Изотерапия для детей дошкольного возраста план работы. Изотерапия - как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста

Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы не только помогает детям, но и дает педагогу-психологу толчок для творчества. Особый интерес при осуществлении развивающей работы с детьми представляет достаточно новый в настоящее время метод – арт-терапия.

Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества . Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами – песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Среди всех средств арт-терапии наиболее широкое применение у педагогов находит изотерапия

Цель изотерапии- повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка. То есть, изотерапия создает предпосылки для развития у ребенка способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, творчески мыслить, понимать существенно важное в учебном плане. Это дает возможность развития силой воли и сбалансированной эмоциональной жизни, которая является предпосылкой способности критического мышления и устойчивой социальной позиции. Игры и упражнения, а также техника и материалы, которые используются на занятиях, учат детей общаться, помогают чувствовать других, поддерживать и сопереживать. В основе изотворчества лежит особая «сигнальная цветовая система», когда с помощью цвета ребенок сигнализирует о своем эмоциональном состоянии.
Изотерапия является универсальной технологией, которую можно использовать для совместного детского и детско-родительского творчества.
корректировать эмоциональное состояние ребёнка и помогать решать его внутренние психические проблемы.
Организуя занятия по изотерапии, педагог реализует следующие функции:
-эмпатическое принятия ребёнка;
-создание психологической атмосферы и психологической безопасности;
-эмоциональная поддержка ребенка;
Изотерапия позволяет педагогу объединить индивидуальный подход к ребенку и групповую форму работы. Как правило, изотерапия сочетается с музыкотерапией

Занятия изотерапией направлено на гармоничное развитие психических функций каждого человека с ограниченными возможностями, занятия могут быть разнообразны по тематике, форме, методам воздействия, используемым материалами. Использование терапии предполагает две формы это – групповая и индивидуальная.

Основным методом воздействия является коммуникация, активное сотрудничество, творческий диалог партнерство.

Занятия по изотерапии с детьми старшего

Дошкольного возраста

Занятие «Почему люди сердятся?»

Программные задачи: учить детей понимать свой внешний и внутренний мир, окружающих людей, выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику, расширить круг понимаемых эмоций.

Материал: зеркало на каждого ребенка, книга К. Чуковского «Мойдодыр», пиктограммы «гнев», «злость», краска, кисточки, листочки.

Ход занятия:

Дети сидят в кругу. Педагог зачитывает детям отрывок из произведения К. Чуковского «Мойдодыр», где поэт описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вопросы детям:

Почему рассердились Умывальник и Крокодил?

Рассматривание иллюстраций художника А. Аленского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

Упражнение «Зеркало».

Педагог предлагает детям перед зеркалом изобразить свой гнев, злость.

Рассматриваются пиктограммы «гнев», «злость». Педагог предлагает детям вспомнить и рассказать о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились. (Дети высказываются.)

Рассматриваются рисунки. Обращается внимание на цветовую передачу гнева, отмечается схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

Занятие «Что мне нравиться в других и не нравиться

В самом себе»

Программные задачи : создать положительный эмоциональный фон; развивать способность понимать эмоциональное состояние свое и других детей, умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, испытывать доброжелательное отношение детей друг к другу, умение быть ласковым, передавать свои чувства друг другу правильным способом, критически оценивать свои недостатки, дать возможность высказать свои чувства друг другу и отразить их в рисунке, используя различную гамму красок, всевозможные линии и предметы, которые соответствуют чувствам детей, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Материал: мягкая игрушка «сердце», листы бумаги, краски, кисточки, музыкальное произведение со спокойной мелодией в записи.

Ход занятия:

1. Приветствие.

Дети входят в группу, становятся в круг.

Воспитатель. Доброе утро! Ребята, давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь, кто стоит справа от меня, назову его ласково по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.

Дети, держась за руки, цепочкой, проходят и садятся на стульчики, расставленные по кругу.

2. Психологическое упражнение «Золотой свет».

Воспитатель. Садитесь поудобнее и три раза глубоки вдохните. Представьте себе, что при вдохе ваше тело наполняется золотым светом - от головы до кончиков пальцев ног... И когда выдыхаете, представьте себе, что то, что вам мешает, сейчас и нужно, покидает вас. Вы вдыхаете «золотой свет», а выдыхаете неприятные чувства. Дайте расслабиться своему телу, своим плечам и рукам, ногам, расслабьте стопы и ладошки. А теперь каждый останется самим собой. И я обращаюсь к каждому из вас, не называя вас по имени, но все знают, что я обращаюсь к каждому.

Представь себе (с закрытыми глазами), что сейчас чудесный день, над тобой проплывает серое облако, на которое ты можешь положить все то, что тебе в себе не нравится, и все это улетит вместе с облаком.

3. Всплеск чувств и слов: что мне не нравится во мне.

Воспитатель. Откройте глаза и дайте волю своим чувствам и словам, расскажите, что же вам в вас не нравится.

Дети. Мне в себе не нравится... когда я не слушаюсь старших, ссорюсь со старшей сестрой, спешу и т. д.

4. Эмоциональный этюд «Радуга».

Воспитатель. А теперь представьте себе, что вы - бабочка, радуга, цветок... Нет никого на свете, кто думал бы, как ты, и чувствовал бы так же, как ты. Ты можешь радовать себя и других только радужными чувствами и добрыми словами.

Расскажите, что вам нравится в других детях (при этом дает игрушечное «сердце»). В хорошее слово мы вкладываем кусочек своего сердца. Мы будем передавать «сердечко» по кругу со словами: «Мне нравится в сидящем рядом со мной Никите, что он хорошо читает, что он красивый... и т. д.

Теперь, услышав о себе хорошие слова, вас переполняют чувства? Какие? (Радости, восхищения, счастья...) А как всем хочется их выразить? (Через танец, пение, рисование.) Каким цветом вы передадите свои чувства? А какими песнями?

5. Рисование своего чувства.

Воспитатель. Возьмите бумагу и нарисуйте, что в данный момент ощущаете. Подберите цвета, подходящие чувству. Можно рисовать линии, кружки, узоры, картинки. Надо постараться «выплеснуть» свои эмоции через рисунки.

Звучит спокойная музыка, дети рисуют. Затем выходят в центр круга с рисунками, показывают их друг другу и говорят: «Мы вас любим!»

6. Итог занятия.

Воспитатель. Сегодня мы с вами учились выражать свои чувства и себе, и своим друзьям. Мы постарались заглянуть в себя, в свой внутренний мир, выразить свои чувства через рисунки. Я думаю, нам это удалось. Спасибо!

Занятие «Осенние зарисовки»

Программные задачи:

Учить проявлять своё эмоциональное состояние, творческие способности в рисунке,

Развивать умение изображать осеннюю природу с помощью угля, используя прорисовку и растушёвку,

Закреплять навык изображения деревьев, кустов,

Формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно,

Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в поздней осени.

Материал : картины, уголь, салфетки, тонированные альбомные листы, дыхательные упражнения, релаксационный настрой, игровые упражнения для профилактики перенапряжения и заболеваний, психогимнастика, аромотерапия.
Ход занятия:
1 часть. Дети приглашаются на выставку картин и проходят под музыку на ковёр.
Воспитатель: Ребята, полюбуйтесь, мы попали на выставку поздней осени.
-Назовите пословицы об осени!
Осень идёт и дождь за собой ведёт.
Осень – перемен восемь.

Осенний дождь мелко сеется да долго тянется.
Осень всех наградила и всё загубила.
Давайте рассмотрим, как художники в своих картинах оживили эти пословицы с помощью красок и воображения.
Подойдём к первой картине.
-Какое время года на ней изображено? Почему?
-Посмотрите внимательно, какой месяц осени нарисовал художник? Почему?
-Как называют ноябрь?
Ноябрь - предзимник.
-Какие пословицы вы помните про ноябрь?
Ноябрь – ворота зимы.
В ноябре зима с осенью борется.
Ноябрьские ночи до снега темны.
Разойдитесь и закройте глаза. Покружитесь, покружитесь, на картине появились. Откройте глаза.
Огляните, под ногами осенняя слякоть.
-Какая земля (рыхлая, сырая, серая, тёмная) дорога (неровная, бугристая, в ямах) (Цвет, вид)?
Запачкали ноги, потопаем, почистим. (гимнастика для ног)
Вам не кажется, что- то капает на нас. Взгляните на небо.
-Чем особенно осеннее небо? Какое у него настроение?
Покажите мимикой.
Посмотрите вдаль.
-Какого цвета ноябрьская природа?
-Какого размера деревья у горизонта? Изобразите, какие они (опуститесь)?
-А которые близко к нам, какого размера? Покажите (потянитесь).
-Сможете достать до веток? Почему? Сколько их?
Ой, холодно, все съёжились. Подул осенний ветерок и нас на картину другую унёс. Здесь ветер перестал? Можно расслабиться. (психогимнастика «Холодно- тепло»)
-Как мы догадались, что ветра нет. (по деревьям и кустам)
Но, вдруг, он снова подул и превратил нас в кусты, деревья. (музыка) Деревья закачались, ветки стали наклоняться, раскачиваться и даже некоторые чуть не сломались от силы ветра (выполнение детьми). Как он шумит в ветвях?
-ш-ш-ш-.(психогимнастика и звуковая гимнастика)
Ветер стих и замер лес.
А, ребятки, медленно наклонились, выдохнули, медленно распрямились, прогнулись назад, вдохнули и в группе очутились. (дых. Упр.)
На этом выставка заканчивается. А так хочется продолжить путешествие по осенней природе. Может нам что- нибудь придумать. Давайте нарисуем свои картины поздней осени и погуляем по ним. Согласны. Тогда присаживайтесь.
-Какой цвет поздней осени мы используем в своих картинах?
-Чем можно нарисовать позднюю осень? (угольки закрыты салфеткой)
Воспитатель: Я предлагаю изобразить конец осени углём.
-Как мы держим уголёк?
Он поможет нам получить чёрный цвет, если нажимать сильнее, и серый, если нажимать слабее. Нарисуем воображаемую берёзку. (формообразующие движения)
- А как получить много серого цвета, например, для серой слякоти?
-Для чего нам салфетка?
2 часть.

А теперь садитесь красиво изобразите хоть и грустную, но по- своему чудесную осень в ноябре. Используется подсказки, вопросы, пояснения, указания, музыка.
3 часть.
Выносим и выставляем свои картины. Полюбуемся ноябрьской природой.
-Что больше всего на ноябрьских картинах?(простора, свежего воздуха)
Вдохнём же глубоко этот воздух, понюхаем, чем он может пахнуть поздней осенью (аромотерапия).
-Что вы чувствуете? (запах ветра, сырости, свежести, прелой травы, листвы)
Этот прохладный воздух несёт нам ветерок, у кого – то сильный, у кого- то слабый.
-Как он раздувает волосы?
Путешествие по картинам продолжите сами, а мы сейчас все вместе прогуляемся, понаблюдаем и полюбуемся живыми картинами поздней осени.

Занятие « Рисуем круги...»

Программные задачи: способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого ребенка, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги длиной около 2 м каждый, без соединительных швов. Можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым ребенком).

Ход занятия:

1. Настрой («разогрев»). Варианты упражнений:

Каракули.

Передача листа по кругу.

Рисунок по кругу.

2. Индивидуальная работа.

Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории.

Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом.

Нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Пожалуйста, отойдите от стола и посмотрите на полученные изображения со стороны.

Следующая инструкция только для тех, кто не удовлетворен результатами работы и хотел бы изменить (уточнить, подправить) вид, цвет, местоположение своих кругов в пространстве бумажного полотна. Вы можете сделать еще один или несколько рисунков.

Обведите контуры рисунков.

Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги.

Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность.

3. Коллективная работа.

Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочеться дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться.

Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

4. Этап вербализации и рефлексивного анализа.

Дети прикрепляют получившиеся картины-полотна к стене. Затем каждый участник делится впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах.

Модификации занятия «Рисуем круги...»

1. Свободный рисунок в круге

Каждому участнику для индивидуальной работы предлагается выбрать один или несколько кругов любого размера. (Шаблоны диметром от 3 до 30 см из плотной бумаги необходимо подготовить заранее.)

После того, как рисование в кругах завершено, участники объединяются в малые группы по 5-7 человек и создают общую композицию на листе ватмана, используя в качестве основы свои творческие работы.

Далее «картины» прикрепляют к стене (доске), рассматривают, обмениваются впечатлениями. Занятие завершается рефлексивным анализом. Обсуждаются особенности индивидуальной работы и внутригруппового взаимодействия. Можно предложить участникам сочинить истории к рисункам.

2. Тематический рисунок в круге

Для создания композиции в круге задается тема. Например, «Белое и черное», «Счастье и горе», «День и ночь», «Хорошее и плохое», «Половинки моего «Я» и т. д. Главное, чтобы формулировки задания заключали в себе альтернативные понятия, контрасты, отражали двойственность, скрытые противоречия целого, «две стороны одной медали». Подобная работа побуждает человека к исследованию и осознанию собственных внутренних конфликтов, переживаний, ценностей.

Занятие «Рисуем деревья...»

Программные задачи: развивать чувство причастности к коллективу, групповую сплоченность, доброжелательные взаимоотношения, сочувствие, сопереживание. Сочетание изобразительного творчества и музыки побуждает к самораскрытию, исследованию эмоционального состояния, переживаний, личных проблем

Материалы:

Масляная пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь - по желанию, бумага формата А4, большой лист ватмана. Техническое средство для воспроизведения музыки. Записи музыкальных композиций.

1. Настрой («разогрев») Активизация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений

Детям предлагается занять удобное для себя положение (встать, присесть, сесть на пол, если есть соответствующие условия, - по желанию).

Закройте глаза. Представьте цвет, звук, мелодию, движения, с помощью которых можно было бы выразить собственное состояние

Встаньте в общий круг. Попробуйте описать словами и показать ваши ощущения.

2. Поиск образа посредством движений под музыку

Звучит медленная, мелодичная музыкальная композиция (без слов).

Закройте глаза и постарайтесь увидеть лес.

Представьте себя в образе дерева. Найдите ему место среди других деревьев.

Покажите движениями, танцем, как оно себя чувствует.

Одинокое дерево открыто всем ветрам. Летом его нещадно жарит солнце, зимой остужает мороз. Даже зверю трудно спрятаться под одиноким деревом. Толи дело, когда рядом есть добрые и надежные друзья. Подойдите друг к другу так близко, как вам этого хочется. Пусть ваши деревья образуют несколько рощиц. Бережно соприкоснитесь пальчиками - листочками.

У психолога есть возможность обратить внимание на эффект социометрического выбора.

Попробуем все вместе создать образ очень сильного, могучего дерева. Встаньте рядом друг с другом в круг. Какой огромный, надежный ствол получился у дерева! И ветви тянутся вверх, переплетаясъ между собой. В такой кроне тепло и уютно белкам, птицам. А само дерево ничего не страшится: ни бури, ни грозы, ни одиночества.

Психологу важно понаблюдать, в каком из предложенных образов участник арт-терапевтического занятия чувствует себя более комфортно и уверенно.

3. Индивидуальная работа

Инструкции к этому этапу надо сообщить заранее, чтобы не нарушить возникшее у человека эмоциональное состояние.

Каждому ребенку предлагается занять выбранное им место за рабочим столом.

На листе бумаги с помощью любых изобразительных средств нарисуйте представленные вами образы одного или нескольких деревьев и возникшие ассоциации.

Придумайте рисунку название и историю, которую «дерево» хотело бы рассказать от первого лица.

4. Этап вербализации

Участники занимают стулья, кладут на пол внутри круга свои работы так, чтобы всем было удобно рассмотреть детали. Затем каждый рассказывает о своем рисунке. Степень открытости зависит от самого «художника». Если он по какой-то причине молчит, можно попытаться деликатно расспросить, например, о чувствах, надеждах, мечтах, желаниях дерева-образа. Настаивать однако не стоит.

Чтобы прояснить детали рисунка или рассказа, психолог и другие участники групповой работы могут дополнительно задавать корректные косвенные вопросы:

Где твоему дереву хотелось бы расти: на опуш -ке или среди других деревьев?

Есть ли у него друзья и враги?

Боится ли чего-нибудь это дерево?

Грозят ли ему какие-либо опасности?

О чем мечтает это дерево?

Какое настроение у твоего дерева?

Это дерево скорее счастливо или несчастно?

Если бы вместо дерева был нарисован человек, то кто бы это был?

За что его любят люди?

Что снится дереву?

Какой бы подарок его обрадовал?

Как можно спасти, чем помочь, если дерево болеет?

Большинство детей с удовольствием рассказывают будто бы про дерево, сообщая учителю много важных сведений о себе, своих переживаниях, сомнениях, проблемах.

Необходимо отделить образ дерева от фона. Оторвите по контуру изображения дерева внешнюю (лишнюю) часть рисунка. (Работа выполняется пальцами, ножницами пользоваться нельзя.)

5. Коллективная работа

Представьте, что большой лист ватмана на полу - это поляна, на которой «вырастут» ваши деревья. Каждый вправе решать, где удобнее разместить рисунки: в лесу среди других деревьев, в маленькой рощице или оставить в одиночестве (говоря образно).

Выберите подходящее место и расположите деревья на плоскости листа.

При желании, измените первоначальное местоположение вашего рисунка.

На этом этапе особенно значимо состояние уверенности, ощущение принятия и защищенности. Поэтому рисунки можно перемещать многократно. Больший терапевтический эффект достигается в случае, если лист имеет форму круга или эллипса.

6. Заключительный

Занятие завершается взаимными подарками и добрыми пожеланиями.

Вы можете обратиться друг к другу, например, с такими словами: «Пожалуйста, подари мне на память твое дерево» или «Позволь мне подарить свой рисунок на память тебе». Пусть эти подарки станут вашими счастливыми талисманами.

Участники обмениваются творческими работами. «В лесу» (на листе бумаги) не должно остаться одиноких деревьев, которые никто не выбрал. В этом случае психолог может попросить разрешения автора взять рисунок себе, непременно с автографом. Необходимо корректно помочь человеку выйти из затруднительного положения, если тот по какой-либо причине стесняется сам сделать подарок. Важно, чтобы у каждого остался рисунок на память.

Занятие «Новогодние эмоции"

Программные задачи: расширять представления детей о чувствах; помочь соотносить цветовую гамму с образом, показать художественные приемы изображения определенных эмоций и чувств

Материал: краски, кисти, листы бумаги, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

  1. Ритуал начала занятия "Новогодние пожелания друзьям".
  2. Создание доверительной обстановки: упражнения "Передай настроение", "Четыре стихии".
  3. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
  4. Упражнения "Новогодние краски", "Музыка зимнего леса", "Танец радости", "Краски моего настроения".
  5. Коллективная работа с красками.
  6. Этап вербализации: драматизация "В стране новогодних эмоций".

Занятие "Веселые и грустные кляксы"

Программные задачи: учить распознавать чувства и эмоции; стимулировать их проявление; развивать наблюдательность и активность

Материал: листы бумаги, кисти, краски

Ход занятия:

  1. Создание доверительной обстановки: упражнения "Передай настроение", "Веселые и грустные гномики".
  2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Упражнения "Волшебные капельки", "Краски музыки", "Краски грусти".
  3. Индивидуальная работа "О чем расскажет моя клякса?".
  4. Этап вербализации: проговаривание чувств, создание волшебства "Сказка моей кляксы ".
  5. Ритуал окончания занятия – оформление работ для выставки

Занятие "Волшебные превращения»

Программные задачи: монотипия – помогает в развитии умения передавать эмоциональное состояние через художественный образ, снижении психоэмоционального напряжения, повышении уверенности в себе, развитии творческой личности

Материал: листы бумаги, кисти, краски

Ход занятия:

  1. Ритуал начала занятия (вербальные и невербальные способы приветствия).
  2. Актуализация визуальных, аудиальных, ощущений.
  3. Создание монотипии: игры с красками, волшебные заклинания.
  4. Конкретизация увиденного образа, придумывание названия.
  5. Этап вербализации: использование техники активного воображения, метода личностной перспективы, вербальной и невербальной коммуникации.
  6. Рефлексивный анализ: рассказ об ощущениях, оформление работ для выставки.
  7. Ритуал окончания занятия

Игры и упражнения по изотерапии с детьми старшего дошкольного возраста

Игра «Стоп».

Цель: Снятие психологической инерции

Для игры понадобятся стандартный лист бумаги и фломастер. Дети рисуют с закрытыми глазами общий рисунок, передавая его по кругу до сигнала «Стоп!». (Сигнал даёт педагог.) Каждый из детей, получив незаконченное изображение, пытается его дорисовать до определенного образа.

Игра «Мой цветок».

Цель : Развитие творческого мышления

Предложить нарисовать любой цветок с определённым настроением (весёлый, грустный и т. д.)

Упражнение коллективный рисунок «Веселая семейка»

Цель: развитие навыков психологической саморегуляции в ситуации одиночества, совершенствование навыков межличностной коммуникации, развитие эмпатии.

Ведущий просит детей рассказать, зачем люди берут в дом кошек и собак.Затем детям предлагается на большом листе бумаги нарисовать дружную семью, где всем хорошо. Дети распределяют между собой, кто кого нарисует, и каждый выбирает место на листе.

Игра «Портрет лучшего друга»

Цель: Развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:

Кого ты считаешь своим самым хорошим, лучшим другом?

- Какими качествами обладает этот человек?

- Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?
- Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждения формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

- Помогай друзьям.

- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.

Скажи ему, если он в чем-то не прав.

Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми

Спокойно принимай советы и помощь других ребят,

Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

Упражнение «Волшебный дождь»

Цели: развитие позитивного отношения к жизни, закрепление положительных эмоций, снятие психо-эмоционального напряжения, стимулирование воображения,

Перед детьми - большой лист бумаги. В руках - старые зубные щетки и карандаши в качестве «волшебной палочки». Опуская щетки в жидкие краски и легко постукивая по ним «волшебными палочками», дети разбрызгивают краски, как дождь. В результате получается необыкновенная картина, которой все вместе придумывают название.

Игра «Мои родители»

Цель: выявление внутрисемейных отношений.

Каждый ребёнок рисует своих родителей. Никаких дополнительных инструкций ему больше не даётся, но затем воспитатель анализирует как нарисованы родители, какого они размера, вместе они стоят или отдельно, кто из других членов семьи нарисован и.т.д.

Упражнения по изотерапии для детей и родителей

ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ ЦВЕТОВ

Цели: развитие сенсорных способностей; развитие воображения.

Материалы: бумага формата А4; акварельные краски; кисточки; фотографии неба, солнца, моря, цветов, деревьев.

Описание упражнения:

«Сегодня я расскажу тебе одну интересную историю из жизни цветов. Но для начала давай с тобой вспомним, а какие цвета бывают. Я назову первый, а ты будешь продолжать, договорились? Итак, красный…»

Когда различные цвета будут названы, начинайте рассказывать историю.

«Жили-были два цвета: Жёлтый и Синий. Они не были знакомы друг с другом, и каждый считал себя самым нужным, самым красивым, самым-самым лучшим цветом! Но как-то они случайно встретились…Ой, что тут тогда началось! Каждый отчаянно пытался доказать, что именно он лучший!
Жёлтый говорил:
- Посмотри на меня! Посмотри, какой я яркий, лучистый! Я цвет солнца! Я цвет песка в летний день! Я цвет, который приносит радость и тепло!
Синий же отвечал:
- Ну, и что! А я цвет неба! Я цвет морей и океанов! Я цвет, который дарит покой!
- Нет! Всё равно я самый лучший! – спорил Жёлтый.
- Нет, лучший это я! – не сдавался Синий.

И так они спорили и спорили…Спорили и спорили…
Пока не услышал их пролетавший мимо ветер! Тогда он ка-а-ак дунул! Всё кругом закружилось, перемешалось! Перемешались и эти два спорщика…Жёлтый цвет и Синий….
А, когда ветер стих, то Жёлтый и Синий увидели рядом с собой ещё один цвет – Зелёный! А тот смотрел на них и улыбался. - Друзья! – обратился он к ним. - Посмотрите, благодаря вам появился я! Цвет лугов! Цвет деревьев! Это настоящее чудо!
Жёлтый и Синий задумались на минутку, а потом улыбнулись в ответ.
- Да, ты прав! Это же действительно чудо! И мы не будем больше ссорится! Ведь каждый действительно красив и необходим по-своему! И есть небо и солнце, моря и луга, радость и умиротворение! Благодаря нам всем мир становится ярким, интересным и разноцветным!
И взявшись втроём за руки, они весело рассмеялись! Так им стало хорошо!»

После этого предложите ребёнку вместе сотворить чудо. Для этого возьмите один альбомный лист, краски и две кисточки. Спросите ребёнка: а каким цветом ты хотел бы сейчас рисовать - жёлтым или синим? После того как он выберет цвет, скажите:

«Отлично! Ты выбрал свой цвет, и будешь рисовать им. А я буду рисовать тем цветом, который остался. И вместе с тобой мы сотворим чудо! Ты помнишь, как получилось чудо в истории, которую я тебе рассказала? Да, правильно, там перемешались друг с другом два цвета: жёлтый и синий. И получился зелёный! Так и мы сейчас с тобой попробуем это сделать!
Для этого ты начинай рисовать своим цветом с одного края листа, и тихонько продвигаться к середине. А я буду рисовать с другого края. А когда мы с тобой встретимся – то и получится чудо!»

Когда «чудо» произошло, и получился зелёный цвет:

Спросите ребёнка, сколько теперь всего цветов на листке бумаги;
- спросите из-за чего спорили жёлтый и синий цвет;
- почему потом они решили больше не ссорится;
- проговорите ещё раз, что понадобилось сделать для получения зелёного цвета;
- предложите поэкспериментировать со смешением других красок;
- нарисуйте общую картину, на которой бы присутствовали все найденные вами цвета. Придумайте ей название. Отметьте, как действительно здорово, что наш мир такой разноцветный, и всё в нём хорошо по-своему. Как важно жить дружно.


Примечание: Будет в особенности хорошо, если рассказывая историю, вы будете ещё и показывать ребёнку фотографии или картинки соответствующей тематики. Допустим, когда идёт спор между жёлтым и синим, то покажите ребёнку фотографии неба, солнца, песка, моря и т.д. Когда появится зелёный, то покажите луга, различные растения. А в конце повествования покажите фотографии, на которой бы ребёнок смог увидеть, как все эти цвета сочетаются друг с другом.

КОНВЕРТЫ РАДОСТИ И ОГОРЧЕНИЙ

Цели: развитие умений открыто выражать свои чувство по отношение к различным жизненным ситуациям, снятие напряжения, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

Материалы: почтовые конверты, бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей.

Описание упражнения:

«За целый день успевает произойти масса разных событий – что-то нас веселит, что-то нас удивляет, что-то нас радует, а что-то нас и огорчает. Давай с тобой сделаем конвертики, в которых сможем собирать всё то, что запомнилось за день. В один из них мы будем собирать свои радости, а в другой будем прятать огорчения».

Теперь предложите ребёнку изготовить конверты. Для этого можно использовать как обычные почтовые конверты (которые затем можно разрисовать, сделать на них какую-либо аппликацию), так и изготовить самостоятельно. Для этого можно придумать свою форму, выбрать сам материал (альбомные листы, белый/цветной картон, фольгу и т.д.)
Когда конверт радости и конверт огорчений будет готовы – начинайте их заполнять.

Возьмите небольшие бумажки и попросить ребёнка написать на них, или нарисовать то, что обрадовало его, а что огорчило. И распределите это по соответствующим конвертам.
Затем предложите ему с помощью рук изобразить весы.
Пускай он положит один конверт на правую ладонь, а другой на левую. Как он считает, что перевешивает? Радость? Отлично, скажите, что завтра, когда мы вновь будем заполнять наши конвертики – её, наверно, станет ещё больше! Перевешивают огорчения? Скажите, что, конечно, это грустно. Но ведь мы их убрали в конверт, они больше не в тебе – а вот в этом конверте. А значит, они потеряли власть над тобой. А завтра мы вновь продолжим заполнять наши конвертики, и ещё посмотрим – кто ж перевесит!

В процессе заполнения конвертов можно с ребёнком периодически пересматривать их содержимое, что-то обсуждать, убирать или добавлять. Пусть ребёнок сам решит как долго он будет «вести» такие конверты. Когда он захочет прекратить – проведите «полную ревизию» содержимого. Потом предложите конверт с накопившимися радостями хранить в надёжном месте, что б всегда была возможность пересматривать его, если вдруг будет грустно. А вот с конвертом огорчений предложите «расправиться». Пусть ребёнок придумает способ, как огорчения навсегда уйдут из его жизни (скажем, конверт можно разорвать и затоптать; можно разрезать, или опустить в воду, и ждать пока размокнет и т.д.)

КОТЕЛОК ОТЛИЧНОГО НАСТРОЕНИЯ

Цели: развитие воображения; повышение уверенности в себе.

Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски;
набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей, пластилин.

Описание упражнения:

«Сегодня мы с тобой побудем настоящими волшебниками, и сварим отличное настроение! Да-да, именно его! А знаешь как? Для этого у нас с тобой есть волшебный рецепт!

Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки
И станем все это варить 3 минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны
И ласковый голос мамы.
Теперь мы это перемешаем!
Заглянем под крышку…
А там у нас у нас не варенье!
Там наше отличное настроение!

Итак, что же нам потребуется? Озорное веселье, баловство, шутки, небес синева, солнечные зайчики, лучшие сны и голос мамы.
Ты готов/а приступить к волшебству? Да? Тогда начинаем!»

Выберите вместе с ребёнком какую-нибудь красивую кастрюльку.
Дальше решите, что из волшебных ингредиентов вы нарисуете, слепите из пластилина, а что просто озвучите или изобразите другим способом.
Допустим, небо, улыбку, и иллюстрацию к лучшему сну можно нарисовать или слепить из пластилина. Солнечный зайчик и озорное веселье изобразить с помощью пантомимы, а шутку просто рассказать.
Когда все ингредиенты будут продуманы и готовы – начинайте волшебство.
Взяв котелок, начинайте вместе с ребёнком читать стихотворение и по ходу его добавляйте соответствующие компоненты. То, что сделано своими руками – кладите в котелок, то, что вы решили изобразить пантомимой - покажите. А то, что захотели сказать – скажите, заглядывая внутрь котелка.
По завершению упражнения спросите ребёнка, что ему больше всего понравилось? Хотел бы он что-нибудь изменить в рецепте, добавить что-то своё?
А что бы он ещё хотел сварить?
Пофантазируйте, приготовьте что-нибудь по своему рецепту.

Примечание: Данное упражнение хорошо использовать и в такие моменты, когда у ребёнка непосредственно случилась какая-нибудь неприятность, он о чём-то грустит, переживает. Проговорите с ним, что именно его беспокоит, и предложите вместе «поколдовать». Придумайте, что бы ему в этой ситуации помогло, что для этого можно приготовить – и воплотите задуманное

НАШ СЕМЕЙНЫЙ ПЛАКАТ

Цели: эмоциональное сближение членов семьи, усвоение семейных ценностей.

Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски, набор карандашей/фломастеров/мелков; различные конверты, ножницы, клей.

Описание упражнения:

Примечание: постарайтесь, что бы эти кармашки заполнялись всеми членами вашей семьи. Благодаря этому ребёнок сможет быстрее понять и усвоить семейные ценности, и что особенно важно - почувствовать сплочённость своей семьи.


Дошкольный возраст - важнейший периоджизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.

Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья (Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О.). В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми.

Нельзя не согласиться с Л.Д.Лебедевой, которая указывает, что изотерапия создает положительный эмоциональный настрой в группе, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.

В своей практической деятельности я использую детский рисунок как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.

В течение 2011-2012 учебного года с детьми старшей группы, имеющими проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности), проводились индивидуальные и подгрупповые занятия (1 раз в неделю) с применением изотерапевтических техник, способствующих коррекции агрессии, тревожности, общительности. После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоций, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей, снизилась тревожность.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

«Разноцветные листы»

Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.

«Рисунок глиной»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу).

Тема рисунка может меняться.

«Свободный рисунок в круге»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)

«Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе

«Разноцветные камушки»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.

«Мой страх»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.

Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.

Психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциации.

Изотерапию можно назвать фундаментом арт-терапии, это самый распространённый вид терапии искусствами. В изотерапии могут использоваться совершенно различные средства для изображения: краски (гуашь, акварель, акрил, масло), карандаши, масляная и художественная пастель, фломастеры, мелки. В общем, все, что может оставлять следы на бумаге. Хотя рисовать можно не только на бумаге, но и на холсте, деревянных, стеклянных поверхностях, ткани. Чаще всего используется бумага, краски, карандаши или мелки.

Есть множество диагностических техник – это популярные среди психологов рисуночные тесты: "Дом-дерево-человек", "Рисунок семьи", "Несуществующее животное" и другие. Вообще любой рисунок для арт-терапевта диагностичен.

Психолог Анастасия Ильина о том, что значат наши рисунки (прим.ред.)

Обращается внимание на то, что нарисовано (в том числе символическое значение этих объектов), в каком месте листа расположено изображение, учитывается размер нарисованного, то, каким цветом это изображено, какова интенсивность нажима и стиль рисования, различные дополнительные детали рисунка. Также всегда важно учитывать описание рисунка клиентом.

Преимуществом и главной целью изотерапии является перенесение внутренних представлений, образов на бумагу. Иногда клиент не знает, как описать свое состояние, не понимает, что с ним происходит, затрудняется описать чувства словами. В таком случае можно предложить ему нарисовать свое состояние, боль, переживания. Тогда арт-терапевт и клиент могут взаимодействовать через рисунок, в этом случае терапия становится более бережной, безопасной и вместе с этим эффективной.

Кроме того рисуночные техники прекрасно подходят для того, чтобы определиться с целями и преодолеть препятствия на их пути. Создавая цель в своем воображении, человек, как правило, не учитывает всех сложностей ее достижения. Или наоборот создает из-за страха искусственные препятствия. В этом случае перенеся свою цель и путь к ее достижению на бумагу, мы можем увидеть, с какими бессознательными ограничениями может столкнуться клиент и затем проработать эти трудности, найти дополнительные ресурсы, силу.


Популярное на сайте: Энергетическая живопись: терапевтичное искусство (прим.ред.)

Кроме того очень распространённым сегодня направлением является мандалотерапия .

Мандала – это рисунок в круге. Круглая форма символизирует картину мира человека, его отношения с реальностью, его внутренний космос. Психологический эффект от изображения мандал открыл Карл Густав Юнг. Он пришел к выводу, что мандала – это орудие, помогающее найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, избавиться от чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли. Мандала помогает человеку почувствовать себя целостным, одновременно развиваясь и совершенствуясь.

Популярно также раскрашивание мандал – в магазинах продается множество альбомов. В истоках техники раскрашивания лежат древнеиндийские мандалы, которые были не круглые, а квадратные, симметричные и имели правильную геометрическую форму. У каждой мандалы при этом было свое значение и цель раскрашивания.

Сейчас же современное раскрашивание альбома с мандалами превратилось больше в занятие для снятия стресса и успокоения. Существуют также и раскраски антистресс, картины для раскрашивания по номерам. Раскрашивая, человек выполняет однотипные монотонные движения, входит в легкое медитативное состояние, вследствие чего его нервная система разгружается, отдыхает и успокаивается.

для учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов

специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Использование элементов техники изотерапии

в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, дефектолога специального (коррекционного) образовательного учреждения

Т. Л. Жилина

Педагог-психолог

МКДОУ детского сада № 12

г. Россошь

2016 год

Новизна использования техник изотерапии заключается в том, что выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в любом возрасте. К тому же занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.

Изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.;

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое ответственно левое полушарие.

Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Во время занятий на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист), что позволяет разнообразить упражнения и поддерживать интерес к занятиям.

Занятия живописью на стекле – отличный способ творческого самовыражения человека любого возраста. Прежде всего – развитие коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, чей либо портрет, даже застенчивый художник получает возможность внимательно всмотреться в этого человека, встретиться с ним взглядом, установить непосредственный контакт.

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. На прозрачном мольберте хорошо рисовать густыми красками, используя для «художеств» кисточки, пальцы, губки, штампы. Неплохо получаются работы, выполненные водными маркерами. Человека захватывает сам процесс рисования: материал скользит мягко, ее можно размазывать кистью, пальцами, ладошками, кусочками поролона.

Рисование ребенка на прозрачном мольберте – это не только увлекательное развлечение, но, прежде всего, это умение изобразить окружающий мир, а также развитие речи, мелкой моторики, умственных способностей и интеллекта. В процессе работы ребенок учится различать цвета и оттенки, размер предметов, их пространственное расположение.

Прозрачный мольберт – замечательный тренажер для людей со зрительной патологией. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняется формирование реальных представлений об окружающем мире. В данном случае прозрачный мольберт является одним из средств отражения предметного мира.

Коррекционные задачи при использовании

«Прозрачного мольберта»:

  1. Коррекция зрения, зрительного восприятия.
  2. Развитие цветовосприятия и сенсорного развития.
  3. Развитие общей и мелкой моторики.
  4. Развитие речи и мышления в процессе восприятия и отображения.
  5. Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.

Цели упражнений, при использовании

«Прозрачного мольберта»:

  • Развитие высших психических функций;
  • Функциональная активация подкорковых образований мозга;
  • Обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
  • Стабилизация межполушарного взаимодействия;
  • Обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней.

Сборник упражнений позволяет решать ряд коррекционно-развивающих задач:

  • Формирование пространственных представлений;
  • Обогащение сенсорного опыта;
  • Развитие психических функций;
  • Развитие пространственно-логического мышления и вербального анализа;
  • Расширение словарного запаса и увеличение объема осведомленности ребенка;
  • Развитие координации крупных движений и мелкой моторики;
  • Развитие пространственных ориентаций на вертикальной поверхности;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, на них есть где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.

Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такая манера характерна для умственно отсталых, имеющих проблемы аффективно-личностного плана.

За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.

Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь или в пальчиковую краску - плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!

Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.

Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Так рисовать детей не учат ни в детском саду, ни в школе. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка.

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной.

Прозрачный мольберт - это живопись на стекле, которая является хорошим способом творческого самовыражения детей и способствует развитию у них коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, даже застенчивый ребенок получает возможность установить непосредственный контакт.

Прозрачный мольберт нашел применение в работе разных специалистов, каждый из которых разработал собственную программу со своими целями и задачами. Используется прозрачный мольберт на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В процессе совместной работы с педагогом или другим ребенком приобретаются навыки сотрудничества.

Очень эффективно использование прозрачного мольберта в период адаптации. Есть дети, у которых он протекает очень сложно. В процессе совместной работы, когда взрослый начинает рисовать, а ребенок продолжает рисунок, легче установить контакт, вызвать на общение. Дефектолог словно «превращает» конфликт детей в совместную деятельность.

Игры и упражнения с «Прозрачным мольбертом»

В этом разделе мы хотим показать многообразие техник, которые можно использовать при работе с «Прозрачным мольбертом». Они способствуют поддержанию интереса к занятиям стимулируют познавательную активность ребенка, вызывают у него положительные эмоции, разнообразят и делают более интересными многократные повторения упражнений. Работа с данным пособием является использованием здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях. Выполняя задания на данном пособии, дети имеют возможность работать стоя (смена динамических поз), что является профилактикой нарушений осанки. При работе стоя меняется угол зрения (профилактика нарушений зрения).

Упражнение «Давай познакомимся»

Задачи: Знакомство с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков.

Ход: Взрослый и ребенок (или два ребенка) через стекло прикладывают свои ладони (пальчики) друг к другу.

Упражнение «Догони ладошку»

Задачи: Развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, справа, слева).

Ход: Ребенок прикладывает свою ладонь к стеклу в разных местах мольберта (вверху, внизу и т.д.) Второй ребенок должен «поймать» ладонь через стекло. Дети по очереди меняются ролями.

Рисование пальцами и ладошками.

Упражнение «Идёт дождик»

Задачи: развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз, слева направо, справа налево)

Ход: Ребенок кончиками пальцев наносит на стекло штрихи, имитирующие падающие дождевые капли.

Аналогичные упражнения: «Пальчик шагает», «Светит солнышко», «Зайчик прыгает», «Снегопад».

Упражнение «Деревья»

Задачи: Развитие межполушарного взаимодействия, воображения.

Ход: Взрослый рисует ствол, а дети ладошками крону.

Рисование кисточкой.

Упражнение «Соедини по точкам»

Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук.

Ход: Ребенку предлагается провести линии через точки, нанесенные на стекло или прикрепленный с обратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов

Упражнение «Рисуем автопортрет»

Задачи: Ориентировка в пространстве собственного тела (головы), развитие зрительно - моторной координации.

Ход: Ребенок рисует на стекле контуры и элементы своего лица глядя в зеркало или по памяти.

Упражнение «Лабиринты», «Планы»

Задачи: Закреплять умение ребенка ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учить определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.

Ход: Ребенку предлагается найти и нарисовать самый короткий путь от объекта до выхода из лабиринта (лабиринт наносится педагогом краской или прикрепляется с обратной стороны стекла).

Упражнение «Рисование двумя руками»

Задачи: Расширение поля зрения, развитие межполушарного взаимодействия.

Ход: Ребенок рисует фигуры одновременно двумя руками (симметричный рисунок или разные фигуры)

Рисование маркером.

Упражнение «Геометрический диктант»

Задачи: Развитие ориентировки на плоскости

Ход: Перед детьми мольберт и набор цветных маркеров. Ведущий даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат нарисуй в левом верхнем углу, жёлтый круг – в центр мольберта, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

У ведущего заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту.

Упражнения «Кто скорее обведет по контуру, трафарету», «Кто больше фигур заштрихует», «У кого правильнее, более похоже», «Кто лучше закрасит маркерами изображение».

Штампы и печати.

Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря им ребёнок может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно. Можно сделать самодельные штампы из картофеля.

Упражнение «Назови соседей»

Задачи: Формирование умений ориентироваться на плоскости.

Ход: На мольберте хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: ведущий просит найти изображение какого-то предмета и определить:

Что изображено справа от него,

Что нарисовано под ним,

Что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: ведущий просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

В правом верхнем углу,

Вдоль нижней стороны мольберта,

В центре мольберта и т.п.

Рисование поролоном.

Советую сделать из поролона самые разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них орнаменты.

Упражнение «Расскажи про свой узор»

Задачи: Развитие ориентировки на плоскости, умения располагать предметы относительно друг друга.

Ход: Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на мольберте.

Упражнение «Укрась ёлку»

Задачи: Развивать умение выполнять инструкцию, ориентироваться на плоскости.

Ход: На мольберте (или листе бумаги прикрепленном к обратной стороне мольдерта) нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции педагога.

Рисование кремом

Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать и используя густой крем.На оргстекло наносится любой крем (лучше детский), равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Теперь рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз. А пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток.

Упражнение «Художники»

Задачи:

Ход:

Рисование предметами окружающего пространства

Мы попробовали с детьми рисовать мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей.

Упражнение «Художники»

Задачи: Развитие ориентировки в пространстве, закрепление терминов, определяющих пространственное расположение предметов, представление об их относительности.

Ход: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

Занятие "Дождик, дождик, кап, кап, кап".

Цель: обучение приемам "пальцевой живописи"; развитие зрительно - двигательной координаций; формирование умений адекватно относиться к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу), подрожать действиям педагога, принимать помощь с его стороны.

Техника изображения: "пальцевая живопись".

Описание осваиваемого приема: нанести краску одного цвета на один палец, ритмично нанести оттиски, сохраняя ритм посредством использования речевых конструкций (например, "так-так-так", "кап-кап-кап" и др.).

Материалы: лист бумаги с изображением тучи и лужи, гуашь синего цвета. Пластиковая тарелочка, влажные салфетки для вытирания пальцев руки, халат.

Ход работы: 1. Обмакнем один палец в синюю краску 2. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета. Вместе радуемся полученному изображению.

Занятие "Гусеница".

Цель: формирование умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью (прием "примакивание", рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий); расширение активного и пассивного словарного запаса ребенка; развитие желания украсить формы узором.

Техника изображения: "пальцевая живопись".

Описание осваиваемого приема: нанести краску на ребро ладони, опуская его в тарелочку с краской, или с помощью кисточки.

Материалы: листы белой бумаги, гуашь желтого, красного, синего, зеленого цвета, пластиковые тарелочки, баночка с водой, влажные салфетки, халат.

Инструменты: беличьи кисточки № 1, 3; широкие кисти.

Ход работы: 1. Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на листе бумаги. 2. Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета.

Занятие "Рисуем вместе".

Задачи: развитие навыков ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества; формирование творческой активности.

Ход работы: дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Например: "у кошки день рождения" - дети рисуют шарики для кошки, а затем проводят ниточки к ее лапкам. Воспитатель, побуждая детей работать совместно, формирует у них коммуникативные навыки, развивает предпосылки творчества.

Занятие "Домик".

Задачи: упражнять в различении признаков предметов; формировать коммуникативные навыки, развивать предпосылки творчества.

Ход работы: воспитатель рисует домик, а дети – яркие, желтые окна.

Занятие "Ёлочка".

Задачи: развитие полисенсорных способностей детей в процессе различения предметов, формирование коммуникативных навыков, развитие предпосылок творчества.

Ход работы: воспитатель рисует елочку, а дети "зажигают" на ней огоньки.

Занятие "Догони".

Задачи: развитие зрительно - моторной координаций, формирование навыков работы в паре, по определенным правилам.

Ход работы: педагог рисует круги ("бутоны"), ребенок подрисовывает к ним линии (" стебли"). Упражнение выполняется в быстром темпе.

Чтобы повысить заинтересованность ребенка, педагог может использовать игровые и словесные приёмы: читать стихотворения, петь песенки, загадывать загадки, вызывая тем самым положительные эмоциональные чувства. Элементы игры, используемые педагогом во время занятий, способствуют формированию у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, развитию его личностных качеств.

Взрослому следует постоянно контролировать процесс, используя при необходимости замечания, советы, указания, напоминания, но не лишая детей творческой инициативы

Список литературы

1.Ананьев Б.Г. Проблема представления в советской психологической науке, «Филос. зап.», 1950, т. 5.

2.ВыгодскийЛ.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.

3.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., исп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с.

4.Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Под ред. СемагоА. М.М. М. РКТИ, 1999.

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение,1989.

6.Семаго Н.Я., СемагоМ.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.

Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. При развитии мелкой моторики через рисование создаются предпосылки для становления многих психических процессов.

Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими трудности в вербальном общении. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Изобразительная деятельность напрямую связана с важнейшими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Изотерапия способствует:

  • развитию связной речи;
  • освоению нетрадиционных техник рисования помогает раскрыть личность детей, их творческие способности;
  • нахождению ребенка в постоянном процессе открытия новых знаний.

Прием изотерапии эффективно способствует коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов.. Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

В работе над преодолением речевых нарушений у детей существует необходимость развития общей, мелкой и артикуляционной мото­рики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.

Изотерапия включает в себя несколько методов рисования:

  • Рисование пальчиками
  • Рисование ладошкой
  • Монотипия предметная
  • Монотипия пейзажная
  • Кляксография обычная

Особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании рисунков, деи учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения, развивают речь.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие по развитию речи носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Необходимо проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества.

При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в рассказывание включается вся группа детей. Развитие умений выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления.

Нетрадиционные техники изотерапии

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: различные рамочки, печати, трафареты, штампы, палочки, трубочки, колпачки, печать-клише, природный, бросовый и необычный декоративный материал.

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу ребёнка. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный отклик на эстетические качества предмета, поддерживают и расширяют интерес.

«Рисование ладошками», «Пальчиковая живопись»

Коррекционная деятельность рисования ладошками и пальчиковой живописи: тактильное восприятие текстуры краски и бумаги, движение кистями рук, тонкие движения пальцами рук, согласованность в работе «глаза - руки», координация движений, сенсорное восприятие цвета, формы, эмоциональный отклик на эстетические качества предмета.

Используя нетрадиционные технологии «изотерапии», дошкольники формируют навык в умении создавать красивый образ или предмет, сюжетную композицию или фантастический образ.

Деятельность с бумагой, красками, карандашами и другим художественным материалом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих их предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.

«Тестопластика»

На занятиях с использованием изотерапии дети сталкиваются с новыми словами, учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи, что способствует активизации словаря дошкольников.

Так в лепке из необычного материала (солёное тесто или специальное тесто для лепки) у ребёнка формируется: тактильное восприятие необычной текстуры теста, владение приёмами лепки, развивается сила рук, тонкие движения пальцами рук, согласованность в работе «глаза - руки», координация движений, сенсорное восприятие цвета, формы, чувство удовлетворения от самостоятельного трудового усилия.

«ТАРО ГОМИ»

Раскрашивание картинок альбома Таро Гоми вызвало интерес у детей старшего дошкольного возраста. Японский иллюстратор Таро Гоми сумел сохранить видение маленького ребенка. Его рисунки взрослым могут показаться каракулями, но ребенок воспринимает их совершенно по-другому. Они ему понятны и привычны. У него не возникает страха испортить красивый взрослый контур, который встречается в обычных раскрасках. И ребенок с удовольствием развивает идею, которую подал автор.

«Мандалы»

Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок. Важно понимать, что разрисовывание мандал детьми – урок, который позволяет быть наедине самим с собой, проявляя фантазию, но при этом не выходя за рамки.

На раскрасках мандал желательно использовать всего 4 цвета: красный, жёлтый, зеленый и синий, хотя, конечно же, можно использовать и другие цвета. По умолчанию картинка чёрно-белая и любые её части можно оставить не закрашенными.

Раскрашивать нужно только цветными карандашами. Никаких красок, фломастеров и прочего, потому что только с карандашом можно действительно сосредоточиться.

По древним легендам, человек, приступающий к раскрашиванию мандалы, отправляется в путь. Рисунок мандалы по умолчанию признаётся совершенным, поэтому не терпит дорисовок. В картинку нужно погрузиться, раскрасить те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично. Раскрашивающий мандалы станет уравновешенней и спокойней.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности, различные виды изобразительного искусства благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» предложить какой-либо материал, ребенок вынужден просить недостающее, то есть проявлять речевую инициативу.

Все свои действия ребёнок старается проговаривать (почему он взял именно этот цвет, какое у него настроение, когда он рисует). После того как ребёнок нарисовал, обсуждается что он нарисовал, нравиться ли ему, что он использовал в работе.



Публикации по теме