Как добиться, чтобы ребенок без понуканий помогал по дому. Непослушный ребенок: как добиться послушания без крика, ремня и успокоительных

  • А вам точно нужен послушный ребенок?
  • Правило первое: делай, как я!
  • Правило второе: будьте последовательны
  • Правило третье: продвигайтесь шаг за шагом
  • Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»

Кто из вас не мечтал о послушном ребенке, который с готовностью выполняет все ваши просьбы, помнит о режиме дня, ест все (ну, или почти все) и с готовностью откладывает в сторону планшет с игрушкой и выключает телевизор с мультфильмами? Все, все мечтали! На деле мы часто оказываемся один на один с вопящим созданием, в котором с трудом можно опознать маленького человека, визжащим и бурно протестующим против любых разумных предложений.

Отмотаем пленку чуть-чуть назад и подумаем, что необходимо предпринять, чтобы не дойти до жизни такой!

А вам точно нужен послушный ребенок?

Идеально послушный ребенок на деле имеет довольно неприглядную оборотную сторону. Бессловесны и безропотны обычно жертвы физического и психологического насилия, дети, растущие в нездоровой травмирующей обстановке. Иногда родителям кажется, что ничего подобного в их семье не происходит (да мы его в жизни пальцем не тронули!..), однако малыш - жертва искусной манипуляции, запугивания и психологического шантажа, которые мама и папа принимают за нормальный воспитательный процесс.

Чем это чревато? Прежде всего, тем, что ребенок не умеет отстаивать - да что отстаивать! - даже сформулировать собственные интересы, полностью делегируя свои права маме.

По подсказке мамы такой малыш «выбирает» друзей, игры, в которые будет с ними играть, хобби, направления обучения… вуз и невесту/жениха. Собственной жизни у такого ребенка нет и не предвидится.

Может ли быть что-то хуже? Может! Ребенок с атрофированной волей, попав в дурную компанию, по привычке следует указаниям внешнего авторитета: алкоголь, наркотики, криминальные деяния… от чего еще он не сможет отказаться?

Неужели не бывает просто хороших семей, где дети просто с радостью выполняют просьбы родителей? Конечно, бывают! Это семьи, где мамы и папы просто следуют четырем несложным правилам.

Правило первое: делай, как я!

Вы никогда не добьетесь чистоты в детской, если неряшливы сами. Если вы не готовы оторваться от любимого сериала по просьбе ребенка - не ждите, что он пренебрежет новым мультфильмом. Если он не видит вас с книгой ежедневно - он не станет заядлым читателем, какими бы новинками детской литературы вы его не соблазняли. Если вы ведете беспорядочный образ жизни, засиживаетесь за компьютером за полночь, можете в выходные проваляться в постели до обеда… Словом, продолжать можно до бесконечности. Говорить ребенку вы можете что угодно, а воспитываем мы его все равно своими поступками.

Допустим, вы довольно неряшливы, но мечтаете вырастить аккуратиста. Что делать? Либо начните с самовоспитания, либо смиритесь, что ребенок будет жить в окружении творческого беспорядка.

Правило второе: будьте последовательны

Чем младше ребенок, тем труднее он примиряется с нововведениями. Ему трудно понять, почему вчера можно было засидеться с вами до 11 вечера, а сегодня нужно ложиться спать в восемь. Почему вчера играли перед сном, а сегодня нет. Почему сегодня можно конфету перед котлетой, но «только сегодня, только один раз»… Понимаем, вам самим может быть скучно жить в таком предсказуемом мире, но ребенок в этой жизни - это путешественник-новичок в джунглях Амазонки! Слишком много нового, слишком ярко, громко, внезапно, порой - опасно… Ему нужно безопасное место для отдыха и усвоения полученной информации. Вы - это место!

Помните, стабильность - признак педагогического мастерства!

Правило третье: продвигайтесь шаг за шагом

Наверное, самая частая ошибка, которую допускает большинство родителей: слишком много указаний! Ребенку трудно запомнить цепочку последовательных действий от «сними шапку» до «садись обедать». Не удивляйтесь, что он не помыл руки, не снял ботинки или не переодел теплые штаны.

Если хотите, чтобы ребенок вас слушал, убедитесь, что он вас услышал. Присядьте до его уровня, посмотрите в глаза. Сформулируйте просьбу коротко, используя простые слова.

Как вам ни хотелось обратиться к ребенку в изысканной манере «дорогое дитя, не будешь ли ты столь любезно…», помните - это не самый короткий путь к результату! Убедитесь, что ребенок вас понял - попросите пересказать просьбу. «Что мы сначала снимаем? Правильно, шапочку, а потом курточку!» Обязательно похвалите и поблагодарите его за то, что он выполнил вашу просьбу!

Правило четвертое: «спокойствие, только спокойствие»

Все сразу не получится, разумеется, иногда вы будете натурально впадать в отчаяние из-за непослушания и капризов ребенка. Чем чаще и эмоциональнее вы будете это демонстрировать, тем меньше у вас шансов достичь взаимопонимания!

Дети не слышат крики! То есть, крики они, разумеется, слышат, но вот смысл воспринимают гораздо хуже, чем когда вы произносите просьбу обычным тоном. Помните - крик это крайняя мера, это ваша аварийная катапульта. Кричать можно только «Стой!!!», если ребенок предпринимает что-то опасное для жизни.

Вопль «снимай куртку немедленно!» - контрпродуктивен. До пяти лет ребенок его просто не поймет, а после пяти - привыкнет и научится игнорировать.

Лидеры не кричат - лидеры всегда говорят уверенно, но не повышая голоса. В такой ситуации мы непроизвольно пытаемся понизить градус шума, умолкнуть, чтобы расслышать собеседника. Рядом со спокойным лидером команда тоже успокаивается, действует точно и собранно даже в критических ситуациях. Так вот - с детьми это тоже работает! Вы - лидер вашей семейной команды! Не голосите как раненый слон!

Спокойствие, терпение, внимание и уважение к интересам детей - вот путь к педагогическому успеху!

Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок перестает их слушаться. И при этом родителям очень трудно понять истинную причину такого поведения. Тем более они не представляют, как можно повлиять или исправить такую ситуацию. Рассмотрим банальный пример из жизни. Ребенок, вдоволь наигравшись с собственными игрушками, ни в какую не желает убрать их за собой после игры. Типичной и ожидаемой реакцией со стороны родителей в этом случае станет такая, при которой они обязательно выскажут ребенку свое возмущение, негодование или вовсе проявят раздражение. Однако таким образом научить ребенка слушаться не возможно.

Лучше поискать иные методы и подходы к нему. Попробуйте предложить ребенку помощь со своей стороны в том, что вы вместе уберетесь в комнате и сложите все игрушки на место. Ребенок обязательно запомнит такое предложение о помощи и оценит подобное поведение родителей. Когда же в следующий раз снова возникнет аналогичная ситуация, то уже ребенок будет проявлять инициативу в том, чтобы помогать вам. Не нужно воспринимать ребенка как абсолютного недотепу. Он является хоть и маленькой, но все же самостоятельной личностью. И ему вполне свойственно также, как и родителям, испытывать раздражение. Особенно вероятной такая реакция будет в случае, если родители станут принуждать его к чему-либо через силу. По этой причине родительская задача будет заключаться в том, чтобы собственные требования преподносить детскому вниманию с максимальной мягкостью.


Чтобы научить ребенка слушаться, следует принять во внимание такие рекомендации. Старайтесь не давать полную волю собственным отрицательным эмоциям. Если какое-то конкретное поведение вашего ребенка станет вас раздражать, то не давайте волю своему раздражению. Это не обеспечит беспрекословное послушание со стороны вашего ребенка. Ведь упрекать и кричать на маленького человека проще всего. А вот попытаться разобраться в истинной причине того, почему ребенок ведет себя именно так, на самом деле могут далеко не все из родителей. Для того, чтобы ребенок слушался вас, важно не создавать ограничений его свободе. Не стремитесь установить для ребенка жесткие границы или рамки. Тем более не ущемляйте его физическую активность. Если ребенку хочется, пусть он бегает и прыгает вдоволь. Так у него будет создаваться запас положительных эмоций. Как можно чаще устраивайте совместные игры. Ведь в результате такого времяпрепровождения вы станете понимать своего ребенка лучше. Чем большее время вы проведете в совместном общении, за шутками и веселыми развлечениями, тем более высоким в глазах ребенка будет ваш авторитет. Именно через игры можно ненавязчиво уяснить с ребенком беспокоящие вас аспекты, касающиеся поведения. Родители изначально должны обладать большим запасом терпения.

Добиться от ребенка послушания, дело не из легких. Нужно также дать ребенку время, чтобы он искренне поверил в ваше расположение. Отвести ребенка от постоянных проказ и привить ему большую усидчивость можно путем развития его способностей. Способностями обладает любой ребенок, нужно только своевременно уметь их распознать. Сам же ребенок часто демонстрирует на практике склонность к чему-либо. Родителям остается лишь во всем поддерживать детские начинания. Как ни странно, но послушными чаще всего являются те из детей, родители которых не скупятся на похвалу. Задумайтесь, а часто ли вы одариваете своего ребенка похвалой. Многим родителям не составляет труда по любому поводу высказать ребенку недовольство, но вот за факты послушания и хорошего поведения они хвалят редко, а то и вовсе забывают сделать это.

Однако именно таким образом создаются препятствия для развития у ребенка такого из необходимых качеств, как здоровая самоуверенность. Только, когда примерное поведение ребенка не будет оставаться без внимания, а станет поощряться, то он сам будет стремиться к тому, чтобы родители его похвалили. Чтобы ребенок вас слушался, измените тон, в котором вы общаетесь с ним, но для начала попробуйте прислушаться к себе. Если вы только и занимаетесь тем, что мучаете своего ребенка постоянными нравоучениями, не упускаете возможности высказать ему раздражение или говорите с ним на повышенных интонациях, то это не может привести к послушанию. К ребенку обращайтесь исключительно со спокойствием в голосе.

Даже в самые пиковые моменты, когда ребенок не хочет слушаться, спокойный тон окажется более эффективным, нежели упреки. Ребенок с большей вероятностью откажется от агрессивности в поведении, если он проникнется вашим добрым и спокойным тоном. Таким образом он и сам начнет успокаиваться. Чтобы ребенок был послушным, психологи рекомендуют уделять ему большее внимание. С психологической точки зрения непослушное поведение часто является свидетельством недостатка родительского внимания, которое очень остро переживается ребенком. Поэтому родители не должны обделять ребенка своим участием в его делах. Побольше спрашивайте ребенка о том, что ему нравится из увлечений или интересов. Пусть он делится с вами собственным мнением по разным вопросам. Вы также можете спрашивать у него время от времени совет. Так необходимость добиваться от ребенка послушания исчезнет сама собой, а ребенок начнет радовать вас своим хорошим и примерным поведением.

Многие родители жалуются, что дети проявляют полное равнодушие к домашним обязанностям, делают все «из-под палки». Однако винить следует не ленивых и безразличных ребятишек, а самих себя. Если бы отец и мать правильно мотивировали ребенка, постепенно и тактично приучали его к посильной работе по дому, результат был бы совершенно иным. Как же следует вести себя взрослым?

У абсолютного большинства детей в возрасте 3 лет появляется привычка подражать родителям. Заметив, что отец или мать чем-то заняты, кроха пытается делать то же самое. Вот эту инициативу следует не пресекать, из опасения, что малыш что-то разобьет, испортит, а всячески поддерживать и поощрять - разумеется, в разумных пределах, не доводя до вседозволенности. Даже если у ребенка что-то не получается, ни в коем случае не нужно его бранить, высмеивать, называть растяпой или неумехой. Так вы только испортите все дело. Лучше поначалу давать ему самые простые поручения по силам, хвалить за усердие (но не захваливать) и деликатно указывать на ошибки (но не слишком часто), подсказывая, как нужно делать правильно. Таким образом, вы постепенно приучите малыша к тому, что у него есть какие-то обязанности и их нужно исполнять. И когда ребенок достигнет более сознательного возраста (около 5 лет), эта привычка закрепится.

Действуйте по правилу: «от простого к сложному»

Все дети разные, у кого-то все будет получаться быстро, а кто-то провозится гораздо дольше. К этому нужно относиться с пониманием. Если вы видите, что какое-то поручение оказалось для ребенка слишком сложным, упростите задачу. И только когда он научится быстро и легко выполнять ее, попробуйте дать ему более сложную работу. Очень важно, чтобы малыш видел и понимал: «я могу, у меня получается!» Не забывайте время от времени хвалить ребенка, говорить, что его помощь по дому важна для родителей.

Если же ребенок упорно не проявляет инициативы, желания выполнять какие-то домашние обязанности, подумайте, как его можно заинтересовать, увлечь. Отличный способ - перевести домашнюю работу в форму игры, развлечения. Например, можно устроить соревнование: «кто быстрее наведет порядок» (варианты: «вымоет посуду», «уберет игрушки» и т.д.). Старайтесь избегать упреков, угроз: «не сделаешь то-то - не возьмем на прогулку». А главное, будьте сами примером для ребенка во всем!

Все чаще словосочетание “послушный ребенок” употребляется с негативной окраской. Послушный – значит слабовольный, ведомый, безынициативный, с низкой самооценкой. Какой же родитель хочет такого для своего ребенка? В современной жизни человеку нужны совсем другие качества. Но в попытках воспитать свободную личность родители часто сталкиваются с неуправляемостью ребенком, когда он любые просьбы и требования родителей воспринимает в штыки. Ребенок, который не признает авторитета самых близких людей, точно так же, как и запуганный дисциплиной, может попасть в неприятные ситуации, потерять себя и быть ведомым.

Родители вправе требовать от ребенка послушания, потому что они ответственны за него, за его жизнь и безопасность. Ребенок нуждается в базовом доверии к своим родителям, в их одобрении и направлении. Если ребенок нас слушает, значит, у родителей есть возможность позаботиться о его гармоничном развитии. Конечно, есть родители, которые злоупотребляют своей властью над ребенком и хотят заменить его волю своей, а есть те, для которых послушный ребенок – это ребенок, который не мешает им жить. Эти крайности, к сожалению, тоже распространенные, наверное, поэтому послушные дети сейчас не популярны.

Однако на практике успешное воспитание очень зависит от того, смогут ли родители правильно выстроить границы дозволенного и наладить дисциплину в семье.

  1. Приучайте ребенка сразу выполнять ваши просьбы: помыть руки, подойти к вам, если вы зовете, давать руку, когда переходите дорогу и т.д. Говорите спокойно, четко и серьезно. Малыши часто хотят действовать самостоятельно, поэтому лучше мягко, но твердо настоять на своем. Например, трехлетний ребенок не реагирует на мамину просьбу дать руку, чтобы перейти через проезжую часть дороги и всячески этому сопротивляется. Сначала вы спокойно берете его за руку и переходите, а потом объясняете, почему дорога – это опасно и надо идти рядом с мамой. Постепенно ребенок привыкнет, что это норма и правило.
  2. Никто не любит, когда им командуют. Дети в том числе. Поэтому очень важно не говорить в приказном тоне, не срываться на крик, даже, если ваше терпение на исходе. Для ребенка это будет сигналом, что вы теряете контроль над ситуацией.
  3. Устанавливайте правила. Если вы знаете, что ребенок очень любит смотреть мультфильмы, но не очень – делать уроки, то стоит установить правила и договориться о них заранее. Ты можешь посмотреть телевизор 20 минут после школы, а потом садишься за уроки. Сразу оговорите, что будет, если ребенок нарушит договор. Будьте последовательны в своих действиях и постоянны в своих требованиях. Если сегодня нельзя, а через день можно – ребенок потеряет доверие к вашим словам.
  4. Учитывайте возраст ребенка. Не нужно ждать, что двухлетний ребенок будет осознавать, как опасно прыгать с качелей, поэтому не стоит расписывать ему ужасные последствия его поступка. Достаточно сказать “нельзя” и увести от потенциально опасной ситуации. То же самое и с выбором. Для малыша нормально выбирать между двумя вещами, например, одеть желтый или зеленый свитер. При этом мама предлагает два варианта, оба из которых ее устраивают. А вот давать возможность выбрать игрушку в магазине, где глаза разбегаются, – не очень хороший вариант.
  5. У ребенка должны быть не только права, но и обязанности в семье. Не стоит делать все за ребенка, даже если вам так проще и быстрее. Обязанность что-то делать по домашнему хозяйству – это не только помощь родителям, но еще и ваша вера в то, что ребенок справится, и подтверждение вашего доверия. Это первые шаги ребенка на пути к самостоятельности и ответственности.
  6. Бывает так, что дети пытаются добиться своего истерикой. Если вы уверены, что такое поведение не вызвано усталостью, болезнью или голодом, то лучшая реакция – не поддаваться на провокации. Но помните, что истерика – это эмоции, с которыми ребенок не может справиться. Будьте рядом, попытайтесь обнять и утешить, поговорите о том, что произошло. Ребенок поймет, что не все можно то, что хочется, но это не так уж и страшно.
  7. Помните, что дети берут пример с родителей. Невозможно требовать от них того, чего вы сами не придерживаетесь или не применяете в своей жизни.
  8. Если хотите, чтобы ребенок уважал ваше мнение, уважайте и вы его. Находите время, чтобы выслушать своего ребенка и поговорить с ним. Не критикуйте и не оценивайте, если вас не просят. Для того чтобы ребенок прислушивался к вашим словам и просьбам, он должен быть уверен, что вы понимаете его и желаете ему только добра.
  9. Никогда не ругайте личность ребенка. Вам может не нравиться его поступок, о чем вы и должны ему сказать и озвучить последствия его поведения. Но ребенок должен знать, что у него есть шанс исправиться, потому что вы его любите и верите в него. Если же говорить ему, что он неряха, лентяй и безответственный, у него появится желание “оправдать ваше доверие”.
  10. Нельзя ждать от ребенка послушания всегда и везде. Будьте разумны в своих требованиях к дисциплине, очень часто от вас потребуются гибкость и умение идти на компромиссы.

Один из них – прямой приказ ребенку . Однако важно предостеречь мам и пап от применения такого способа. Дело в том, что мы, конечно, быстро получаем желаемое от ребенка. Маша тут же садится и ест кашу, Саша убирает игрушки. Но что мы воспитываем в ребенке при этом? Воспитываем ли самостоятельность? Воспитываем ли ответственность? Увы, нет. Такой способ родителей добиться от ребенка послушания приводит лишь к тому, что инициативность его падает, он сам уже никогда не захочет делать то, что ему сейчас навязывают, будет делать все “из-под палки”. К тому же отношения между ребенком и родителями нарушаются. Дети, безусловно, любят родителей, но при таких обстоятельствах им просто приходится рассматривать маму и папу как нарушителей их личной свободы.

Другой – также очень “действенный” – метод ремня. Ремнем, к сожалению, воспитывают детей и в сегодняшний, XXI век. Уже давно доказано наукой, что насилием в ребенке можно воспитать только неуверенность в себе, безынициативность, замкнутость, недоверие к окружающим. Чего добьется в жизни такой человек, как Вы думаете? Да, ребенок действительно не будет больше так поступать. Однако он не будет так поступать не потому, что “нельзя”, а потому что будет бояться Вас. Вообще, телесные наказания требуют от родителей гораздо меньше ума и способностей, чем другие воспитательные меры.

Метод подарков – часто используется родителями. Спорный, конечно, метод. В нем есть и положительные и отрицательные стороны. Пример, Миша не хочет делать уроки (лень ему). Тогда взволнованные родители ему ставят такие условия: “Миша, если ты сделаешь уроки, то мы тебе купим ролики”. Миша, естественно, садится, кропотливо делает уроки, идет в школу и получает пятерку, Хорошо? Да, замечательно. И родители вроде не заставляли Мишу делать уроки, и Миша научился чему-то, и пятерку получил. Но, как Вы думаете, возьмет ли Миша в следующий раз в руки учебник самостоятельно? Увы, нет. Он будет ждать следующего подарка от родителей. Ведь они ему обязаны за это подарить… И мама, и папа сами отстроили себе тупик. К сожалению, и этот метод не годится для воспитания полноценной Личности.

Еще способ – оставить все как есть . “Ну, не хочет дитятко делать это, пусть отдохнет, сделаю сама, мне не трудно” – говорит себе “добрая” мамочка (этому часто подвержены именно мамы, папы реже). Сыну (или дочери) в итоге становится все меньше охоты заниматься сначала трудными делами, потом делами полегче, а в итоге становится неохота даже встать и одеть тапочки. Так о чем мы говорим? О воспитании. Где тут воспитание?

Подавляя, наказывая ребенка, или, наоборот, потакая ему тем или иным образом, мы, взрослые, не отдаем себе отчета, что же именно воспитывается в эту минуту в ребенке? Как мы влияем на сына или дочь? Если смотреть на воспитание ребенка в перспективе на будущее, то вот такие способы достижения послушания мы изберем:

Самое главное установить теплые и доверительные отношения с ребенком , тогда он будет рад Вас слушаться, если конечно требования не идут в разрез с другими потребностями и мотивами чада. Просто уважайте ребенка, будьте искренними в общении, стремитесь к пониманию его.

Уделять внимание ребенку, когда он этого требует. Очень часто дети не слушаются взрослых лишь из стремления быть в центре их внимания. Таким образом они удовлетворяют свою потребность во внимании и заботе.

Воспитывать ответственность. Да! Именно эта черта делает ребенка взрослым, а взрослого – полноценной Личностью. Если ребенок знает, что и когда ему нужно сделать, то он сам, без приказов, криков, напоминаний родителей сделает необходимое. Конечно, послушание и ответственность – это не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять. Ведь ребенок не должен постоянно выполнять волю взрослого, у него должна быть своя “воля”, естественно, направленная в нужное русло. С чего начинать воспитание ответственности? Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Далее, когда деятельность уже усвоена, ребенок нуждается в напоминании и в контроле. Впоследствии он будет не только сам выполнять всю работу, но и не будет нуждаться в напоминании.

В каких условиях воспитывается ответственность? В условиях самоуважения. Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей. Поэтому не скупитесь на похвалу.

Есть еще один экстренный метод, применяйте его тогда, когда уже ничто другое не помогает. . Важно отметить, что санкции – это не наказание. Наказание – это что-то “плохое” для ребенка. Например, угол, шлепок, упрек. А санкции – это просто лишнее лишение ребенка какого-то права, лишение “хорошего”. Например, лишение права взаимодействия с детьми, пользоваться игрушкой, телевизором и т.д. Однако необходимо помнить, что санкции должны быть соразмерными, нельзя, например, лишать еды, сна, движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Существует несколько способов, которыми родители добиваются послушания от ребенка.

Один из них – прямой приказ ребенку. Однако важно предостеречь мам и пап от применения такого способа. Дело в том, что мы, конечно, быстро получаем желаемое от ребенка. Маша тут же садится и ест кашу, Саша убирает игрушки. Но что мы воспитываем в ребенке при этом? Воспитываем ли самостоятельность? Воспитываем ли ответственность? Увы, нет. Такой способ родителей добиться от ребенка послушания приводит лишь к тому, что инициативность его падает, он сам уже никогда не захочет делать то, что ему сейчас навязывают, будет делать все “из-под палки”. К тому же отношения между ребенком и родителями нарушаются. Дети, безусловно, любят родителей, но при таких обстоятельствах им просто приходится рассматривать маму и папу как нарушителей их личной свободы.

Другой – также очень “действенный” – метод ремня. Ремнем, к сожалению, воспитывают детей и в сегодняшний, XXI век. Уже давно доказано наукой, что насилием в ребенке можно воспитать только неуверенность в себе, безынициативность, замкнутость, недоверие к окружающим. Чего добьется в жизни такой человек, как Вы думаете? Да, ребенок действительно не будет больше так поступать. Однако он не будет так поступать не потому, что “нельзя”, а потому что будет бояться Вас. Вообще, телесные наказания требуют от родителей гораздо меньше ума и способностей, чем другие воспитательные меры.

Метод подарков – часто используется родителями. Спорный, конечно, метод. В нем есть и положительные и отрицательные стороны. Пример, Миша не хочет делать уроки (лень ему). Тогда взволнованные родители ему ставят такие условия: “Миша, если ты сделаешь уроки, то мы тебе купим ролики”. Миша, естественно, садится, кропотливо делает уроки, идет в школу и получает пятерку, Хорошо? Да, замечательно. И родители вроде не заставляли Мишу делать уроки, и Миша научился чему-то, и пятерку получил. Но, как Вы думаете, возьмет ли Миша в следующий раз в руки учебник самостоятельно? Увы, нет. Он будет ждать следующего подарка от родителей. Ведь они ему обязаны за это подарить… И мама, и папа сами отстроили себе тупик. К сожалению, и этот метод не годится для воспитания полноценной Личности.

Еще способ – оставить все как есть. “Ну, не хочет дитятко делать это, пусть отдохнет, сделаю сама, мне не трудно” – говорит себе “добрая” мамочка (этому часто подвержены именно мамы, папы реже). Сыну (или дочери) в итоге становится все меньше охоты заниматься сначала трудными делами, потом делами полегче, а в итоге становится неохота даже встать и одеть тапочки. Так о чем мы говорим? О воспитании. Где тут воспитание?

Подавляя, наказывая ребенка, или, наоборот, потакая ему тем или иным образом, мы, взрослые, не отдаем себе отчета, что же именно воспитывается в эту минуту в ребенке? Как мы влияем на сына или дочь? Если смотреть на воспитание ребенка в перспективе на будущее, то вот такие способы достижения послушания мы изберем:

Самое главное – установить теплые и доверительные отношения с ребенком , тогда он будет рад Вас слушаться, если конечно требования не идут в разрез с другими потребностями и мотивами чада. Просто уважайте ребенка, будьте искренними в общении, стремитесь к пониманию его.

Уделять внимание ребенку, когда он этого требует. Очень часто дети не слушаются взрослых лишь из стремления быть в центре их внимания. Таким образом они удовлетворяют свою потребность во внимании и заботе.

Воспитывать ответственность. Да! Именно эта черта делает ребенка взрослым, а взрослого – полноценной Личностью. Если ребенок знает, что и когда ему нужно сделать, то он сам, без приказов, криков, напоминаний родителей сделает необходимое. Конечно, послушание и ответственность – это не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. Быть ответственным – значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять. Ведь ребенок не должен постоянно выполнять волю взрослого, у него должна быть своя “воля”, естественно, направленная в нужное русло. С чего начинать воспитание ответственности? Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Далее, когда деятельность уже усвоена, ребенок нуждается в напоминании и в контроле. Впоследствии он будет не только сам выполнять всю работу, но и не будет нуждаться в напоминании.

В каких условиях воспитывается ответственность? В условиях самоуважения. Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей. Поэтому не скупитесь на похвалу.

Есть еще один экстренный метод, применяйте его тогда, когда уже ничто другое не помогает. Педагогическое воздействие на ребенка – санкции . Важно отметить, что санкции – это не наказание. Наказание – это что-то “плохое” для ребенка. Например, угол, шлепок, упрек. А санкции – это просто лишнее лишение ребенка какого-то права, лишение “хорошего”. Например, лишение права взаимодействия с детьми, пользоваться игрушкой, телевизором и т.д. Однако необходимо помнить, что санкции должны быть соразмерными, нельзя, например, лишать еды, сна, движения.




Публикации по теме