Как отдохнуть халяльно: насколько неразвита в России тур-индустрия для мусульман? Лето: где мусульманке отдыхать хорошо? Где отдохнуть мусульманской семье в июле.

На протяжении большей части своей истории мусульмане проживали под сенью исламского государства и в условиях исламского общества. Практические все классическое исламское правовое и культурное наследие сложилось именно в этот период – проживания мусульман на своей же мусульманской территории.

Однако со временем, по мере ослабления самих мусульман и исламской цивилизации, исламское государство начало рассыпаться, а все больше исламских земель начало отходить от Халифата под власть немусульман. На тот период, в сознании мусульман отвоеванных территорий уложиться не могло, что они будут жить под властью неверных правителей. Оттого они в массовом порядке совершали хиджру из занимаемых немусульманами земель в те страны, где еще сохранялось мусульманское правление. Так, мусульмане, практически, полностью покинули отбитую у них Андалусию и Сицилию.

Точно также из завоеванных царской Россией Кавказа и Средней Азии мусульмане целыми селами и аулами уходили и совершали хиджру в Турцию, Аравию и Афганистан. Однако в этот раз уходили не полностью. Большая часть кавказских горцев, узбеков и таджиков решили остаться под властью «белого царя». И не столько потому, что вера у них оказалась слабее, чем у уходивших из под власти немусульман мухаджиров. Но и потому, что к тому времени во многих мусульманских землях их не готовы были встретить радушно и гостеприимно, как встречали мухаджиров Мекки ансары Медины. А земли им, зачастую, выделялись еще хуже, чем в собственных выжженных скалах, ущельях и пустынях.

Точно также решили остаться под властью немусульман татары, башкиры, балканские мусульмане, а затем и жители всех занимаемых западными колонизаторами земель – Индии, Египта, Алжира, Ливии и т.д. Ко времени колонизации Западом стран Арабского Востока, совершать хиджру мусульманам уже было, практически, некуда. К этому времени уровень развития и условия жизни в мусульманских странах достигли настолько низкого уровня, что мусульманские земли превратились в самые запущенные окраины цивилизации.

И вдруг в 20 веке ситуация кардинально поменялась. Во многих мусульманских странах у власти утвердились такие свирепые диктаторы, что жить под их пятой и сохранять верность исламской религии стало не только труднее, нежели под властью западных немусульманских правительств, но и просто невозможно. А на Западе в это время бурно развивалась экономика, укреплялась и расширялась демократия, последовательно защищались права человека, вне зависимости от религиозных убеждений, или национального происхождения.

И мусульмане вдруг широкой волной добровольно начали переезжать в немусульманские страны, спасаясь от преследований диктаторов в собственных странах. Поскольку для сохранения собственных религиозных убеждений на Западе оказалось намного больше возможностей, нежели в родных местах. Кроме того, западные страны предоставляли широчайшие возможности для заработка и получения образования. Такая же картина, с некоторыми отличиями, сложилась и на просторах бывшего СССР, когда мусульмане Кавказа и Средней Азии вынуждены были спасться от репрессий и нищеты собственных республик в Москве, Петербурге и других городах и районах Центральной России.

Но итог и на Западе, и в России оказался одним и тем же. Огромная масса соблюдающих мусульман оказалась проживающей не только в условиях отсутствия исламского правления, но и в окружении немусульманских народов и обществ. В подобных условиях, в которых еще никогда в истории не проживали мусульмане, перед ними встало огромное количество вопросов и актуальных проблем. Основным вопросом, стоящим и по сей день перед мусульманами, проживающими в немусульманских обществах, является вопрос о том, каковы должны быть намерения и цели верующих, обосновавшихся на постоянное жительство в подобных условиях?

Конечно же, первейшей обязанностью любого мусульманина, вне зависимости от того, где он проживает, является возвышение слова Аллаха превыше всего. Что означает донесение до людей исламского призыва, развитие исламского общества, укрепление и сплочение рядов верующих и утверждение в этом мире справедливости. Проживание в немусульманских обществах не только не снимает с мусульманина эти обязанности, но и увеличивает в несколько его ответственность за их выполнение. А само немусульманское общество вынуждает мусульманина больше внимания и усердия посвящать тем целям и задачам, без которых его основная миссия абсолютно невыполнима.

Вполне очевидно, что, если мы говорим об убежденных и соблюдающих мусульманах, а не о забывших и оставивших свою религию, то самой первой целью любого мусульманина в любое время и в любом месте должно являться сохранение и укрепление своей веры. Данная цель достигается твердой приверженностью исламским предписаниям, стремлением соблюдать как можно больше из дополнительного поклонения, чтением исламской литературы, общением с праведными и богобоязненными братьями, как можно более частым посещением мечети и углублением исламских знаний.

Следующей обязанностью мусульманина является проявление широчайшей заботы о своей семье, поскольку в окружении неверующих людей, семья мусульманина является самой основной крепостью и цитаделью. Забота о семье означает не только обеспечение ее в материальном плане, но и забота о ее нравственном здоровье, глубине веры, уровне богобоязненности, степени приверженности исламским предписаниям.

Хотя забота о своей семье и так является обязанностью каждого мусульманина, ее важность стоит особо подчеркнуть в случае мусульман, проживающих в немусульманских обществах. В традиционных мусульманских странах решать проблемы, связанные с должным воспитанием детей, молодежи, созданием мусульманского круга общения для женщин, в огромной степени помогает само мусульманское общество, круг ближайших родственников, друзей и соседей. В немусульманских же обществах этот круг обязанностей взять на себя чаще всего некому, поскольку мусульманские общины там только формируются. Поэтому мусульманину, как главе семейства приходится подходить к данной обязанностью с двойной ответственностью.

Следующей обязанностью мусульманина является объединение сил со своими братьями по вере. Опять-таки, в немусульманском обществе важность этого шага возрастает в разы. Для противостояния натиску соблазнов, факторов, отвлекающих и разрушающих веру, мусульмане должны не только объединиться, но и сплотиться всем, как один человек. Говоря о степени объединения, взаимодействия и взаимоподдержки мусульман, Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Верующий для верующего как строение, каждый камень которого скрепляет другой».

Обязанности мусульман перед обществом, где они проживают, в том, чтобы дать этому обществу истинное знание и вывести его из заблуждения, также являются одними из основополагающих. Мусульмане должны помнить, что исламский призыв является обязанностью не только имамов, ученых и шейхов, но обязанностью каждого соблюдающего мусульманина. Мусульманин, проживающий в немусульманском обществе не только не должен снижать усердие по призыву в Ислам, но и уделять ему намного больше внимания, нежели его собратья в мусульманских странах. Поскольку он, в отличие от них, находится на передовой линии противостояния безбожию и неверию, несет заблудшим людям свет Ислама и дарует им возможность обрести милость Аллаха.

Еще одной ступенью в обязанностях мусульманина является обязанность защищать интересы и права мусульманской уммы – угнетенных, нуждающихся в помощи, ищущих совета и поддержки в испытаниях. Сегодня все мы видим, как США или Израиль ради одного своего гражданина, оказавшегося в беде или затруднительном положении в других странах и обществах, готовы мобилизовывать батальоны дипломатов, политиков, военных, переговорщиков и т.д. Мусульманам же, имея столько предписаний Всевышнего и Его Пророка (мир ему и благословение) о необходимости помощи и поддержки братьев, необходимо проявлять в данном направлении в десятки раз больше усердия.

Именно от того будут ли мусульмане уделять должное внимание всем своим обязанностям, выполнять их наилучшим обязанностям и проявлять в этом искреннее усердие, зависит не только будущее мусульман в немусульманских обществах, но и будущее всей исламской цивилизации. И именно у нас, у нашего поколения мусульман есть уникальный шанс стать тем исламским авангардом в немусульманском мире, который вновь возвысит религию Аллаха на причитающуюся ей высоту.

Айша-Галина Бабич - об особенностях исламского отдыха и проблеме буркини

Последние недели природа не радует жителей центральной России солнечными деньками, и многие устремляются к теплым морским берегам. Среди отдыхающих все больше и больше становится мусульман. Однако в нашей стране халяль-индустрия, сколько бы о ней ни говорили, так и остается неразвитой. Журналист и колумнист «Реального времени» Айша-Галина Бабич в сегодняшней авторской колонке делится мыслями о сегменте туризма для приверженцев ислама и останавливается на такой детали, как буркини - мусульманский купальник.

«Купалась я в платье, брюках и платке...»

Много лет назад в одном высокогорном селе Дагестана несколько моих подруг-мусульманок предложили мне сходить на речку искупаться. Я была крайне удивлена, ведь до этого момента я считала, что мусульманке не суждено в этой жизни поплавать в прохладном водоеме, поскольку кругом мужчины, купальник не дозволен, а прудов и рек, где не ступала нога человека, на планете уже не осталось.

Но вот меня подвели к реке: она была узкая, так что можно перепрыгнуть, и неглубокая. Купалась я в платье, брюках и платке: весь этот наряд тут же прилип к телу, вытянулся, стал тащиться за мной по дну, платок сползал, забивался в глаза, рукава и штанины заплетались друг за друга…

Я совсем отчаялась, легла на воду, раскинув руки, и смотрела, как мальчишки издали кидали в нас камни и хохотали: теперь надо было незаметно выскочить на берег и, облачившись в широкий халат, добежать до ближайшего забора. С одежды струилась вода, было холодно и мерзко. Поистине, это незабываемо.

Так что когда ливанская дизайнер Ахеда Занетти изобрела свой первый буркини - мусульманский купальник, название которого возникло из остроумного сочетания европейского «бикини» и мусульманской «бурки», это произвело мини-революцию в мусульманском мире. Удобная модель - рукава и брючины на резинках, плотный капюшон, быстросохнущая ткань, продумано все до мелочей.

А ведь прежде мусульманки, следуя правилу закрывать от посторонних взоров все тело, кроме лица и кистей рук, и мечтать не могли о том, чтобы плавать, заниматься серфингом, аквааэробикой, дайвингом, регатой… Впрочем, большинство из них по-прежнему об этом и не мечтает.

Когда Ахеда Занетти изобрела свой первый буркини, это произвело мини-революцию в мусульманском мире. Фото bbc.com

Буркини раздора

Мусульманский купальник остается предметом ожесточенных споров между ревнителями строгих традиций и демократично настроенными современными последовательницами ислама . Брюки и короткая туника, по мнению первых, непозволительная вольность, ибо все тело должно быть тщательно укрыто таким образом, чтобы нельзя было угадать, сколько мусульманок на самом деле спрятано в такой просторной абае.

Сторонницы буркини, напротив, считают модель максимально комфортной и удобной для плавания, поскольку в длинном платье совершать кульбиты в воде фактически невозможно, да и опасно. Но, откровенно говоря, плаванием это можно назвать лишь условно, поскольку скоростные заплывы в такой одежде невозможны, а возможно только неспешное курсирование по поверхности воды. А вот, скажем, для серфинга и регаты буркини - в самый раз.

Но представительницы ислама в арабских странах о водных видах спорта не задумываются в принципе. Море - это место, где нужно плескаться у берега, следя за резвящимися детьми. И никакие новомодные модели не изменят вековой традиции. Покорять волну или исследовать морские глубины - это не про женщин. Как, собственно, не про женщин бег, велоспорт, теннис или сноубординг. Европейские мусульманки, напротив, стремятся побороть эти стереотипы.

Скоростные заплывы в такой одежде невозможны, а возможно только неспешное курсирование по поверхности воды. А вот, скажем, для серфинга и регаты буркини - в самый раз. Фото Максима Платонова

Пляжный десант

Мечты активных мусульманок о водных видах спорта в России заканчиваются ровно там, где заканчиваются безлюдные водоемы и начинаются переполненные пляжи с неизбежными атрибутами в виде обнаженных тел и бесконтрольного потребления алкоголя. Зрелище это для мусульман тяжелое и бесполезное, к тому же запретное.

Впрочем, иные отчаянные героини в черных просторных платьях умудряются втиснуться в толпу загорающих сограждан и просидеть пару часов на солнцепеке, попутно ругаясь на излишне любопытных прохожих, которые тычут в них пальцем и допускают оскорбительные реплики. И потом мы читаем об ущемлении прав мусульманок и недовольстве отдыхающих.

Даже в странах, где к присутствию на пляжах и в отелях мусульманок стараются относиться лояльно, случаются казусы. Ведь некоторые женщины прыгают в бассейн ни в каких не в купальниках, а ровно в той же одежде, в которой убирают двор и посещают заведения с нечистотами. Иногда эти женщины объединяются в большие семейства, и остальные посетители вынуждены ретироваться. Тут уж глупо списывать возмущение туристов на исламофобию, когда не соблюдаются элементарные правила гигиены.

Демонстрация отсутствия

Пока по всему миру открывается все больше и больше отелей и курортов, ориентированных на мусульман, - с раздельными бассейнами, мечетями внутри, халяльным питанием, особой женской зоной, в России только в избранных регионах спокойно отнесутся к хиджабу и предоставят халяльное меню. С этим меню тоже непросто: редко какой отель у нас откажется летом от продажи алкоголя и свинины, так что насчет мяса-халяль на соседней тарелке возникают некоторые сомнения.

Пока по всему миру открывается все больше и больше отелей и курортов, ориентированных на мусульман, - с раздельными бассейнами, мечетями внутри, халяльным питанием, особой женской зоной, в России только в избранных регионах спокойно отнесутся к хиджабу и предоставят халяльное меню. Фото gid.turtella.ru

Инициативы устроить отдельный пляж для мусульманок уже много лет не встречают поддержки: дорого, сложно, велико сопротивление общества. Ведь определенная часть последователей ислама в России тоже категорически против мусульманских женских пляжей, поскольку убеждена, что женщине негоже развлекаться в водоемах, отдыхать на курортах и иными способами уподобляться праздной толпе неверующих.

Мы найдем в этом «лагере» и женщин, которые буквально приходят в ужас от мысли, что мусульманка появится на берегу. Неважно, надето на ней неподобающее буркини, плотное широкое платье или классический никаб: она вообще не должна показываться на людях и демонстрировать свое существование. Тем более что «любой желающий» может подняться в воздух на вертолете и оттуда вдоволь налюбоваться купающимися грешницами. Так что лучше уж без пляжа.

Коран перед сном

Но на одних лишь мусульманских купальниках, конечно, свет клином не сошелся. Если пляжи с лежаками недоступны, есть, в конце концов, катамараны, гидроциклы, «бананы», водные батуты. Отдых у воды можно чередовать с походом в горы или в лес, где женщин сопровождают мужчины. Путешествуя, наслаждаться пейзажами, осматривать достопримечательности, кататься на верблюдах и дегустировать местную кухню.

Услуги халяль-отелей стоят недешево. Фото oae-tut.ru

Все это реально проделывать, не пользуясь услугами халяль-отелей, которые, к слову, стоят недешево. Мусульманам только нужно соблюдать нехитрые правила: одеваться в соответствии с требованиями шариата - причем это касается и мужчин, которым следует прикрывать область от пупка до колена; употреблять дозволенную пищу и безалкогольные напитки; по-прежнему совершать пятикратную молитву и не заводить «легких» знакомств с противоположным полом.

Впрочем, все эти курортные изыски - для избалованных гурманов и тех, кто целый год задыхался в индустриальных буднях. Сельским жителям не до путешествий, самый сезон работы в огородах: покос, посев, полив, первый урожай… Так что наиболее популярным видом отдыха в религиозных семьях по-прежнему остается чтение Корана перед сном. Хотя от халяльного шашлыка на дачном участке в приятной компании вряд ли кто откажется, и для этого не нужно покупать путевки и облачаться в буркини.

Айша-Галина Бабич

Справка

Айша-Галина Бабич - журналист, писатель, блогер.

  • Родилась и выросла в Москве.
  • Окончила факультет информатики РГГУ и Высшую школу журналистики Международного университета в Москве.
  • Работала редактором сайта Ислам.Ру, публиковалась в различных мусульманских изданиях (в газете «Ислам-info», журналах «Ислам», «Мусульманка», «Четки»), а также в газетах «Московский комсомолец», «Независимая газета», сотрудничала с «Российской газетой». Колумнист «Реального времени».
  • Экс-продюсер телеканала Russia Today.
  • Возглавляла редакцию журнала Muslim Magazine.
  • Автор книг «Многоженство: советы и комментарии» и «40 рассказов про ислам».
  • Приняла ислам в 2002 году.
  • Замужем, воспитывает сына.

Само слово “хиджра” (переселение) имеет именно такое значение, и для этой цели является обязательной для мусульманина. Если же мусульманин продолжает жить в стране неверных, то это указывает на его дружеские связи с ними, и поэтому Аллах запретил мусульманам жить среди неверных, если они в состоянии сделать переселение (хиджра). Всевышний Аллах сказал: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут: “В каком положении вы находились?” Они скажут: “Мы были слабыми на земле”. Они скажут: “Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней?” Их обителью станет Ад. Как же скверно это место прибытия! Это не относится только к тем слабым мужчинам, женщинам и детям, которые не могут ухитриться и не находят пути выхода. Таких Аллах может простить, ведь Аллах – Снисходительный, Прощающий!». (ан-Ниса 4: 97-99).

Аллах не примет оправдания тех, кто проживал в странах неверных, кроме тех, кто не был в состоянии сделать хиджру, а также тех, чье пребывание там приносит пользу религии, как например, призыв людей к Аллаху и распространение Ислама среди неверных*.

*[Примечание]: Слова шейха о том, что необходимо переселяться из земли неверных в страны мусульман, если есть такая возможность, является основой. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я непричастен к каждому мусульманину, который проживает среди многобожников» . ат-Тирмизи 1604, Абу Дауд 2645. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.



Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не примет Аллах Всевышний и Великий от многобожника, принявшего Ислам, его деяния, пока он не оставит многобожников и не переселится к мусульманам» . ан-Насаи 5/83, Ибн Маджах 2536. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Имам ас-Синди (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Хиджра (переселение) из земли многобожников в земли мусульман является обязательной для каждого, кто уверовал. А тот, кто этого не совершает, является ослушником, который заслуживает того, чтобы Аллах не принял его дела!” См. “Хашия ‘аля Сунани-Ннасаи” 6/83.

Хиджра в Исламе занимает немаловажное место, и в ней множество пользы, в которой среди прочего: «уменьшение численности неверных и увеличение численности мусульман; помощь мусульманам против врагов; оберегание своей веры от искушений; не лицезрение открыто совершающихся пороков и разврата на землях неверных и многое другое». См. “Сильсилятуль-манахий аш-шар’ия” 3/217.

Хиджра из страны неверных в страну мусульман в своей основе является обязательной, однако если мусульманин, проживающий на земле неверных, не опасаясь за свою религию и себя, может открыто исповедовать Ислам, не опасаясь за свою религию и себя, то для него хиджра становится желательной, но не обязательной. В противном случае человек, не совершающий хиджру, тогда как у него есть на то возможность, попадает под те угрозы, о которых Аллах сказал в Коране. Хафиз Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Ученые единогласны в том, что тот, кто опасается за свою религию и имеет возможность совершить переселение, обязан это сделать” . См. “Тафсир Ибн Касир” 2/389.

Ан-Науауи писал: “Мусульманину, который находится в стране неверных (даруль-куфр) в слабом положении и который не имеет возможности открыто исповедовать в ней свою религию, запрещено проживать в этой стране, и он обязан совершить хиджру в исламскую страну (даруль-Ислам)”. См “Раудату-тталибин” 10/282.

Однако многие мусульмане полагают, что открытое исповедание своей религии заключается только в выполнении религиозных обрядов, как молитва, пост, посещение мечети, ношение бороды, платков и т.д. На самом же деле понятие «открытое исповедание религии» (изхару-ддин) несет в себе более широкий смысл, и в это входит в первую очередь то, что мусульманин может открыто говорить об истинных убеждениях Ислама, что неверие неверных – это заблуждение, что истина – это только Ислам. См. “ад-Дурару-ссания” 7/136-141 и “ар-Расаиль уа масаиль ан-Надждия” 3/30.

Всевышний Аллах об этом сказал: «Скажи (Мухаммад): “О вы неверные! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я”» (аль-Кафирун 109: 1-3).

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди говорил, что если мусульманин способен открыто молиться, поститься, однако неспособен открыто проявлять свое единобожие, иман и ‘акъиду, то он является тем, кто неспособен открыто проявлять свою религию. Он говорил, что земля неверных бывает двух видов: та, которая воюет и притесняет мусульман, и та, которая не воюет и которая является безопасной для мусульман. Указанием на это является то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил своим сподвижникам переселиться из Мекки, которая была землей притеснения и искушения для мусульман, в землю Эфиопии, несмотря на то, что она тоже была землей неверия. Однако эта земля была безопасной, и она была намного спокойней, чем земля искушения и смуты, и по этой причине сподвижники могли открыто исповедовать на ней свою религию. Но сподвижники не говорили открыто о заблуждении христиан, пока курайшиты не сообщили правителю Эфиопии о том, что они говорят об ‘Исе, что он не Бог, а раб и посланник Аллаха. И только когда Наджаша – правитель Эфиопии, позвал к себе мусульман, переселившихся на его землю, и спросил об этом, они ответили так, как есть, не искажая истину, что ‘Иса – посланник и раб Аллаха. См. “аль-Маджму’а аль-камиля” 7/68-69, сокращенно.

На основании изложенного становится ясно, что основа Ислама состоит в том, что мусульманин обязан проявлять открыто свою религию, как ее обряды (намаз, пост, и т.д.), так и само вероучение Ислама (как единобожие, ненависть к многобожию и неверным). Мусульманин не обязан объявлять во всеуслышание о заблуждении неверных, если неверные и без того знают, что этот мусульманин имеет такое убеждение. Но если его спросят об этом, он должен это сказать. Все перечисленное спадает с него только при отсутствии способности. Однако в наше время многим неверным неизвестно истинное отношение Ислама к их неверию и ложным идеологиям. И как это будет им известно, если среди мусульман распространяют идеи о том, что необходимо объединить все божественные религии, а это Ислам, христианство и иудаизм?! И это не смотря на то, что христиане не считают Ислам, иудаизм или иную религию истиной, так же, как и иудеи не считают ни Ислам, ни христианство, ни иную религию истиной!

Что же касается самого проживания в странах неверных, то оно несет в себе огромный вред и искушения для религии мусульман. Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Проживание в странах неверных содержит великую опасность для религии, нравов и поведения мусульман! Мы видели перемены во многих из числа тех, кто проживал в этих странах, видели, как они возвращались не такими, какими туда уезжали. Они возвращались нечестивцами, а некоторые вообще возвращались вероотступниками и неверными, которые издевались над религией и мусульманами, да упасет нас от этого Аллах!” См. “Маджму’у фатауа” № 388.

Спросили ученых Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима): «Дозволена ли хиджра в страну неверных для работы?» Они ответили: “Если ты желаешь работу и заработка, то езжай для этого в страну мусульман. Страны мусульман богаче, чем страны неверных по причине того, что в поездках в страны неверных есть опасность для вероубеждения, религии и нрава” . См. “Фатауа аль-Ляджна” 12/58.

Шейх Салим аль-Хиляли говорил: “Я не видел мусульман слабее верой (иманом) чем те из них, которые проживали в странах неверных!” См. “Сильсилятуль-манахий аш-шар’ия” 3/218.

Однако в наши дни можно услышать, как некоторые мусульмане на приведенные аргументы важности хиджры говорят: «В наши дни невозможно и некуда делать хиджру!» И они заявляют о подобном несмотря на слова Всевышнего Аллаха, который говорит: «О рабы Мои верующие! Воистину, земля Моя обширна, поклоняйтесь же Мне!» (аль-‘Анкабут 29: 56).

Всевышний Аллах также сказал: «Кто совершает переселение на пути Аллаха, тот найдет на земле много пристанищ и изобилие» (ан-Ниса 4: 100).

Что же касается некоторых заблудших, то они пошли еще дальше и назвали такое великое предписание Ислама, как хиджра – трусостью. Свят Аллах, до чего же они отвращены!

Сказал шейх Усеймин в шархе на три основы:

Говоря о переселении, автор «Аль-Мугни» классифицирует людей следующим образом: - Для некоторых из них переселение является обязательным. Речь идет о тех, кто может сделать это и не имеет возможности открыто исповедовать свою религию. Таким образом, если жизнь среди неверных исключает возможность исполнения человеком его религиозных обязанностей, то ему следует переселиться, ибо Аллах Всевышний сказал: «Те, кого упокоят ангелы причинившими несправедливость самим себе, они скажут: ‘В каком положении вы были?’ Они скажут: ‘Мы были слабыми на земле’. Они скажут: ‘Разве не была земля Аллаха достаточно обширной для того, чтобы вам переселиться на ней?’ Убежищем для таких послужит геенна, и скверная это участь!». «Женщины», 97. Это – серьезная угроза, свидетельствующая об обязательности переселения, ибо выполнение религиозных обязанностей является обязательным для тех, кто может их выполнять. Переселение же в данном случае является необходимым условием для их выполнения, а то, без чего невозможно совершить нечто обязательное, и само является обязательным. См.: «Аль-Мугни», т.8, стр.457.

Если же оба основных вышеупомянутых условия соблюдены, то можно указать на следующие возможные случаи:

ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ: когда мусульманин живет в стране неверных для осуществления призыва и внушения людям склонности к исламу. В этом случае проживание там является одним из видов джихада, обязательным для тех, кто способен его осуществлять, при том условии, что осуществлению этого призыва и ответу на этот призыв никто не будет мешать. Обязательным же этот вид джихада является потому, что призыв к исламу относится к числу религиозных обязанностей, этим путем некогда шли посланники Аллаха, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел мусульманам сообщать о нем другим людям во все времена и в любом месте, сказав: «Сообщайте обо мне, даже если это ограничится одним аятом».

ВТОРОЙ СЛУЧАЙ: когда мусульманин живет в стране неверных с целью изучения их положения и ознакомления с их порочными воззрениями, недействительными формами поклонения, нравственным разложением и царящей среди них вседозволенностью, чтобы потом предостеречь людей об опасности обольщенности ими и объяснить восторгающимся ими истинную суть их положения. В этом случае проживание так также является одним из видов джихада, поскольку оно связано с предостережением мусульман от неверия и неверных и подразумевает собой побуждение к исламу и его руководству, так как порочность неверия сама по себе указывает на благо ислама, что подтверждает правильность утверждений о том, что все познается через свою противоположность. Однако при этом осуществлять свою задачу он должен так, чтобы это не приводило к чему-то еще более пагубному. Так, например, если человек не сможет добиться осуществления своей цели по той причине, что ему помешают распространять сведения о положении неверных и предостерегать от этого других, то в пребывании его там не будет никакой пользы. Точно также можно сказать, что если он выполняет свою задачу, но это приводит к усугублению положения, например, если его действия приведут к тому, что люди станут поносить ислам, посланника ислама и имамов ислама, то подобную деятельность надо будет прекратить, ибо Аллах Всевышний сказал: «Не поносите тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а то они станут поносить Аллаха из враждебности, не обладая знанием. Так украсили Мы всем людям дела их! Потом к Господу их будет возвращение, и известит Он их о том, что они творили». «Скот», 108.

Подобным этому является тот случай, когда мусульманин живет в стране неверных для того, чтобы быть соглядатаем мусульман, узнавать о кознях, замышляемых против них, и предостерегать их об этом. Так, например, известно, что в свое время, а именно – перед битвой у рва, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) послал Хузайфу бин аль-Йамана к многобожникам для того, чтобы тот разузнал о них все, что можно.

ТРЕТИЙ СЛУЧАЙ: когда мусульманин живет в стране неверных в интересах мусульманского государства для налаживания его отношений со страной неверных, что относится, например, к сотрудникам посольств. Так, атташе по делам культуры находится там для того, чтобы наблюдать за положением студентов и побуждать их к твердой приверженности религии ислама и соблюдения исламских нравственных принципов, благодаря чему достигается большая польза и устраняется великое зло.

ЧЕТВЕРТЫЙ СЛУЧАЙ: когда мусульманин живет в стране неверных в силу необходимости для осуществления чего-либо дозволенного, например, для торговли или лечения. В этом случае пребывание в стране неверных допустимо по мере необходимости, ибо на дозволенность посещения стран неверных для торговли указывали обладающие знанием, да помилует их Аллах, ссылавшиеся на слова некоторых сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) да будет доволен ими Аллах.

ПЯТЫЙ СЛУЧАЙ: когда мусульманин живет в стране неверных с целью получения образования. Этот случай подобен предыдущему, однако при этом мусульманин сталкивается с большими опасностями для своей религии и своей нравственности, чем тогда, когда он занимается торговыми делами, ибо он ощущает превосходство своих учителей над собой, а это приводит к тому, что он начинает почитать их, соглашаться с их взглядами, идеями и образом действий и подражать им, что происходит со всеми за исключением тех, кому посчастливиться уберечься от этого по воле Аллаха, но таких бывает немного. Кроме того, ученик ощущает потребность в своем учителе, а это приводит к тому, что он начинает добиваться его расположения и заискивать перед ним, несмотря на все его отклонения и заблуждения. Кроме того, у любого студента есть соученики, из числа которых он выбирает себе друзей, начиная любить их, искать близости с ними и перенимать что-то от них. С учетом опасности всего этого мусульманину необходимо проявлять больше осторожности, чем в предыдущих случаях, а поэтому наряду с двумя вышеупомянутыми основными требованиями он должен соблюдать и целый ряд требований дополнительных:

ПЕРВОЕ: студент должен отличаться большой умственной зрелостью, с помощью которой он мог бы отличать полезное от вредного и предугадывать события. Что же касается отправления на учебу малолетних подростков и тех, кто еще не достиг необходимой умственной зрелости, то это представляет собой огромную опасность не только для их религии и нравственности, но и для их народа, ибо когда они вернутся назад, то станут распространять вокруг себя тот яд, которого неизбежно наберутся от неверных, что неоднократно подтверждалось и будет подтверждаться и впредь реальными фактами. Так, например, многие из тех, кого посылали туда на учебу незрелыми, возвращались назад, утратив и то немногое, чем они обладали раньше, и отклонившись от своей религии и нравственных основ, что принесло и им и тому обществу, к которому они принадлежали один лишь явный вред. Таким образом, отправлять на учебу к неверным людей незрелых все равно, что отдавать овец на растерзание хищникам.

ВТОРОЕ: человек, приобретающий знания у неверных, должен быть осведомленным в области шариата настолько, чтобы это позволяло ему отличать истинное от ложного и бороться с ложью с помощью истины. Это необходимо для того, чтобы не поддаваться на обман того ложного, которого придерживаются неверные, и не принимать это за истину, или же не путаться в этом или не оказаться слабым настолько, чтобы не суметь противостоять этому, в результате чего человек впадает в растерянность или сам начинает следовать ложному.

Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху со следующей мольбой: «О Боже, сделай так, чтобы истинное представало передо мной в истинном свете, и дай мне силы следовать ему, и сделай так, чтобы ложное представало передо мной также в истинном свете, и дай мне силы отстраняться от него, и не делай этого неясным для меня, чтобы я не впал в заблуждение!»

ТРЕТЬЕ: обучающийся у неверных должен придерживаться своей религии столь твердо, чтобы она могла защитить и уберечь его от неверия и отклонений, так как человек, который недостаточно твердо придерживается установлений своей религии, не может спастись от всего этого, проживая среди неверных, только если это будет угодно Аллаху, ибо нападающий в этом случае окажется сильным, а оказывающий сопротивление – слабым. Хорошо известно, что в странах неверных существует много такого, что настойчиво побуждает людей к неверию, и поэтому если сопротивление окажется слабым, все эти факторы немедленно начинают оказывать свое воздействие.

ЧЕТВЕРТОЕ: наличие необходимости в том знании, ради приобретения которого мусульманин живет в стране неверных, полезность того, что он изучает, для мусульман и отсутствие возможности приобретения такого знания в странах ислама. Если же подобное знание является излишним и не принесет мусульманам никакой пользы или если тому же можно научиться и в какой-либо из мусульманских стран, то пребывание в стране неверных с целью обучения становится для мусульманина непозволительным ввиду той опасности, которую оно представляет собой для его религии и нравственности, и связанной с этим пребыванием бесполезной тратой больших материальных средств.

ШЕСТОЙ СЛУЧАЙ: когда мусульманин перебирается в страну неверных на постоянное место жительства. Подобно является наиболее опасным из всего вышеупомянутого и влечет за собой постоянное общение с неверными и заставляет человека ощущать себя гражданином той или иной страны, обязанным любить то, что любят остальные, и добиваться близости к этому. Кроме того, среди неверных оказываются и члены его семьи, которые начинают перенимать нравы и обычаи неверных и могут даже воспринять их воззрения и формы богослужения, и именно поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) как сообщается в одном из хадисов, сказал: «Тот, кто соединяется с многобожником и живет с ним, уподобляется ему».

Имеется и другой хадис, передаваемый со слов Кайса бин Абу Хазима, ссылавшегося на сообщения Джарира бин Абдуллаха (да довольствуется им Аллах) о том, что однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я непричастен ни к кому из тех мусульман, которые живут среди многобожников». Его спросили: «Почему, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Никто из них не должен видеть огня другого». Так может ли прийти к благу душа того мусульманина, который живет в стране неверных, где открыто совершаются их обряды и где решение принадлежит не Аллаху и не Его посланнику, если он видит это, слышит это и соглашается с этим, и, более того, принадлежит к этой стране и живет в ней вместе со своей семьей и детьми, несмотря на ту великую опасность, которую все это представляет собой для его религии?! Вот что мы может сказать о пребывании мусульманина в стране неверных, и мы просим Аллаха, чтобы слова наши не расходились с истиной и не противоречили бы здравому смыслу. Источник комментарии к книге «три основы». [Конец примечания].

Часто бывает так, что приобретение какого-то движимого либо недвижимого имущества для человека или целой организации бывает невыгодным. Иногда могут «кусаться» цены, в некоторых случаях покупка объекта не имеет смысла из-за постоянной изменчивости ситуации на рынке. И здесь на помощь приходит такой экономико-правовой инструмент, как аренда. Ислам, будучи системой, помогающей людям во всех сферах жизни, накладывает собственные рамки на эту форму имущественных отношений сторон.

В арабском языке аренда обозначается словом «иджар» , что можно перевести как «продажа права пользования», «выгода». Шариатское определение этого явления следующее: заключение сделки между сторонами на определённое время по поводу какого-то имущества, направленное на извлечение пользы, на основе взаимного согласия.

Фактически в исламском праве аренда делится на два вида: 1 - аренда, направленная на извлечение какой-то пользы (речь идёт о недвижимом имуществе, транспортных средствах, одежде, бытовой технике и так далее); 2 - найм человека для выполнения определённой работы (например, строительство, пошив одежды, разработка сайтов, написание текстов и прочее).

Коран и Благородная сунна об аренде

В Священном Коране в двух местах говорится об арендных отношениях между сторонами, однако в этих случаях упоминания носят эпизодический характер.

В суре «Ат-Талак» сказано следующее:

«Предоставьте на определённый срок пристанище для разведённых женщин…» (65:6)

В суре арендные отношения упоминаются в контексте истории пророка Мусы (а.с.):

«Одна из дочерей Шугайба сказала: «Отец, найми его в качестве пастуха! Он будет лучшим среди тех, кто может справиться с этим». На это Шугайб ответил: «Я хотел бы, чтобы ты женился на одной из моих дочерей. В качестве выкупа невесты ты можешь предложить мне наёмную работу в моих интересах в течение 8 лет…» (28:26-27)

В сборнике хадисов имама аль-Бухари можно найти изречение Заключительного посланника Всевышнего Мухаммада (с.г.в.) о том, как он рассказывал сподвижникам о своём прошлом. Не осталась в стороне и его трудовая деятельность в форме найма: «Кто бы ни посылался Аллахом на этот свет, он всё равно пас овец. И я тоже. Я делал это для жителей Мекки, они платили мне за этот труд несколько каратов».

Условия аренды в исламе

Арендные отношения предполагают наличие двух основополагающих моментов. Речь, как и в случае , идёт о предложении (иджяб) и согласии (кабул).

Условия заключения арендного соглашения сводятся к нескольким пунктам:

1) Человек должен быть разумным, то есть ему должно быть, как минимум, 7 лет. В столь юном возрасте он может выступать в качестве субъекта подобных имущественных отношений только после получения разрешения от опекуна.

2) У арендуемого имущества обязательно должен иметься собственник. Аренда не производится в отношении тех вещей, собственник или опекун которых неизвестен.

3) В соглашении должны быть детально разобраны сущность арендуемого, время аренды либо найма (если речь идёт о людях, приглашённых на проведение какого-то вида работ). Между сторонами не должно быть недосказанности, дабы избежать связанных с этим конфликтов.

4) Арендуемая вещь либо услуга должны быть такими, что они действительно имеют те свойства, на которые рассчитывает арендатор. Кроме того, эти качества должны соответствовать Шариату. Например, если администрация мечети ищет уборщицу и находит её, то она на момент проведения работ должна находиться в чистом состоянии (отсутствие менструации). Иначе ей будет запрещено заходить в мечеть, и она не выполнит условий заключённого договора найма.

5) Польза от аренды либо найма должна полностью соответствовать исламскому праву. В этом смысле запрещается нанимать людей для совершения какого-то преступления или производства харамной продукции и услуг.

6) Нельзя нанимать человека, если предполагается, что он будет совершать действия, обязательные для него, согласно исламскому праву. Например, брать деньги за проведённый намаз неприемлемо. Однако если речь идёт о проведении занятий, например, по , исламскому праву, о строительстве мусульманских храмов, то указанный запрет не действует.

7) Человек, которого наняли для совершения какой-то работы, не должен напрямую извлекать для себя пользу от результата работы, так как последний относится не к нему, а к нанимателю. Правоведы трактуют этот случай как то, что рабочему нельзя выдавать плату результатом его работы. Например, если человек должен был произвести деревянные фигурки, то с ним нельзя расплачиваться этими же игрушками.

8) Если объект аренды является движимым имуществом, то арендодатель должен предоставить арендатору его лично.

9) Объект арендных отношений не должен обладать какими бы то ни было изъянами, которые делают невозможным пользование всеми доступными свойствами.

Случаи аннулирования арендных соглашений:

  • в связи со смертью одной из сторон-участников договорных отношений;
  • если стороны едины во мнении, что необходимо расторгнуть соглашение по какой-то причине;
  • если при определённых обстоятельствах арендуемая вещь потеряла свою сущность (была, например, уничтожена);
  • срок арендных договорённостей истёк, и стороны решили их не продлевать.

Кому мусульмане не могут сдавать собственность в аренду

Перечисленные выше условия аренды отличаются тем, что их реализация относительно проста в условиях однородной исламской среды, где вопрос соответствия предпринимательской деятельности Шариату стоит не так остро. Но что делать, когда мусульмане вынуждены вступать в деловые отношения в светском обществе, в регионах, где представители ислама не доминируют? Как быть, если арендатор собирается открыть в помещении, принадлежащем мусульманину, стриптиз-бар, кредитную организацию или магазин, в котором продаются спиртные напитки?

Ответ на эти вопросы, согласно исламскому праву, не так прост, как кажется. Ученики и основатели других мазхабов суннитского ислама полагали, что предоставление имущества в аренду на подобные цели запрещено. Абу Ханифа считал так же, но с некоторыми оговорками, о чём будет сказано ниже. Экономическая выгода как критерий в вышеприведённых ситуациях совершенно не учитывается. Банковские учреждения, микрофинансовые организации, которые, как правило, не имеют проблем с деньгами, могут предлагать привлекательную цену за арендуемую площадь, но правоверный мусульманин обязан не поддаваться искушению и отказать подобному потенциальному арендатору.

Под запрет подпадают также и классические страховые компании западного образца, которые имеют дело с неопределённостью. Что это значит? Страховщики берут с клиента взносы, возвращение которых даже в случае оговоренных в договоре условий может не произойти. В результате человек платит деньги страховщику, а тот может благодаря собственной юридической изворотливости вообще ничего не делать и избежать впоследствии материальных выплат в пользу застрахованного. Кроме того, очень рискованно сдавать в аренду помещения под гостиницы, студии массажа, сауны и бани, которые в определённых местностях часто используются, помимо прямого их назначения, как место совершения плотского греха.

При этом стоит отметить, что собственник помещения может не отвечать за действия арендатора, если последний намеренно вводит в заблуждение владельца недвижимости. Например, изначально было обговорено, что в том же массажном салоне женщины будут обслуживать исключительно женщин и наоборот, но на деле оказалось, что арендатор на постоянной основе устраивает «фестиваль зины» - в этом случае собственник не несёт перед Всевышним никакой ответственности. Аналогично трактуется ситуация, если в магазине изначально был оговорён запрет на продажу алкогольных напитков, но арендатор не выполняет этот пункт соглашения. Однако, конечно, лучше не допускать подобной ситуации и держать деятельность арендатора на предмет её соответствия договору под контролем.

Имам Абу Ханифа считал, что в условиях, когда мусульманин живёт в стране, где его единоверцы составляют меньшинство, сдача в аренду помещений или каких-то предметов для открытия магазина со спиртным не является запретным. Однако делать подобное в мусульманской стране категорически запрещается.

Вступление в арендные отношения с представителями других религий, например, христианами или иудеями, допускается всеми авторитетными учёными. Имам Абу Ханифа полагал, что они могут даже открывать в арендуемых помещениях собственные храмы и другие религиозные объекты, тогда как его ученики и имамы других суннитских мазхабов считали подобные соглашения противоречащими Шариату.



Публикации по теме