Хорошая память: простые способы для тренировки. Есть ли польза от программ для развития памяти? Тренировка рабочей памяти

Хорошая память, как правило, считается полезным практическим навыком. Однако реальная польза от обладания ею простирается гораздо дальше. Оказывается, те, у кого хорошая рабочая память, имеют ярко выраженную тенденцию к оптимизму, ментальной адаптивности и гибкости, обладают здоровой уверенностью в себе, чаще удовлетворены работой и личной жизнью, реже болеют и скорее поправляются. А самое главное - они в целом ощущают себя более счастливыми людьми, чем те, память которых хуже. В связи с этим мы в How to Green решили подготовить материал о способах развития памяти.

Что такое рабочая память

Это наша способность одновременно запоминать, обрабатывать и использовать полученные данные. Примеры информации, с которой работает этот вид памяти: имена, лица, даты, факты и формулы, изученные к экзамену, презентация, подготовленная для выступления перед коллегами, назначенные встречи и даже шутки и анекдоты. Сложно усомниться в ключевой роли памяти для нашей социальной адаптации, включающей карьеру и все виды межличностных отношений (семью, друзей, коллег и прочие).

Что влияет на качество нашей памяти

Стресс - основная причина ухудшения памяти. Сюда относятся: некачественное питание, токсины из окружающей среды, эмоциональные травмы и простая совокупность ежедневных раздражителей - цейтнот, пробки, сложные ситуации на работе и дома. Повышенный уровень гормона стресса оказывает разрушительное воздействие на способность запоминать информацию и оперировать ею.

Поэтому первое, о чём стоит задуматься в деле улучшения рабочей памяти, - это снижение уровня стресса в организме. В этом поможет здоровый режим и такие его составляющие, как:

  • правильное питание - никакого фастфуда и рафинированного сахара; рацион, включающий продукты с низким гликемическим индексом, голубику, кокосовое масло, омега-3 жиры и витамины группы В, С и Е;
  • постоянные физические нагрузки - приток крови к мозгу способствует лучшему его насыщению нутриентами и кислородом, это улучшает мыслительную функцию и концентрацию;
  • здоровый сон и медитация - и то и другое имеет одинаково положительный эффект на качество рабочей памяти: во время покоя наш мозг перестаёт обрабатывать информацию и происходит крайне важный процесс закрепления данных.

Практические методы развития рабочей памяти

Вместе с комплексом мер ЗОЖ в деле улучшения рабочей памяти здорово помогают специальные упражнения, тренирующие мозг. О них пойдёт речь далее.

1. Мнемоника

Этот метод развивает память через ассоциации. В основе упражнения всегда лежит последовательность, которая ввиду частого использования запоминается наизусть. К каждому её элементу мысленно прикрепляется факт или объект, который необходимо запомнить. Вот пример.

В качестве основной последовательности можно взять маршрут, который вы помните вплоть до мельчайших подробностей. Например, когда отправляетесь на пробежку в местный парк:

  • дверь - её вы закрываете, выходя из квартиры;
  • консьержка - её вы приветствуете, спустившись вниз;
  • лавочка - стоит сразу на выходе;
  • магазин - первое здание, мимо которого вы проходите;
  • парковка - следует за магазином;
  • … и так далее до старта пробежки.

И допустим, есть список мест, куда вам сегодня необходимо заехать, и этот список вам нужно запомнить. Например: копировальный центр, магазин косметики, спортклуб, банк, салон связи. Теперь следует привязать этот список мест к первой последовательности с помощью ассоциаций. Они могут быть смешными, странными и понятными только вам. Не переживайте насчёт нелепости ассоциаций - ведь кроме вас о них никто не узнает. Вот пример:

  • дверь - в копировальном центре вы распечатаете договор, который откроет «дверь» к новым финансовым возможностям;
  • консьержка - у этой пожилой дамы всегда яркий макияж, она наверняка часто бывает в магазине косметики ;
  • лавочка - возвращаясь с пробежки, вы тянетесь и делаете выпады, используя лавочку, она ваш мини-спортклуб ;
  • магазин - это большой банк товаров;
  • парковка - мобильными являются не только водители авто с парковки, но и все, кто пользуется услугами салона связи , ведь у них есть мобильные телефоны.

Попрактиковавшись, с помощью такого метода вы сможете запоминать до 50 и более объектов. Другой способ - это когда в качестве основной последовательности берутся цифры от 1 и до необходимого вам числа. Далее к цифрам рифмуются любые слова, и после с помощью ассоциаций привязываются необходимые объекты.

2. «Обратная хронология»

Это специальное упражнение желательно делать каждый день в течение нескольких недель. Займёт оно не более 5 минут. Вечером сядьте в тихом месте, прикройте глаза и вспомните все события прошедшего дня в обратной последовательности. Начинайте прямо с текущего момента. Ваша последовательность может выглядеть примерно так: нанесла на лицо ночной крем, умылась, посмотрела серию любимого сериала, поела, приготовила ужин, переоделась (придя с работы) и так далее до самого пробуждения. «Обратная хронология» творит чудеса - попробуйте и убедитесь сами. И кстати, вы не заметите, как довольно скоро начнёте прекрасно помнить свои сны - это один из эффектов от постоянной вечерней практики упражнения.

3. Чтение и запоминание

Одним из наиболее эффективных способов развития памяти является запоминание стихов. Это тренирует мозг и со временем развивает способность удерживать в памяти большие объёмы информации. Интересно, что не зубрёжка за пару часов, а регулярные и не слишком долгие занятия дают наилучший результат. Как вариант, устройте себе челлендж и начните учить поэму «Евгений Онегин», при этом занимайтесь не более 30 минут в день. И важно - после занятия давайте себе отдохнуть, тогда запоминаться материал будет ещё лучше. На отдых достаточно 10 минут, просто прикрывайте глаза и расслабляйтесь.

4. Иностранные языки

Изучение языков эффективно не только для социальной адаптации во время путешествий, но также и для развития памяти. Работает это как гимнастика для мозга. Его, кстати, часто ассоциируют с «мышцей», которую, как и другие мышцы тела, нужно постоянно поддерживать в тонусе. Запоминая новые слова и выражения, соотнося их со значениями из родного языка, мы улучшаем общую способность мозга запоминать любую информацию.

5. Шахматы

Положительное влияние регулярной игры в шахматы на нашу память доказано научно. Среди причин - необходимость помнить сложные правила, стиль и стратегию оппонента и стараться не допустить ошибок, сделанных ранее. Кроме памяти, шахматы улучшают креативность, способность фокусироваться и повышают IQ.

6. Приложения для смартфона

Если вы активный пользователь мобильных приложений, то с лёгкостью подберёте одно-два максимально интересных вам. В большинстве случаев они предлагают комплексное развитие когнитивных способностей мозга. Задания представлены в виде развивающих игр, головоломок и задач на запоминание. Вот несколько приложений, которые приглянулись нам:

  • Lumosity;
  • Peak;
  • Memorado;
  • Brain+;
  • Elevate.

Пожалуй, самый простой и приятный способ развивать рабочую память лежит через культивирование любви и положительных эмоций. Проводите больше времени на природе, встречаясь с друзьями или выгуливая пса, радуйте себя букетом цветов, занимайтесь любимым хобби, помогайте нуждающимся. Такие активности здорово снижают уровень эмоционального и физического стресса. А в результате - вы легко вспоминаете и к слову используете вдохновляющие цитаты, блещете знанием поэзии и просто не забываете о днях рождения близких. В общем, одни плюсы!

Правильная техника тренировки памяти и развития внимания – важные составляющие для людей, которые поддерживают работу мозга в тонусе и не хотят ничего забывать. Нет плохой или хорошей памяти – бывает та, которой нужна тренировка. Поэтому вопрос «как тренировать память?» является актуальным для современного человека. Ведь каждый день мы сталкиваемся с потомком информации, которая требует сортировки, а важная – запоминания. В этой статье мы разберемся, как и с помощью каких методов можно улучшить показатели памяти.

По типу восприятия информации, классификация состоит из следующих видов:

  • Мгновенный вид – оценочная память, функционирующая буквально секунды. Она работает, когда мы переходим дорогу и смотрим не едет ли навстречу автомобиль, или когда складываем числа в уме.
  • Кратковременный вид – информация, которую мы получаем от внешних раздражителей. Срок хранения информации – 3 месяца. До того как мозг освободится от лишних воспоминаний, на нейронном уровне принимается решение – перенести полученные сведения в долговременную память или нет.
  • Долговременный вид – информация, прошедшая отбор из кратковременного вида. Мы можем воспроизводить её в голове сколько угодно раз, помнить месяцами и даже годами.

Чем лучше развит мгновенный и кратковременный вид, тем проще информация переходит в долговременный. А чем больше информации у нас в долговременной памяти, тем более интеллектуально развитыми мы становимся.

С рождения у каждого человека преобладает тот или иной вид памяти. При правильном использовании техник запоминания для развитого вида, вы будете помнить гораздо больше.

Но это не означает, что можно не тренировать другие виды и пользоваться только одним. Как раз наоборот, для эффективного восприятия информации, нужно пользоваться всеми доступными ресурсами мозга.

Способы и приемы для тренировки памяти

Способов как натренировать свою способность к запоминанию множество. Они направлены на один конечный результат – усвоение информации в долговременной памяти и восполнение пробелов в малоразвитом виде памяти. Нижеописанные методики – базовые. Только после их усвоения можно переходить к трудным упражнениям.

  • Метод, основанный на внимательности.

Внимание – главное составляющее работы мозга и памяти. Если на объекте нет концентрации, то ни о каком запоминании не может быть и речи. Поэтому важно направлять внимание на то, что вам нужно запомнить, подкрепляя это конкретными целями. Например, чтобы выучить ПДД поставьте себе такую цель – чем больше внимания я сконцентрирую на правилах сейчас, тем больше я выучу, и тем наименее проблематично сдам экзамены.

  • Метод, основанный на ассоциациях

Ассоциации образуют связь между кратковременной памятью и тем, что уже было заложено в долговременную. Поскольку новый воспринимаемый объект уже подкреплен в долговременной памяти, на его запоминание нужно меньше усилий и времени. Главное – ассоциация должна быть понятной и легкой для восприятия.

  • Метод повтора информации

Основан на периодическом воспроизведении полученных данных в кратковременной памяти для лучшего усвоения в долговременной. Чем новее полученная информация, тем больше потребуется концентрации и повторений.

Эти методы можно применять в повседневной жизни или для выполнения конкретных упражнений, направленных на развитие запоминания.

Выше мы условились, что выделяют кратковременную и долговременную память, и что одна напрямую связана с другой. Конечно же, натренировать можно и ту и другую, но для каждой существуют различные техники и упражнения, которые мы рассмотрим ниже.

Как тренировать кратковременную память

Техника тренировки кратковременной памяти основывается на методе повтора информации. Рассмотрим некоторые упражнения, с помощью которых можно улучшить навыки кратковременной памяти:

  • «Техника Фибоначчи» - представьте последовательность чисел, где каждое число – это сумма двух предыдущих. Например: 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5 т. е. последовательность представляет собой – 2, 3, 5 и т. д. Делайте это упражнение 30 минут в день и вы заметите как со временем показатели внимания и кратковременного запоминания улучшатся.
  • Мнемоническое упражнение «20» - попросите друга написать на листе бумаги 20, ничем не связанных друг с другом слов. Затем возьмите лист и попытайтесь за 1 минуту выучить их по порядку. Для лучшего эффекта пользуйтесь ассоциативным методом запоминания.
  • Упражнение «Абзац» - возьмите книгу, и откройте на случайной странице. Найдите в ней абзац – до 4 строк, прочитайте и попробуйте повторить уже без книги. Когда у вас будет получаться пересказывать маленькие абзацы, переходите к большим.

Как тренировать долговременную память

Для тренировки долговременной памяти применяются схожие упражнения, направленные на более долгое хранение данных. Действенный метод – постоянное повторение информации. Учите наизусть стихи или специальные материалы для работы и учебы. Неважно что, главное, сам процесс концентрации внимания на том, что вы учите. Для лучшего усвоения, проговаривайте информацию вслух и в голове.

Перечислим некоторые упражнения, которые помогут вам развить свою долговременную память:

  • Загадайте предмет, который вы видите несколько раз на дню и попытайтесь визуализировать его – вспомнить качественные свойства, внешний вид. Сделайте описание наиболее точным.
  • Составьте на бумаге список дел на день в случайном порядке. Запомните его, и в течение дня, не прибегая к помощи записи, организуйте эти дела в продуктивной для вас последовательности.
  • Выберете картину, которая вам больше всего нравится. Опишите, что вы на ней видите. На следующий день, помимо того, что нужно вспомнить предыдущее описание, вы должны дополнить его новыми характеристиками. То же проделать и на следующий день. Когда поймете, что идеи для описания картины закончились, переходите к новой.

Тренировка памяти у пожилых людей

В преклонном возрасте работа мозга заметно ослабевает. Это связано с тем, что снижается способность нервных клеток реагировать на внешние и внутренние возбудители, вследствие чего деятельность головного мозга уменьшается. Кроме ухудшения запоминания, наблюдается и потеря концентрации внимания. Но это не означает, что эти процессы являются следствием болезни, или ситуацию нельзя улучшить. Рассмотрим способы как натренировать память у пожилых людей:

  • Собирайте пазлы. Подберите понравившуюся картинку и вперед! Только не начинайте с больших и сложных, потому что они могут оказаться тяжелыми в сборке, а такое занятие вам надоест.
  • Перед тем как лечь спать разберите по полочкам события своего дня: вспомните дела, которые вы делали, с кем вы встретились, о чем говорили. Чем детальнее вспомните, тем лучше.
  • На каждую букву алфавита придумайте по 5–10 слов. На это упражнение придется затратить время, но зато по его окончании вы почувствуете активную работу мозга!
  • Играйте в настольные игры - шахматы или шашки. Особое значение уделите концентрации внимания, когда придумываете ходы. Отгадывайте кроссворды, сканворды. Играя каждый день по 30 минут, вы активизируете ваше внимание и процесс запоминания.

Программы для развития памяти и внимания

В век компьютеризации широкое распространение получили программы для развития мозга и памяти, предназначенные для ПК.

  • MemoryTester – тесты, которые помогут объективно оценить возможности мозга. На основании результатов, вы узнаете какой вид памяти вам следует в большей степени развивать.
  • Mnemonics – программа, предназначенная для отработки запоминания числовой информации. Для того чтобы быстро оперировать с числами, программа предлагает перекодировать их в слова согласно специальному коду.
  • «Лунтик. Тренируем память и внимание» - для развития мышления у детей, подойдет онлайн-версия данной игры. Лунтик поможет ребенку проверить математические способности, навыки внимания, выполняя задания во время игрового процесса.
  • VisualRepSystem – программа, предназначенная для развития визуальной памяти.
  • Language Memory Bomber - программа для изучения иностранных слов с помощью методов визуализации и ассоциативных рядов.

Таким образом, развитие и тренировка памяти – неотъемлемая часть эффективной работы мозга. У каждого может быть своя техника тренировки памяти, главное, правильно её подобрать, и тогда она принесет положительные плоды. Можно использовать все методы, предложенные в статье, или заниматься только одним упражнением – решать вам, но не забывайте, что для видимого результата нужно с постоянной периодичностью практиковаться в развитии способностей.

Заучивать стихотворение ежедневно - хорошая разминка. Благодаря этому возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению. Важно понимать, что здесь подразумевается не бездумное «зазубривание», а, в первую очередь, понимание смысла запоминаемого.

Этот прием по-разному сказывается на мозге ребенка и взрослого человека. Дошкольникам заучивание стихов позволяет активизировать мышление, создать образные представления - сначала предметы, потом действия и явления, конкретные и абстрактные величины, в конечном счете это ведет к развитию наглядно-образного и логического мышления. Память и внимание выступают в роли посредников - они задействованы в процесс, благодаря им и происходит развитие мышления, поэтому они неизбежно тренируются.

Взрослому человеку стихотворения помогают выстроить новые нейронные связи, но не заменяют комплексной тренировки памяти. Память обладает рядом свойств - объем, скорость запоминания, длительность хранения, скорость воспроизведения и помехоустойчивость. Эти свойства тренируются выборочно при заучивании стихотворений. Увеличивается общий объем хранения информации, скорость запоминания и воспроизведения именно самих стихотворений.

Помимо того, что тренируются не все свойства памяти, заучивание стихотворений затрагивает не все ее виды: развивается долгосрочная и рабочая память, в то время как краткосрочная не затрагивается.

Для комплексного развития памяти необходимо одновременно тренировать все ее свойства и виды. С этой задачей отлично справляются когнитивные тренажеры - задания в игровой форме на развитие внимания, памяти и мышления. Внимание выступает основной «двигательной» функцией мозга, которая активизирует остальные, соответственно, без включения внимания не развить память. В этом, кстати, состоит основная ошибка при заучивании стихотворений - зачастую мы механически зазубриваем последовательность слов (в этом нам помогает ритмичность), но не задействуем внимание.

Когнитивные тренажеры очень удобны тем, что на них можно заниматься онлайн. предлагает 45+ когнитивных тренажеров, из которых 12 направлены на развитие всех свойств памяти. Задания основаны на научных методиках исследования мозга, их более 15, среди которых Задача N-назад, Кривая Эббингауза, Метод Векслера, Методика Вундта, Таблицы Шульте, Методика Корси. Сервис сам подбирает оптимальную программу тренировок на основе вводного теста.

Научное исследование, проведённое недавно в Сан-Франциско (США) – лишь одно из огромного количества его аналогов, изучающих то, как кратковременная (или «рабочая») память способна существенно облегчить нашу деятельность во многих аспектах – например, повышая «многозадачность» нашего мозга или позволяя более быстро усвоить только что прочитанный сложный текст.

«Считается, что рабочая память – это одна из основных когнитивных функций человека, на которой базируются все высшие проявления умственной деятельности – такие, как речь, умение верно вести себя в экстремальной ситуации и принимать правильные решения в повседневной жизни», - заявляет Брэд Постл, работник Университета Висконсин-Мэдисон (США) и сопредседатель научного собрания Общества Когнитивной Неврологии (ОКН) (Cognitive Neuroscience Society), проведённого в Сан-Франциско и посвящённого вопросу рабочей памяти. Различные научные работы, доказывающие факт «пластичности» мозга (то есть его способности претерпевать изменения в зависимости от того или иного полученного опыта) и основанные на использовании разнообразных электромагнитных методик, позволили учёным как никогда отчётливо понять всю глубину потенциала рабочей памяти, добавляет Постл.

Краеугольным камнем в тренировке этого аспекта умственной деятельности стала так называемая «задача n-назад» ("n-back" task), позволяющая перебирать в памяти сразу несколько предметов. Человеку один за другим предъявляется ряд образов (визуальных, звуковых, реже иных). При этом человек должен определить и указать, встречался ли предъявляемый образ 1 позицию назад (задача 1-назад), или 2 позиции назад (задача 2-назад), или 3 позиции назад (задача 3-назад), и так далее. Также в задачу могут быть включены звуки различного рода, либо человеку может демонстрироваться более 1 ряда символов (двойная, тройная задача n-назад, и т.д.).

Сьюзен Джэги, работник Мэрилендского университета (США) и её коллеги после длительных научных изысканий, занявших почти десятилетие установили следующую закономерность: люди, около месяца регулярно упражнявшиеся в выполнении задачи n-назад, уделяя ей по 20 минут в день, спустя месяц показали значительные улучшения не только в выполнении самой задачи, но также и подобных ей заданиях, которых они прежде никогда не видели. «Достигнутый эффект распространялся на такие сферы умственной деятельности, как контроль внимания, чтение и математические навыки», - прокомментировала Джэги. «Причём этот эффект сохраняется даже по прошествии нескольких месяцев, что позволяет назвать его долговременным».

Конечно же, во всём этом было очень много невыясненных до конца и противоречивых моментов. Например, то, какие именно факторы порождают влияние рабочей памяти на другие аспекты умственной деятельности – а также то, какие изменения претерпевает наш мозг в процессе непрерывных умственных тренировок. Благодаря проделанной работе Постл и его коллег, совместивших умственные тренировки с электромагнитной стимуляцией мозга, на эти вопросы отчасти удалось отыскать ответы.

Тренировки развивают межнейрональные связи.

Борнали Кунду, работник Университета Висконсин-Мэдисон и сотрудник научной лаборатории Постл при помощи метода транскраниальной магнитной стимуляции (transcranial magnetic stimulation) (ТМС) и электроэнцефалографии (electroencephalography) (ЭЭГ) измерил уровень активности в определённых участках мозга до и после ежедневных тренировок с задачей n-назад, после чего сопоставил полученные результаты. «Главным открытием стало то, что регулярные тренировки с задачей n-назад позволяют человеку держать в рабочей памяти большее количество предметов либо информации любого рода», поясняет Кунду накануне научного доклада о сделанном открытии. «Улучшение рабочей памяти, в свою очередь, ведёт к развитию межнейрональных связей между различными участками головного мозга – в частности, между теменной и фронтальной областями».

В ходе выполнения задачи n-задач перед участниками эксперимента (к слову, эксперимент проводился в строго индивидуальном порядке) на экран выводилась определённая последовательность элементов, после чего решающий задачу должен был назвать цвет и расположение элемента, который появлялся перед ним несколько позиций назад. Количество возможных цветов для каждого элемента было равно семи, в то время как количество возможных позиций составляло восемь. Контрольным заданием стала игра в «Тетрис», которая, хотя и тоже связана с перемещением разноцветных символов в различные положения, тем не менее не давала возможности запомнить что-либо из увиденного. До и после выполнения задачи n-назад, участники эксперимента должны были выполнить ряд тестов на развитие когнитивных функций, одновременно с этим их подвергали ТМС, а с помощью ЭЭГ определялась интенсивность работы межнейрональных связей.

После регулярных (5 раз в неделю по 5 часов в день, в целом более 5 недель) тренировок у участников эксперимента были обнаружены значительные улучшения рабочей памяти, в результате чего они получили возможность удерживать в ней больше информации.

Здесь очень важно отметить, что, помимо улучшений рабочей памяти, также имело место улучшение работы межнейрональных связей между дорсолатеральной префронтальной корой мозга (dorsolateral prefrontal cortex) и теменной корой (parietal cortex). «Такой результат мы получили в сравнении с участниками «контрольной» группы, которым вместо задачи n-назад была предложена игра «Тетрис» на всё тот же пятинедельный срок», - прокомментировал Кунду.

Тренировка рабочей памяти также способствовала улучшению результатов в различных тестов на развитие когнитивных функций, причём, как уже было сказано, к этим тестам участники эксперимента не готовились заранее – и именно тех функций, развитие которых напрямую зависит от межнейрональных связей между ДПК и теменной корой.

Особо стоит отметить тот факт, что, по данным ЭЭГ, активность межнейрональных связей, напротив, снизилась в ходе выполнения двух тестов – первый заключался в том, что участнику предлагалось определить отличия между быстро сменяющимися последовательностями квадратов, второй же состоял в том, что участник должен был найти красную букву «С» среди набора красных и синих букв. По мнению Кунду, «вероятнее всего, нейронные цепи, активирующиеся в ходе выполнения этих двух тестов, как бы «перекрывают» друг друга, таким образом обеспечивая приток активности даже к тем нейронным цепям, которые, казалось бы, совершенно не связаны с рабочей памятью».

Перспективы практического применения в медицине.

Многие учёные, специализирующиеся на когнитивной неврологии, вплотную занимаются изучением вопроса, как развитие рабочей памяти сможет помочь людям с различного рода заболеваниями, к примеру, страдающим синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

«Если нам удастся точно установить, как почему и в какой именно момент активизированные во время «тренировок» нейронные цепи переносят активность на ранее не задействованные цепи, нам откроются новые перспективы лечения страдающих различными расстройствами неврологического либо психического характера», - подчеркнул Постл.

Джэги вместе с её научной командой наряду с Торкелом Клинбергом, научным работником Каролинского Университета (Швеция) (также выступившим с докладом на симпозиуме в Сан-Франциско) успешно применили данную методику к детям, страдающим расстройствами внимания. «Причина, по которой развитие памяти частично устраняет симптомы СДВГ, может крыться в том, и рабочая память, и внимание задействуют одни и те же участки головного мозга», - поясняет Кунду.

«Различия в развитии рабочей памяти имеют прямое отношение к тому, насколько у того или иного человека развиты различные когнитивные функции, в том числе чтение и понимание прочитанного текста и многое другое, что отражается в результатах выполнения соответствующих тестов», - добавляет она. «В некоторых случаях подобный «эффект переноса» стал полной неожиданностью для меня – к примеру, у участников эксперимента улучшились показатели в тестовом упражнении на стрельбу по мишеням, хотя оно задействует лишь первичную и вторичную области двигательной коры мозга и мозжечок - и, казалось бы, совершенно не связано с памятью».

По словам Джэги, когнитивные функции – это отнюдь не нечто неизменное, как мы привыкли считать. «Хотя, несомненно, здесь и присутствует элемент наследственности, тем не менее, многие из когнитивных функций «пластичны» и способны изменяться посредством накопленного человеком опыта или целенаправленных тренировок», - прокомментировала она. «В ходе нашего исследования мы обеспечили такую тренировку посредством развития памяти, однако существует множество других способов – например, физические упражнения, занятия музыкой, медитации, подбор специального питания или даже особый режим сна».

Подводя итог, Джэги отметила, что, несмотря на столь обнадёживающие результаты исследования, учёным необходимо понять многие аспекты проделанной работы, к примеру, такие как «индивидуальные особенности человека, от которых зависит, насколько высоких результатов он добьётся после умственной тренировки и степень выраженности «эффекта переноса», а также то, в течение какого времени сохраняется этот эффект и как его можно применять в повседневной жизни – к примеру, повысить продуктивность собственного обучения в университете».

Делать оригинальные замечания, анализировать ситуацию, или же перерабатывать кучу данных в связную и убедительную презентацию? Способность думать и обрабатывать разные куски информации быстро и эффективно – жизненно важный навык. В нашем быстро меняющемся и текучем мире ты должен быть способен использовать информацию в нужное время. И именно рабочая память позволяет это делать.

Когда-то считалось, что ёмкость рабочей памяти — нечто врождённое, однако исследования в области когнитивистики и психологии показывают, что мы на самом деле можем тренировать её, сделать крепче и быстрее.

Если ты готов увеличить свою рабочую память с уровня морских свинок до восьмицилиндрового двигателя, то сегодня твой день. Ниже мы дадим ценные советы о том как можно увеличить её потенциал для того, чтобы быть эффективным даже в сложных ситуациях.

Что такое рабочая память и почему это важно?

Всякий раз, когда мы выполняем задачи, которые требуют рассуждения, понимания и обучения, мы используем нашу рабочую память. Она позволяет нам держать соответствующую информацию в голове в то же время когда мы делаем что-то еще. Это краткосрочный резервуар для хранения мыслей и идей, к которому можно получить доступ в процессе решения проблем, принятия решений, нахождения объяснений, и пути выходов из сложных ситуаций. Думай о ней как о своей гибкой ментальной записной книжке.

Если ты отвечаешь на вопрос экспромтом, рабочая память — это то, что позволяет быстро находить нужные слова, одновременно произнося речь.

Или, предположим, ты пишешь заметку. В ходе работы тебе пришла в голову важная информация, которая касается какого-то общего момента. Тем не менее ты пока не готов записать эту часть, так что держишь её в памяти в то время как продолжаешь работать. Это пример рабочей памяти в действии.

Когда ты читаешь книгу или статью, рабочая память также играет большую роль. Понимание прочитанного требует от вспоминания массы информации, которая была прочитана ранее и соединение её с тем, что будет прочитано позднее.

Рабочая память также играет важную роль в фокусе и внимании. Мало того, что она позволит нам хранить соответствующую информацию в нашем мозгу, когда мы делаем что-то другое, рабочая память также позволяет игнорировать ненужную информацию, в том числе отвлекающие мысли. Как я уже говорил в совместном подкасте с Кэлом Ньюпортом , это очень редкое умение в нашу эпоху экономики знаний, и, следовательно, гораздо более ценное — способность сосредоточиться и погрузиться в задачи проекта на длительные периоды времени. Укрепление рабочей памяти является жизненно важной частью улучшения общей способности выполнять «глубокую работу».

Мало того, что способность оставаться сосредоточенным делает нас более продуктивными, исследования также показывают, что она вносит свой вклад в общее счастье. Сосредоточенный ум — счастливый ум.

Более того, некоторые исследования показывают, что рабочая память играет важную роль в общем развитии интеллекта — способность решать проблемы анализируя информацию, находить паттерны и взаимосвязи между различными элементами. Следует отметить, однако, что доказательства этой связи спорно, поскольку есть и другие исследования, которые показывают, что рабочая память не влияет на интеллект. Тем не менее, даже если улучшение рабочей памяти непосредственно не делает нас «умнее», как уже говорилось выше, она по-прежнему играет важную роль в эффективности повседневного психического функционирования.

Рабочая память особенно важна для тех, кто страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности (attention deficit hyperactivity disorder, ADHD — прим.перев.) (что как раз может быть связано с её нарушениями) и для пожилых людей (с возрастом рабочая память ухудшается), но это жизненно важная вещь для всех, кто хочет оставаться на пике своих умственных способностей.

Есть одна проблема: в нашем быстро меняющемся, сложном, комплексном мире, рабочая память постоянно находится под давлением. Мы все страдаем от информационной перегрузки социальных медиа и новостных сообщений, требующих нашего внимания день и ночь. Мозгу приходиться усердно трудиться чтобы выяснить что из этой информации является важным, а что стоит проигнорировать. Голова постоянно перегружена, и таким образом хуже работает. Беспокойство и стресс, вызванный подобным состоянием, также снижает количество рабочей памяти, которой мы располагаем.

У нас есть два варианта. Первое — уменьшить беспокойство, стресс, отвлекающие факторы и информационную перегрузку. Ценный совет по улучшению жизни по всем фронтам, и телефона .

Но иногда подобное упрощение не представляется возможным или даже желательным. Мы не можем представить чего захочет босс в последнюю минуту перед дедлайном, или когда нашему ребёнку потребуется помощь врача. И, по правде говоря, большинство из нас относятся к информации как к большому и вкусному шведскому столу, растянутому перед нами онлайн. Конечно, большинство из неё — скучная ерунда, мимо которой можно пройти, однако есть много невероятно интересных вещей, которым стоит научиться.

Так что остаётся вариант два: улучшить и укрепить нашу рабочую память, чтобы мы могли справиться с острыми задачами жизни.

Давайте посмотрим как мы можем увеличить объём нашего внутреннего блокнота, чтобы он позволял работать более эффективно и соображать быстрее.

Как натренировать рабочую память.

Играйте в правильные тренирующие мозг игры. В последние несколько лет, подобные игры получили широкое распространение, обещая сделать вас умнее с помощью всего лишь 15 минут в день.

Представьте, что вы слушаете строки букв, которые зачитывают вслух. Вам надо нажимать на кнопку каждый раз, когда вы слышите, что одна буква повторяется подряд дважды. Это 1-back, и это легко. Если вы слышите строку n-a-m-m-a-m , вы нажмёте кнопку, когда услышите вторую m, правильно? Но давайте попробуем 2-back: в этот раз вам надо нажимать кнопку когда вы слышите последнюю букву в серии, так как последняя m соответствовала той, что была ранее (отсюда и 2-back). Если бы вам предложили попробовать 3-back, соответственно, то вам надо было бы нажать кнопку когда вы услышите вторую а , потому что перед ней были бы три буквы. И так далее, к 4-back, 5-back и дальше.

Что делает это упражнение таким сложным так это то, что строка продолжает двигаться — она не является коротким списком из шести букв, который представлен в примере, но продолжающейся, со всё новыми и новыми буквами, за полторы минуты. Таким образом вы постоянно обновляете и отслеживаете позиции из двух, трёх и четырёх букв, которая постоянно меняется, так как к ней добавляется следующий знак. Это требует полной концентрации. Отвлекитесь на мгновение и вы проиграли.

Чтобы сделать это умственное упражнение ещё труднее, предложим ещё одну вводную:

Когда вы слышите случайную последовательность букв, вы также видите точку на экране компьютера, двигающуюся случайным образом по восьми возможным местам во внешних квадратах поля игры крестиков-ноликов. Теперь цель – следить и за буквами и за точками.» Так, например, на уровне 3-back, вам надо нажать кнопку на клавиатуре, если вы помните, что буква прозвучала три знака назад, и в то же время не нужно нажимать другую клавишу, если точка на экране находится в том же месте, как это было три раза назад.

Довольно сложно, да?

Игра dual n-back предназначена для того, чтобы хорошо нагрузить рабочую память. Тебе приходиться следить за несколькими частями информации и в то же время применять её, и это становится всё сложнее и сложнее. Отличная тема для тренировок мозга.

Поднимай тяжести. Мало того, что укрепление рабочей памяти похоже на укрепление физических мышц, но и усиление ваших мышц действительно может укрепить мозг!

Тереза Лю-Амвросий в течение всей своей карьеры исследует связь между физической силой и умом, особенно у пожилых людей. Её исследования показывают, что силовые программы тренировок могут улучшить умственные функции лучше чем аэробные упражнения. В одном из исследований она обнаружила, что пожилые люди, которые регулярно занимались силовыми тренировками, демонстрировали лучшее внимание и рабочую память чем те, кто получал лишь аэробные нагрузки.

Хотя пока неясно почему именно силовые тренировки более полезны для рабочей памяти, другие исследования демонстрируют ту же связь. Так что начните поднимать штанги и гантели, и вы улучшите не только мускулы, но и мозг.

Тем же, кто предпочитает аэробные тренировки, не стоит сильно расстраиваться, от занятий бегом и плаванием есть тоже польза для интеллекта, исследование лишь предполагает, что она не столь велика как та, что сопутствует силовым упражнениям. Так что помимо ваших 5-мильных пробежек не забудьте пару подходов становой тяги и приседаний . Упражнения высокой интенсивности также демонстрируют рост рабочей памяти, поэтому не забывайте пробежать парочку спринтов.

Высыпайтесь. Одно из многих преимуществ хорошего ночного сна — улучшение рабочей памяти. Исследователи обнаружили, что люди, которые получают полные 8 часов сна, на 58 процентов лучше выполняют задачи, связанные с рабочей памятью, чем те, кто спит меньше.

Таким образом, чтобы быть уверенным, что ваша рабочая память действует на максимуме, примите меры чтобы обеспечить себе хороший ночной сон .

Ваша рабочая память — ключевой компонент того как хорошо и быстро вы думаете и насколько гибким остаётся ваш мозг изо дня в день. Максимизируйте её потенциал с помощью этих рекомендаций, и вы будете в состоянии справиться с любыми задачами.



Публикации по теме