Храбрый мальчик дагестанская. Дагестанская сказка: Храбрый мальчик

Тося Ахмедова
Театрализованное представление в средней группе. Дагестанская народная сказка «Храбрый мальчик» Видео

Цель :

1. Через театрализованные деятельность реализовать индивидуальные возможности и потребности детей в самовыражении и развитии, раскрыть творческий потенциал детей, их талант.

Задачи :

1. Продолжать воспитывать любовь к родному краю. Расширять представления детей о народном фольклоре . Воспитывать патриотические чувства к своему народу .

2. Знакомство детей с театром как одной из форм культуры народов Дагестана .

3. Продолжать учить детей в театрализованной деятельности перевоплощаться с помощью развития языка и жестов.

4. Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение выражать свое настроение.

5. Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

6. Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией, произношением.

Предварительная работа :

1. Чтение Дагестанской сказки «Храбрый мальчик » . Беседа о творчестве и фольклоре народов Дагестана .

2 Знакомство детей с мини-музеем прикладного искусства культурой и традициями народов Дагестана .

Ход занятия:

Пальчиковая гимнастика «Гусь»

Воспитатель :

Дети я не зря начала сегодняшнее наше занятие с дагестанской пальчиковой потешки .

Мы с вами сегодня будем говорить о нашей малой родине

Как называется ваша малая родина?

Дети : Дагестан

Воспитатель : Наш Дагестан богат красивой природой, культурой и традициями.

Издавна славится Дагестан народно -прикладным искусством, творчеством разнообразием фольклора.

Сегодня мы с вами будем говорить о фольклоре народов Дагестана .

Сказки , сказания , присказки , потешки, загадки, пословицы и поговорки слагали народы Дагестана веками . В них людская мудрость, в них любовь к детям, к своему краю, к его людям.

Подробно мы с вами будем знакомиться одной из форм фольклора сказки . Сказки народов Дагестана передавались из поколения в поколение.

Воспитатель : Дети, почему сказки называются народными ?

Дети : Их сочинял народ .

Воспитатель : Дети сегодня я получила пригласительный билет в театр , где будет проходить театрализованное представление дагестанской сказки «Храбрый мальчик » .

Я думаю, что вы не раз уже видели театр , где выступают настоящие артисты. К нам в детский сад тоже приезжают, как театр кукол , так и театр настоящих артистов . Как называется место выхода артистов? «Сцена» .

Воспитатель : Кто знает, что еще есть в театре ? (занавес, гардиробная и тд.)

Правила поведения в театре :

1. Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Нельзя во время спектакля перешептываться, шаркать ногами, стучать пальцами по подлокотнику кресла – Вы отвлекаете не только зрителей, но и актеров.

2. Важное правило – приходить вовремя. Нужно успеть спокойно раздеться самому и помочь раздеться другу, поправить причёску перед зеркалом.

3. В театр приходят красиво одетыми, ведь это праздник.

4. Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов аплодисментами. Если не понравился, не стоит кричать, шуметь и топать ногами. Можно просто уйти, даже после 1-го действия, в перерыве.

5. Нельзя в театре занимать чужие места!

6. Не вставай со своего места, пока не закончится спектакль, - не мешай другим зрителям.

Итак : отправляемся в театр !

Занимаем свои места, приятного просмотра!

Сказитель : Ассаламу алейкум, вам, друзья,

Вас приглашаю в сказку я !

А поведу я свой рассказ

Про край волшебный – про Кавказ.

Там горы прямо до небес и много сказочных чудес !

Звучит национальная музыка. На сцене появляется мальчик МАНСУР . Он вглядывается вдаль, идёт, устало опираясь на посох.

Сказитель : Среди сверкающих вершин шёл Мансур домой один –

Из соседнего села хотел добраться до темна.

Мансур : Я по горам весь день ходил – просто выбился из сил.

Видно, я с дороги сбился, заплутал и заблудился!

Пожалуй, надо отдохнуть, чтоб потом продолжить путь.

Мальчик оглядывается , выбирая себе место для отдыха.

Сказитель : А тут, где старый дуб растёт, птица грозная живёт.

Но дома нет её пока – она гоняет облака.

В гнезде остались два птенца – два любопытных сорванца.

Из-за ширмы, над гнездом появляются ПТЕНЦЫ (мальчик и девочка ) . Они вертят головами в разные стороны, разглядывают мальчика . Мансур садится под дерево.

Сказитель : Ночь, синим шёлковым платком, накрыла быстро всё кругом.

Из-за гор взошла Луна, с собою звёзды привела.

Из кулис под музыку появляются ДЕВОЧКИ в тёмных национальных платьях. Они проносят по сцене тёмное прозрачное покрывало со звёздами.

Сказитель : Хотя Луны так ярок свет, птенцов Мансур не видит, нет!

Ещё одна зажглась звезда, Мансур улёгся у гнезда.

Мальчик ложится под деревом . Из гнезда показываются ПТЕНЦЫ.

1-й птенец : Вот удивительный птенец пришёл к нам в гости, наконец!

2-ой птенец : Да это маленький джигит! Ты не шуми, пусть он поспит!

Сказитель : Вы слышите – шуршит трава : мелькнула с жалом голова.

Змея крадётся в лунном свете, нужны, злодейке, птичьи дети!

Она птенцов немало съела, вновь замышляет злое дело!

На сцене под музыку появляется ЗМЕЯ. Она продвигается к дереву, пытается дотянуться до гнезда.

1-й птенец : Сестрица милая моя, смотри – ползёт сюда змея!

2-ой птенец : Нам с тобой несдобровать! На помощь надо громче звать!

ПТЕНЦЫ (хором) : Э-э-й! Кто-нибудь! Беда! Беда!

К нам змея ползёт сюда!

(по очереди) : Помогите! Помогите!

Мансур (просыпаясь) : Да что вы громко так кричите? (птенцы указывают на змею)

Вот это да! Что вижу я? Большая длинная змея.

(берёт палку, замахивается, стучит об пол)

Чего надумала, злодейка?

Трогать ты птенцов не смей-ка!

Убирайся прочь отсюда, не то будет тебе худо!

Змея : Ты что, вызов мне бросаеш-ш-ш-шь или просто угрожаеш-ш-ш-шь?

Глупый и смеш-ш-ш-шноймальчиш-ш-ш-ка ,

Для меня ты слабый слиш-ш-ш-шком.

Тебя я больно укуш-ш-ш-шу,а потом и задуш-ш-ш-шу!

Мансур : А ну, прочь от гнезда! Убирайся навсегда!

Звучит тревожная энергичная музыка. Мальчик держит палку двумя руками, загораживаясь от змеи. Змея нападает на него, пытается его обхватить. Птенцы пищат, в страхе закрывают лицо руками. Мансур побеждает. Змея – удаляется.

Мансур : Больше вы, птенцы не бойтесь, не дрожите, успокойтесь! (гладит их)

Вы, наверно, есть хотите? (птенцы кивают головами)

Вот лепёшка вам – делите. (достаёт из катомки хлеб, даёт им)

А мне нужно отдохнуть – далёк до дома будет путь…

Мальчик снова ложиться под деревом и засыпает.

Сказочник : Вот ярко вспыхнула зарница – в гнездо вернулась ЧУДО-ПТИЦА.

Под музыку появляется ЧУДО-ПТИЦА. Видит спящего мальчика , сердито хлопает крыльями.

ЧУДО-ПТИЦА : Как человек сюда залез в наш волшебный тайный лес?

Как он посмел сюда явиться – к гнезду волшебной чудо-птицы?

Ему за это отомщу – в холодный камень превращу!

1-й птенец : Нет, мама, не сердись, постой! Ведь этот мальчик не простой !

Он появился в трудный час, нас от змеи ужасной спас!

2-ой птенец : Змею он злую победил

И нас чуреком (или лепёшкой) накормил.

ЧУДО-ПТИЦА : Ну что ж, тогда я очень рада, героя утром ждёт награда.

Укрою мальчика крылом , пусть спит пока спокойным сном!

Птица присаживается и укрывает спящего мальчика крылом . Все спят.

Сказитель : Вот над горами солнце встало, и утро доброе настало.

Из кулис под национальную музыку выходит группа девочек в светлых платьях, у ПЕРВОЙ – на голове СОЛНЦЕ. Они выносят светлое прозрачное покрывало. Затем, девочки исполняют ТАНЕЦ.

Сказитель : Мансур увидел сквозь ресницы

Крыло волшебной чудо-птицы.

Мальчик в страхе вскакивает на ноги.

ЧУДО-ПТИЦА : Герой, к чему такой испуг? Меня не бойся – я твой друг!

Ты молодец из молодцов, ты спас от гибели птенцов!

Ты их утешил, приласкал и хлеб последний свой отдал!

Проси что хочешь, мальчик мой !

Мансур : Хочу скорей попасть домой!

Стоят родные у дороги, болят сердца их от тревоги!

ЧУДО-ПТИЦА : Тебя, мой друг, благодарю : перо волшебное дарю.

Лишь только ты пером взмахнул – перед тобой родной аул.

Ждут, не дождутся мать с отцом тебя перед родным крыльцом.

А если попадёшь в беду, взмахни пером – и я приду!

Птица отдаёт перо мальчику .

1-й птенец : Прощай, джигит! Герой, прощай!

Всё время слабых защищай!

2-ой птенец : Будь смелым, добрым ты всегда!

Пусть стороной пройдёт беда!

Мансур : И вы, птенцы, прощайте, меня не забывайте!

И я буду помнить вас.

Птица и птенцы : (хором) До свиданья! В добрый час!

МАЛЬЧИК машет рукой , уходит за кулису. Птица и птенцы машут ему вслед. Затем, ПТИЦА заходит за ширму, ПТЕНЦЫ – уходят за ширму из гнезда.

Сказитель :

Нам подарил седой Кавказ о храбром мальчике рассказ .

Пусть знают все, что в Дагестане джигит от страха не дрожит,

А доблестью своей и честью больше жизни дорожит!

Запомните, что сказка эта выражает существо

Дагестанца , дагестанки , ДАГЕСТАНА моего !

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема : Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»

Цели : 1. Познакомить с дагестанской сказкой «Храбрый мальчик», учить детей работать с текстом, определять жанр произведения.

2. Развивать навык чтения, связную речь, расширять кругозор учащихся.

3. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, смелость, любовь к Родине.

Оборудование:

1. Аудиозапись сказки «Храбрый мальчик»

2. Напечатанные слова: сказка, народная, волшебная; добрый, смелый, отважный, мужественный, храбрый.

План урока

  1. Организация .

Придумано кем–то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

И я вам хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок.

2. Проверка домашнего задания. Чтение по ролям и пересказ рассказов В.Голявкина.

4. Постановка учебной проблемы:

Сегодня мы прочитаем произведение без названия. Наша задача: поработать над этим произведением, выяснить жанр этого произведения и озаглавить его.

5. Подготовка к чтению учащимися .

Выполнение заданий с 162-163

6. Знакомство со сказкой . Прослушивание аудиозаписи.

7. Выявление первичного восприятия произведения .

Кому понравилось произведение?

Чем оно понравилось?

8. Чтение сказки учащимися «цепочкой ».

9. Работа с текстом .

Что произошло с мальчиком в лесу? (Мальчик гулял в лесу и заблудился, искал дорогу, устал, лег под куст отдохнуть.)

Что он увидел, когда лег отдохнуть?

Какое чувство испытал мальчик, когда увидел змею? (испугался)

Почему он решил помочь птенцам? (пожалел птенцов)

Как он помог птенцам? (Взял палку, размахнулся и ударил змею)

Легко ли досталась победа мальчику?

Почему чудо – птица не убила мальчика? (Потому что он спас ее птенцов от смерти)

Как чудо – птица отблагодарила мальчика? (Чудо – птица принесла мальчика прямо к его дому и опустила на крышу)

В каких словах выражена главная мысль сказки? (будь всегда таким, как сейчас), т.е. будь всегда храбрым.

10. Физкультминутка.

11. Характеристика мальчика .

(Слова, характеризирующие мальчика, учитель вывешивает на доску)

Какой этот мальчик? (храбрый, смелый, отважный, мужественный, добрый)

А какая чудо – птица? (благодарная)

- Как бы вы ее озаглавили?

12. Три типа упражнений из системы Федоренко – Пальченко на развитие оперативной памяти и артикуляционного аппарата.

1). Жужжащее чтение в течение 1 минуты. Дети отмечают, до какого места дочитали простым карандашом.

2). Повторное чтение этого же отрывка текста в течение минуты.

Кто прочитал больше, чем в первый раз?

3).Чтение в течение 30 секунд в темпе скороговорки (для развития артикуляционного аппарата)

4). Повторное выразительное чтение этого же текста в течение 1,5 минут. Чтение с повышенной скоростью незнакомой части текста.

13. Чтение по ролям. Игра «Радиотеатр » с. 165-166 (автор, чудо – птица, птенцы, мальчик)

14. Работа над жанром произведения .

Какие литературные жанры знаете?

Что мы сейчас прочитали? К какому жанру мы отнесем это произведение? (сказка)

Почему? (Сказка, это рассказ, в котором говорится о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны.)

Какие бывают сказки? (народные и авторские) (волшебные, бытовые, о животных)

Как вы думаете, а наша сказка, какая? (волшебная)

Почему мы можем назвать ее волшебной?

Как бы вы ее озаглавили?

Почему именно это название больше всего подходит к сказке? (Говорится о мальчике, который совершил храбрый поступок)

Как мы можем проверить свои предположения относительно названия сказки? (мы можем посмотреть в оглавление с. 163)

Что еще узнали об этом произведении из «Содержания» учебника? (Это указание говорит о том, что сказка создана народом Дагестана)

15. Сообщение о Дагестане.

Наша страна Россия – многонациональное государство. Всего в России живет около 160 народностей.

А Республика Дагестан расположена на Северном Кавказе (показ на карте России)

Отличается Дагестан от других регионов России многоязычием. Коренное население говорит на 30 языках. Народы Кавказа высоко чтут храбрость, гостеприимство и это отразилось в их многочисленных произведениях, в том числе и в этой сказке.

16. Обобщение учителя :

Что мы узнали о дагестанском народе?

Какие качества человека ценит дагестанский народ?

Как вы думаете, только ли дагестанский народ ценит храбрость?

Вывод учителя : Такие качества человека, как доброта, храбрость, отвага, умение быть благодарным – это ценности, которые ценятся у каждого народа, передаются они из поколения в поколение. Каждый человек должен воспитывать в себе эти качества.

Работа в паре «Собери пословицу»

У вас на парте конверты. Там пословицы. Вы должны собрать пословицу и объяснить, подходит она к нашему произведению или не подходит. (На парту одна пословица)

Жизнь дана на добрые дела.

Смелого и страх не берет.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Где смелость, там и победа.

Как аукнется, так и откликнется.

За добро добром и платят.

17. Подведение итога урока.

С каким произведением познакомились на уроке?

– Как бы вы поступили на месте этого мальчика?

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Чему учит нас эта сказка?

– Как вы представляете себе чудо-птицу? Опишите ее словами.

19. Рефлексия

А сейчас возьмите карточку и покажите, какое настроение у вас в конце урока?

Объясни свое настроение.


Сказка народов Дагестана об отважном мальчике и благодарной птице

ХРАБРЫЙ МАЛЬЧИК

дагестанская сказка

Жил-был мальчик. Пошел он в лес. Гулял-гулял и заблудился. А было это высоко в горах. Искал-искал дорогу и устал. Сломил он себе крепкую палку и дальше пошел. Шел-шел и лег под куст отдохнуть.

Вот он лег отдохнуть и видит: по большому дереву громадная змея ползет. А на дереве гнездо, а в гнезде птенцы. Как увидели птенцы змею, закричали они, заплакали:

Помогите! Помогите! Но никто не пришел к ним на помощь.

А змея шипит, пасть разинула, язык высунула. Лезет все выше подползает все ближе...

Мальчик сперва очень испугался, а потом пожалел птенцов взял свою крепкую палку, размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика.

Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик бились очень долго, но мальчик победил.

Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лег под куст и уснул, потому что очень устал.

Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрятались, звезды тучами укрылись.

Это, широко махая своими могучими крылами, прилетела чудо-птица к своим птенцам. Увидела она мальчика, страшным клекотом заклекотала:

Ччеловекк, ччеловекк! Рразорву еггго!

Мама, мама, - заплакали птенцы, - этот человек змею убил, нас накормил!

Тогда чудо-птица опустилась на землю и распростерла над мальчиком свое широкое крыло, чтобы ни ветер, ни дождь ему спать не мешали.

Утром храбрый мальчик проснулся, увидел над собой большое крыло и заплакал.

Не бойся, - сказала ему чудо-птица. - Ты моих детей спас, я для тебя теперь что хочешь сделаю.

Отнеси меня домой, - попросил мальчик.

Садись ко мне на спину, обними за шею. И чудо-птица подняла мальчика высоко, унесла далеко и опустила на крышу его родного дома.


Вопросы и задания к дагестанской сказке :

  • Как бы вы поступили на месте мальчика?
  • Считаете ли вы себя храбрым человеком?
  • Если вы найдете птенца, выпавшего из гнезда, как вы с ним поступите?
  • Придумайте продолжение сказки о том, как птенцы выросли и снова встретились с мальчиком.
  • Расскажите о каком-нибудь храбром поступке.

(cредняя группа)

Программное содержание:

Познакомить детей с дагестанской народной сказкой «Храбрый мальчик». Учить определять жанр произведения. Развивать связную речь. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, смелость, любовь к Родине. Учить передавать эпизод из прочитанной сказки. Доводить замысел до конца, добиваться наиболее интересного решения. Совершенствовать технические приёмы и навыки рисования карандашами.

Материалы к занятию:

Книга с иллюстрациями, альбомный лист, цветные карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о сказках. Кто знает, что такое сказка?

Ответы детей.

Воспитатель: Назовите сказки, которые вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель: В сказочных историях случаются разные необыкновенные события. А герои бывают трусливые и наоборот храбрые. Ребята, а кто из вас считает себя храбрым и почему? Какой храбрый поступок вы когда ни будь совершали?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте дети обсудим одну проблемную ситуацию. Вот представьте себе: вы гуляли на улице и вдруг увидели птенца, выпавшего из гнезда. Как вы с ним поступите?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, что есть дагестанская народная сказка про храброго мальчика. Она так и называется « Храбрый мальчик». И сегодня мы познакомимся с ней. Воспитатель читает сказку.

Физминутка.

Воспитатель: Ребята, о ком говорится в этой сказке?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто главный герой?

Ответы детей.

Воспитатель: Что произошло с мальчиком в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель: Что он увидел, когда лёг отдохнуть?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое чувство испытал мальчик, когда увидел змею?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему он решил помочь птенцам?

Ответы детей.

Воспитатель: Как мальчик помог птенцам?

Ответы детей.

Воспитатель: Кто может напомнить мне и рассказать эту историю?

Рассказы детей.

Воспитатель: Что можно сказать о мальчике? Какой он был?

Ответы детей.

Воспитатель: Легко ли досталась победа мальчику?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему чудо-птица не убила мальчика?

Ответы детей.

Воспитатель: Как чудо-птица отблагодарила мальчика?

Ответы детей.

Воспитатель: В каких словах выражена главная мысль сказки: «Будь….» (всегда таким, как сейчас, т.е будь всегда храбрым).

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а вам понравилась эта сказка и чему она нас учит?

Ответы детей.

Воспитатель: А все-таки хорошо, что сказка так закончилась, как мы прочитали. А теперь я вам предлагаю взять карандаши и нарисовать наиболее понравившийся вам сюжет из сказки про храброго мальчика.

Ответы детей.

Воспитатель: А Когда вы нарисуете, т.е в конце нашего занятия, мы все вместе рассмотрим ваши рисунки и подводя итог определим выраженные вами сюжеты из этой сказки. Все готовы? Тогда приступайте к работе.

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня на занятии вы познакомились с дагестанской народной сказкой « Храбрый мальчик». Нарисовали к ней замечательные рисунки. Все очень старались и хорошо работали на занятии. Вы молодцы! На этом наше занятие окончено.



Публикации по теме