Грудные малыши. Период младенчества

Привет, друзья! Я, Лена Жабинская, снова рада видеть Вас на страницах этого блога. Сложно представить более загадочное и чарующее явление, чем зарождение маленького человечка. С момента появления двух заветных полосок на тесте, будущую маму интересует все: как кроха развивается, растет и, самое главное, что он ощущает.

Потом малыш рождается, а мысли о его ощущениях так ее и не покидают. Важнее всего ей понять, когда новорожденный ребенок начинает видеть. Просто для того, чтобы помочь ему быстрее адаптироваться в новом окружении, наладить с ним контакт или же своевременно заметить наличие каких-либо патологий, связанных с его зрением.

Бытует мнение, что сразу после появления на свет малыш ничего не видит, однако, оно не находит научного подтверждения. Формирование глаз у плода приходится на 18 неделю беременности и длится вплоть до 7 месяца, когда у будущего ребенка появляется глазное яблоко. Вслед за этим он начинает реагировать на свет, направленный на живот маме.

Из этого следует, что способность разглядеть мир – врожденная. Другое дело – насколько хорошо дети видят сразу после своего появления. Врачи говорят, что в первые дни, а то и месяцы, зрение у крохи несколько притуплено, и это неслучайно. Таким образом, природа просто защищает его от сильных потрясений, вызванных яркими вспышками.

Впоследствии, когда он немного адаптируется и освоится, зрение нормализуется, пока же он способен различать лишь наличие или отсутствие источника света. Удостовериться в этом можно, заметив, как малыш щурится.

Через сколько времени после рождения малыш сможет хорошо видеть? Здесь все индивидуально, тем более, что усугубляют ситуацию давление на головку, проходящую по родовым путям, и его сила. Между тем, по словам специалистов, чаще всего осознанно видеть кроха может уже в 3 месяца. Однако это совсем не значит, что до этого времени мир останется для него загадкой.

Когда, что и как

Знаете ли Вы, что:


Можно ли как-то наладить контакт

Крохотный комочек – это самое дорогое, что есть у родителей. Они ждали его 9 месяцев, а может даже всю жизнь. Поэтому оттягивать время налаживания контакта с ним еще на несколько долгих недель, им вряд ли захочется. Да и нужно ли, тем более что сделать это можно чуть ли не с рождения.

Знаете, в каком возрасте Вам удастся привлечь внимание малыша? В любом, главное, правильно к нему подойти и помочь ему сосредоточиться. Известно, что в первые 60 дней от роду ребенок способен разглядывать вещи, которые находятся на расстоянии 20 – 25 см от его головки. Почему? Говорят, что именно такое расстояние разделяет его и маму при кормлении грудью.

А это значит, что если приблизиться к нему ровно на столько, есть все шансы попасть в поле его зрения. И не стоит беспокоиться о том, что в эту самую минуту он Вас четко не увидит. Специалисты говорят, что это произойдет уже к 3 месяцам.

С каждым новым днем малыш растет и развивается, а, значит, получает все больше сведений об окружающем его мире. 80% из них приходит к нему благодаря его глазам, но это совсем не значит, что нужно игнорировать важность тактильных ощущений маленького человечка.

Поглаживания, массажи и нежные мамины прикосновения, как средство налаживания контакта в том числе, никто не отменял.

Интересно знать:


Помните об этом при выборе игрушек и погремушек! А также сохраняйте статью себе на стену в социальных сетях и подписывайтесь на обновления блога!

Я, Лена Жабинская, с нетерпением жду Вас здесь снова!

Когда ребенок называется новорожденным, а когда младенцем. сколько длится такой возраст, в чем его особенности?

Базовое определение. Возраст, до которого ребенок считается новорожденным

Новорожденным ребеночек остается на протяжении первого месяца жизни. Этот период разделяется на два — ранняя новорожденность и поздняя. Первая длится неделю, ровно 7 дней с момента появления на свет. Остальное время — это поздняя новорожденность. Младенцем малыш остается до года, это время имеет свои особенности. Каждые три месяца ребеночек сильно меняется — интенсивно растет и развивается в физическом, двигательном и психологическом плане.

Развитие новорожденного:

Физическое развитие

Всего за 1 год, ребеночек меняется до неузнаваемости. Если сравнить фото и видео материалы вначале и по истечению года, то можно проанализировать прогресс, он просто ошеломляет.
Малыш интенсивно прибавляет в весе и росте. В месяц рост увеличивается примерно на 3 см, и вес до 300 граммов. За год тело младенца увеличивается примерно в полтора раза.

Двигательное развитие

Сначала движения ребеночка хаотичные и неосознанные. Он машет ручками и ножками, часто пугаясь самого себя. Со временем картина радикально меняется:
  • По прошествии 2 месяцев, движения становятся более спокойными, малыш обращает внимание на окружающие предметы. Когда лежит на животике, приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки, поворачивается в сторону звуков, которые хорошо слышит, улыбается в ответ.
  • Еще через месяц, ребенок хватает ручками игрушки и различные предметы или пытается до них дотянуться.
  • Начиная с 5-месячного возраста, сам достает игрушки, рассматривает их, тянет к себе. В позе на животе пытается отталкиваться, имитируя ползание, при наличии основы, приподнимается самостоятельно, переворачивается на живот и обратно, с поддержкой может сидеть.
  • После 6 месяцев жизни, постепенно ползание все лучше и лучше получается. Сначала неуверенно и с кувырками на спину. Затем все быстрее и увереннее. К 8 месяцам малыш достаточно быстро передвигается на четвереньках.
  • В этот же период пытается вставать на ножки. Сначала с поддержкой, потом самостоятельно, держась за что-то приподнимается и может стоять.
  • К 11-месячному возрасту некоторые малыши уже ходят с поддержкой, самостоятельно встают на ножки и могут ни за что не держась, сохранять равновесие.
  • В год большинство деток потихоньку ходят, а некоторые уже уверенно передвигаются на двух конечностях.
Двигательные способности формируются и реализуются у всех детей индивидуально, кто с 8 уже может не только стоять, но и ходить, иные никак не хотят подниматься на ножки, но виртуозно передвигаются ползком. Как в одном, так и в другом случае развитие считается в пределах нормы.

Психологическое развитие

В младенчестве ребенок учится не только ползать, стоять и ходить, но и проходит интенсивное психоэмоциональное развитие:
  • Сначала ребеночек наблюдает за предметами, фиксирует взгляд. Потом начинает различать цвет и форму. Узнает знакомые лица и предметы.
  • После 4-месячного возраста, ребенок переживает такие же эмоции, как и взрослые — страх, радость, умеет удивляться.
  • Сначала младенец не обращает внимания на то, кто его держит. Со временем различает своих и чужих. Плачет, когда видит посторонних.
  • Ближе к 6 месяцам ребенок очень привязывается к матери, не дает отойти и на шаг, сразу реагирует громким криком.
  • Постепенно ребенок все больше становится контактным. Начинает реагировать на заигрывания, отвечать смехом, улыбкой, плачем при неприятных воздействиях.
  • Потом понимает, как с помощью мамы или взрослых получать желаемое.
Так же за год наблюдается большой прогресс в речевом развитии, от агуканий и бессмысленного лепетания, до достаточно большого словарного запаса, правда среди него мало различимых, правильно произнесенных слов, но ребенок может объяснить чего он хочет и что болит.
Младенческий период у детей проходит не у всех одинаково. Главное к окончанию первого года жизни ребенку приобрести базовые навыки для дальнейшего физического и психоэмоционального развития.

Кризис новорожденности

Малыш рождаясь в этот мир с порога сталкивается с множеством неприятных ощущений. Он из одной среды попадает в совершенно другую и необходимо за короткий срок адаптироваться к ней. Этот процесс привыкания называют кризисом новорожденности, у него есть две причины - физиологическая и психологическая.
Физиологические проявления - малыш вынужден самостоятельно дышать, употреблять пищу, привыкнуть к смене температур, яркому свету и громким звукам. Что касается психологии, то в утробе было абсолютное ощущение безопасности, никто и ничто не касалось тела. Теперь возникает очень много тактильных ощущений, на руки берут только время от времени, нет постоянного ощущения присутствия матери - это пугает и повышает чувство тревоги.
Привыкнуть к окружающей среде помогают врожденные рефлексы:
  • Сосательный, который появляется в ответ на прикосновение к губам малыша или его языку.
  • Закрывание глаз в ответ на яркий свет, хлопки руками или прикосновению к переносице.
  • Хватание руками всего, что к ним прикасается.
  • Сжимание пальцев при надавливании на подошву.
  • Резкие движения и плач в ответ на щипание.
  • Сжимание и разжимание пальцев на руках.
  • При переворачивании на животик малыш пытается приподнять голову.
Если ребенка держать под руки и "ставить" на твердую поверхность он отталкивается ножками. Буквально за месяц жизни малыш уже вырабатывает рефлекторные реакции, например, если принять привычную позу для кормления, он начинает искать сосок.

Виды рефлексов:


Безусловные рефлексы новорожденного


Период младенчества (первый год жизни)

Познавательное развитие ребенка

Первые месяцы, когда ребенок еще лежит, он начинает наблюдать за окружающими предметами. Происходит это не сразу, а когда зрение уже концентрируется на том, что находится рядом на расстоянии не дальше 30 см. Сначала малыш видит яркие, крупные предметы, со временем различает их цвет. Позже, когда будет хвататься ручками, примерно на 2-3 месяце, он начнет различать форму и размер. Пока он только познает окружающий мир, рассматривая его. Затем все хватает руками, пытается удержать. В возрасте 6-7 месяцев, малыш уже не только различает предметы, но и может их запоминать. Как раз можно потихоньку знакомить с формами, цветовой гаммой и другими качественными характеристиками.
Ребенок привыкает к тем людям, которые его окружают. Он практически с рождения узнает мать, сначала по запаху, а позже различает ее лицо. Постепенно знакомится со всеми родными. Ближе к 6-8 месячному возрасту начинает плакать при появлении чужих и когда долго отсутствует мать.

Движение и действия

До года малыш растет и развивается очень быстро:
  • 1 месяце - смотрит на то, что находится перед ним, поднимает подбородок.
  • 2 месяце - Пытается приподняться, следит глазами за яркими предметами.
  • 3 месяце - умеет хвататься за предметы с высокой точностью, различает свои игрушки.
  • 4 месяце - переворачивается на животик самостоятельно, скрючивается таким образом, чтобы сесть, сидит на руках у мамы.
  • 5-6 месяце - берет руками те предметы, что его привлекают, откликается на свое имя поворотом головы.
  • 7 месяце - самостоятельно сидит. Знает какие его игрушки, выделяет любимую.
  • 8 месяце - самостоятельно может сидеть без посторонней помощи. Играется игрушками более осмысленно.
  • 9 месяце - пытается стать на ножки с поддержкой, немного ползает отталкиваясь одной или двумя ножками.
  • 10 месяце - Хорошо "бегает" на четвереньках, может ходить, держась за мебель или руки родителей, но долго не устоит на ногах.
  • 11 месяце - без посторонней помощи стоит, ходит еще с поддержкой.
  • 12 месяце - хорошо ходит, но держась одной рукой.

Память

На первых этапах малыш просто узнает то, что часто видит - родственников и знакомые предметы.Постепенно малыш связывает несколько событий. Он различает то, что делает больно, включается и выключается, узнает свои игрушки. Сначала формируется краткосрочная память. Он не долго держит в памяти все что видит, и только то, с чем часто сталкивается узнает. Долгосрочная память начнет формироваться значительно позже.

Эмоциональное развитие

Сразу после рождения малыш практически не реагирует на окружающий мир. Из всех эмоций, только плачет, когда испытывает дискомфорт. Как только он начинает узнавать лица родных, улыбается в ответ на улыбку. Со временем уже более активно проявляет радость, грусть, страх, отчаяние. Он сигнализирует плачем, когда голоден, когда нужно сменить памперс. Когда становится контактным, демонстрирует смех, обиду. Его эмоции более понятны со временем. Если чего-то хочет делает ручкой "дай-дай", если что-то не нравится плачет или отталкивает рукой. Позже уже с помощью слов передает свои желания.

Речь

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. За нее отвечает специальный отдел головного мозга. Примерно в полугодовалом возрасте малыш издает различные звуки, они никак не связаны с эмоциями, просто лепечет что-то. Он еще четко не различает речь и копирует как поток звуков. К 8-9-10 месяцам, младенец воспроизводит звуки, которые издают животные или машины. К одному году, он понимает много слов, некоторые, самые простые, может повторять или уже использовать.

Конец этапа младенчества

К 12 месяцам заканчивается этап младенчества. Малыш уже более самостоятельный. Он потихоньку ходит, сам стает на ножки. Понимает речь и пытается повторять некоторые слова. Принимает "взрослую" пищу. Учится пользоваться горшком. Всего за год он прошел колоссальные изменения - научился поднимать и держать голову, переворачиваться, держать в руках предметы, самостоятельно держаться за что-то, сидеть, ползать, вставать, ходить.

Кризис одного года

Когда малышу исполняется год, этот период условно называют кризисным из-за перехода от одного вида развития к другому. Если в младенческий период малыш только познавал окружающий мир сенсорно, то есть своими рецепторами, то в годик, у него начинают развиваться речевые навыки. Они очень важные. Чем раньше ребенок научиться связно говорить, тем легче он будет обучаться в будущем. В годик ребенок знает до 100 слов и до 20 использует. Некоторые детки только указывают пальчиком на предметы, названия которых слышат. Это еще не значит, что они отстают в развитии, просто по-разному этот процесс происходит. Кто постепенно пополняет свой запас новыми словами, а кто мычит, а потом начинает сразу говорить предложениями. Однако бывают и нарушения развития, поэтому нужно наблюдать за малышом и стараться его обучать новым словам и понятиям. Если к 3-4 годам ребенок не говорит понятно и связно, то нужна помощь логопеда.
За год ребенок из одного состояния переходит в другое - он из беспомощного младенца превращается в почти самостоятельного малыша. Значительно увеличивается в размере и в весе. Приобретает новые навыки и рефлексы.

ГРУДНОЙ РЕБЁНОК - ребенок, нуждающийся полностью или частично в грудном молоке; длительность грудного возраста приблизительно до 1-1,5 лет. Наиболее характерным для грудного ребенка является его быстрый рост и прибавление в весе.

Рост доношенного новорожденного ребенка 48-52 см. К месяцу длина тела увеличивается на 1-3 см, а за первый год на 20-25 см.

Вес ребенка возрастает очень быстро и беспрерывно, если ребенок здоров и имеет правильный уход и питание. Новорожденный весит в среднем 3100-3400 г; мальчик обычно весит больше, чем девочка.

В первые 3-4 дня после рождения ребенок, как правило, несколько теряет в весе, затем начинает быстро восстанавливать вес и к 10-12-му дню уже имеет свой первоначальный вес.

В первые 3 месяца жизни ребенок обычно прибавляет в весе еженедельно 150-200 г, во вторые 3 месяца - 130-150 г.

К 6 месяцам вес ребенка по сравнению с весом при рождении удваивается, к 1 году утраивается, к 2 годам учетверяется. С этой особенностью связана интенсивность обмена веществ у грудного ребенка и большая потребность в пище.

Вес и рост ребенка до 2 лет (по Орлову)

Рост в см

Рост в см

При
рождении

К концу
9-го мес.

К концу
1-го мес.

» » 10-го »

» » 11-го »

» » 12-го »

» 1 г. 3 мес.


Многие органы у грудного ребенка не достигают еще достаточного развития, и поэтому приспособляемость его к условиям внешней среды находится на относительно низкой ступени. Этим объясняется большая заболеваемость и смертность среди детей раннего возраста сравнению с детьми более старшего возраста и рослыми.

В быстро растущем организме грудного ребенка не только увеличивается объем органов, но и изменяется их структура, параллельно развиваются и совершенствуются функции органов.

Кости ребенка первых месяцев жизни состоят частично из хрящевой ткани, которая постепенно превращается в костную. Голова грудного ребенка по сравнению с туловищем велика; длина ее составляет 1/4 длины всего тела (у взрослого она равна 1/8 роста). Между костями черепа можно нащупать места, где нет совсем кости, так называемые роднички, которые окостеневают только после года.

Позвоночник грудного ребенка очень неустойчив и легко подвергается искривлениям (напр., при ношении ребенка постоянно на одной руке).

До 6 месяцев у ребенка нет зубов; к 2 годам он имеет уже 20 молочных зубов. Иногда при прорезывании зубов ребенок капризничает, усиленно сосет пальцы, теряет аппетит. Но при этом не может быть ни жара, ни поноса, ни судорог, ни какого-либо значительного заболевания. Если такое заболевание совпадает с прорезыванием зубов, следует немедленно обратиться к врачу.

Органы пищеварения грудного ребенка. приспособлены лишь к перевариванию грудного женского молока и только постепенно получают способность усваивать другую пищу - молочные смеси, каши и т. п.

Для усиленного обмена веществ и роста тканей организму грудного ребенка требуется значительное количество пищевых веществ (в 2-2,5 раза больше на 1 кг веса, чем взрослому). Таким образом, в связи с незрелостью пищеварительного тракта грудного ребенка, нагрузка на его органы пищеварения чрезвычайно повышена, в особенности это имеет значение при неправильном вскармливании.

При перегрузке пищеварительной системы у грудного ребенка легко развиваются желудочно-кишечные заболевания и нарушения обмена веществ.

В связи с большой потребностью грудного ребенка в кислороде (у грудного ребенка повышен обмен веществ) его органы дыхания несут большую работу - частота дыхания и количество воздуха, пропускаемого через легкие, у грудного ребенка относительно больше, чем у взрослого.

Нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения обусловливают частые заболевания этих органов у грудного ребенка.

Развитие нервной системы, совершенствование ее идет быстро на 1-м году и продолжается всю жизнь.

Органы чувств у грудного ребенка развиты в достаточной мере: с первых часов жизни он различает сладкое и горькое; на громкие звуки грудной ребенок с первых дней отвечает вздрагиванием всего тела; с первого дня жизни реагирует на яркий свет.

В возрасте 1 месяца ребенок фиксирует глазами яркие предметы. К этому времени следует прямо против него (чтобы грудной ребенок не скашивал глаза) повесить яркие игрушки.

Осязание и чувствительность кожи развиты уже к рождению, но на боль грудной ребенок реагирует слабее взрослого.

Обонянием грудной ребенок обладает, по-видимому, с рождения: сильно пахучие вещества вызывают у него беспокойство.

Одной из первых функций мозга являются произвольные (волевые) движения, которых нет у новорожденного ребенка.

На 2-м месяце грудной ребенок начинает поднимать и держать головку. В это же время появляется улыбка; грудной ребенок узнает мать и отличает ее от окружающих.

Самостоятельно сидеть дети начинают с 7-8 месяцев, ползать с 8 месяцев, почти в это же время, держась за кроватку, они поднимаются на ножки.

Около года дети начинают ходить, сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

С 8-9 месяцев грудной ребенок произносит отдельные слоги, при повторении которых складываются простейшие слова.

Вскармливание грудного ребенка материнским молоком является обязательным. Материнское молоко - наиболее подходящая пища, содержащая все необходимые для жизни, роста и правильного развития грудного ребенка вещества (жиры, легко перевариваемые белки, сахар, соли и воду), оно содержит витамины, необходимые для развития ребенка.

Кроме того, через грудное молоко ребенку передаются от матери защитные вещества (антитела) против разных болезней.

При вскармливании грудью (т. е. при так называемом естественном вскармливании) ребенок лучше развивается: меньше болеет, легче переносит всякие заболевания. Грудное молоко лучше всякой другой пищи переваривается грудным ребенком. Молоко, которое ребенок получает непосредственно из груди матери, имеет и соответствующую температуру; в нем нет бактерий.

Хорошее настроение матери, вкусная, разнообразная пища с достаточным количеством жидкости, ежедневные прогулки на свежем воздухе, нормальный сон, нетяжелая работа - все это способствует увеличению у нее количества молока.

Увеличению количества молока способствует также наиболее полное опорожнение груди: чем сильнее сосет ребенок, тем больше у матери прибывает молока. Если у матери мало молока, ребенка все же нельзя отлучать от груди; даже самое незначительное количество грудного молока делает ребенка крепче, жизнеспособнее. Если молока настолько мало, что ребенок голодает и теряет в весе, то врачом на некоторое время назначается прикорм или грудное молоко, получаемое в консультации.

Первый раз прикладывают ребенка к груди матери через 6-12 часов после рождения.

С первых же дней жизни надо приучить ребенка к кормлению по часам, через определенные промежутки времени. Это необходимо и для здоровья ребенка и для здоровья матери. Между кормлениями можно давать ребенку только кипяченую воду без сахара - всякая пища в промежутке между кормлениями вредна ребенку, она может нарушить его аппетит, испортить желудок и привести к потере веса.

Первые 3 месяца ребенка обычно кормят 7 раз в сутки - через 3 часа днем, с ночным промежутком в 6 часов; этот ночной отдых необходим и ребенку и матери.

С 3 до 6 месяцев ребенка кормят 6 раз в сутки - через 3-3½ часа днем; с 6-7 месяцев 5 раз в сутки - через З½ часа днем; с 7 месяцев надо кормить ребенка 4 раза в сутки - через 4 часа днем, с полным ночным отдыхом в 11-12 часов.

Прежде чем приложить ребенка к груди, необходимо тщательно вымыть руки, обмыть сосок и околососковую область свежей кипяченой водой. Когда мать начнет вставать с постели, кормить рекомендуется сидя на стуле со спинкой, причем под ногу подставляется небольшая скамейка (см. рисунок ).

Кормить ребенка нужно досыта, на что требуется от 10 до 20 мин. Больше всего молока ребенок высасывает в первые 10 мин. Кормление дольше 15-20 мин. мало дает ребенку, но отнимает у него много сил при сосании.

Во время кормления ребенок должен свободно дышать носом; для этого надо 2 пальцами оттянуть грудь кверху, чтобы во время кормления она не закрывала ребенку нос и не мешала ему дышать. Если у ребенка заложен нос, перед кормлением следует прочистить ему нос фитильком из ваты, смазанным вазелином (см. рисунок ).

При кормлении необходимо чередовать груди: в одно кормление дать правую грудь, в другое - левую. Обе груди в одно кормление можно давать только после 6-7 месяцев, когда молока становится меньше, или по совету врача, когда у матери мало молока. Если мать не может сама провести какое-то кормление, она должна сцедить молоко в чистую прокипяченную посуду и оставить его в холодном месте. Перед кормлением молоко подогревают температуры парного молока, опуская бутылочку в горячую воду.

С 2 месяцев Г. р. назначают витамин D, с 3 месяцев - рыбий жир, сначала 1/4 ч. л. 1 раз в день постепенно увеличивая дозу до 1 ч. л. 2 раза в день. С 3-4 месяцев рекомендуют давать 1-5 ч. л. сырого сока ягод, фруктов и овощей (начинать с скольких капель).

Прикармливать ребенка надо с 5-6 месяцев, даже если грудного молока достаточно. Время начала прикорма должен указать врач.

С 6 месяцев грудной ребенок уже нуждается в питательных веществах, которых нет в грудном молоке.

Обычно с 5-го месяца дают к манную, рисовую, сухарную, сначала 5%-ную (2 ч. л. на стакан жидкости) на половинном коровьем молоке затем 10%-ную (4 ч. л. на стакан жидкости) и с 7 месяцев - на цельном молоке (150-200 г). В эти же месяцы следует давать кисель (ягодный или фруктовый), сухари, печенье; в 7 месяцев - пюре из овощей (картофель, морковь, цветная капуста), творог, желток яйца; в 10 месяцев рекомендуется бульон с протертыми овощами и с протертым мясом и сухарь.

В это время грудь ребенку можно давать 2-3 раза: одно из кормлений грудью заменяется кофе из злаков на молоке с сухарем или с печеньем или цельным молоком.

Общее количество пищи 500-700 г на 1-м месяце, 800 г на 2-м, 900 г на 3-м, 1 000 г - до конца года.

Отлучать ребенка от груди надо к году. Отлучать следует не сразу, а постепенно, сначала уменьшая количество кормлений грудью в сутки.

Обычно перед отлучением ребенка кормят грудью 2 раза в сутки, после первого и после последнего дневного прикорма.

Отлучая ребенка от груди, грудное кормление заменяют коровьим молоком с добавлением 5% сахара (2 ч. л. на стакан молока) или кефиром.

Летом нельзя отлучать ребенка от груди, даже если ему исполнился год, т.к. летняя жара особенно опасна для детей, которых не кормят грудью. Грудное молоко - лучшее предохраняющее средство и лекарство от поносов.

В том случае, когда у матери молока мало и нет возможности получить его от другой женщины приходится переводить ребенка на смешанное вскармливание раньше указанного срока. Такой ранний прикорм или, точнее, докорм до 4-х месячного возраста состоит из коровьего или козьего молока, разведенного наполовину отваром крупы (рисовой, овсяной) с добавкой 5% сахара.

Если по тем или иным причинам мать не может кормить ребенка грудью и нельзя достать хотя бы небольшое количество женского молока, ребенка целиком вскармливают коровьим молоком (козьим, кобыльим, ослиным). Такое вскармливание называется, искусственным вскармливанием. Совсем без молока вскормить ребенка невозможно.

В уходе за грудным ребенком основное - абсолютная чистота во всем, что так или иначе касается грудного ребенка.

Одним из важнейших условий для сохранения здоровья ребенка является чистота пищи и посуды ребенка. Грудной ребенок должен иметь отдельную посуду отдельное полотенце для нее. Посуду ребенка нужно тщательно мыть горячей водой, а перед употреблением чистую посуду еще раз ополоснуть кипятком. Никто, даже мать, не должен пробовать пищу ребенка его ложечкой. Пища ребенка должна быть защищена пыли и особенно от мух.

Не следует применять соски-пустышки, которые быстро грязнятся и ими легко внести инфекцию. Кроме того, сосание для ребенка - работа, отнимающая много сил. В тех же случаях, когда соски все-таки применяют, их нужно тщательно мыть, кипятить и держать в закрытой посуде.

Слизистая оболочка полости рта ребенка очень нежна и ранима, поэтому ни в коем случае ничем нельзя протирать ее, во избежание внесения инфекции.

В комнате, где живет грудной ребенок, не должно быть лишних вещей. Чистота и свежий воздух - основные условия для развития здорового ребенка. Лучшая комната в квартире, лучший уголок в комнате должны быть предоставлены ребенку. В комнате должно быть достаточно воздуха и света. Пол и мебель надо протирать влажной тряпкой. Лучше всего на время уборки комнаты отправлять ребенка гулять. Пока ребенок гуляет, надо хорошо проветрить комнату.

Зимой следует проветривать комнату не реже 2 раз в день: утром и вечером. Летом окна целый день должны быть открыты настежь. Если условия позволяют, ребенок должен и спать при открытых окнах. Наилучшая для грудного ребенка температура в комнате от 18° до 20°. Дети, живущие в жарко натопленной комнате, легко простужаются, скорее зябнут на воздухе. В комнате, где находится ребенок, нельзя курить.

Ребенок должен иметь отдельную кровать; в отдельной кровати сон ребенка спокойнее, здоровее. Постель ребенка надо держать в чистоте, ежедневно проветривать на воздухе (на балконе) или хотя бы в комнате при открытом окне или форточке. Кровать ребенка должна быть с сеткой. Можно устроить ребенку постель и в чистой плетеной корзине или в детской коляске. Надо только, чтобы она не качалась.

Матрац для маленького ребенка надо тщательно мыть и проветривать. Очень хороши матрацы из морской травы, конского волоса и в особенности из нежных древесных стружек, применяемых для упаковки фруктов; их нельзя набивать пухом и пером.

Подушка грудного ребенка не нужна, а большая подушка даже вредна ему. Надо помнить, что грудной ребенок спит значительную часть суток, и поэтому необходимо создать ему наиболее здоровые условия для сна.

Нельзя ставить кровать в каком-нибудь углу, где мало воздуха, за занавеской или ширмами; нельзя ставить кровать у печки, ребенок привыкает к чрезмерному теплу и быстро простуживается. Нельзя ставить кровать ребенка и у выходной двери.

Нельзя укачивать ребенка ни на руках, ни в кровати, ни в коляске, укачивание одурманивает грудного ребенка, и сон его становится тяжелым. Здоровый ребенок хорошо засыпает и без укачивания. Даже если грудной ребенок уже привык к укачиванию, его можно в течение 5-6 дней приучить спать без укачивания.

Не следует свивать ребенка. Свивальник сдавливает грудь ребенка, что препятствует ее правильному развитию, мешает ребенку свободно двигать ручками и ножками.

У каждого новорожденного ребенка замечается некоторая естественная кривизна ножек, при свободных движениях эта кривизна скорее исчезает.

Кожа ребенка от свивания легко подвергается опрелости. Сухая кожа, легко заболевающая при свивании и при кутании ребенка, под влиянием воздуха становится мягче, крепче, чище. Если ребенок лежит без свивальника, воздух легко проникает через пеленки к его коже.

Грудного ребенка, особенно в первые месяцы жизни, надо всячески беречь от инфекции. Необходимо обращать внимание на чистоту одежды не только ребенка, но и тех, кто за ним ухаживает. Подходить к ребенку следует всегда с чистыми руками (предварительно вымытыми с мылом и щеткой).

Кожа грудного ребенка ввиду ее нежности и легкой повреждаемости требует очень тщательного ухода.

Утром и вечером производится обязательный туалет, состоящий в умывании лица и шеи кипяченой водой. Необходимо следить за чистотой ручек грудного ребенка. Ребенок сует ручки в рот, сосет их; грязными ногтями ребенок царапает свое тело, вносит заразу в кожу. Ручки ребенка моются отдельно с мылом.

Ногти обрезаются ножницами по мере отрастания.

Ушные раковины протираются ватой или марлей, смоченными водой; слуховой проход - ватным фитильком с вазелиновым или растительным прокипяченным маслом. Для очистки ушей ни в коем случае нельзя употреблять палочек, спичек, шпилек и т. п.

При малейшей течи из уха надо обратиться к врачу.

Ежедневно грудного ребенка купают в ванне или корыте, специально для этого предназначенном. Купание прекращают, только если ребенок болен.

В первые 5-7 дней жизни ребенка (до отпадения пуповины) общей ванны ребенку не делают, а только обмывают его ежедневно теплой кипяченой водой с мылом. До заживления пупочной ранки грудного ребенка надо купать в кипяченой воде.

Перед купанием и после него ванночку надо тщательно вымыть щеткой с мылом и сполоснуть горячей водой.

В ванночке нельзя стирать белье, даже пеленки ребенка.

В чисто вымытую кипятком ванну наливают воду 36-37°C (измерять температуру воды надо градусником, а не на ощупь). На дно ванны кладется сложенная в несколько раз пеленка.

Мыло, которым моют ребенка, должно быть мягким, жирным, не раздражающим его кожу (лучше всего «Детское»).

Для купания и обмывания ребенка следует пользоваться куском гигроскопической ваты, мягкой тряпочкой или рукавичкой, а не губкой, которая легко грязнится и плохо очищается. Мыть с мылом достаточно 1 раз в 2-3 дня.

Личико грудного ребенка моют из отдельной чашки кипяченой водой.

Головку надо тщательно промывать, не оставляя на ней корок; если они не смываются теплой водой, надо посоветоваться с врачом, как их удалить.

При купании надо следить, чтобы вода не попала в уши ребенка.

Ванна не должна утомлять ребенка: ребенка до 6 месяцев можно держать в ванне 5 мин., детей постарше - не более 10 мин.

Вынув грудного ребенка из ванны и повернув лицом вниз, обливают его из кувшина чистой водой (температура на 1°С ниже, чем температура воды в ванне), накидывают пеленку и, положив грудного ребенка на стол или кровать, осторожно обсушивают его кожу, растирая рукой по пеленке.

После этого складки в пахах, подмышками, за ушками смазывают маслом вазелиновым или прокипяченным подсолнечным или припудривают тальком или другой детской присыпкой (см. рисунок ).

Зимой лучше всего купать ребенка вечером перед сном; летом можно купать в любое время дня. И летом и зимой ванну надо делать перед едой или не раньше, чем через 2 часа после еды. Больше 1 раза в день купать ребенка не рекомендуется.

Подмывать ребенка надо теплой водой с мылом каждый раз, как он марается, а затем присыпать тальком.

Глаза грудного ребенка нужно ежедневно промывать отдельной для каждого глаза ваткой, смоченной чистой кипяченой водой или раствором борной кислоты. Промывать глаза надо от наружного угла глаза к внутреннему, т. е. от виска к носу.

Нос прочищают ватными фитильками, смоченными маслом, для удаления корок. При дыхании носом лучше развивается грудная клетка и легкие; когда ребенок дышит носом, он лучше ест, лучше спит и меньше подвержен заболеваниям.

Перед прогулкой обязательно нужно прочистить нос.

Если у ребенка насморк, необходимо посоветоваться с врачом, т. к. даже легкий насморк может нарушить правильное сосание. При появлении насморка надо сразу измерить ребенку температуру.

Измерение температуры грудного ребенка лучше проводить в заднем проходе, чем подмышкой (температура в нем на несколько десятых выше), для чего кончик термометра смазывают вазелином, ребенка кладут на бочок, левой рукой придерживают его ножки, а правой осторожно вводят термометр в задний проход.

Когда ртутный столбик перестает повышаться (минуты через 3), термометр вынимают.

Если у ребенка нет жара, при насморке не следует прекращать купания и прогулки.

Стирать белье грудного ребенка нужно отдельно от белья взрослых. Ни в коем случае нельзя подсушивать загрязненные пеленки.

Высушенная пеленка остается грязной, пахнет мочой. Подмоченные пеленки надо вымыть с мылом и прокипятить, а потом (сухие) прогладить с обеих сторон горячим утюгом. В крайнем случае пеленки можно прополоскать в воде.

Одежда ребенка должна быть легкой и достаточно теплой, не должна стеснять его движений. Она не должна препятствовать испарению пота и других выделений кожи.

Одежда до 5 месяцев: распашонка, запахивающаяся сзади, кофточка из более плотной ткани (или вязаная), завязываемая спереди.

Завертывать в клеенку ребенка не следует.

Пеленкой, сложенной углом, завертывают нижнюю половину туловища, протягивают ее нижний угол между ног, завертывают ребенка с ножками в тонкую пеленку вплоть до подмышек, а затем в более толстую, бязевую или байковую, подгибая нижнюю часть пеленки в виде конвертика.

Если недостаточно тепло в комнате, можно прикрыть ребенка байковым одеялом.

Руки ребенка остаются свободными (см. рисунок ).

С 3 месяцев вместо завертывания в пеленки на грудного ребенка надевают штанишки (ползунки),которые удобны для движений ребенка и хорошо защищают его от охлаждения.

Одевать ребенка надо по погоде. Для ребенка особенно опасно перегревание, т. к. при этом он легко простужается и часто страдает поносами.

Поэтому особенно вредно кутать ребенка летом, он и без того слабеет от жары. Летом грудного ребенка одевают в легкую распашонку и пелёночку.

Не нужно приучать ребенка к чепцу или косынке; лучше, если он спит с непокрытой головкой.

С первых дней жизни надо приучать ребенка к свежему воздуху. Чистый прохладный воздух закаляет организм ребенка, возбуждает аппетит, укрепляет кожу и легкие ребенка и предохраняет его от разных заболеваний.

Приступать к закаливанию грудного ребенка надо осторожно, т. к. кожа его недостаточно регулирует тепло.

Необходимо пользоваться каждой переменой пеленки, чтобы приучить ребенка к воздушной ванне.

Надо менять пеленки (ни в коем случае не согревать их) не спеша, чтобы ребенок минуты 2 пролежал голеньким, - это и будет постепенным переходом к настоящей воздушной ванне, т. е. пребыванию ребенка голым на воздухе.

Воздушная ванна при правильном ее применении очень полезна и совершенно безопасна для ребенка. В холодное время года воздушную ванну нужно делать в комнате, а в теплое - на дворе, в саду, поле, лесу по 2-3 раза в день. Начиная с 1-2 мин., постепенно продолжительность воздушной ванны увеличивают до получаса в день, но нельзя допускать, чтобы ребенок озяб и начал икать.

Гулять грудного ребенка нужно выносить ежедневно по 2-3 раза в день по 1½ часа, а летом - по возможности на целый день.

Без прогулок грудной ребенок бледнеет, становится капризным, плохо ест.

Новорожденного в первый раз выносят летом сейчас же по возвращении из родильного дома; зимой выносят через 2 недели после рождения, если температура не ниже 10°С мороза и лишь на несколько минут, при этом лицо ребенка оставляют открытым или покрывают легкой кисеей или марлей в один слой.

Первая прогулка разрешается лишь тогда, когда нет резкого ветра, продолжительность ее 2-3 м нуты. Изо дня в день продолжительность прогулки увеличивается в зависимости от погоды. Месячный ребенок может находиться на воздухе зимой 35-40 мин. в день. Когда он привыкнет к таким прогулкам, можно время прогулки увеличивать ежедневно на 5-10 мин. и гулять с ребенком 2-3 раза в день.

После 3 месяцев ребенка зимой хорошо держать на воздухе не менее 4 часов в день. При сильном морозе или резком ветре следует уменьшить продолжительность каждой прогулки, но чаще выносить ребенка на воздух. Грудной ребенок должен бывать на воздухе ежедневно, во всякое время года, при всякой погоде, кроме сильной метели и дождя.

Обычно во время прогулки зимой дети спят. В зимнее время ребенка надо одевать так, чтобы он возвращался с прогулки теплым, но не потным. Очень удобен для грудного ребенка спальный мешок.

Воспитание грудного ребенка должно начинаться с рождения. В первые месяцы воспитательные приемы неотделимы от ухода за ребенком, но в то время они воспитывают в ребенке определенны навыки, приучают его к правильному режиму; определенному времени для кормления, сна, прогулки, бодрствования.

Ребенок приучается к порядку и спокойно лежит в перерывах между кормлениями. Он сам развлекается, забавляется своими ножками, разглядывает и изучает свои ручки, знакомится с игрушками.

Ночной перерыв в еде приучает грудного ребенка спокойно спать, а матери дает возможность отдохнуть.

Грудной ребенок нуждается в ласке, в том, чтобы иногда поносили на руках. Но не следует приучать ребенка быть на руках весь день, в противном случае не будет покоя ни матери, ни самому ребенку.

Мать и близкие должны разговаривать с грудным ребенком, приучая его к звукам, играть с ним. В возрасте около 1½ месяцев надо показывать ему игрушки, он начинает их хватать.

Здоровый ребенок должен засыпать сам в любой обстановке.

Когда положили ребенка спать, не нужно в это время ни затемнять комнаты, ни добиваться абсолютной тишины, но не нужен и лишний шум.

Как мать, так и другие взрослые должны спокойно и ласково обращаться с грудным ребенком, не дела ему неприятное.

Нельзя кричать на ребенка, шлепать его или бить.

Часто ребенок не понимает, что от него хотят. Если ребенок плачет, надо выяснить причину этого. Спокойствие грудного ребенка во многом зависит от спокойного отношения к нему окружающих.

С 4-5 месяцев надо приучать ребенка просится «на горшок». Постараться вовремя - обычно до и после кормления, перед сном и после сна - подержать ребенка над горшком, похвалить, приласкать его, когда он помочится.

Очень важно всячески развивать двигательные способности ребенка, но при этом надо соблюдя некоторую осторожность.

Если посадить ребенка раньше времени, когда его тельце еще не окрепло, он, хотя и обложенный подушками, будет сидеть сгорбившись, ссутулившись - в результате может искривиться позвоночник.

Если преждевременно начать учить ребенка ходить, то это может повлечь искривление ножек.

С 2½ - 3 месяцев надо класть ребенка на живот. Положение на животе укрепляет мышцы шеи, спинку, ножки. Класть ребенка на живот надо на чем-либо жестком и нельзя оставлять его в это время без присмотра.

Когда грудной ребенок начинает ползать, надо поощрять ползание ребенка, разложив игрушки и предоставив возможность ребенку дотянуться до них, поползать (см. рисунок ).

Игрушки ребенку нужны: правильно подобранная игрушка способствует правильному развитию ребенка. У ребенка не должно быть сразу много игрушек, ему нужно дать возможность сосредоточься на одной игрушке, разглядеть ее, изучить. Большое количество игрушек утомляет ребенка.

Игрушка не должна быть очень тяжелой, чтобы ребенок мог легко и свободно играть ею; не следует давать ему очень мелких вещей, которые он мог бы проглотить и подавиться.

Игрушки не должны иметь острых углов, чтобы ребенок не порезался.

Большое удовольствие доставляют ребенку цветные яркие игрушки, они должны быть покрыты прочной несмывающейся краской, т.к. игрушку ребенок берет в рот.

Лучше всего для ребенка игрушки из резины целлулоида, дерева и кости, которые можно мыть теплой водой с мылом.

Не следует давать ребенку игрушку, упавшую на пол, не вымыв ее.

Игрушки из папье-маше, а также игрушки, покрытые волосами, шерстью (зайцы, мохнатые «мишки» и т. п.) грудному ребенку давать запрещается.

«12 шагов в будущее» . По просьбам молодых мам и пап, а также тех, кто только готовится стать родителями, в течение всего года мы постараемся провести их через нелегкие и ответственные первые 12 месяцев жизни ребенка. Чему-то научим, от чего-то предостережем. Ведет рубрику врач-педиатр, кандидат медицинских наук Валентина Ивановна ШИЛЕНКИНА.

"Мамины «почему?»" >>>

По вашей просьбе, дорогие читательницы, мы вводим новую рубрику "Мамины «почему?»" , где на вопросы, связанные с воспитанием самых маленьких, будут отвечать опытные специалисты. Будем печатать также советы мам и пап, почерпнутые из копилки их семейного опыта.

Кашель может быть сигналом огромного количества недугов. Наличие кашля у грудного ребенка очень часто...
  • Когда и как начать прикорм... Время введения грудному ребенку прикорма напрямую зависит не только от возраста малыша, но и от его физического...
  • Кормление грудью О пользе грудного вскармливания, как для матери, так и для малыша уже сказано и написано очень много....
  • Пищевая аллергия у грудного... Аллергия на те или иные пищевые продукты отмечается у грудных детей довольно часто. Под аллергией подразумевают...
  • Повышение температуры... Огромное количество патологий у грудных детей дают о себе знать в самую первую очередь с повышения температуры....
  • Почему у ребенка до года... У детей грудного возраста запоры – явление довольно частое. Как правило, они вызваны функциональными...
  • Сбой пищеварения у грудного... Грудной ребенок не в силах поведать своим родителям, что, где и как у него болит. Слава Богу, что каждая...
  • Физиологический насморк... В случае если возраст малыша не более двух с половиной месяцев, тогда хлюпающий нос не всегда можно считать...
  • Что делать, если у ребенка... Прежде, чем начать воздействовать на организм ребенка, страдающего запорами, нужно наладить микроклимат...
  • Правила измерения температуры у грудничка
    В самую первую очередь родители должны помнить о том, что измерять малышу температуру следует в момент его полного спокойствия. Не стоит этого делать после того, как ребенок поест либо после сильного плача. В таких случаях показатели чаще всего являются завышенными. Если Ваша интуиция подсказывает Вам, что показатели не совсем верные, через определенный промежуток времени измерьте малышу температуру повторно. Для измерения температуры у грудничков следует использовать специальные цифровые градусники, являющиеся безопасными.

    Способы измерения температуры
    Измерить температуру у грудного ребенка можно несколькими способами, а именно:

    • лобным термометром;
    • ректальным термометром;
    • в подмышечной впадине ртутным либо цифровым термометром;
    • термометром-соской;
    • ушным термометром.
    Как должны вести себя родители, если у их малыша повысилась температура?
    В самую первую очередь родителям нужно взять себя в руки и ни в коем случае не разводить панику. После этого, если есть такая возможность, позвоните врачу и обсудите с ним сложившуюся ситуацию. Врач обязательно расскажет Вам, как нужно действовать в таких ситуациях. Мы же сообщим, что грудничкам при повышении температуры в первую очередь следует давать большое количество жидкости. В случае если повышение температуры наблюдается у ребенка старше двух месяцев, однако он продолжает играть, спать и кушать, тогда особо переживать по этому поводу не нужно. Спокойно дожидайтесь врача. В случае же если у ребенка высокая температура, но при этом его руки и ноги являются холодными, а кожа бледной, тогда любыми способами постарайтесь как можно быстрее снизить температуру. Это важно, так как в противном случае у ребенка могут начаться судороги .

    Приемы, способствующие снижению температуры
    При повышении температуры у грудного ребенка можно использовать как немедикаментозные, так и медикаментозные приемы. Что касается немедикаментозных приемов, то к их числу можно причислить как обмывание тела, так обертывания мокрой пеленкой, обтирание слегка прохладной водой, очистительные клизмы, а также компрессы из воды с добавлением уксуса. Ребенок в таких случаях должен быть полностью раздетым. Если говорить о медикаментозных приемах, то в данном случае на помощь придут специальные жаропонижающие медикаменты. Грудничкам, как правило, разрешается давать ибупрофен , а также парацетамол . Применяются данные медикаменты как в виде свечей, так и в форме сиропа, а также суспензии.

    Каковы методы терапии кашля у грудного ребенка?
    Терапия кашля у грудничков осуществляется, прежде всего, под строгим контролем специалиста. При наличии кашля ребенку необходимо как можно больше двигаться, так как только таким образом можно ускорить отхождение мокроты. Немаловажное значение в таких случаях имеет и массаж . Массажировать в данном случае следует грудную клетку, а также рефлексогенные зоны. Массаж проводится похлопывающими, а также постукивающими движениями с использованием бальзамов на растительной основе. В случае если кашель стал причиной отказа малыша от еды, заставлять его лишний раз не стоит. Зато детям в таких случаях нужно давать пить как можно больше жидкости. В случае если у грудничка кашель был спровоцирован острой респираторной вирусной инфекцией, тогда все мероприятия направлены в самую первую очередь на разжижение, а также выведение мокроты. Воздух в комнате, в которой находится больной ребенок, должен быть влажным. Не обойтись в данном случае и без специальных отхаркивающих лекарственных препаратов.

    Каковы меры профилактики кашля у грудного ребенка?
    Прежде всего, это закаливание . Закалять ребенка следует сразу же после его появления на свет. Чтобы предупредить развитие данного состояния, ребенка следует ежедневно выводить на улицу, причем при любой погоде. Ни в коем случае не курите в помещении, в котором есть ребенок. В случае если в городе отмечается вспышка вирусного заболевания, тогда лучше всего не выходить с младенцем в места большого скопления людей. В случае если заболел кто-то из близких людей, сразу же наденьте на него ватно-марлевую повязку. Как в зимнее, так и в весеннее время года рекомендуется проводить двухмесячный курс профилактики поливитаминными препаратами. Чтобы укрепить защитные силы организма грудного ребенка, ему следует провести специальный курс массажа.

    Время введения грудному ребенку прикорма напрямую зависит не только от возраста малыша, но и от его физического развития. Определить это время сможет как педиатр , так и Ваши личные наблюдения. Так, к примеру, если общий вес ребенка составляет около шести килограмм, он уверенно держит головку и поворачивает ее, а также сидит с Вашей поддержкой, значит, введение прикорма можно начинать.

    На самом деле начало введения прикорма принято считать достаточно ответственным и важным моментом, так как данный процесс требует от мамочки особого внимания по отношению к ребенку. В самую первую очередь стоит отметить, что самый первый прикорм возможен не раньше четырех месяцев, но при этом не позднее полугода. Раньше четырех месяцев вводить грудному ребенку прикорм не рекомендуется и все потому, что в данный период кишечник ребенка развит не до конца. В результате о себе могут дать знать различного рода аллергические реакции, а также расстройства пищеварения. Помимо этого введение прикорма станет причиной снижения количества употребляемого грудного молока. А ведь именно с грудным молоком в организм младенца поступают не только защитные компоненты, но и пищевые вещества, а также энергия и витамины .

    Что касается введения прикорма позже полугода, то его также стоит избегать. Все дело в том, что уже после шестого месяца организм ребенка нуждается в наибольшем количестве энергии и питательных компонентов, которых в грудном молоке намного меньше. Железо в данном возрасте организм малыша может получить только из каш, предназначенных для детского питания . В этом возрасте очень важно также разрабатывать жевательный рефлекс, что при процессе сосания является невозможным. Помимо этого дети старше полугода нуждаются в психическом и эмоциональном развитии, которое можно получить за счет новых вкусовых качеств, а также новых структур пищи.

    Сразу же отметим, что любой прикорм не в состоянии заменить малышу грудное молоко. Введение прикорма первоначально предусматривает использование однокомпонентных продуктов питания. Это могут быть фруктовые либо овощные пюре, в состав которых входит только один овощ либо фрукт. Грудничкам в этом возрасте можно давать и каши, самое главное не добавлять в них молоко и сахар. Каши тоже должны состоять из одного вида зерновой культуры. Однокомпонентные продукты питания дадут возможность увидеть, каким образом реагирует организм грудного ребенка на те или иные элементы. Очень важно обратить внимание всех мамочек еще и на то, что прикорм следует вводить постепенно, начиная с половины чайной ложечки.

    Первоначально лучше всего остановить свой выбор на безглютеновых кашах, а именно на рисовой и гречневой каше. Дело в том, что именно эти зерновые культуры не вызывают), несовершенной нервной регуляции желудочно-кишечного тракта, а также недостаточной выработки пищеварительных ферментов.

    Все причины запоров у детей до года условно можно разделить на две большие группы.

    Немаловажно отметить и тот факт, что чрезмерное кутание малыша не сможет уберечь его от тех или иных патологий. Грудных детей наоборот нужно закаливать, но только постепенно. Именно закаливание поможет приучить маленький организм спокойно переносить различные погодные условия, а также частые перемены температуры воздуха. Очень важно, чтобы родители каждый день выводили ребенка на свежий воздух, причем в любую погоду.

    Чрезмерно кутать ребенка тоже ни в коем случае нельзя, тем более, если он находится в помещении. Надевать в комнате малышу платок или чепчик не стоит. Примерно со второго – третьего месяца жизни грудничка начинайте делать ему воздушные ванны – полностью разденьте ребенка и дайте ему полежать совершенно голеньким на животе либо на спине. Вначале продолжительность таких ванн должна составлять не более двух минут. Затем время их проведения постепенно увеличивают до десяти – пятнадцати минут. В летний период такие ванны проводят на улице, но не под прямыми лучами солнца, а в тени.

    Уже начиная с третьего – четвертого месяца можно перейти и к обтиранию тела. Проводится оно рукавичкой, предварительно смоченной в теплой водичке. Обтирание начинаем с ног, затем переходим к груди, животу, спине и ручкам. Сразу же после этого берем мягкое полотенце и тщательно вытираем младенца до тех пор, пока его кожный покров не порозовеет. Следует отметить, что теплой водой проводят обтирания только вначале. Очень важно постепенно уменьшать градус используемой для обтирания воды.

    С самого рождения, малыш контактирует с различными предметами одежды – пеленками, распашонками, штанишками шапочками и так далее. Для малыша невероятно важно, чтобы первый контакт с окружающим миром, в том числе и с одеждой, не причинял отрицательных эмоций. Кроме того, неправильно подобранная одежда может стать причиной появления потницы, аллергии, а также других неприятностей. Познакомимся подробнее с некоторыми особенностями и правилами, которые необходимо запомнить при выборе одежды для малыша.

    ГРУДНОЙ РЕБЁНОК, ребёнок с момента рождения и до конца 1-го года жизни. В этом возрасте выделяют также период новорождённости, который длится 3 недели (у недоношенных - четыре) и заканчивается исчезновением так называемых пограничных (транзиторных, адаптивных) состояний.

    Характерной особенностью грудного возраста является увеличение роста и массы тела. Длина тела доношенного новорождённого в среднем равна 50 см, масса тела - 3,0-3,5 кг. Рост здорового ребёнка увеличивается в течение 1-го года жизни на 25-30 см, а масса достигает 10 кг и более. Грудной период характеризуется постепенной адаптацией организма ребёнка к условиям окружающей среды, заключающейся в интенсивном росте и совершенствовании функций всех органов и систем. Температура тела у грудного ребенка на 0,3-0,4° выше, чем у взрослого человека.

    Функциональная недостаточность желудочно-кишечного тракта делает грудного ребенка более предрасположенным к острым и хроническим расстройствам питания и пищеварения в результате нерационального вскармливания, воздействия инфекций и других факторов.

    Особенности сосудистой системы и терморегуляции предопределяют так называемую термолабильность и возможность развития гипертермических реакций. Анатомо-физиологические особенности кожного покрова грудного ребенка определяют более выраженную активность течения инфекционных и аллергических заболеваний. Подкожно-жировая клетчатка у грудных детей интенсивно нарастает в течение всего этого периода.

    В грудном возрасте нередко возникают диатезы.

    Для грудного ребенка характерны пониженная возбудимость и быстрая утомляемость коры головного мозга; часто наблюдаются физиологическое косоглазие и нистагм. К концу 1-го месяца нистагм исчезает, движения глаз становятся координированными, ребёнок фиксирует яркие предметы.

    С 7-8 недели ребёнок поворачивает голову или глаза на звук (резкий звук вызывает вздрагивание и мигание). Чувство вкуса развито уже у новорождённого; на 3-м месяце жизни здоровый ребёнок достаточно тонко дифференцирует основные вкусовые раздражители. В первые месяцы жизни грудные дети реагируют на сильные запахи. Постоянная и чёткая дифференцировка нескольких запахов возникает к 4-му месяцу жизни.

    Окружность головы, при рождении составляющая 34-35 см, увеличивается к году до 47 см. Большой родничок у новорождённого может увеличиваться в размерах после рождения, но затем уменьшается и полностью закрывается к 9-18 мес. Малый родничок обычно закрывается к 3-4-му месяцу жизни.

    Нормально развивающийся здоровый грудной ребенок в возрасте 2 месяцев следит глазами за двигающимся предметом, улыбается в ответ на улыбку, гулит, лёжа на животе, поднимает голову и приподнимает грудь; начинает удерживать предметы всей рукой. В 3 месяца он улавливает направление звука, переворачивается со спины на бок, свободно держит голову; тянет предметы в рот, забавляется с игрушками. В 4 месяца реагирует на незнакомое лицо; поворачивается со спины на живот, берёт и удерживает предметы. В 6 месяцев ребёнок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать, поднимается на ноги при подтягивании за руки, делает первые попытки переступать, берёт предметы одной рукой, произносит слоги «ба», «ма» и т. п. В 7 месяцев он рассматривает своё изображение в зеркале, поднимает и тянет в рот бутылочку, ползает, самостоятельно сидит, встаёт на колени; появляются повторения слогов «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д. В 9-10 месяцев поднимается и стоит без опоры; ходит с поддержкой, открывает и закрывает дверцы, берёт мелкие предметы двумя пальцами. С 10 месяцев произносит слова «мама», «баба», выполняет простые требования, понимает запрещение. К 1-му году жизни ребёнок обычно ходит без поддержки, произносит 8-12 слов.

    Органы пищеварения грудного ребенка приспособлены главным образом к перевариванию молока. Полость рта относительно мала, язык велик и почти полностью заполняет её. Жевательные мышцы развиты хорошо, что облегчает ребёнку акт сосания. Отделение слюны околоушными, подчелюстными и подъязычными слюнными железами происходит рефлекторно под влиянием различных раздражителей. Количество слюны увеличивается в возрасте 3-6 месяцев. В 6-8 месяцев у детей появляются первые молочные зубы. К концу 1-го года жизни у ребёнка прорезаются 8 зубов. Ёмкость желудка у новорождённого составляет 30-35 мл, увеличиваясь к году до 250-300 мл. На секреторную активность желудочных желёз оказывает влияние характер вскармливания ребёнка. В первые часы (от 3 до 19) после рождения кишечник освобождается от первородного кала (мекония). У детей 1-го месяца опорожнение кишечника происходит 5-7 раз в сутки, со 2-го месяца реже - 3-6 раз, к году - 1-2 раза. Испражнения здорового грудного ребенка жёлтого цвета с кислым запахом (при искусственном вскармливании - более светлого цвета и с резким запахом).

    Органы дыхания грудного ребенка несут повышенную нагрузку, так как потребность в кислороде у него больше, чем у взрослого, вследствие интенсивного обмена веществ. Число дыханий в минуту у детей в возрасте от 2 недели до 3 месяцев - 40-45, от 4 до 6 месяцев - 35-40, от 7 до 12 месяцев - 30-35.

    С момента рождения ребёнка прекращается плацентарное кровообращение, лёгкие расправляются и наполняются кровью, а зародышевые кровеносные пути (боталлов проток, овальное отверстие и остатки пупочных сосудов) закрываются. Пульс у детей при рождении около 120-140 ударов в минуту, в 6 месяцев - 130-135 и к году - 120-125.

    Таким образом, к 12 месяцам жизни основные функциональные системы ребёнка являются достаточно зрелыми для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

    Лит.: Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М., 1960; Руководство по неонатологии / Ред. Г. В. Яцык. М., 2004; Физиология роста и развития детей и подростков: [В 2 т.]. 2-е изд. М., 2006.

    Г. В. Яцык, А. А. Степанов.



    Публикации по теме