Как красить шелк натуральными красителями. Как покрасить шелк в домашних условиях

Существует предание, будто однажды молодая девушка Лей-Цзу, будучи женой третьего китайского императора Хуан-Ди, решила попить чай в роскошном императорском саду под одним из тутовых деревьев. На дереве висели коконы гусениц тутового шелкопряда, которые Лей-Цзу приняла за диковинные плоды.
Сорвав из любопытства такой «плод», она случайно уронила его в горячий чай. И каково же было ее изумление, когда кокон начал превращаться в тончайшую нить! Не растерявшись, Лей-Цзу быстро собрала коконы и соткала первый в мире шелковый халат.
Так появился шелк, а спустя немного времени стала популярной и роспись по нему.

Подготовка материалов

Прежде чем приступить к росписи, определитесь с выбором техники и подготовьте все, что понадобится в работе. Сам шелк для усадки нужно выстирать в теплом (не выше 30°С) мыльном растворе и просушить. Затем прогладить утюгом, немного увлажнить и натянуть на рамку.

Из тканей можно использовать фуляр, шифон, эксельсиор, крепдешин, туаль или любой другой натуральный шелк. Тонкие шелка расписывать легче, обычно они более гладкие, быстрее высыхают и впитывают краски. По тем же причинам исправить на них какие-то ошибки практически невозможно.

Краски бывают двух типов: на водной и спиртовой основе. Спирт высыхает мгновенно - это вариант для тех, кто красит быстро, поэтому новичку лучше использовать краски, разводящиеся водой.
Чтобы надолго сохранить яркость красок, используйте дистиллированную воду, водопроводная со временем может испортить цвета.

Техники росписи по шелку. Горячий батик

Понадобятся:

  1. кисти для краски (акварельные вполне подойдут);
  2. чантинг или тонкие кисти из щетины - для воска;
  3. вода (2 емкости для чистки кистей и смачивания шелка);
  4. краски для батика;
  5. большая кисть для нанесения воды на шелк;
  6. палитра или белое блюдце;
  7. ватные шарики для удаления избытка влаги;
  8. небольшая электроплита, на которой будет греться воск;
  9. исчезающий маркер для ткани;
  10. воск или парафин.


Натяните шелк на рамку. Если вы отлично рисуете, то набросок будущего рисунка можно сделать сразу на материи. Если же нет, распечатайте любой понравившийся рисунок, обведите контур фломастером и положите его под шелк. Просвечивающийся сквозь тонкую ткань контур хорошо различим, останется только аккуратно скопировать его на ткань исчезающим маркером.

Теперь щетинистой кистью или чантингом нанесите тонкие линии парафина или воска поверх исчезающего маркера. После того как воск застыл, можно приступать к покраске. Быстро смочите ткань и нанесите самые светлые краски вашей картины. Затем сделайте еще один слой воска по старым линиям, захватывая новые участки ткани, и после его высыхания смочите шелк водой и нанесите более темные краски.

Повторив такую очередность несколько раз, вы получите множество оттенков. После просушки последнего слоя краски уложите шелк между старыми газетами и прогладьте утюгом, меняя верхний слой до тех пор, пока воск не перестанет пачкаться.

Холодный батик (техника «Гутта»)

Понадобятся:

  1. резерв - специальный резиновый клей, продается в небольшом флаконе с тонким носиком;
  2. кисти;
  3. краски;
  4. вода (2 емкости);
  5. исчезающий маркер.

Эта техника похожа на предыдущую, но гораздо легче в исполнении. После закрепления шелка на него маркером наносится рисунок. Затем контур обводится резервом, а после его высыхания шелк увлажняют, и можно приступать к покраске. Важно, чтобы рисунок был замкнутым, иначе краска растечется.

Акварельная техника

Натянутый шелк надо хорошо смочить водой и размашистыми штрихами быстро нарисовать какую-то картину. В акварельной технике нет никаких ограничителей для красок, поэтому они будут растекаться, смешиваться и образовывать новые цвета. Для этой техники хорошо подходят природные мотивы или причудливая абстракция.

Узелковая техника

Кусочек шелка, обычно это шарфик или платок, в произвольном порядке перевязывают нитками, создавая петельки и неровные выступы. Затем набирают краску в шприц и вливают ее в узелки, вкалывая туда иглу. Краски обычно берут контрастных цветов или нескольких оттенков одного цвета. После просушки нитки развязывают и закрепляют краски согласно инструкции.

Техника «Шибори»

Очень разнообразная по исполнению техника, немного похожа на «узелковую» и иногда выполняется только в одном цвете.

Первый способ. В шелк заворачивают небольшие предметы (например, камешки или большие пуговицы) затем каждый камешек туго перевязывают нитью или резинкой, шелк смачивают и опускают в краску. Если в узоре будет несколько цветов, то красят кистью. Как только заготовка высохнет, нитки можно снимать. Полотно будет закрашено, а места под нитками и складочками останутся белыми.

Второй способ. Влажную ткань складывают в выбранном порядке, например «гармошкой», зажимают между тонких досочек и вместе с ними туго связывают резинками. Красить можно как кистью, так и погружением в краску.

Третий способ. На уголок влажного шелка положите скалку или кусок трубы. Аккуратно по диагонали обмотайте шелк вокруг трубы, попутно равномерно укладывая складки ткани. Для лучшего прилегания туго перемотайте шелк ниткой по всей длине. Теперь сдвиньте оба края к центру (складки шелка должны крепко прилегать друг к другу), и начинайте красить. После просушивания и удаления ниток рисунок будет походить на водную рябь.

Четвертый способ. Спираль. В середину окрашиваемого шелка вертикально поставьте тонкую трубочку или карандаш. Теперь поворачивайте карандаш вокруг своей оси так, чтобы на него наворачивался шелк. Получившуюся «улитку» аккуратно перевяжите нитками, чтобы она не потеряла своей круглой формы. Теперь можно перейти к покраске. Визуально разбейте круг на части и красьте каждую, промачивая кистью, одним и тем же цветом с трех сторон (сверху, снизу и сбоку). После того как «улитка» высохнет, удалите нитки.

Солевая техника

На только что покрашенный участок любой из перечисленных техник насыпается немного соли. Соль притягивает к себе воду, а вместе с ней и краску, и на выбранном участке появляются ярко выраженные крапины и узоры. Точно так же работают и крупицы мочевины, но узоры от них немного отличаются, особенно если на крупинку капнуть воды или контрастной краски. После высыхания красок соль удаляют. Единственный минус такой техники - после нее практически невозможно закрасить ткань заново.

Закрепление красок

После любого из перечисленных способов окрашивания краски нужно закрепить согласно инструкции, обычно это утюжка или пропаривание. Постирать в теплой и в холодной воде, чтобы удалить излишки краски, а затем просушить и отгладить.

Как пропаривать?

Уложить ткань на старую газету (свежая оставит отпечатки), свернуть в рулон, а потом закрутить в нетугую «улитку» и связать нитками. В кастрюлю налить воды, около четверти, и поставить на огонь. «Улитку» привязать к палочке и повесить над водой в кастрюле. Внимательно проследите за тем, чтобы газета кроме палочки, на которой висит, ни к чему не прикасалась. Убавьте огонь, чтобы вода не бурлила, и накройте кастрюлю свернутым пледом или одеялом. Через 1-1.5 часа краски закрепятся.
Как видите, техник множество, и все они разнообразны. Несмотря на то, что роспись шелка насчитывает более трех тысяч лет, она по-прежнему остается популярной. Пробуйте, творите, и шелк откроется вам во всей красе!

Нужно определить, из какой ткани оно сшито. Если этой информации нет на бирке, пришитой изнутри, то выдерните поперек и вдоль шва небольшую нить. Подожгите ее, если нить горит ровно и быстро, а пламя яркое с неприятным запахом горелой бумаги, оставляющее после себя золу, то это платье из ткани растительного происхождения, то есть хлопка или льна, либо же вискозного шелка. Быстро горит и ацетатный шелк, но на конце нитки образовывается темный шарик. Шерсть и натуральный шелк горит плохо, при этом появляется запах горящих перьев.

Купить краситель для ткани можно в любом специализированном магазине. Порошок нужно высыпать из пакетика в емкость, растворить в том количестве воды, которое указано в инструкции. После этого подогреть, размешивая краску, добавив 3 столовых ложки соли, опустить туда платье и мешать длинным предметом. Можно это делать палкой. Кипеть платье в красителе должно не менее получаса на медленном огне. После этого огонь выключают, но платье вынимать можно только тогда, когда вода станет холодной. То есть оно там должно находиться еще несколько часов.

При правильной покраске раствор постепенно обесцвечивается. Полоскать платье сначала следует в холодной воде, затем в воде теплой до тех пор, пока вода не станет прозрачной. После полоскания платье стирают с добавлением небольшого количества порошка. Сушить платье после покраски следует, повесив на плечики. Использовать прищепки не стоит, так как могут появиться в местах зажима пятна.

При окраске светлой соли положите не больше 1 столовой ложки, раствор лучше не кипятить, а томить на медленном огне, чтобы температура не была выше 90 градусов. Искусственный шелк красить нужно более осторожно, раствор подогревать только до 30 градусов, а саму покраску проводить при 60 градусах. То есть температуру воды можно пробовать рукой. Но при этом соль вообще добавлять не нужно.

Обратите внимание

Не забудьте перед покраской платья удалить все вещи из карманов и желательно срезать пуговицы, так как они также могут окраситься.

Полезный совет

Шелковые нити распознаются с помощью ацетона - они в нем просто растворяются через некоторое время.

Источники:

  • где перекрасить платье

Шелк считается одним из самых изысканных материалов. Поэтому его высокая цена вполне оправдана. Однако вы можете самостоятельно сделать оригинальную вещь, покрасить ее или нанести красивую роспись. Это позволит вам не только существенно сэкономить, но и порадовать себя результатами собственного творчества.

Вам понадобится

  • - шелк;
  • - вода;
  • - мыло или специальный порошок;
  • - рама для закрепления ткани;
  • - краски для батика;
  • - утюг;
  • - соль;
  • - уксусная кислота;

Инструкция

Постирайте шелк перед покраской. Ткань обрабатывается специальной пропиткой, которая обеспечивает несминаемость и гладкость поверхности. Но для того чтобы краска ровно легла на материал, защитный слой необходимо смыть. Для стирки шелка вручную нужно взять примерно ведро воды и растворить в нем 250 г мыла. Если вы хотите выстирать ткань в стиральной машине, то имейте ввиду, что нужно использовать программу деликатной стирки и специальный порошок.

Если вы планируете красить не всю ткань, а наносить рисунок, то для получения более четких границ нужно прополоскать шелк в соленой воде. После этого положите материал на горизонтальную поверхность, чтобы не получилось подтеков, и дайте высохнуть естественным путем. Но имейте ввиду, что у этого способа есть один существенный минус - цвета краски не будут яркими. Поэтому такой рецепт подойдет лишь для изделий, которые будут выполнены в

Вряд ли найдется человек, который ни разу не пробовал перекрашивать свою одежду. С помощью промышленных и натуральных красителей легко обновить старые потертые джинсы или сделать более яркой и выразительной выгоревшую блузку. Процесс окрашивания не вызовет особых затруднений, если аккуратно соблюдать дозировку красителей и учитывать особенности состава материала.

Подготовка к покраске

Перед тем как приступить к работе, надо подготовить все необходимое, а именно:

  • вещи, предназначенные для окрашивания;
  • емкость и приспособления для переворачивания ткани;
  • красители и ополаскиватели.

Как правильно подготовить одежду к покраске

  1. В первую очередь следует хорошенько постирать одежду. Если на ткани остались застаревшие или других трудновыводимых веществ, от них следует непременно избавиться. Иначе ткань в этом месте прокрасится неровно, и останутся хорошо заметные разводы, что сильно испортит внешний вид изделия.
  2. Затем придется удалить фурнитуру - срезать пуговицы и украшения, выпороть металлические молнии, так как поверхность этих деталей может повредиться при окрашивании и в дальнейшем покрыться ржавчиной.
  3. Если решено покрасить новое или , необходимо удалить слой крахмала, которым производитель обычно пропитывает подобные ткани. Для этого готовят мыльный раствор, добавляют немного соды и в течение 25 минут кипятят одежду, после чего тщательно ополаскивают.
  4. При окрашивании шерстяной пряжи нужно следить, чтобы нити не переплетались между собой и не запутались. Для этого ее делят на небольшие части и собирают в рыхлые мотки, которые перевязывают в двух-трех местах бечевкой.

Выбор емкости и приспособлений для окрашивания

После того как одежда подготовлена к покраске, можно приступать к выбору емкости.

  1. Подойдет любая чистая посуда, будь то эмалированный таз или алюминиевая кастрюля. Главное, чтобы на внутренней поверхности металла не было следов накипи или нагара.
  2. На размер емкости следует обратить особое внимание. Кастрюля должна быть такого объема, чтобы окрашиваемая вещь располагалась в растворе свободно, не уминалась и не возвышалась над поверхностью воды.

Окрашивание в большой емкости

Для помешивания и переворачивания изделия во время работы понадобятся деревянные щипцы. Если такого приспособления в хозяйстве не оказалось, можно воспользоваться обычными деревянными палками, предварительно очистив поверхность от сучков и неровностей.

Воду для процедуры лучше взять мягкую, например, дождевую или талую. Если нет такой возможности, то обычную водопроводную воду можно смягчить с помощью пищевой соды, для чего 1 ст. л. порошка растворяют в 10 л воды.

Как самостоятельно покрасить изделие

Краска для текстиля выпускается в виде:

  • аэрозоля,
  • пасты,
  • порошка.

Краска для одежды

Она пригодна для использования при окрашивании ручным способом или в стиральной машине. Выбор красящего средства зависит от состава ткани и личных предпочтений хозяина одежды.

Перед началом работы надо точно определить состав изделия. Если этикетка стерлась или утеряна и достоверную информацию о составе узнать не представляется возможным, можно поджечь ниточку от изделия. Синтетические и натуральные волокна при горении выделяют разные «ароматы»:

  • синтетика пахнет химией;
  • натуральная шерсть или хлопок излучают запах горелого волоса.

Легче всего удается перекрасить вещь из натуральных материалов. Синтетика сложно поддается окраске и быстро теряет вновь приобретенный оттенок.

Общие правила использования универсальной краски для ткани одинаковы независимо от того, каким производителем выпущен продукт. Однако приступая к окраске, нелишним будет изучить инструкцию, прилагаемую к товару, чтобы точно знать дозировку и нюансы применения конкретного красителя.

Важно! Все работы с красящим веществом необходимо проводить в резиновых перчатках.

Если краситель не требует нагревания воды, то проводить работу лучше в ванной комнате, предварительно защитив легко пачкающиеся предметы непромокаемой пленкой. Затем проводят следующие мероприятия:

  • В емкость с теплой водой высыпают краску и тщательно размешивают. Количество воды и красящего вещества определяют заранее в зависимости от веса одежды и дозировки, указанной производителем на упаковке.
  • В раствор опускают изделие и выдерживают полчаса, периодически помешивая и следя, чтобы ткань не морщилась.
  • Как только изделие приобретет интенсивный черный цвет, его можно вынуть из раствора и прополоскать в прохладной воде, добавив 1 ст. л. уксуса.

Важно! Если необходимо покрасить несколько вещей, красить их надо по очереди.

Часто по инструкции требуется нагревание красящего раствора, тогда действовать надо следующим образом:

  • Емкость с растворенной в воде краской ставится на медленный огонь и нагревается до температуры 60 °С.

Важно! При окрашивании шерсти и шелка в раствор добавляют 50 мл 25% уксусной эссенции.

  • Приготовленную к окраске вещь на час погружают в горячий раствор, поддерживая постоянную температуру не более 60 °С и периодически помешивая.
  • По истечении положенного времени изделие стирают в машинке или ручным способом при температуре воды 40 °С и ополаскивают с добавлением уксуса.

В дальнейшем стирать и полоскать вещи, окрашенные в черный цвет, надо отдельно от остальной одежды, и при каждом ополаскивании добавлять уксус.


Окрашивание в стиральной машине

Для окрашивания одежды можно использовать стиральную машину. Современные красящие вещества имеют составы, совершенно безопасные для работы бытовой техники, а сам процесс протекает легче и быстрее, чем вручную.


Эффект очевиден
  • В емкость наливают 0,5 л горячей воды и высыпают одну упаковку красителя. Тщательно перемешивают, стараясь растворить все крупинки порошка и получить однородную смесь.
  • Вещи выворачивают наизнанку и загружают в стиральную машину. При окрашивании не используют стиральный порошок и кондиционер.
  • В машинку выливают красящее вещество. Можно пакетики с краской просто надорвать и положить поверх одежды.
  • При окрашивании шелка или других деликатных тканей необходимо добавить 150 мл 25% уксусной эссенции.
  • Устанавливают режим стирки, при котором температура воды не поднимается выше 60 °С и длительность цикла не более 30 минут, включая полоскание.
  • После окончания окрашивания проводят повторную стирку при температуре 40 °С, которая позволит краске хорошо закрепиться.

Изделия сушат, разложив на горизонтальной поверхности вдали от радиаторов и не допуская попадания прямых солнечных лучей.

Чтобы полностью очистить барабан машины от следов красящего вещества, надо провести один цикл в режиме «полоскание» с использованием хлорсодержащего отбеливателя.

Натуральные красители

Кроме анилиновых и акриловых красок, существуют натуральные красители, в роли которых выступают обычные продукты. Перекрасить изделие в черный цвет можно с помощью кофе, табака или краски для волос:

  • Кофе поможет восстановить интенсивный черный цвет утратившей первоначальный вид ткани. Для окрашивания надо приготовить столько растворимого или вареного кофе, чтобы жидкость смогла покрыть окрашиваемое изделие. Чем крепче напиток, тем ярче будет окрас ткани. Кофе доводят до кипения, снимают с огня, а приготовленную к окраске вещь погружают в кастрюлю на час. Чем больше ткань будет находиться в растворе, тем сильнее окрасятся волокна.
  • Вместо кофе можно взять табак. Для приготовления красящего раствора 15 г табака высыпают в 1 л воды и кипятят, после чего в емкость погружают изделие, предназначенное для покраски.

Для тех людей, которые нечасто занимаются покраской вещей из своего гардероба, полезные советы и хитрости, перечисленные ниже, могут оказаться весьма кстати.

  • Если окрашивать изделие приходится впервые, лучше потренироваться на старой ненужной вещи, которую в случае неудачи не жалко выбросить.
  • Чтобы точно определить нужное количество красителя, текстиль необходимо взвесить.
  • Если перекрашиваемую вещь предполагается перешивать, то ее заранее следует распороть на части.
  • Неравномерный окрас синтетической ткани можно исправить, погрузив изделие в горячий мыльный раствор.
  • Стирать окрашенные в черный цвет изделия необходимо отдельно от другой одежды. Дело в том, что они могут полинять и испортить все остальные вещи, находящиеся в барабане.

Окрашивание любимой одежды в черный цвет, проведенное в домашних условиях, не только вернет изделиям яркий насыщенный цвет, но и позволит сэкономить время и деньги. Главное, покупать краску у проверенных производителей, выполнять требования инструкции и прислушиваться к советам опытных хозяек.


Как красить ткани

Ткани и изделия перед крашением нужно обязательно очистить от пятен и выстирать.

Сначала нужно удалить слой крахмала с новых хлопчатобумажных и льняных материалов, имеющийся на них. Это достигается кипячением в мыльно-содовом растворе в течение 30 — 45 минут. После кипячения материал необходимо хорошо прополоскать в воде до полного удаления соды и мыла.

Застарелые пятна необходимо вывести специальными составами. Остатки пятноудаляющего состава должны быть обязательно удалены путем стирки и утюжки мест, подвергшихся чистке. Несоблюдение этого правила может привести к неровной окраске ткани.

Если все же остаются темные неудаленные пятна (например, от чернил), материал рекомендуется перекрашивать только в очень темный или лучше черный цвет, потому что обычно такие пятна не удается перекрыть при окрашивании в светлые тона.

С готовых вещей, подлежащих крашению, нужно предварительно спороть металлические пуговицы и украшения, чтобы избежать образования пятен от ржавчины.

Пряжу, чтобы она не запуталась, следует красить отдельными мотками, перевязанными в нескольких местах. Все мотки рекомендуется нанизать на кусок тонкой веревки. Это даст возможность легко переворачивать их во время крашения.

Подготовка посуды и воды для крашения

Посуда, в которой предполагают красить, должна быть совершенно чистой. Лучше всего красить в эмалированной посуде.

Оцинкованную или алюминиевую посуду следует перед крашением тщательно очистить от накипи.

Емкость посуды должна быть такой, чтобы в нее можно было свободно уложить материал, не уминая его, и чтобы он во все время крашения был покрыт красильным раствором. Этим можно легче добиться ровного окрашивания.

Кроме посуды нужно приготовить две деревянные палки, которыми придется переворачивать окрашиваемый материал. Палки должны быть гладкими, без сучков, чтобы не повредить материал, и достаточно прочными, чтобы ими можно было приподнять материал из красильной ванны.

Крашение лучше всего производить в мягкой дождевой или снеговой воде. Очень жесткую воду следует смягчить добавлением 1 ч. л. питьевой соды или 1 ст. л. нашатырного спирта на 12 л воды.

Как выбрать краситель для окрашивания ткани

Прежде чем выбрать краситель, нужно точно знать, из какого текстильного материала изготовлено изделие. Для этого выдерните по небольшой нитке вдоль и поперек ткани (основу и уток) и подожгите на спичке. Хлопок, лен и искусственный шелк горят хорошо и дают запах жженой бумаги. Шерсть горит плохо, на конце нитки образуется черный спекшийся шарик, который пахнет горелым (жженым) рогом. Натуральный шелк также горит плохо.

Универсальные или специальные красители, которые одинаково хорошо красят любые текстильные материалы, применяют к тканям, изготовленным из разных текстильных материалов, их называют смешанными (полушерстяные, полушелковые и т. п.).

Выбор красителя нужного цвета зависит прежде всего от того, какой материал предстоит красить: белый или цветной. При крашении белого материала получается тот цвет, какой указан на этикетке красителя. Если же окрашивается цветной материал, то цвет его может иногда резко отличаться от цвета, указанного на этикетке красителя.

Помните, что при окраске цветного материала всегда получается более темный цвет, чем до крашения.

Материал темного цвета рекомендуется окрашивать или в тот же, но более темный цвет (например, коричневый — в темно-коричневый, синий — в темно-синий и т. д.), или в черный, так как при перекраске темных тканей в другие цвета получаются некрасивые грязные оттенки.

Черный цвет покрывает все другие, но приобретает оттенок цвета того материала, который перекрашивают.

Если взять красителя больше или меньше нормы, то получится более светлая или более темная окраска.

При обновлении цвета ношеной выцветшей одежды следует брать меньшее количество красителя, чем при крашении белого материала (в зависимости от степени выцветания).

Технология окраски ткани

Очищенный от пятен и вымытый материал следует перед самым крашением замочить в теплой воде, хорошенько отжать, тщательно расправить и затем красить. Предварительное замачивание материала предохраняет при крашении от неровности окраски.

Материал и вещи из натурального и искусственного шелка и штапельного волокна, а также все тонкие ткани нельзя выкручивать при отжиме. Такие материи и вещи лучше сильно отжать между ладонями.

Предварительно замоченный в воде и отжатый материал погружают в раствор красителя и красят в зависимости от рода материала.

При закладке материал должен лежать свободно. Уминать его ни в коем случае не следует, так как от этого могут образоваться пятна и полосы.

Во время крашения материал нужно как можно чаще поворачивать. Для этого ткани или изделия поддевают одной палкой и поднимают над посудиной, а другой палкой слегка расправляют складки. Затем этой же палкой поддевают ткань или изделие за другой конец и опускают снова в посуду.

Мотки пряжи, нанизанные на веревку (концы которой при крашении должны лежать на краях посуды), вытаскивают, взяв в руки оба ее конца, затем палкой разравнивают отдельные мотки и снова кладут в посуду. При этом надо следить за тем, чтобы веревка не упала в посуду.

Расправлять складки при крашении ткани обязательно, иначе могут получиться пятна.

Крашение изделий из хлопка, льна и искусственного шелка

В приготовленный раствор красителя (краска многоцелевая для ткани) добавляют поваренную соль (1 ст. л. (30 г) на каждый пакет красителя) и хорошо размешивают до полного растворения соли. Затем в красильный раствор погружают материал, предварительно смоченный теплой водой, постепенно нагревают раствор до кипения и красят 20 минут при слабом кипении, все время поворачивая материал. Так обычно поступают при крашении белого материала или при перекрашивании цветного в темные цвета.

При крашении в светлые и средние тона поваренную соль (для большей ровности окраски) добавляют через полчаса после начала крашения. Для этого окрашиваемый материал приподнимают палкой, держат над красильной ванной, добавляют соль, размешивают, вновь опускают материал в красильную ванну и продолжают крашение при кипении еще 10 минут.

Хлопчатобумажные ткани с добавлением полиэстера выглядят после окрашивания светлее, так как полиэстер не окрашивается.

Материал и изделия из искусственного шелка красят таким же образом, но красильный раствор нагревают не до кипения, а до температуры 60 градусов (как терпит рука) и поваренной соли не добавляют. Затем прекращают нагревание и красят еще 20 минут в остывающем красильном растворе, все время поворачивая материал. После этого окрашенный материал вынимают палкой, дают жидкости стечь и хорошо прополаскивают в холодной воде.

Крашение шерсти и шерстяных изделий

В приготовленный раствор красителя добавляют (на каждый пакет красителя) 1 ст. л. уксусной эссенции или 1,5 стакана столового уксуса. Затем раствор красителя хорошо размешивают. После этого в красильную ванну погружают материал, предварительно смоченный теплой водой, постепенно нагревают красильный раствор до кипения, выключают и красят 10 минут, все время поворачивая материал.

Обычно при крашении белой шерсти почти весь краситель выбирается из красильного раствора (раствор становится слабо окрашенным). Если после положенного времени окрашивания краситель полностью не выбрался, а материал недостаточно окрашен, следует добавить еще половинное количество уксуса и красить еще 10 минут. Окрашенный материал охлаждают в растворе.

После этого материал вынимают палкой из красильной ванны, дают жидкости стечь и хорошо прополаскивают в холодной воде.

Как покрасить ткани из натурального шелка

В приготовленный раствор красителя добавляют на каждый пакетик красителя 1 ст. л. (30 г) поваренной соли и хорошо размешивают до полного растворения соли.

После этого погружают изделие, предварительно смоченное теплой водой, в красильный раствор, постепенно его нагревают до кипения и красят 15 минут при слабом кипении, все время поворачивая изделие. Затем прекращают нагревание и красят еще 10 минут в остывающем красильном растворе, непрерывно поворачивая.

После этого изделие вынимают, дают жидкости стечь и хорошо прополаскивают в холодной воде, а затем в слабом растворе уксусной эссенции (1 ст. л. уксусной эссенции или 250 мл уксуса на 5 л воды). При крашении шелковых материалов нужно помнить, что шелк требует вдвое большее количество красителей, чем другие материалы.

Как обрабатывать материал после крашения

Окрашенный материал следует хорошо прополоскать в холодной воде, меняя ее несколько раз до тех пор, пока она не будет оставаться чистой. После прополаскивания в холодной воде рекомендуется промыть окрашенное изделие еще в теплой воде.

Шелк натуральный следует после прополаскивания в чистой холодной воде прополоскать етце в холодной воде с добавлением на каждые 5 л воды 1 ст. л. уксусной эссенции или 1,5 стаканов уксуса.

Чем лучше прополоскать окрашенный материал после крашения, тем меньше он будет линять при последующих стирках и не будет пачкать белье.

Промытый материал надо отжать как можно лучше. Тонкие материи и вещи из искусственного и натурального шелка при этом нельзя выкручивать, а следует только сильно отжать ладонями и затем просушить в тени.

Шерстяные и шелковые вещи не следует вешать для просушки, от этого они растягиваются и теряют форму, а также могут образоваться затеки. Их закатывают в чистое полотенце или простыню и в таком виде несколько раз отжимают. Отжатую вещь раскладывают на столе или на кровати на белой подстилке и растягивают по форме и правильному размеру. В таком положении оставляют вещь сохнуть.

Хлопчатобумажные материалы и вещи следует гладить во влажном состоянии с лицевой стороны горячим утюгом. Шерстяные и шелковые материалы и изделия следует гладить в слегка влажном состоянии с изнанки умеренно горячим утюгом (для шерсти и натурального шелка не выше 150—160 градусов, для искусственного шелка — не выше 120—130 °С).

Как покрасить нитки для вышивания

Обычную анилиновую краску надо взять на кончик ножа, размешать в стакане теплой воды и вскипятить. Сухие нитки мулине опустить в раствор и окрашивать до желаемого оттенка.

Чтобы создать полную гамму от светлого до темного тона, нитки держат в растворе разное время — от нескольких минут до получаса.

Для закрепления цвета окрашенные нитки опускают в раствор соли (на 200 мл воды 1 ч. л. соли) и кипятят полчаса, а затем кладут на полчаса в холодный уксус.

Глицерин восстанавливает цвет после закрепления в уксусе, так как нитки меняют свой цвет — бледнеют. После уксуса нитки надо прополоскать и опустить на полчаса в раствор глицерина (5 — 6 капель на стакан воды).

Обесцвечивание окрашенных тканей. Ткани, окра шейные анилиновыми красками, можно обесцветить следующим раствором: гидросульфит — 4 части, 30%- ная уксусная кислота — 4 части (или муравьиная кислота — 85 частей).

Гидросульфит растворить в воде, нагретой до 50 °С. Кислоту прибавлять очень малыми порциями до тех пор, пока жидкость мугно-молочного цвета сразу не прояснится. Этот раствор при кипячении обесцвечивает ткань в течение 0,5—1 часа, после чего ткань тщательно прополаскивают.

Окрашивание и отбеливание нитей

Для крашения нити нарезают или сматывают в мотки в зависимости от того, какой длины концы нужны для работы. Реже красят готовые изделия. Следует учитывать, что нити при крашении дают усадку.

Отдельные фрагменты плетеного полотна можно подкрасить кисточкой, пользуясь анилиновым красителем, разведенным в небольшом количестве горячей воды (цвет предварительно проверяют на образце).

Перед крашением мотки свободно перевязывают в трех-четырех местах прочной светлой нитью (чтобы не полиняла). Затем их оставляют в воде на несколько часов (лучше в дождевой или снеговой). Красят в большом эмалированном тазу или баке. Чтобы нити окрасились равномерно, раствор красителя должен полностью покрывать мотки.

Раствор анилинового красителя готовят так: в стеклянную пол-литровую банку насыпают краситель и заливают его небольшим количеством горячей воды (1/3 банки), хорошо размешивают и добавляют еще столько же горячей воды (при работе с красителем обязательно надевают резиновые перчатки).

Если нужен насыщенный цвет, то на 500 г нитей берут полторы-две пачки красителя; если необходим светлый гон, то на это же количество нитей расходуют краски совсем немного на кончике ножа. Однако в пастельные тона можно выкрасить только белые или очень светлые нити. Чем темнее натуральный цвет, тем труднее придать нитям новый оттенок.

Если нити смешанные, то используют одновременно Два красителя одинакового цвета — для хлопчатобумажных и синтетических волокон.

Раствор красителя вливают через три слоя марли в бак с водой, нагретой до температуры 30 — 40 градусов (не более). Через мокрые мотки продевают прочную светлую веревку и опускают их одновременно в бак, оставив концы веревки на краю посуды. Мотки прогревают 5—10 минут, непрерывно помешивая, затем вынимают из бака за концы веревки и вливают в бак половину солевого раствора (2 ст. л. соли на 1 пакет красителя). Мотки на веревке снова опускают в бак, доводят до кипения и кипятят 10 — 15 минут на слабом огне, затем вынимают и добавляют остаток солевого раствора. Тщательно перемешивают раствор, опускают в него мотки и кипятят еще 15 — 20 минут. Затем снимают бак с огня, но мотки не вынимают до остывания воды. После этого их полощут в теплой воде с добавлением столового уксуса (1 ст. л. на 1 л воды).

Другой рецепт крашения хлопчатобумажных и льняных нитей. В этом случае раствор красителя нагревают, немного остужают и опускают в него сухие мотки. Помешивая, держат их в растворе около 30 минут в зависимости от нужной интенсивности цвета. Окрашенные мотки перекладывают во второй теплый раствор (1 чайная ложка соли на 1 стакан воды) и кипятят, помешивая, в течение 30 минут. Затем опускают на 30 минут в третий теплый раствор (1 столовая ложка уксуса на 1 литр воды). Нити в уксусе станут бледнее, и, чтобы цвет восстановился, их помещают на 30 минут в четвертый раствор (5 — 6 капель глицерина на 1 стакан теплой воды).

Крашение природными красителями (количество красителя указано на 100 г нитей)

В качестве протравы пригодна любая жидкость из перечисленных: уксус, рассол или винная кислота (1 ст. л. на 1 л раствора).

Бежевый цвет. 200 — 300 г сухих листьев березы замачивают на сутки в холодной воде (1—2 литр воды на 100 г листьев) и затем кипятят в той же воде 15 — 20 минут. Отвар процеживают в посуду для крашения, добавляют протраву, опускают в раствор мокрые мотки и кипятят в течение часа на слабом огне, непрерывно помешивая. После этого нити оставляют в растворе до полного охлаждения, а затем полощут в теплой воде и сушат.

Желтый цвет. 100 г сухой шелухи лука вымачивают 7 часов в 3 — 4 литрах воды. Настой процеживают, подогревают, добавляют протраву, опускают в него мокрые мотки и кипятят на слабом огне 2 часа, затем прополаскивают и сушат. Цвет нитей получается красновато-желтым, если крашение велось без протравы.

Коричневый цвет. В качестве красителя используют еловые шишки, которые пролежали зиму под снегом. Они должны быть сырыми и красными внутри. 1,5 кг измельченных сырых шишек заливают б —7 л воды и кипятят 4 часа. Отвар процеживают, растворяют в нем закрепитель и в полученном отваре кипятят нити 30 минут, затем нити прополаскивают и сушат.

Отбеливание тканей . Простой способ отбеливания — нагревание нитей в мыльном растворе. Мокрые мотки неудачно окрашенных нитей опускают в теплую мыльную воду и, непрерывно помешивая, нагревают (но не кипятят). Время от времени раствор сливают и заменяют новым, пока нити не приобретут нужный цвет.

Еще один рецепт. На 1 л воды берут 5 г 3%-ной перекиси водорода и 1 г нашатырного спирта. Мотки замачивают в воде с добавлением питьевой соды или нашатырного спирта (20 г на 8 л воды), опускают в раствор на 30 — 40 минут и после этого тщательно промывают в чистой воде. Перед последним полосканием в воду добавляют 9%-ный столовый уксус (1 ст. л. на 1 л воды).

Какие цвета получаются при смешивании красок

Смешивающиеся цвета

Полученный цвет

Желтый и красный

Оранжевый

Фиолетовый и красный

Красно-фиолетовый

Синий и красный

Фиолетовый

Зеленый и красный

Коричневый

Серый и красный

Темно-красный

Фиолетовый и желтый

Оливково-коричневый

Синий и желтый

Серый и желтый

Гороховый

Желтый и зеленый

Светло-зеленый

Фиолетовый и зеленый

Зеленовато-коричневый

Синий и зеленый

Сине-зеленый

Коричневый и зеленый

Оливковый

Серый и зеленый

Серо-зеленый

Фиолетовый и синий

Сине-фиолетовый

Коричневый и синий

Темно-коричневый

Серый и синий

Серо-синий

Коричневый и фиолетовый

Темно-коричневый

Серый и фиолетовый

Серо-фиолетовый

Желтый и коричневый

Желто-коричневый

Красный и коричневый

Красно-коричневый

Серый и коричневый

Коричневый

Красный и фиолетовый

Красный и голубой

Сиреневый

Голубой и желтый

Салатный

Брак при окраске изделий, его предупреждение и устранение

В некоторых случаях вещи могут быть неравномерно или недостаточно окрашены, иметь пятна, изменять окраску от стирки, трения, света и т. д.

Все эти виды брака появляются от плохой подготовки ткани к окраске, неправильного выбора красителей, несоблюдения надлежащих условий при крашении и недостаточного промывания ткани. Брак зависит также от состояния ткани (изношенности, потертости, повреждения различными едкими веществами и т. д.). Избыток красителя и плохая его растворимость, применение жесткой воды, сокращение времени окраски, несоблюдение температурных условий, отсутствие закрепления (для некоторых красителей) понижают прочность окраски. Недостатки можно частично устранить дополнительным полосканием, стиркой с мылом или другими моющими средствами.

♦ Для ношеных вещей необходимо применять те красители, которые отличаются хорошей выравнивающей способностью. Неровная окраска получается при слишком быстром нагревании красильного раствора, более высокой температуре, чем это требуется для данного красителя, недостаточном перемешивании жидкости и вещей, при малом количестве красильного раствора, всплывании изделий, загрузке их в сухом состоянии и т. д.

♦ Если вещи после крашения плохо отполощены и оставлены в неотжатом виде, появляются затеки, дающие неравномерную окраску на обсыхающих частях.

♦ Пятна на вещах образуются от загрязненной посуды, применяемой при крашении, при складывании изделий размой окраски вместе и т. п.

♦ Если в бак загружено много вещей, они красятся в сжатом состоянии, при этом получаются складки, помятые места, которые трудно расправляются и иногда не разглаживаются. Такой брак называется заломом. Залом может появляться также при быстром остывании вещей во время прополаскивания, если сразу после окраски опустить их в холодную воду.

♦ Для устранения залома изделия смачивают горячей водой с небольшим количеством нашатырного спирта, сушат их в растянутом состоянии и гладят тяжелым утюгом.

♦ Пятна, полученные при неровном окрашивании шерстяной ткани, иногда можно удалить кипячением в растворе сульфата натрия (глауберовой соли).

♦ При полоскании ткани после окраски необходимо проверить, удален ли избыток красителя, иначе вещи будут пачкать белье.

Я могу подсказать специалистов кто красит на заказ натуральными красителями. сама я не рискну, уж очень ответственность велика:)

Про закрепители. в каждом отдельном случае они разные. например, для окраски индиго закрепители уже в самом кубе содержатся.

А для крашения мареной обязательно используются квасцовые закрепители - протравы называются. в зависимости от желаемого цвета - используются алюмокалиевые квасцы, хромкалиевые или другие. все они придают ализарину - красящему элементу марены - разный оттенок. есть хорошо описанная отработанная методика. крушина также при разных квасцах дает разный цвет - желтый или зеленый. при крашении черникой закрепители - лимонная кислота или мыло (щелочь) - смотря в какой цвет вы хотите чтобы антоциановый краситель обратился - малиновый или синий.

Раньше квасцы получали из глины, из мочи, из болотной воды, красильщики короче говоря имели дело со всякой дрянью. У нас есть чистые химические вещества, порадуемся!

Для всяких травок - чтобы получить зеленый цвет можно закреплять цвет содой, при крашении луковой шелухой закрепляют солью и содой. При крашении травками или дубовой корой, грецкой корой или коркой граната - без всего получается коричневый цвет, с протравой железным купоросом - черный в сизый и серый. Краситель - таннин.

Шелк наиболее хорошо красится, иногда ему даже не надо закрепителя. Для мягких способов крашения шелка закрепитель - молочная обезжиренная сыворотка.

Шелк перед крашением надо простирать, потом уже не трогать руками. Часто в краситель опускаем сухой шелк.

Часто после крашения вынимаю ткань и после отжмки лишь слегка споласкиваю холодной водой, не прополаскивая нормально - вешаю "созреть" - тщательно расправив, даю высохнуть. тогда уже закрепляю и стираю без фанатизма.

Куркумой или натуральным шафраном получается стойкий потрясающий золотистый цвет - закрепитель - спирт.

Золотистый цвет также дает акация, крушина, пижма, ромашка (все разные оттенки).

Как краситель можно использовать конский щавель, чернику, ежевику, черноплодную рябину, крапиву, тысячелистник, пеларгонию (лишайник).

На шелке красивый оттенок можно получить с помощью луковой шелухи.

Шерсть по способности впитывать краситель стоит на втором месте. На третьем - хлопок, на четвертом - лен. Лен труднее всего покрасить в интенсивный цвет.

Если охота покрасить шелк и шерсть вместе - сначала красьте шелк,а потом уже шерсть - шерсть из раствора весть краситель забирает.

При крашении можно красить в одном растворе шелковые тряпочки по очереди - получится разные оттенки, от ярких к бледным.

Классические алюмокалиевые квасцы (не путать со жжеными аптечными) во первых ядовиты, во вторых пары их летучи и ядовиты.

Так что перчатки, проветривание, не попадало чтобы лишний раз на кожу, все хорошо перестирывать, ванну и баки мыть после всего хорошо.

Растительного сырья надо столько же по весу, сколько сухой ткани.

квасцы - обычно рассчеты по весу 2-3 %

соды и соли не больше 10 %

квасцевание бывает предварительное, одновременное и последующее. то есть Вы можете замочить шелк перед крашением в растворе квасцов. и не давая ткани высохнуть, тут же бухнуть в горячий раствор отцеженного растительного отвара.

Вы можете сразу в прокипевший отвар бухнуть квасцы и начать варить там ткань.

а можете сначала отварить в отваре ткань, а потом ее не прополаскивая бухнуть в горячий раствор квасцов.

суть квасцов в том, что они заставляют краситель садиться на волокна ткани.

то есть ализарин марены, например, окрашивает прекрасно ткань и без квасцов, но он менее стоек, кроме того квасцы вляют на молекулу красителя, и краситель становится из краснофиолетового алым в рыжий (алюмокалиевые) или синефиолетовым (хромкалиевые).

марена. купить реально в аптеке. это аптечное растение. так же как и крушина.

аптечная марена несколько хуже чем индийская, шелк замечательно красит, а вот шерсть и лен очень плохо. для таких тканей мы покупаем индийскую у реализаторов. можно у них же купить готовые наборы для крашения натуральным индиго, кору и цветы акации, кору ореха грецкого и гранатовую кожуру. из солнечного Узбекистана. у них же можно купить уже готовые окрашенные натурально узбекские и индийские шелка нужной толщины и скрутки - в мотках и бобинах.

индиго. очень стоек. цвет от темно синего до голубого. сам краситель экономичен - его надо всего то несколько процентов от веса ткани, но он зато дорогой. если марена стоит 80 р 100 г, то индиго стоит 3000 р. сто грамм.

самые стойкие и дорогие красители - это кошениль и кермес. все - красные.

кармин стоит 10000 р сто грамм. их тоже можно заказать.



Публикации по теме