Как мы чувствуем друг друга консультация (класс) на тему. Интерактивное занятие с элементами тренинга Упражнение "Случай в лифте"

Золотая мелодия любви

(профилактика ранних половых связей и ВИЧ-инфекции)

Цель : воспитание культуры чувств и духовно-нравственных основ полового

поведения

Задачи:

    Содействовать формированию у учащихся осмысленных представлений о последствиях ранних сексуальных связей;

    Способствовать развитию навыков прогнозирования результатов собственного поведения в ситуациях выбора;

    Создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией) для учащихся по заданной теме

Форма проведения : интерактивное занятие с элементами тренинга

Оборудование: чистые листы бумаги формата А-3 и А-4, ручки (карандаши и т.п.) по числу участников, карточки с незаконченными предложениями на тему взаимоотношений полов, два списка заданий для работы в группах, живая роза, плакат и разноцветные бумажные сердечки для рефлексии , музыкальное сопровождение (романтическая музыка), мультимедийная установка, маленький мяч

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Разминка

Правила работы:

    Правило руки. Если кто-то хочет высказаться, надо поднять руку.

    Говорить от себя. Каждый участник высказывается от своего имени, а не выражает мнение другого человека.

    Каждое мнение имеет право на существование. Не надо бояться высказываться, надо быть активным. Даже ошибочное и парадоксальное мнение имеет право на существование.

    Критиковать высказывания, а не личность. Это значит, что всё внимание надо сосредоточить на высказываниях, а не на личностном восприятии того или иного человека.

Упражнение «Пожелание + комплимент»

Участники становятся в круг. «Начнем работу с пожеланий друг другу на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким, лучше одним словом. Вы бросаете кому-то мяч и одновременно сообщаете свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему свое пожелание на сегодняшний день. Следите за тем, чтобы мяч побы вал у всех и постарайтесь никого не пропустить».

    Основная часть

    Определение эмоционального отношения к проблеме

Для деления на группы: из коробки каждый ученик достаёт сердечко (красное или жёлтое.

Упражнение «Алфавит»

Каждая группа получает таблицу с алфавитом. Необходимо написать ассоциации, связанные с темой занятия: 1-ая группа – без установки относительно профилактики ВИЧ-инфекции, 2-ая группа – с оговоркой на проблему ВИЧ-инфекции (Приложение 1 )

    Информационно-познавательный блок

Учащиеся делятся на группы по половому признаку. Каждая группа получает карточку (Приложение 2)

1-я часть . Ответить на предложенные вопросы с позиции противоположного пола (парни – с позиции девушек, девушки – с позиции парней).

2-я часть . Ответить на вопросы с позиции юношей (девушек).

Сравнить ответы, выделив в них общее и противоположное. Обсудить, какие проблемы из-за разности взглядов могут возникнуть. (подвести к проблеме ранних сексуальных отношений и проблеме ВИЧ-инфекции)

Информирование о ситуации с ВИЧ-инфекций в Саратовской области и России. (слайды мультимедиа)

Совместно с учащимися подводится итог:

    Ваши эмоции, чувства?

    Над чем побудила задуматься полученная информация?

    Что для своего благополучия Вы делаете уже в данный момент? (высказывания по желанию)

    Практический блок

Сейчас каждый из Вас ленту, на которой написаны афоризм или пословица о любви. Вам необходимо будет высказать своё отношение к полученному изречению: согласиться или не согласиться. (Приложение 3 )

Учащиеся распределяются на три группы (расчёт на 1 - 3).

Каждой группе предлагается ситуация, с которой участники должны либо согласиться, либо опровергнуть, приведя этому доказательства (Приложение 3 ).

Представление результатов работы группами, обсуждение.

Обобщающее слово педагога.

    Эмоционально-личностный блок

Упражнение «Роза»

Работа в кругу

Предлагается живой цветок.

Нашу встречу сегодня украшает вот этот красивый, нежный, благоухающий цветок. Сейчас я дам розу вам и пусть каждый оторвёт по одному лепестку (цветок пускается по кругу ). Посмотрите, что осталось от прежнего цветка – практически одни колючки. Розу можно сравнить с душой человека – так происходит и в жизни. Вступая с кем-то в интимную связь, мы отдаём кусочек своей души. Потом ещё, ещё… И когда мы собираемся создать семью, то оказывается, что можем предложить лишь свои колючки.

Не спешите. Будьте достойны настоящих чувств, настоящей любви. И она обязательно вас найдёт.

    Рефлексия

На оформленной в стиле странички молодёжного журнала плакат учащиеся приклеивают бумажные сердечки – в ту зону, которая соответствует их мнению и состоянию:

Занятие …

    Было полезно для ума и сердца;

    Заставило задуматься;

    Доставило удовольствие;

    Оставило при своём;

    Оставило равнодушным.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ «ЗОЛОТАЯ МЕЛОДИЯ ЛЮБВИ»

Этапы,

время

Упражнения

Цель упражнения

Необходимый материал

Разминка

5 минут

Вступительное слово.

Упражнение «Пожелание»

Актуализация цели занятия; определение правил группового общения; создание позитивного настроения

Мультимедийная установка; листы А4 с напечатанными правилами

Основная часть

5 минут

10 минут

4 минуты

5 минут

8 минут

3 минуты

Упражнение «Алфавит»

Определение эмоционального отношения участников к проблеме

Бланки, бумажные сердечки

Упражнение «Как мы видим друг друга»

Выявление стереотипов восприятия и реальных ожиданий юношей и девушек

Бланки с вопросами,

4 листа А3,

ручки (карандаши и т.п.)

Информирование о ситуации с ВИЧ-инфекцией в Беларуси

Обратить внимание на актуальность проблемы

Мультимедийная установка

Упражнение «Мудрость веков о любви»

Формулировка собственного отношения к проблеме любви на примере опыты поколей

Афоризмы и пословицы, напечатанные на полосках бумаги

Упражнение «Решение ситуаций»

Содействие осмыслению собственного отношения к ранним сексуальным связям, проблеме ВИЧ/СПИД, целомудрию и формированию представлений о последствиях своего выбора

Напечатанные ситуации, листа А3, ручки

Упражнение «Роза»

Побуждение к формированию эмоционального чувства своей неповторимости

Рефлексия

5 минут

Упражнение «Вертушка впечатлений»

Конкретизация места занятия в системе собственных взглядов ученика

Плакат, бумажные сердечки

Приложение 1

Напишите, пожалуйста, Ваши ассоциации с темой занятия.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Э

Ю

Я

Приложение 1.

Напишите, пожалуйста, ассоциации с темой занятия, помня о том. Что в нашем мире существует ВИЧ-инфекция.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Э

Ю

Я

Приложение 2

Список заданий для мальчиков

(дайте ответы):

    Назовите пять причин, почему девушки могут не вызывать симпатии (не нравиться).

    Назовите пять причин (качеств), по которым девушка всегда будет симпатична, интересна, привлекательна.

    Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, юноши (то есть вы) нравятся или не нравятся девушкам.

    Девушки не правы, когда думают…

    Мы бы хотели пожелать девушкам…

Список заданий для девочек

Коллективно закончите следующие фразы

(дайте ответы):

    Назовите пять причин, почему юноши могут не вызывать симпатии (не нравиться девушкам).

    Назовите пять причин (качеств), по которым парень всегда будет симпатичен, интересен, привлекателен.

    Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, девушки (то есть вы) нравятся или не нравятся юношам.

    Юноши не правы, когда думают…

    Мы никогда не согласимся с тем, что…

Мы бы хотели пожелать юношам…

Приложение 3

    Влюблённый похож на страуса: он воображает, что его никто не видит, когда он не видит других. Кармен Сильва

    Порицать молодого человека за то, что он влюблён, всё равно что упрекать кого-нибудь в том, что он болен. Ш.Дюкло

    Кто истинно любит, тот не ревнует. Главная сущность любви – доверие. Отнимите у любви доверие, и вы отнимите у неё сознание собственной силы и продолжительности, всю светлую сторону – следовательно, всё её величие. Анна Сталь

    Жизнь – цветок, любовь – мёд из него. В.Гюго

    Любить – это находить в счастье другого своё собственное счастье. Г.Лейбниц

    Ангелы зовут это небесной отрадой, черти – адской мукой, люди – любовью. Г.Гейне

    Любовь может дать в один момент то, чего труд не всегда может достигнуть за целый век. И.Гёте

    Любовь – как дерево; она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во всё наше существо и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца . В.Гюго

    Любовь есть сама жизнь; но не жизнь неразумная, страдальческая и гибнущая, а жизнь блаженная и бесконечная. Л.Толстой

    Раны от любви если не всегда убивают, то никогда не заживают. Дж.Байрон

    В мире зла, глупостей, неуверенности и сомнений, называемых существованием, есть одна вещь.6 для которой ещё стоит жить и которая, несомненно, сильна, как смерть: это – любовь. Г.Сенкевич

    Любить – это не значит смотреть друг на друга. Любить – значит смотреть вместе в одном направлении. А.де Сент-Экзюпери

    Любовь не картошка, не бросишь в окошко.

    Был бы дружок, сыщется и часок.

    Влюбился как чёрт в луковицу: ест и плачет.

    Вслед за милым не нагоняешься.

    Кольцо должно быть по пальцу, а милый – по сердцу.

    Кто любит, тот не потакает.

    Любишь кататься – люби и саночки возить.

    Тошно жить без милого, а с немилым ещё тошнее.

    Сватались к девушке тридцать с одним, а быть ей за одним.

Приложение 4

СИТУАЦИЯ 1.

Молодёжь не волнуют вопросы распространения ВИЧ-инфекции. Они слишком увлечены сексуальными переживаниями и экспериментами в различных видах рискованного поведения.

СИТУАЦИЯ 2.

Чистота, целомудрие в добрачных отношениях, верность в семье между супругами – надёжное средство в профилактике ВИЧ/СПИДа.

СИТУАЦИЯ 3.

Любовь и секс – это тождественные понятия.

Если мы сконцентрируем свое внимание на языке тела, то сможем понять, какое настроение у другого члена группы.
1. Члены группы ходят по комнате в произвольном ритме. По Вашем сигналу "Стоп" они должны остановиться и встать перед тем участии ком, который оказался ближе всего. Пусть, не говоря ни слова, игрок попытаются почувствовать, как внешний облик другого человека - положение тела, мимика лица, частота дыхания, выражение глаз - воздействует на них. Они должны ощутить эмоциональное состояние другого участника и мгновенно оценить свое собственное.
2. Через полминуты партнеры делятся впечатлениями, которые получили друг о друге. На выполнение задания отводится 2 минуты.
3. Члены группы продолжают прогулку по комнате. Дайте им возможность попробовать себя еще в двух или трех встречах.
4. Обсудите итоги игры, дав участникам возможность ответить на следующие вопросы:
o Почему людям важно учиться понимать язык тела?
o Насколько хорошо удалось понять того или иного игрока?
o В какой мере каждый сумел без слов почувствовать внутренний мир своих партнеров?

Упражнение "Резервуар" (понимание собеседника)

Цель игры - совершенствование нерефлексивного слушания.
В беседе с учителем, родителями, старшей сестрой или братом, другом или подругой, любым человеком, находящимся в состоянии возбуждения или обиды на вас, сыграйте роль "пустой формы", "резервуара", в которые ваш собеседник "вливает", "закладывает" свои слова, мысли, чувства, эмоции. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния "резервуара": вы форма, вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, - вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!
Это трудно. Но проиграйте это 2-3 раза, и у вас будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние "резервуара", вступайте в разговор с самым конфликтным человеком и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Используйте умения, приобретённые вами в предыдущем упражнении.

Упражнение "Стыковка" (понимание друг друга)

Игра проводится в четверках. Двое участников садятся друг против друга так, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук - "космические станции" - они вытягивают навстречу друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд или прикосновений управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель стоящих за креслами игроков - свести концы указательных пальцев своих партнеров. Возможен и конкурентный вариант игры: один из игроков стремится увести свою "мишень" - ладонь сидящего перед собой человека от преследующей его "ракеты" - от указательного пальца сидящего напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда оставаться в пределах досягаемости пальца, а лицо из соображений безопасности - вне ее пределов.

К ЗАНЯТИЮ № 6.

Упражнение "ДА" ЗНАЧИТ "НЕТ"

Упражнение проводится в общем кругу.
Нередко люди при общении друг с другом не умеют соблюдать правила конструктивного ведения разговора.
Цель этого упражнения - научить говорить "нет" или выражать свою точку зрения, свое мнение в приемлемой форме, без обид и злобы.
Такое упражнение можно проводить с учащимися средней школы, старшеклассниками, студентами, специалистами коммуникативных профессий.
По просьбе ведущего каждый пишет на листочке (или просто придумывает) спорное утверждение. Например: "Все дети - невыносимы", "Пожилые люди - мудрые и спокойные", "Все учителя ценят и уважают своих учеников", "Родители никогда не понимают своих детей".
После этого по мере готовности участник произносит (зачитывает) свою фразу. Остальные дают ответ в следующей форме. Сначала нужно обязательно согласиться с тем, что было сказано. После этого - продолжить разговор, выражая свое согласие или несогласие с тем, что было сказано.
Примеры первой фразы: "Да, однако...", "Да, и все же...", "Да, и если..."
При выполнении этого упражнения участники имеют возможность потренироваться в умении конструктивно вести диалог. Такое умение бывает очень полезно при общении с людьми, находящимися в состоянии гнева, агрессии, раздражения, обиды.

Упражнение "ОБВИНЕНИЕ И ЗАЩИТА"
(АВТОР В. В. Петрусинский)

Для этой игры необходимо выбрать Водящего. Он становится эащищающимся и занимает место в центре круга. Задача остальных членов группы - "обвинителей" - выделить негативную черту обвиняемого и описать, как она проявляется. Задача защищающегося - найти положительное объяснение этой черты, высказать свое мнение по поводу сделанного обвинения.
После проведения упражнения группа обсуждает, удалось ли "обвиняемому" оправдаться, насколько он был уверен в себе и что помогало ему в этом. В заключение группа предлагает свои варианты "оправдания" "обвиняемого", которые он должен изложить при повторном предъявлении обвинения. Важно, чтобы в роли "обвиняемого" поочереди побывали все участники группы.

Упражнение "Нахал" (способы отработки поведения)

Цель игры - совершенствовать умение выстраивать своё речевое поведение в экстремальной ситуации.
Ход игры. Ну бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами кто-то "влезает". Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить своё возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко отбить охоту на будущее такому нахалу. А тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны. Давайте попробуем разобрать такую ситуацию. Разбейтесь на пары. В каждой паре сидящий слева - добросовестно стоит в очереди. Нахал заходит справа. Отреагируйте экспромтом на его появление, да так, чтобы было неповадно. Затем каждая пара меняется ролями, и игра продолжается. В конце игры группа обсуждает, какой ответ был самым удачным.

Упражнение "Неожиданный звонок"

Чувства и состояния мотивируют наше поведение. Но, если поведение можно наблюдать и контролировать, с чувствами это сделать сложнее. Две или несколько фундаментальных эмоций, часто возникающие у человека, могут формировать эмоциональные черты личности:

  • тревожность;
  • депрессия;
  • любовь;
  • враждебность.

По нашим поведенческим реакциям и мыслям можно с большой долей вероятности судить о наличии эмоциональной черты личности или о ситуативном состоянии, которое оказывает влияние на жизнь.
Цель: Способствовать выявлению эмоциональных черт личности через поведенческие реакции и спонтанно возникающие мысли.
Организация: Можно во время визуализации включить тихую, спокойную музыку.
Предложите участникам сесть поудобнее, расслабиться и закрыть глаза.
"…Представь себе, что ты находишься дома в одиночестве. Тебе хорошо и комфортно. Ты занимаешься любимым делом или просто отдыхаешь. За окном идет дождь, ветер стучится в стекло, а дома уютно и тепло… Неожиданно раздается телефонный звонок! Какая мысль возникла в твоей голове? Чей голос ты ожидаешь услышать в трубке? Какую новость он тебе сообщит? Что тебе хочется сделать в этот момент?.."
Предложите участникам открыть глаза и записать ответы на вопросы, которые только что прозвучали.
Попросите 3-4 человек рассказать о своих мыслях и чувствах.
Дайте информацию о эмоциональных чертах личности и их видах:
Тревожность. Человек, с преобладанием этой черты скорее всего испугается неожиданного звонка и решит, что ему хотят сообщить неприятную новость или вообще сказать о трагедии. Депрессия. Мысли этого человека будут тоже не радужные, но основным чувством будет печаль и тоска. Любовь. Спектр чувств - радость, нежность, предвкушение удовольствия. Ожидание, что звонит кто-то родной, близкий, любимый. Враждебность. Звонок скорее всего вызовет раздражение, человек настроится на то, чтобы скорее отделаться от звонящего, или будет готов к словесной потасовке.
Вопросы к участниками:
- Ваша реакция на звонок и какое отношение это имеет к вашей личности?
- Как часто вы испытываете подобные чувства?
- Является ли это состояние проблемой?
- С чем оно связано?
Важно дать понять участникам, что их выводы о себе не оцениваются и не осуждаются. Впрочем, это важно не только в этом упражнении…

Упражнение "Тумба-Юмба"

Ни одно поведение не вызывает так много противоречивых мнений, как агрессия. Одни осуждают любое проявление агрессивности, считают его недостойным, другие - боятся и стараются избежать, третьи рады любой возможности подраться и показать свою силу. Но, поскольку чувство злости осуждается социумом, агрессивность проявляется неосознанно и неконтролируемо. Это упражнение дает возможность исследовать не только хорошо известное, но и вытесняемое поведение.
Цель: Исследовать индивидуальные стратегии агрессивного поведения.
Организация: Для работы понадобятся покрывала. В помещении должно быть достаточно места.
Предложите участникам разделиться на две группы и встать в линейку напротив друг друга. Все участники из покрывал делают скатки (скатать в валик).
Инструкция:
Жили два первобытных племени - Тумба и Юмба. Неплохие, в целом были ребята, но дикари. И время от времени выходили они на поле битвы за раздел территории… Сейчас вы будите изображать эту битву. Биться можно тем, что у вас в руках, и при этом обязательно говорить. Представители племени Тумба будут говорить: "Вот тебе Юмба!" и наоборот. Бить можно противника по нижней части туловища. Нельзя наносить удары по лицу и голове. Готовы? Начали!
"Битва" длится 1,5-2 минуты. За это время, как правило, участники забывают, где свои, где чужие, и битва перерастает в массовую потасовку. Тренеру желательно наблюдать за поведением участников и запоминать, кто как действует.
Подать сигнал "Стоп!" и задать вопросы:
- Что я чувствовал в процессе битвы?
- Как я себя вел?
- Выполнял ли инструкции? (не бить своих, бить противника по нижней части туловища, приговаривать во время удара).
Все участники спонтанно делятся на пары и отвечают друг другу на вопросы, которые прозвучали.
Вопросы к участнику:
- Стратегии моего поведения?
- Какие выводы я сделал о себе и как это отражается на моей жизни?
- Где и с кем я веду себя по жизни подобным образом?
- Является ли это для меня проблемой?
Обратите внимание участников, что в упражнении проявлялась физическая и вербальная агрессия. Проявления в жизни могут быть иными, но суть от этого меняется мало. Избегайте оценочных суждений!

Упражнение "Случай в лифте"

Это упражнение прекрасно подойдет для иллюстрации того, как проявляются наши чувства. В силу убеждений и воспитания, направленного на подавление чувств, люди либо не проявляют чувства, либо испытывают угрызения совести по поводу того, что "не сдержались". В игре они смогут выразить то, что запрещается и это станет поводом для дальнейшего разговора о роли чувств в жизни. Кроме того, известно, что нельзя сыграть то, чего в тебе нет.
Цель: Исследовать поведенческие проявления различных чувств и состояний. Организация: Восемь человек занимают центр комнаты. Вокруг них выставляются стулья, спинками внутрь - это имитирует лифт. Остальные участники становятся наблюдателями.
Предложите желающим выйти в центр (8 человек). Остальным участникам объясните, что они становятся наблюдателями.
Участникам объясняют сюжет игры:
"Вы все - жильцы одного дома. И вот однажды, утром отправляясь на работу, вы застреваете в лифте. При этом у вас возникают разные чувства. Какие именно - вы узнаете, когда вытащите карточку".
Раздайте карточки с перечисленными на них названиями чувств и состояний.
Варианты карточек:
радость, восторг, удовольствие…………………………………………………………………………………………
интерес, волнение, возбуждение…………………………………………………………………………………………
горе, страдание, печаль, депрессия……………………………………………………………………………………
злость, раздражение, негодование, возмущение…………………………………………………………………
страх, тревога опасение……………………………………………………………………………………………………………
презрение, высокомерие, пренебрежение………………………………………………………………………………
стыд, самоуничижение, неловкость…………………………………………………………………………………………
удивление, изумление…………………………………………………………………………………………………………………
Ваше поведение должно быть продиктовано тем состоянием, которое написано на карточке. Называть словом его нельзя.
Участники разыгрывают ситуацию в течение 10-15 минут.
Наблюдатели высказывают свои предположения, какие чувства кто демонстрировал.
Вопросы к участникам:
- Как удалось передать состояние?
- Как в жизни я проявляю это чувство?
- Как часто я испытываю это чувство и в каких ситуациях?

К ЗАНЯТИЮ № 7.

Упражнение "Имя и эпитет (самораскрытие)"

Каждый участник описывает себя с помощью трех прилагательных. Остальные члены группы угадывают, кто скрывается за этим описанием.
Проследите, чтобы все члены группы хорошо видели друг друга.
Объясните, что предлагаемая игра способствует развитию интуиции.
Каждый участник подбирает и записывает три эпитета, характеризующих его личность.
Соберите листы бумаги и поочередно читайте записи. Игроки пытаются угадать, кто охарактеризовал себя подобным образом. При этом высказывающий соображения участник должен обосновать свою позицию, а также выслушать мнения других членов группы, которые могут соглашаться с его доводами либо опровергать их и выдвигать собственные.
Порекомендуйте участникам не стремиться сразу быть узнанными, поскольку тогда они смогут получить больше информации о том впечатлении, которое сложилось о них в группе. Каждый сам волен решить, открыться ему в конце игры или остаться неузнанным.
Варианты
Эту игру можно упростить и предложить группе в самом начале работы, когда участники еще плохо знают друг друга. Для этого просто попросите членов группы описать себя, свое настроение, пользуясь только тремя прилагательными. Кроме того, можно предложить участникам выбрать цвет, наиболее подходящий к их настроению.

Упражнение "Коллега - образ"

Вспомните одного из своих коллег. Какое определение из предложенных здесь могло бы подойти для характеристики его личности (отметьте несколько качеств):
тревожный - спокойный
разбросанный - целеустремленный
замкнутый - общительный
легкомысленный - серьезный
возбудимый - уравновешенный
уступчивый - принципиальный
"выскочка" - скромный
вспыльчивый - сдержанный
лицемерный - искренний
пессимист - оптимист
безвольный - волевой
глупый - умный
агрессивный - миролюбивый
ранимый - невозмутимый
грубоватый - тактичный
ленивый - трудолюбивый
черствый - отзывчивый
злой - добрый
пассивный - активный
самовлюбленный - самокритичный
Если вы не можете оценить коллегу только при помощи двухфакторной оценки ("глупый - умный"), тогда напротив каждой характеристики поставьте определенный балл, исходя из шестибалльной системы. Попробуйте оценить таким образом 5-7 своих коллег.

Упражнение "Второй план" (осознание своей позиции в общении)

В общении с коллегой по работе старайтесь выработать для себя "второй план" беседы: как ваш собеседник вас воспринимает, что он о вас думает, что он говорит и что не говорит, что чувствует.
Стройте беседу с другим учителем так, чтобы представленный вами "второй план" был одним из ведущих факторов вашего общения. Не говорите того, что было бы неприятно вашему собеседнику, старайтесь оставить о себе хорошее впечатление, думайте о последствиях своих слов.
Упражнение развивает способность осознавать свою позицию в общении.

Упражнение "Учимся ценить индивидуальность"

Если бы мы умели ценить собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакостъ партнера.
Члены группы рассаживаются по кругу, у каждого заготовлены бумага и карандаш.
В начале игры скажите примерно следующее: "Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить".
Предложите каждому игроку написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от всех остальных членов группы. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п. В любом случае информация должна носить позитивный характер.
Приведите три примера из собственной жизни, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Для создания игровой атмосферы используйте свою фантазию и чувство юмора.
Участники записывают свои имена и выполняют задание (3 минуты). Предупредите, что Вы соберете записи и зачитаете их, а члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.
Соберите листочки и еще раз отметьте положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, дать друг другу импульсы к изменению и обучению и т. д. Потом прочтите каждый текст, и пусть игроки угадают, кем он написан. Если автора не удается "вычислить", он должен назваться сам.

Упражнение «Радуга», 5 минут.

Цели: Это прекрасный коллективный ритуал - он освежает детей, улучшает настроение, укрепляет их уверенность в себе и стимулирует готовность к общению. Упражнение оказывает на группу весьма благотворное тонизирующее воздействие.

Инструкция: Конечно же, все вы не один раз видели радугу. Может ли кто-нибудь из вас назвать все цвета радуги? Запомните простое предложение, с помощью которого вы легко сможете назвать все цвета радуги и порядок их следования, потому что первые буквы слов этого предложения совпадают с первыми буквами названий цветов радуги. Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Запомнить очень легко: Каждый - Красный, Охотник - Оранжевый, Желает - Желтый... Кто из вас может продолжить? Замечательно! А может кто-нибудь мне сказать, как пахнет воздух в то время, когда на небе мы наблюдаем радугу?

Мы видим радугу после того, как небо освежило землю дождем. Прежде всего, дождь прибивает к земле и смывает всю пыль. Воздух свеж и прозрачен, и полосы радуги показывают нам как бы красоту в чистом виде. Сейчас мы воспользуемся цветами радуги для того, чтобы наш дух стал свежим и незамутненным, свободным от всего неприятного: от всех забот, волнений и нерадостных мыслей. Встаньте и начните двигаться по комнате.

Сначала представьте себе, что вся комната наполнена красным воздухом. Смотрите на этот сияющий красный воздух, окружающий нас, и вдыхайте его свежесть. Если хотите, вы можете даже дотронуться до этого чудесного красного сияния или почувствовать его чудный аромат... (15 секунд.)

Продолжайте двигаться по комнате и представьте теперь себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него... Вам не кажется, что оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд.)

Смотрите, теперь воздух вокруг нас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние, прикасайтесь к нему... (15 секунд.)

Цвет окружающего нас воздуха снова изменился... Теперь он излучает зеленый свет. Это цвет первых весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну! Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат... (15 секунд.)

Чудеса продолжаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого цвета. Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной! Расправьте руки как крылья и медленно парите в голубом пространстве... (15 секунд.)

Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд! Синий воздух кажется более плотным, его хочется раздвигать руками, как воду... (15 секунд.)

И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет. Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдыхайте цвет вечерней прохлады... (15 секунд.)

А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги и видите свет, который наполняет сейчас нашу комнату. Стряхните с себя остатки всех цветов и почувствуйте, как вы их ощущаете. Теперь медленно и спокойно идите к своему месту.

Рефлексия.

Понравилось ли вам данное упражнение и чем?

Очень важно владеть собой при общении с другими людьми. Однако это бывает очень трудно. Этому надо учиться. Сейчас мы выполним с вами несколько упражнений, а потом обсудим то, что вы чувствовали во время их выполнения.

Занятие с элементами тренинга . «Как полюбить себя».

Женщина, которая ценит себя слишком низко, сбивает цену всех женщин.

Нелли Маккланг.

Цель : Осознание педагогами своей индивидуальности. Создание условий для поиска своих сильных сторон. Развитие умения любить и ценить себя. Тренировка уверенного поведения в ситуации публичного выступления.

Оборудование:

1. Магнитофон.

2. Записи спокойной музыки (звуки природы).

3. Листочки для теста.

4. Цветные мелки, цветные карандаши.

5. Листы бумаги А 4.

Ход занятия:

Задумайтесь - как часто вы пренебрегаете собственными интересами, увлечениями и планами ради мужчины? А как часто это ценится?

Очень часто женщины, недостаточно высоко себя ценящие, привлекают к себе мужчин, которые относятся к ним плохо и без должного уважения. Это не удивительно - если у вас нет аппетита к жизни и вы не любите себя саму, ни один мужчина не сможет оценить вас по достоинству!

Полюбить себя значит научиться любить себя такой, какая вы есть (хотя, разумеется, оставляя за собой право на самосовершенствование) - причем любить себя полностью: тело, ум, стиль, увлечения, образ жизни и т.д. Любить себя также включает умение позаботиться о себе, воплотить свои мечты в жизнь, заниматься любим делом, уважать свои вкусы и привычки. Если вы сами не полюбите себя - как же смогут вас полюбить другие?!

Воспользуйтесь методикой Уилла Боуэна, основанной на позитивном мышлении. Для начала, вам нужно написать список тех ваших качеств, которые вы цените в себе. Неважно, нравятся ли эти качества другим людям - главное, что вы можете себя похвалить за них. Это могут быть такие мелочи, как, например, умение приготовить вкусный вишневый чизкейк. Выработайте у себя привычку каждый день начинать с того, чтобы улыбнуться своему отражению в зеркале и сказать, как вы себя любите. Вот увидите - такое позитивное начало дня непременно повысит ваше настроение и самооценку!

Кроме того, в течение дня вам необходимо как можно чаще хвалить себя и делать себе комплименты. Вам удалось не опоздать на работу, ваши волосы сегодня уложены лучше обычного, вам улыбнулся случайный прохожий? Не стесняйтесь хвалить себя! Вскоре вы обнаружите, что у вас много положительных качеств, за которые вам нужно себя любить и ценить, а также за которые вас должны уважать другие. Продолжайте хвалить себя на протяжении 21 дня, и вы увидите, как изменится мир вокруг вас и отношение к вам окружающих!

Попытки самокритики должны осознанно отслеживаться вами и немедленно пресекаться. Не ругайте себя за неудачи, наспех нанесенный макияж или не вымытую посуду. Вы должны думать о том, какой опыт вы можете вынести из каждой ситуации и что полезного для себя можете из нее извлечь. Хвалите себя за то, что вы стремитесь решить любой возникающий вопрос, несмотря на то, что не всегда делаете это правильно. Все мы люди, и никто из нас не совершенен. Однако, работая над собой, вы каждую минуту стремитесь к совершенству!

Кроме того, перестаньте жаловаться на себя и на жизненные обстоятельства, не обсуждайте других людей и не критикуйте их. Постарайтесь мыслить позитивно как минимум 21 день. Более того, Уилл Боуэн предложил в первый день следования этой методике надевать на руку браслет, чтобы, если вы забудетесь и решите покритиковать себя, перевесить этот браслет на другую руку и начать отсчет дней заново, продолжая до тех пор, пока 21 день подряд браслет не продержится на одной руке.

Выработайте для себя позитивные установки - например, «Я люблю и одобряю себя во всем!», «Я - источник любви и гармонии» и т.п. Говорите себе это каждый раз, когда у вас появляется свободная минута, и очень скоро вы увидите результат!

Только полюбив себя, вы сможете получить любовь других людей, и только вы можете наполнить себя любовью так, чтобы привлечь в свою жизнь тех мужчин, которые по-настоящему полюбят вас и будут достойны вашей любви.

  1. : “Морское путешествие”

Все участники становятся в круг. Ведущий говорит названия фигур и объясняет, как их показывать:

“ капитан” - (выполняется одним игроком - рука подносится ко лбу);

“ спасательный круг” - (2 человека берутся за руки);

“ бочка” - (3 игрока обхватывают друг друга за плечи);

“ шлюпка” - (4 игрока становятся друг за другом, руками имитируя движения весел).

Участники начинают хаотично двигаться. По команде ведущего они должны объединиться и изобразить названную фигуру. Участники, оставшиеся вне фигуры, попадают в плен к пиратам, т.е. выходят из зоны игры.

Цель: повышения энергетического потенциала, развитие внимания, быстроты реакции.

Я не случайно выбрала это упражнение в качестве, поскольку все мы с вами являемся капитанами нашего корабля по имени «Жизнь» и только от нас зависит насколько комфортным будет плавание.

Давайте сейчас с помощью небольшого теста попробуем определить насколько сильно вы себя любите.

а)Психологический тест "Любите ли вы себя?

2. Считаете ли, что Вас преследуют неудачи?

3. Сообразуете ли свой поступок с мнением окружающих?

4. Имеете ли привычку вспоминать и переживать прежние разговоры и ситуации?

5. Испытываете ли Вы смущение, когда Вас хвалят в Вашем присутствии?

6. Можете ли длительное время находится в одиночестве?

7. Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положением и душевным комфортом?

8. Часто ли испытываете опасения, что случится самое плохое?

9. Трудно ли Вам проявлять свои чувства к другим?

10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете?

Подсчет баллов: за каждый ответ «нет» на вопросы от 2 до 9 получите 5 баллов, за ответ «да» на эти вопросы - 0 баллов;

за ответы «да» на вопросы 1 и 10 - 5 баллов, за ответы «нет» на эти вопросы - 0 баллов.

Результаты:

35-50 баллов: вы себя любите, значит, любите и других, что в большей степени предопределяет ваши успехи и жизнерадостность. Благодаря этому получаете от окружающих положительные стимулы, и корабль вашей жизни плывет под парусами. Умеете оценивать достоинства других. Помогает вам и то, что вы считаете себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями.

15-30 баллов: трудно сказать, любите ли вы себя. Наверняка вы редко думаете об этом. Вы не всегда используете свои способности, обращая внимание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызывать у вас минутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной личности, дарить другим внимание и любовь.

0-10 баллов: вы определенно не любите себя. Ожидаете, что с вами случиться плохое и, признайтесь, эти ваши ожидания нередко сбываются. Бывают мгновения, когда вы ненавидите себя и в результате принимаете ошибочные решения. Пришло время измениться. Подумайте об этом.

Психологический смысл упражнения.

Создание условий для поиска своих сильных сторон, тренировка уверенного поведения в ситуации публичной презентации.

Материал: листы бумаги А4, карандаши.

Инструкция: Участникам нужно подготовить и предоставить рекомендацию, чтобы быть принятым в закрытый элитарный клуб. Подготовить такую рекомендацию на самого себя. В ней нужно отразить свои главные достоинства, сильные стороны, представить себя как достойного оказаться в "элитарном клубе". На что именно обратить внимание, участники решают самостоятельно, но следует напомнить им, что речь должна идти о реальных, а не вымышленных фактах и достоинствах.

1.Какие презентации лучше всего запомнились, чем именно?

2. Если у кого-то возникли затруднения, то с чем они связаны, как их можно преодолеть?

в)Упражнение: « Все боятся, а я нет». Каждый участник должен продолжить эту фразу с обоснованием того, почему он этого не боится.

г) Упражнение: «Рисунок-Шедевр».

Каждый участник в течении 2-3 мин под звуки спокойной музыки рисует какую-либо картину, а затем представляет ее, как великий шедевр.

Рефлексия упражнения. Проговаривание чувств, эмоций. Что было легче, а что труднее: нарисовать или сделать презентацию

Притча: О самой красивой женщине

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая — красавица, а младшая — не очень.

Один из моряков сказал своему другу:

— Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.

— Да, ты прав, старшая дочь вождя красавица, умница. Ты сделал правильный выбор — женись.

— Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.

— Ты что с ума сошёл? Она же такая… не очень.

— Это моё решение, и я это сделаю.

Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.

— Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!

— Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.

— Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.

— Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.

— Я хочу жениться именно на ней.

— Хорошо, но как честный человек я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.

— Нет, я хочу заплатить именно десять коров.

Они поженились.

Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты. Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.

— Как живёшь?

— Я счастлив.

Тут входит та самая красивая женщина.

— Вот, познакомься. Это моя жена.

— Как? Ты что женился ещё раз?

— Нет, это всё та же женщина.

— Но как это произошло, что она так изменилась?

— А ты спроси у неё сам.

Подошёл друг к женщине и спрашивает:

— Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?

— Просто, однажды я поняла, что стою десяти коров.

Рефлексия.

Упражнение: «Памятник себе».

Каждый участник делает себе памятник из фольги, а затем представляет его всем остальным, рассказывая почему памятник ему должен выглядеть именно так.

__________________________

Анкета "Обратная связь"

  1. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Документы для скачивания:



Публикации по теме