Информация о традициях рукодельниц своего края. Рукоделие традиции

  • Дать понятие о вышивке как традиционном виде рукоделия.
  • Воспитать уважение к народным традициям Руси, интерес к традиционным видам рукоделия.

1 Организационная часть.
2.Вступительное слово учителя. Просмотр выставки творческих работ детей.
3. Путешествие в историю русского костюма.
4. Изучение старинных символов в русской вышивке.
5. Реферат: “ История привычных вещей “Полотенце””.
6. Подготовка к практической работе: Украшение полотенца вышивкой с использованием таблицы старинных символов и схем для вышивки. Проведение инструктажа по технике безопасности.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

На Руси умение вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать ребёнка этому ремеслу начинали с 4-5 лет.

Крестьянская девочка к своему совершеннолетию, к 15-16 годам - сама себе приготовить приданое. В её сундуке к приходу сватов накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды, десятки метров холста, сотканного её руками.

На свадьбе из девичьего приданого устраивали своеобразную выставку. Гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты, её трудолюбие, усердие и терпение, и всем было ясно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая хозяйка.

Во время беседы просматривается выставка работ учащихся.

3. Путешествие в историю русского костюма.

Сейчас мы проведём увлекательную экскурсию в прошлые века и поговорим о традициях русской одежды.

Во все времена одежда была одним из самых ярких проявлений отличия одного народа от другого, одной части населения от другой. Как же выглядели предметы одежды, имелось ли в них своеобразие?

Повсеместно в южной части Подмосковья, а также и в сёлах нашей губернии Ижмора, Ушинка носили широкую юбку в сборку из домотканой клетчатой шерстяной или суконной материи, так называемую понёву .

Как вид одежды в форме юбки понёва известна ещё с домонгольского периода. Понёву носили достигшие совершеннолетия девушки и замужние женщины. С понёвой были связаны обряды и верования, восходящие к дохристианской эпохе. В период формирования древнерусской народности на территории теперешней Московской области понева была основным, ведущим видом одежды, который принят в 10-13 вв. До 14 в. Дожил обычай, в соответствии с которым каждый населённый пункт или несколько деревень и сёл имели свои отличия в украшении ткани, из которой шилась понёва, в размерах клеток ткани и т. д. Если девушка выходила замуж в другую деревню, она должна была подчиниться традициям того села, откуда муж был родом: приходилось носить понёву того типа, который принято носить в деревне мужа.

Понёву не носили женщины из привилегированных слоёв общества. Это был вид одежды крестьянок. Дольше всего понёва держалась в южных губерниях.

В северной части Подмосковья описанный вид юбки заменяла другая форма одежды- ---- холщёвое платье с затяжным лифом и широкой сборчатой юбкой, так называемый наборец . Вместе с наборцем в тех же северных районах Московской области носили насовец-- холщёвый длинный до полу сарафан с широким подолом и зауженной талией, имевший спереди сверху донизу нашитые пуговицы. И, наконец, третьим видом одежды была кумашница.

Она шилась почти также как наборец, однако внизу была сильно расклешена и сочетала в себе материалы двух цветов: красный кумачёвый в верхней части, и белый холст от талии к низу

Слово кумашница образовано от кумач, что значит красная хлопчатобумажная ткань. На Руси украшали кумачёвой материей одежду. Из кумача шили мужские кафтаны и даже штаны. Так в архивных бумагах о Петре Великом имеется указание на то, что отпускали “ царевичу в хоромы карликам на штаны кумач красный”

В деревнях Московской области имел широкое распространение ещё один вид сарафана Саян .

Саян был чаще всего синего цвета. Его особенно любили пожилые и старые женщины, хотя и молодые, очевидно, носили что отражено в следующей прибаутке

У моей у миленькой
Есть саянчик синенький
Она ходит семенит
И саянчиком блестит

Саян носили жительницы Курской, Смоленской, Тверской областей

Одной из непременных деталей женского туалета являлась рубашка с белыми полотняными рукавами. Их называли подставами, подставками, станухами, станушками. Они были частью комплекта женской одежды. Были также в туалете женщин кофты браные, то есть сшитые из ярких, цветастых тканей с рукавами в грибаточку - с пышными в сборочку рукавами.

Итак, одежды были разных фасонов и разного качества. Нарядную одежду называли срядой, нарядой, кобедишной.

Все народные костюмы и предметы обихода украшались вышивкой

4. Изучение старинных символов в русской вышивке.

6..Подготовка к практической работе:

Ваша задача украсить вышивкой полотенце, используя таблицу старинных символов вышивки и схемы вышивок, карточки с которыми лежат перед вами.

Приложение 3

Прежде, чем вы начнёте работу, вспомним, какое оборудование вам понадобится и правила техники безопасности при выполнении данного вида работ.

Название

Назначение

Основа для вышивки

  • Мулине
  • Шерсть
  • Люрекс

Ими выполняется вышивка, качество зависит от качества и вида ткани

Специальные для вышивки. Толщина зависит от толщины ткани и ниток

  • с прямыми концами
  • с закруглёнными концами

Для разрезания ткани

Для обрезания ниток, чтобы не повредить ткань

Для натягивания ткани. Могут быть овальной, круглой, прямоугольной формы.

7. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

8. Домашнее задание(творческая работа):

Используя таблицу старинных символов в русской вышивке придумать и изобразить схематично узор для украшения русской рубахи.

В Древней Руси обязательным элементом воспитания девочек являлось рукоделие. Навыки вышивания, вязания, шитья одежды и ее украшения приобретались еще в раннем возрасте. Каждая представительница женского пола независимо от ее социального статуса (что крестьянка, что царица) должна была искусно владеть ниткой и иголкой.

Кроме практической необходимости в такие умения означали, что за работой женщина не пребывает в праздности, которая считается началом греха. Для детей рукоделие способствует развитию цветовосприятия, мелкой моторики и художественного вкуса.

История рукоделия на Руси

Свою историю рукоделие берет со времен раннего Средневековья. Уже в то время крестьянки учились плести хотя бы простейшее кружево, чтобы обеспечивать одеждой всю семью. Состоятельные жительницы городов обзаводились наборами для вышивания крестиком. Деревенские рукодельницы обходились спицами или рамами.


Русские кружева славились и в Европе. Первое упоминание о них приводится в Ипатьевской летописи конца 1420 г., где их называют «золотыми». Действительно, некоторые московские мастерицы в плетении использовали серебряные или золотые нити, которые комбинировали с парчовой тканью и драгоценными камнями. В итоге получались по истине уникальные изделия, которые можно было считать произведениями искусства. Такие кружева имели в гардеробе императрицы и цари. Тогда большую ценность составлял сам материал, нежели труд мастерицы. Были кружева, которые продавали на вес.

Особенности вещей, созданных своими руками

Домашний текстиль (покрывала, шторы, скатерти, полотенца и пр.) заговаривались особым образом. Наши предки верили, что вышивка способна уберечь всю деревню от бед — войны, пожара, засухи, потопа или мора.
Считалось, что изделия, выполненные незамужними рукодельницами, обладают особенно мощными магическими свойствами. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, каждая женщина обязана была сплести как минимум одно большое и красивое полотно.


С помощью наборов для вышивания мастерицы могли создать такой шедевр, который покупали за границей. Для того, чтобы работа спорилась, было принято перед ее началом обратиться к богине Макошь. Она считалась покровительницей рукоделия, торговли и урожая.
Даже после крещения Руси устоявшиеся в народе традиции сохранились. Макошь по-прежнему помогала женщинам создавать настоящие произведения искусства, часть которых иногда достигала царских апартаментов.
В XV-XVI веках древнюю богиню Макошь постепенно позабыли, однако ее место заняла великомученица Параскева-Пятница. В день этой святой (14 октября по старому стилю или 28 по новому) запрещалось выполнять работы по дому, иначе могла постичь неудача.

Мастерицы в Петровские времена

Во времена правления Петра I мастерицы получили более высокий статус. На ярмарках и базарах стали продавать прялки и прочие приспособления европейского и китайского производств, которые упрощали труд рукодельниц. В комплект входили нити, иглы и канву.


Император велел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», благодаря чему продавать пряжу стало проще.
К тому же в школах начали проводить занятия для девушек, где их обучали работе с прялками, рамами, спицами и другими приспособлениями для творчества. Будущих мастериц учили вязать на спицах и крючком, шить одежду, штопать белье.
Рукоделие поделили на 4 отдельных направления: школьные, церковные, ремесленные поделки и работы на продажу. К последним относились кустарные крестьянские изделия. Как правило, они обеспечивали семьи мастериц предметами быта, одеждой и другими вещами.

Сидельникова Виктория

руководитель: учитель истории Ракитянской СШ № 2

Введение 3

1. Сохранение народных традиций родного края

в Ракитянской СШ № 2 4

2. Полотенца как важная деталь народного быта 5

Заключение 7

Литература 8

Приложения 9

Введение

Тема моей исследовательской работы «Традиции рукоделия Ракитянского края» выбрана неслучайно. Это попытка узнать новые сведения об истории и культуре родного края, сохранить и передать их будущим поколениям.

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что в последние годы в нашей стране очень много внимания уделяется изучению и сохранению народной культуры. Активно этот процесс проходит и в Ракитянском районе: создаются фольклорные ансамбли; проводятся конкурсы русской народной песни и танца. Успешно действует районный краеведческий музей, большую часть которого составляют экспозиции, посвящённые народной культуре нашего края; открыты краеведческие музеи в школах района, где собираются и бережно хранятся предметы старины. Но как мало мы знаем о культуре Ракитянского края, как много упущено времени!

Уходят из жизни люди, простые ракитянцы, уносят с собой частичку истории. Важно успеть собрать ценные материалы и сохранить их для следующего поколения. Большую роль в этом процессе должна играть школа и мы, её ученики, будущее нашей страны.


Поэтому главной целью моей исследовательской работы является изучение традиций рукоделия в Ракитянском крае.

Элементом новизны в моей работе попытка изучить опыт сохранения народных традиций учащимися Ракитянской СШ № 2.

Основными источниками исследования станут экспонаты школьного краеведческого музея и воспоминания о традициях рукоделия в нашем крае, собранные учащимися и учителями нашей школы.

Работая над темой, я столкнулась с проблемой нехватки литературы по вопросам изучения русской народной культуры в Ракитянском крае. Есть исследования отдельных вопросов о рукоделии по Белгородской области , достаточно и материала о народных промыслах, вышивке, ткачестве по России. Недостаточно материала по этим вопросам и в нашем районном краеведческом музее.

Считаю, что данная работа может служить основой для продолжения исследований традиций русской народной культуры в нашем районе и материалом для проведения музейных уроков и экскурсий для школьного краеведческого музея.

1. СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ РОДНОГО КРАЯ В РАКИТЯНСКОЙ СШ № 2

В Ракитянской СШ № 2, с самого момента её открытия, большое внимание уделяется воспитанию детей на основе русской народной культуры. Традиционным стало участие наших ребят в одном из самых любимых школьных мероприятий - конкурсе «Своеобычае», где учащиеся 5-8 классов могут проявить свои таланты в исполнении русских народных песен и танцев. Проявить знание обычаев и традиций предков, народных праздников, характерных для нашего края.

Не менее важную роль в сохранении культуры Ракитянского района играет и краеведческий музей, открывшийся в декабре 2001 г. в Ракитянской СШ № 2. Большую его часть составляют экспозиции, посвящённые русской народной культуре, где собраны предметы старины, воссоздан интерьер русской избы, представлены женские костюмы нашего края.

Занимаясь в краеведческом кружке, я часто рассматривала яркие, красочные и удивительно красивые вещи, созданные руками простых русских женщин, наших бабушек и прабабушек: вышитые домотканые рушники, покрывала, наволочки, подзор на кровати, накутники, украшающие красный угол избы, скатерти, рубахи, расшитые сарафаны. Таких предметов рукоделия в нашем музее очень много. Это часть нашей истории, основа русской культуры. Но если бы у нас в школе и в районе не было бы музеев, то я, наверное, даже не знала бы таких слов как накутник, насундучник, подзор, рушник, набожник. А ведь эти слова очень часто употребляли наши бабушки и прабабушки. Очень мало в нашем посёлке осталось тех людей, кто помнит как ткали полотна на ткацких станках; как и чем красили нити для вышивания; какие узоры украшали ракитянские вышитые изделия. Поэтому мне, прежде всего, хотелось бы показать, как прекрасна культура родного края, и как важно сохранить традиции предков, чтобы уже наши дети не выросли «Иванами, родства не помнящими».

Чтобы лучше разобраться в незнакомых, но таких важных словах, которые часто употреблялись нашими предками, я обратилась к иллюстрированной энциклопедии «Русская изба». Для меня настоящим открытием стало обилие новых понятий, характеризующих убранство русской избы. Я искала описание только тех предметов старины, которые находятся в нашем музее. Что же мне удалось узнать?

В каждой избе непременно бал так называемый «красный» или «святой угол». Он обычно находился в глубине избы и включал в себя божницу с иконами и лампадкой. Украшением красного угла являлся накутник – прямоугольное полотнище ткани, сшитое из двух кусков белого тонкого холста или ситца (70 см – длина и 150 см ширины). Белые накутники украшались снизу вышивкой, ткаными узорами, лентой, кружевом. Накутник прикреплялся в угол над и под образами. В нашей местности он часто назывался набожник или обвеска.


Особое место в каждом доме занимала кровать. Она появляется в народном быту только в 30-е гг. XX в., но сразу же становится предметом гордости её владельца . Украшению кровати придавалось особое значение. Она покрывалась поверх нескольких матрасов простынями, главным украшением которых служили подзоры. Это полоска ткани с вышивкой и кружевом, пришивавшаяся к одному из длинных краёв простыни, так, что при застелённой постели подзор оставался открытым и свисал над полом, радуя глаз яркими цветами и разнообразными сюжетами вышивки. Мотивы вышивок на подзорах были очень разными. Для нашей местности были характерны геометрический орнамент или изображение птицы (в основном петуха). Цвета были разными, а сам подзор заканчивался прекрасным кружевом.

Покрывала на кровати изготавливались из лёгкой, но плотной ткани. Большой популярностью у нас пользовались лоскутные одеяла и покрывала.

В дневное время, когда постель была убрана, главным украшением кровати были подушки. Горы разного размера подушек в расшитых яркими цветами наволочках укладывались друг на друга в изголовье и изножье кровати. На спинки кровати и на подушки набрасывались нарядные накидки. Над деревянными кроватями обычно навешивали полог, предохранявший от мух и комаров. Он так же был украшен вышивкой.

Огромное место в жизни любой семьи занимали сундуки, где хранилась одежда, предметы домашнего обихода, приданое невесты. Они были показателем благополучия семьи. Сундуки изготавливались из разных пород дерева и имели замок, для сохранности содержимого. Из одного или двух полотнищ изготавливались насундучники – покрывала из шерстяных, полушерстяных, холщовых тканей по размеру сундука. Очень часто насундучник украшался узорами геометрического орнамента в виде полос различного цвета.

Очень много внимания женщины уделяли и украшению пола избы. До сих пор в некоторых наших домах есть сплетенные руками наших бабушек коврики и дорожки. В народе их называли «рядном» или «половиками». Половик круглой формы, плетённый крючком из тряпичных полосок, назывался круг или кружок. Круги клали на пол по несколько штук туда, где было свободное от длинных половиков пространство или поверх половиков.

Всё, что находилось в доме, было сделано руками самих людей. Особенно много работы выполняли русские женщины. Изучая воспоминания жительниц Ракитянского района, я поняла, что они любили украшать вышивкой всё, что было только возможно. Яркие, красочные, насыщенные цвета, разнообразие узоров по-настоящему преображали простую жизнь людей, не богатую событиями. Наверное, заходя в избу и любуясь этой красотой, уставшие за день от тяжёлой работы люди просто радовались жизни, отдыхали душой и находили в себе силы для следующего дня.

2. ПОЛОТЕНЦА КАК ВАЖНАЯ ДЕТАЛЬ НАРОДНОГО БЫТА

Но, наверное, одним из самых любимых занятий ракитянских рукодельниц было изготовление и украшение полотенец, которые у нас называются рушники. Обычно ширина полотенец составляла 39-42 см, а длина могла достигать и 5 метров. Стандартными для нашей местности были полотенца длиной 2,5 – 3 метра.

Рушники ракитянского края расшивались крестиком геометрическим орнаментом с использованием двух цветов – красного и черного. Ещё одним из типичных для нас узоров вышивки были цветы с закругленными лепестками. Вышивались они, как говорят, «петля в петлю». При этом могли использоваться и другие цвета. Очень часто в нашей местности встречаются и рушники, главным узором которых является изображение петуха.

Никто точно не помнит, чем красились нити для вышивания, которые и сейчас, после стольких лет не выгорают, не линяют, не вывариваются и сохраняют свои цвета. По воспоминаниям бабушек можно предположить, что краска для них создавалась из «природного материала» - свёклы, моркови, зелени. Кто - то вспоминает, что для естественных красок варились коренья каких-то растений. Но, к сожалению, уже никто не помнит, что это были за растения.

Полотенца имели разную длину и различный объём вышивки, что было связано с их назначением. Они служили украшением избы: вывешивались на стены, зеркала, иконы к большим праздникам.

Каждая девушка могла сама выткать белый тонкий холст и украсить его так, как было принято в её местности. Полотенца являлись частью приданого, их было принято демонстрировать родственникам жениха. Количество полотенец, качество полотна, мастерство вышивки – всё это позволяло оценить трудолюбие и аккуратность женщины. Полотенца было принято дарить родственникам на свадьбах и на большие праздники. Оно было важным атрибутом свадебного, родильного, погребально - поминального обрядов. В нашей местности, например, до сих пор сохранился обычай раздавать полотенца и платочки тем людям, кто помогал в похоронах родственников. И сейчас полотенце подстилают под ноги жениху и невесте, связывают им руки для того, чтобы они жили долго, счастливо и дружно.

То есть полотенце или рушник рассматривалось ранее и сейчас как оберег, защита от зла и символ счастливой жизни. Такая символика полотенца исключала возможность использования его для умывания. Для этого существовали рукотёрники, утирки, утиральники, т. е. рушники.

Таким образом, полотенца являлись важнейшей частью быта наших предков. По ним можно было судить о хозяйке дома, о её умениях и талантах. Это очень долгий и кропотливый труд. А ведь женщинам надо было ещё готовить еду, заботиться о своей семье, кормить большое хозяйство, убирать избу! При этом занятия рукоделием было нашим бабушкам не в тягость, а в удовольствие. Оно развивало такие качества как терпеливость, усидчивость, воображение. Может и нам стоило бы поучиться у наших бабушек? Тогда бы мы меньше жаловались на жизнь, а больше радовались ей, а люди стали добрее и душевнее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как много сейчас мы говорим о возвращении к истокам и традициям русского народа. Создаются масштабные проекты возрождения нашей культуры. Но мне кажется, что надо меньше говорить об этом, а больше делать: собирать материалы, создавать музеи, приобщать к традициям своего народа молодёжь. Ещё есть в сёлах люди, которые помнят, знают и любят культуру своего родного края. И очень важно успеть сохранить эти знания, чтобы всё это не забылось, не стёрлось из людской памяти.

Большую роль в этом процессе призваны играть музеи и люди их создающие. Музеи должны, прежде всего, сохранять народные традиции. С их помощью обогащается внутренний мир человека. Это то место, где далёкое прошлое становится ближе и понятнее, роднее.

В этом плане деятельность Ракитянской СШ № 2 и её краеведческого музея очень важна. Ведь все, что исследовалось в данной работе – это результат труда многих людей: учащихся школы, их родителей, учителей. Это они собирали воспоминания, искали и приносили в музей предметы старины. Ведь только совместными усилиями можно сохранить то, что осталось и приумножить то, что создаётся в нашей культуре. Благодаря собранным материалам и полученным знаниям, ещё много поколений учащихся нашей школы смогут приобщиться к истокам и традициям культуры родного края.

сказал замечательные слова: «Уважение к минувшему – вот та черта, которая отличает образованность от дикости». Так будем же образованными и сохраним ту культуру, которая создавалась нашим народом веками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бардина народных промыслов и сувениры – М., 1990

2. Жиров художественная культура Белгородчины – Белгород, 2000

3. Уткин русская вышивка – Белгород, 1999

4. Изобразительное искусство и художественный труд: кн. Для учителя: сост. – М., 1995

5. Русская изба. Иллюстрированная энциклопедия – Спб., 2001

6. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. , – М., 1983

Добрый день!

Сегодня мы встречаемся впервые в новом году, и как вы уже знаете темой 2013 года в нашем блоге, являются страны. В этом месяце у нас Россия, и соответственно, я расскажу вам о традиционных русских видах рукоделия. Что же мы можем сюда отнести? Вышивка, вологодское кружево, оренбургский пуховый платок и тканый павлопосадский платок, искусство росписи: Хохломская, Урало-Сибирская, Палехская лаковая миниатюра (шкатулки, посуда), Жостовская роспись. Знаменитая Гжель. Есть еще вятская (дымковская) глиняная игрушка, Богородская деревянная игрушка, волжская домовая резьба, грязовецкая резьба по дереву.

Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в Вологодской области.

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.

История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.
Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.
Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».

«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».
До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.
Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.
Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер». Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т.п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.


Хохлома

Жил когда – то в нижегородских лесах чудо – мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду.Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет’ золотой ‘посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…
Хохлома – это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием одного из самых массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире более не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента. И сегодня в Хохломе работают потомственные мастера, виртуозно владеющие приемами свободного исполнения растительного орнамента кистью от руки.
В каком бы уголке мира, на какой бы выставке ни появились хохломские изделия, они всегда привлекают к себе всеобщее внимание: ими не только любуются ценители искусства, их внимательно изучают художники-профессионалы, исследователи народного декоративного искусства. Для любителей же русского народного творчества хохлома - это один из символов национального своеобразия русской культуры, радостное солнечное искусство, несущее людям ощущение света и тепла.
Хохлома — это название большого торгового села в Заволжье, куда мастера из окрестных сел и деревень издавна привозили на продажу свои изделия и откуда расходились они не только по всей России, но и за ее пределы. Позднее и сами изделия, отправлявшиеся из села Хохлома, стали называть «Хохломой». Родиной искусства хохломы является группа деревень, расположенных в глубине некогда непроходимых лесов Заволжья, по берегам речки Узолы, впадающей в Волгу около древнего Городца. Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов местных мастеров. И действительно, каждое произведение мастеров хохломы проникнуто тонким чувством природы.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Оренбургский пуховый платок

В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок!

Оренбургские пуховые платки не имеют равных себе по тонкости работы, оригинальности узора, красоте отделки, эластичности, прочности и способности сохранять тепло. Особым изяществом отличаются ажурные платки, так называемые «паутинки». Несмотря на большой размер — 210 х 210 сантиметров, «паутинку» легко можно уложить в скорлупу гусиного яйца или пропустить через обручальное кольцо.
Пуховые платки работы оренбургских пуховязальщиц такие же ценные и самобытные образцы народного художественного творчества, как и всемирно известные вологодские кружева.
Пуховязальный промысел в России возник очень давно: примерно двести лет назад. Появившись первоначально в Оренбургском крае, он затем получил распространение в Пензенской губернии.
Оренбургский пуховязальный промысел возник на базе козоводства. Население Оренбуржья им занималось давно, но до шестидесятых годов XVIII века коз разводили прежде всего для получения молока, мяса и кожи.
Первый, кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз, был Петр Иванович Рычков
Можно с полным основанием считать временем зарождения в Оренбуржье пуховязального промысла вторую половину XVIII века. При этом необходимо иметь в виду, что речь идет о зарождении именно промысла, а не пуховязального рукоделия, о существовании которого оренбургские женщины знали раньше. Деятельность Рычковых содействовала широкому распространению пуховязального дела в губернии, превращению его из занятия одиночек в хорошо развитый промысел, официально зарегистрированный в списках крестьянских кустарных промыслов.
Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка - русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район города Вятки, где производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело самостоятельное значение. Промысел имел семейную организацию - игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление к весенней ярмарке.


Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником "свистопляской", имеющим языческие корни и посвященном солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками.
Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала 20 в. В середине 19 в. под влиянием городского быта и фарфоровой пластики в дымковском промысле складывается свой стиль. Если зооморфные свистульки, связанные с языческим ритуалом, еще длительное время сохраняли архаичные черты, то другие изделия превратились в подобие фарфоровых статуэток: барышни в платьях с кринолинами, дамы в пелеринах с зонтиками, кавалеры, солдаты. К концу 19 в. производство глиняных игрушек было полностью вытеснено более дешевыми и технологичными гипсовыми отливками, подражавшими фарфоровым изделиям. Возрождение промысла связано с именами - А. А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А. И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле.
Для производства используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.
Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора. Организация артели и мастерской Стараниями А. И. Деньшина в 1933 при Вятской фабрике гипсовых изделий была организована артель "Вятская игрушка", где сначала работали лишь несколько мастериц: А. А. Мезрина, О. И. Коновалова, Е. А. Кошкина, Е. И. Пенкина, а возглавил ее сам Деньшин. С этого времени дымковская игрушка стала неотъемлемой участницей всех выставок и фестивалей народного искусства. А. И. Мезриной в 1934 было присвоено звание Герой Труда. За годы существования промысла ассортимент игрушек постоянно обогащается. Сегодня большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни: гуляния, катания на лодках, карусели, ярмарки. В 1948 в Вятке открыта игрушечная мастерская Художественного фонда. Дымковские мастерицы: Е. И. Косс-Деньшина, З. В. Пенкина, Л. С. Фалалеева, Н. П. Трухина и другие, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

Резьба по дереву

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье. Резное дело в народных традициях. Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.
В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV-XVI века.
Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.
Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.
Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

Гжель

Самое первое упоминание о Гжели встречается в завещании Ивана Калиты 1328 года. Затем это название повторяется в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного 1572—1578 годов.

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая глина годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, кою химики девственностью называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская(…), которой нигде не видал я белизною превосходнее».
До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год.
К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.
После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.
Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.
Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России.
В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности «Гжель». Выросший при станции посёлок городского типа также называется «Гжель». Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых: посёлок «Известкового завода» или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого Известкового завода) и «Посёлок Кирпичного завода» или «Труженик».

Статью для вас подготовила журналист рубрики «Энциклопедия рукоделия».
С пожеланиями творческих успехов, всегда ваша Elena!


Казалось бы, совсем недавно «Формула Рукоделия» была молодой выставкой – и вот у нее снова прошел юбилей. Московская «Формула» принимала гостей в 15-й раз. Юбилей – это не только праздник, это повод оглянуться, посмотреть, что сделано за эти годы, – и, конечно, немножко погордиться собой!

А гордиться есть чем! С 2009 года «Формула рукоделия» провела 34 выставки в Москве, регионах России и за рубежом. Число участников за эти годы выросло с 70 до 530, а посетителей – с 9,5 до 32 тыс. человек. Выставка постоянно расширяется (сейчас ее площадь – 9000 кв. м), появляются новые проекты, и многие из них становятся постоянными (например, спецпроект «Вкусный handmade» или Фестиваль современного войлока).

У каждой выставки «Формула Рукоделия» есть своя, особая тема, и юбилейную выставку мы решили посвятить традициям, ведь именно они лежат в основе любого рукоделия. Тема традиций заинтересовала многих участников нашего проекта. Так, клуб-мастерская текстильного дизайна «Красный сарафан» представила целую коллекцию одежды, кукол и аксессуаров, где обыгрывалась тема набивного ситца и яркая палитра русского народного костюма. Необычный проект представил клуб «Мастерёлки» – его участницы сшили лоскутную палатку, где каждый лоскуток представлял ту или иную традицию русского народного искусства – гжель, хохлому, дымковскую игрушку и т. д. Колледж им. К. Фаберже представил народные мотивы в батике. Мировые традиции представила школа китайской живописи гохуа – на ее стенде гости выставки могли своими глазами увидеть, как создаются китайские картины тушью. Отдельная экспозиция была посвящена семейным традициям рукоделия – там можно было видеть рукодельные работы трех-четырех поколений нескольких семей, прочесть историю каждой творческой семьи, увидеть, что окружало рукодельниц прошлого.

Но и это еще не все. Тема традиций оказалась актуальной вне зависимости от темы выставки. Например, все больше производителей вышивальных наборов обращаются к русской мифологии, истории, архитектуре – от образов языческой Руси до портретов Юрия Гагарина. Кроме того, сильно вырос интерес к традиционным видам рукоделия и у гостей выставки – большим спросом пользовались вышивальные наборы в различных техниках, товары для шитья и печворка. Хорошо было представлено модное направление – алмазная мозаика, а также раскрашивание по номерам, живопись шерстью, фурнитура для украшений и художественные материалы. Стоит также отметить большой выбор книг по рукоделию, в том числе еще один тренд сезона – альбомы для раскрашивания.

На выставке мы подвели итоги первого индустриального конкурса «Золотая пуговица». Список финалистов определяло народное голосование, а победителей среди финалистов выбирали Экспертный совет и Большое жюри конкурса. Так, лучшим производителем вышивальных наборов 2015 года оказалась компания Panna, лучшим несетевым магазином рукоделия – «Мир шитья», а лучшей книгой по рукоделию – «Библия узоров», книга по вязанию крючком от издательства «Контэнт». Полный список победителей, а также условия участия в следующем туре конкурса вы сможете найти на сайте: craft-award.ru.
2016 год собрал коллекцию ярких юбилеев в индустрии рукоделия и творческого хобби. На выставке «Формула Рукоделия» свои юбилеи отметили учебный комбинат «Мастерица», компания «РИОЛИС», «АЛИСА» и «Колор Кит». Старейшим юбиляром был комбинат «Мастерица», не закрывавшийся ни на день в течение 75 лет! Весомым был и юбилей компании «РИОЛИС», первые наборы которой появились на свет 20 лет назад!

В целом выставка прошла очень динамично, было очень заметно, что профессионалы индустрии рукоделия готовы и бороться за потребителя, и идти ему навстречу, а потребители – все так же активно творить, следить за новинками рынка и покупать материалы для творчества. Согласно подсчетам билетов, резко возросло число гостей, которые посещали выставку несколько дней подряд! Кроме внушительного ассортимента товаров для рукоделия многих привлекали мастер-классы: да 4 дня выставки только в зоне мастер-классов прошло более 250 занятий, многие компании, например «Гамма» и «Гела», практически без перерывов вели мастер-классы у себя на стендах.
Не менее активной ожидается и осенняя выставка, уже сейчас заявки на участие подали более 500 экспонентов. На осенней выставке (29 сентября – 2 октября) будет продолжена тема традиций, но основной темой решили сделать кулинарию, так что готовьтесь, вышивайте котлеты, лепите тортики из полимерной глины и валяйте из войлока пельмени! Встретимся осенью, ну а пока – следите за информацией на нашем сайте и готовьтесь участвовать в конкурсах (стр. 7)!



Публикации по теме