Из чего первобытные люди делали первую одежду. Одежда, обувь и украшения

Что люди знают о первобытном человеке? На самом деле - совершенно немного. Известно, что жил в пещерах, охотился на мамонтов, в качестве оружия использовал дубинку, а одевался в шкуры убитых зверей.

Имея даже такие обрывочные знания о первых людях, можно сделать отличный костюм первобытного человека своими руками. Ребенку в садик, на праздник, на представление в школе или выступление в театре - наряд подойдет к любому тематическому мероприятию.

Части костюма

Как сделать костюм первобытного человека? Прежде чем приступать к сборке наряда, необходимо определиться, из чего будет состоять костюм.

Одежда у была незамысловатая - рваные шкуры с неровными краями, грубо сметанные кусками кожи или жилами или подпоясанные кожаной ниткой. Они заменяли и пижаму, и «деловой наряд», и вечерний костюм. На очень холодное время года могла быть припасена еще одна шкура, которую использовали в качестве плаща или накидки.

Украшения были одинаковы для всех - кости животных, которые привязывали к волосам или нанизывали на нитку, как бусы. Косточками могли украсить пояс.

В качестве дополнительных аксессуаров применяли повязки на предплечья и голени.

Самый главный атрибут - дубинка. И у женщин, и у мужчин она была. Разница заключалась только в размере оружия - мужчинам, как более сильным представителям племени, полагалась дубина больше, чем женская. Следовательно, костюм первобытного человека для мальчика и для девочки делается одинаково, только дубинка будет разного размера.

Волосы - заключительная часть наряда. Мыло и шампунь еще не были известны нашим предкам, соответственно, прическа на голове была отдаленно похожа на аккуратную современную укладку. Для создания полноценного образа необходим будет парик.

Итак, костюм будет состоять из:

  • основной одежды;
  • накидки;
  • пояса и украшений;
  • дубинки;
  • парика;
  • повязок.

Основная одежда

Одевались наши предки в шкуры пойманных животных. Следовательно, расцветка должна соответствовать и быть похожей на натуральную кожу или мех. Для этой цели хорошо подойдет ткань любого качества. Цвет коричневый, леопардовый или тигровый. Не стоит делать выбор в пользу блестящих тканей, они не очень уместны для данной цели. А вот фетр, велюр, искусственная замша - самое то.

Модели могут быть разными. Наиболее простой вариант - обмотка с узлом на одном плече.

Для работы потребуется около 1,5 ткани.

Материал складывается пополам, получается прямоугольник. С той стороны, где сгиб, намечается середина. Делать это можно на глаз; костюм не должен быть идеальным и симметричным: первобытные люди были далеки от высокой моды. Также середина находится и по длинной стороне прямоугольника. Точки соединяются между собой, и ткань обрезается. Получается, что из большого прямоугольника вырезали треугольник.

Там, где ткань на сгибе осталась соединенной, будет плечо. Ту сторону, которая стала короткой, необходимо сшить при помощи классические нитки с иглой. А можно соригинальничать, соединив части наряда при помощи грубых стежков. Для второго варианта нужно маникюрными ножницам проделать отверстия в ткани с двух сторон, а затем ниткой для вязания подходящего цвета или тонким шнурком связать половинки между собой. Можно сделать это крест-накрест - как шнуровку у кроссовок, а можно - продевать в каждое отверстие. Какой способ выбрать - зависит только от фантазии мастера.

Простой вариант

Второй вариант - самый простой. В отрезе ткани, сложенном пополам, со стороны сгиба посередине прорезается отверстие для головы. Сшивать ничего не нужно: одежда подпоясывается - и все. Костюм первобытного человека для мальчика своими руками можно считать почти готовым!

Ну и вариант для летних пещерных людей - набедренная повязка. Кусок ткани разрезается на полоски разной ширины. Основная полоска, равная обхвату бедер, выступает в роли основы, на нее навешиваются остальные лоскуты.

Накидка

Накидка делается из той же ткани, что и основная часть. Но выбрать можно любую другую фактуру, лучше всего пойдет плотный материал.

Для накидки можно проделать в верхней части ткани отверстия, продеть в них шнур и при помощи шнура завязывать ее на шее. Более легкий вариант - завязывать два конца накидки узлом и накидывать на голову.

Пояс и украшения

Костюм первобытного человека украшается природными материалами - костями и повязками.

Чтобы сделать повязки на руки и ноги, необходимо вырезать 4 полоски ткани, 2 из которых равны обхвату предплечья выше локтя, а 2 другие - обхвату ноги ниже колена.

На полоски ткани навешиваются полоски по такому же принципу, что и для Завязывается такое украшение на узел прямо на руке или ноге.

Костюм первобытного человека украшается костями. Сделать их можно легко самостоятельно из полимерной глины. Также подобная фурнитура продается в магазинах для рукоделия - бусины в виде костей, зубов легко нанизывать на нитку и удобно использовать.

Из полимерной глины белого цвета, предварительно размятой в руках, делают клыки животных или косточки. После термообработки (правила работы с глиной пишут на пачках производители) в каждой заготовке проделываются отверстия, затем полученные детали нанизываются на нитку или полоску кожи. Такие украшения можно нанизать и на концы полосок, из которых сделана набедренная повязка для рук и для ног.

Пещерный человек часто изображается с косточкой в волосах. Для того чтобы сделать такое украшение для мальчика, придется запастись обручем для волос и пистолетом с клеем или длинной ниткой. На обруч наносится капля клея и крепится большая кость. А ниткой данный аксессуар можно просто сильно привязать. Лучше всего будет смотреться кость, привязанная прямо к волосам, но для этого потребуется сноровка, так как у мальчишек волосы обычно короткие.

Парик

Костюм первобытного человека завершает головной убор. Парик со спутанными волосами проще всего купить в специализированном магазине. Самостоятельно сделать такой аксессуар не сложнее, чем завязать узелок на повязке.

Из обруча и пучка шерсти для фелтинга можно сделать отличный муляж волос. Нужно будет пряди шерсти коричневого цвета аккуратно приклеить к обручу в несколько слоев. Заготовка украшается косточкой, которую привязывают к прядям ровно по центру.

В начале эпохи мезолита, со сменой климата, общины первобытных людей начинали осваивать новые способы получения пищи, уже не ограничиваясь простым собирательством и охотой. При зарождении скотоводства и земледелия человек стал производить продукты питания самостоятельно. Это было становление древней цивилизации, историческая веха развития человечества. Тогда же появляется понятие одежды, которая стала способом защиты от холодного климата, различных насекомых, когтей хищников. Она могла смягчить удар противника и даже служила экраном от злых духов.

Раскраска тела вместо одежды

Одним из первых проявлений стремления древних людей к самовыражению стала раскраска тела и татуировка. Даже в те далекие времена люди уже умели готовить краски достаточно обширной палитры, используя уголь, охру, известь, марганец, добавляя жир, - создавать грим, который наносили на тело. Сам процесс раскраски, как правило, носил глубокий смысл - будь то нанесение боевого узора, наводящего на врага ужас, или ритуальный рисунок для обряда посвящения юноши во взрослого мужчину. В рисунках передавалась информация о том, откуда человек, из какого племени, каков его статус, его заслуги.

Элементы первобытной одежды

Головной убор появился позже, отображая социальный статус своего хозяина. Разнообразные головные уборы стали отличительной особенностью жрецов, шаманов, властителей.

Также к элементам одежды можно отнести и украшения, которые делались из клыков, костей, бивней, раковин, перьев, жемчуга, кораллов и прочих материалов. Эти вещи выполняли двойную функцию: были носителями информации о человеке и предохраняли тело владельца от воздействия внешней среды.


Украшения из бивня мамонта

Основным же материалом для производства одежды тех времен были шкуры животных. Вероятней всего, что первыми шить одежду из кусков шкур стали жители Севера. Основными видами носимой одежды были штаны, плащи и туники, которые могли украшаться камешками, ракушками. Для утепления и защиты ног шилась меховая обувь. Тонкие полоски кожи использовались как тесемки, иглы для сшивания кожи «нитками» из сухожилий делались из кости.

Первая ткань

Немного позже первобытные люди Ближнего Востока научились делать из шерсти ткань. В других регионах основой для одежды стали волокна растений - льна, луба, кактуса, хлопчатника. Из растений готовились и красители, применяемые для окраски одежды, при выделке шкур.

Развитие одежды

Первые плащи из шкур в дальнейшем развились в разные типы одежды, носимой на плечах, - пончо, туники, рубахи, тоги, бурки. Набедренные повязки превратились в юбки, штаны. Простые куски кожи на ногах стали базой для развития таких видов обуви, как мокасины, чуни. Обувь также делали из дерева, коры. Эволюция одежды происходила постоянно и неуклонно, она все больше соответствовала особым нуждам каждого народа, подстраивалась под климатические особенности разных регионов, становилась разнообразней и сложнее в технологическом отношении.

Для чего людям нужна одежда? Ответ напрашивается сам собой: для тепла! Однако он верен лишь отчасти. Конечно, мы, современные люди, европейцы, без одежды просто не выживем. Мы не сможем обойтись без нее ни в умеренном климате, ни в жарком. Но в то же время известно, что люди иных культур — такие же люди, как мы с вами, только стоящие «ближе к природе», — вполне могли ходить нагими или почти нагими. Это имело место не в одной экваториальной Африке. К примеру, австралийцы и огнеземельцы жили отнюдь не в тропических и даже не в субтропических условиях. Однако до прихода европейцев коренное население Австралии почти вовсе не знало никакой одежды. Лишь на востоке этого континента люди имели обычай прикрывать свое тело плащом из шкур опоссума. На остальной же его территории для защиты от холода употреблялась не одежда, а жир, которым обмазывали тело. В ночи, когда температура опускалась ниже нуля, люди спали у костров — и зачастую просыпались наутро с кожей, покрытой инеем. Вот почему некоторые ученые считали, что настоящая одежда — скроенная и сшитая — появилась очень поздно. Однако факты, добытые археологами в прошлом столетии, говорят нам прямо противоположное.

Что касается интересующих нас племен охотников на мамонтов, то тут ясно: климат, в котором они обитали, был очень суров, даже по сравнению с австралийским. Просторы Восточной Европы того периода представляли собой приполярную тундру. Тут уж совсем без одежды не обойтись... Но, быть может, охотники довольствовались кусками звериных шкур — кое-как скроенными и наброшенными прямо на голое тело?.. Именно так изобразил их на своем панно известный художник В. М. Васнецов. Однако археологические данные убеждают: одежда людей эпохи верхнего палеолита была совершенно иной! Но прежде чем приступить к рассмотрению конкретных археологических свидетельств, необходимо хотя бы несколько слов сказать о другой ипостаси человеческой одежды. Быть может, не менее важной, чем ее прямое предназначение — согревать наше тело.

Конечно, чисто практическое значение одежды огромно. Без этого изобретения люди, сколь бы выносливы они ни были, не смогли бы освоить северные широты, да и во время оледенений ареал их обитания неизбежно должен был сократиться. Но не менее важна другая, культурная функция одежды, очень хорошо знакомая каждому из нас. Ведь и в нашем обществе всякого человека, если и «провожают по уму», то встречают все-таки «по одежке». Действительно, в одежде отражаются не только и не столько личные вкусы, а прежде всего — принадлежность того, кто ее носит, к определенной социальной группе.

В этой связи сразу же вспоминаются национальные костюмы, однако и люди одной национальности никогда не одевались одинаково. Одежда русских крестьян резко отличалась от той, что носили фабричные люди; купечество одевалось совсем не так, как дворянство. В действительности, одежда всегда выражала и выражает гораздо более сложные и тонкие связи и отношения. Порой она целенаправленно подчеркивает принадлежность человека определенной группе — будь то военная форма, облачение священнослужителя, строгий костюм служащего крупной фирмы или даже «униформа» рокера или панка.

Костюм «выдает» ту социальную среду, к которой принадлежит его владелец, — хотя сознательно подобная цель может и не ставиться. Тем не менее молодежь всегда одевается иначе, чем люди пожилого возраста; чиновники не так, как художники или журналисты и т.д. Да, здесь нет никаких жестких правил. Порой мы и сами не можем сказать, в чем, собственно, состоит разница? Однако почти всегда мы ощущаем какую-то фальшь, если человек одет «не в свое», выглядит не так, как ему «положено». Разумеется, дело не в одной лишь одежде и обуви, дело также в манере поведения, во всем внешнем облике, — от прически и украшений до наручных часов и зажигалки. Недаром в свое время у нас появилась пословица: «по одежке протягивай ножки»... Удачно «обмануть» собеседника в этом смысле может лишь профессиональный разведчик или просто хороший актер (не обязательно профессиональный!).

В архаических обществах «язык» одежды куда более богат и многообразен. Он еще теснее связан с украшениями, татуировкой, раскраской тела. В этом отношении показателен пример тех же австралийских аборигенов. При отсутствии одежды украшения австралийцев были весьма разнообразными: различные повязки, ожерелья, браслеты. Их обычно надевали на племенных праздниках и во время религиозных церемоний. В таких случаях широко применялась раскраска тела, а также приклеивание пуха — кровью или другими клейкими веществами.

Целью всех этих манипуляций было, в первую очередь, отделить «своих» от «чужих». Отдельные детали могли связываться с особыми событиями в жизни человека или всего социума (вспомните боевую раскраску индейцев!). Надеть «не свое» было просто немыслимо. Человеку, решившемуся на такое, грозило не просто попасть в неловкое, смешное положение. Такой человек рисковал очень многим, быть может, самой своей жизнью.

В какой-то мере это сохраняется и в нашем обществе, в наши дни. Я не позавидую тому, кто решится, не имея на то «прав», нанести на свое тело «высшие знаки» принадлежности к миру «воров в законе».

Стоит отметить еще одну особенность «языка» одежды и украшений, принятого в архаических обществах. Там он куда более «строг», чем в современной культуре. Наколки и рубцы на теле, раскраска, — каждый знак, каждый элемент украшений, покрой и детали одежды — все имело свой определенный смысл. К примеру, татуировка наносилась на тело по мере того, как подросток проходил специальный обряд посвящения, становился полноправным членом коллектива. Подросток, прошедший посвящение, ставший мужчиной, получал вместе с новым общественным статусом и новые одежды.

Как археологи узнают о древней одежде?

Органические вещества, такие, как кожа, меха и ткани, сохраняются в земле лишь в исключительных случаях. Причем в интересующих нас стоянках охотников на мамонтов ни одного подобного случая не зафиксировано. И все же о том, как одевались эти люди, мы знаем не так уж мало (хотя и не так много, как хотелось бы знать). В этом помогают следующие виды источников:

Каменные и костяные орудия труда. В назначении костяных шильев и иголок сомневаться не приходится. Каменные и костяные пряслица определяют по сходству с подобными деталями инструментов, известных этнографам. А способы применения каменных орудий для выделки шкур устанавливаются учеными по следам изношенности от работы, остающимся на их поверхности.

Наскальные рисунки, гравюры, скульптура. На некоторых наскальных рисунках, гравировках на кости, фигурках, вырезанных из бивня, мягкого камня или выполненных из обожженной глины, изображающих людей, прослеживаются не только интересные детали одежды, но и украшения и прически. Для нас это тем более важно, что такого рода скульптуры, изображающие женщин — так называемые «палеолитические венеры» — характерны для одной из культур охотников на мамонтов.

Погребения. Разумеется, в погребениях эпохи верхнего палеолита, неолита и бронзы сама одежда не сохранилась. Однако о ней иногда дают хорошее представление разнообразные нашивки, расчищенные археологами в том самом положении, в котором они были закреплены на истлевших одеяниях.

Верхняя одежда

Неоценимую помощь в восстановлении древней одежды оказали многочисленные и разнообразные украшения, появляющиеся уже в самых ранних памятниках верхнепалеолитической эпохи, датирующихся временем 40—30 тысяч лет назад. Это различные бусы, пронизки, подвески и нашивки, выполненные чаще из костей и бивня, реже из камня, раковин и янтаря. Самые простые из них — зубы различных животных: песца, медведя, оленя и проч., с прорезанным у корня или просверленным отверстием. Имеются и более сложные формы: округлые, овальные, продолговатые, подквадратные и другие, специально вырезанные мастером.

Иногда такие подвески имитируют зубы животных, иногда в них можно предполагать схематическое изображение головы зверя, человека или частей его тела. Часть их носилась как бусы или ожерелье (иногда — с «кулоном» в центре), а часть нашивалась на саму одежду. Порой такие нашивки покрывали сплошь, сверху донизу, все одеяние, — наподобие того, как расшивают бисером свои малицы, рубахи, штаны и обувь народы Севера. В тех счастливых случаях, когда археологи находят останки палеолитического человека, погребенного в таком облачении, они могут восстановить по сохранившимся нашивкам детали его одежды с очень большой точностью.

Одним из наиболее ярких примеров такого рода являются Сунгирские погребения. В 1964 и 1969 годах на верхнепалеолитической стоянке Сунгирь (окраина г. Владимира), московский археолог О. Н. Бадер раскопал два очень богатых погребения. В одном из них был похоронен взрослый мужчина, а в другом, головами друг к другу, двое детей — мальчик 12—13 лет и девочка 7—8 лет. В погребении, открытом в 1964 году, обнаружен скелет взрослого мужчины 55—65 лет. На его груди была сверленая подвеска из каменной гальки, на руках свыше 20 браслетов из тонких бивневых пластин. От черепа до стоп он был буквально осыпан бивневыми бусинами: их собрано около трех с половиной тысяч. Бусины нашивались на одежду в определенном порядке. По их положению ученые сделали вывод, что на погребенном мужчине была кожаная или замшевая рубаха типа малицы: без разреза спереди, надевавшаяся через голову, а также длинные кожаные штаны и сшитая с ними кожаная обувь типа мокасин. На ногах под коленями и щиколотками находились перевязи, на которые были нанизаны клыки песца. На руках было надето множество браслетов — бусинных и пластинчатых. Головной убор, также расшитый бусинками и клыками песца, напоминал скорее шапку, чем капюшон. Имелся также короткий плащ, расшитый более крупными бусами.

Двойное погребение подростков — девочки и мальчика — сопровождал исключительно обильный погребальный инвентарь: бивневые копья, дротики и некоторые другие предметы. Судя по расположению бус (их здесь собрано до семи с половиной тысяч), одежда у детей была, в общем, того же типа, что и у взрослого мужчины, но отличалась некоторыми деталями. Так, расшивка шапки у мальчика оказалась богаче, а на девочке был скорее капюшон или капор и налобная повязка. Их обувь не такая короткая: что-то вроде меховых сапог или унтов. Одинакового типа малицы были расшиты по-разному, причем у мальчика сзади к одежде крепилась имитация хвоста из нанизанных бус, а на девочке, вероятно, был пояс, густо обшитый песцовыми клыками, со своеобразными застежками из бивня мамонта. Верхние концы плащей скреплялись костяными заколками под подбородком. Руки обоих детей украшали пластинчатые и бусинные браслеты, а пальцы — бивневые перстни. На груди девочки находился прорезной диск из бивня, а на груди мальчика — плоская фигурка лошади и под левым плечом — более крупное изображение мамонта.

Сунгирские погребения дали нам очень редкую возможность детально реконструировать одежду, которую носили наши земляки 23 тысячи лет назад — такого порядка датировки были получены по радиоуглероду из костей погребенных. Очевидно, такие костюмы, напоминающие традиционную одежду народов Севера, были характерны для приледниковой зоны с ее суровым климатом. О том же говорят нам статуэтки из бивня мамонта, найденные на сибирских стоянках Мальта и Буреть, где люди жили немного позднее — 20—22 тысячи лет назад. Эти фигурки тоже изображают людей в меховой одежде, похожей на якутскую малицу, с рукавами и капюшоном.
Головные уборы

Выше уже говорилось о зимних меховых капюшонах, плотно облегавших голову и составлявших одно целое с такой же меховой курткой. Имеются сведения и о шапочках, также украшавшихся разными нашивками. Так, в пещере Грот-дю-Кавийон (Франция) был найден скелет мужчины, голову которого украшал, по-видимому, довольно сложный головной убор, орнаментированный сотнями раковин моллюсков, и своеобразная «корона» из оленьих зубов. В Костенках на одной из стоянок было открыто погребение мальчика 5—7 лет. Могильная яма изначально не была засыпана землей, а только прикрыта сверху лопаткой мамонта. Умершего ребенка в ней не положили, а посадили на «подушку» из глины. Во что его одели для погребения, мы не знаем, но можем сказать совершенно точно, что на голове у него была шапочка, сплошь расшитая просверленными клыками песца. Потом нитки сгнили, и бусы одна за другой стали падать вниз, на колени погребенному. Наконец подгнила сама лопатка мамонта, служившая «крышей» могилы. Она рухнула вниз, — и сбитая ею голова покатилась в противоположный конец склепа, теряя по пути оставшиеся нашивки...

Через 27 или 28 тысяч лет после этих событий погребение было расчищено, изучено и реконструировано замечательным российским археологом Александром Николаевичем Рогачевым.

Правда, эти находки не имеют прямого отношения именно к охотникам на мамонтов. Люди, оставившие только что описанное детское погребение, жили на территории современных Костенок несколько раньше и предпочитали охотиться не на мамонтов, а на диких лошадей. Но и у пришедших сюда несколько тысяч лет спустя охотников на мамонтов клыки песца с прорезанными отверстиями оставались важнейшим видом украшений, а головки некоторых скульптур, оставленных этими людьми на своих поселениях, «украшены» рядами насечек, возможно, имитирующих шапочку с нашивками.

Пояса, перевязи, набедренные повязки

Об «интимных» деталях женской одежды мы знаем, в основном, благодаря скульптурам, изготовлявшимся преимущественно охотниками на мамонтов. Это фигурки, вырезанные из бивня или мягкого камня, изображающие обнаженных женщин. Некоторые детали этих статуэток — «палеолитических венер», как их называют археологи — трудно объяснить иначе, чем изображение поясков вокруг живота или поддерживающих грудь, а также повязок, охватывающих бедра. По-видимому, перед нами древнейшее «нижнее белье», которое носили женщины под верхней меховой одеждой. Некоторые из этих статуэток передают довольно странную моду: своеобразный «хвост», спускающийся от ягодиц к пяткам, вероятно, являвшийся деталью набедренной повязки. У сунгирского мальчика такой «хвост», сделанный из низок бивневых бус, являлся деталью верхней одежды.

Есть и другие свидетельства существования набедренных повязок. В знаменитом «Гроте детей» — пещерном могильнике эпохи верхнего палеолита (Италия) — возле двух детских скелетов в области бедер и таза обнаружено множество просверленных раковин. Скорее всего, раковины нашивались на одежду типа набедренника. Впрочем, не исключено, что в данном случае это были юбки или передники.
Обувь

Не только для палеолита, но и для памятников более поздних периодов каменного века сведений о сохранившейся обуви нет. Тем не менее по тем же сунгирским погребениям со значительной долей уверенности реконструируется богато украшенная обувь типа мокасин и унтов, изготовленная из шкур или кожи. По-видимому, короткая обувь (мокасины?) изображена и на бивневой ножке статуэтки, найденной в одной из костенковских землянок.

Прически, татуировка

Женские статуэтки и другие изображения эпохи палеолита повествуют нам даже о таких деталях! Судя по ним, двадцать тысяч лет назад женщины могли распускать длинные волосы по плечам, могли собирать их на затылке в пучок, а иногда заплетали косу и даже делали какую-то сложную прическу, переданную рядами тщательно выполненных насечек. Впрочем, как уже говорилось, эта последняя может являться изображением не прически, а шапочки. Некоторые узоры, насечки и штриховку на теле ряда статуэток ученые считают изображением татуировки, хотя об этом можно спорить.

Украшения, заколки и пуговицы

Интересующие нас племена охотников на мамонтов принадлежали наиболее высоко развитым культурам эпохи верхнего палеолита. Не случайно дошедшие до нас украшения этих людей отличаются особым богатством и разнообразием. Люди, пришедшие 23 тысячи лет назад на Русскую равнину с берегов Дуная, носили богато орнаментированные налобные обручи — диадемы, наручные браслеты, разнообразные бусы и нашивки. Показательно, что во всех без исключения памятниках этой, виллендорфско-костенковской, археологической культуры, неизменно присутствуют клыки песца с прорезанными отверстиями, вероятно, имевшими какое-то общее ритуальное значение. А вот низка бус из рыбьих позвонков, найденная в ямке на одной из стоянок этой культуры охотников на мамонтов (Костенки 1/1) — явление уникальное.

Показательно, что подобного рода украшения — нашивки, ожерелья, диадемы, браслеты, а также костяные перстни — известны в сунгирских погребениях. В этой связи нужно упомянуть об одной уникальной находке, сделанной петербургским археологом Л. М. Тарасовым при раскопках расположенной в верховьях Дона Гагаринской стоянки, оставленной охотниками на мамонтов, выходцами из Центральной Европы. На полу жилища им была найдена вырезанная из бивня двойная скульптура: две человеческие фигурки, одна побольше, вторая поменьше, затылок к затылку — совсем как погребенные дети из Сунгиря!

Л. М. Тарасов с самого начала предположил здесь какую-то смысловую связь. Другие археологи отнеслись к этому предположению довольно прохладно: слишком велик разрыв во времени, слишком различны формы каменных орудий, найденных в Сунгире и в Гагарино! Однако новая серия радиоуглеродных дат, полученных по Сунгирской стоянке, несколько удревнила основной культурный слой (по крайней мере, до 28 тысяч лет тому назад) и омолодила сами погребения (до 23 тысяч лет назад, что соответствует времени появления на Русской равнине центрально-европейских охотников на мамонтов). В этой ситуации гипотеза Л. М. Тарасова приобретает больший вес.

Несколько иные по форме и орнаментации украшения оставили охотники на мамонтов, строившие в бассейнах Днепра, Десны и Дона круглые дома из мамонтовых костей. Очень красивые браслеты, украшенные богатым орнаментом, были найдены на стоянке Мезин, в том самом жилище, которое С. Н. Бибиков считал «концертным залом» для выступлений палеолитического ансамбля ударных инструментов (об этом говорилось в главе о жилищах и поселениях). Один из таких браслетов украшен меандром — орнаментом, хорошо известным в древней Греции. Второй, «шумящий», состоит из нескольких узких бивневых пластинок, издававших при движении руки характерный шорох.

Известны археологам и разнообразные костяные застежки, подчас очень похожие на те, которыми мы пользуемся и сейчас. Некоторые игловидные заколки (фибулы) орнаментированы или имеют навершие в виде головы зверя. Для охотников на мамонтов, пришедших из Центральной Европы, характерны фибулы с головками в виде шляпки — археологи прозвали их «верблюжьими ножками». Похожие предметы были найдены за тысячи километров от Дона, на стоянке Мальта (Забайкалье) — еще один штрих, позволяющий предполагать, что эта своеобразная сибирская стоянка оставлена дальними переселенцами из Европы. Из погребения ребенка, похороненного здесь, происходит костяной браслет с отверстиями для шнуровки.

Украшения из камня (в первую очередь, подвески) известны с самого начала верхнего палеолита. Находят их и на поселениях охотников на мамонтов. На одном из таких поселений были найдены украшения из янтаря (стоянка Межирич на Украине, датирующаяся по радиоуглероду в пределах 15—14 тысяч лет назад). Украина довольно далеко от Прибалтики, но транспортировка сырья и вещей и на большие расстояния для верхнего палеолита не редкость.

Украшения изготавливались также из створок раковин. Раковины различных моллюсков, — пресноводных и морских, — встречаются на различных верхнепалеолитических стоянках, иногда за несколько сотен километров от того места, где их могли добыть. Так, например, на стоянке Костенки 1 /III, находящейся на Среднем Дону, обнаружены просверленные раковины морских моллюсков, происходящие, самое ближнее, из Черного моря. Имеются здесь и местные, пресноводные раковины Unto. На другом памятнике этого района, Борщево 1, найдены тонкие просверленные кружочки из перламутра.

Изготовление одежды до возникновения ткачества

Итак, мы видим, что люди, жившие около 20 тысяч лет назад, были совсем не похожи на кудлатых дикарей, едва прикрытых шкурами. Их богато украшенной одежде, пожалуй, могли бы позавидовать и мы с вами! Конечно, основным материалом для ее изготовления служили меха, кожа и замша. Видимо, палеолитическое население приледниковой зоны владело теми же способами их обработки, что употреблялись и употребляются народами Севера. Как и теперь, на пушных зверей охота велась ради их меха. Конечно, зайчатиной люди не пренебрегали (кстати, зайцы, водившиеся в те времена в восточно-европейской лесотундре, были значительно крупнее современных). А вот с песцов, волков и лисиц только снимали шкуры, после чего их тушки выбрасывались или закапывались в ямки.

На стоянках эпохи верхнего палеолита археологи находят богатый набор инструментов, специально предназначенных для этой цели. Тут есть и всевозможные каменные скребки, которыми выскабливались шкуры, и ножи для их раскройки и прочее. Уже на памятниках, датирующихся около 30 тысяч лет назад, имеются костяные шилья и настоящие иглы с прорезанным ушком. По форме они ничем не отличаются от наших стальных иголок, а по размерам и толщине столь же разнообразны. Для хранения таких швейных игл имелись специальные игольники, обычно изготовлявшиеся из полых и тонких птичьих костей. В качестве ниток употреблялись жилы животных; но вполне вероятно, что нитки делали и из шерсти, и из растительных волокон. Нет никаких доказательств существования ткачества у охотников на мамонтов. Но возможность того, что в наиболее высоко развитых культурах того периода уже умели прясть шерсть, пожалуй, не исключена. По крайней мере, некоторые каменные и костяные кружочки с отверстием в центре, находимые на таких стоянках, ничем не отличаются от типичных пряслиц более поздних эпох. Трудно сомневаться в том, что люди позднего палеолита издавна освоили технику плетения прутьев и древесной коры. И они вполне могли применять ее и для изготовления каких-то деталей одежды и обуви. Прямых доказательств этому у нас нет, зато налицо большое разнообразие костяных предметов, назначение которых далеко не всегда понятно специалистам. Возможно, среди этих орудий есть и такие, что были специально предназначены для прядения или вязания нитей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УО «Минский Государственный колледж искусств»

на тему: «Искусство и костюм первобытного общества»

выполнила учащаяся группы 1м / х

специальность: хореографическое

искусство (народный танец)

Граховская Н.

Введение

1 Из истории первобытного общества

2 Костюм первобытного общества

3 Основные виды одежды первобытного общества

4 Возникновение одежды и её функции

5 Первобытный костюм, общие сведения

6 Возникновение костюма и ткачества

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Мы стоим на фундаменте, заложенном предшествующими поколениями, и с достигнутых высот смутно ощущаем, что его закладка стоила человечеству длительных, мучительных усилий. И мы испытываем чувство благодарности по отношению к безымянным, забытым труженикам, чей терпеливый поиск и кипучая деятельность сделали нас тем, чем мы ныне являемся.

На долю культуры первобытного общества слишком часто выпадают только презрение, насмешки и осуждение. Между тем в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном счете, мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления, которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное.

Мы как бы являемся наследниками состояния, которое переходило из рук в руки столько раз, что изгладилась память о тех, кто заложил его основание, поэтому нынешние обладатели считают его своим изначальным и неотъемлемым достоянием. Однако более глубокое размышление и исследование должны убедить нас в том, что большей частью этого достояния мы обязаны своим предшественникам

1 ИЗ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Первобытное искусство - искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы - камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал - огнеупорную глину - и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами - они удобнее в переноске. Глиняная посуда - признак постоянных земледельческих поселений.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше - около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» - фигурки женщин высотой 10-15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль - условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением - техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались - огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно - в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги, например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.

2 КОСТЮМ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества (40-25 тысяч лет тому назад). Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность. Защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, одежда выполняет практическую функцию; украшая его - эстетическую функцию.

С практической целью защиты от непогоды и укусов насекомых человек в глубокой древности обмазывал свое тело глиной, сырой землей, жиром. Затем к этим смазкам добавлялись растительные краски - охра, сажа, кармин, индиго, известь, и тело уже с эстетической целью раскрашивалось различными способами и цветом. Со временем непрочная поверхностная окраска сменяется татуировкой: слой краски пропускается под кожу в виде различных узоров. Точно так же перья, кости, волосы, зубы убитых животных носили на теле вначале как защитные и символические элементы костюма. Когда же тело все больше закрывается волокнистыми материалами собственно одежды, человек создает искусственные точки крепления для подвесок-символов, прокалывая отверстия в ушах, носу, губах, щеках, и носит их как украшения. Окраска тела, татуировка были прямыми предшественниками одежды. Однако и с появлением одежды из волокнистых материалов они продолжают оставаться в костюме, выполняя иллюзорную и эстетическую функции. Узоры татуировки впоследствии переносились на ткань. Так, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани. Возрастало и расширялось значение украшений в историческом костюме: сословное, символическое, эстетическое. Усложнялись и разнообразились их формы: съемные, укрепляющиеся на теле (браслеты, перстни, обручи, серьги), неподвижные, укрепляющиеся на ткани (вышивка, печатный рисунок, рельефный декор).

3 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОДЕЖДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные виды одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали. Так появились два основных типа одежды по месту крепления: плечевая и поясная. Наиболее древняя их форма - драпирующаяся одежда. Она окутывала тело и держалась с помощью завязок, поясов, застежек. Со временем возникла более сложная форма одежды - накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорезы для рук и вырезая в центре сгиба отверстие для головы. Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела спереди разрез сверху донизу.

4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОДЕЖДЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человечества. Уже в эпоху палеолита человек умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы - листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму. В качестве головных уборов также использовались природные материалы, например, выдолбленная тыква, скорлупа кокосового ореха, страусового яйца или панцирь черепахи.

Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма.

Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность, защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, она выполняет практическую функцию, а украшая его, - эстетическую. Трудно точно сказать, какая из функций одежды более древняя... Несмотря на холод, дожди и снег, аборигены Огненной Земли ходили обнаженными, а восточноафриканские племена близ экватора во время праздников облачались в длинные шубы из козлиных шкур. Древние фрески 4-го тысячелетия до н. э. показывают, что одежду носили лишь люди знатных сословий, все же остальные ходили обнаженными.

Прямыми предшественниками одежды являются татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, которыми люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и расположить к себе друзей. Впоследствии узоры татуировки стали переносить на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани. Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные формы одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали. Так появился один из основных типов одежды человека первобытного общества: драпирующаяся одежда. Со временем возникла более сложная одежда: накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорези для рук и в центре сгиба - отверстие для головы.

Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела передний разрез сверху донизу. Драпирующаяся и накладная одежда сохранилась и в наши дни как основные формы крепления ее на фигуре человека. Наплечная, поясная, набедренная одежда представлена сегодня разнообразием ассортимента, конструкций, покроев... Историческое развитие основных форм одежды проходило в непосредственной связи с экономическими условиями эпохи, эстетическими и моральными требованиями и общим художественным стилем в искусстве. А изменения стиля эпохи всегда связаны с идейными сдвигами, происходящими в обществе. В пределах же каждого стиля существует более подвижное и кратковременное явление - мода, затрагивающая все отрасли человеческой деятельности.

5 ПЕРВОБЫТНЫЙ КОСТЮМ, ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Наряду с жилищем одежда возникла как одно из основных средств защиты от разнообразных внешних воздействий, Некоторые буржуазные учёные признают эту утилитарную причину происхождения одежды, но многие занимают идеалистические позиции и выдвигают как основные причины чувство стыда, эстетического побуждения (одежда якобы возникла из украшений), религиозные и магические представления и т.д.

Одежда - одно из древнейших изобретений человека. Уже в памятниках позднего Палеолита обнаружены каменные скребки и костяные иглы, служившие для обработки и сшивания шкур. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора (например, Тапа у жителей Океании). Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки.

Научившись в эпоху Неолита искусству прядения и ткачества, человек использовал первоначально волокна дикорастущих растений. Происшедший в неолите переход к скотоводству и земледелию позволил использовать для изготовления тканей шерсть домашних животных и волокна культурных растений (льна, конопли, хлопка). Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь - сандалии или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежда обычно бывает приспособлена к условиям географической среды. В разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) - набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (последняя - сплошь меховая).

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне - глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе - распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин - длинная рубаха, у мужчин - рубаха и высокие ноговицы.

Формы одежды тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип одежды, удобной для верховой езды, - широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества усиливалось влияние на одежду различия общественного и семейного положения. Дифференцировалась одежды мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и др. одежды. По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды. Уже на ранних этапах истории одежда отражала этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшем общенациональные (что не исключало локальных вариантов).

6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОСТЮМА И ТКАЧЕСТВА

С начала мезолита (десятое-восьмое тысячелетия до н.э.), когда менялись климатические условия, растительный и животный мир, на Земле разразился крупный экологический кризис. Первобытные общины были вынуждены искать новые источники пропитания, приспосабливаться к новым условиям. В это время происходит переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству - земледелию и скотоводству, что дает повод ученым говорить о «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира.

Выделение земледелия и скотоводства в отдельные виды труда сопровождалось и выделением ремесел. В земледельческих и скотоводческих племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды из тканей и кож (в частности, иглы из костей рыб и животных или металла).

С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур - древнейшего материала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов.

Шкуры, снятые с убитых мужчинами на охоте животных, обрабатывали, как правило, женщины с помощью специальных скребков, сделанных из камня, костей, раковин. При обработке шкуры сперва соскребали остатки мяса и сухожилия с внутренней поверхности кожи, затем удаляли волосы самыми разными способами, в зависимости от региона. Например, первобытные народы Африки зарывали шкуры в землю вместе с золой и листьями, в Арктике - вымачивали в моче (таким же способом обрабатывали шкуры в Древней Греции и Древнем Риме), затем кожу дубили для придания ей прочности, а также катали, выжимали, колотили с помощью специальных кожемялок для придания эластичности.

Дубили кожу с помощью отваров коры дуба и ивы, в России квасовали - вымачивали в кислых хлебных растворах, в Сибири и на Дальнем Востоке в кожу втирали рыбью желчь, мочу, печень и мозг животных. Кочевые скотоводческие народы использовали для этой цели кисломолочные продукты, вареную печень животных, соль, чай. Если с кожи жирового дубления удаляли верхний лицевой слой, то получали замшу.

Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды, но все-таки великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. Вероятно, что самым древним способом обработки шерсти было валяние. Древние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока.

Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в Пазырыкских курганах Горного Алтая (VI-V вв. до н.э.). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов).

У тех народов, которые занимались собирательством, а затем стали земледельцами, была известна одежда из специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. У некоторых народов Африки, Индонезии и Полинезии такая ткань из коры называется «тапа» и украшается разноцветными узорами с помощью краски, наносимой специальными штампами.

Для изготовления одежды использовали и различные волокна растений. Из них сначала плели корзины, навесы, сети, силки, веревки, а затем простое сплетение стеблей, лубяных волокон или меховых полосок превратилось в ткачество. Для ткачества требовалась длинная, тонкая и равномерная по толщине нить, свитая из различных волокон.

В эпоху неолита появилось великое изобретение - веретено (принцип его действия - скручивание волокон - сохраняется и в современных прядильных машинах). Прядение было занятием женщин, которые занимались и изготовлением одежды. Поэтому у многих народов веретено было символом женщины и ее роли хозяйки дома.

Ткачество также было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка. В древности было известно три вида примитивных ткацких станков:

Вертикальный станок с одним деревянным брусом (навоем), висящим между двумя стойками, в которых натяжение нити обеспечивалось с помощью подвешенных к нитям основы глиняных грузиков (подобные станки были у древних греков);

Горизонтальный станок с двумя неподвижно закрепленными брусьями, между которыми натягивалась основа. На нем ткали ткань строго определенного размера (такие станки были у древних египтян);

Станок с вращающимися валами-навоями.

Ткани изготавливали из бананового луба, волокон конопли и крапивы, льна, шерсти, шелка - в зависимости от региона, климата и традиций.

В первобытных общинах и обществах Древнего Востока существовало строгое и рациональное распределение труда между мужчинами и женщинами. Изготовлением одежды, как правило, занимались женщины: они пряли нити, ткали ткани, сшивали кожи и шкуры, украшали одежду вышивкой, аппликацией, рисунками, нанесенными с помощью штампов и т.д.

искусство костюм первобытный общество

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира.

Во многих случаях различия между человеком цивилизованным и первобытным оказывается скорее кажущимися, в действительности основные черты ума одинаковые. Главные показатели интеллекта являются общими для всего человечеств. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира: - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1980. - 320 с. с ил.

2. Исмаилова С. Энциклопедия для детей: - 2-е изд. - М.: Аванта+ 1993. - 690 с.

3. Сковородкин В.М. Культурология: Учебное пособие. - М.: МГИУ, 2000. - 254 с.

4.Сапронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. - СПб.: СОЮЗ, 1998. - 560 с.

5 .http://afield.org.ua/mod3/mod84_1.phtml.

6. http://www.costumehistory.ru/#top.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ритм, расположение драпировок костюма в Древней Греции. Искусство ткачества, волокнистый состав греческих тканей. Символическое значение цвета одежды. Хитон, гиматион как основа мужской одежды в классический эллинистический период. Обувь у древних греков.

    презентация , добавлен 07.12.2011

    Общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества. Теории возникновения искусства: божественная, эстетическая, психофизиологическая. Изображение первобытных рисунков животных на разных этапах.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Характеристика культуры первобытного общества и понятие синкретизма. Причины тесной связи искусства с религиозными верованиями: тотемизмом, анимизмом, фетишизмом, магией и шаманизмом. Шедевры мирового наскального рисунка, скульптуры и архитектуры.

    презентация , добавлен 13.11.2011

    Неолитическая революция; характеристика образа жизни первобытных людей: хозяйство, общество (род, племя), мироощущение, искусство. Понятие и специфика мифов, сущность анимизма, фетиша, табу, магии. Особенности первобытного искусства; наскальные росписи.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2013

    Развитие творческой деятельности первобытного человека и изучение географии возникновения первобытного искусства. Особенности изобразительного искусства эпохи палеолита: статуэтки и наскальная живопись. Отличительные черты искусства мезолита и неолита.

    презентация , добавлен 10.02.2014

    Особенности и направления развития искусства первобытнообщинного общества. Религия и традиции Древней Индии, Египта, Месопотамии, Греции, Рима, Киевской Руси, народов Эгейского моря. Искусство средних веков в Западной Европе. Возрождение в Италии.

    шпаргалка , добавлен 27.10.2010

    Роль одежды в жизни человека, ее особые функции в обществе, выражение климатических, национальных и эстетических особенностей местности. Вопросы формирования и развития античного костюма, влияние одежды древних греков и римлян на их повседневную жизнь.

    доклад , добавлен 27.02.2011

    Особенности исторической эпохи Древней Греции. Виды, формы и композиции одежды. Характеристика мужского и женского костюма. Анализ применяемых для его изготовления тканей, их цвета и орнамента. Головные уборы, прически, украшения и аксессуары греков.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2016

    История европейского костюма XIX в. Отличия стиля ампир от классицизма. Характеристика композиции костюма. Эстетический идеал красоты. Основные виды одежды, ее конструктивные решения. Выходное платье, обувь, головные уборы, прически, ювелирные украшения.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2013

    Хронология и основные этапы искусства первобытности от появления Homo sapiens и до возникновения классовых обществ, история его изучения и особенности. Главные занятия первобытных людей, отраженные в памятниках культуры первобытных эпох развития общества.

История костюма представляет собой отражение истории человека и человеческого общества. Социальное устройство общества, культура, мировоззрение, уровень развития техники, торговые связи между странами - все это в той или иной степени находило выражение в тех костюмах, которые носили люди в определенную эпоху. Современный костюм - это результат длительной эволюции, определенный итог творческих открытий и достижений, плод усовершенствованного опыта многих поколений и одновременно образ человека нашего времени, в котором нашли воплощение все основные ценности современного общества.

Одежда появилась в древности как средство защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою, как средство защиты от злых сил. Об одежде этой эпохи можно судить по археологическим данным, а так же на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, выполнявшие защитные функции, о чем свидетельствует распространение их у тех племен, которые и в наше время обходятся без одежды. Раскраска тела защищала от воздействия злых духов, от укусов насекомых, должна была наводить ужас на противника в бою. Это мог быть и магический обряд инициации (посвящение во взрослые полноправные члены племени), а так же информация о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении и т.д.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как все манипуляции с волосами имели магический смысл, в них сосредоточена жизненная сила. Изменение прически означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, появившийся как часть церемониального костюма, был знаком священного достоинства и высокого положения.

Украшения в виде амулетов и оберегов выполняли магическую функцию, функцию обозначения социального положения человека и эстетическую функцию. Они изготовлялись из костей животных и птиц, костей человека, клыков и бивней животных, зубов летучих мышей, раковин, сушеных плодов и ягод, перьев, кораллов, жемчуга, металлов.

Одежда из шкур служила первоначальным образцом тканей и покроя: иногда ткани имели пушистую поверхность из коротких концов ниток, как шкуры животных Шкура использовалась целиком, закрывала грудь, живот и спину. Первоначально шкуры крепили на плече, связывая лапы, затем посередине шкуры делали отверстие для продевания ее через голову, позже покрытие обертывали вокруг туловища, закрепляя его сбоку и на плече. Позднее появились рукава, разрез спереди насквозь, увеличение и расширение нижней части одежды. В дальнейшем, привязав к поясу 2 шкуры, защищавшие ноги от колючек, человек получил чулки. Для одежды использовали и шерсть животных, из которой валянием получали войлок. В племенах были изобретены веретено, ткацкий станок, орудия для обработки кож и шитья одежды (иглы из костей рыб и животных или металла).

У земледельческих племен одежда изготовлялась из листьев, специально обработанной коры хлебного, тутового или фигового дерева. Использовались так же различные волокна растений, лыко, камыш, кишки, сухожилия животных, сплетения которых образовывали ткань. Так появилось ткачество.

Основным предметом мужской одежды была накидка из овального или прямоугольного куска ткани, которая в верхней части застегивалась или закреплялась на бедрах поясом. Пояса украшались узорами из разных цветов.

Женщины данного периода носили кофту с рукавами и длинную подпоясанную юбку из тканых материалов.

Использовалась также короткая юбка шириной 1,5 метра из густо расположенных шнуров на тканом ободке вверху и со шнуром внизу, которым дважды опоясывала тело.

Первой обувью был кусок кожи или материала растительного происхождения, который человек прикреплял к нижней части стопы или которым обматывал ногу. Помимо кожи для обуви использовались растительные материалы: кора, камыш, папирус, мыло, солома, а также толстая грубая пряжа, войлок, дерево. Первая форма такой обуви - своего рода обертка (чехол) для стопы.



Публикации по теме