Формы экологического воспитания дошкольников. Формы работы с детьмипо экологическому воспитанию презентация на тему

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 32 комбинированного вида Пушкинского района

Санкт-Петербург

Консультация для воспитателей ГБДОУ №32

ТЕМА: « Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию »

Выполнили:

Дементьева Н.А.

Шерстунова М.Г

Малышева И.В.

Георгиева Т.В.

Санкт- Петербург

2018 г.

«Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию»

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ: формы и методы» + показ презентации.

2 слайд

Недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Что же такое - экология ?

3слайд

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам : живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

4 слайд

За последнее время были созданы программы двух типов : комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Комплексные : «Радуга» , «Детство» , «Развитие» , «Истоки» , «От рождения до школы» , «Кроха» . Парциальные (экологические) : «Семицветик» , «Природа и художник» , «Наш дом – природа» , «Жизнь вокруг нас» , «Паутинка» , «Мы» , «Юный эколог» .

5 слайд

Задачи экологического воспитания и образования детей :

1. Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;

2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

3. Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;

4. Воспитание самостоятельности через общение с природой;

5. Воспитание эстетических чувств;

6. Воспитание любви к природе, родине;

7. Развитие воображения, мышления, внимания, речи.

Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится

по 3-м блокам :

Специально организованное обучение в форме занятий;

Совместная деятельность взрослого с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность детей.

6 слайд

Формы работы по экологическому воспитанию и образованию :

Проведение экологических праздников

Наблюдения на прогулках

Занятия

Календари природы

Работа с родителями

Игровая деятельность

Музыкальная деятельность

Труд в уголке природы

Организация исследовательской деятельности

Экскурсии в природу

Художественная деятельность

7,8,9,10 слайд

Методы работы по экологическому воспитанию и образованию.

Словесные методы:

Рассказы воспитателя

Воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы

Беседы

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед : предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией.. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.

Художественная литература

Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе

Наглядные методы:

  • Наблюдение
  • Картины
  • Показ моделей
  • Календари природы

Практические методы:

  • Труд
  • Опыты
  • Моделирование
  • Поисковая деятельность, квесты
  • Экскурсии

Занятия по экологии бывают :

Занятия-наблюдения за животными и растениями;

Занятия по классификации представлений о природе;

Занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;

Занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;

Занятия-исследования;

Занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;

Комплексные занятия.

На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе :

Решение проблемных ситуаций;

Элементарное экспериментирование;

Работа с моделями;

Моделирование;

Игры;

Наблюдение;

Постановка проблемных вопросов;

Участие детей в уходе за растениями и другое.

14 слайд

В детском саду применяются следующие виды игр :

1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.

2. Предметные игры : (с листьями, семенами, цветами) «Чудесный мешочек» , «Узнай, что в руке» , «Вершки и корешки» .

3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

4. Словесные игры : «Кто летает, бегает, прыгает» , «В воздухе, в воде, на земле» , «Четвертый лишний» .

5. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот» , «Солнышко и дождик» , «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.

6. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.

7. Игры-задания проводятся как итог наблюдений :

Сказки-кроссворды о животных;

Отгадай загадки и узнай героев;

Найди ошибки у художника, поэта;

Может так быть или нет и др.

15 слайд

Работа с родителями

Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей :

Проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др) ;

Выезды с детьми на природу;

Участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

Совместное озеленение территории детского сада;

Тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;

Наглядная информация;

16 слайд, 17 слайд

Закончить нашу консультацию хочется словами В. А. Сухомлинского:

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».

«Комнатные растения в уголке природы в каждой возрастной группе. Подбор и уход за ними»

18 слайд

При отборе растений для уголка природы следует учитывать следующие требования:

  • Уход за растениями должен быть доступен дошкольному возрасту (при участии и руководстве воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые.
  • Растения в уголке должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольников.
  • Необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же вида растений с целью, чтобы дети видели не только общие, но и индивидуальные признаки, это подводит их к пониманию, разнообразию и неповторимости живых организмов.
  • Растения должны быть обязательно безопасны, не приносить вред здоровью детей.

Младшая группа. 19 слайд

Малыши должны научиться узнавать и называть 2 – 3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Малышей привлекают к уходу за растениями (поливать водой, приготовленной взрослыми, обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений). В уголке природы помещают растения, имеющие яркие и крупные листья и долго цветущие: герань, бегония, аспидистра, фикус, фиалка.

Средняя группа. 20 слайд

В средней группе усложняются знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями необходимыми для их жизни. Число растений, которые они узнают возрастает. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев. В дополнение к растениям младшей группы в среднюю помещают аспарагус, душистую герань. Одновременно в уголке природы может быть до 6 – 8 видов растений.

Старшая группа. 21 слайд

Старшая группа. 22 слайд

Дети старшей группы должны знать, что растения для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании: разные растения нуждаются в разном количестве света, влажности. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле (способ поддерживания растений в чистоте). Включаются знания о некоторых способах их вегетативного размножения в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными вьющимися стеблями, стелющимися, имеющими луковицы. Это могут быть 2- 3 вида традесканций, комнатный виноград или вьющийся плющ, фикус Бенджамина, эпифиллум, кливия или амариллис.

23 слайд

Растения, которые нельзя содержать в уголке природы детского сада

Растения, которые имеют колючки или острые края листьев, о которые ребенок может пораниться: кактус, юкка, агава, роза, некоторые вида алоэ.

Растения, которые содержат ядовитый сок, при контакте с кожей могут вызвать сильный ожог, переходящий в долго незаживающую язву: диффенбахия, алоказия, филодендрон, антуриум, молочай, кротон.

Растения с яркими и привлекательными ягодами, употребление которых в пищу может вызвать серьезное отравление: тошнота, рвота, боли в животе: аглаонема, паслен.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 12 МЕЦЛЕР Т.И..

«У маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий; так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к окружающему миру. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир» В.А.Сухомлинский

АКТУАЛЬНОСТЬ Природа – наше богатство, но богатство не безграничное, во всякой эксплуатации есть предел, который нельзя преступать. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Только экологическое мировоззрение, культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

ЦЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСВОЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ В РИСУНКАХ, РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К РАСТЕНИЯМ И ЖИВОТНЫМ

МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НАГЛЯДНЫЕ – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация моделей, демонстрация слайдов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе. ПРАКТИЧЕСКИЕ- игры, опыты, моделирование. Использование этих методов позволяет педагогу уточнять и углублять представления путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания. СЛОВЕСНЫЕ- рассказы, художественные произведения, беседы, словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НОД ЭКСКУРСИИ НАБЛЮДЕНИЯ ТРУД ВПРИРОДЕ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ОПЫТЫ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРОЕКТЫ

НОД КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Занятия первично-ознакомительного типа Занятия углубленно-познавательного типа Занятия обобщающего типа Занятия комплексного типа

Занятия первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

Занятия углубленно-познавательного типа. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.

Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей – умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Занятия обобщающего типа

Занятия комплексного типа Комплексные занятия – это творческое дело воспитателя, их можно организовать по-разному, интересно. Они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию занятия.

НАБЛЮДЕНИЯ Наблюдения в повседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Как было уже сказано, основной метод в экологическом воспитании – наблюдение, но чтобы увиденное в природе не потерялось в память ребенка, необходимо полученное знание закрепить в различных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, театральной, художественном слове, опытно – экспериментальной. Все затронет эмоции, чувства, а значит отложится у ребенка надолго.

Экологическая тропа Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

ЭКСКУРСИИ На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей:

Эксперименты и опыты. . В процессе опытно-экспериментальной работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.

Дидактические игры. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 36

(дошкольное отделение)

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Выполнила: воспитатель 1 категории

Лавренко Любовь Эдуардовна

Челябинск

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и воспитателей. Воспитатель является носителем экологической культуры.

Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи, воспитывает потребность в сознании творчества. В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Воспитатель должен использовать самые различные ситуации, продолжать накапливать и расширять опыт, уточнять с детьми форму, цвет, размер, запах, характер поверхности и другие особенности объектов природы, учит по-разному, образно обозначить способности, сравнивать явления, подбирать эпитеты, синонимы.

Занятия являются ведущей формой организации работы по экологическому просвещению и воспитанию дошкольников. Занятие позволяет формировать знания о природе в системе и последовательности учетом особенности детей и природного окружения. На занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей.

Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений игр, труда, в повседневной жизни, Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами: наглядными, практическими, вербальными. В зависимости от того, на каком этапе процесса формирование знаний, навыков и умений проводятся занятия: на одних занятиях идет формирование первичных знаний о природе, с этой целью целесообразно использовать наблюдения, рассматривание картин, просмотр диафильмов. На других занятиях, когда идет углубление, расширение, конкретизация знаний используется: рассказ воспитателя, чтение художественного

произведения, повторные наблюдения. И, наконец, занятия, связанные с обобщением и систематизацией знаний детей о природе. С этой целью используются беседы, дидактические игры, театрализованные, обобщение наблюдений.

Преимущественное значение на занятиях имеют наблюдения. Особенно такой метод важен для формирования познавательного отношения детей к природе. Наблюдение обеспечивает восприятие объектов и формирование конкретных представлений о нем, если ребенок научится наблюдать он будет уметь видеть природу, замечать малейшие особенности живой и неживой природы.

На занятиях используются наблюдения, наблюдения с использованием раздаточного материала, длительные наблюдения.

Мини-занятия являются одной из очень удобных форм работы с детьми. В отличие от занятий на мини-занятия тратится меньше времени, дети менее устают и их внимание не успевает рассеиваться, сосредотачивается на изучении материала.

На мини-занятиях хорошо использовать рисование, лепку, различные дидактические игры.

Дидактические игры.

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, рассматривают имеющиеся у них представления о явлениях природы, растениях, животных.\

Дидактические игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и вербальные.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Предметные игры с использованием плодов семян, цветов различных растений имеют большое значение в формировании потребительского отношения детей к природе. В процессе игры дети учатся узнавать листья, цветы, плоды растений, используемых человеком: плодовых растений и кустарников, овощных культур, лекарственных растений, - а также конкретизируют знания о том, какие части растения используются человеком в пищу, для приготовления лекарств.

Настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Красиво нарисованные растения, плоды, животные имеют важное значение в формировании эстетического отношения детей к природе. Игра должна быть красиво оформлена, чтобы дети учились видеть всю красоту цветов и форм окружающей их природы.

Вербальные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, о свойствах и признаках тех или иных предметов и явлений. Кроме наблюдений и игр на мини-занятиях можно использовать опыты, способствующие развитию познавательного общения детей с природой.

Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыт не только способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, но и развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Экскурсия - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению дошкольников. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлением и объектам.

Прогулки используются для ознакомления детей с природой в повседневной жизни. Они дают возможность накопить у детей представление о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Во время прогулок детей знакомят с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменение в жизни растений, - и животных, труд людей).

При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие группы, индивидуальные).

Со старшими детьми проводятся целевые прогулки. Целевые прогулки в отличие от экскурсий кратковременные и на них решается небольшой объем задач.

Во время прогулок используется такой метод, как беседа. В старших группах в основном используется эвристическая беседа, которая предполагает установление причин разнообразных явлений природы.

Подбирая материал к беседе и логически выстраивая их, воспитатель ориентируется на то, что формирование у детей основ экологической культуры предлагает единство и взаимосвязь таких ее составляющих, как интерес к природе и проблемам ее охраны, нравственные и эстетические чувства, на отношение к природе (жалость, любовь, сопереживание, доброта, удивление, восхищение); культура поведения в природе и деятельность по оказанию ей помощи; мотивы, которыми руководствуются дети в своих поступках по отношению к природе.

Главное, чтобы во время бесед осуществлялось одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу личности. Большой интерес у детей обычно вызывают беседы об удивительных свойствах тех объектов природы, которые они хорошо знают и с которыми часто встречаются. Это воспитывает интерес к природе, укрепляет знание детей о роли в природе живых существ, показывает необычные, неизвестные детям особенности растений и животных, нацеливает их охрану, вызывает удивления и восхищения. Беседы должны быть направлены на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи, доказательства.

Важным методом воспитания экологической культуры является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические стихи.

Во время прогулок с детьми целесообразно проводить различные творческие игры природоведческого содержания.

Театрализованные игры - пользуются у детей неизменной любовью. В играх, где персонажами являются животные, у детей формируется понятие о характере животного. Разнообразная тематика, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности, в том числе и экологического воспитания.

Рисование, лепка, занятия, декоративно прикладное искусство имеет важное значение в формировании экологической культуре. В возрасте 5-7 лет почти каждый ребенок очень любит рисовать. Детской фантазии нет предела. И рисовать нужно все и как можно чаще лето, зиму, весну осень, дождь, грозу, вьюгу, лес, болото, зверей, птиц, и т.д.

Занятия с природным материалом способствует формированию у детей потребительского отношения к природе. Занимаясь с детьми лепкой из глины, из шишек, веточек, желудей и другого материала необходимо подвести детей к пониманию того, что природа представляет человеку широкие возможности использовать свои дары для изготовления не только нужных человеку вещей в хозяйстве, в развлечении, но и создания настоящих произведений искусства (композиции из сухих растений, букеты из живых и сухих растений, резьба по дереву и т.д.)

Поэтому занятия изобразительной деятельностью и прикладным искусством просто необходимо в процессе формирования экологической культуры, рационально-потребительского и, отчасти познавательного отношения к природе.

Здесь очень важна роль взрослого, воспитателя и родителей. Именно взрослые должны научить ребенка видеть красоту и гармонию природных явлений.

Список литературы.

  1. Зебзеева В.Д. - О формах и методах экологического образования дошкольников// Дошкольное воспитание.-2005,-№7. стр. 18-20
  2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду //Учебное пособие для пед.училища./ Под редакцией. П.Г. Саморуковой, -М.: Просвещение, 1991, 197с.
  3. Николаева С.Н.-Методика экологического воспитания в детском саду-М: Просвещение, 2000. с. 288
  4. Николаева С.Н.-Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве-Новая школа,-1995, стр. 109-114
  5. Николаева С.Н.-Приобщение дошкольника к природе в детском саду и дома - Москва: Мозаика-Синтез-2011
  6. Тюмасева З.И. -Экологическое строение детской души.- Челябинск,-1995. стр. 30-37
  7. Самрукова П.Г. - Как знакомить дошкольников с природой - М: Просвещение, 1983. с.88

Надежда Савельева
Формы и методы экологического воспитания дошкольников

Методы и формы экологического воспитания дошкольников

1. Создание экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный процесс, который включает в себя организацию «экологических пространств » , их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная совместная деятельность является методом экологического воспитания : она приучает детей систематически думать и заботиться о «братьях меньших» . Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

2. Наблюдение

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное , слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в тёплое и холодное время года позволяют детям в процессе наблюдений сформировать представления о зависимости жизни растений от внешних условий.

Требования к проведению наблюдений :

1. Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия . Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать запах, подержать его в руках, если это возможно.

2. Временным параметром наблюдения : рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными. 3-10 минут - оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения информации . Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без утомления.

3. Третье требование связано со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу - собрать детей и сконцентрировать их внимание. Во второй, основной части, педагог задает вопросы, выслушивает ответы. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов.

3. Игра - это еще один очень важный .

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны : во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может стать лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т. е. физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми объектами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

Игрушка - обязательный спутник детских игр. Готовые игрушки (куклы, животные) используются на занятиях кружка «Мир вокруг нас» . Сказочные персонажи «выходят» за пределы сюжета своего произведения, действуют в новых обучающих ситуациях, но обязательно продолжают характерную им них линию поведения. Например, Чиполлино, много знает об овощах и фруктах, так как живет во фруктово-огородной стране. Он сообщает новые сведения о плодах, дает советы по их выращиванию, уходу за огородными растениями. Карлсон, большой хвастунишка, баловник и любитель поесть, он может сообщить много интересного о воздухе в округе, изменениях в погоде и сезонах года. Незнайка часто попадает впросак, делает неверные предположения, дает неправильные советы. Этот персонаж очень часто используется на занятиях.

Полуготовые игрушки - кубики, мозаики, конструкторы применяются для моделирования объектов. Например, при изучении темы «Растения» , мы используем разрезной картонный макет : корень, стебель, лист, цветок, плод. Дети составляют из отдельных деталей целое растение, объясняют назначение частей. Контролируют друг друга, замечая ошибки соседа.

Особо ценной можно считать игрушку - материал (глина, песок, кар-тон, бумага, природный материал, которая дает простор детской фантазии. Например, наблюдая осенние изменения в природе, в частности - листопад, дети собрали коллекцию листьев, наклеили их на лист бумаги и получили коллективную работу-панно. Изучая тему «Песок» , педагог с детьми на прогулке играли в песок и еще раз закрепили его свойства - сыпучесть, водопроницаемость и т. д.

Возможность использования игрушек-материалов очень велика : поделки из шишек, желудей, веток; аппликация из бумаги, листьев; по итогам изучения каждой темы делаются выставки творческих работ детей : рисунки, оригами и т. д. При изучении темы «Домашние питомцы» мы используем игру-практикум. Каждый ребенок приносит игрушку - кошку или собачку. Разыгрываем сценки - ситуации : животное хочет есть - дети кормят его, комментируя - чем; питомец испачкался - купаем его; гуляем и играем с домашним любимцем. В процессе такой игры-практикума воспитываются у детей навыки ухода за животными, ответственность, заботливость и любовь к «братьям нашим меньшим» .

Игры-иллюстрации мы используем, чтобы показать свойства веществ. Например, при изучении темы «Воздух» . Показать детям воздух наглядно, можно используя мыльные пузыри. Для этого требуются трубочки для коктейля и мыльный раствор. Дети пускают пузыри, наблюдая свойства - летучие, легкие, наполнены воздухом, который выдыхаем. Играем : у кого самый большой мыльный пузырь? Чей ярче? Свойства воды, песка, глины тоже можно показать в процессе игровой деятельности.

В конце почти каждого занятия, для закрепления изученного материала, используем игру «Правильно - неправильно» . Когда педагог дает правильное утверждение - дети должны хлопнуть в ладоши, неправильное - не хлопают. Например, при изучении темы «Летающие семена» : одуванчик - хлопок, клен - хлопок, желудь - тишина. Дети учатся концентрировать внимание. Ошибки сразу становятся видны. Вариантом такой игры является игра с мячом. Вместо хлопка ребенок должен поймать или отбросить брошенный ему мяч. В данном случае для каждого ребенка произносится конкретное утверждение. Дети развивают ловкость, скорость реакции.

Для детей дошкольного возраста хорошим способом закрепления мате-риала является инсценирование. Для этого бывает достаточно приготовить шапочки-ободки наиболее часто встречающихся персонажей (Заяц, Белка, Медведь, Волк, Лиса и т. д.) . Дети с удовольствием разыгрывают прочитанные сюжеты. Например, изучая поведение животных весной, мы читали сказку В. Бианки «Заяц, Медведь, Косач и Весна» . Сначала дети обсуждают услышанное, выясняют значение незнакомых слов (Косач - это тетерев, отмечают особенности поведения этих животных весной. Потом мы распределяем роли и проигрываем сказку, не заучивая дословно текст, а говоря «своими словами» . Важно обратить внимание на то, что активность обычно проявляют одни и те же дети с артистическими способностями, поэтому нужно давать роли разным ребятам.

Дошкольники с удовольствием играют в различные настольно-печатные игры - «Зоологическое лото» , «Ботаническое лото» , «Кто, где живет?» и т. д.

Подвижные игры помогают развивать у детей ловкость, быстроту, силу. На прогулках, в конце экскурсии можно поиграть с детьми в подвижные игры, используя основы экологических знаний . Народные игры можно усложнить, например, «У медведя во бору» , дети должны собрать разбросанные по площадке карточки с изображением съедобных грибов и ягод, ядовитые надо оставлять, успевая при этом убегать от «медведя» . Дети любят играть в «Лесные пятнашки» , когда нельзя «посалить» пару игроков, успевших взяться за руки вокруг определенного древа - береза, клен, липа и т. д.

«Без промаха» - собираем до 5 еловых шишек и бросаем в цель-мишень, кто попал 5 из 5, становится победителем. «Следопыты» - педагог просит детей найти на определенном участке «несообразности» , подготовленные им заранее : на березе - желудь, под яблоней - шишка, на каштане - гроздь рябины и др. Кто быстрее и внимательнее, тот и победил. Играя в подвижные игры, дети получают вместе со знаниями заряд бодрости и здоровья.

Интересно провести в детском саду длительную сюжетно-ролевую игру «Экологическая почта » . На протяжении игры каждый ребенок выполняет и обязанности почтальона, становится и получателем и отправителем корреспонденции, а главное - автором писем, причем не только от себя как ребенка, но и от первого лица тех или иных представителей животного и растительного мира.

Экскурсия - еще одна очень интересная форма проведения экологических занятий . Экскурсия - это комплексное мероприятие, ее заранее планируют, обдумывают, готовят. Во время экскурсии на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера : наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок.

На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность : развешивание кормушек, домиков для птиц, ограждение муравейников и т. д. Хорошо организовать уборку и очистку от мусора небольшого участка территории, где проходит экскурсия.

Экологические занятия , как одна из традиционных форм организации экологического обучения и воспитания детей , имеют важную функцию - они позволяют накопить представления о природе и качественно их преобразовать - расширить, углубить, систематизировать.

Можно выделить несколько типов занятий :

Первично-ознакомительный тип. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, которых нет в ближайшем окружении, которые нельзя наблюдать в реальности. Главным компонентом таких занятий становится наглядность - демонстрационные пособия, литература, иллюстрации, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления.

Обучение на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу, то есть первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания .

Обобщающий тип занятий позволяет интенсивно развивать интеллект детей - умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения. Развивает речь и абстрактное мышление дошкольников .

Комплексные занятия - это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи и строятся на различных видах деятельности. Например, в конце осени обычно подводится итог, формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из не-скольких частей. Первая часть решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников : уточняются и обобщаются представления детей об осени, выделяются характерные особенности этого сезона. Активно используется календарь природы.

Еще одна форма проведения экологической работы в детском саду - это экологические праздники и досуги .

Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, птицам и т. д. Одним из наиболее значимых является праздник, посвященный Дню Земли.

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие , мышление. Интересные опыты можно проводить с водой, воздухом, пес-ком и глиной, при выращивании зелени, например, репчатого лука.

Таким образом, самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.

Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников .

НОУ «Центр профессионального

Образования имени С.Я.Батышева»

Курсовая работа

Выполнила:

Слушатель: Будылёва Татьяна Васильевна

Группа № 1(15) – 10 – 4

Отделение «Экологическое воспитание дошкольников»

Факультет «Воспитание детей в ДОУ»

Введение

    Основы ознакомления дошкольников с природой.

    Формы и методы экологического воспитания детей.

    1. Наблюдение – основа чувственного познания природы.

      Опыты, знакомящие с природой.

Выводы.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложения.

Введение

    Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя ― все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, на которой бегал за пёстрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами ― все это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Переживаемые при этом положительные эмоции –удивление,радость, успех, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых – создают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся.

Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность , неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей чрезвычайно важно в настоящее время, только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Цель работы : описать основные практические и теоретические моменты по ознакомлению дошкольников с природой.

Задачи: 1.Проанализировать источники литературы по данной теме

2 . Дать характеристику сущности экологического воспитания дошкольников.

    Изучить методы и формы экологического воспитания детей.

Объект исследования - воспитание экологического отношения к природе.

Предмет исследования – формы и методы экологического воспитания дошкольников.

Гипотеза

Если правильно и планомерно организовать воспитательную работу по ознакомлению дошкольников с природой, то это будет содействовать не только приобретению знаний о предметах и явлениях внешнего мира, но и трудовому, физическому и, в первую очередь, эстетическому воспитанию.

Методы исследования:

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

Работа с дошкольниками по ознакомлению с прир одой.

2 . Формы и методы экологического воспитания дошкольников.

2.1 Характеристика методов ознакомления детей с природой.

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приёмам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, - рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приёмы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приёмов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением, воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приёмы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приёмы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение - при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.

Разнообразие и эффективность методов и приёмов характеризует мастерство воспитателя. Выбор методов и приёмов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.

2.2 Наблюдение – основа чувственного познания природы .

В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.

Во время наблюдения ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Наблюдения в лесу, в поле, на берегах рек и озёр привлекают внимание ребят, предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. У ребят развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести наблюдения в парке с постепенным усложнением задач. Цель этих наблюдений - знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе.

2.3 Ознакомление дошкольников с природой через художественную литературу.

Помочь сформировать у ребёнка сочувственное отношение к природе – представителям животного и растительного мира можно с помощью художественной литературы. Целесообразно ознакомить с произведениями М.Зощенко «Охота», В.Бианки «Синичкин календарь», К.Паустовского «Квакша», «Кот – ворюга».

Рекомендуется использовать такие художественные произведения, в которых в процессе анализа, спора, размышления дети самостоятельно делают правильный вывод. Например, рассказ С.Иванова «Письмо», В.Чернышевского «Оттаявший чиж». Обсуждение прослушанных рассказов послужит основой для формирования у дошкольников доброго отношения к природе. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. В них человек выражает не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе. Например, землю ласково называют – матерью-кормилицей. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные, культурные традиции и праздники. В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Например, в восточных сказках подчёркивается ценность воды, её роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца; отчётливо ощущается почтительное отношение к природе как живой, так и к неживой (например, к камням, горам, солнцу). Сказки с экологическим содержанием помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, проблемами влияния человека на природу и многим другим.

2.4 Экологическое воспитание в играх.

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром.

Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута дошкольником после различных событий в его жизни: посещение цирка, поездки во время отпуска на юг или в деревню; сначала обращается внимание на структуру этой игры, её составные компоненты (сюжет, роли, ролевые действия и слова, воображаемая ситуация, игрушки, атрибуты).

Воспитателю следует помнить, что это с начала и до конца им организованная игра, в которой он не идёт за детьми, а ведёт их за собой. Как правило в игровых обучающих ситуациях воспитатель берёт на себя ведущую роль, а иногда исполняет две роли – игрового персонажа и воспитателя. При этом нельзя забывать, что интонации голоса, слова, действия – всё должно соответствовать исполняемым ролям. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Игры с разрезными картинками воспитывают в ребёнке выдержку, терпение, упорство в достижении цели. Дошкольники тренируют своё восприятие, оттачивают умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Всё это – важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребёнка.

Словесно-дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Например, игры:

«Когда это бывает?», «Что бывает круглым (овальным) в природе?», «Что бывает жёлтое (красное, зелёное) в природе?», «Что третье?» - берёза, рябина…..(ель) , «Назови одним словом» - собака, корова, кошка… (домашние животные)

В самых различных ситуациях: на поляне, в лесу, в детском саду можно использовать игру: «Отгадай по описанию». Чтобы развивалось понимание не только чужой речи, но и языка самого ребёнка, нужно предлагать ему самому придумывать загадки-описания.

Организуя различные игры, необходимо помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие от игры, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у ребёнка будет развиваться быстрота реакции, ориентировка, способность использовать багаж имеющихся знаний. Во всех случаях игра может быть тактично поддержана взрослым, который найдёт способы углубления знаний и интересов ребёнка, формирования у него правильных позиций в отношении к растениям и животным.

2.5 Использование наглядных пособий и моделирования в процессе ознакомления дошкольников с природой .

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку - ее шарообразной формы. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты - соотнесенные в масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, государства и города. Географическая карта -это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта - предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Таким образом, заполненная страница календаря - это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, - она помогает правильно заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение цветом (наиболее приемлемой является радужная гамма) : понедельник -красный, вторник -оранжевый, среда -жёлтый, четверг - зеленый, пятница -голубой, суббота -синий, воскресенье - фиолетовый. Значки погодных явлений - это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д.

Второй тип графического моделирования - создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения

Моделирование роста и развития растений также осуществляется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени – «неделя». Такая модель в виде календаря наблюдений за растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и с детьми старшего дошкольного возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а модель остается - ее можно многократно рассматривать как в свободное время, так и на специальных занятиях.

Графическое моделирование может быть использовано при составлении карты-схемы помещения группы, участка детского сада, территории ближайшего природного окружения. Моделирование пространства, в котором протекает жизнедеятельность ребенка, помогает ему по-новому взглянуть на окружающий мир. Составление карты-схемы особенно целесообразно при создании экологической тропы, определении маршрута в природу, по которому дети регулярно совершают прогулки и экскурсии.

В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, потому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитатель его объяснения, чтение познавательной литературы сделать образным, показать ребёнку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению.

Особую ценность имеют цветные, большого размера учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы (лес, луг, степь, пустыня, тундра, полярный край, пруд или озеро, море), а также картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. В этом ряду наиболее значимыми являются картины с изображением леса и лесных животных в разные времена года.

Формирование реалистических представлений о природе на основе картин пойдёт эффективнее и быстрее, если воспитатель в процессе их рассматривания употребляет правильные обозначения-термины (например, не зайчик, а заяц-беляк; не мишка, а бурый медведь), делает пояснения достоверного содержания, исключает уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи.

Картины важны не только для познавательного, но и для эстетического развития детей: красивый пейзаж останавливает взор, успокаивает и волнует одновременно, оставляет сильное эмоциональное впечатление. В дошкольном учреждении, как правило, много пейзажей, выполненных в разной технике (живопись, графика, репродукции, металлографика, художественная фотография). Можно вставить их в рамки и периодически организовывать мини выставки на разные темы. Воспитатели, посещая с дошкольниками такие выставки, учат их видеть красоту природы, отраженной в произведении искусства, красоту предмета, созданного человеком на основе впечатлений от природы, учит радоваться красивому предметному окружению, беречь его.

Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы: если есть аппаратура, надо собирать фильмы о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон. Завораживающе действует на детей, например, показ моря. Неоднократный показ детям животных жарких стран на картинках или в зоопарке расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру. Есть учебные фильмы, в которых запечатлена жизнь муравейника, пчелиной семьи, подводных обитателей морей и океанов.

Важно иметь в фонотеке детского сада различные музыкальные произведения (классические, детские, современные), отражающие природу, её явления, деятельность людей. Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий и художественных произведений в детском саду, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей.

2.6. Опыты, знакомящие детей с природой.

Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование инновационных форм познавательной деятельности, которые являются наиболее эффективными в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Преимущество отдаётся непосредственным экспериментам, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности. М.М. Манасеина считала: «...при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим их миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты».

Очень хорошо, когда дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих-то наблюдений. И наиболее эффективно использовать для этого живые уголки, создание проблемных ситуаций для детей, проведение экспериментов и опытов. Во время таких инновационных методов работы задействуются все органы чувств ребёнка. Именно они обеспечивают активизацию таких умственных операций, как анализ, синтез, сопоставление, благодаря которым ребёнок немного спонтанно овладевает теми взаимосвязями и взаимозависимостями, которые создают целостность и логическую завершенность в системе «природа - человек - общество - природа».

В овладении естественными знаниями, как и знаниями о человеке приоритетной должна стать поисково-исследовательская деятельность. Она гармонично интегрирует всю многогранность не только теоретических знаний, но и умений и навыков в отношении их приобретения и перенесения в разные сферы жизнедеятельности дошкольника.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Вопрос о сущности, структуре и значении поисковой деятельности в системе других видов деятельности детей дошкольного возраста исследуются достаточно разнопланово в трудах О.М. Ивановой, В.В. Кондратовой, С.Н. Николаевой и других научных работников. Н. Лысенко дала такое определение: поисково-исследовательская деятельность - это организованная педагогом деятельность детей, в которой они путем самостоятельного открытия природы, решения проблемных заданий, практически-преобразовательных действий одновременно овладевают новыми знаниями, а также умениями и навыками их последующего самостоятельного приобретения. Н.Н. Поддъяков говорил: «...Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования...».

Ребёнок, наблюдая за растениями, учится распознавать другую (не человеческую) форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние которого вполне зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или холодной, чистой или с питательными веществами. Отличает здоровые и крепкие растения от слабых, хилых, которые нужно «лечить». При систематическом взаимодействии с растениями ребёнок понимает, что внешние признаки (цвет, форма, размер и тому подобное) - это, прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимая состояние растения, ребёнок «сочувствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет заботиться о зелёных друзьях. Животные, так же как и растения, приносят большую радость. Дети активно общаются с ними, ведь мир наших меньших братьев чрезвычайно привлекателен. В отличие от растений, животным присуще поведение. С одной стороны, они похожи на людей: могут ходить, бегать, лазить, плавать; едят и пьют; глаза и уши позволяют им видеть и слышать, то есть воспринимать окружающий мир и реагировать на него (прятаться, кричать, убегать, нападать и тому подобное).

Замечая частично внешнее сходство между человеком и животными, ребёнок с раннего возраста понимает, что последние - живые существа. С другой стороны, животные неповторимы и своеобразны как по внешнему виду, так и по поведению. Например, многие из них имеют органы, которых нет у людей - хвост, рога, копыта, плавники, клюв и тому подобное.

Некоторые животные могут летать, жить в воде или под землей, впадать в спячку, то есть делать то, что не свойственно человеку. Необыкновенность и динамичность животных очень нравится детям. Но поведение дошкольника относительно животных всегда должно быть под вниманием и руководством взрослого, так как оно может быть опасным и для животного и для ребёнка.

Умелая организация работы с детьми по уходу за живыми существами позволяет педагогу решить задачу воспитания у детей заботливого отношения к животным и бережного отношения к природе.

Выводы

1. Осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель сознательно выбирает те приёмы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками. К таким методам относятся наблюдения, эксперименты, труд, игры.

Воспитатель прибегает и к беседе, и к рассказу, и к чтению. Наибольший успех достигается при совместном использовании практических методов со словесными. Так, наблюдение в дошкольном возрасте невозможно без использования рассказа или беседы. Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра, на помощь воспитателю приходит дидактическая игра. Использовать этот метод особенно целесообразно в младших и средних группах, постепенно сокращая её длительность. Особое значение имеет труд. Осуществляя трудовую деятельность, дети не только активно познают окружающую действительность, но и развиваются физически.

2.Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке. Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы ознакомления детей с природой. Все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.

Заключение:

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует постоянного общения с природой.

«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъёма всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего».

Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности, воспитать убеждённость в том, что окружающий мир прекрасен не только в необычных явлениях, но и в обыденной жизни, мимо чего проходим каждый день.

Список использованной литературы:

    Бутенко Г.П. Программа «Планета – наш дом»

Белавина И.Г. Москва, Лайда, год 1995.

    Белавина И.Г. «Мир вокруг нас» «Методика проведения

Найденская Н.Г. занятий по основам экологии для дошколь-

ников и младших школьников»

Издательство,Центр « Academia » год 1995.

    Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»

Издательство Просвещение год 1991

    Виноградова Н.Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг»

Куликова Т.А. Москва, Просвещение год 1993

    Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» Творческий Центр,

Рахманова Н.П. Москва. год 2001

    Иванова А.И. Программа экологического образования

дошкольников «Живая экология»

Новокузнецк. год 1995.

    Николаева С.Н. «Юный эколог» Издательство «Мозаика –

Синтез»

    Николаева С.Н. «Как приобщить ребёнка к природе»

Новая школа, Москва, год1993

    Рыжова Н.А. «Не просто сказки, рассказы и праздники»

Линка – Пресс, Москва, год 2002

Приложение:

    Диск с практическим материалом:

Презентация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о природе и окружающем мире через исследовательскую деятельность.»

    Консультация для воспитателей

«Организация экспериментальной деятельности в детском саду.»

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в старшей группе. Тема: «Тарелка.»

    Сообщение из опыта работы

«Формирование у детей 4-5 лет знаний о природе и окружающем мире через исследовательскую деятельность.»

    Перспективный план углублённой работы по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе.



Публикации по теме