Интегрированное занятие по нравственно патриотическому воспитанию. Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию«Семейные обычаи на Руси

Татьяна Метелева

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию

«Знакомство с русской избой »

Цель : познакомить детей с жизнью , бытом и творчеством русского народа , приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи :

познакомить детей с избой -жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, самовар и т. д.) ;

Обогатить словарь детей народными, поговорками, загадками, новыми словами;

воспитывать любознательность , интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

Развивать художественно - творческие способности детей.

Формировать у детей умение узнавать сказку по, по иллюстрации.

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству.

Рефлексия : развитие памяти, образных ассоциаций.

Оборудование : “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка и др.) . Блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, валенки для игры, записи русских народных песен , русский народный костюм для хозяйки.

Ход занятия:

Воспитатель (одета в русский народный костюм - хозяйки избы, звучит музыка Константина Шаханова Волга-реченька, встречает детей.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы ? Какие? Для чего служили эти предметы?

В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В русской печи очень вкусно готовили.

А как вы думаете, что можно приготовить в ней?

Ответы детей.

Конечно щи, кашу, пекли хлеб, пироги и многое другое. Посмотрите – это чугунок, в нем готовили еду. Очень любили люди в старину кашу даже придумали поговорки.

Щи да каша – пища наша.

Хороша кашка, да мала чашка.

А сейчас ребятки отгадайте загадку.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает. (Самовар)

Любили русские люди почаёвничать , т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами для освещения избы, горели лучины, а после уже свечи – девушки пряли пряжу и пели песни, рассказывали сказки, играли.

А вы хотите, поиграть в одну из таких игр?

(под русскую народную мелодию проводится игра «Валенки» ). Дети на команды делятся по картинкам. На картинках самовар и ложки.

Игра. Две команды начинают старт под начало музыки. Обувают один валенок и бегут до стула, оббегают его и возвращаются к команде. Передают валенок следующему ребенку. Победители те, чья команда завершит эстафету первыми.

Хозяйка. Ну что ребята, устали? Теперь можно и отдохнуть, хотела вас пирожками угостить да не успела. Вы поможете мне?

Ответ детей.

Для того чтобы испечь пироги что нужно?

Пойдемте за мукой в амбар (дети шагают на месте) .

Дома разбили яички в миску (ребром ладони ударяем о другую ладонь) .

Замесили тесто (сжимаем и разжимаем пальцы рук) .

Стряпаем пирожки (лепят пироги) .

Хорошие пирожки получились, выкладываем их на противень и ставим в печь.

Хозяйка. А пока ребята у нас пекутся пироги, я вам покажу, что у меня есть.

Это чудесное блюдечко с наливным яблочком. Это блюдечко с яблочком не простое, любят загадывать загадки про сказки русские . Покатим яблочко по блюдечку, “Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам сказки разные.

(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты русских сказок «Репка» , «Колобок» , «Гуси-лебеди» , «Теремок» , «По щучьему велению» , «Зимовье зверей» ).

Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшая беседа : “Что это за сказка? Какие персонажи?”

Хозяйка. Ребята понюхайте. Кажется, чем-то пахнет.

Ответ детей.

Хозяйка. Это наши пироги поспели.

Хозяйка вытаскивает из печи настоящие пироги и угощает детей.

Вам понравилось угощение ? А что вы нового узнали сегодня? Что вам больше всего у меня понравилось ?

Ну а теперь настала пора прощаться. До свидания гости дорогие. Приходите еще! под веселую русскую народную мелодию , хозяйка провожает к выходу гостей.


Публикации по теме:

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» (старшая группа) Цель: Формировать представления детей о родном городе, его культурных центрах. Задачи: - уточнить представления детей о родном городе;.

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы маленькие граждане своей страны» Группа: подготовительная Место проведения: МДОУ «Детский сад №1» с. Визинга Форма проведения НОД: викторина Вид занятия: интегрированное.

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Наша Родина» Цель: развивать нравственно-патриотическое воспитание у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить детей с героями, в честь.

Программное содержание: Учить детей понимать, что мы называем Родиной. Учить рассказывать о своем городе, о знаменитых людях нашего города.

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Наша Родина - Россия» для детей 4–5 лет Отдел образования администрации Калининского района Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский.

в группе 4-5 лет

Программное содержание

Цель:

Приобщать детей к истокам русской культуры.

Развивающие:

  • Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;
  • Развитие интереса к русским традициям и промыслам,
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Обучающие:

  • Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.Формировать представление о прошлом нашей Родины.
  • Расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.
  • Закреплять использование нетрадиционных методов рисования: с использованием штампов, ватных палочек, кисточки.
  • Закреплять геометрические формы, цвет.
  • Обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок, сундук;

Определениями: старинный, стеклянный, деревянный, расписной, узорчатый, колыбелька, этажерка. Разучивание пословиц, поговорок, прибауток, частушек.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания; чувство эмпатии.

Материалы и оборудование : аудиозаписи с русской народной музыкой, сарафан, камень с надписью.

Атрибуты русской избы: чугунок, самовар, сундук, прялка, этажерка, русская рубашка, рушник, колыбелька, кукла,игрушки и посуда древних славян;

уголек, зернышки, монетки, палитры с гуашью (желтая, красная, зеленая, синея); баночки с водой, штампы, ватные палочки, кисти, влажные салфетки.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы.

Рассматривание фотографий и иллюстраций одежды, домашней утвари и обихода славян, разнообразие стола, игрушки маленьких славян. Рассматривание русских узоров, орнаментов.

Экскурсия в комнату «Русская изба».

Ход занятия:

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель:

Дети сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. Ребята, вы заметили у нас в группе что – то новое?

Дети:

Сарафан.

Правильно. Это старинная, русская женская одежда. Посмотрите, какой он красивый, обратите внимание, он украшен разными орнаментами. А когда носили этот сарафан?

Дети :

В старину.

Воспитатель:

Да, этот сарафан из далекого прошлого. Мы сейчас живем, в какой стране?

Дети:

В России!

Воспитатель :

Правильно, а в старину называли Русь – матушка. А хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие обычаи существовали на Руси?

Дети:

Воспитатель:

Тогда, возьмемся за руки, отправимся в путешествие.

Аутотренинг (под тихую светлую музыку).

День наступает,

Природа оживает

Солнце встает

Нам светло дает.

Друг на друга поглядим

Про себя поговорим

«Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Все у нас хорошие

Все у нас пригожие»

Мы собираемся

В долгий путь отправляемся.

Посмотрите, ребята, что у нас на пути? Камень – не простой, на нем что-то написано. Читает.

Налево пойдешь - далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – много интересного найдешь.

Направо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Дети, куда же пойдем? Направо или налево?

Дети :

Воспитатель :

Ну, что же, в путь!

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель:

Вот мы и пришли. Дети куда мы попали?

Дети:

Воспитатель:

Правильно. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей.

Дети:

Здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда, сундук и т.д.

Воспитатель:

Я вижу предмет, про который знаю загадку, а вы найдите отгадку: «Стоит толстяк, подбоченившись бок, шипит и кипит, всем пить чай велит».

Дети:

Самовар.

Воспитатель :

Как вы догадались, что это самовар?

Дети:

Он толстый. И из него пьют чай.

Воспитатель :

Да, это самовар. Он железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки. В нем кипятят воду и потом пьют чай.

А вот и прялка. Вы знаете поговорки о прялке, расскажите их.

Дети:

- Без прялки – не пряха,

Без иглы – не портной!

У ленивой пряхи

Нет про себя рубахи!

Чтоб рубаху нам соткать,

Надо пряжу намотать!

Воспитатель:

Посмотрите у нас в колыбельке ребенок. Это маленькая девочка.

Ребенок, достает из колыбельки куклу.

Воспитатель:

Она только сегодня родилась, поэтому и плачет. Лерочка, покачай его.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель:

С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена.

Воспитатель:

Молодцы, вы много имен знаете, но остановимся на одном. Девочку нашу назовем - Аленушкой.

Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, её все будут называть ласково Аленушка. А когда она вырастет, то её уже будут называть Алена. Мы растем, и имя наше растет.

А вы знаете, что обозначает имя Алена?

Воспитатель:

Это имя древнерусское, обозначает алая, красивая. Так звали богиню утреней зари - Алёна. Родители, когда называли таким именем, хотели чтобы, когда Аленушка выросла, она была красивой, доброй, покладистой и бережливой, жизнерадостной и счастливой. Дети, посмотрите, здесь для Аленушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети: - Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

А кто знает, зачем нашей Аленушке эти вещи? На Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.

Воспитатель кладет уголек:

Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу.

А, когда клали зернышко, говорили, будь всегда сыт.

Когда клали монетку - будь всегда богат.

Воспитатель:

А вспомните, что приговаривали, когда купали ребенка?

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Аленки-

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Воспитатель: - Вытирая, говорили-

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

Дети, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

Одевали.

Воспитатель :

А во что одевали ребеночка?

Дети:

В рубашку.

Воспитатель:

Правильно. А где хранили одежду?

Дети:

В сундуке.

Воспитатель:

Конечно, в сундуке. В нашей горнице тоже есть сундук. А на нем приспособление для замка. А для чего замок?

Дети:

Чтобы запирать сундук.

Воспитатель:

Да, хозяева запирали сундук, чтобы ничего не пропало. Это хорошо. А иногда и плохо, что есть замок. Почему?

Дети:

Можно потерять ключ – тогда не достанешь вещи. Замок может сломаться.

Воспитатель:

Ребята, а крышка у сундука – это хорошо?

Дети:

Хорошо. Вещи не будут пылиться. Не будет видно, что лежит.

Воспитатель:

Но иногда и плохо, что есть и крышка у сундука. Почему?

Дети:

Можно прихлопнуть палец.

Воспитатель:

Поэтому мы сейчас аккуратно и осторожно откинем крышку нашего сундука и посмотрим, что в нем лежит. Это русская рубашка и рушники. Раньше одежду и белье шили изо льна. В старину лён считался лечебным материалом, одежда изо льна экологически чистая, тело в ней «дышит».

Теперь мы понимаем, что когда одевали ребеночку льняную рубашку, родители хотели, чтобы малыш вырос здоровым.

Рассмотрите внимательно рубашку. Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.

У нашей Аленушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ей в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Аленушки – и не простой подарок, а настоящий оберег, чтобы он оберегал его от бед? Придумаем обережные узоры для сарафанчика Аленушки и подарим их.

Давайте пройдем в мастерские, у нас для этого есть все необходимое.

Физкультминутка.

Гроза

Встало солнышко с утра,

И ушли мы со двора,

Мы топтали на полянке

Тонконогие поганки,

Землянику собирали,

Веселились и играли.

Вдруг все небо потемнело,

Что-то страшно загремело,

Смотрим мы во все глаза -

Начинается гроза!

То ли прятаться под дубом,

То ли прочь бежать отсюда,

Но гроза отгрохотала,

Поплыла и с глаз пропала.

Завтра мы пойдем опять

На полянку поиграть.

Воспитатель:

Вот мы и пришли в наши мастерские. А вы знаете, чем рисовали на Руси?

Угольками. Перышками. А мы будем рисовать с помощью штампов, кисточек, ватных палочек.

Создавая оберег, выберите, какие элементы вы хотите использовать для узора. Вы можете создавать геометрические узоры. Геометрический ромб – главная, фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца.

Также очень красив в исполнении растительный орнамент.

В старину украшали одежду, рушники, и другие предметы быта различными веточками, ягодками, кустиками, цветами. Веточки и кустики ласково называли травкой, а иногда мастера рисовали травку так, будто все листочки и травинки превращались в завитки. Рассмотрите эти узоры, сейчас мы с вами придумаем красивые обережные узоры для сарафанчика Аленушки. Вы можете использовать образец.

Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, помогает детям .

Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д.

Воспитатель:

Ребята, давайте все вместе рассмотрим наши работы.

Дети объясняют, какие средства они использовали, какие цвета, и формы они использовали.

После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель:

Дети, можно дарить такие подарки, они вам нравятся. А теперь давайте подарим, Алёнушке наши подарки и пусть каждый пожелает ей что-нибудь.

Проходят в избу.

Дети:

Никогда не болей, будь здорова.

Слушай отца - батюшку да родную матушку.

Будь добра, и пусть встречаются добрые люди.

Пусть живет-поживает, да добра наживает.

А у нас есть и для гостей подарки и пожелания:

Будьте здоровы, живите богато.

Будьте в дому, как оладышек в меду.

Дай Бог вам удачи.

Житья вам, бытья и здоровья.

Стук в дверь. Входит домовенок Кузя.

Здравствуйте, люди добрые! Я домовенок Кузя. В избе за печкой я живу, за порядком я слежу. Услышал ваши голоса, да и не утерпел, вышел на все поглядеть. Ишь, какие, ладные и складные! Аленушке подарки приготовили. Я тоже люблю подарки. А для меня подарки есть?

Воспитатель:

Конечно, Кузя. И для тебя есть подарок. Ведь раньше на днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли, пели. Ты любишь петь? Тогда мы споем для тебя частушки!

Частушки:

На опушке два цветочка

Голубой да аленький

Я парнишка удалой,

Хоть и ростом маленький.

Знаю, где живет милашка,

Под железом новый дом.

Куплю красную рубашку,

С батькой свататься пойдем!

Накапаю я сирени,

Туго на туго свяжу,

Величаюсь я Артемом,

А фамилию не скажу!

Не ругай меня, маманя

За помаду и духи.

Ведь не я их покупаю, покупают женихи!

У меня на сарафане

По бокам кармашки, А в карманчиках духи, Чтоб любили женихи!

Раздайся народ

Чернобровая идет, чернобровая, бедовая

Ни где не пропадет!

Кузя:

Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка в тарантас.

Повезу свою Аленку

Всем соседям на показ!

Ай, да молодцы! Распотешили меня, развеселили. Я вам за это тоже подарки приготовил. Получайте! Приходит ко мне по чаще. До свидания!

Воспитатель:

Дети, а вам понравился день рождения Аленушки? А какое у вас настроение? А что больше понравилось?

Дети:

Нам понравилось готовить подарки.

Воспитатель:

Подарком может быть не только узоры для одежды, но и красивая, расписная посуда, расписные игрушки. Давайте кследующему дню рождению научимся украшать посуду узорами, орнаментами и вернемся с новыми подарками для Аленушки и Кузи.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.

Задачи: Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т.д.). Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.). Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок. Экскурсия в городской музей.

Оборудование: “Русская изба” с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др.), блюдечко с яблочком, мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, дидактическая игра “Что было, что стало”, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры “Вышел Ваня..”, русский народный костюм для хозяйки.

Ход занятия

Воспитатель (одета в русский народный костюм - хозяйки избы), встречает детей.

Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!

Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? Для чего служил предмет? Из чего вещь изготовлена? и др.

В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками. (Таким же образом ведётся беседа и про другие предметы быта)

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

(Звучит русская народная песня)

А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

Хорошо прядёшься – весело поёшься.

А может, вы ещё и загадки умеете отгадывать?

Тогда слушайте:

Летом спит
Зимой горит
Пасть открывает,
Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло
Держит ведра…(коромысло).

Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).

Выпускает жаркий пар
Древний чайник…(самовар).

Эту обувь не забыли
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати
У печи оставят…(лапти).

А хотите ли вы, ребятки, настоящую деревню повидать?

Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. “Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку”.

(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведётся небольшая беседа: “Что изображено? Для чего вещь служила?” “Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены) и др.

Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Даже пословица была “Делу время-потехе час”. Давайте послушаем, какие шутки – прибаутки они пели.

(Звучит шуточная песня)

А вы знаете шутки-прибаутки, небылицы? Спойте, повеселите нас.

(Дети поют парами небылицы)

Ох, и рассмешили, ох, и развеселили. А хотите мы с вами ещё и поиграем? Были у меня недавно другие ребятки в гостях, игру мне оставили, называется “Что было, что стало”. Научу вас сейчас тоже играть. Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите? Правильно сапоги, вот я эти картинки рядом и положу. Теперь давайте разделимся на две команды: мальчиков и девочек и посмотрим, кто быстрее с заданием справится. (Затем одна команда называет свои пары, а другая команда проверяет)

А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:

Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора,
Становитесь в хоровод.

Игра с лентой
(под русскую народную музыку)

Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)

Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?

А что вам больше всего запомнилось?

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: «Дружба»

Цель занятия - развитие чувства эмпатии у детей, а также социализация детей в условиях детского коллектива.

Цель: социализация детей в условиях детского коллектива.

Задачи:

формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения, навыки общения друг с другом.

развивать у детей чувства эмпатии.

Предварительная работа:

Беседа с детьми о дружбе, отношениях друг к другу.

чтение художественной литературы.

подбор аудиозаписей к песням о дружбе для сопровождения.

Оборудование: куклы, оборудование для препятствий (кубики, обручи); бумага, гуашь, аудиозапись песни "Улыбка" (муз. Шаинского, сл. Пляцкого).

Ход занятия

(Дети входят в группу, встают полукругом, на стульчиках сидят куклы, отвернувшись друг от друга)

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, что это случилось с нашими куклами?

Ответы детей (они поссорились, отвернулись, поругались)

Воспитатель:

Я поссорился с дружком,

Мы с ним больше не играем

И друг с другом не болтаем,

Мы с ним больше не вдвоем.

Каждый со своей обидой

Целый день один сидит.

Каждый со своей обидой

Без умолку говорит.

Воспитатель:- Ребята, сегодня мы с вами научим наших кукол дружить. Что же такое дружба?

Ответы детей (когда не ссорятся, играют вместе).

Воспитатель:- Правильно. Дружба- это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба - это улыбки друзей

Игра - имитация "Настроение".

Воспитатель: - Давайте с вами улыбнемся (дети улыбаются).

Теперь нам стало грустно, нахмурились (дети хмурятся)

Ребята, когда мы с вами улыбаемся, нам так хорошо, радостно, когда хмуримся, сразу хочется грустить.

А давайте покажем нашим гостям, какие мы с вами дружные. Нам не страшны ни какие препятствия.

Подвижная игра "Друг без друга нам нельзя"

(Воспитатель ставит несколько препятствий на пути детей. Дети, повернувшись лицом друг к другу, соприкасаются ладошками и таким образом преодолевают препятствия; перешагивают через кубики, прыгают из обруча в обруч)

Воспитатель:

Вот мы с вами поиграли, ноженьки у нас устали.

Мы на стульчики пойдем,

И немного отдохнем. (дети садятся на стулья полукругом)

Дружны не только девочки и мальчики, дружны и наши пальчики.

Пальчиковая игра "Дружные пальчики"

Дружат в нашей группе (пальчики в замок, сгибать и выпрямлять их)

Девочки и мальчики

С вами мы подружимся, (соединить кончики пальцев обеих рук)

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять (похлопать каждой парой пальчиков)

Раз, два, три, четыре, пять (встряхнуть кистями)

Воспитатель: - А вы знаете, ребята, что дружбу можно нарисовать? Ведь дружба - это прикосновение рук. Покажем это нашим куколкам?

Ответы детей: (покажем, да)

(Отпечатывание ладошек левой и правой рук. Коллективная работа по рисованию гуашью желтого и зеленого цвета. Дети выполняют работу, после оттирают руки влажными салфетками.)

(Встаем полукругом, воспитатель обращает внимание на кукол)

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, наши куколки улыбаются друг другу, они рады. Вот наши куклы и помирились

Так что такое дружба?

Ответы детей (когда делимся игрушками, не обижаем друг друга, играем вместе)

А как можно выразить дружеские чувства?

Ответы детей (прикосновениями, улыбкой, совместной игрой)

Воспитатель: - Правильно, молодцы.

А теперь возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод. Передадим свои теплые дружеские отношения друг к другу, улыбнемся друг другу.

(Дети в хороводе ходят по круг за руки, выставляют ножки, делают пружинку, фонарики.)

(Аудиозапись песни "Улыбка")

Воспитатель:- Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Мною предоставлен конспект по нравственно-патриотическому восеитанию для детей старшего дошкольного возраста, позволяющий дать детям представление и углубленные знания о своей Родине....

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели: Познакомить детей с понятием «семья», развивать навыки общения, отвечать на вопросы воспитат...

Конспект интегрированного занятия по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшей группы

Конспект интегрированного занятияпо нравственно – патриотическому воспитаниюс детьми старшей группы Тема: «День рождения на Руси» Образовательные задачи:·...

Организация: ГБОУ ДО ЛНР« Ясли - сад № 19 Звездочка»

Населенный пункт: ЛНР, Свердловский район, пгт. Бирюково

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе: «По поселку мы идем»

Составила и провела: Лебединская Ирина Владимировна воспитатель старшей группы, ГБОУ ДО ЛНР «Ясли-сад №19 «Звездочка», пгт. Бирюково, Свердловского района, ЛНР.

E - mail : [email protected]

Цель: воспитание интереса и любви к Малой родине на основе ознакомления детей дошкольного возраста с родным поселком; воспитание чувства гордости за край, в котором живем; формирование представлений о достопримечательностях поселка.

Задачи:

  • Расширить представление о родном поселке и его особенностях, познакомить с достопримечательностями.
  • Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку.
  • Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  • Воспитывать уважение к другим людям, профессиям и труду.
  • Развивать эмоционально – ценностное отношение к родному краю.

Материалы: Презентация Power Point о родном поселке, кукла Аннушка, флажки, дидактическая игра «Подбери предметы по назначению», карта-схема родного поселка, корректурные таблицы, фишки.

Предварительная работа : экскурсии по поселку, посещение школы, библиотеки, почты, дома культуры, аптеки, рассматривание фотоальбома «Моя Малая Родина», беседы, чтение стихотворений и разучивание песен о своем родном крае, накопление и систематизирование краеведческого материала и материала по народоведению, организация выставки творческих работ детей «Мой любимый поселок».

Ход занятия

Дети становятся в круг

Воспитатель : Станем рядышком, по кругу.

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

ДОБРОЕ УТРО!

Дети присаживаются не стулья

Воспитатель: Ребята, а теперь покажите какое у вас настроение? Улыбнитесь, друг другу и у всех будет, хорошее настроение. (Дети улыбаются) Вижу у вас все отлично. И с таким прекрасным настроением предлагаю вам, отправится в путешествие по родному поселку. Узнаем о его прошлом, расскажем о настоящем, помечтаем о будущем.

Любое путешествие начинается с выбора маршрута. Для определения нашего маршрута мы будем использовать карту-схему нашего поселка. Сопровождать нас будет как всегда - кукла Аннушка, которая ответит на любые возникшие у вас вопросы.

Воспитатель: чтение отрывка из стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что в поле

Под ветром склоняясь, растет.

А может она начинается

С весенней запевки скворца.

И с этой дороги проселочной

Которой не видно конца.

Воспитатель: Ребята, а что такое Родина?

Ответы детей (край где мы живем; место где родился человек; это дом где живут наши родители)

Воспитатель: Правильно. Родина – это наш дом, наша улица, наш поселок, родной край. Ребята, как вы думаете, почему родную землю называют по разному «Родина», «Отечество»?

(Ответы детей )

Воспитатель: Ребята, есть на свете много стран и земель, но как одна у человека мама – так, одна у него и Родина. Сегодня мы будем говорить о нашей Родине, о поселке в котором мы родились и живем. Ведь для каждого из нас он самый любимый, самый красивый. Вы согласны со мной? (Да)

А как называется наш поселок? (Поселок Бирюково).

Название нашего поселка произошло от фамилии Василия Матвеевича Бирюково. Он был первым председателем сельского совета.

Между холмами, на целый десяток километров расположен наш поселок городского типа Бирюково. Еще издали виднеется прекрасный пейзаж. Дома утонули в зелени. Вербы, опустили свои ветви, и тихо купают их в прохладных водах реки Кундрючья, которая разделила поселок на две половины. Ребята, а может кто-то из вас знает старое название поселка? (Слобода Криничная). Верно. Давным-давно наш поселок назывался слободой Криничной, потому что на ее территории было много криниц с чистой родниковой водой.

В настоящее время осталась только одна, которая находится в конце улицы Щетова. Вода в этой кринице считается целебной, полезной для здоровья.

Ну, что ребята, отправляемся в путь. Начнем путешествие от ворот нашего детского сада. Давайте найдем его на карте-схеме. Как называется наш детский сад? (Детский сад «Звездочка»). На какой улице он расположен? (На улице Ленина).

Улица Ленина – это главная улица. Она самая длинная и проходит через весь поселок. Но есть еще много других улиц, каждая из которых имеет свое название. Напомните кукле Аннушке название этих улиц, вспомнив каждый ту, на которой он живет. (Дети передают куклу и называют улицы)

А что еще, кроме нашего детского сада, находится на улице Ленина?

Ответы детей (центральный Дом Культуры, детская библиотека, здание администрации поселка, аптека, участковая больница, магазины, дома жителей поселка).

Воспитатель: Кстати, ребята, наша участковая больница расположена в бывшем поместье графа Петра Васильевича Орлова.

Кирпичный, крытый железом, господский дом сохранился до наших времен. Когда-то его окружал большой сад, у речки был обустроен пруд. Дом Орлова - одно из самых старинных зданий в нашем поселке, и является достопримечательностью. Об этом свидетельствует вот этот значок в виде подковки на карте-схеме.

В нашем поселке есть еще одно старинное здание, которое также отмечено подковкой. Попробуйте сами его отыскать на карте-схеме. ( Храм Святого Митрофания). Верно, Храм святого Митрофания, так же является старинным сооружением, архитектурной достопримечательностью. В нем и сейчас, как много лет назад, ежедневно совершается богослужения.Говорят, сюда на Храмовый день приезжал известный писатель А.П. Чехов, с творчеством которого вы уже познакомитесь в школе.

Ребята, кукла Аннушка, приготовила для вас задания. Вот две иллюстрации с изображением больницы и храма, а также много мелких предметов. Вам необходимо разложить их по назначению. Те предметы, которые используют в больнице - к изображению больницы, а те, которые применяют в храме - к иллюстрации храма.

Д/и «Подбери предметы по назначению»

(Дети раскладывают предметы и обосновывают свой выбор)

Воспитатель: Молодцы, вы правильно все разложили. Давайте еще раз посмотрим на нашу карту-схему. Кроме значков-подковок, здесь еще есть красные огоньки. Это значки памяти, их тоже два. Давайте попробуем вместе определить их местоположение.

Ответы детей (памятник В.М. Бирюкову – первому председателю сельского совета, памятник Родина-Мать).

Воспитатель : Мемориал Родина-Мать воздвигнут в честь воинов - защитников Великой Отечественной Войны. Вокруг памятника – стелы, на них высечены имена тех солдат-односельчан, которые защищали нашу землю от немецких захватчиков. Каждый год 9 Мая мы с вами приходим сюда, чтобы возложить цветы и почтить их память.

Воспитатель: На нашей карте-схеме есть еще один символ в виде чаши. Он указывает нам место расположения криницы (показывает детям). Когда-то была маленькая слобода, а теперь большой красивый поселок. Давайте расскажем о нем. Наш поселок, какой?

Ответы детей (Наш поселок большой, красивый, уютный, современный и пр.)

Воспитатель: А скажите ребята, за что мы любим свой поселок?

Ответы детей (за то, что мы здесь живем; за то, что здесь мы ходим в детский сад, а потом пойдем в школу; за то, что здесь живут наши родные, друзья, соседи).

Воспитатель : Не только мы любим и гордимся своим поселком. Наш односельчанин Виктор Кириллович Лебединский сложил песню «Родное Бирюково». Предлагаю вам, ее исполнить.

Песня «Родное Бирюково»

1.

Ели здесь не растут вековые,

В два обхвата дубы не шумят.

Нет здесь стройных берез, но люблю я до слез

Над Кудрючей рассвет и закат.

Припев:

Родное Бирюково,

Что есть на свете краше

Твоей неброской красоты.

До боли все знакомо

Здесь жили деды наши -

теперь живем и мы.

2.

Ветер здесь не играет волнами

Паруса на морях теребя.

Но ступи за порог

И степной ветерок

Вдруг овеет с любовь тебя.

Припев.

Воспитатель: Поселок Бирюково расположен в сельской местности, поэтому в основном его жители занимаются сельскохозяйственной деятельностью. Выращивают хлеб, овощи, фрукты. Разводят крупный и мелкий рогатый скот, овец, свиней, а так же домашнюю птицу.

Еще наш край славится угольной промышленностью. Многие мужчины – горняки, в шахте добывают уголь. Ребята, а где работают ваши родители? (Ответы детей)

Воспитатель: Чтобы наш поселок был красивым и уютным, мало его, любить нужно о нем еще и заботиться – соблюдать чистоту, поддерживать порядок, украшать, строить, озеленять. Что и делают наши односельчане. А мы с детства должны беречь то, что сделано руками взрослых, гордится своим поселком и родным краем.

Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя». Для этого вам необходимо стать в круг. Взять в правую руку зеленый флажок, а в левую – красный. Я вам буду задавать вопросы, а вы будите отвечать, используя флажки определенного цвета. Если «можно» поднимаете зеленый флажок, если «нельзя» - красный.

Варианты вопросов:

Рвать цветы на клумбе?

Любоваться цветущей клумбой?

Сажать деревья и цветы?

Бросать фантики от конфет?

Играть на проезжей части дороги?

Кричать, шуметь в общественном месте?

Разговаривать в спокойном, вежливом тоне?

Играть на детской, игровой площадке?

Разорять птичьи гнезда?

Оборудовать кормушки для зимующих птиц?

Воспитатель: Местный поэт Василий Емельянович Матейшин написал много стихов о нашем поселке. Сегодня я прочту одно из них, которое называется «Мой край родной»

Я люблю свой край родной,

Люблю широкие поля, зеленые луга.

Я связан с ним судьбой одной

Как с рекой Кундрючьей берега.

Мне дорог каждый холмик на родной земле,

Люблю простор степной,

И запах весны в журавлином крыле,

И этот небосвод голубой.

Воспитатель: Дети, пришло время помечтать о том, что вы захотите сделать для поселка, когда вырастите, начать можно со слов: «Когда я вырасту…» (Ответы детей)

Воспитатель : Ваши мечты прекрасны! Думаю, каждому из вас удастся их осуществить и воплотить в жизнь.

Чтобызакрепить все, что вы сегодня услышали, Аннушка, предлагает вам объединиться в пары, подойти к столам, на которых лежат корректурные таблицы и выполнить задания.

(Работа за столами)

Задания к корректурным таблицам.

(Прослушать вопрос, найти ответ-картинку и накрыть фишкой)

  1. Найди картинку, накрой фишкой .

Здание с голубыми куполами

Где проходят концерты и праздники?

Где добывают уголь?

Кого мы поздравляем в День Победы?

2 . Послушай загадку, отыщи отгадку.

Стоит дом

Кто в него войдет

Тот знания приобретет. (Школа)

Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Если кто- то заболел,
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую… (больницу)

Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад,
Что же это... (детский сад)

3. Подумай и ответь

Старое название нашего поселка?

Главная улица нашего поселка?

Сколько школ в нашем поселке?

Как называется речка в нашем поселке?

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по поселку. Сегодня мы узнали много нового и интересного о родном крае, Родине. Вместе с куклой Аннушкой прошлись по главной улице Ленина, вспомнили о прошлом, поговорили о настоящем, помечтали о будущем. Доказали, что действительно любим свой поселок. Думаю, что теперь вы вырастите достойными патриотами своей Родины.

CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»
  2. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015.

3. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

4. Интернет ресурсы




Публикации по теме