Изотерапия для детей. Изотерапия в работе с детьми Дидактическое пособие для детей изотерапия психология

Психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциации.

Изотерапию можно назвать фундаментом арт-терапии, это самый распространённый вид терапии искусствами. В изотерапии могут использоваться совершенно различные средства для изображения: краски (гуашь, акварель, акрил, масло), карандаши, масляная и художественная пастель, фломастеры, мелки. В общем, все, что может оставлять следы на бумаге. Хотя рисовать можно не только на бумаге, но и на холсте, деревянных, стеклянных поверхностях, ткани. Чаще всего используется бумага, краски, карандаши или мелки.

Есть множество диагностических техник – это популярные среди психологов рисуночные тесты: "Дом-дерево-человек", "Рисунок семьи", "Несуществующее животное" и другие. Вообще любой рисунок для арт-терапевта диагностичен.

Психолог Анастасия Ильина о том, что значат наши рисунки (прим.ред.)

Обращается внимание на то, что нарисовано (в том числе символическое значение этих объектов), в каком месте листа расположено изображение, учитывается размер нарисованного, то, каким цветом это изображено, какова интенсивность нажима и стиль рисования, различные дополнительные детали рисунка. Также всегда важно учитывать описание рисунка клиентом.

Преимуществом и главной целью изотерапии является перенесение внутренних представлений, образов на бумагу. Иногда клиент не знает, как описать свое состояние, не понимает, что с ним происходит, затрудняется описать чувства словами. В таком случае можно предложить ему нарисовать свое состояние, боль, переживания. Тогда арт-терапевт и клиент могут взаимодействовать через рисунок, в этом случае терапия становится более бережной, безопасной и вместе с этим эффективной.

Кроме того рисуночные техники прекрасно подходят для того, чтобы определиться с целями и преодолеть препятствия на их пути. Создавая цель в своем воображении, человек, как правило, не учитывает всех сложностей ее достижения. Или наоборот создает из-за страха искусственные препятствия. В этом случае перенеся свою цель и путь к ее достижению на бумагу, мы можем увидеть, с какими бессознательными ограничениями может столкнуться клиент и затем проработать эти трудности, найти дополнительные ресурсы, силу.


Популярное на сайте: Энергетическая живопись: терапевтичное искусство (прим.ред.)

Кроме того очень распространённым сегодня направлением является мандалотерапия .

Мандала – это рисунок в круге. Круглая форма символизирует картину мира человека, его отношения с реальностью, его внутренний космос. Психологический эффект от изображения мандал открыл Карл Густав Юнг. Он пришел к выводу, что мандала – это орудие, помогающее найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, избавиться от чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли. Мандала помогает человеку почувствовать себя целостным, одновременно развиваясь и совершенствуясь.

Популярно также раскрашивание мандал – в магазинах продается множество альбомов. В истоках техники раскрашивания лежат древнеиндийские мандалы, которые были не круглые, а квадратные, симметричные и имели правильную геометрическую форму. У каждой мандалы при этом было свое значение и цель раскрашивания.

Сейчас же современное раскрашивание альбома с мандалами превратилось больше в занятие для снятия стресса и успокоения. Существуют также и раскраски антистресс, картины для раскрашивания по номерам. Раскрашивая, человек выполняет однотипные монотонные движения, входит в легкое медитативное состояние, вследствие чего его нервная система разгружается, отдыхает и успокаивается.

для учителей-логопедов, педагогов-психологов, дефектологов

специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Использование элементов техники изотерапии

в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, дефектолога специального (коррекционного) образовательного учреждения

Т. Л. Жилина

Педагог-психолог

МКДОУ детского сада № 12

г. Россошь

2016 год

Новизна использования техник изотерапии заключается в том, что выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в любом возрасте. К тому же занятия на мольберте стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяет фиксировать его внимание на происходящем, и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.

Изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.;

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.

Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария, и абстрактнологическое, за которое ответственно левое полушарие.

Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.

Во время занятий на мольберте можно использовать различные нетрадиционные техники (рисование пальцами и ладошкой, рисование листьями, штампы и печати, поролоновые рисунки, метод монотипии, рисование кремом, рисование предметами окружающего пространства, точечный рисунок, рисование маркером, рисуем по очереди, рисунок плюс аппликация, рисуем с натуры, юный портретист), что позволяет разнообразить упражнения и поддерживать интерес к занятиям.

Занятия живописью на стекле – отличный способ творческого самовыражения человека любого возраста. Прежде всего – развитие коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, чей либо портрет, даже застенчивый художник получает возможность внимательно всмотреться в этого человека, встретиться с ним взглядом, установить непосредственный контакт.

В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. На прозрачном мольберте хорошо рисовать густыми красками, используя для «художеств» кисточки, пальцы, губки, штампы. Неплохо получаются работы, выполненные водными маркерами. Человека захватывает сам процесс рисования: материал скользит мягко, ее можно размазывать кистью, пальцами, ладошками, кусочками поролона.

Рисование ребенка на прозрачном мольберте – это не только увлекательное развлечение, но, прежде всего, это умение изобразить окружающий мир, а также развитие речи, мелкой моторики, умственных способностей и интеллекта. В процессе работы ребенок учится различать цвета и оттенки, размер предметов, их пространственное расположение.

Прозрачный мольберт – замечательный тренажер для людей со зрительной патологией. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, стереоскопии, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняется формирование реальных представлений об окружающем мире. В данном случае прозрачный мольберт является одним из средств отражения предметного мира.

Коррекционные задачи при использовании

«Прозрачного мольберта»:

  1. Коррекция зрения, зрительного восприятия.
  2. Развитие цветовосприятия и сенсорного развития.
  3. Развитие общей и мелкой моторики.
  4. Развитие речи и мышления в процессе восприятия и отображения.
  5. Преодоление недостатков развития личностных качеств, обусловленных зрительной недостаточностью, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, ощущение несостоятельности и др.

Цели упражнений, при использовании

«Прозрачного мольберта»:

  • Развитие высших психических функций;
  • Функциональная активация подкорковых образований мозга;
  • Обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
  • Стабилизация межполушарного взаимодействия;
  • Обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней.

Сборник упражнений позволяет решать ряд коррекционно-развивающих задач:

  • Формирование пространственных представлений;
  • Обогащение сенсорного опыта;
  • Развитие психических функций;
  • Развитие пространственно-логического мышления и вербального анализа;
  • Расширение словарного запаса и увеличение объема осведомленности ребенка;
  • Развитие координации крупных движений и мелкой моторики;
  • Развитие пространственных ориентаций на вертикальной поверхности;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, на них есть где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.

Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такая манера характерна для умственно отсталых, имеющих проблемы аффективно-личностного плана.

За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.

Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных и затюканных» замечаниями учителей и родителей, учебными неуспехами, нагрузкой, непомерными требованиями. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь или в пальчиковую краску - плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!

Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.

Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Так рисовать детей не учат ни в детском саду, ни в школе. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка.

Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной.

Прозрачный мольберт - это живопись на стекле, которая является хорошим способом творческого самовыражения детей и способствует развитию у них коммуникативных навыков. Рисуя на стекле, даже застенчивый ребенок получает возможность установить непосредственный контакт.

Прозрачный мольберт нашел применение в работе разных специалистов, каждый из которых разработал собственную программу со своими целями и задачами. Используется прозрачный мольберт на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В процессе совместной работы с педагогом или другим ребенком приобретаются навыки сотрудничества.

Очень эффективно использование прозрачного мольберта в период адаптации. Есть дети, у которых он протекает очень сложно. В процессе совместной работы, когда взрослый начинает рисовать, а ребенок продолжает рисунок, легче установить контакт, вызвать на общение. Дефектолог словно «превращает» конфликт детей в совместную деятельность.

Игры и упражнения с «Прозрачным мольбертом»

В этом разделе мы хотим показать многообразие техник, которые можно использовать при работе с «Прозрачным мольбертом». Они способствуют поддержанию интереса к занятиям стимулируют познавательную активность ребенка, вызывают у него положительные эмоции, разнообразят и делают более интересными многократные повторения упражнений. Работа с данным пособием является использованием здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях. Выполняя задания на данном пособии, дети имеют возможность работать стоя (смена динамических поз), что является профилактикой нарушений осанки. При работе стоя меняется угол зрения (профилактика нарушений зрения).

Упражнение «Давай познакомимся»

Задачи: Знакомство с пособием, со свойствами стекла; развитие коммуникативных навыков.

Ход: Взрослый и ребенок (или два ребенка) через стекло прикладывают свои ладони (пальчики) друг к другу.

Упражнение «Догони ладошку»

Задачи: Развитие прослеживающей функции глаз, фиксации взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, справа, слева).

Ход: Ребенок прикладывает свою ладонь к стеклу в разных местах мольберта (вверху, внизу и т.д.) Второй ребенок должен «поймать» ладонь через стекло. Дети по очереди меняются ролями.

Рисование пальцами и ладошками.

Упражнение «Идёт дождик»

Задачи: развитие зрительного внимания, зрительно-моторной координации. Умение располагать штрихи в указанном направлении (сверху вниз, слева направо, справа налево)

Ход: Ребенок кончиками пальцев наносит на стекло штрихи, имитирующие падающие дождевые капли.

Аналогичные упражнения: «Пальчик шагает», «Светит солнышко», «Зайчик прыгает», «Снегопад».

Упражнение «Деревья»

Задачи: Развитие межполушарного взаимодействия, воображения.

Ход: Взрослый рисует ствол, а дети ладошками крону.

Рисование кисточкой.

Упражнение «Соедини по точкам»

Задачи: Развитие координированных движений глаз и рук.

Ход: Ребенку предлагается провести линии через точки, нанесенные на стекло или прикрепленный с обратной стороны стекла лист с контурными изображениями предметов

Упражнение «Рисуем автопортрет»

Задачи: Ориентировка в пространстве собственного тела (головы), развитие зрительно - моторной координации.

Ход: Ребенок рисует на стекле контуры и элементы своего лица глядя в зеркало или по памяти.

Упражнение «Лабиринты», «Планы»

Задачи: Закреплять умение ребенка ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учить определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.

Ход: Ребенку предлагается найти и нарисовать самый короткий путь от объекта до выхода из лабиринта (лабиринт наносится педагогом краской или прикрепляется с обратной стороны стекла).

Упражнение «Рисование двумя руками»

Задачи: Расширение поля зрения, развитие межполушарного взаимодействия.

Ход: Ребенок рисует фигуры одновременно двумя руками (симметричный рисунок или разные фигуры)

Рисование маркером.

Упражнение «Геометрический диктант»

Задачи: Развитие ориентировки на плоскости

Ход: Перед детьми мольберт и набор цветных маркеров. Ведущий даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат нарисуй в левом верхнем углу, жёлтый круг – в центр мольберта, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

У ведущего заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту.

Упражнения «Кто скорее обведет по контуру, трафарету», «Кто больше фигур заштрихует», «У кого правильнее, более похоже», «Кто лучше закрасит маркерами изображение».

Штампы и печати.

Сейчас в продаже встречаются наборы штампов для детского творчества. Благодаря им ребёнок может дополнить свой рисунок подходящими отпечатками. Но если у вас нет таких штампов, не беда. Ведь печатать можно чем угодно. Можно сделать самодельные штампы из картофеля.

Упражнение «Назови соседей»

Задачи: Формирование умений ориентироваться на плоскости.

Ход: На мольберте хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: ведущий просит найти изображение какого-то предмета и определить:

Что изображено справа от него,

Что нарисовано под ним,

Что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: ведущий просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:

В правом верхнем углу,

Вдоль нижней стороны мольберта,

В центре мольберта и т.п.

Рисование поролоном.

Советую сделать из поролона самые разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них орнаменты.

Упражнение «Расскажи про свой узор»

Задачи: Развитие ориентировки на плоскости, умения располагать предметы относительно друг друга.

Ход: Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на мольберте.

Упражнение «Укрась ёлку»

Задачи: Развивать умение выполнять инструкцию, ориентироваться на плоскости.

Ход: На мольберте (или листе бумаги прикрепленном к обратной стороне мольдерта) нарисована ёлка, но все шарики на ней белые. Дети раскрашивают шарики по инструкции педагога.

Рисование кремом

Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать и используя густой крем.На оргстекло наносится любой крем (лучше детский), равномерно распределяется пластмассовым «шпателем» (можно использовать обычную школьную пластмассовую линейку). Теперь рисунок будет хорошо заметен. Такой рисунок имитирует рисование на запотевшем стекле, и стекло можно использовать неограниченное количество раз. А пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток.

Упражнение «Художники»

Задачи:

Ход:

Рисование предметами окружающего пространства

Мы попробовали с детьми рисовать мятой бумагой, резиновыми игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей.

Упражнение «Художники»

Задачи: Развитие ориентировки в пространстве, закрепление терминов, определяющих пространственное расположение предметов, представление об их относительности.

Ход: Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

Занятие "Дождик, дождик, кап, кап, кап".

Цель: обучение приемам "пальцевой живописи"; развитие зрительно - двигательной координаций; формирование умений адекватно относиться к изобразительному материалу (не есть краски, не разбрызгивать воду и краски, не размазывать краски по телу или по столу), подрожать действиям педагога, принимать помощь с его стороны.

Техника изображения: "пальцевая живопись".

Описание осваиваемого приема: нанести краску одного цвета на один палец, ритмично нанести оттиски, сохраняя ритм посредством использования речевых конструкций (например, "так-так-так", "кап-кап-кап" и др.).

Материалы: лист бумаги с изображением тучи и лужи, гуашь синего цвета. Пластиковая тарелочка, влажные салфетки для вытирания пальцев руки, халат.

Ход работы: 1. Обмакнем один палец в синюю краску 2. Нарисуем капельки дождя, используя краску синего цвета. Вместе радуемся полученному изображению.

Занятие "Гусеница".

Цель: формирование умения дорисовывать изображения до целостного образа, используя традиционную технику рисования кистью (прием "примакивание", рисование кончиком кисти, рисование волнистых линий); расширение активного и пассивного словарного запаса ребенка; развитие желания украсить формы узором.

Техника изображения: "пальцевая живопись".

Описание осваиваемого приема: нанести краску на ребро ладони, опуская его в тарелочку с краской, или с помощью кисточки.

Материалы: листы белой бумаги, гуашь желтого, красного, синего, зеленого цвета, пластиковые тарелочки, баночка с водой, влажные салфетки, халат.

Инструменты: беличьи кисточки № 1, 3; широкие кисти.

Ход работы: 1. Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на листе бумаги. 2. Дорисуем с помощью тонкой кисточки полученное изображение, используя краски красного, зеленого и синего цвета.

Занятие "Рисуем вместе".

Задачи: развитие навыков ориентирования на вертикальной плоскости, сотрудничества; формирование творческой активности.

Ход работы: дети с разных сторон рисуют одинаковые предметы, после чего объединяют рисунки совместным сюжетом. Например: "у кошки день рождения" - дети рисуют шарики для кошки, а затем проводят ниточки к ее лапкам. Воспитатель, побуждая детей работать совместно, формирует у них коммуникативные навыки, развивает предпосылки творчества.

Занятие "Домик".

Задачи: упражнять в различении признаков предметов; формировать коммуникативные навыки, развивать предпосылки творчества.

Ход работы: воспитатель рисует домик, а дети – яркие, желтые окна.

Занятие "Ёлочка".

Задачи: развитие полисенсорных способностей детей в процессе различения предметов, формирование коммуникативных навыков, развитие предпосылок творчества.

Ход работы: воспитатель рисует елочку, а дети "зажигают" на ней огоньки.

Занятие "Догони".

Задачи: развитие зрительно - моторной координаций, формирование навыков работы в паре, по определенным правилам.

Ход работы: педагог рисует круги ("бутоны"), ребенок подрисовывает к ним линии (" стебли"). Упражнение выполняется в быстром темпе.

Чтобы повысить заинтересованность ребенка, педагог может использовать игровые и словесные приёмы: читать стихотворения, петь песенки, загадывать загадки, вызывая тем самым положительные эмоциональные чувства. Элементы игры, используемые педагогом во время занятий, способствуют формированию у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, развитию его личностных качеств.

Взрослому следует постоянно контролировать процесс, используя при необходимости замечания, советы, указания, напоминания, но не лишая детей творческой инициативы

Список литературы

1.Ананьев Б.Г. Проблема представления в советской психологической науке, «Филос. зап.», 1950, т. 5.

2.ВыгодскийЛ.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1996.

3.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., исп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с.

4.Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Под ред. СемагоА. М.М. М. РКТИ, 1999.

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение,1989.

6.Семаго Н.Я., СемагоМ.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 1999.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Полазненская детская школа искусств»

«Применение изотерапии

в с детьми

с проблемами здоровья и развития»

подготовила

преподаватель изобразительного искусства

Полазна 2013

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка, реализует познавательные интересы детей. Искусство является своеобразной формой эстетического познания действительности и отражает ее в художественных образах, позволяет ребенку ощутить мир во всем его богатстве и через виды художественной деятельности научиться его преобразовывать. В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной мере ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства гармонизации личности ребенка с проблемами его культурного развития.

В настоящее время в практике специального образования широко используется термин - арттерапия. Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на ребенка и проявляется в реконструировании психотравматической ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создание новых позитивных переживаний, рождение креативных потребностей и способов их удовлетворения.


Арттерапия включает в себя изотерапию - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, произведениями изобразительного искусства.

Интересующее нас направление изотерапии – педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Практическое значение применения техник изотерапии в образовании большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, гармонизация личности, личностный рост. Развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей, чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций. Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное состояние личности изучается специалистами разных профилей: педагогами, психологами, философами, художниками, психотерапевтами.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития положительных эмоций. Она позволяет почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и с миром, с окружающими. Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике. Она даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.

«Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья детей, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Изотерапия по форме организации может быть как индивидуальной, так и групповой. Изотерапия рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.

Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:

Дать социально приемлемый выход и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом “ выпустить пар” и разрядить напряжение; Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов; Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и пациент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают учителю изобилие информации о ребёнке, который сам может помогать в интерпретации своих произведений; Проработать мысли и чувства, которые ученик привык подавлять; Наладить отношения между учителем и учеником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного приятия; Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм; Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах; Развивать художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Позитивные моменты изотерапии:

    позволяет выявить проблемы или фантазии, которые в силу каких-либо причин трудно обсудить вербально; работа над рисунком – самый безопасный способ разрядки разрушительных тенденций; рисунок помогает развивать чувство внутреннего контроля; изотерапия создаёт условия для экспериментирования со зрительными и кинестетическими ощущениями; способствует развитию эстетического опыта, творческому самовыражению, совершенствованию художественных способностей в целом; понижает уровень утомления, связанный с обучением в школе; создаётся атмосфера взаимного принятия; происходит самораскрытие человека через спонтанное творчество; активно протекает процесс самоанализа; в процессе работы улучшаются межличностные отношения участников изотерапии.

Кроме описанных эффектов, использование изобразительного искусства даёт дополнительные результаты, стимулируя воображение и помогая разрешить конфликты и налаживать отношения между участниками. Искусство приносить радость, и это важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или она является результатом осознания возможности развлечься, а то и подурачиться.


Существуют определённые чёткие правила проведения изотерапии

Обеспечить рабочее место. Определить вид работы. Сформировать цели и задачи. Создать спокойную, деловую обстановку. Пробудить интерес. Временной промежуток 30-40 минут. Менять формы занятий. Подведение итогов (никакой критики, не превращать выставку в соревнование, не должно быть победителей и побеждённых)

Самое главное: нужно учить детей доводить начатое дело до конца, очень плохо, если он бросает свою работу на полпути. Позволяя не доканчивать, недоделывать, мы воспитываем неуверенного человека.

Применяются: индивидуальное рисование, парное рисование, групповое.

Примерные темы для занятий по изотерапии
1. Я дома. Свободный рисунок. Каждый ребенок рисует себя дома, все, что он хочет, как он представляет себя дома. Затем рассказывает, что он нарисовал, почему он нарисовал именно это, кому он хочет показать этот рисунок дома.
2. Мои родители. Каждый ребёнок рисует своих родителей. Никаких дополнительных инструкций ему больше не даётся, но затем педагог анализирует, как нарисованы родители, какого они размера, вместе они стоят или отдельно, кто из других членов семьи нарисован и т. д. Данный рисунок - показатель внутрисемейных отношений.
3. Я в будущем. Свободное рисование рисунка. Когда вырастет, кем хочет стать, кем работать, какой он будет большим. После того, как рисунки готовы, всем вместе поговорить о том, какие профессии существуют, кем работают родители детей.
4. Что я люблю. Совместное рисование. Рисуют дети в группах на одном листе. Что каждый из них любит (делать, есть, читать, играть и т. д.). Затем педагог говорит, что получились общие работы, на которых нарисованы любимые занятия наших детей, давайте посмотрим, что любят наши ребята (должен состояться разговор по работам).
5. Чего я боюсь. Свободное рисование на тему, когда рисунок выполнен, ребёнок говорит, он нарисовал, а затем раскрашивает свой рисунок яркими красками и делает рисунок радостным (дорисовывает глаза, улыбающийся рот), пока то, что он нарисовал, не начнет ему нравиться.
Вариант этого занятия – рисунок по кляксам (приготовленным заранее педагогом) – ребёнок дорисовывает эту кляксу до чего-то конкретного, а затем делает её весёлой, радостной.
6. Любовь. Ребята под лирическую музыку рисуют любовь, как они понимают это состояние, чувство, обязательно рисуют красками. Педагог помогает детям вопросами, какого цвета любовь, какая она - любовь, кого вы любите, как вы любите, кто любит вас и т. д.
7. День рождения. Педагог даёт инструкцию: «Сегодня мы поиграем в день рождения. Давайте нарисуем стол, на столе именинные свечи, вокруг стола нарисуем стулья - кружочки. Выберите стул, на который сядешь ты. Этот стул надо отметить звездочкой или снежинкой (мальчик выбирает звездочку, а девочка - снежинку). Кого ты хочешь посадить рядом с собой, с одной стороны, с другой стороны (всех можно обозначать буквам: м-мама, п - папа, б - баба и т. д.)». Ребёнок должен заполнить все стульчики.
8. Радость, праздник. Совместное рисование. Все вместе (или лучше 2-3 подгруппами) дети рисуют на большом листе бумаге радость и праздник. Лист бумаги педагог готовит заранее - он ставит на листе много разноцветных клякс. Задача ребят нарисовать праздник, используя эти кляксы - помощники. Можно включить радостную, торжественную музыку. Затем все смотрят на получившиеся рисунки и говорят, что они чувствуют, какие чувства у них возникли, когда они рисовали.
9. Как я помогаю маме. Сюжетный тематический рисунок. Дети рисуют любыми средствами, педагог анализирует что нарисовано, как соотносятся предметы и т. д.
10. Как я помогаю папе. Рисунок из кляксы – педагог готовит на каждого ребёнка листочек с кляксой. Дети рисуют любыми средствами на этом листе, дорисовывая эту кляксу до определенной темы – как он помогает папе дома.
11. Мои домашние животные. Нарисовать своего домашнего животного, если он есть, или того домашнего животного, кого бы ребёнок хотел иметь у себя дома. После окончания работы поговорить с детьми об их любимых домашних животных, как они с ними общаются, что они любят делать, что кушать, кто за ними дома убирает, помогают ли ребята ухаживать за домашними животными.
12. Моя семья. Свободное рисование. Ребёнок рисует, как он представляет свою семью, слово семья не объясняется.
13. Кто живёт в земле. Свободное рисование. Каждый ребёнок рисует на данную тему все, что он знает, что может и что хочет. Затем по возможности каждый ребёнок говорит, кто живет в земле, кого из насекомых видел, где он их видел.
14. Кто живёт в воде. Вся группа рисует на одном не очень большом листе бумаги. Каждый занимает место возле листа, и все дети вместе рисуют подводный мир (это может быть океан, аквариум, озеро и т. д.). Можно распределить роль каждого: кто рисует рыбок, кто камешки, кто и т. д. Можно всё это не рисовать, а сделать рыбок и водоросли из цветной бумаги, камушки и ракушки приклеить настоящие, красками закрасить фон – воду. Коллективный труд вывешивается и читается рассказ о подводном мире.
15. Кто умеет летать. Коммуникативное рисование. В группе организуются подгруппы и в каждой подгруппе на одном большом листе все вместе дети рисуют небо. А затем на этом небе не разговаривая, каждый ребёнок рисует свою птицу, которая умеет летать. Можно включить фоном музыку «Звуки неба» с птичьими голосами. После окончания работы ребята рассказывают, что они чувствовали, когда рисовали.
16. Животные. Дополнительное рисование. Каждый ребёнок, сидя в общем кругу, на своем листе, начинает рисовать какое - либо животное, по своему замыслу, затем каждый передаёт свой лист соседу справа и, получив лист от соседа, слева дополняет рисунок другого, стараясь понять, кого начали рисовать на этом рисунке. Так все рисунки проходят круг, пока не дойдут до своего хозяина. Получив свой рисунок, ребёнок говорит, кого он хотел нарисовать, и кто получился, почему, какое животное у него появилось. Заканчивается занятие выставкой животных и рассказом педагога и детей о том, какие животные бывают на свете.
17. Мой дом. Каждый ребёнок рисует свой дом, как он его себе представляет. После окончания рисунка, педагог просит ребят рассказать, какой у них дом, нравится ли он им, что им нравится в своём доме, кто живёт в их доме.
18. Дерево. Свободное рисование. Ребёнок рисует дерево, любое какое он хочет, как он его себе представляет. Затем все готовые деревья педагог вешает все вместе и получается целый лес. Начинается разговор, что такое лес, какой лес у нас получился (смешанный), какой ещё бывает лес, кто был в лесу, что вы чувствовали в лесу и т. д.

Упражнения и приемы изотерапии на снятие мышечного напряжения:

Рисование пальчиками – пальчиковая графика; рисование ладошками; рисование комочками мятой бумаги, полиэтилена и т. п.; выполнение папье-маше; украшение рисунков липкими блестками; выполнение коллажей из различных мелких материалов.

Рисуночное письмо

Написать (подобно древним людям) с помощью рисунков короткое письмо, адресованное вашему соседу по парте или лучшему другу:

«позвони мне сегодня», «приходи ко мне на чашку чая», «пойдём сегодня прогуляться по парку» и т. д.

Я – герой любимой сказки

Выберите иллюстрацию к сказке, которая вам больше всего нравится, определите, каким героем в этой сказке вы хотели бы быть. Теперь вырежьте с вашей фотографии лицо и наклейте на этого персонажа. Попробуёте ощутить эмоции и характер этого героя.

Лепка из солёного теста

В одном городе жил мастер-кондитер. Он выпекал булочки и калачи, плюшки и пончики, крендели и завитушки. Однажды он захотел изготовить из теста такое изделие, которое никогда никто не делал. Сначала он придумал своему будущему творению название, а потом принялся за работу. Попробуйте вылепить из пластилина, то, что задумал мастер-хлебопёк. А называется его изделие так:

РОМБУШКА ПИРАМИНДЕЛЬ КОНУСЕЛЬКА
ШАРОВАЙ ЦИЛИНДРОН

Взаимодействие с бумагой

Используя бумагу, создайте объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и пр. Варьировать это задание можно как тематически, так и инструментально, например:

Передавайте по кругу лист бумаги и пусть участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать, склеивать и пр.);

Создайте или вырежьте фигурки из бумаги и обыграйте рассказ, историю;

Используйте для создания композиции туалетную бумагу;

Используйте для создания композиции обёрточную бумагу, картон (гофрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет и пр.

Используйте для создания объёмной композиции газеты, журналы.

Рисунок на мятой бумаге

Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т. д.

Рисование на мокрой бумаге

Намочите лист бумаги и нанесите с помощью (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать, как они смешиваются, растекаются, и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями.

Эксперименты с цветом

1) Используя один цвет, попытайтесь, изображая им разные формы и линии, исследовать его смысловые значения;

2) Выберите цвета, которые вам наиболее или наименее предпочтительны в данный момент; те, что отражают ваши положительные и негативные стороны характера;

3) Подберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу;

4) Используя большую кисть, с закрытыми глазами создайте изображение на листе или закрасьте его, попытайтесь увидеть образ или оценить особенности изображения. Затем создайте такое же изображение, используя другой цвет.

Каракули

Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.

Варианты: затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное изображение, затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга,

После завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ.

Монотипии

Создайте изображение густыми красками на стекле, а затем отпечатайте рисунок на бумагу, рассмотрите образы, развейте их, обсудите в группе.

Отпечатки

Используйте любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными участниками группы из дома, найденными в классе для занятий.

Техника раздувания краски

Нанесите на лист бумаги краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ.

Чернильные пятна и бабочки

Капните чернилами на тонкую бумагу и сверните лист трубочкой или сложите пополам, разверните лист и преобразуйте увиденный образ. Обсудите результаты работы в группе, найдите наиболее понравившиеся вам изображения других участников.

Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников.

Список использованной литературы:

1. Бережная направления и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества. - Москва: ИХО РАО, 2006.

2. Вальдес Одриосола. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: методическое пособие.- Москва: ВЛАДОС, 2007.

3. Киселева в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.- Санкт - Петербург: Речь, 2007.

4. Кожохина и развиваемся с помощью искусства.- Санкт - Петербург: Речь, 2006.

Дошкольный возраст - важнейший периоджизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.

Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья (Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О.). В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми.

Нельзя не согласиться с Л.Д.Лебедевой, которая указывает, что изотерапия создает положительный эмоциональный настрой в группе, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.

В своей практической деятельности я использую детский рисунок как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.

В течение 2011-2012 учебного года с детьми старшей группы, имеющими проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности), проводились индивидуальные и подгрупповые занятия (1 раз в неделю) с применением изотерапевтических техник, способствующих коррекции агрессии, тревожности, общительности. После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоций, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей, снизилась тревожность.

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

«Разноцветные листы»

Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.

«Рисунок глиной»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу).

Тема рисунка может меняться.

«Свободный рисунок в круге»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)

«Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе

«Разноцветные камушки»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.

«Мой страх»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.

Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.

Изотерапия - это один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии. Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Человек (клиент) может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте.


Изотерапия – эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение. Для рисования используется широкий спектр материалов: разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Несмотря на свою эффективность, изотерапия как отдельная методика лечения и психологической помощи появилась около полувека назад.

Чем и кому будет полезна изотерапия?

Востребованность изотерапии объясняется тем, что процесс рисования как таковой дает человеку возможность разгрузиться, снять стресс, успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. Для детей дошкольного возраста рисование является привычным способом выражения себя, отражения и осмысления своего нового опыта. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит и др. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки. Грамотный психолог и внимательный взрослый смогут намного быстрее и легче понять ребенка и помочь ему, используя знания изотерапии.


С помощью изотерапии взрослые и дети могут справиться с такими проблемами, как:

  • выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др.
  • низкая самооценка. По статистике от низкой самооценки и неуверенности в себе страдает больше 70% людей. Благодаря практическим упражнениям изотерапии, любой может значительно повысить свою самооценку и стать увереннее.
  • проблемы с поведением.
  • проблемы в отношениях и/или семейные проблемы.
  • хронический стресс и психосоматические заболевания.

Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.


Как проходят занятия по изотерапии?

Занятия по изотерапии проводятся как на индивидуальных консультациях, так и на групповых тренингах, семинарах. В зависимости от запроса клиента (или темы тренинга) психолог дает специальные упражнения и задания из сферы изотерапии. Когда все задания выполнены, переходят ко второму важному этапу – анализу и осмыслению того материала и информации, которую удалось вытащить во свет сознания. На этом этапе у клиентов часто происходят свои личные озарения (инсайты) – моменты ясности и понимания своей проблемы. Клиент с помощью психолога начинает видеть и понимать пути решения своих проблем, а иногда проблема решается прямо на занятии в процессе создания рисунков.


После занятий по изотерапии клиенты могут сохранять свои рисунки или делать с ними то, что подсказывает им интуиция. Даже один тренинг или консультация по изотерапии способны дать новый положительный опыт и открыть человеку что-то, о чем он не догадывался или не знал. А комплексный подход (серия тренингов или консультаций) способны вывести Вас на новый уровень, решить многие, даже застаревшие проблемы.

Цветотерапия


Цветотерапия - это область науки и практики о воздействии цвета на физиологическое и психологическое состояние человека. С незапамятных времен человечеству известна невероятная сила влияния цвета. А с появлением экспериментальной науки ученым удалось доказать, что цвета оказывают на человека физиологическое воздействие , и это объективный факт. Само же отношение человека к цветам является субъективным, и может зависеть от настроения, психоэмоционального состояния и жизненного этапа.

На чем основана цветотерапия?

Цветотерапия основывается на том, что природа и тело человека имеет 7 цветов, которые находятся балансе друг с другом. Если же этот баланс начинает искажаться и разрушаться, то наш организм может заболеть. Что означает болезнь с точки зрения арт-терапии и цветотерапии? Прежде всего, - это возникновение дисгармонии, нарушения порядка в организме. В болезни может объединиться целый ряд симптомов, которые при затяжном процессе переходят на хроническую стадию - стадию заболевания.

В свою очередь упорядоченность и гармоничность внутреннего состояния человека представляет собой здоровье.


Как влияет цветотерапия на здоровье?

Чтобы человек мог находиться в состоянии здоровья, его душа, ум и тело должны находится в гармонии, взаимодействовать согласованно. Если же здоровье человека ухудшается, появляются заболевания, то прежде всего нужно разбудить и активизировать скрытые резервы организма, дать человеку к ним доступ и научить его чувствовать и доверять себе. Арт-терапевт с помощью специальных методик арт- и цветотерапии пробуждает в организме клиента его скрытые ресурсы, способные восстановить здоровье и излечить заболевания.

Цветотерапия, оказывая прямое влияние на наши чувства и внутренний мир , дает потрясающие возможности для активизации скрытых способностей, талантов и потенциала человека.

Цветотерапия и арт-терапия

В сфере арт-терапии и психологии цветотерапию применяют чаще всего через рисунок определенными цветами и медитацию на цвет под релаксирующее музыкальное сопровождение.

Любой человек интуитивно занимается цветотерапией, даже не осознавая этого факта. Выбирая те или иные цвета в одежде, аксессуарах, еде и пр., человек добирает той энергии, которой ему сейчас не хватает, из выбираемых им цветов. Тем не менее, у всех у нас есть свои предпочтения одних цветов и игнорирование или исключение других. По каким причинам одному человеку нравится тот или иной цвет нам не дано понять, но совершенно точно мы знаем, что выбор цветов происходит бессознательно, интуитивно, и потому является наиболее правдивым и внушающим доверие при диагностике и коррекции состояния.

Поскольку цвет - это важнейший фактор, который в значительной степени определяет состояние психологического и физиологического здоровья человека. В каждом цвете мы можем найти целое море оттенков и тонов, погружаясь в которые мы наполняемся их энергией, силой и глубинным содержанием. И только при таком наполненном ощущении цвета, когда мы впитываем и вкушаем его, когда наслаждаемся его восприятием, мы можем понять, что значит для нас этот цвет, и максимально ощутить его влияние на нас.


Цветотерапия - это наиболее естественный и мягкий путь восстановления сил, энергии и здоровья. Это приятный и увлекательный метод, который быстро способен повысить настроение, уровень энергичности и бодрости человека. Однажды Попробовав цветотерапию в действии, ощутив результативность ее воздействия, Вы захотите испытывать ее ресурсы и возможности снова и снова.



Публикации по теме