Использование алгоритмов при организации взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста. ! рекомендации по ср стмо

Яна Мизякина
Алгоритм в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста

Все времяпровождение детей в детском саду состоит из деятельности : игровой, образовательной, двигательной, совместной, а так же самостоятельной .

Как сказал Ян Амос Каменский «Дети охотно чем – нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Основная задача ФГОС - создать условия для детской деятельности , в которой каждый ребёнок мог бы самостоятельно найти себе занятие в любых направлениях. Для этого нужно сделать предметно- пространственную среду в детском саду более насыщенной разнообразной, богатой по содержанию и доступной, чтобы ребёнок мог самостоятельно найти занятие по интересу и способностям. Не взрослый побуждает ребенка к самостоятельности , а предметный мир. Развивающая среда должна быть насыщенна многообразием дидактического и игрового материала, которая дает ребенку свободу выбора.

Эффективным средством развития самостоятельности в процессе обучения в детском саду являются алгоритмы . Алгоритм – это и есть последовательность шагов, способ принятия и удержания цели предстоящей деятельности , это возможность перенести метод решения данной задачи на похожие задачи.

С самого раннего возраста дети овладевают алгоритмами , знакомятся с последовательностью действий при выполнении гигиенических процедур : умывание, чистка зубов, пользование платком, одевание.

В нашем саду во всех группах уже есть центры детской деятельности : центр природы, центр экспериментирования, центр познавательного развития, центр музыкального развития и т. д.

Во все центры можно поместить свои алгоритмы действий . Тем самым сделать среду разнообразной и интересной с алгоритмами , схемами, знаками, чтобы ребенок, изучая их, развивался и включался самостоятельно в любой вид деятельности . В начале, воспитателю необходимо познакомить детей с алгоритмом , проговорить, объяснить, научить детей «читать алгоритмы » . Затем можно проиграть ход выполнения индивидуально или в группе с 2-3 детьми. В дальнейшем ребенок самостоятельно выбирает определённую карточку и действует согласно ей. В двигательном центре можно поместить алгоритм отбивания мяча . В игровой зоне установить схему как сервировать стол, заплести косу кукле, подобрать бант по цвету и размеру. В центр экспериментирования тоже подбираем алгоритм . Например : свойства магнита. В музыкальном уголке у нас представлен алгоритм игры на ложках .

Таким образом, многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения воспитателя, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, а впоследствии эти же алгоритмы выступят в роли верных помощников в организации самостоятельной деятельности .

Модельные и символические средства позволяют развивать творческие и познавательные способности у дошкольников , а так же способствуют формированию самостоятельности и навыков планирования, зрительное внимание, помогают развивать ассоциативное мышление, воображение, зрительную память. В дошкольном возрасте преобладает наглядно- образная память и запоминание носит, как правило, непроизвольный характер.

Алгоритмы позволяют быстрее запомнить, а в дальнейшем правильно выполнять очередность работы. При действии с алгоритмом у ребенка возникает проблема, побуждающая к активному действию, ради её решения. Для этого необходимо воспитателю давать материал разной сложности, который позволит выявить индивидуальные возможности и уровень знаний ребенка.

Насыщенная алгоритмами развивающая среда – важное условие побуждающее дошкольника к самостоятельной деятельности . Алгоритм подводит детей к практическим действиям, которые вызывают у них желание самостоятельно исследовать , экспериментировать, находить ответы на свои вопросы.

Публикации по теме:

Организация развивающей среды в группе для самостоятельной деятельности детей 1. В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых.

Добрый день, уважаемые коллеги! Одной из главных задач педагогов ДОУ является воспитание у детей дошкольного возраста любви к здоровому.

Консультация для родителей по организации самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста Консультация для родителей «Организация самостоятельной двигательной активности дошкольников» Слайд 2 Двигательная активность, физическая.

Организация самостоятельной познавательно - игровой деятельности детей в рамках проекта «Колесо истории». Организация самостоятельной познавательно - игровой деятельности детей в рамках проекта «Колесо истории». Познавательная деятельность.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативы была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных, т. к. необходимо.

- 52.10 Кб

Введение стр.3

Выводы стр.16

Библиографический список стр.17

Приложение

Введение

Воспитание детей с самого рождения, в частности воспитание дошкольников, включает усвоение ими разного рода правил и их строгое выполнение (правила одевания и раздевания, принятия пищи, перехода улицы и др.). Режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в определенной последовательности. Обучая детей счету, измерению длин, сложению и вычитанию чисел, посадке растений и т.д., мы сообщаем им необходимые правила о том, что и в какой последовательности нужно делать для выполнения задания.

Организовывая разнообразные дидактические и подвижные игры, знакомим дошкольников с их правилами. Обо всех видах деятельности, осуществляемых по определенным предписаниям, говорят, что они выполняются по определенным алгоритмам. С малых лет человек усваивает и исполняет в каждодневной жизни большое число алгоритмов, часто не зная, что это такое. Усвоение алгоритмов имеет важное значение в жизни каждого человека, т.к. любая целенаправленная деятельность человека осуществляется по плану. Умение применять разного рода алгоритмы, тем более умение предвидеть и обосновывать возможные результаты их применения - признак формирования свойственного для математики стиля мышления. Моделирование различных алгоритмов в виде детских игр открывает широкие возможности для формирования зачатков этого стиля мышления уже у дошкольников.

Необходимость алгоритмов в различных сферах деятельности человека:

  • В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления различных блюд;
  • Любой прибор купленный в магазине, снабжается инструкцией по применению;
  • Каждый шофер должен знать правила дорожного движения;
  • Массовый выпуск автомобилей стал возможен только тогда, когда был придуман порядок сборки машины на конвейере.

Изучением алгоритмов занимались такие исследователи, как А. А. Столяр, В.Успенский, Э.Дейкестра, К. Бом, Г.Джаконини, А.Тьюринг.

Существует проблема в том, что не разработана методика по освоению дошкольниками алгоритмов на занятиях по математике.

Поэтому целью нашей курсовой работы является: раскрыть содержание и методику знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике.

В соответствии с поставленной целью мы выделили 3 задачи:

1.Выявить происхождение данного термина и его определение.

2.Изучить в процессе анализа педагогической литературы задачи и содержание знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике.

3.Подобрать игры, упражнения, направленные на формирование у детей умения работать по заданному алгоритму.

1.История возникновения термина «алгоритм», определение алгоритма, его виды и свойства.

Более тысячи лет назад восточный математик Мухамед Бен Мусса аль – Хорезми написал учебник « Арифметика индуссткими цифрами». По нему европейцы научились счету с помощью десяти цифр и узнали правила действия над ними. Учебник этот попал в Европу от арабов, поэтому цифры у нас называются арабскими.

Многие столетия до этого люди были убеждены, что правила счета очень сложны и доступны только избранным. В учебнике Аль – Хорезми привел такие методы счета, которые легко усваивает даже ребёнок, и арифметические действия можно производить, не задумываясь над их смыслом. В последствии арифметику в десятичной системе счисления долгое время называли словом «ал-хорезм», которое затем трансформировалось в «алгоритм». [ 7 ]

С развитием науки и техники человечество осознавало, что можно научиться выполнять сложные действия, если их разбивать на последовательность простых. Слово «алгоритм» приобрело другой смысл, относящийся не только к арифметике.

Алгоритм от латинского algorismus означает регулярно вычислительный процесс. В течение столетий значение слова «алгоритм» постепенно обобщалось, и сегодня под алгоритмом понимают некоторый общий метод или способ, предписание, инструкцию, свод правил для решения за конечное число шагов любой задачи из определенного вида однотипных задач, для которого предназначен этот метод. Алгоритм - одно из фундаментальных научных понятий, изучаемое и математикой, и информатикой - молодой, отпочковавшейся от математики наукой, изучающей способы представления, хранения и преобразования информации с помощью различных автоматических устройств, главным образом современных электронных вычислительных машин (ЭВМ).

Что такое алгоритм? Под алгоритмом интуитивно понимают общепонятное и точное предписание о том, какие действия и в каком порядке необходимо выполнить, чтобы решить любую из данного вида однотипных задач. Это определение, разумеется, не является математическим определением в строгом смысле, так как в нем встречается много терминов, смысл которых, хотя и интуитивно, может быть ясен, но точно не определен («предписание», «общепонятное», «точное», «действие»). Однако оно представляет собой разъяснение того, что обычно вкладывается в интуитивное понятие алгоритма, а для наших целей этого вполне достаточно.

Единого «истинного» определения понятия «алгоритм» нет. Разными авторами были предприняты попытки дать определение понятию «алгоритм». Вот некоторые из них.

«Алгоритм - это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность». (Д. Э. Кнут)

«Алгоритм - это всякая система вычислений, выполняемых по строго определённым правилам, которая после какого-либо числа шагов заведомо приводит к решению поставленной задачи». (А.Колмогоров)

«Алгоритм - это точное предписание, определяющее вычислительный процесс, идущий от варьируемых исходных данных к искомому результату». (А. Марков)

«Алгоритм - точное предписание о выполнении в определённом порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа». (Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя)

«Алгоритм - строго детерминированная последовательность действий, описывающая процесс преобразования объекта из начального состояния в конечное, записанная с помощью понятных исполнителю команд». (Николай Дмитриевич Угринович, учебник «Информатика и информ. технологии»)

«Алгоритм - это некоторый конечный набор рассчитанных на определённого исполнителя операций в результате выполнения которых через определённое число шагов может быть достигнута поставленная цель или решена задача определённого типа». [ 7 ]

«Алгоритм - это точная, однозначная, конечная последовательность действий, которую должен выполнить пользователь для достижения конкретной цели либо для решения конкретной задачи или группы задач».

«Алгоритм - это точное предписание, которое задаёт вычислительный (алгоритмический) процесс, начинающийся с произвольного исходного данного и направленный на получение полностью определяемым этим исходным данным результата».

В нашей курсовой мы будем руководствоваться таким определением алгоритма - Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.

Какие же свойства характеризуют всякий алгоритм? Анализ различных алгоритмов позволяет выделить следующие общие свойства, присущие алгоритмам:

1.массовость, т. е. алгоритм предназначен для решения не одной какой- нибудь задачи, а для решения любой задачи из данного вида однотипных задач;

2.определенность (или детерминированность), т.е. алгоритм представляет собой строго определенную последовательность шагов, или действий, он однозначно определяет первый шаг и какой шаг следует за каждым шагом, не оставляя решающему задачу никакой свободы выбора следующего шага по своему усмотрению;

3.результативность, т. е. решая любую задачу из данного вида задач по соответствующему алгоритму, за конечное число шагов получаем)

результат. Разумеется, для различных частных задач одного вида число шагов может оказаться различным, но оно всегда конечно.

4.дискретность, т.е. описываемый процесс должен быть разбит на последовательность отдельных шагов. Эти шаги можно назвать – предписания (команды).

5.понятность, т.е. запись алгоритма рассчитана на определенного пользователя (исполнителя), а у каждого исполнителя существует свой перечень, который он может понять.

В 70-х годах ряд ученых (Э. Дейкестра, К. Бом, Г. Джаконини) доказали, что любой алгоритм можно составить, используя всего три типа алгоритмических конструкций: (Приложение, таблица 1)

  1. простая последовательность действий (линейный алгоритм) - описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке.
  2. повторение действий (циклический алгоритм) - команды идут по кругу, некоторые действия повторяются.
  3. выбор действия (алгоритм разветвления) - составные команды, определяющие разветвления процесса решения задачи в зависимости от выполнения некоторых условий.

Имеются различные формы записи алгоритмов, предназначенные для различных исполнителей:

а) словесные предписания, в том числе включающие различные формулы

б) наглядные блок-схемы, ориентированные на исполнителя-человека программы, представляющие собой запись алгоритма на язык понятном ЭВМ, т. е. языке программирования.

История развития алгоритмов прошла длинный путь от интуитивного понимания и стихийного применения до осознания закономерностей и практического использования в современных компьютерах и компьютерных системах.

2.Задачи и содержание знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике.

В процессе анализа педагогической литературы, а именно программ воспитания и развития детей в детском саду таких, как «Радуга» , «Развитие», «Истоки», «Детство», программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой, мною было выявлено, что основными направлениями работы в разделе математики являются: количество и счет, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, форма, величина. А раздел, касающийся алгоритмов, отдельно выделен только в программе «Детство», в других программах есть несколько упражнений и задач, связанные с алгоритмами. Каждая арифметическая задача решается по определенному алгоритму.

Измерения длины отрезка тоже решается по алгоритму:

  1. Выбери мерку.
  2. Наложи мерку с одного (левого) конца измеренного отрезка.
  3. Отметь на отрезке второй конец мерки.
  4. Теперь оставшаяся часть отрезка - измеряемый отрезок.
  5. Если измеряемый отрезок больше мерки, то перейди к указанию 2, иначе - к указанию 5.
  6. Сосчитай метки на отрезке.
  7. Полученное число - значение длины отрезка.
  8. Измерение закончено.
  • Средняя группа

Задачи: 1. Учить зрительно воспринимать и понимать последовательность развития, выполнения действия, ориентируясь на направление, указанное стрелкой.

2. Учить отражать в речи порядок выполнения действий: сначала, потом, раньше, позже; если…, то…

  • Старшая группа

Задачи: 1. Учить зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, этапность и результат.

2. Учить осуществлять действия в соответствии с воспринятой последовательностью.

3. Учить объяснять последовательность и этапность выполнения действий разнообразного содержания.

  • Подготовительная группа

2. Учить отражать в речи связи и зависимости последовательных действий.

3.Учить оперировать знаками +, -, = при вычислениях.

4. Учить пользоваться линейными, простыми разветвленными и циклическими алгоритмами.

Описание работы

Воспитание детей с самого рождения, в частности воспитание дошкольников, включает усвоение ими разного рода правил и их строгое выполнение (правила одевания и раздевания, принятия пищи, перехода улицы и др.). Режим дня дошкольника представляет собой систему предписаний о выполнении детьми и воспитателем действий в определенной последовательности. Обучая детей счету, измерению длин, сложению и вычитанию чисел, посадке растений и т.д., мы сообщаем им необходимые правила о том, что и в какой последовательности нужно делать для выполнения задания.

Содержание

Введение стр.3
История возникновения термина «алгоритм», определение алгоритма, его виды и свойства. стр.5
Задачи и содержание знакомства детей с алгоритмами на занятиях по математике. стр.9
Игры и упражнения для формирования у детей дошкольного возраста умений работать по заданному алгоритму. стр.10
Выводы стр.16
Библиографический список

Ксения Смагина
Развивающие игры математического содержания как средство развития представлений об алгоритмах у дошкольников с ОНР

Развивающие игры – это игры , в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков.

Основная особенность развивающих игр определена их названием .

Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей и имеют большое значение во всестороннем и умственном развитии детей .

Сложным вопросом в теории развивающих игр является вопрос их классификации. До настоящего времени единая классификация не принята. Так игры классифицируют : по содержанию , по наличию или отсутствию игрового материала , по степени активности детей и т. д.

По использованию игрового материала выделяют игры с игрушками и картинками, настольно-печатные, словесные.

По степени активности детей и воспитателя развивающие игры делят на три группы : игры-занятия , игры-упражнения , авторазвивающие игры .

При регулярном использовании развивающих игр , стимулируется мыслительный процесс у ребенка, что помогает развивать навыки , логику, творческое мышление и получать первый опыт, ведь процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче и невозможен без активной работы мысли.

Все развивающие игры имеют в основе ситуацию, из которой ребенку необходимо найти выход. При этом, чем более последовательным и логичным будет разрешение проблемы, тем лучше.

Развивающие игры исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями : каждая игра представляет собой набор задач , которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов из картона или пластика и т. д. ; задачи даются ребенку в различной форме, что позволяет знакомить его с разными способами передачи информации; ребенок учится мыслить самостоятельно и выстраивать следственно-логические связи (от простых к сложным) ; задачи имеют широкий диапазон трудностей : от доступных 2-3 летнему ребенку до непосильных среднему взрослому ; постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои способности , в отличии от обучения, где все объясняется и формируется только исполнительские черты в ребенке; начинать играть с такими играми можно с самого раннего возраста. Задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей , поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка» , ребенок развивается наиболее успешно .

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества : внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление , воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал ; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов ; умение находить ошибки и недостатки.

С помощью развивающих игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Развивающая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.

1. Обучающая задача - определяет содержание , правила игры и направляет игровые действия. Объем и содержание обучающих задач соответствуют программе обучения детей этого возраста в детском саду. Реализация обучающих задач происходит через игровые действия. Чем интереснее игровые действия, тем незаметнее и эффективнее ребенок выполняет игровую задачу.

2. Игровые действия или игровой элемент - наличие игрового действия или игрового элемента - главное отличие развивающей игры от развивающего упражнения . Введение игрового элемента в упражнение может сделать упражнение игрой, и наоборот, если исключить игровой элемент из игры , игра превратиться в упражнение. Игровые действия или игровые элементы осуществляются в форме игровых манипуляций игрушками, предметами или картинками (подбор, складывание, раскладывание и т. п., в форме поиска предмета и его нахождения ; загадывания и отгадывания; выполнения ролей; соревнования; особых игровых движений (хлопки в ладоши и др.) ; в качестве игрового элемента может быть использовано слово или фраза-зачин. В одной игре иногда встречается несколько игровых элементов.

3. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания . Они делают игру демократичной : им подчиняются все участники игры . Правила способствуют развертыванию содержания игры , осуществлению развивающих задач . Правила указывают путь решения задачи, определяют приемы предстоящей умственной деятельности, регулируют взаимоотношения играющих. Даже внутри одной развивающей игры правила различаются . Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия , а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Алгоритмические предписания , понимаемые как последовательность получения результата или как последовательные шаги решения задачи, используется в дошкольном обучении с целью освоения ребенком умений следовать установке, заданной графически, точно выполнять правила; развития у детей самостоятельности при выполнении действий, ведущих к результату. Деятельность по правилам, предписаниям упорядочивает детское мышление, вырабатывает умение планировать ход продвижения к цели, применении знаковых систем, схем, моделей, способствует познанию логических связей между последовательными этапами действия (по цели, развитию действия , значимости, степени сложности).

По мере освоения простых алгоритмов (их «прочтения» и выполнения последовательных действий) дети начинают самостоятельно их составлять, используя для этого иллюстрации хорошо известных сказок, игры (настольно-печатные, подвижные и др.) .

Игры по освоению алгоритмов детьми старшего дошкольного возраста направлены на освоение дошкольниками зависимости между соблюдением последовательности действий и достижением результата. С этой целью используются уже известные детям линейные предписания , а в качестве элементов – модели реальных предметов . Ребенок начинает осваивать логическую структуру действия на абстрактном материале (геометрические фигуры, цифры) . Особое внимание обращается на освоение детьми зависимости действий от направления стрелки и влияние последовательности на полученный результат.

Практически любая развивающая игра математического содержания может включать я себя задания на выполнение алгоритмов .

Алгоритмическое предписание , как определенная последовательность практических действий, представлены в играх с палочками Кюизенера.

Решение многих логических задач, в том числе и таких, как поиск недостающей фигуры, поиск признака отличия одной группы фигур от другой, может быть предложено детям на основе предписания .

Одно из современных средств развития детей – игры с блоками Дьенеша , которые, являясь развивающими , включают в себя варианты игр с предписаниями .

В любой группе развивающих игр математического содержания , где имеет место возможность следовать алгоритму , при обозначении последовательности действий используют стрелки, которые могут располагаться в любом направлении. Одной из составляющих таких игр является схема – алгоритм . В ней заложен смысл игры , последовательность деятельности и даже иногда результат.

При знакомстве с игрой взрослый уточняет вместе с ребенком название стрелок в схеме, направление движения, которое определяют они , последовательность решения задачи и правила, которые следует соблюдать. Педагог должен придерживаться определенной последовательности игровых действий.

1. Назови предмет (фигуру, от которого начинается стрелка.

2. Назови предмет , около которого «остановилась» стрелка.

3. Сравни первый и второй предмет : чем они похожи, чем отличаются.

4. Проследи за «движением» стрелки, назови предмет и сравни его со вторым.

5. Что мы получим в самом конце схемы?

6. Какому правилу надо следовать или соблюдать?

В развивающих играх с алгоритмами необходимо обращать внимание детей на речевую активность, которая позволит регулировать деятельность ребенка, осуществлять анализ и оценивать правильность действий, поможет педагогу понять уровень осознанности действий ребенка.

Если все эти условия будут учтены, развивающий эффект игр будет очевиден.

Таким образом, развивающие игры математического содержания могут быть эффективным средством развития детей , развития представлений об алгоритмах . Это современное средство , которое можно и необходимо использовать в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями.

Статья воспитателя Богданова М.А.

Современная жизнь диктует условия изучения правил работы с компьютером и другими электронными носителями. В каждом доме есть планшет, ноутбук, компьютер. К радости детей, важности для педагогов увеличилось и число детских садов оснащённых

компьютерами помещениями. Для детей даже младшего возраста уже знакомы понятия - планшет, ноутбук, компьютер и в объёме знакомства с математическими представлениями необходимо знакомить детей с базовыми понятиями и алгоритмом.

Само понятие алгоритм вводит детей в мир понимания зависимости очередного движения от результата предшествующего, что непосредственно готовит к выполнению

компьютерных программ в старшем дошкольном возрасте.

Современные родители, как правило заинтересованы в то м чтобы их дети усвоили как можно больший объём знаний, посещали кружки при этом важно помнить что научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребёнком, не берутся памятью, а

складываются с помощью напряжения его собственной мысли.

Поэтому наиболее правильный путь, ведущий к развитию интереса, логики, кругозора - это метод основанный на использовании обучающих алгоритмических игр т.к. в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребёнка. При помощи разнообразия подобных игр дети с удовольствием и совершенно незаметно осваивают эту тему. В процессе этих игр у дошкольников идёт формирование простейших логических структур мышления и математических представлений, развитие навыков монологической речи, ориентировки в пространстве, закрепление знаний о цвете, форме и величине, геометрических фигурах. Эти алгоритмические игры, открывают хорошие возможности для раннего внедрения простейших идей

информатики, что является преемственностью с развивающим эффектом обучения. Воспитатель с детьми устанавливает переход сложных действий в простые, планировать

свои действия, знать правила объяснять свои действия языковыми средствами.

Режим дня, занятия и другие виды деятельности представляют систему действий в определённой последовательности. Изучение счёта, измерение длин, сложение и вычитание чисел, везде необходима система. Организовывая различные дидактические и подвижные игры знакомим детей с их правилами предписывающими последовательность действий, цель которых состоит в достижении некоторого необходимого результата.

Подобные правила очень многочисленны. Само слово «алгоритм» подразумевает под собой чёткое выполнение предписания, что приводит к решению поставленной задачи в любой области познания и даже художественном творчестве. Цепочка действий - алгоритмический процесс - каждое действие - шаг. Понятность и доступность предписания - основное требование для выполнения поставленной задачи всеми исполнителями определённой возрастной категории, при этом исполнитель

алгоритма, выполняя его, действует механически, значит необходима точная и однозначная формулировка, что позволяет определить действия исполнителя.

Важно учитывать два наиболее распространённых вида шагов: простые команды - линейный алгоритм, повторяющиеся действия в определённой последовательности - циклический. Эти виды алгоритмического выполнения заданий различной степени сложности необходимо регулярно использовать педагогу в работе с детьми, подвергая при необходимости предварительным преобразованиям с учётом индивидуального развития ребёнка.

Детям доступно и интересно использовать цепочку действий, блоков-схем с определёнными командами (лабиринтами, комнатами и коридорами). Всё это позволяет развивать у детей логическое мышление.

Этапы алгоритмов в практической деятельности:

- Воспитатель разрабатывает алгоритм.

- Знакомит детей с его содержанием.

- Дети неоднократно используют его и усваивают.

Не так давно в воспитательном процессе преобладали репродуктивные виды деятельности. Они требовали от детей исполнительских и воспроизводящих действий, которые нужны для приобретения и закрепления знаний. Однако, преобладание этих

знаний приводило к скованности детского мышления, стремлению мыслить по готовым схемам полученным от педагога. Умению анализировать нужно отдавать предпочтение во всех видах деятельности детей, так - же важно контролировать не только по результату, но и по ходу выполнения. Данный контроль может дать информацию о том, как ребёнок фиксирует и исправляет ошибки в процессе овладения каким-либо действием, в какой форме он выполняет это действие на данном этапе усвоения,

формируется ли это действие с данной мерой обобщённости. Игра используется для обучения развёрнутому пошаговому контролю, организация которого способствует более чёткому выделению отдельных этапов решения задач.

Систематические ошибки при выполнении ребёнком алгоритмов позволяет делать вывод о том, что ребёнок не верно производит операцию или нарушает порядок операции. В программе воспитательной работы дети 3 -4 лет с помощью

алгоритмов обозначают последовательность и этапов игрового действия, следование объекта стрелкой. Всё это должно заинтересовывать детей, возбуждать интерес с

усложнением задачи и необходимостью соблюдения правил.

Мышление правильными, оптимальными алгоритмами помогает делать все быстрее и, как правило, более качественно .

Правильные привычки – ключи к успеху

Ежедневные привычные дела взрослые люди выполняют легко, «автоматически» или почти не задумываясь. У детей алгоритмы поведения тоже вырабатываются подсознательно, на основе приобретенных навыков. Но далеко не у всех детей формируются правильные привычки, над этим нужно работать.

Умение правильно выстраивать последовательности задач, действий, событий нужно развивать еще до школы.

У детей с большим опытом разных активностей , таких как частая смена обстановки, широкий круг общения, занятия различными видами спорта, интеллектуальные игры и т.д., выстраивается «богатая» система навыков. Приобретенный опыт формирует базовые психические шаблоны поведения, владение которыми очень помогает в знакомых ситуациях .

А вот хорошо развитое «мышление алгоритмами» помогает принимать лучшие для человека решения еще и о том, как поступить в новой, сложной, незнакомой ему ситуации .

Можно ли развить алгоритмическое мышление?

Самый простой способ – учить своего ребенка всему, что вы знаете и умеете, и заставлять его, как бы ни звучало банально, думать прежде, чем сделать. Большинство детей, которые еще в дошкольном возрасте «учатся жизни» вместе с опытным взрослым, по проверенным временем алгоритмам решения «житейских» проблем, чувствуют себя увереннее сверстников и проще справляются с любыми трудностями.

А на школу можно рассчитывать?

В сегодняшнем мире к развитию алгоритмического мышления относятся гораздо серьезнее, чем 5-10 лет назад. В Австралии преподавание основ программирования начинается уже в третьем классе. С 2014 года аналогичные дополнительные курсы для начальных классов стали вводить во Франции. Схожие тенденции в Великобритании, Финляндии, Эстонии, Польше: детей учат понимать основные логические конструкции, обучают основам программирования уже в начальной школе.

В странах СНГ ситуация обстоит иначе, и здесь родителям приходится рассчитывать в первую очередь на себя.

В помощь родителям мы разработали . Это онлайн комплекс логических задач с теорией и комментариями опытных педагогов и методистов.

«Хорошие задачи не просто вырабатывают навык решения аналогичных заданий, а действительно учат думать, искать простейший, правильный, лучший путь».

Примеры задач из Лаборатории логики Logiclike

Алгоритмы помогают усвоить правила безопасного поведения дома и на улице:

Учим думать, прежде чем переходить дорогу! Найди ошибку в алгоритме…

По алгоритмам удобно учиться рисованию и другому творчеству, вырабатывать внимание к деталям:

Задание на построение алгоритма по созданию аппликации.

Знаешь правильный алгоритм — не ленись и, скорее всего, сможешь самостоятельно приготовить пирожки:

Мы привели примеры простейших алгоритмов. В персональном кабинете есть более сложные и интересные.

В Logiclike дети развивают логику и мышление, учатся легко и успешно решать базовые жизненные «проблемы» и задачи.

Вполне возможно, что через 10-20 лет, благодаря хорошему старту в раннем возрасте , ваши дети найдут себя в создании новых эффективных алгоритмов для программных решений и совершат нечто значимое для себя и других людей.



Публикации по теме