Как помочь ребёнку найти себя. Как помочь подростку выбрать направление в жизни

Смотришь вокруг и видишь многих несчастных людей, которые живут не своей жизнью… Что может быть страшнее для человека? Мне кажется, одна из главных задач родителей – это помочь ребёнку найти себя, своё место в мире, своё любимое дело. Именно дело, а не работу, как производное от слова «рабство». Рабство за деньги… Это же противоестественно!

Начинается всё с того, что родители с самого раннего детства начинают сравнивать своё чадо с другими детьми. «А вот Таня не хнычет постоянно, как ты!», «Петя знает английский лучше тебя!», «Коля отжался 10 раз, а ты только семь? Тебе не стыдно?» За что ребёнку должно быть стыдно, мне интересно? За свою индивидуальность, свои способности? А иначе получается как на этой картинке:

То есть родители изначально настраивают ребёнка на фатально ошибочное мировоззрение: равнение на других. Это просто смерти подобно. Ведь всегда же найдётся кто-нибудь лучше нас: по красоте, по уму, по богатству. И если бесконечно сравнивать себя со всеми, никогда не будешь доволен собой, вот в чём загвоздка! Даже в статьях про депрессию часто пишут об этом: постоянное сравнение себя с другими это прямой показатель душевной дисгармонии.

Детям навязывают бесполезные, неинтересные им самим вещи из железной логики «А вдруг пригодится». «Сашенька, поступи-ка на военную кафедру, а вдруг понадобится», «Маша, зачем тебе сразу работать после вуза? Дуй в аспирантуру, это престижно и вообще вон Лена же пошла!» Смешно, правда? А в жизни всё так и происходит. Детей мотивируют делать что-то, что им нужно, как собаке пятая нога. Вместо того чтобы развивать себя и добиваться успеха в любимой профессии, к которой у него больше всего способностей, молодой человек убивает бесценное время и силы на сомнительные занятия тем, что «вдруг пригодится»… И смешно, и грустно…

Сейчас можно добиться успеха в ЛЮБОЙ области, если стать хорошим профессионалом. Логика типа «Иди на юриста, они требуются, не прогадаешь» уже устарела. Сегодня ценятся люди, увлечённые своим делом и добивающихся в нём хороших результатов. А те, кто тратил своё время на всякие военные кафедры и изучение какого-нибудь корейского языка, с разрозненными неглубокими знаниями, так называемые «специалисты широкого профиля» никому не нужны.

Ребёнку нужно помочь найти свои уникальные интересы и способности (обычно это можно определить по любимому предмету в школе), осознать, чего он на самом деле хочет, и научить ДУМАТЬ, а не слепо исполнять родительскую волю. Такие дети никогда не будут страдать от безделья и бесцельно шататься по улицам в поисках острых ощущений и приключений. У них будет главное приключение в их жизни – занятие любимым делом.

Кто хочет — тот ищет способ.

Кто не хочет — тот ищет причину.

Статья посвящается родителям.

Сейчас, чтобы выбрать профессию, подростки не задумываются о своих способностях, не прислушиваются к своим чувствам, а просматривают сухую статистику востребованных профессий и средний заработок по ней.

Поэтому сейчас так много развлечений, людей с пагубными привычками, увлечённых компьютерными играми и т.д. Всё человечество скучает, потому что человек, которому следовало бы быть мистиком — математик; тот, кому следовало бы быть математиком — политик; тот, кому следовало бы быть поэтом — бизнесмен. Каждый является кем-то другим, все не на своём месте. А удовольствия, даже удовлетворения, хочется. Если его нет на работе, значит, человек его будет искать в развлечениях.

"Жизнь должна быть не просто старением. Она должна быть вырастанием". (Ошо).

В Индии есть практика, когда детей с 5 лет на время отдают на обучение мудрецам. Мудрец, наблюдая за ребёнком, разговаривая с ним, определяет способности ребёнка, обсуждает с родителями возможности развития этих способностей. В дальнейшем, подбирается школа: гуманитарных наук, технических или др.

В нашей стране, да и во многих других, роль мудреца играют родители, точнее — мамы. Главной задачей родителей является — увидеть, раскрыть и развить талант ребёнка, дать человечку раскрыться, будто он цветочек, чтобы в будущем мы могли наблюдать счастливого, удовлетворённого, уверенного в своих силах человека. Успешное развитие понимается, как счастливое состояние человека от дела, которым он занимается и от результатов, которых он добивается в этом деле. Конечно, достичь успеха предстоит во многих сферах жизни, но большую часть осознанного времени мы проводим за обучением и работой. Значит, профессию стоит выбирать согласно своей природе, чтобы потом не скучать и не мучиться от неудовлетворённости в жизни. Когда человек в полной мере раскрывает свои таланты, то у него не будет стоять вопроса, как и куда их применять, как с их помощью зарабатывать деньги, и с чего вообще начать.

Буквально за месяц до начала ЕГЭ ко мне на консультации стали записываться мамы со своими детьми-выпускниками. У мам был один запрос: "Помогите определиться с предназначением ребёнка, а то мой бездарь не знает чего хочет". А где же вы были все эти 17 лет?

В целом, нынешняя среда воспитания, которая воспроизводит людей, настроенных "поесть", "заиметь" и "оторваться", но при этом отчуждённых от интересов общества, от государства, от опыта социального бытия своего рода, народа, требует пересмотра и изменений.

Итак, проблема ясна. Теперь по существу.

Что такое предназначение?

Предназначение — это жизненный путь, назначенный человеку ещё до его рождения.

Раньше предназначение понималось просто и однозначно: родился в семье короля — быть тебе королём, родился в семье ремесленника — быть тебе ремесленником, кого родители выбрали девушке в мужья — тот и будет мужем.

Сегодня ситуация кардинально изменилась, и дети с младых лет могут принимать активное участие в определении своего предназначения. Если у ребёнка развиты художественные способности, то он идёт в художественную школу, если математические и т.д.

Ещё одна особенность, свойственная нашему времени — это поиск мистического Предназначения, которое определено каждому человеку некой Высшей силой.

Предназначение в этой статье понимается, как раскрытие таланта, природных задатков человека. Считаю это более разумным и естественным. Именно талант, с которым приходит каждый человек на Землю, и является Вселенским даром.

Кто должен распознать, выявить таланты человека?

Как говорилось выше, сначала — это родители, потом учителя. И только потом, достигнув лет 14, ребёнок сам начинает осознавать, что владеет уникальными, свойственными только ему качествами, талантами, способностями. С этого возраста человек вправе принимать самостоятельные решения по поводу своей дальнейшей судьбы и занятий. Но чтобы к этому возрасту человек мог сам взять ответственность за развитие своих талантов — такой результат требует большой подготовки, знаний и внимания родителей.

До 14 лет — это золотое время, чтобы увидеть, распознать ту самую искру, которая вдохновляет человека, и разжечь её. Научить ребёнка правильно обращаться со своими талантами, поддерживать его в периоды огорчения, трудностей, быть с ним рядом, быть с ним заодно, — это трудная, большая работа, требующая знаний, терпения, вашего времени, дорогие родители.

Сейчас рождается много детей — это прекрасно. Но большинство мамочек, да и бабушек тоже, из простого, но пагубного эгоизма не меняют свой ритм жизни, который был заложен до зачатия ребёнка. Они также продолжают работать, постоянно отвечать на телефонные звонки, просиживать в интернете часами в поисках новых клиентов, где угодно, только не быть вместе с ребёнком. Моя подруга недавно потратила 5 часов, чтобы заказать "правильную" обувь через интернет. Ребёнка она развлекала айпадами, сладостями и мультиками. 5 часов!!! По-моему, мы стали много времени тратить не туда.

Как распознать предназначение ребёнка?

Для того, чтобы увидеть в ребёнке его талант, необходимо обладать знаниями.

Какие знания нужны:

  • О принципах позитивного родительства.
  1. Р. Нарушевич "Мамам и папам детей с небес",
  2. Ш. Амонашвили "Как любить ребёнка",
  3. М. Монтессори "Впитывающий разум ребёнка",
  4. Джон Грей "Дети с небес" — очень хорошая книга о воспитании детей, принципах позитивного родительства.
  • Знать этапы развития ребёнка; типы детей; типы интеллекта детей.
  • По возможности, сделать натальную карту ребёнка с расшифровкой.
  • Знать, как воспитывать мальчика, а как девочку.
  1. Уилльям Поллак "Настоящие мальчишки" — лучшая книга для мам мальчиков. И жён. И мужчин. Помогает увидеть, как именно мужчины становятся такими, что жить с ними потом трудно — молчаливыми, неэмоциональными, раздражительными.
  2. Януш Корчак "Как любить ребёнка" — в книге говорится о том, что что родители толком и не любят своих детей, они переполнены эгоизмом. О том, что ребёнок с рождения — уже личность и никому не принадлежит.
  • Понимать различия в конституции тела, чтобы у ребёнка не возникали комплексы.
  • Читать книги, которые вдохновляют на позитивное родительство:
  1. Гордон Ньюферд, Габор Матэ "Не упустите своих детей!" — уникальная книга о привязанности, как основе здоровых отношений с детьми. Помогает понять многое — и в себе, и в близких, и в детях;
  2. Франсуаза Дольто "На стороне ребёнка" — уже классика в психологии, но очень полезна для родителей — посмотреть на ребёнка иначе. Будучи с ним на одной стороне баррикад. Есть аналогичная книга про подростков;
  3. Хелен Анделин "Всё о детях" — очень полезное пособие от мамы 8 детей.

Тест на предрасположенность человека к сфере труда

Изучив все перечисленные выше темы, вы без труда сможете определить призвание вашего малыша. А для начала, можете провести тест на предрасположенность к сфере труда ребёнка: положите на пол книгу, орудие труда (скалка, молоток, ножницы или другое), оружие (пистолет или нож), деньги. Постарайтесь подобрать предметы неярких тонов, чтобы все примерно были одного размера (деньги пусть остаются в неизменном виде). Предметы можно взять по вашему усмотрению, главное, чтобы они отражали природу своего использования. Осторожно, спокойно предложите ребёнку выбрать понравившийся предмет. Этот тест можно проводить как с младенцами, так и с детьми сознательного возраста. В младенчестве выбор делается на интуитивном уровне, что понравилось больше. Детки постарше делают уже осознанный выбор.

Ключ к тесту:

  1. Книга. Эти люди принадлежат к категории учёных (юристы, психологи, астрологи, адвокаты, учителя, врачи). Для таких детей важно познание всего нового, они наблюдательны, и это качество стоит развивать в них. Такие дети могут отстранять от игры. Здесь главная ошибка всех родителей — это всеми силами стараться вовлечь ребёнка в игру, в общение с детьми. Этого делать не стоит. Из наблюдения за остальными они возьмут всё необходимое. Идите за ребёнком туда, куда он вас тянет или зовёт. Слушайте его язык тела. Дети этой категории хорошо воспринимают введение в семье правил, законов, семейных традиций.
    • главное качество здесь — это честность, правдивость. Согласитесь, что в перечисленных профессиях, относящиеся к данной категории людей, честность является важным и определяющим качеством. Во-вторых, умение прощать. И умение правильно передавать свои мысли. Для этого рекомендуется с такими детьми читать и пересказывать рассказы, учить стихи и приучать правильно их рассказывать. Необходимо развивать ораторское мастерство.
  2. Оружие. Эти люди принадлежат к категории защитников (лидеры, руководители, управленцы, военные, полицейские, президенты, администраторы). Предназначение кшатриев составляют защита слабых, водворение закона и порядка в мире. Такой ребёнок любит общение. Больше сам создаёт поводы для общения, собирает детей ради идеи поиграть во что-то. Кшатриям прощаются гнев и другие проявления страсти, так как это является их природой и необходимо для выполнения ими своего долга — защиты.
    • Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: благочестие, благонравие, заботу о других, силу, выносливость.
  3. Деньги. Эти люди принадлежат к категории управленцев (предприниматели, бизнесмены, банкиры, торговцы, все те, кто извлекают прибыль). Такой ребёнок любит всё коллекционировать. Он тащит домой камни, собирает открытки, любит обмениваться игрушками. Такой ребёнок очень активен, любит организовывать детей в игры и извлекать из этого выгоду. Очень расчётливый. Может убраться в комнате за подарок или деньги.
    • Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: во-первых, этого ребёнка надо научить всех прощать, т.к. в бизнесе часто обманывают и, чтобы для него это не было очередным ударом, он должен учиться прощать. Во-вторых, такого ребёнка стоит учить щедрости. Но щедрость должна быть в правильном направлении. Например, отдать машинку своему соседу, потому что она больше не интересна ребёнку — это не щедрость. А вот собрать свои игрушки, которыми ребёнок больше не играет, и передать их вместе с родителями в малообеспеченные семьи — это щедрость. Щедрость должна быть осознанной. Это качество важно в бизнесе, т.к. в бизнесе надо уметь вкладывать, и вкладывать деньги осознанно, а не по наитию, чтобы потом не остаться ни с чем.
  4. Орудие труда. Эти люди принадлежат к категории рабочие (все виды искусства, певцы, сельское хозяйство, бухгалтера, служащие, менеджеры, секретари, рабочие и др.). Такие детки любят собирать конструкторы, рисовать, разукрашивать, лепить. Они любят работать.
    • Какие качества необходимо развивать в таком ребёнке: во-первых, это уважение к старшим. Плох тот работник, который не уважает своего начальника. Поэтому, чтобы ребёнок был удовлетворён в будущем, ему необходимо научиться принимать авторитет старшего уже с малых лет. Конечно, это качество годится для всех категорий людей, но для этой категории людей это особенно важно. Во-вторых, такие люди чаще всех свой творческий труд ставят выше денег, заработка. Поэтому, некоторым родителям придётся принять тот факт, что ребёнок будет зарабатывать себе на жизнь не всегда стабильно, но с удовольствием рисуя портреты.

Этот тест показывает, к какой сфере труда предрасположена природа человека. Исходя из своего опыта, могу сказать, что я проводила этот тест со своими детками несколько раз (в разные возраста). За всю историю попыток мой сын брал два предмета: книгу и деньги. До трёх лет ребёнок и вправду, не любил общение в песочнице с другими детьми, уходил разглядывать букашек, когда остальные лепили куличики. А после 3-х он стал сам организовывать ребятишек. То в семью играть, то в такси. И так может быть. Сейчас стараюсь развивать в ребёнке качества характера, согласно этим двух группам. Согласитесь, и врачи бывают разные: есть те, кто открывают свои клиники, есть врач, который только лечит, а есть медсёстры.

Здесь главное для родителей постоянное самосовершенствование в вопросе раскрытия таланта своего ребёнка и постоянное сдерживание мыслей и действий в направлении: "Сейчас я сделаю из тебя хорошего человека". Я знаю, о чём говорю, я тоже являюсь мамой двоих ребятишек, и иногда меня захватывают желания "причинить добро ребёнку". Главное — вовремя остановиться и просто наблюдать за ребёнком, идти в ту сторону, в которую он идёт, а не тащить лодку против течения.

Если мальчик неоднократно просит подарить ему гитару или пианино, а не ружье и PlayStation , то купите гитару или пианино, запишите его в музыкальную школу и начните сами развиваться в этом направлении. Когда родители и дети заодно — обучение и развитие происходит легко и быстро.

Пример из жизни: знакомые, родители девочки, как и полагается, записали в 4 года девчушку на танцы. После пары уроков, она наотрез отказалась туда ходить. В 5 лет, после просмотра ряда спортивных передач с папой, она заявила, что хочет заниматься дзюдо. Сейчас ей 6,5, и она с радостью бежит на занятия по дзюдо. Природу не скрыть.

Бывают плаксивые дети, их ещё называют "нытики", которые хнычут по поводу и без. Таких, если особенно, мальчик, называют плаксами, "девчонками", вечно подбадривают фразами: "да ничего страшного", "всё хорошо", "да всё уже нормально", "не реви, ты ж мужик". И мало кому в голову приходило набраться терпения, сопереживать ребёнку по его необходимости, быть с ним заодно. Ведь именно такие дети при правильной поддержке в детстве вырастают и становятся отличными психологами, врачами, учителями, способными чувствовать других, сопереживать. Именно такие люди имеют успех в переговорах любой сложности, потому что такие люди способны слышать других.

Зачем всё это надо? Или к чему такие сложности с предназначением?

Оглянитесь вокруг: случаев детской жестокости становится всё больше, возраст людей впервые попробовавших закурить или алкоголь становится всё меньше. Когда я была беременна первым ребёнком, то со мной на УЗИ в очереди сидела девочка 12 лет, у неё двойня, она пошла на аборт. Почему это случается с нашими детьми? Да потому, что взрослые вовремя не разглядели талант ребёнка, не увлекли его тем делом, которым он будет заниматься с удовольствием. Где ваш ребёнок черпает вдохновение? Он психически спокоен? Или наоборот, капризен и пребывает в унынии?

"Будущее принадлежит тем, кто верит в свои мечты!" (Элеонора Рузвельт).

Жизненное предназначение дарит человеку видение и стратегию его жизни, визуализированный образ его будущего, которое ведёт его к устойчивому успеху и самореализации. Такой человек знает, куда, к чему и зачем он идёт! Разве не такого человека хочет видеть каждый родитель в своих детях?

"Найти свою дорогу, узнать своё место в жизни — в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собою". (В.Г. Белинский).

Причём успех будто сам приходит к тем, кто живёт согласно своему предназначению. Когда дело доставляет удовольствие, человек с радостью решает даже самые сложные задачи и ставит перед собой всё новые цели. При этом ощущение своей востребованности, ощущение удовлетворения от работы вырабатывает новую энергию, и человек не чувствует усталости. Мы с радостью возвращаемся к любимому делу, мы ищем новые возможности и эффективно достигаем цели. Найдя своё предназначение в жизни, человек даже не замечает, как меняется сама жизнь.

Важно!

Папа — это берега, мама — это река, а дети — это маленькие ручейки. И если берега слабые — речка убегает. Если мама не удовлетворена, если она постоянно раздражена, много работает на нелюбимой работе, устаёт, то и ручейки её не будут счастливы. Конечно, в идеале, всем взять и оказаться на своих местах, на своих любимых работах. Но мы взрослые люди и понимаем, что изменить всё в один раз не получится, а время идёт, а дети питаются от нас.

Вместо того, чтобы сетовать, что вы сами не на своём месте, бросаться искать единственное дело своей жизни, вы забываете о том, что дома у вас уже растут дети. Начинайте учиться новому, и работать на старой работе как следует, а не тоскливо. Лучше делать хоть что-то, чем сидеть, ждать и не делать ничего. Найдите любимое хобби, которое будет вас вдохновлять. Здесь важно отзываться о деле, которым вы занимаетесь, с уважением, с пониманием, и тем более, надо перестать при детях обсуждать своих коллег и боссов. Дети чаще слышат то, что говорят не им.

Взрослые, не надейтесь, что вашу душевную неустроенность, растерянность и тоску решит поиск Предназначения. Наводить порядок в душе — это отдельная работа, рекомендую для начала сходить на консультацию к психологу. Говорят, что "лучше плакать у психолога, чем потом смеяться у психиатра".

Чтобы ваш ребёнок чувствовал себя уверенно, нёс себя по жизни достойно, развивался согласно своей природе, — родители, сами будьте счастливыми, наполняйтесь хорошими впечатлениями, чтобы дарить любовь, ласку и время своим детям, постоянно самосовершенствуйтесь по пути истины, добра, красоты и любви.

В 13-15 лет появляется бессознательное желание избавиться от всего детского в себе, и в это же время рождается чувство особенности, непохожести на других. Подростки оказываются в неопределенной, внутренне конфликтной ситуации. Они уже не принимают выбор взрослых, и в то же время еще не могут совершать этот выбор самостоятельно. Они уже не хотят пользоваться поддержкой родителей, но еще не могут опираться только на свои возможности. И поэтому особенно остро, впервые в жизни, встают перед ними вопросы: «Кто я?», «В чем мое предназначение?» И появляется чувство страха, одиночества. Именно поэтому специалисты говорят, что это возраст самых больших неопределенностей.

Приоритеты

У старшеклассников появляется желание заняться самовоспитанием, что они охотно и делают, правда, не всегда умело. Сегодня непросто разобраться в том, что есть норма, а что - безнравственность. Современные СМИ оказывают негативное влияние на «неокрепшие умы», а доступность Интернета, жестокие компьютерные игры, многие ТВ‑передачи полностью стирают представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Поэтому так важно помогать подросткам отличать важное от ненужного.

В одной обычной московской школе провели тестирование старшеклассников. Психологи хотели понять, что важно для современной молодежи, на какие ценности они ориентируются. Оказалось, что самым важным подростки считали сохранение индивидуальности и высокое материальное положение. Гораздо меньше их интересовали уровень образования, семейная и общественная жизнь. Духовно-нравственные ценности девушки и юноши выносили на второй план по сравнению с материальными.

К дискуссии!

Можно ли повернуть подростков лицом к нравственным, эстетическим ценностям? Помочь им найти себя? Ребенку в это время важно понять, на что он способен, какой у него характер - одним словом, что он за человек.

Попробуйте чаще ставить его перед выбором, позволяйте ему самостоятельно разрешать определенные ситуации. Только нужно подсказывать - к чему приведет тот или иной выбор.

Которые сегодня встречаются все реже: уважение к старшим, умение сочувствовать и сопереживать, желание оказать помощь, целеустремленность, любознательность (а не любопытство). У каждого подростка должен накапливаться опыт «полезного поведения». То есть с помощью взрослых он должен попадать в ситуации, когда бы у него формировались высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволяли бы ему вести себя непорядочно. Делитесь с подростком любой информацией - поверьте, наши дети порой знают больше, чем мы. Всегда спрашивайте, что ребенок думает по этому поводу и почему.

Существуют искусственные ситуации, задачки, в которых полезно вовлекать детей - пусть думают, спорят, рассуждают на тему того, как бы поступили они. Например, одна из таких задач - известная дилемма Л. Кольберга. В ней говорится о мужчине, который попал в спорную ситуацию. Его жена умирала от тяжелого заболевания, денег на дорогое лекарство не было. Мужчина решил проникнуть в аптеку и украсть лекарство, чтобы спасти свою жену. Правильно ли он поступил?

Эти и другие вопросы формируют у подростков мировоззрение, помогают понять, нащупать, найти свою позицию в жизни, а значит - и себя.

Источники самопознания

Литература, музыка, кино заставляют подрастающее поколение задумываться о жизненных ценностях. Но как можно проследить за тем, что слушает и смотрит ваш подросток? Даже и не пытайтесь, вы лишь вызовете недоверие у подростка и нежелание делиться с вами своими мыслями. Более того, не диктуйте ему, что слушать, какие книги читать. Не старайтесь поучать детей: «Вот я в твои годы… знала, кем хочу стать, … так не одевалась, … не разговаривала так со старшими».

Время не стоит на месте, примите тот факт, что ваши дети живут в совершенно других условиях. Но трудности и внутренние переживания у них те же. Отнеситесь мудро к , к его необычным нарядам, непонятной для вас музыке. Вспомните себя в переходном возрасте - «сила давления равна силе сопротивления». Вместо того чтобы давить и запрещать, станьте для ребенка не просто родителем, но и авторитетом. Сделайте так, чтобы сын или дочь по-настоящему гордились вами, - тогда для них будет ценно и важно ваше мнение. Вот тогда сможете аккуратно, ненавязчиво направлять их. Сможете рассказывать, как вы, будучи в их возрасте, искали себя. Как решали, кем быть и что делать после школы. Как учились находить ответы на важные вопросы - о политике, религии, важности образования и, конечно, о любви.

Уже выросло целое поколение наших детей, не желающих работать. По разным причинам: страшно взрослеть, не прикольно, скучно, тяжело, ищу себя. Да мало ли причин, по которым можно сидеть на шее у родителей, эксплуатируя их чувство вины и тревогу? Проще всего, конечно, имитировать сложный и крайне энергозатратный процесс выбора профессии.

И вот их приводят ко мне на консультацию (с запросом «Куда пойти учиться?»), и мы начинаем разбираться.

Не доиграл
Среди мальчиков 14-17 лет пальму первенства держат «игроки».
Вариант первый. С младенчества таскали по всяким специальным развивалкам-обучалкам, потом спецшкола с дополнительным набором предметов после занятий, к 14 годам имеем развернутую картину морального выгорания, депрессию или субдепрессию. Я об этом многократно писала, но воз и ныне там.

Тревожные родители с сильным стремлением к внешнему успеху все равно запихивают своих вундеркиндов в крутые гимназии, всеми правдами и неправдами дотаскивают до 7 класса, и сталкиваются с невозможностью выбрать специализацию.

Ванечка, 11 лет, полупрозрачный отрок, дефицит веса и роста виден невооруженным глазом. Учится в 6 классе лучшей музыкальной школы страны. Сам ездит на метро в час пик, после школы спорт, на дом приходит репетитор по французскому. Старший из четверых детей. Привели родители, потому что Ваня стал отказываться ходить на занятия. Они думают, что у него проблемы с классом. И пора выбирать специализацию, а мальчик ничего не хочет.
На самом деле, у него проблемы с жизнью. Одиннадцатилетний парень истощен до такой степени, что у него нет сил даже реагировать. Психическое развитие показывает на уровне 8 лет. Желаний нет, мечты отсутствуют, все, что он хочет – спать.
Когда спрашиваю про школу, отвечает ровным бесцветным голосом: «Да, школа хорошая. Да, учителя отличные. Да, я хочу стать музыкантом». По щекам его в процессе монолога текут слезы, просто текут, он не рыдает, не горюет, не протестует. Смотреть на это жутковато. «Ванечка, а ты гуляешь? А играешь? А друзья у тебя есть?». Ванечка не гуляет, но иногда ему разрешают поваляться на ковре с машинками и лего.

Я строго-настрого велела срочно забрать его из этой супер-пупер школы и снять со всех занятий как минимум на полгода. «Ой, а может, нам на море уехать? У нас дача на Кипре, как вы думаете?». Конечно, я всеми конечностями была «за». Есть надежда, что Ванечка, посидев какое-то время без нагрузки, выспавшись и отъевшись, начнет как-то себя чувствовать и чего-то хотеть. Он не доиграл, его детство закончилось в 3 года, когда зашедший в гости сосед провозгласил: «да у него абсолютный слух, он талант, одаренный ребенок!». Типун ему на язык, заботливому такому. Родители, конечно, подхватились, нашли педагога, тут у Ваньки и отобрали все игрухи и вручили скрипку. Важнейшие этапы развития психики, которые должны быть пройдены в игре со сверстниками, остались неосвоенными. А ведь это наш главный ресурс!

Второй вариант, обратный первому: ребенок ТОЛЬКО играл.

То ли у родителей не было душевных сил отрывать его от компьютера, то ли они считали, что «лишь бы по улице не шастал». К 12 годам у мальчика полностью сформирована зависимость от игры.

Самое разрушительное в компьютерных играх, что делает их сравнимыми с наркоманией, — немедленное получение удовольствия без усилий . В норме, в живой игре, в отношениях мы должны сначала потрудиться, употеть, добежать, допрыгнуть, побороть, а уж тогда получить заслуженную награду в виде прилива гормонов удовольствия. Мозг запоминает это и в следующий раз весьма одобряет стремление к победе. Через нагрузку.
А когда ребенок играет в компьютерную игру, эйфория и экстаз возникают в ответ на … что? Точно не на усилия. И временного разрыва под девизом «как потопаешь – так и полопаешь» тоже нет. Вот и получается, что у нас на руках сейчас взрослые дядьки с усами, которые ни разу в жизни не напрягались ни по какому поводу. Обычно эти мальчики старательно избегают любого дискомфорта. У других мужиков они вызывают презрительные усмешки, иногда даже прямую агрессию, поэтому стараются отираться возле старших женщин, эти не прогонят, возьмут под крыло. И «большухи» не обманывают ожидания, терпят, подкармливают, прощают… До поры до времени.

Так что, эти мальчики не идут учиться, потому что вкалывать не хотят .

Смыслы
Или не видят смысла. Мы забываем, что еще в предыдущем поколении высшее образование было надежнейшим социальным лифтом. А теперь, когда оно поголовно у всех и ничего не значит, совершенно непонятно, зачем и для чего еще пять лет загорать за партой.

Я не говорю о тех молодых людях, которые отлично представляют себе свою будущую специальность, занимаются в разных «Школах юного », ездят в летние мастерские и лагеря. Я о тех детях, для которых эти 4 или 5 лет в вузе просто способ продлить детство . Легальная возможность не выходить на работу, не заморачиваться с квартирой, с добыванием средств.

Тогда мы видим картину «Все равно куда, да здравствует ЕГЭ, из 15 факультетов на один-то точно поступлю». По специальности потом идут работать единицы, 8-10% от выпуска. Остальные или пристраиваются «менеджерами», или перебиваются случайными заработками. Вы знаете, вот честно: иногда я жалею, что статью за тунеядство отменили. Все же, у нашего поколения даже в мыслях не было, что можно не работать.

Этих мотивируем жестко: снимаем с довольствия. Но для этого родители должны быть уверены, что труд – необходимое условие существования. Если вы дадите слабину и позволите совершеннолетнему человеку заниматься поисками себя за ваш счет, этот квест может затянуться на годы. То же самое касается к постоянным сменам вуза. Я бы ограничила варианты «попыткой номер 2». Если во втором университете все так же скучно и неинтересно – добро пожаловать в наш взрослый мир, где платят за конечный результат, а не за процесс. То есть, на работу, на охоту, дрова рубить, воду носить, кашу варить.

Недавно я опять наткнулась на публикацию результатов довольно страшненьких экспериментов над мышами. Вкратце суть его такова: когда огромной популяции млекопитающих были предоставлены абсолютно райские условия жизни (в избытке пища, самки, территория), они сначала начали драться «от скуки», потом среди самцов выделились группы «красивых» — тех, кто не участвовал в выращивании потомства, драках, а все свое время вылизывался, потом мыши перестали размножаться. И вымерли.

Так что, дорогие родители, чтобы ваше чадо было счастливо и здорово, у него должен быть дефицит, и довольно сильный, базовых благ : питания, одежды, игрушек. Только в условиях дефицита молодые особи оживают и начинают бодро бегать по окружающему миру.

Если им не ставить сложных жизненных задач, типа освоения целины, возрождения страны из пепла, как минимум – обеспечения достойной норки для потенциальной подруги, они хиреют, слабеют, начинают тосковать и переключаются на бессмысленное вылизывание шкурки и украшение себя бусинками.

Хороший вариант: перебирает возможности

То, о чем меня, собственно спрашивали: хорошие дети, с высокой познавательной активностью, которые меняют направление своего развития (неожиданно для предков).
Уважаемые предки! Расслабьтесь! Когда ребенок, о котором вы всю жизнь думали, как об одаренном математике, внезапно заявляет, что он собирается поступать в театральный – это ХОРОШО. Это просто прекрасно. Это означает, что подросток ищет себя вовремя, как раз тогда, когда это заложено природой, что он полон энергии и энтузиазма. А лишних знаний не бывает, и если вы уже потратили небольшое состояние на репетиторов по математике, это в любом случае пригодится, не сейчас, так позже.

Давайте я расскажу вам, как сложились карьеры моих первых учеников, которым в этом году исполнилось 30 лет.

Моя любимица Туська окончила геологический факультет МГУ (как её родители и дедушки-бабушки), какое-то время поработала в конторе, дико затосковала, пыталась делать свой бизнес «Проводим праздники и свадьбы», в результате уехала заграницу и работает снова по специальности. Только теперь ей это интересно.

Дрю, медленный и задумчивый художник, за каким-то бесом поперся в авиационный, посередине плюнул и перешел на компьютерный дизайн. Ваяет сайты то из Тайланда, то на Тибете, иногда заезжает на родину. Кажется, счастлив.

Совершенно невозможный Сашка-без тормозов, настоящий, 100% СДВгшник, не поступил никуда, работает на киностудии каким-то техническим специалистом, пузырится рассказами о съемках, может не спать по трое суток, его жизнь расписана как минимум до конца пятилетки.

Старательные девочки-отличницы, с которыми не было никаких проблем в школе, старательно отучились в своих экономических вузах, родили и засели по домам. Заваливают меня фотографиями «Я и дети на фоне нашей виллы в Каннах» (вариант: «Я и дети, мужа нет, валяю из войлока на заказ»). Не работают.

Звезда класса, золотая медалистка, выпускница МГИМО с красным дипломом, Настя постоянно учится, работает вице-президентом американской компании из Топ-10 в мире, не замужем, детей нет, время от времени звонит мне порыдать на эту тему. Чем ей помочь – не знаю.

Видите? Убедились? От выбора вуза, специальности и профессии не зависит ни-че-го . Совсем ничего. 14-17 лет – совсем не то время, когда можно сказать нечто определенное о будущем этого человека. Мы даже не можем понять, гуманитарий он или технарь. Я вам больше скажу, об его интеллектуальном уровне в этом возрасте можно судить только в общем виде, потому что подростковая депрессия и гормональная перестройка сильно снижают когнитивные способности ребенка, при должном лечении (или просто, когда перерастает) тот, кого считали почти дурачком, может всех удивить, только не сейчас, а после 20 лет.

  • Следить за состоянием здоровья, чтобы не пропустить депрессию;
  • Не вкладывать слишком уж большие усилия и средства в образование, всё еще сто раз переменится;
  • Позволять подростку метаться и меняться, больше вероятность, что он нащупает что-то свое;
  • Последовательно ограничивать блага: гаджеты, одежда, поездки должны быть НЕДОСТУПНЫМИ и заработанными. Иначе им станет некуда стремиться и нечего хотеть.
  • Если прям вот никак не можете выбрать направление – приходите на консультацию в центры профориентации, тесты есть, простые, доступные, тревогу снимают на раз.
  • Добавить в избранное 5

5 комментариев

  • Invesga

    Домашнее задание. Мастер предлагает подросткам подумать о том, какой смысл они вкладывают в свою жизнь сейчас, кто или что помогло им это осознать, что они делают и готовы делать уже сейчас для того, чтобы его осуществлять.

  • Сергей Иванов

    Сыну 29 лет,я с его Мамой давно в разводе,но я постоянно дарю ему тепло….живёт в тепличных условиях вдвоем с Мамой,сменил 7 мест работы техника-оператора ПК,но заработок везде маленький,компьютер и смартфон дорогие купил ему сразу,но он только играет и общается по играм Вконтакте,с девушками и парнями не встречается и попросил купить еще более дорогой компьютер и я купил, а когда я сказал что лишу его тепличых условий, так как он не строит свою жизнь, он стал шантажировать что не будет со мной встречаться….как помочь парню избавиться от инфантильности? Какой комплекс у привлекательного и высокого парня?

    • Orla Colgan

      «He строит свою жизнь» — Если Вы о создании семьи, возможно Ваш сын просто боится строить свою жизнь? Потому что боится, что ему тоже придется развестись, как пришлось Вам? И он ждет девушку, которой мог бы довериться до конца жизни, что его не выгонят из семьи, что она его не бросит сама, как Земфира бросила Алеко у Пушкина? Но не уверен ни в ком, в том числе и в себе самом? Или не уверен, что способен обеспечить своей семье достойную жизнь? И ждет условий, как Гуго Карлович Пекторалис у Лескова?
      Попытайтесь с ним поговорить, но очень деликатно и только после того, когда Ваша угроза «лишу его тепличых условий» забудется. Иначе он замкнется и не примет Вашу помощь.

      Если Вы о низком заработке — это его выбор. Если только он не учится и действительно только играет и ни о чем не думает. Тогда просто не надо его финансировать, пусть сам зарабатывает.

  • lena

    Ochen odnostoronie vidi, u kazhdogo individualniy podhod i nelzya vseh pod odnu gribenku, hotya primeri ochen poleznie, i delitsya svoim mneniem polezno

  • Orla Colgan

    Статья непонятно о ком. Уже в 7 лет понятно — пойдет ребенок по гумманитарной или по технической специальности.
    Что ей/ему интереснее — математика, литература или природоведение?
    А что ребенку труднее — написать сочинение или решить задачу?
    Видно же по приготовлению уроков!

    К 7 годам я знала, что писателем и спортсменoм мне не быть. К 9 — что доктором как мама тоже не буду. Но хочу заниматься математикой и электроникой. В 10 пересекли Стикс планы на карьеру музыканта. И с 11 серьезно занялась электроникой (компьютеры стали доступны только в институте, до этого их не видела (были 70-е годы)). И продолжаю заниматься любимой профессией последние 38 лет — электроника, программирование, математика.

    Kак можно дожить до 14-17 лет и не знать хотя бы направления своей профессии — не могу представить!
    Если только ребенка не «последовательно ограничивали» в базовых потребностях — тогда, да, у ребенка просто не было возможности найти любимое дело и остается ему только быть лоботрясом — других возможностей его лишили.
    Поэтому, если ребенок хочет быть ученым или инженером — создайте вместе с ним лабораторию.
    И лаборатория будет расти вместе с ребенком.
    Вплоть до того, если ребенок серьезно хочет быть космонавтом — обеспечьте ему космический корабль. Хотя бы симулятор. Постройте его вместе с ребенком — компьютеры и комплектующие теперь доступны.

    Но не держите ребенка в бедности «последовательно ограничивая» его блага! Покупайте хотя бы книги, детали, инструменты, реактивы, химическую посудy.
    Ужас детства, когда приходилось месяц копить на операционный усилитель или тиристор и подбирать разбитые телевизоры на помойках, чтобы выпаять из них детали помню до сих пор. И не хочу, чтобы это повторилось для любого другого человека.

    > «страшно взрослеть, не прикольно» — а когда бьют в школьном коридоре — не страшно? или, может быть, не иметь возможностей, как у взрослого — это прикольно?
    Страшно быть ребенком, потому что никогда такой агрессии и нищеты, как в детстве — во взрослой жизни не бывает. И взрослые годы на 100% подтвердили эту надежду.
    Но до взрослого возраста, хотя бы до окончания школы надо еще дожить.

    > «Убедились? От выбора вуза, специальности и профессии не зависит ни-че-го.»
    — Ничего, кроме счастья самого ребенка.
    И успеха в профессии. И судьбы таланта. А в остальном и правда, ну совсем ничего.
    И не нужно ждать 20 лет, чтобы другие перестали считать ребенка «почти дурачком». Достаточно в 16-17 вырваться из школы и поступить в институт — на первом же семестре все будет ясно. Труднее перестать считать дурой и сумасшедшей саму себя — это займет несколько лет после школы.
    И поэтому так важен выбор ВУЗа и специальности.

    > «Следить за состоянием здоровья, чтобы не пропустить депрессию;»
    Депрессия зависит не столько от состояния здоровья, сколько от школы. Если на уроках внушают, что ты сволочь и дура, а на переменах бьют — депрессия или социофобия развивается и при нормальном здоровье. До конца избавиться от этого не удалось и за 30 лет после школы. И это — первая причина вредности следующего пункта:

    > «Не вкладывать слишком уж большие усилия и средства в образование, всё еще сто раз переменится;»
    Кроме вышесказаннного, обычная школа ориентирует не на поступление в институт, а на учебу в ПТУ и работу на заводе.
    От поступления в ВУЗ отговаривают — «тебе не поступить — у тебя нет способностей», «ты со странностями, где тебе поступить в ВУЗ», «не умничай».
    Я благодарю Бога, что в моей жизни нашелся человек, который сказал, что не надо поступать в техникум, а надо идти в 9 класс и в институт — вопреки тому, что говорят учителя!
    Но если бы его не было, школа загнала бы меня в техникум, а в институт я бы поступать побоялась.
    Поэтому — вкладывайте все, какие только возможно, средства в образование Вашего ребенка!
    Обеспечьте домашнее обучение или в крайнем случае очень хорошую школу со строгим отбором учащихся. Школу, где нет насилия. Если такая существует. И школу, где не считают, что 60 баллов на ЕГЭ — вполне достаточно.

    > Позволять подростку метаться и меняться, больше вероятность, что он нащупает что-то свое;

    Единственный пункт, с которым согласна.

    > Последовательно ограничивать блага: гаджеты, одежда, поездки должны быть НЕДОСТУПНЫМИ и заработанными.
    > Иначе им станет некуда стремиться и нечего хотеть.

    Нет! Пожалуйста, нет! Наоборот — сделайте все доступным — дайте ребенку ВОЗМОЖНОСТь заработать!
    Хорошими отметками или помощью по дому — зависит от семьи.
    Но если ребенок живет в условиях дефицита благ, как мы жили при СССР, и не имеет возможности их заработать —
    не удивляйтесь, что ребенок ничего не хочет и ни к чему не стремится. Ему просто отбили желания.
    И не удивляйтесь, если ребенок приносит с помойки вещи, собирает бутылки, моет на перекрестке стекла машин или попрошайничает — это единственная для него возможность получить то, что ему нужно, но чего не дают родители; а на работу не берут по возрасту.

    Хорошо, в случае еды и одежды — сшить с мамой платье, сначала для куклы, а затем и на себя или приготовить обед с бабушкой — это высшее удовольствие в 10 лет!
    Осциллограф себе построила тоже сама. Но есть вещи, которые можно только купить — детали, инструмент, химреактивы, книги. И тут уже полная зависимость от родителей.

Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.

Начинать серьезно размышлять о будущей профессии лучше всего примерно с 13 лет, и помочь ребенку в трудный период можем мы сами. Стоит лишь внимательнее прислушаться к близкому человеку: он почти взрослый, и в нем уже «сидит» какой-то интерес. Главное - помочь ему вытащить этот интерес наружу и начать превращать его в профессию, в дело жизни.

Многие, к сожалению, идут по легкому пути, выбирая ВУЗ по степени престижности и не глядя глубже оценок в аттестате. Часто востребованность профессии ставят выше интереса самого ребенка, не думая о том, что через 4-6 лет ситуация на рынке труда может измениться, а любовь к делу вряд ли проснется. С другой стороны, сейчас студенты имеют возможность бесплатно «скорректировать» свою специальность, поступив в магистратуру. Но для кардинальной смены профессии магистратура – не вариант. Тут нужно думать о втором высшем образовании, которое часто оказывается эффективным, но всегда – платное. Если бы второе высшее было доступнее, вероятно, оно приобрело бы огромную популярность: ведь около 60% россиян работают не по специальности (среди них много историков, филологов, химиков; у экономистов и программистов ситуация лучше, но все равно по специальности трудятся меньше половины).

Связь образования с профессиональной деятельностью потеряна – это факт. Разочарование и растерянность – вот что чувствуют многие студенты уже на первых курсах. Неопределенность – зачем я учусь? на кого? куда я пойду работать? - рождает неуверенность в себе и заставляет принимать импульсивные решения. Заранее начать думать о будущей профессии – значит избежать возможных проблем во взрослом возрасте.

«Ничего не интересно»

Распознать интерес

Интересы (неосознанные, зарождающиеся) есть у каждого человека без исключения, и первоначальная задача - выявить его. Часто бывает, к примеру, что у подростка еще не было шанса проявить свои лидерские качества, но (возможно, втайне от самого себя) ему хочется попробовать. Признаться в своем желании себе и другим - первый и важнейший шаг. Именно на интересе, а не на престиже или заработке, делают акцент современные психологи: ведь предполагается, что человек выбирает себе дело на всю жизнь, и только заинтересованный сможет достичь успеха.

Бывает, что ярко выраженный интерес «тормозится» недостаточными способностями. Это нормально: гораздо легче развивать способности, чем пытаться «взрастить» интерес на пустом месте (особенно если речь идет о школьниках). Очень часто такая ситуация встречается у девочек, которые мечтают о творческих, гуманитарных профессиях: интерес есть, а общая эрудиция (которая важна для такой деятельности) оставляет желать лучшего. В таком случае мы советуем: обращайте внимание на все, что происходит вокруг, читайте, смотрите, расширяйте кругозор.

Иногда, чтобы чуть больше узнать о своем ребенке, стоит просто взглянуть новым взглядом на его комнату: что за книжки лежат у кровати, какие постеры на стенах… Психолог Дарья Алекберова рассказывает, что как-то приехала консультировать школьницу к ней домой и увидела на стене у той в комнате оригинальное, со вкусом сделанное панно … из фантиков от конфет. «С боем вешала, - поделилась девочка, - мама говорит, как не стыдно ерунду такую на видном месте держать».

« Разве это важно?..»

Оценить навыки и способности

Бывает, что человек успешно проявляет себя как лидер, но не осознает, что в этом его «фишка», возможно, его талант. Одна девочка говорит: «Когда мы идем с друзьями в кино, только я знаю: во сколько начало, кто идет, где встречаемся… А разве это важно?» Она выступает организатором и делает это инстинктивно, с удовольствием. Надо объяснить, что своими навыками нужно пользоваться - в том числе при выборе профессии.

Случается и по-другому: есть способности, но нет интереса. В таком случае среди множества сфер, где эти способности могут пригодиться, нужно все-таки обязательно найти то, что заинтересует. Хорошо идет математика? Она пригодится и программисту, и архитектору, и кинооператору. Умеешь рисовать? Есть графический, ландшафтный, интерьерный дизайн, костюмерное дело. Любишь химию, но пятерка только по русскому языку? Можно попробовать себя в научной журналистике.

«А вдруг не получится?»

Помочь поверить в себя

Этот важный этап, к сожалению, часто пропускают. Между тем, подростки часто не доверяют себе, сомневаются. На стадии выбора подростку очень важна поддержка родителей, друзей. Иногда достаточно сказать: ты можешь, у тебя это есть, - и человек пойдет по этому пути. Кроме того, стать уверенней в себе, раскрыться, помогут курсы ораторского мастерства или тренинги по самопрезентации - они полезны всем.

«Только не с классом»

Найти место, где проявить свои способности

Обязательно нужно найти возможность проявить себя на практике. Что касается организаторских способностей, самое простое - устроить какое-нибудь мероприятие в школе. Но не всегда отношения в классе складываются подходящим образом. Иногда стоит сменить школу, а, возможно, достаточно будет пойти на курсы по интересам, записаться в какой-нибудь кружок. Это шанс попасть в новую среду, лучше узнать себя, расширить круг общения.

«Все врачи равнодушные, а журналисты – продажные»

Окунуться в профессиональную сферу

При многих институтах есть не только подготовительные курсы для одиннадцатиклассников, но и занятия для средних школьников (например, Малые факультеты).

Полезно хотя бы просто походить по Дням открытых дверей, почувствовать «дух» в том или ином ВУЗе. Замечательно, если есть возможность пообщаться с представителем выбранной профессии, чтобы осознать весь спектр возможных «вариаций». Допустим, журналистом могут называть репортера, литературного критика, редактора, оператора, фотографа… Неформальное общение поможет и разрушить смешные и глупые мифы, которые витают вокруг каждой профессии. Например, некоторые считают, что парфюмер всегда должен ходить с ваткой в носу, чтобы не вдыхать посторонние запахи.

«Получи диплом, а потом делай, что хочешь»

Поддерживать ребенка в его выборе

Иногда перед проблемой выбора оказываются студенты (особенно часто - 2-3 курсов), которые вынуждены признать, что оказались не на своем месте. Сложно отказаться от собственных амбиций и ожиданий, но порой стоит признать, что отказ будет сделан в пользу ребенка. Переход в другой ВУЗ (даже с потерей 1-2 лет) – совсем не трагедия. Годы обучения все равно не потеряны: ведь появились новые знакомые, какие-то знания и опыт. Более того, окончательное решение об уходе часто приходится принимать самому подростку. Человек, который берет на себя ответственность за собственные действия, достоитн уважения: даже если он меняет драгоценное место в «крутом» ВУЗе на учебу в колледже.

Посмотрим правде в глаза: наличие «корочки» сегодня не гарантирует ни высокую зарплату, ни интересную работу. С другой стороны, экспертность ценится в любой области, а не только среди «модных» экономистов и юристов. Кстати, юристом 1 категории можно стать уже через два года после школы, закончив среднее специальное образование. Иногда не стоит пропускать эту ступень: в ВУЗ при желании можно будет поступить и спустя два года. Ведь, в конце концов, главное - получить профессию, а не корочку.

Профориентация - это помощь в выборе профессии; консультация, которая включает в себя диагностику интересов и способностей. На пересечении получается перечень профессий, сфер, где человек может быть успешен. Профориентационных центров много, у каждого - свой подход. Кто-то концентрируется только на интересах, кто-то - только на способностях; есть даже какие-то эзотерические методики: якобы по дате рождения скажут, кем тебе быть. Важен комплексный подход, учитывающий и интересы, и способности; индивидуальная, а не групповая работа.



Публикации по теме