Готовимся к карнавалу: царская корона из бумаги. Создание роскошной короны своими руками! Эксклюзивный мастер-класс! Как сделать корону российской империи своими руками


Кликабельно 1200 рх Шапка Мономаха.

Конец 13 - начало 14 века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка. Высота 18,6 см; окружность 61 см. Оружейная палата. Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха. Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Что интересно: четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет! Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником — золотоордынским Узбек-ханом.

Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 — 15 июля 1015) По такому - же подобию изготавливаются и другие шапки - венцы.

Шапка Казанская.

Середина 16 века. Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская — золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.


Венец."Большой наряд". Астраханская шапка. 1627 .

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение. Высота 30,2 см. окружность 66,5 см. Оружейная палата. Москва. Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля. Астраханской же шапкой она навана потому, что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги, и выход к Каспийскому морю. И так же, этот венец присутствует на гербе Астрахани. Как известно, после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра, для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы.

Шапка Алтабасная. (Сибирская) . 1684 .

Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алмазная. 1682 - 1687 .

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце.

Шапка Алмазная. 1682 - 1684 .

Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль. Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля.

"Шапка Мономаха второго наряда" . 1682 .

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата. Москва. Россия. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля. Далее идут императорские короны. Одна из первых императорских корон была корона, которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас, т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд.

Корона российской императрицы Анны Иоанновны — драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730—1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. И наконец, ценнейший экспонат Алмазного фонда:

Большая Императорская Корона России.

Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие — корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу, министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.

Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» — советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом. После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери — Кэтлин Боланд О’донован, проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло, принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России.


Малая императорская корона Российской империи — одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.


Диадема. 1810 .

Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты. Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне, жене Александра I .

Очень многие занимаются изготовлением диадем,но все они делают их одинаково - проволокой скрпеляют абсолютно все, в том числе саму основу. Я видела, трогала такие изделия и это...это нехорошо). Мой способ изготовления таких вещей - золотая середина между ваянием "на коленке" и профессиональным заводским исполнением.

Итак, делать мы будем вот такую корону:

Понадобятся нам следующие штучки:паяльник,два медицинских зажима,деревянная доска,флюс и жир паяльные, канифоль,припой безсвинцовый,губочка для очистки жала паяльника,термоклей,клей момент

Кристаллы двух размеров цвета emerald ,розовый опал,шампань и цапы(можно найти в разных ценовых категориях - Сваровски, Preciosa, на кит.сайте),бусины разных размеров и оттенков(Китай,Zlatka из Леонардо конкретно в моем случае,как и мет.элементы,либо разбирать купленные), металлические элементы декора - ажурные листики,цветочки,основные элементы -металлические овалы -в данном случае все в золоте/бронзе,филигрань - я покупаю в местном магазине,так же можно и заказать из Китая и другие детали,которые можно увидеть на фото ниже. По большому счету,нет смысла подробно расписывать весь декор,потому что у каждого будет свой дизайн,здесь главное-основа.



Главные составляющие основы короны-ободок,филиграни,металлические овалы.

Начнем. Вставляем паяльник в розетку.Работаем аккуратно,припой очень текуч,он может упасть с жала вам на колени или лопнуть,и тогда горячие капли полетят во все места.Например,в глаза,как было у меня.

Зажимы нужны для того, чтобы не обжечься, так как вся поверхность будет очень сильно накаливаться.

Наносим на поверхность ободка флюс.

Набираем припой прислоняя жало к нему.

Если припой без канифоли,то предварительно смачиваем его в канифоли,чтобы он был более текучим,иначе он будет слишком густым и не будет ложиться на поверхность.

Начинаем наносить припой на ободок,обработанный флюсом.Прислоняем жало с припоем к ободку и накладываем припой.Просто ведём жалом как кисточкой,следим за тем,чтобы припой ложился.



Итак,мы пролудили поверхность ободка,на которую будем напаивать филигранные элементы.

Готовим филиграни к припаиванию.Паять их будем в трёх местах - местах сцепления с ободком.Заранее прикидываем филигрань к ободку и намечаем эти точки.На эти места накладываем жир

Набираем припой и накладываем на жирок прикосновением жала.


Готовим так все филиграни.

Намечаем центр ободка,берём филигрань и прислоняем к ободку,закрепляем позицию зажимом.Крепко,чтобы филигрань не ездила в процессе спаивания.Иначе будет криво.

Набираем припой,прислоняем жало к местам с нанесённым ранее на филиграни припоем в местах планированного контакта,немного задерживаем жало,припой между филигранью и ободком должен прогреться,расплавиться и потечь,скрепляя их между собой


По окружности ободка таким же образом припаиваем остальные филиграни,разница лишь в том,что по бокам они будут крепиться ещё и друг на друга.

Крепим вторую филигрань двумя зажимами для крепости позиции.

Прижимаем места контакта филиграней зажимом,наносим на место их скрепления жир и накладываем припой.


Прокладываем остальные филиграни по окружности ободка таким же образом.Не забывайте дать припою охладиться, прежде чем снимать зажимы.Хотя бы секунд 15.

Крепим гребни к ободку.Лудим их точно так же как ободок вначале.

Плотно прижимаем к ободку.Прогреваем поверхность жалом с набранным припоем,чтобы припой,нанесённый ранее на гребень расплавился и создал сцепление.

Настала очередь металлических овалов.Нам нужно припаять один овал к одной свободной филиграни.Выбранные места контакта на фото.

Прижимаем филигрань к задней стороне овала,наносим в места контакта жир и накладываем припой.

Результат


Берём готовый готовый элемент из филиграни и овала и прижимаем зажимами.Наносим жир в места контакта и орудуем жалом с набранным припоем.



Крепим все детали таким образом по окружности ободка.Регулируем высоту каждой детали по желанию.


Основа готова.Тщательно моем со средством для мытья посуды, сушим сразу полотенцем.

Берём проволоку и бусины, стразы,декор элементы и крутим из этого веточки.


Приклеиваем термоклеем кристаллы.

Берём тонкие нити из бусин, золотой обклеиваем кристаллы по периметру,чёрной обклеиваем витые края овалов. Клеим на клей момент.
>

Это бывшие серьги.Куплены специально для разбора.Я выдрала из них некоторые камни.Клеим их(весь остальной декор,веточки и т.д.на термоклей)

Потихоньку наполняем декором всю поверхность основы.

>

И получаем вот такой результат)

Все короны делаются по одному принципу, разница зависит от декор-наполнения,которое часто очень сложно припаять,особенно это касается мелких элементов на верхушках корон,как,например,здесь.

Очень многие занимаются изготовлением диадем,но все они делают их одинаково(плохо) - проволокой скрпеляют абсолютно все, в том числе саму основу.Я видела,трогала такие изделия и это...это нехорошо). Мой способ изготовления таких вещей - золотая середина между ваянием "на коленке" и профессиональным заводским исполнением. Скажу честно-заниматься этим особенно нелегко из-за постоянных испарений от припоя в большом количестве,поэтому делать это нужно в хорошо проветриваемом помещении,выгоняя оттуда животных и детей.

А в целом, женщина и паяльник рука об руку - очень даже романтично!) В моем инст NastyaNoyabr периодически появляются видео с процессами паяния, поэтому, если кого-то это заинтересует -welcome). Кстати, там же скоро будет проходить giveaway с несколькими призами(украшения+материалы для творчества;)А пока добавлю несколько корон, пока осталось место).

Спасибо за внимание!

Миссис Россия 2016

Первая вице-мисс "Краса России 2015"

>


Драгоценности российской императорской короны разделили печальную участь сокровищниц крупнейших европейских монархий — английской (до 1848 года), французской и австро-венгерской, безвозвратно утраченных в вихре войн и революций.

В 1719 году, согласно указу Петра I, для особого хранения «принадлежащих государству вещей» было организовано специальное помещение — «рентерея», где хранились государственные регалии, орденские знаки, парадные ювелирные украшения. С 1839 года это хранилище стало именоваться Бриллиантовой комнатой.

Русские императоры и императрицы, соревнуясь в роскоши с монархами других европейских стран, стремились увеличить богатство и пышность своего двора. При дворе в Петербурге работали многие выдающиеся ювелиры — И.Позье, отец и сыновья Дюваль, Л.Пфистерер, Г.Экарт. На средства казны приобретались драгоценные камни, часть их поступала в виде подарков. Кроме императорских регалий в состав коронных драгоценностей входили различные ювелирные изделия и украшения.

Для коронации Екатерины Второй, взошедшей на престол в результате государственного переворота. была изготовлена большая императорская корона. Уже 8 июля 1762 года, на десятый день после расправы с Петром III, появился указ за подписью Екатерины, согласно которому камергеру Ивану Бецкому отпускалось 50 тысяч рублей на расходы по коронации, включая оплату ювелирам. Разработку эскиза короны поручили ювелиру Жереми (Иеремии) Позье (1716—1779), выходцу из Швейцарии.

Главный придворный ювелир Георг-Фридрих Экарт замысел Позье забраковал. Получив из казны золото, он сам изготовил ажурный каркас короны. Но украшал корону камнями все же Позье. «Я выбрал между вещами все самые большие камни, не годящиеся на модную отделку, отчасти бриллиантовые, отчасти цветные, — позже вспоминал Позье в своих «Записках». — Несмотря на все предосторожности, принятые мною, чтобы сделать корону легкою и употребить только самые необходимые материалы, чтобы удержать в ней камни, в ней оказалось пять фунтов весу».

Позье прекрасно справился с задачей подбора камней, выявил их красоту, очень удачно нашел переходы от одного цвета к другому и умело использовал завораживающее мерцание жемчуга. Оценили корону в два миллиона рублей — сумму по тем временам астрономическую. Добавим, что этот шедевр ювелирного искусства XVIII столетия был создан всего за два месяца.

Корона Российской империи выглядит традиционно для этого символа государственной власти. Она состоит из двух ажурных серебряных полусфер, осыпанных индийскими бриллиантами различной величины — всего их насчитывается 4936 штук (общая масса — 2858 каратов). В нижней части венца ритмично чередуются крупные белые и розовые бриллианты.


Единственное цветовое пятно — большая темно-красная шпинель на вершине короны, под бриллиантовым крестом. Эта шпинель массой 398,72 карата — один из семи исторических камней, хранящихся в Алмазном фонде. Она была куплена в 1676 году русским посланником в Пекине Николаем Спафарием.


Общий вес короны составляет 1,907 кг. Длина нижней окружности короны 64 см, высота с крестом — 27,5 см. Независимо от величины и сложности композиции, она изящна и легка. Это истинный шедевр ювелирного искусства XVIII века.

Наряду с короной для коронации Екатерины II были изготовлены другие императорские регалии — держава и скипетр.

Держава — полированный полый шар, увенчанный крестом, — сделан из так называемого «красного золота». Шар окружен двумя рядами крупных алмазов, сапфир на вершине весит приблизительно 47 каратов. Золотой скипетр изготовлен в строгих формах; он состоит из трех гладких частей, разделенных бриллиантовыми поясками, и увенчан двуглавым орлом, украшенным черной эмалью и бриллиантами. Ниже орла, многократно усиливая парадность скипетра, укреплен знаменитый алмаз «Орлов» (189,62 карата).



Хранящаяся сегодня в Алмазном фонде так называемая Малая императорская корона была изготовлена в 1801 году братьями Дюваль для Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Вес ее составляет 378 г, корону украшает 48 крупных (от 2 до 9 карата) и 200 мелких бриллиантов. Этот венец, первоначально предназначавшийся для коронации, а позже служивший для особо торжественных случаев, изготовлен как изящное женское украшение.

Историческая справка


В начале Первой мировой войны драгоценности Бриллиантовой комнаты были поспешно и беспорядочно, даже без описи, эвакуированы из Петрограда в Москву. Там их приняли в Оружейную палату Московского Кремля. В 1922 году, спустя пять лет после октябрьского переворота 1917 года и захвата власти большевиками коронные ценности поступили на хранение в Гохран. А уже в 1923 году в Амстердаме и Антверпене неожиданно появились бриллианты, в которых специалисты узнали часть русских императорских драгоценностей...

Разразился скандал. Зарубежные газеты писали, что некоторые европейские предприниматели и банки используются советским правительством для валютных операций с награбленными золотом, алмазами и церковными ценностями. Чтобы заглушить возмущение, в конце 1925 года в Москве поспешно была организована выставка коронных драгоценностей, которая должна была показать миру, что они целы и невредимы.

Шум, поднятый в прессе, по всей видимости, сорвал готовящуюся сделку по продаже за рубеж через Маньчжурию всех реликвий бывшей Бриллиантовой комнаты, включавших в себя собрание императорских корон, императорский скипетр с алмазом «Орлов», державу, коллекцию бриллиантовых подвесок и диадем, бриллиантовые орденские знаки и цепи, подарочные золотые кубки, коллекцию вееров и перстней, императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже и многое другое.

Впрочем, большинство этих предметов все равно были распроданы в 1920—1930-е годы.
Некоторые позже обнаружились в частных собраниях США и Европы, например, брачный венец русских императриц, изготовленный из бриллиантового пояса Екатерины II, — осенью 1926 года она (вместе с бриллиантовой шпагой Павла I, украшением коронационного платья Екатерины Второй из гроздьев бразильских алмазов и индийских изумрудов, бриллиантовой табакеркой императрицы Елизаветы, коллекцией императорских пасхальных яиц Фаберже) была продана новыми хозяевами страны американскому торговцу Норману Вайсу.

Местонахождение некоторых других предметов неизвестно до сих пор (в их числе — несколько яиц фирмы Фаберже, бриллиантовый знак ордена Андрея Первозванного, принадлежавший Александру II, икона «Введение Богородицы во храм» в драгоценном окладе работы Фаберже и др.).

В этом разделе мы научим вас делать короны своими руками. Для чего может понадобиться такой аксессуар как корона? Прежде всего, для детского праздника, в частности, для новогоднего утренника в детском саду или школе. Конечно, проще всего купить готовую корону в магазине. Но, согласитесь, что ребенку будет гораздо интересней и полезней сделать корону своими руками вместе с мамой или папой. У нас на сайте вы найдете короны как для мальчиков, так и для девочек. Вы узнаете, что корону своими руками можно сделать не только из бумаги или картона. Корону можно также сшить из фетра, смастерить из проволоки и бусин, например. Очень красивую корону для принцессы можно сделать из кружева. С изготовлением короны своими руками из бумажной тарелки справится даже маленький ребенок. Подходящая корона дополнит праздничный костюм, придаст его обладателю изысканный вид и индивидуальность. Кроме того, самодельные короны дети могут использовать в повседневных ролевых играх, а не только по особым случаям.

1. Как сделать корону. Корона своими руками из бумаги

Большое количество всевозможных корон можно сделать из бумаги. Очень простая техника изготовления короны из бумаги своими руками описана на этом сайте . Из плотной бумаги золотистого цвета надо нарезать много квадратиков одинакового размера. После этого, чтобы сделать корону, надо сложить квадратики по диагонали пополам и склеить их между собой, вставляя друг в друга.



Аналогичным образом можно сделать корону своими руками из стикеров. Подберите для короны стикеры разных цветов, склейте их между собой как показано на фото. Все, что вам нужно, чтобы сделать корону своими руками из бумаги, - это набор стикеров. Ни клея, ни ножниц, ни каких-то других дополнительных материалов или приспособлений не требуется.

2. Корона своими руками. Как сделать корону из бумаги

Как еще можно сделать корону из бумаги? Очень быстро и просто сделать корону из бумажной тарелки. Готовую корону надо будет обязательно украсить: блестками, покупными помпонами, пайетками, бусинами, мишурой, дождиком и др. Поручите эту часть работы по изготовлению короны своими руками ребенку.



Хорошая идея - воспользоваться готовым шаблоном короны из бумаги. На многих сайтах можно найти, скачать и распечатать такие шаблоны. Например, на известном сайте Creative Park от фирмы Canon можно скачать шаблон и инструкцию по изготовлению вот такой короны из бумаги.

А вот какую оригинальную корону из бумаги можно сделать из бумажных полос, закрученных на концах. То ли бумажный парик, то ли корона своими руками. Великолепный вариант для веселой детской вечеринки.


3. Корона из картона своими руками. Как сделать корону из картона

Корону своими руками можно сделать не только из бумаги, но также из картона. Корона из картона получается более прочная, лучше держит форму. Хорошо при изготовлении новогодней короны использовать гофрированный картон. Ниже мы приводим примеры корон, сделанных из картона. Украшена корона из картона искуственными камнями, которые можно приобрести в магазине бижутерии.



На втором фото корона сделана из обычного картона, который используют для упаковки. Чтобы получить гофрированный картон, у обычного картона сняли верхний слой.

Снять этот слой можно таким способом:

1. Сначала приклейте детали друг к другу. Это важно, так как клей не даст подопытной детали скрутиться от воды.
2. Приготовьте шило или тонкую отвертку, губку и емкость с водой.
3. С помощью губки намочите деталь и подождите две-три минуты.
4. Теперь слой картона можно снимать. Если не поддается, то намочите еще раз и помогайте себе отверткой-шилом.
5. Лучше всего снимать его перпендикулярно гофрированию.


Еще корону своими руками можно сделать из картонного рулончика от туалетной бумаги. Для этого надо просто у него сверху вырезать треугольные зубья. Украсить корону своими руками можно при помощи цветного скотча, также для декора подойдут наклейки, блестки, пайетки, перья и др. Носить такую самодельную корону можно на резинке или прикрепить ее к ободку для волос. Корона для принцессы готова!



4. Корона для мальчика своими руками. Корона короля своими руками

На этом сайте вы найдете подробный мастер класс как сделать корону короля своими руками. Чтобы смастерить корону для мальчика вам потребуется обычная и гофрированная цветная бумага. Обязательно украсьте в конце корону короля искуственными пластмассовыми камушками или стеклярусом.

Же вы найдете шаблон еще одной короны для мальчика. Распечатайте шаблон короны на цветной двусторонней бумаге желтого цвета, украсьте его, склейте части короны своими руками между собой.

Если вы умеете шить, то вам не составит особого труда сшить корону для короля из фетра. Сзади пришейте резинку, которая будет фиксировать готовое изделие на голове.


5. Корона для девочки своими руками. Корона для принцессы своими руками

Корону для девочки мы можем посоветовать вам сделать из кружева. Это очень простой и оригинальный способ сделать корону для принцессы своими руками. Для поделки вам потребуются кружева и специальный затвердитель для ткани.

Для начала определитесь с размером будущей короны. После этого сделайте из картона или куска ватмана цилиндр подходящего размера, обмотайте его пищевой пленкой. Теперь возьмите кружево и оберните его вокруг цилиндра. Обработайте кружево затвердителем для ткани и оставьте на просушку.


Когда кружево просохнет и приобретет необходимую твердость, снимите его с картонного цилиндра. Вам осталось украсить корону для принцессы своими руками. Сначала покрасьте ее краской, потом приклейте или пришейте украшения.

Следует отметить, что описанный выше способ как сделать корону для девочки своими руками довольно длительный, т.к. приходится долго ждать, пока кружево высохнет. Есть более быстрый способ сделать корону для принцессы. Для этого вместо затвердителя для ткани вам потребуется аэрозольная краска в баллончике. Все делается также, как мы описали выше, только кружево обрабатывается не затвердителем для ткани, а краской из баллончика. Краска гораздо быстрее сохнет и, что особенно важно, придает кружеву необходимую крепость. Таким образом вы "убиваете сразу двух зайцев".


Тяжела ты, шапка Мономаха - произнес Борис Годунов, имея в виду тяжесть ответственности царской власти. Самый знаменитый царский головной убор, как и все венцы и императорские короны, и в самом деле был тяжел. Не легкой была и большая императорская корона, которой венчался на царство 22 августа 1826 г. в Успенском соборе Московского Кремля император Николай I. Какими они были - главные атрибуты власти в Российском государстве?

Царские венцы

Шапка Мономаха

Шапка Мономаха - символ Русской монархии. Ею венчались на царство все русские цари в XVI—XVII века. Есть легенда, что в XII веке византийский император Константин прислал ее и другие регалии на золотом блюде киевскому великому князю Владимиру Мономаху, от которого через много поколений этот венец перешел к московским царям. Правда, есть версия, что шапка — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Шапка могла быть изготовлена по их заказу восточными мастерами. Установлено, что впервые шапкой Мономаха был в 1498 году венчан на царство внук Ивана III, Дмитрий, которому так и не суждено было стать монархом.

Первоначально шапка Мономаха была украшена жемчужными и золотыми подвесками, позже ее опушили темным собольим мехом и увенчали золотым гравированным навершием с крестом. Высота шапки с крестом около 25 сантиметров, а ее диаметр — примерно 20 сантиметров. На шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки. Вес шапки - 993, 66 гр. В общем-то, не так тяжела шапка Мономаха…

Казанская Шапка

Казанская шапка - золотой венец, изготовленный по легенде ювелирами покоренного Казанского ханства, для Ивана Грозного.Запасной головной убор русских монархов. Шапка была изготовлена примерно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя.

В ее производстве использовались золото, серебро, рубины, изумруды, жемчуг, мех. Венчает шапку жёлтый сапфир в 90 каратов. Кстати, в современном гербе Казани именно этот головной убор венчает щит.

Астраханская Шапка - венец Большой наряд

Астраханская шапка была изготовлена в 1627 году специально для царя Михаила Романова. Астраханской же шапкой она названа в честь покорения Астраханского ханства.

Двухъярусный венец имеет массивный металлический корпус, к нижней части внешнего каркаса добавлена диадема с восемью зубцами. Внизу к короне присоединен соболиный мех, традиционное для такого типа корон — «шапок». Шапка украшена 177 камушками и жемчужинами. Сегодня эта корона венчает герб Астрахани.

После смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра. Два царя - два венца, которые изготовили в мастерских Кремля для каждого из них.

Сибирская шапка или Альтабасная

Альтабасная шапка была названа так по названию ткани, похожей на парчу, из которой была сшита в 1684 году для царя Ивана V Алексеевича. Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг.

На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запоя, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями.

Алмазная шапка Ивана V

Алмазная шапка - запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования.

Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.

Шапка Алтабасная (Сибирская) и Шапка Алмазная в настоящее время находятся в Оружейной палате.

Алмазная шапка Петра I

Алмазная шапка - первый венец царя Петра I. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра I - Ивана V.

После поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец. Видимо, считал немодным.

Шапка Мономаха Второго наряда

Запасная шапка (копия) Мономаха. Тоже предназначалась для головы Петра I. Судя по всему, надевал он ее один раз - на «дуэтное» венчание на царство в 1682 году вместе с братом Иваном V - на том, правда, был оригинал шапки Мономаха.

Запасной головной убор значительно легче подлинника - около 700 г. Но для Петра Алексеевича, видимо, все равно была тяжела, поскольку надевал он ее один единственный раз.

Императорские короны

Одной из первых императорских корон была корона, которой Петр I короновал Екатерину I. Увы, от нее остался лишь каркас, так как украшающие ее бриллианты последующие Российские императоры использовали на свое усмотрение.

Корона российской императрицы Анны Иоанновны

Корона российской императрицы Анны Иоанновны — драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730—1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов.

Большая императорская корона Российской империи

Ювелирное чудо, олицетворявшее императорскую власть в России от Екатерины II до последнего российского императора Николая II…

Заказанная Екатериной Великой для коронации в 1762 году, она была создана по эскизу Георга-Фридриха Экарта и под руководством Иеремии Позье всего за два месяца. Лишь одно условие поставила императрица - вес не должен превышать 5 фунтов. Этой короной венчались на царство все последующие после Екатерины II императоры России. После Октябрьской революции корона послужила имущественным залогом Ирландии за заем 25 000 долларов. До 1938 года ценности хранились в доме матери посла Ирландии Гарри Боланда. В Россию драгоценности были возвращены в 1950 году после соблюдения процедуры возврата заема. Большая императорская корона - главный экспонат Алмазного Фонда.

Малая императорская корона

Малая императорская корона была создана специально к коронации Императрицы Марии Федоровны, супруги Александра II

Владимирская тиара

Удивительная история связана с Владимирской тиарой, получившей свое название от английской формы титула великой княгини Марии Павловны - The Grand Duchess Vladimir of Russia, которая была женой великого князя Владимира Александровича, брата царя Александра III.

До 1920 года тиара принадлежала Марии Павловне, заказавшей ее ювелирам в 1890 году. Владимирская тиара была выполнена из бриллиантов и жемчуга. Оставленная вместе со всей ювелирной коллекций Великой Княгини во время революционных событий в сейфе Владимирского дворца в Санкт- Петербурге, тиара была вывезена британской разведкой через дипломатическую почту.

После смерти Марии Павловны тиара была выкуплена королевой Мэри у принцессы Елены Владимировны, дочери Марии.

Именно королева Мэри придумала усовершенствовать тиару таким образом, чтобы жемчужные подвески заменялись изумрудными, чтобы ее можно было надевать с разными нарядами.

Любимая тиара перешла в наследство внучке королевы Мэри - Елизавете II, которая давала ее поносить принцессе Диане… Сама Елизавета II носит Владимирскую тиару во время неофициальных торжественных мероприятий в качестве замены официальной королевской короны, но это уже другая история - история Британских корон…



Публикации по теме