Как побороть лень к учебе. Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду

Когда кажется, что ребенок ленивый, мы стараемся сделать все, чтобы побороть это: наказываем, ругаем, заставляем. В борьбе с этим «недугом» важно понять, что лень - не болезнь, она взращивается из самых, казалось бы, благих намерений. Да, даже самые «правильные» методы воспитания могут «помочь» вырастить .

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: 6 ПРАВИЛ, КАК ВОСПИТАТЬ ЛЕНИВОГО РЕБЕНКА

Для того, чтобы воспитать лентяя, необходимо иметь определённый набор правил, не подлежащих сомнению и пересмотру. Правила, о которых я расскажу ниже, являются универсальными руководствами к действию. Придерживаясь их, вы гарантированно получите на выходе доброкачественного лентяя.

На первый взгляд может показаться, будто эти правила, наоборот, помогают закалить в ребёнке самые лучшие качества: усидчивость, настойчивость и целеустремлённость. Но это не так.

Правило №1: Каждый ребёнок рождается лентяем

И если его не принуждать к труду, инициативу он никогда не проявит. Заставляйте ребёнка делать через «не хочу». Он привыкнет к принуждению и, в конечном итоге, станет трудолюбивым и успешным человеком. Если ребёнка не заставлять, то он превратится в тунеядца, который не готов ко взрослой жизни.

Правило №2. Ребёнок должен быть послушным

Если ребёнок не слушается, необходимо сделать всё возможное, чтобы добиться его послушания. Если сказали сделать уроки, убрать в комнате или помыть посуду, он должен выполнить приказание немедленно. В результате такого воспитания ребёнок станет трудолюбивым, хозяйственным и дисциплинированным.

Правило №3. Лучший способ отучить ребёнка от нежелательного поведения — это наказания и лишения

Заберите компьютер, и ребёнок начнёт хорошо учиться. Запретите гулять на улице, если он плохо себя вёл, и тогда, в страхе перед наказанием, он обязательно исправится.

Если ребёнок капризничает, идя против вашей воли, то делает это лишь потому, что вредничает. Каковы причины капризов? Никакие. Просто он ещё маленький и глупенький. Лучше наказать его без вопросов и выяснений. Тогда ребёнок перестанет вредничать.

Правило №5. Задача родителей — защитить ребёнка от ошибок

Если ребёнок что-то делает неправильно, сообщите ему об этом заранее. Объясните ребёнку, что способ, которым он хочет достичь своей цели, неверный. Покажите ребёнку лучший вариант, которого он не увидел сразу. Защищайте ребёнка от подобных ошибок и тогда он возьмёт от жизни гораздо больше, чем смогли взять вы.

Правило №6. Высокие требования сделают из ребёнка настоящего человека

Ребёнок должен быть послушным, честным, умным, целеустремлённым. Должен хорошо учиться в школе, не быть эгоистом, должен помогать по дому, уважать старших, заниматься спортом и приносить радость. Постоянно сравнивайте ребёнка с более успешными детьми или указывайте ему на его недостатки. Это мотивирует ребёнка стать лучше и он обязательно изменится.

Все эти правила настолько мощны, что применение даже одного из них даёт стабильный и надёжный результат в воспитании лентяя. Они как зёрна — посадите их в благодатную детскую почву и однажды маленький стебелёк вырастет в могучее дерево. Посадите все зёрна — и вы получите роскошный сад.

ПРИВИВАЕМ НЕЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ

Людям нравится заниматься делами, которые заставляют их переживать приятные эмоции. И, наоборот, чем больше негатива связанно с конкретным действием, тем меньше желания его делать. Соответственно, негативные переживания по отношению к учёбе тоже отбивают желание учиться.

В первую очередь, родителям рекомендуется ругать ребёнка за плохие оценки. Получил двойку — плохо, получил пятёрку — так и должно быть. За низкий балл ребёнок должен получать больше негатива, чем позитива за хорошую успеваемость. То есть, наказание должно быть более ощутимым и запоминающимся, нежели поощрение.

Вот несколько хороших примеров для наказаний: подзатыльник, ремень, запрет гулять на улице, запрет на компьютер или телевизор. Наказание желательно сопровождать чтением нотаций, подавляющих ребёнка. Чем хуже он себя чувствует, тем больше ненавидит школу.

Ругать и наказывать

Плохие оценки обязательно должны ассоциироваться с негативными переживаниями. Это постепенно убивает интерес к получению знаний. Если ребёнок получил двойку и, возвращаясь домой, мучительно думает: “Родители меня за это убьют!”, значит часть воспитательной задачи выполнена. Тех, кто добился подобного результата, можно поздравить с успехом!

Заставлять

Для получения более ощутимых последствий, рекомендую заставлять ребёнка делать домашнее задание сразу же после наказания. В этом случае, подсознание быстро устанавливает связь между уроками и такими эмоциями как подавленность, безысходность, обида и злость на родителей, а также ненависть к школе. Теперь, как только ребёнок подумает о домашнем задании, автоматически будут возникать негативные переживания и дискомфорт в теле.

Метод "дворника"

Следующий подход называется «метод дворника». Это подход, в котором родители говорят нечто вроде: “Будешь плохо учиться — на работу не устроишься. Станешь дворником или уборщиком”. Негативная мотивация является хорошим подспорьем в воспитании будущего лентяя, потому что, в большинстве случаев, действует подавляюще. Не стоит говорить ребёнку о том, что произойдёт, если он будет хорошо учиться. Позитивная мотивация не помощник в воспитании лентяя. Поэтому лучше сразу о ней забыть.

Сравнение с успешными

Напоследок ещё один приём — сравнивание с успешными. Родители, сравнивающие ребёнка с более успешными детьми, добиваются прекрасных результатов. Они дают понять ребёнку, что он хуже других. Частое сравнивание укрепляет в нём эту убеждённость.

ПРИВИВАЕМ ЛЕНЬ К УБОРКЕ

Взрослый зашёл в детскую комнату и увидел бардак. Ребёнок играется в игрушки. Что должен делать ответственный родитель, желающий воспитать лентяя? Правильно. Нужно дать распоряжение, чтобы ребёнок немедленно навёл порядок. Конечно, он будет сопротивляться и высказывать своё недовольство, но заставить его необходимо.

Не следует идти на компромисс, если ребёнок просит убрать позже. Также родителей не должно интересовать, что ребёнок занимается интересным для него делом. Уборка должна быть сделана немедленно. В случае сопротивления стоит применить любой доступный способ принуждения: накричать, дать подзатыльник или отшлёпать по заднице.

Регулярное применение данного подхода даёт очень хорошие плоды — ребёнок возненавидит уборку и при первой же возможности будет избегать её.

В подсознании ребёнка отпечатывается шаблон: я играю — мне интересно — приходят родители — заставляют убирать — ругают — у меня нет выбора — я раздражён и подавлен — я не могу делать то, что хочу — я вынужден убирать. Уборка — это плохо. Уборка — это препятствие перед любимым занятием. Как только родительский контроль ослабеет, я буду наслаждаться возможностью не убирать!

Таким же образом в ребёнке можно пробудить лень к мытью посуды или хождению в магазин. Конечное явление данного подхода — внутренний саботаж и негативные эмоции при одной мысли, что сейчас предстоит сложить разбросанные вещи, подмести и помыть пол. Когда ребёнок станет взрослым и начнёт жить отдельно, то велика вероятность, что бардак в его квартире станет нормой: вещи на стульях, мусор на ковре, пыль на мониторе и, конечно же, гора грязной посуды.

А сейчас предостережение о возможной ошибке!

Родителям не стоит убирать и мыть посуду слишком часто, так как дети впитывают родительское поведение словно губка. Если взрослые вообще не заставляют, а делают всё сами, то дети копируют их поведение. Тогда мотивация к наведению порядка становится внутренней, а не внешней. То есть, рано или поздно дети начинают самостоятельно наводить порядок если видят, что пора убрать.

Это не в наших интересах. Поэтому отвлекайте ребёнка от важных для него дел и заставляйте. Как вариант, вы можете сказать: “Мы целый день зарабатываем для тебя деньги, а ты пол дня сидишь дома и даже не убрал в квартире”. Чем больше негатива получит ребёнок от родительских нотаций, тем меньше его желание.

Также источником лени могут быть неуверенность в себе и сомнения в своих действиях. Поэтому, чтобы искоренить лень, .

Какие корни лени? Как их обнаружить и обезвредить ещё в начальной стадии, пока они не переросли в привычку? Иногда так и хочется наорать, наказать, поставить в угол, и, чего уж греха таить, замахнуться прутиком, а то и испытанным «дедовским» - «папиным» ремнём… Вот только помогают такие способы далеко не всегда и не ко всем чадам. Легко принудить, подчинить маленького человечка выполнить вашу волю, а вот научить, как переломить эту пресловутую лень-матушку, которая раньше нас родилась, не получается. Чаще всего оборачиваются эти методы озлоблённостью и непониманием, а иногда и разъединяют детей и родителей на долгие годы отчуждённости и холодности. Значит, надо находить что-то другое в способах, чтобы интересы и желания обеих сторон совпали: родителям – желаемый результат, ребёнку живое участие и интерес.

Надо ли при этом изобретать велосипед? Может, есть какой-нибудь готовый рецепт борьбы с этой слащавой тягомотиной? Одна моя знакомая, творчески переработав эпизод из «Джентельменов удачи» придумала способ, играя заставить сына мыть тарелки, убирать игрушки, складывать разбросанные вещи. Можно устраивать игру наперегонки с личным участием одного из родителей. В общем, здесь неограниченное количество вариантов. Правда, вам придется время от времени менять репертуар. Но игры помогут бороться с ленью у лентяев лет эдак до 10. А потом лень входит в трудно исправимую привычку, борьба с которой может перерасти в настоящую психологическую войну с «капаньем на мозги» и откровенным саботажем… И всё-таки надо как-то уживаться, быть терпимее и выносливее маленького террориста.

В старшем возрасте очень хорошим способом борьбы с ленью может стать серьёзные задания и серьёзная ответственность за домашние дела. Детские психологи говорят, что помогать взрослым дети могут с самого раннего возраста. Надо только давать им посильные, понятные задания и обязательно контролировать их исполнения до конца.

Хорошую помощь в борьбе дают также занятия спортом. Иногда хорошим стимулом может служить собственный пример или пример из жизни кумиров. Иногда проявлением детской лени может быть просто усталость. Вам кажется, что ребёнок ленится, а ему хочется просто отдохнуть. Будьте терпеливы и внимательны, не раздражайтесь, а просто поговорите со своим ребёнком. В любом случае, помните, что лень – не самая страшная вещь в жизни!

Как бороться с детской ленью?

Ох уж эта лень! Сколько родительских нервов истрачено в бесплодных попытках побороть лень своего чада! Почему же ленятся наши детушки и как с детской ленью бороться? Оказывается, не всякая лень вредна. Наверняка, Вам приходилось не раз услышать выражение: «Лень – двигатель прогресса». Человеку «лень» самому ходить и он научился использовать для своего передвижения лошадей, а позже – автомобили. Домохозяйкам стало намного легче, когда на помощь им пришли пылесосы, стиральные и посудомоечные машины. А разве можно сказать, что авторы этих замечательных изобретений были ленивы? Порой всю жизнь изобретатель работал, не покладая рук, чтобы добиться нужного результата.

Первый способ борьбы с детской ленью в «зародыше» - это давать ребенку возможность довести начатое им дело до конца. И не доделывать за ним! Ребенок должен усвоить, что все начатые дела он должен завершать, а не ждать помощи от мамы. Если ребенок ленится учиться, не спешите наказывать его. Вполне возможно, что лень – это ответная реакция детского организма на перегрузки. Ребенок просто не в силах справиться с нагрузкой и его организм настоятельно требует передышки. При этом сам ребенок не имеет права снизить эту нагрузку. Тогда организм поступает хитрее – он заболевает. Все, теперь можно законно не ходить в школу!

Другая причина «ленивой» учебы ребенка кроется в отсутствии мотивации. Ребенку, особенно младшему школьнику, абсолютно невдомек, зачем же собственно нужна школа. Ходить в школу и высиживать там полдня, слушать учителей, а потом еще целый вечер просидеть за уроками. «Зачем мне это?» – спрашивает себя ребенок. И ответ: «Потому что так хотят родители», - ему ничего не объясняет.

Ярлык «лентяя» может показаться ребенку очень удобным и выгодным. Тогда он будет с удовольствием «носить» этот ярлык, прикрываясь им как щитом. Зачем что-либо менять, если можно сказать всем: «Мне лень!» - и пусть окружающие осудят, но все равно примут. Ребенку намного сложнее признать, что его, например, обижают одноклассники, чем сказать: «Лень идти в школу!».

Выяснив, какова причина лени именно Вашего ребенка, Вы сможете помочь ему справиться с ленью. Если ребенок перегружен, помогите ему снять нагрузку, пересмотрите Ваши требования к нему. Не перегибаете ли Вы палку? От ребенка нельзя требовать чего-то не по возрасту, но это не значит, что его полностью нужно обслуживать. Ребенок 7-10 лет вполне может убрать на своем столе, помыть за собой тарелку, заправить свою постель, выносить мусор.

Мотивировать ребенка что-либо делать довольно сложно. Здесь уже важно Вам, как родителю, не полениться и придумать мотивацию. Например, малышу можно говорить: «Сложишь игрушки – быстрее пойдем на прогулку». Дети любят соревновательный момент, поэтому можно устраивать уборку «на перегонки», победителю – приз. Мотивацией для ребенка может стать даже простая похвала, особенно, при всех членах семьи. Гордость за проделанную работу – отличный стимул.

Конечно, «пилить» ребенка за лень, жаловаться знакомым: «Мой ребенок так ленив!», на самом деле, намного легче для родителей, чем проявить изобретательность и фантазию в борьбе с этой ленью. Не только строгость, но и ласка помогают родителям в нелегком труде воспитания. Огромного запаса родительского терпения желаем всем-всем мамочкам и папулям!

Откуда берется детская лень?

«Ребенок ничего не хочет делать; его не заставить выполнять элементарную работу по дому; уроки делает только из-под палки; просить о помощи – бесполезно!» – сколько раз мы слышали подобные жалобы и сами сетовали на нерадивость и леность своих детей? Педагоги и воспитатели тоже не остаются в стороне. По мнению многих, дети совсем не хотят учиться, интересуются только компьютерными играми и зарубежными мультфильмами. Не лучше обстоит дело и с общественной внеклассной работой.

Но давайте разберемся, в чем же причина такого массового заражения ленью, особенно в детской среде, и в лени ли вообще здесь дело. Вы наблюдали за детьми на детской площадке? Там каждый, в зависимости от своего темперамента и особенностей характера, занят делом. Кто-то целеустремленно нагружает песком самосвал, кто-то с упоением делает куличики, кто-то собирает листья и палочки.

В детском возрасте игра – это самый настоящий труд, и если не рассматривать случаи крайней патологии, то изначально все дети деятельны и любознательны. Меня все время поражает упорство, с каким дети стремятся сделать задуманное, достичь желаемого, например, научиться ходить. Ребенок падает снова и снова и тем не менее опять поднимается, чтобы сделать свой первый неуверенный шаг. Разве можно заподозрить лень у ребенка, который в десятый раз пытается донести на совочке песок и высыпать его в ведерко? Почему же потом этого же ребенка не заставить вынести мусор или решить задачу по математике? Откуда появляется лень, а точнее кто ее нашим детям прививает?

Как не грустно это осознавать, но виноваты мы с вами.

  • Мы – родители , которые не смогли или не захотели потратить время и силы, чтобы любовь ребенка к игре переросла в любовь к труду, к которому в свою очередь можно относиться как к игре.
  • Мы – педагоги и воспитатели, которые не нашли возможности сделать скучное обучение интересным, не нашли слов, чтобы замотивировать учеников на получение новых знаний и умений.
  • Мы – взрослые , которые своим примером не раз демонстрировали нелюбовь к работе или домашним обязанностям.

За одним словом «лень» скрываются два достаточно разных понятия. Есть лень как нежелание трудиться, работать, выполнять какие-либо задания. И есть лень как отсутствие желания делать вообще что-либо.

В первом случае причина лени кроется в отсутствии мотивации. Любые производимые действия должны удовлетворять какие-либо потребности. Ребенок будет с удовольствием учиться или выполнять, к примеру, работу по дому, если ему это интересно, если в результате он ощущает свою значимость и «правильность», если он получает бонусы в виде похвалы со стороны взрослых.

Во втором случае, когда речь идет о лени как о нежелании вообще что-либо делать, нужно быть очень аккуратным и внимательным по отношению к ребенку. За такой ленью может скрываться общая истощенность организма, как на физическом, так и на психическом уровне. Лень-апатия зачастую бывает следствием серьезных внутриличностных конфликтов. Ребенок не может решить очень важную для него проблему, и вследствие замыкается в своем внутреннем мире, впадает в анабиоз, тем самым замораживая чрезмерные внутренние переживания. Любая активность, выводящая его из состояния внутреннего сна, тщательно пресекается, и ни о каком стремлении к полезным делам не может быть и речи. В этом случае ребенку потребуется чрезвычайная чуткость и психологическая грамотность со стороны родителей, в некоторых случаях не обойтись и без квалифицированной помощи специалистов.

Далеко не редкость, что многие дети демонстрируют абсолютное нежелание что-либо делать. Например, родители просят помочь по дому, убрать свои игрушки или сделать собственными руками подарок бабушке на день рождения, а малыш или отказывается, или принимается за все с огромной неохотой, хотя само дело никак нельзя назвать сложным или невыполнимым. Скорее всего, он просто ленится. Почему так происходит и как справиться с детской ленью, расскажет «Я - Родитель».

Причины детской лени

1. Неправильное поведение родителей: излишняя опека

Причин детской лени - множество. Однако самые главные из них базируются на неправильном поведении родителей. Задумайтесь, как часто вы перехватывали у своего малыша инициативу: «Ты еще маленький, я сама все уберу!», «Не трогай, а то испортишь!», «Не бери чашку - разобьешь!». В подобных ситуациях родители попросту лишают ребенка инициативы и не разрешают ему заниматься каким-либо делом, предполагая, что сами справятся быстрее. В таком случае у малыша может и вовсе пропасть желание стремиться к самостоятельности: зачем, если все равно не разрешат или назовут «неумехой»?

2. Особенности темперамента

Рассуждая, ленивый ваш ребенок или нет, не забудьте остановиться на . Может быть, ваш малыш - холерик или сангвиник. Тогда становится ясно, почему ему не дается работа, требующая концентрации внимания и усидчивости. Скорее ее выполнит сосредоточенный флегматик или меланхолик. Однако крохи с названными типами темперамента будут с трудом выполнять задания, где необходима быстрота реакции и активное общение.

3. Скука

Причиной лени бывает и банальная скука. Дети всегда очень подвижны: им нужно постоянно бегать, что-то придумывать и куда-то выплескивать свою энергию. Если же родители или воспитатели в детском саду постоянно заставляют их сидеть тихо и не мешать, то веселые и любознательные дети превращаются в грустных и безынициативных.

Иногда встречаются ситуации, когда ребенок не может выплеснуть свою энергию в детском саду и, приходя домой, хочет вдоволь набегаться и наиграться, а родители вместо этого заставляют его заниматься скучными делами - например, убирать игрушки. То же случается, когда вечернюю прогулку с ребенком мама с папой заменяют на просмотр телевизора: малышу не удается выплеснуть свою энергию - он обижается, злится и, безусловно, ни о каком удовольствии от помощи по дому в таком случае уже не может идти и речи.

4. Непонимание: зачем это делать?

Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. Зачем собирать игрушки, если завтра их снова нужно будет доставать? Зачем утром заправлять кровать, если вечером снова нужно будет в ней спать? Так происходит, когда родители просто требуют от ребенка соблюдения порядка, но не объясняют, почему это важно.

5. Незаинтересованность

Часто ребенок не хочет приниматься за то или иное дело, так как оно ему просто неинтересно. Родителям необходимо дать малышу мотивацию, вызвать в нем желание приняться за какое-либо занятие, наметить его цель. Тогда дети будут стремиться к достижению конечного результата, а он в свою очередь будет приносить им удовольствие.

6. Боязнь неудачи

Возможно, ребенок не берется за какое-то дело, так как просто испытывает страх неудачи. Например, стихотворение, потому что в прошлый раз неудачно прочитал его на уроке и был «награжден» насмешками одноклассников. Здесь уже проблема в неуверенности в себе, вероятно, даже в низкой самооценке.

Как бороться с детской ленью?

Если ваш ребенок ленится, стоит задуматься о том, как исправить ситуацию.

    Не забывайте, что дети впитывают все то, что делают и говорят родители, поэтому в первую очередь присмотритесь к собственному поведению. Если вы вместо приготовления ужина заказываете пиццу на дом, оставляете на ночь грязную посуду в раковине, вечернюю прогулку заменяете на «просиживание» за компьютером или на просмотр телевизора, а вместо утренней зарядки нежитесь в постели лишние двадцать минут - ребенок просто берет с вас пример! Вам нужно изменить собственное поведение, чтобы малыш равнялся на вас.

Наряду с разными проблемами цивилизации, одной из самых актуальных является лень, которая у современных детей проявляется уже в раннем возрасте и многие специалисты говорят о том, что «лень родилась раньше человека». Это является плохим признаком, способным повлиять на развитие ребенка. Для того чтобы предотвратить развитие лени – «порока цивилизации», необходимо принять ряд профилактических мер и разобраться в причинах ее появления.

Почему ребенок становится ленивым

Причин для развития лени очень много, но самыми основными можно назвать неправильные действия родителей.

Очень часто можно услышать от мамы: «Я сама все уберу, ты еще маленький…» или: «Не трогай, поранишься вилкой или ножом…». И, пожалуй, самые «опасные» фразы: «Если разобьешь чашку – накажу!», а еще «… ты плохо убираешь, за тобой все нужно переделать, лучше не трогай ничего…»

Перечислять такие типичные ошибки можно бесконечно.

  • Получается, что ребенка лишают инициативы , не разрешают ничего брать под страхом наказания и вселяют неуверенность, объясняя малышу, что он неумеха. Это и есть самые основные причины появления детской лени. Страх наказания, неуверенность в том, что ребенок может справиться с простым заданием порождают этот порок. Зачем к чему-то стремиться, если мама сама все сделает?
  • Такое бездействие порождает еще и скуку, которая тоже является весьма серьезной причиной развития лени. Если малыш активный, любит много двигаться, ему нужно выплескивать энергию, а его заставляют сидеть и тихо играть, «чтоб ничего не разбил», тогда он начинает скучать и из подвижного и веселого, он становится грустным «диванным» ребенком.
  • Еще одна причина – если его заставляют заниматься скучными делами. Так, вместо подвижных игр, помогающих получить необходимую разрядку после садика или школы, малыш получает порцию недовольства от родителей за неубранные игрушки или отсутствие помощи в домашних делах.

Родители бывают вечно заняты, устают после работы, а вместо того, чтобы погулять с ребенком, сидят дома и своим примером демонстрируют, как можно «убивать» время за телевизором.

  • Еще одной из серьезных причин развития лени является астенический синдром, возникающий, например, после болезни или авитаминоз. Недостаток минеральных веществ или микроэлементов может привести к слабости и капризам.
  • Иногда дети просто не понимают для чего все это нужно, почему вдруг с него начинают требовать убирать игрушки и одежду. Здесь поможет только правильное объяснение и демонстрация личного примера, почему нужно быть аккуратным и регулярно складывать вещи на место.

Как нужно бороться с ленью

  • Для начала, перестать лениться самим . Ребенок, как маленькая губка, впитывает все, что делают и говорят взрослые, особенно родители. Если мама с папой вместо вечерних прогулок и зарядки по утрам позволяют себе лениться, тогда не стоит удивляться развитию этого порока у ребенка и, тем более, не нужно его наказывать. Он просто берет пример с родителей. Наказывайте лучше себя за это и боритесь с ленью.
  • Поощряйте детскую самостоятельность . Чрезмерная опека вредит малышу. Не нужно бояться, что ребенок разобьет дорогую вазу или уберет дом не так, как вам нравится. Дорогую вазу можно заменить на что-то более простое и не способное разбиться, а уборку всегда весело проводить всем вместе.
  • Давайте малышу больше простых мелких поручений . Но только не приказным тоном. Говорите спокойно, с «волшебным словом» и приветливой улыбкой. Тогда ваше чадо с радостью исполнит любую вашу просьбу.
  • Не забывайте хвалить ребенка. Это очень важно и полезно. Так вы будете поощрять его трудовую деятельность и повысите самооценку, поможете стать увереннее. Не ругайте за промахи. Спокойным и доброжелательным тоном объясните малышу, что он сделал неправильно и как можно исправить его действия.
  • Составьте расписание, приучите ребенка и себя заодно к правильному распорядку. Пусть у каждого в семье будут свои обязанности, включая милого хомячка и любимого попугайчика. Их обязанностью может стать, например, приносить радость семье.
  • Регулируйте режим малыша . Помимо выполнения уроков, необходимы регулярные прогулки, а также физическая нагрузка для эмоциональной разрядки. Даже если он что-то не успел выполнить из заданного на дом, ничего страшного. И уж совсем недопустима ситуация, когда ребенок засыпает над уроками. Это приводит к сбою его биоритмов и провоцирует проблемы со здоровьем.

Чтобы ребенок рос не ленивым, нужно поощрять его стремление помогать вам. Лень развивается тогда, когда родители начинают запрещать что-либо делать. Чаще выполняйте вместе работу по дому и не забывайте хвалить свое чадо. Не бойтесь, похвала еще никому не навредила. Придумайте несколько веселых игр, которые помогут ребенку освоить его обязанности и с радостью их выполнять.

А как вы боретесь с детской ленью? Расскажите нам в комментариях.

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста. .

Проблема, которая часто волнует родителей, – лень. Эта проблема не нова. Наверное, сколько веков существует жизнь на земле, столько и времени бьются родители в поисках ответа на вопрос: почему ленится их чадо, как бороться с ленью у ребёнка.


Ох уж эти «не хочу», «потом», «после» (масса вариантов от обеда до завтрашнего дня). И все эти отговорки детей вызывают резкую реакцию у взрослых: «Кому говорят, быстро, нечего лодыря гонять». Так что же, проблема лени генетически заложена в человеке?

Попробуем выяснить причины лени. Считается, что малыши не ленивы , если, конечно, это не следствие болезни.

Дети младшего возраста очень любознательны. Потому любая деятельность для них интересна. Они с удовольствием занимаются всем, что только можно: и пол моют, и метут, и книжки складывать помогают.

Их любимое выражение «Я сам!». Если же ребенок инертен, малоактивен, но температуры нет, и чувствует себя нормально, то родители считают, что он просто ленится. Но за таким поведением могут скрываться и другие причины.

Итак, каковы же причины лени?

  1. Боязнь неудачи, неуверенность в своих силах, возможностях.
  2. Усталость, переутомление.
  3. Неумение быть самостоятельным, гиперопека родителей.
  4. Отсутствие интереса.
  5. Особенности темперамента.
  6. Проблемы общения.
  7. Отсутствие мотивации.

Страх неудачи

Лень у детей часто связана с чувством страха перед возможной неудачей. Ребенок хочет радовать своих родителей. Иначе и быть не может. Но не всё у ребёнка может получиться с первого раза. Он переделывает раз, два, но всё равно часто результат неудовлетворительный.

Если в этот момент кто-то даст ему отрицательную оценку, например: «Какой же ты несообразительный!» – то считайте, что одна причина лени уже найдена. Впоследствии малыш всё будет делать неуверенно, «из-под палки», боясь низкой оценки от вас. Либо же его самооценка будет низка.

Усталость

Порой взрослые считают ленью обыкновенную усталость ребёнка или просто желание отдохнуть после сложных уроков, секции или длительной прогулки. Взрослые почему-то уверены, что дети не устают.

Стремясь развивать детей многосторонне, родители часто не замечают, что он перегружен: школа, художественная школа, спортивная секция, репетиторы и так далее. А ещё должен учиться непременно на хорошие отметки. Всё это, конечно, приводит к переутомлению. У малыша появляется желание просто раствориться, чтобы его не трогали.

Неумение быть самостоятельным

Это качество, к сожалению, родители, сами того не желая, воспитывают с раннего возраста. Призыв ребёнка «Я сам», они не слышат – некогда. Они всегда куда-то спешат. Им удобнее одеть ребёнка самим, покормить с ложки, убрать за ним игрушки.

На попытки ребёнка помочь, он слышит: «Не лезь в муку, а то рассыплешь» или «Не трогай молоток, а то пальцы прибьёшь». Таких запретов много. А ведь можно с пользой использовать желание ребёнка . Но взрослым кажется иначе.

В итоге ребёнок оказывается ни к чему не приученным и уже ничего не хочет делать. «Я сам!» остаётся лишь в памяти родителей.

Отсутствие интереса

«Мне скучно это, неинтересно». Причина, вероятно, в родительском равнодушии. В раннем возрасте ребёнку интересно всё, у него тысячи вопросов, предложений. А в ответ: «Отстань, мама устала», «Не мешай папе, он спит».

Вот ребёнок сидит один, пытаясь разобраться в каких-то игрушках самостоятельно, что-то не получается, он бросает это занятие, берётся за другое – опять неудача, сохранить сосредоточенность уже не может. И интерес пропадает, приходит желание ничего не делать.

Влияние темперамента

Все дети разные. Одни робкие, медлительные, другие чрезмерно активны, подвижны, им нелегко усидеть на месте, им сложно соблюдать любые правила. Таким детям сложнее сосредоточиться на словах учителя. Учителя, в свою очередь, делают подчас резкие замечания, вызывают в школу родителей, которые тоже ругают дитя за замечания.

С точностью до наоборот происходит такое и с медлительным ребёнком. Он не успевает писать, быстро читать. А результат и у того, и у другого один – пропадает желание учиться.

Проблемы в общении

Скорее эта причина психологического характера. Дети не всегда находят понимание в коллективе, вступают в конфликт не только с одноклассниками, но с учителями, а иногда и с несколькими. Родители должны быть частыми гостями в школе, чтобы в самом начале предотвратить конфликт, помочь ребёнку в таких ситуациях

Отсутствие смысла, мотивации

Современная жизнь насыщена информационно, дети знают, чего хотят и реально могут оценить, какие занятия им нужны и стоит ли тратить время на заучивание стихотворения. И не учат стихотворение, потому что нет мотивации либо она слабая.

Итак, основа всех причин лени – отсутствие интереса. Значит, развитие интереса – это и есть борьба с ленью.



Публикации по теме