В. Петровский же в своем учебнике по общей психологии дал такое определение "способности":

Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.

По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли возможность в действительность, зависит от множества условий. В число условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье, школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся, и т. д.

Способности — это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.

Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности — знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.

Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право говорить о способностях.

Итак, способности — это индивидуально-психологические особенности личности , являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенною на её освоение, то это даёт основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей. 2. Виды способностей

Так же как и характер, способности не самостоятельная, расположенная с другими подструктура личности, а определенное сочетание ее различных свойств. Различие между характером и способностями — в том, что характер проявляется во всех видах деятельности, а способности — только в одном, определённом.

Пока человек не начал определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности, частично развившимися из его задатков, но более сформированными его опытом. Но как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся актуальными способностями, не только проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности.

Различные виды деятельности, отличаясь своим содержанием, соответственно предъявляют различные требования к личности, к ее способностям. Особенности этих требований состоят не только в том, что для выполнения одних видов деятельности необходимо вполне определенное развитие каких-то конкретных психических процессов (например, определенного вида ощущений, сенсомоторной координации, эмоциональной уравновешенности, богатства воображения, распределения внимания, более развитого словесно-логического мышления и т. д.), но и их комплексов. Учебная деятельность, большинство видов квалифицированного труда предъявляют к личности комплекс психологических требований. Различие требований, предъявляемых деятельностями к личности, нашло отражение в классификации способностей человека.

Наиболее общей классификацией способностей является деление их на две группы: общие и специальные . Каждая из этих групп делится на элементарные и сложные, а внутри них уже выделяются конкретные виды.

Все способности человека как психические явления могут быть разделены на четыре группы.

Выделяют виды способностей по их направленности, или специализации (общие и специальные способности).

Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие, как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.

Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.

Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать.

Специальные элементарные способности — это способности, присущие уже не всем людям, они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов.

Глазомер — это способность с различной точностью воспринимать, оценивать и сравнивать величины зрительно воспринимаемых объектов, интервалов между ними и расстояний до них, т. е. это определенное качество зрительного восприятия.

Музыкальный слух — это определенное качество слухового восприятия, проявляющееся в способности к различению музыкальных звуков и точному воспроизведению их. Музыкальный слух — это один из компонентов музыкальных способностей. Специальные элементарные способности развиваются на основе задатков в процессе обучения.

Общие сложные способности — это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, учению, игре, общению друг с другом. Они присущи в той или иной степени всем людям. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Специальные сложные способности присущи уже не только в разной степени, но и вообще не всем людям. Они являются способностями к определенным профессиональным деятельностям, возникшим в процессе истории человеческой культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.
Совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях, называется одарённостью.

О способностях человека можно судить, наблюдая за процессом выполнения им новых заданий в измененных условиях, за ходом овладения деятельностью.

Идея "каждый человек способен ко всему" неверна. Правильное утверждение, что "каждый человек способен к чему-нибудь полезному для общества". Так, учащийся не способный быть монтажником-высотником, шофёром или наладчиком автоматических линий, может быть не только способным, но и талантливым станочником, оператором или поваром.

Неспособность к определенному виду трудовой деятельности значительно сложнее, чем отсутствие способностей. Неспособность как отрицательная способность — это тоже определенная структура личности, в которую входят отрицательные для данной деятельности ее черты. 3. Структура способностей

Деятельность (трудовая, учебная, спортивная и т. п.), которой овладевает человек, предъявляет высокие требования к его психологическим качествам (особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторике). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое-либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития. Мнение, что одно отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности, выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

Структура совокупности психических качеств, которая выступает как способность, в конечном счете, определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Так, структура математических способностей, по имеющимся данным, включает ряд частных способностей: способность к обобщению математического материала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий, способность обратимости мыслительного процесса, гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении и др. Специфический характер имеет строение музыкальных, педагогических, конструкторских, медицинских способностей и многих других.

Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые — вспомогательное. Так, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педагогических способностей образуют единство, обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью педагога и ее особенностями. 4. Уровни и пути развития способностей

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий . Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять её по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.

Сочетание выдающихся способностей, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное выполнение какой-либо деятельности, называется талантом . К числу талантливых людей могут быть отнесены те, кто способен к творческой деятельности.

Высшая ступень талантливости называется гениальностью . Гениями считают тех, кто создает что-то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе, искусстве и т. п. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности. Гениальные люди служат путеводными вехами в развитии человечества, являются историческими личностями.

Наша Родина имела и имеет много талантливых писателей, однако гениями мы называем только некоторых из них, например Пушкина, открывшего своим творчеством новую эпоху в истории русского языка и литературы.

Некоторые гениальные люди отличались всесторонней талантливостью. К числу их можно отнести замечательного русского ученого М. В. Ломоносова, проявившего исключительные способности в области математики, астрономии, физики, химии, литературы, языка, географии и других наук.

Способности человека, как уже говорилось, тесно связаны с его склонностями. Поэтому интерес к какому-нибудь занятию, увлечение им часто говорят о наличии способностей к данному виду деятельности.

Способности проявляются не только при занятиях чисто умственным трудом, каким занимаются, например, ученый, писатель, конструктор и т. п. Способности обнаруживаются и при физической работе.

Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант — это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Так же как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. В конечном счете, творческие достижения зависят от общественно-исторических условий существования людей. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным.

Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед государством. В период войн бурно развиваются полководческие таланты, в мирное время — инженерные, конструкторские и т. д.

Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью, пусть это даже будет такая ценная способность, как высокая продуктивность памяти. Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психологические исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта.

Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность (политическая, научная, художественная, производственная, спортивная, военная и т. д.). Поэтому составляющие талант способности будут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого композитора и талантливого авиаконструктора.

В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности. Первая особенность личности, которая может быть выделена таким образом, — это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. На уроке ученик не отвлекается, ничего не пропускает, постоянно готов к ответу. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало. Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка, неразрывно связанная с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

Указанные способности, которые в целом образуют структуру умственной одарённости, по свидетельству многочисленных психологических наблюдений над одаренными детьми, проявляются у подавляющею большинства таких ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности. Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются главным образом в направленности и интересов. Один ребенок после какою-либо периода исканий останавливается на математике, другой — на биологии, третий увлекается художественно-литературным творчеством, четвёртый — историей и археологией и т. п.

Способности ощущения, механической памяти, эмоциональной возбудимости, психомоторики, темперамента развиваются на основе врожденных задатков. Задатки — это обусловленные наследственными генами возможности развития анатомо-физиологических и ими определяющихся некоторых психических свойств, действительное развитие которых зависит от их взаимодействия со средой.

Моральные качества личности, как все свойства направленности, не имеют задатков совсем и формируются только в процессе воспитания. Но и способности, имеющие задатки, развиваются из них далеко не непосредственно. Из задатков хорошего слуха могут в процессе развития личности в зависимости от условий жизни сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться в художественные способности и в способности часовщика или прибориста.

Задатки и способности.

Многие буржуазные ученые считают, что способности врожденны и передаются по наследству. Сторонники этой теории утверждают, что среди массы посредственностей выделяются немногие семьи одаренных людей, где способности передаются из поколения в поколение. По данным некоторых буржуазных "исследователей", эти "гнезда талантов" всегда принадлежат к привилегированным классам, в то время как в массе трудового народа способных людей якобы почти нет. Нетрудно видеть, что такая концепция обусловлена желанием буржуазных ученых научно доказать врожденную неполноценность простых людей и природную одаренность богатых и знатных, чтобы тем самым оправдать их право руководить народными массами и эксплуатировать их. Ясно, что ничего научного в выводах этих "ученых" нет и быть не может.
Но существует и резко противоположная точка зрения на способности, которая полностью отрицает, врожденные данные и считает, что все зависит только от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается, работает. Эту крайнюю точку зрения тоже нельзя признать правильной. Если быть последовательным, то, согласно такой теории, у каждого человека можно развить поэтический талант, как у Пушкина, или способности к живописи, как у Репина.

Наши ученые полагают, что способности зависят от строения мозга и органов чувств, а они бывают различными у людей уже при рождении. У каждого человека есть природные задатки, т. е. особенности мозга, высшей нервной деятельности, анализаторов, и от этого зависит известная предрасположенность к развитию в дальнейшем тех или иных способностей.

Природные анатомо-физиологические задатки и составляют физиологическую основу способностей. Совокупность задатков, которые затем развиваются в способности, называется одаренностью человека.

Но эти природные задатки еще не являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Задатки надо развивать, а это может произойти только к процессе деятельности.

Кроме того, задатки многозначны, т. е. в зависимости от деятельности на основе задатков, при соответствующих условиях могут развиваться разные способности. Так, при наличии хорошего слуха и чувства ритма один человек может стать композитором, другой — хорошим исполнителем, третий — дирижером, четвертый — музыкальным критиком и т. д.

Задатки — только как бы "дремлющие" силы, потенциальные возможности человека, которые так и не удастся "пробудить", выявить, использовать, если человек не будет заниматься соответствующей деятельностью. А для таких занятий необходимы социальные условия: материальное положение, окружающая среда, побуждающая к определенной деятельности, возможность обучения и т. п. В.Г. Белинский писал, что создает человека природа, но развивает и образует его общество.

У некоторых людей при благоприятных условиях очень рано развиваются способности. Обычно ранее всего проявляется одаренность к музыке и живописи. Так, М. И. Глинка еще в возрасте 3—4 лет очень любил такую игру: он ударял палкой по разным звучащим предметам (медные тазы, кастрюли). При этом, к удивлению взрослых, у него получались созвучия, которые было приятно слушать. Впоследствии этот мальчик стал великим русским композитором. Несколько позднее, чем одаренность к музыке и живописи, у людей обнаруживаются литературные способности, но у некоторых талантливых поэтов и они проявляются очень рано. Так, Пушкин, Лермонтов и Некрасов начали писать стихи, когда им еще не было и десяти лет. Довольно рано (обычно в детском возрасте) обнаруживаются и способности к математике.

Можно привести немало примеров проявления ранней одаренности людей, которые становятся талантливыми деятелями в той или иной области.

Но бывает и так, что в детстве люди проявляли исключительные способности, однако, став взрослыми, они утрачивали их. Но такие случаи сравнительно редки.

Склонности:

Задатки, прежде всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).

Склонности — это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка (или взрослого) к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Нередки эти стремление замечается довольно рано, увлечение деятельностью происходит даже в неблагоприятных условиях жизни. Очевидно, склонность свидетельствует о наличии определенных природных предпосылок к развитию способностей. Трудно предположить что-нибудь другое, когда ребенок, например, вне музыкальной среды с большой радостью слушает музыку и совершает многократные пробы музицировать без внешнего побуждения. То же самое относится и к рисованию, конструированию и т. п.

Наряду с истинной склонностью имеется и ложная, или мнимая. При истинной склонности можно наблюдать не только неодолимое тяготение к деятельности, но и быстрое продвижение к мастерству, достижение значительных результатов. При ложной, или мнимой, склонности обнаруживается или поверхностное, часто созерцательное отношение к чему-либо, или же деятельное увлечение, но с достижением посредственных результатов. Чаще всего такая склонность бывает следствием внушения или самовнушения, иногда того и другого вместе, без наличия потенциальных возможностей развития.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомно-физиологической основы будущих способностей, на других идёт становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, умение пользоваться речью, совершенное владение ею, также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности , обогащая их.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. К деятельности, по мнению Р.С. Немова, должны предъявляться следующие требования: творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности для её исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончанию выполнения деятельности. Заключение

Реализация способностей личности является решающим критерием уровня и развития общества. Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема.

Способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-то или увлеченность чем-то. Но способности зависят от желания, постоянных тренировок и совершенствования в какой-либо области. И если у человека нет желания или увлеченности чем-то, то способности в этом случае нельзя развить.

Нельзя так же сказать, что каждый человек способен ко всему. Если у него есть способность к рисованию, совсем не обязательно, что он обладает музыкальным слухом.

Занимаясь развитием своих способностей, человек должен стремиться к тому, чтобы это развитие не было самоцелью. Главная задача в том, чтобы быть достойным человеком, полезным членом общества. Поэтому надо работать над формированием личности, над формированием ее положительных и, прежде всего, моральных качеств. Способности - это только одна сторона личности, одно из ее психических свойств. Если талантливый человек морально неустойчив, то он не может считаться положительной личностью. Напротив, одаренные люди, отличающиеся высоким нравственным уровнем, принципиальностью, моральными чувствами и сильной волей, приносили и приносят огромную пользу обществу. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богословский, В.В. Общая психология / В.В. Богословский, А.Г. Ковалев, А.А. Степанов - М.: Просвещение, 2000;

2. Гоноболин, Ф.Н. Психология / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 2003;

3. Петровский, А.В. Общая психология / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2000;

4. Изюмова, С.А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения / С.А. Изюмова. - М.: Наука, 2001;

5. Шадриков, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении / В.Д. Шадриков. - М.: Просвещение, 2000; К.К. Платонов. - М.: Наука, 2001;

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 2000.

Тема: Учебные способности ребёнка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.

1. Оформление родительского собрания: мудрые мысли:

«Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас.» (Легуве)

«Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их xapaктepa».(Левис)

«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться». (Ж. Руссо)

«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью».(А. Чехов)

Классный руководитель: Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но, увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Заповеди воспитания

Найдите в ребёнке что-нибудь, достойное похвалы. У ребёнка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.

Не ругайте, а учите! Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, то доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т.д. И маленький человек может, в конце концов, поверить всем словам, сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его представить, всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не только чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.

Оцените сильные стороны своих детей. Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам самим, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Его ответы могут открыть нам такие способности ребенка, о которых мы раньше и не подозревали.

Развивайте в ребенке уверенность в себе. Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним части действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценить себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.

Научите своего ребенка расслабляться. Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает об этом, пока не успокоится.

Напоминайте ребенку о его успехах. Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать

Идите к цели постепенно. Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке и повесить ее на видном месте А на разных ступеньках напишите: вовремя сдавай задания, читай всё, что положено по программе и т.д.

Никогда не забывайте что воспитание - это длительный процесс, Включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.

Возможные причины торможения развития ребенка.

Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.

Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.

Неумение сравнивать, находить аналогии.

Отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника. Однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров.

Низкая самооценка школьника.

Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.

1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».

4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом, если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров, задач, уравнений без ошибок и исправлений.

Приемы развития мыслительных способностей детей

Упражнение 1. «Перечень заглавий к рассказу». Учит легко выражать мысли одной фразой.

Берется небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать как можно большее число заголовков, отражающих его содержание. 3аглавия могу быть строгими, логичными или формальными, то есть, по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа.

Упражнение 2. «Сокращение рассказа». Задание предназначено для тренировки организованности, четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ, аналогичный описанному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно - два - три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить.

Упражнение З. «Выражение мысли другими словами». Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Упражнение 4. «Исключение лишнего слова». Учит классифицировать по свойствам.

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.

Упражнение 5. «Способы применения предмета». Развивает способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как под ставку для кинопроектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней.

Подведение итогов собрания.

Классный руководитель: Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.

Тем более нам есть чем похвалиться:

1.Итоги четверти (нет троечников, прибавились отличники)

2. Конкурс «Олимпис»

3.Конкурс «Наше наследие»

4. Конкурс чтецов (два 2 места)

5. Конкурс рисунков (Каленюк А., Шишкина С.)

6. Рождественская звезда

Впереди нас ждет школьный тур олимпиад по русскому языку и математике (сначала я дам всем на уроке, выявленные 4 победителя пойдут на конкурс среди 2 классов)

7.Организация питания в школе (собрать подписи родителей)

8. Орфографический режим (приняли решение на ШМО)

9.Уход домой учащихся.

10.Работа над ошибками, чистописание.

11. Снилс ребенка в личное дело

Общественные условия жизни влияют на развитие способностей не прямо, не непосредственно, а через деятельность человека. Как уже говорилось выше, в деятельности ее способности не только проявляются, но и формируются развивающихся. К деятельности они существуют только как задатки. Теперь мы остановимся подробнее на роли деятельности в развитии способностей личностисті.

Основными видами деятельности человека является обучение и труд. Обучение предшествует труда. Чтобы включиться в любой вид труда, человеку сначала нужно учиться. Учась, она готовится к самостоятельной творческой деятельно ости. Учиться приходится всем людям независимо от того, какими дарованиями они отличаются. Упрекая некоторым молодым писателям,. М. Горький отмечал:"Когда они учились так тщательно, как покваппив в пишут, их дарования развивались бы быстрее и ярче яскравіше".

Сначала ребенок учится в своих"встречах с внешним миром"(Сеченов), в процессе ежедневного общения со взрослыми, в ходе своей игровой деятельности. Играя, ребенок активно познает окружающую и п прежде социальную действительность, включается в доступной для него форме в жизнь взрослых, входит в их роли (летчика, водителя машины, строителя и т д), подражает и усваивает их функции. Игра является первой школой ребенка, имеет важное значение для ее общего развития. Впоследствии обучения выделяется в специальную деятельность, которая все больше усложняется по своим задачам, содержанию и формамістом і формами.

Обучение необходимо для развития способностей личности. Без него развитие их вообще не может происходить и не происходит. Потребность в обучении вытекает из самой сути этого процесса. Природные потенции водить ини реализуются не путем простого возрастания, что € у нее от рождения, его вызревания, а путем образования новых нервных связей, их систем, новых механизмов мозговой деятельности. Образование же их происходит в процессе обучения. Всякое обучение, заключил. И. П. Павлов в своих опытах высшей нервной деятельности, есть не что иное, как образование несметного количества таких связей. Они становятся в снова набуваних знаний, умений, навыков, различных психических свойств, которые формируются в подрастающей личности в процессе его обучения и входят в состав способностей, которые развиваются у нее, ее возможностей выполнять такие задачи, которые до этого были ей непосильные. Играя на каждом этапе этого процесса необходимую роль, обучение же меняется в связи с развитием личности. Покажем это, остановившись на некоторых формах этого процессго процесу.

Развитие ощущений и восприятий у детей происходит в их деятельности, в которую эти процессы включаются, ее ориентируют и регулируют. Дети активно знакомятся с объектами, оперируют ими, выделяют их собственно ости и качества, необходимые для деятельности, которой они заняты. Общение со взрослыми включается в этот процесс. С помощью языка дети быстрее выделяют оптические, акустические и другие свойства объектов, по своему юють человеческий чувственный опыт. Переход их от низших до высших степеней сенсорного развития зависит не просто от возраста, а прежде всего от того, в какие виды деятельности дети включаются, как меняется характер тер этой деятельности и те требования, прямо или косвенно ставят взрослые к детям по мере роста их физических и психических сыпь (0. В. Запорожецожець).

Обучение играет важную роль в развитии способности детей различать цвета объектов. В процессе обучения развивается их слуховая чувствительность. Производится частности языковой или фонематический слух, что проявляется яеться в различении фонем родного языка, а также других языков, которыми овладевает ребенок. Формируется способность выделять отдельные звуки в каждом слове, слышать и устанавливать их последовательность, значит звуки бук вами, что необходимо для овладения умением читать и писатьати.

Особенности фонематического слуха при этом определяются не мозгом ребенка, а системой фонем той речи, которую он усваивает родном языке. ЕЕ может быть любая из языков, что есть на. Земле, чтобы ребенок только жила изм детства в соответствующем языковой среде под влиянием восприятия музыки формируется звукоеисот-на чувствительность, мелодический: и другие формы музыкального слуха. И здесь ведущую роль играет музыка как объективное с в совместной явление. Она определяет качественные особенности музыкального слуха личности. От особенностей слухового анализатора зависит только скорость и легкость его выработкелення.

Экспериментально доказано (ОМ. Леонтьев), что специальным обучением у лиц, нечувствительных к высоты тонов, можно выработать звуковысотными чувствительность, опираясь на активность их голосовых связок (подстроек ния испытуемым его голоса под заданную высоту, которая звучит в наушниках, громкое пропевания сравниваемых звуков и, наконец, мысленное их уявлюванняя).

Под влиянием обучения происходят тонкие процессы дифференциации и специализации в касательном, кинестетических и других видах чувствительности. Массовая успешная практика обучения глухих детей устной речи показывает,. НАСК кильки утонченной становится при этом кинестетическая чувствительность речедвигательных органов, компенсирует нехватку у них слуха. Глухие овладевают устной речью, не слыша звуков, которые они произносят, а только отчуждения ваючы движения своего голосового аппаратту.

В процессе обучения развивается наблюдательность у детей, формируются новые способы запоминания и воспроизведения образного и словесного материала, способность создавать из его элементов новые образы. С д помощью усваиваемой речи у учащихся с внешних воздействий производятся внутренние мыслительные дм с объектами, которые становятся далее мыслительными операциями, сначала конкретными, а затем - абстрактными. Усвоение языков и подрастающей личностью опирается на развитие его мышления, обогащение ее знаний об окружающей действительности время оно становится и средством ее общего умственного развития. Словесная система (вторая сигна льна система, по. Павлову), уже в дошкольном возрасте начинает активно участвовать в выработке новых связей, благодаря чему последние образуются быстрее, становятся крепче и подвижнымшими.

Задержки в развитии речи у детей, как показывают наблюдения, сказываются на развитии их мышления. Когда эти задержки устраняются, развитие его ускоряется

В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение учиться, самостоятельно приобретать знания, воспитывается любовь к знаниям, любознательность и другие эмоциональные качества. Обучение вносит свой вклад и в формирование свобод ьових качеств учащихся, их внимательности, дисциплинированности, аккуратности, сознательного, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей, самоконтроля. Следовательно, оно активно способствует развитию всех компонентов их способностейей.

"Часто думают, что способности к обучению является только условием его успешности. В действительности же они являются и его результатом. В обучении способности учащихся не только используются, но и развиваются

Это не значит, что способности просто приобретаются, усваиваются как знания и умения. Они развиваются благодаря приобретения учащимися знаний, умений и навыков, формированию у них различных психических свойств. Вообще психическое развитие личности не сводится к накоплению его учебных достижений. Он представляет собой те «умственные перевороты"(Сеченов), которые возникают в нее вследствие того, что она учится г овориты, читать, писать, овладевает различными знаниями и умениями. Изменения в способностях является не прямым, а более отдаленным и обобщенным результатам обученияідком навчання.

В зарубежной психологической литературе есть две точки зрения в этом вопросе. В одной из них способности (общие и специальные) рассматриваются как нечто независимое от учебы (В. Штерн и др.), как фактор, обумо овлюе обучения, но сам от него вроде не зависит. Это явно неверная точка зрения, она вступает в противоречие с жизненными и экспериментально полученными фактами, которые утверждают-необходимую роль обучения в р озвитку способностей. Во второй - способности сводятся к совокупности набуваних индивидом навыков (Торндайк,. Уотсон и др.), к усвоению им социальных достижений. Эта точка зрения также неправильная, она. Игнорирует в семь известных факты, которые говорят о том, что приобретение знаний, умений и навыков, усвоение социального опыта у разных индивидов проходит по-разному в зависимости от особенностей их способностейбностей.

В действительности между обучением и развитием способностей учащихся существует взаимосвязь результате усвоения учащимися человеческих достижений возвышаются на высшую ступень их способности учиться, а достижения в развитии в способностей делают переход к изучению нового, сложного материалу.

Развитие способностей зависит не только от обучения, но и от других видов деятельности, по которым ученики вступают в разнообразные связи с объективной действительностью. Свою необходимую роль в этом процессе играет ае и созревания организма. Оно действует не специфически, а через общий рост функциональных возможностей нервной системы, ее энергетических потенциалов, ее работоспособности частности половое созревание как ф актер подъем энергетики нервной системы тоже играет здесь свою активную роллоль.

Это не значит, как кое-кто думает, что факт проявления способностей к поэзии и других видов художественной деятельности у подростков обусловлена??возрастом и связанными с ними процессами полового созревания. Эти процессы хо уваються у всех подростков, а стремление к поэтической, художественной, музыкальной творчества проявляются только в некоторых из них. Здесь свою роль играют индивидуальные их наклонности и способности. Тот факт, что в обдаров аних детей способности к литературному, скажем, творчества проявляются не ранее 13 лет, обусловливается не просто возрасте, а тем, что только на это время у каждого из них создаются в ходе обучения, познания я объективной действительности те внутренние условия, при которых становятся возможными более серьезные попытки творческой деятельности, несут в себе элементы оригинальности и ценностисті.

Энергетические потенции нервной системы могут снижаться вследствие ослабления физического состояния, истощение организма после длительных заболеваний, нарушение нормального функционирования желез внутренней се екреции. Издавна известная пословица, что в здоровом теле и дух здоровый. Поэтому забота о нормальном физическом развитии ребенка имеет важное значение для успеха ее обучения, а тем самым и для развития и в ияву ее способностейей.

Однако при всем своем бесспорном значении обучения также не может обеспечить всестороннее развитие способностей подрастающего поколения. Труд, создал человека в ходе ее истории, должна выполнять ц эту свою функцию и в индивидуальном становлении человеческой личностиі.

Сочетание обучения с производительным трудом открывает широкие перспективы для улучшения качества усвоения знаний учащимися, повышение уровня их общей образованности и одновременно для совершенствования их трудовой политехнической и профессиональной подготовки. Оно создает оптимальные условия для устранения разрыва между умственным и физическим трудом учащихся, для применения набуваних ими знаний на практике, формирование у ни х готовности к труду. Оно расширяет реальные взаимоотношения учеников с общественной средой, под воздействием которого формируются их нравственные умственные и. Другие качества, развиваются способноститі.

работе, учащиеся учатся того, чего они не могут научиться в процессе учебной умственной деятельности. Труд становится для них источником вопросов, которые они выясняют на уроках физики, химии, биологии и с др.. Других предметов. Она выступает как метод познания скрытых свойств, связей и отношений вещей, приобретения знаний и как критерий их истинности. Связь труда с обучением создает благоприятные условия для у свидомлення учениками значимости знаний, любви к умственной и к физическому труду. В доступной для учащихся общественно полезной продуктивной работы формируются необходимые для нее специфические особенности: спостережл ивисть, творческое воображение, мышление, способность, как образно выражаются,"сочетать голову руками"В ней вырабатываются умственные и практические операции, умение преодолевать трудности в практической реализации идей, конструктивных и других замыслов, которые возникают у учащихся. Соединение обучения с трудом создает благоприятные условия для укрепления связи обучения с жизнью, для внесения элементов творчества в процесс по своему оення учениками человеческого опыта, что имеет очень важное значение в их подготовке к творческой деятельностиорчої. ДІЯЛЬНОСТІ.

Следует подчеркнуть, что сама по себе, а соединенная с обучением производительный труд вносит свой существенный вклад в развитие способностей учащихся. Длительное выполнения ими однообразных производственных задач может быть оправдано теми или иными обстоятельствами, но оно не развивает их способностей способствует их развития такова трудовая деятельность, в которой учащиеся постепенно переходят от простых до более сложных задач, решений ние которых требует сочетания познания и практики, использования имеющихся у них знаний и получения новых, выработку умения применить все сложную техникку.

Организуя труд учащихся, мы исходим из того, что наша школа готовит своих воспитанников к труду в условиях ускоряющейся технического прогресса, основным средством которого является комплексная механизация и автоматизация производственных процессов. В этих условиях производительный труд, оставаясь физическим, все больше проникается умственными элементами, насыщается интеллектуальным содержанием, приближается к умственной деятельности. Она в. Авито особые требования к способностям работников, к их внимательности наблюдательности, сообразительности, способности быстро ориентироваться по показаниям автоматических приборов с ходе производственных процессов, пользоваться ваться их информацией и решать производственные задачи. Все это важно учитывать при выборе профилей производственной специализации в школах, разработке программ и методов производственного обучения учащиесянів.

Производственная специализация, осуществляемая на широкой политехнической основе, не вступает в противоречие с задачами всестороннего развития способностей учащихся. Напротив, она нужна для успешного выполнения этих зав заданий. Есть очень много различных видов профессиональной деятельности. Человек, даже если бы она жила в десятки раз дольше, чем в среднем живет теперь, не могла бы овладеть и десятой их частью ей приходится об граничить себя, потому что"без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить нечто выдающееся"Выбор определенной области деятельности позволяет человеку глубоко ею овладеть, развить свои способности к нее, стать талантливым художником, давать максимум того, что она может дать обществу и получать больше собственное удовольствие время она имеет возможность в часы своего досуга дополнительно включаться а другие виды деятельности, жить полноценной духовной жизнью своего общества, пользоваться благами науки и искусстви науки й мистецтва.

В связи с этим важное значение в содействии розпитку способностей подрастающего поколения приобретает профессиональная ориентация его в процессе обучения и работы, ознакомления с тем, какие есть профессии, который их сми исторических и перспективы развития, которые они ставят требования к человеку, его физических и психических качеств. Профессиональная ориентация и консультация помогает подросткам, юношам и девушкам правильно, обоснованно выбиты рати себе профессию в соответствии со своими интересами, наклонностями, способностями и потребностями общества. Любимая профессия открывает каждому из них путь к дальнейшему развитию своих способностей в процессе творческой деятельно остті.

Обучение не прекращается с переходом личности к профессиональной деятельности. Оно продолжается дальше, но по-разному в зависимости от того, насколько личность довольна своей квалификации, ее вм милисть в работе какой у нее уровень запросов. При высоком их уровне люди учатся дальше, работая, учатся на собственном опыте и на опыте других работников, овладевают новыми достижениями науки и техни ки, совершенствуют свои способности. Труд в любимой отрасли становится для них первой необходимости, которая побуждает их к движению вперед. Лучшие примеры дают нам знатные мастера свое? ахидникы, художники, писательники.

Итак, способности каждой личности не является чем-то постоянным, эоны прогрессивно меняются по мере того, как развивается личность в целом. В детстве и юности этот процесс связан с созреванием организма в, его нервной системы. В зрелом возрасте он продолжается дальше за счет обогащения опыта человека, совершенствование методики и техники. Ее работы. У разных людей этот процесс длится разного возраста в зависимости в ид индивидуальных особенностей организма, его трудоспособностисті.

Вместе с этим способности представляют собой устойчивые черты каждой личности. Стойкость их проявляется в способностях учащихся к обучению. Ученики, обладающих, например, высокими способностями в начале школьно ого обучения, хранят их на всех его последующих этапаах.

Показателем их являются высокий уровень усвоения ими программного материала при прочих равных условиях обучения. Это дает основания говорить о относительное постоянство темпа развития способностей, оказывается в то эмпи и качества обучения учащиесяв.



Публикации по теме