Игра на поддувание своими руками. Тренажеры для развития речевого дыхания своими руками

Никитина Екатерина Николаевна,

учитель-логопед МДОУ д/с №22 г. Ростова

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи»

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Очень важно научить ребёнка правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. При правильном речевом дыхании ребёнок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые они будут воспринимать как игру.

Дыхательная гимнастика способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усвоению рефлекторных связей, положительно влияет на функции нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.

Комплект игрового пособия состоит из игровых упражнений на развитие воздушной струи, целями и задачами которых являются:

Формирование целенаправленной воздушной струи.

Развитие силы воздушной струи.

Развитие дыхания, посредствам выработки воздушной струи и овладение артикуляцией определённых звуков.

Активизация губных мышц.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

Упражнения проводят в хорошо проветренном помещении;

Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос.

Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения;

Следить за точностью направления воздушной струи;

Кратковременность упражнений от30 секунд до 1,5 минут;

Дозированность количества и темпа упражнений;

Выдуваемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля;

Нельзя надувать щёки.

В комплект игровых пособий входят упражнения на развитие воздушной струи:

Упражнение «Флюгер»

Оборудование : башня игрушка-вертушка

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на флюгер»

Упражнение «Тучка»

Оборудование : тучка с капельками дождя

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на капельки, чтобы пошел дождик»

Я тучка, тучка, тучка,

Я по небу лечу.

Большим дождем и ливнем

Я землю промочу!

Упражнение «Деревце» (осень, лето)

Оборудование : деревья с желтыми и зелеными листочками

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Представь, что подул ветерок и закачал листочки на дереве»

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тихо затихает,

Дворник листья подметает.

Оборудование : контейнеры с водой, импровизированные кораблики

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблик. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно дуть на него, не торопясь. Чтобы плыл быстро - выдуваем воздух с силой. Щёки не надувать».

Упражнение «Сила ветра»

Оборудование : детские пластмассовые свистульки

Инструкция к проведению : выдох производится через рот, выдох должен быть сильным и попадать точно в раструб свистульки, а для этого необходимо его крепко зажать губами, воздух не должен выходить через нос.

Оборудование : заготовки-фрукты с отверстием-ртом, ватный шарик

Цель

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Положи широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» дуем на шарик. Воздушная струя должна быть узкая.

Упражнение «Бабочка-лети»

Цель : развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Оборудование : цветки с прикрепленными к ним бабочкой, божьей коровкой и пчелкой.

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на бабочку так, чтобы она слетела с цветка плавно, а не резко или рывками»

Цель : развитие сильного плавного выдоха

Оборудование : картинка с зимним пейзажем, бумажные снежинки, свисающие вниз на лентах.

Инструкция к проведению : «Наступила зима, и с неба посыпался снег. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на снежинки»

Упражнение «Фокус»

Цель : развитие сильного целенаправленного выдоха

Оборудование : маленький кусочек ваты

Инструкция к проведению : «Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным, нам с тобой надо потренироваться. Открываем ротик. Делаем «чашечку» (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх».

Упражнение «Остров сокровищ»

Оборудование : деревянная рамка, на которой изображена пиратская карта-лабиринт острова сокровищ, теннисный мячик, трубочка для коктейля.

Инструкция к проведению : «Перед нами карта острова сокровищ. Давай отыщем клад. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подуй на мячик через соломинку в нужном направлении».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания

Никитина Екатерина Николаевна,

учитель-логопед МДОУ д/с №22 г. Ростова

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается примерно к 10 годам. «Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи»

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Очень важно научить ребёнка правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. При правильном речевом дыхании ребёнок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые они будут воспринимать как игру.

Дыхательная гимнастика способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усвоению рефлекторных связей, положительно влияет на функции нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.

Комплект игрового пособия состоит из игровых упражнений на развитие воздушной струи, целями и задачами которых являются:

Формирование целенаправленной воздушной струи.

Развитие силы воздушной струи.

Развитие дыхания, посредствам выработки воздушной струи и овладение артикуляцией определённых звуков.

Активизация губных мышц.

В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций:

Упражнения проводят в хорошо проветренном помещении;

Обращать внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос.

Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, длительным, экономным, без напряжения;

Следить за точностью направления воздушной струи;

Кратковременность упражнений от30 секунд до 1,5 минут;

Дозированность количества и темпа упражнений;

Выдуваемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля;

Нельзя надувать щёки.

В комплект игровых пособий входят упражнения на развитие воздушной струи:

Упражнение «Флюгер»

Оборудование : башня игрушка-вертушка

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на флюгер»

Упражнение «Тучка»

Оборудование : тучка с капельками дождя

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на капельки, чтобы пошел дождик»

Я тучка, тучка, тучка,

Я по небу лечу.

Большим дождем и ливнем

Я землю промочу!

Упражнение «Деревце» (осень, лето)

Оборудование : деревья с желтыми и зелеными листочками

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Представь, что подул ветерок и закачал листочки на дереве»

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тихо затихает,

Дворник листья подметает.

Упражнение «Быстрые кораблики»

Оборудование : контейнеры с водой, импровизированные кораблики

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на кораблик. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно дуть на него, не торопясь. Чтобы плыл быстро - выдуваем воздух с силой. Щёки не надувать».

Упражнение «Сила ветра»

Оборудование : детские пластмассовые свистульки

Инструкция к проведению : выдох производится через рот, выдох должен быть сильным и попадать точно в раструб свистульки, а для этого необходимо его крепко зажать губами, воздух не должен выходить через нос.

Упражнение «Прожорливые фрукты»

Оборудование : заготовки-фрукты с отверстием-ртом, ватный шарик

Цель

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Положи широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» дуем на шарик. Воздушная струя должна быть узкая.

Упражнение «Бабочка-лети»

Цель : развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Оборудование : цветки с прикрепленными к ним бабочкой, божьей коровкой и пчелкой.

Инструкция к проведению : «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на бабочку так, чтобы она слетела с цветка плавно, а не резко или рывками»

Упражнение «Снег кружится, летает, летает»

Цель : развитие сильного плавного выдоха

Оборудование : картинка с зимним пейзажем, бумажные снежинки, свисающие вниз на лентах.

Инструкция к проведению : «Наступила зима, и с неба посыпался снег. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на снежинки»

Упражнение «Фокус»

Цель : развитие сильного целенаправленного выдоха

Оборудование : маленький кусочек ваты

Инструкция к проведению : «Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным, нам с тобой надо потренироваться. Открываем ротик. Делаем «чашечку» (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх».

Упражнение «Остров сокровищ»

Оборудование : деревянная рамка, на которой изображена пиратская карта-лабиринт острова сокровищ, теннисный мячик, трубочка для коктейля.

Инструкция к проведению : «Перед нами карта острова сокровищ. Давай отыщем клад. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подуй на мячик через соломинку в нужном направлении».


Эти ветряки купила по случаю в палатке "союзпечати".
Очень нужная вещь для работы с детками дошкольного возраста.
Их можно использовать в играх на развитие дыхания...

***
Налетел озорной ветерок,
Закрутил он весёлый цветок.

***
Ветер, ветер, ветерок,
Ты подуй на наш цветок.

***
Вот подует ветерок на цветы,
И закрутятся на них лепестки,
Дует, дует ветерок всё сильней,
А потом подует слабей,
Перестанет дуть ветерок,
Встанет, встанет отдохнуть и цветок.
(Сила воздушной струи должна соответствовать словам)

Игра "сдуем звёзды" или "сердечки улетайте"
Для игры понадобится материал. который изображён на фото. Звёздочки и сердечки остались от новогоднего сладкого фейерверка, ну а трубочка коктельная знакома всем.
Задание ребёнку: сдуть звёздочку(звёздочки. сердечко.....)
Учесть необходимо то, что предметы очень лёгкие, дети должны рассчитывать силу с которой им необходимо будет дуть в трубочку. направляя воздушную струю...
Так же можно играть в футбол, используя трубочку и лёгкий паралоновый мячик. Причём интересней играть в паре. Организуются ворота, в которые надо загнать мячик. Побеждает тот, кто забил больше голов. К сожалению фото у меня не осталось.

"Ветерок и бабочка(стрекоза.....)"
Для этой игры нам понадобится любая картинка с цветком(в идеале небходимо её заламинировать, для того, чтоб игра дольше сохранилась). У меня картинка в обычном файле. А так же понадобятся картинки различных насекомых(что бы детям одна и та же игра не надоедала. просто можно менять персонажей).

***
Села бабочка на цветок,
Вдруг подул на неё ветерок.
Прихватил он бабочку слегка
И понёс её в облака.

(в это же стихотворение вставляются слова: муха. кузнечик, стрекоза, пчела, паучок,... Игра может проводится с любыми насекомыми)

Я использую вот таких насекомых.
Не так давно появился материал в Стране мастеров перекликающийся с моими играми:
В показанной там игре ещё дополнительно идёт изучение и закрепление основных цветов с малышами!

Игры с мыльными пузырями так же являются отличным материалом для игр по развитию дыхания.
Вариантов игр множество:
"у кого больше пузырей"
"у кого самый большой пузырь"
"у кого дальше полетит"
"у кого дольше не лопнет пузырь" и т.д.
Такие игры можно проводить не только на улице летом. но и в группе(дома) круглый год. Как правило дети от пузырей приходят в полный восторг независимо от возраста.

Это русская народная игрушка.
Свистулька деревянная. многим очень хорошо известная. Недаром с древних времён люди использовали их для игр. Свистульки не только издают звуки. но и развивают дыхание...
Такую игрушку можно приобрести как в расписном варианте. так и в виде заготовки. Малышу понравится расписывать свистульку вместе с мамой, а потом играть на ней...

В статье раскрывается практическое применение дидактических пособий направленных на развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Зачем нужно обучать детей правильно дышать

Дошкольники в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсего, малышу не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабый вдох и короткий выдох.

Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Во время занятий с ребенком следует научить малыша правильно дышать, делать каждый вдох и каждый выдох осознанно, а не как придется. Нужно простыми словами объяснить, что для красивой речи потребуется позаботиться о своем дыхании, то есть уметь делать сильный вдох и плавный выдох через рот во время проговаривания слов.

Таким образом, взрослым, которые желают научить ребенка говорить красиво и четко, следует обучить малыша правильному дыханию.

Упражнения дыхательной гимнастики можно использовать как:

  • как физкультминутки в процессе логопедического занятия;
  • как часть занятия;
  • как специальные упражнения в виде игровых занятий;
  • как игры;

Развитие речевого дыхания

Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз.

Например, для того чтобы правильно научиться выговаривать звуки – З, С, Ш, Ж, Р, — ребенок должен делать достаточно сильный выдох через рот.

Итак, речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения слов и фраз.

Тренировка речевого дыхания – это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный, плавный выдох, (то есть достаточно развито физиологическое дыхание). При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.
Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному.

Параметры правильного речевого выдоха:

  1. Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»
  2. Выдох происходит плавно, а не толчками.
  3. Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует
  4. сжимать губы, надувать щеки.
  5. Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух).
  6. Выдыхать следует, пока не закончится воздух.
  7. Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Для повышения познавательного интереса у дошкольников к обучению правильному речевому дыханию изготовила и применяю в работе специальные дидактические пособия.

Игры для развития плавного речевого выдоха

Цель :

  • развитие длительного непрерывного ротового выдоха;
  • активизация губных мышц.

«Поднимем бурю»

Пособие представлено в виде пластиковых бутылочек с различными наполнителями (пенопласт, бумажное конфетти, крупа), по всему диаметру которых отверстия для циркуляции воздуха, а также отверстие в крышке для трубочек.

Работу необходимо начинать с более лёгкого материала – пенопласта, затем с конфетти, а на завершающем этапе, можно использовать бутылочки с тяжёлыми наполнителями – крупами.

Для изготовления пособия использована прозрачная коробочка из-под конфет в форме колокольчика. Её наполняем раскрошенным пенопластом, к верхней части прикрепляется игрушка «Ангелок».

По всему диаметру колокольчика отверстия для трубочек. Наполнитель так же можно менять, в зависимости от степени сложности для ребёнка.

«Морское дно»

Для изготовления пособия использована прозрачная коробочка из-под куклы. Её наполняем бумажным конфетти, к верхней части прикрепляются игрушки «Рыбки».

На дно выкладываются стеклянные камешки и игрушки «Обитатели морского дна: осьминоги, крабы водоросли и т. д.». По всему диаметру отверстия для трубочек. Наполнитель так же можно менять, в зависимости от степени сложности для ребёнка.

Для изготовления пособия можно использовать любую коробку среднего размера, и объемную по высоте не менее 10 см. В крышке вырезается «окно – экран», под крышку вставляется лист нарезанный полосками цветной бумаги (полоски нарезают не до конца листа, чтобы неотсоединились).

В боковой части (это будет верх телевизора) делаются надрезы для кармашков с картинками. Кармашки придерживаются канцелярскими зажимами, чтобы не проваливались. Ребёнок дует на экран, раздувая шторки, видит картинку. Пособие можно использовать для автоматизации звуков, для работы над словарём и грамматикой по всем лексическим темам.

Пособие представлено виде четырёх времён года. На твёрдую основы приклеены картинки с единым сюжетом, но в разное время года.

К каждому в зависимости от сезона (зима – снежок, весна – капельки, лето – бабочки, осень — листья) прикреплены предметы на ниточках.

  • Зимой раздуём снежок, чистим дорожки.
  • Весной капельки.
  • Летом – бабочек.
  • Осенью раздуём листву.

Дидактические пособия для дошкольников своими руками

Описание материала: пособия могут быть полезны для педагогов и родителей. Изготовлены своими руками из подручных материалов. Можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
Правильное дыхание – залог успеха в освоении правильного произношения звуков. Тема формирования правильного речевого дыхания актуальна в наше время.
Вырабатываем воздушную струю с детьми, используя различные дидактические пособия. Некоторые пособия являются помощниками при изучении лексических тем.
Так, например, при изучении темы «Овощи» можно предложить детям сначала рассмотреть посаженные овощи на грядке, назвать их, а затем подуть на пёрышки лука и ботву моркови и репки. Для изготовления пособия понадобилась пустая коробка из-под печенья, самоклеящаяся плёнка, картинки овощей, вискозные салфетки, цветная бумага. Листья овощей получились разной фактуры.
Необходимо обучать детей правильному дыханию. Педагог учит, что сначала надо сделать вдох носом, а затем с силой выдохнуть через рот таким образом, чтобы зашевелились листики у овощей.
При изучении темы «Лето» , можно предложить детям помочь бабочкам собрать нектар с цветов, переместив их на цветок. Упражнение предлагаю двум ребятам, каждый будет дуть на свою бабочку.


А затем можно предложить поиграть бабочкам в футбол. Здесь уже один предмет на двоих - мяч, который с помощью дыхания надо перемещать. Предлагается двум детям по очереди дуть на него, забивая гол.


Для изготовления перечисленных пособий понадобился цветной картон, картинки, нитки.
После знакомства с персонажем сказки «Колобок» , можно предложить детям помочь колобку открыть дверь. Это упражнение детям очень нравится выполнять.


Для изготовления пособия понадобился цветной картон, картинка с изображением колобка и калька.
При изучении темы «Посуда» , можно предложить детям подуть и остудить горячий чай. Для изготовления пособия понадобился картон, самоклеящаяся плёнка и цветной шпагат.

В ближайшее время планирую сделать пособия на зимнюю тематику.

Дыхание — одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Приступая к развитию у ребенка физиологического дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.

"Дракончик"

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

"Баскетбол"

"Бабочки на цветке"

"Стрекоза"

"Волшебные палочки"

Дети с удовольствием играют в эти игры.



Публикации по теме