Как построить выкройку для валяния жакета. Увеличение выкройки для получения шаблона

Когда я выставляю свои "хвастики", обычно, главный вопрос, который мне задают - о посадке.
Попробую рассказать о своем методе условно-цельновалять одежду сложного покроя. Это не будет МК по валянию, это рассказ именно о технологическом приеме. Поэтому здесь не будет фото процессов раскладки или уваливания. Про это есть масса прекрасных МК замечательных мастеров.

В преферансе есть присказка, о том, что «дурная лошадь с места - в карьер». Так вот это про меня. Я - та самая дурная лошадь.
И, поэтому, когда в сферу моей деятельности вторглось валяние (спасибо тебе, Танечка, если бы не ты - я бы еще пару лет рассуждала о том, что надо бы попробовать), то малые формы меня не увлекли. Делать - так одежду. Нуно. Ну, не умею я мыслить шарфиками…
Но тут возникла проблема. Цельноваляная одежда, которую я видела, имела либо совершенно примитивный крой, либо посадку, которая меня, как человека шьющего, не могла удовлетворить.
Техники, которые позволяли избежать этих проблем (крой из подготовленного полотна с последующим сшиванием, или условно-цельноваляные вещи, которые кроятся из префельта, собираются и доваливаются) предполагают количество отходов, несовместимое с моей ленью и жабой.
Остается раскладка по выкройке, увеличенной на КУ (коэффициент усадки), но в этом случае при дальнейшем валянии, всяко, нарушается геометрия детали, а значит, снова, возможен только примитивный крой. Круг замкнулся.
Решение оказалось неожиданно простым. Нужно валять на шаблоне! Ну конечно! Если сделать шаблон по выкройке, увеличенной на КУ, с припуском на швы, чуть бОльшим, чем при шитье, можно валять совершенно симметричные ПАРНЫЕ детали любой сложности, с сохранением геометрии. При этом, снятые с шаблона, разные детали будут идеально стыковаться друг с другом, в соответствии с моделью. Остается только сшить префельтовые детали и довалять вещь.

Для наглядности фото с комментариями на примере нуно-жакетика с запАхом. (часть фотографий с МК)

Выкраиваем из ткани, подготовленной для нуно, детали БЕЗ припусков на швы. Делаем шаблон с припусками. Важно: если Вы привыкли работать с шаблоном из толстой пенки (4-6мм), стоит закрепить выкроенную ткань на шаблоне крупными стежками толстоватой (я беру №40 в две нити) синтетической (полиэстровой) ниткой контрастного цвета

Если шаблон из пенки 2мм, пришивать не обязательно, можно просто «приклеить» мокрую ткань к шаблону, но это требует гораздо большей аккуратности и сноровки.

Приступая к раскладке следует помнить, что для некоторых тканей необходимо прокладывать тонюсенькие, прозрачные прядки основной шерсти на лицевой стороне по краю самой ткани для его красивого приваливания.

Намочили-намылили, пожужжали, перевернули, кто как привык

и разложили вторую сторону. Мыло, ВШМ, покатали, погладили ручками до состояния стабильного префельта.

Разрезаем аккуратно по периметру

Если ткань на шаблоне закрепляли - вынимаем «наметку»

Вытаскиваем шаблон.

Отжимаем, расправляем. Вешаем сушиться. Также делаем все остальные детали.

Если делаем тонкую вещь - желательно детали полностью высушить. Если это пальто или куртка - можно продолжить работу с влажными деталями.
Подравниваем припуски. Берем тонкую шелковую нитку в тон, и начинаем сшивать. Оптимальным способом, на мой взгляд, является сшивание «внахлест»

Но можно выполнить швы и «вразутюжку» (тогда лучше сшивать на швейной машинке, тоже тонкой шелковой ниткой), и «взаутюжку» (удобно, например, для вшивания рукава, припуск заложить к плечу).

Про рукава стоит поговорить отдельно

Видите оранжевые метки? Это осилки, проложенные по меткам выкроек синтетической нитью еще при раскрое. Очень удобная вещь. После сборки их нужно удалить.

Собранную вещь кладем на стол войлочной стороной вверх, расправляем шов, поливаем мылом

и тщательно притираем. Так все швы.

Когда швы подготовлены, можно довалять все изделие.

Выполаскиваем, закисляем, снова выполаскиваем, аккуратно отжимаем, сушим, отпариваем.

В зависимости от выбора цветов шерсти и ткани, способа сборки швы могут выглядеть по-разному, но всегда вполне презентабельно. Вот, например, стык плечевого шва и шва оката рукава нашего жакета

А это - подмышка (боковой шов и шов втачивания рукава)

Как и многие рукодельницы, я сейчас валяю из шерсти. Сваляла себе симпатичную сумку, много разных цветов. Захотелось мне свалять жилетку. Насмотрелась я разных мастер-классов, поняла, что кроме самой шерсти, мыла, своих рук и огромного желания больше ничего нет. А именно: пупырчатой клеёнки, «вибратора», манекена…Поэтому я валяла с тем, что было под рукой. Жилетка получилась забавная, наказистая, чуть коротковатая. Но, самое главное получилась. Я к ней сваляла красивый цветок (правда пока нет его фото) и теперь ношу эту жилетку на работе. А работаю я воспитательницей в детском саду.
Итак, представляю свой мастер-класс.

1. Выкройку жилетки я сделала из полиэтилена на 1\3 больше, чем нужный размер. Можно было даже больше сделать, так как сильно села. В комнате раздвинула большой стол и на выкройке спинки наложила 5 слоёв шерсти.

На это ушло примерно 6 часов. Я так старалась. Была безработная, поэтому времени было полно.

2. На спинке решила сделать картину. После раздумий выложила мордочку кошечки.

3. Потом всю спинку накрыла марлей и перевернула. Шерсть, которая выступала за края, загнула на полочку. Да, забыла сказать, что, когда перевернула, наложила на одну половину выкройку полочки и уже на неё завернула шерсть.

Сейчас видно мою ошибку. Я хотела завалять нитки, но надо было сверху и снизу наложить шерсть. А у меня шерсть была с одной стороны и нитки отвалились.

4. На этом фото видно, что первая полочка уже также выложена и накрыта марлей. Даже не просто накрыта, а обвёрнута. Это я сделала для надёжности.
Теперь предстоит выложить вторую полочку. Пульты помогали мне поддерживать шерсть, которую я загнула.


5. После того, как вся конструкция была выложена и обвёрнута марлей, прямо на столе я стала её смачивать горячей водой и намыливать заранее разведённым мылом. Мыло я просто потёрла на тёрке и разбавила тёплой водой. Сначала намылила спинку и прямо руками тщательно как бы растирала. Потом перевернула на другую сторону и сделала тоже самое.

6. Вниз догадалась подложить сетку, на которой грибы сушили. И тут дело пошло совсем хорошо. Я всю жилетку развернула и тёрла об эту сетку. Нитки, как видите не привалялись.

7. Потом я стала марлю снимать и была в ужасе, что она привалялась. Я её еле оторвала. Больше с марлей не валяю. Беру капрон или штору в виде сетки.

8. Кошечка получилась, но её слегка перекосило.

9. Дальше я очень тщательно и даже жестоко тёрла всё полотно об эту железную сетку. Это было для меня очень приятно, потому что все ненужные мысли покинули мою голову. Просто психотерапия!
Особенно тщательно прорабатывала вырезы рукавов.

10. Потом я переместилась в ванную комнату, в тазик со стиральной доской.


Помучила жилетку здесь. По том забросила её в стиральную машинку на режим «полоскания». Боялась доставать. Потом достала, померила и посмеялась.
Вот, что сначала получилось. Её всю перекосило. И я её сшила, чтобы в таком виде дальше валять в тазу. Чтоб она одинаково делала усадку.

Ещё я сделала на талии прорези для пояса. Но потом после окончательной усадки, оказалось, что эти прорези стали выше талии. Рановато я их прорезала!!! Ну что ж, это свой опыт.

11.Вот почти окончательный вариант. Можете посмеяться над незадачливой рукодельницей.

12. Ещё доваляла пояс и очень красивый цветок. Цветок, правда, пока не сфотографировала, а жаль. С цветком я очень живописная в своей желетке. Мне она очень нравится и телу шерсть приятна.

Спасибо Вам за просмотр моего «мастер-класса». Желаю Вам удачи!

Из этой статьи вы узнаете как сделать выкройку для шаблона, который используют в технике мокрого валяния.

Построение шаблона для ботинок. Коэффициент увеличения - 1.5.

Как валять ботиночки можно посмотреть .

1. Обводим стопу куклы.
2. Пририсовываем высоту ботинка.
3. Длина стопы 12см, 12*1,5=18 см, (18-12)/2=3 см. Прибавляем вправо и влево по 3 см.
4. Объем стопы в районе «косточки» - 12 см, 12*1,5=18, 18/2=9 см, т. е. ширина стопы на шаблоне должна быть 9 см, прибавляем по 2,5 см.
5. Проводим линию и вверх откладываем 30 см (требуемая высота 20 см*1,5)
6. Объем голенища 18 см + 4 см для язычка, 22*1,5=33 см, 33/2=16,5 см, т. е. в верхней части наш шаблон должен быть 16,5 см
7. Рисуем наш шаблон, он уже будет напоминать валенок.
Обращаю ваше внимание, во всех направлениях разные прибавки. Если бы мы в высоту прибавили по 3 см, как и для стопы, то получили бы только 16 см на выходе, вместо 20 запланированных.

Построение шаблона юбки.
Валяние юбочки можно посмотреть .

Сама выкройка может быть какой угодно. Я расскажу об увеличении.
1. На линии середины изделия ставим точку «О».
2. Из точки О проводим лучи через точки Т1, Т2, Н1, Н2.
3. Измеряем расстояние от точки О до точки Т1, умножаем на 1,6 (за миллиметрами не "гонимся", округляем до 0,5 и 1,0 см), откладываем этот размер на нашем луче - получаем новую точку.
Повторяем это для каждой точки.
4. Соединяем точки и получаем увеличенную выкройку.
Длина нашей юбки почти равна ширине, поэтому увеличение почти равномерное. Если валять юбку «макси» и добавить в длину столько же, как и для бедер, то есть шанс получить «мини».

Построение шаблона для пальто.
Валяние пальто можно посмотреть .

Выкройку можно взять из журналов мод. Линию середины делим пополам, ставим точки О. Увеличиваем так же, как и юбку. Лучи проводим через все крайние точки.

Точно так же увеличиваем рукав.

Построение шаблона тапочек.

Обводим стопу (я обвожу подошву,которой потом буду подшивать).
1. Для размера 38-39 длина стопы 26 см, 26*1,5=39, (39-26)/2=6,5 см. Откладываем по 6,5 см.
2. Объем стопы в самой широкой части 24 см, 24*1,5/2=18 см. Нужно добавить по 3 см.
3. Я люблю высокие тапочки, поэтому вокруг пяточки прибавляю по 6,5 см, как и для длины.
4. Соединяем все точки.

В носочной части мой шаблон уже, чем в районе пятки.
Заштрихованная часть - это будущий вырез (для входа ноги) на наших тапочках.

1.Обводим стопу куклы.
2.Пририсовываем высоту ботинка.
3.Длина стопы 12см, 12*1,5=18см, (18-12)/2=3см. Прибавляем вправо и влево по 3см.
4.Объем стопы в районе «косточки» - 12см, 12*1,5=18, 18/2=9см, т. е. Ширина стопы на шаблоне должна быть 9см, прибавляем по 2,5см.
5.Проводим линию и вверх откладываем 30см (требуемая высота 20см*1,5)
6.Объем голенища 18см +4см для язычка, 22*1,5=33см, 33/2=16,5см, т. е. В верхней части наш шаблон должен быть 16,5см
7.Рисуем наш шаблон, он уже будет напоминать валенок.
Обращаю ваше внимание, во всех направлениях разные прибавки. Если бы мы в высоту прибавили по 3см, как и для стопы, то получили бы только 16см на выходе, вместо 20 запланированных.

Сама выкройка может быть какой угодно. Я расскажу об увеличении.
1.На линии середины изделия ставим точку «О».
2.Из т.О проводим лучи через точки Т1,Т2,Н1,Н2.
3.Измеряем расстояние от т.О до т.Т1, умножаем на 1,6 (за миллиметрами не "гонимся", округляем до 0,5 и 1,0см), откладываем этот размер на нашем луче - получаем новую точку.
Повторяем это для каждой точки.
4.Соединяем точки и получаем увеличенную выкройку.
Длина нашей юбки почти равна ширине, поэтому увеличение почти равномерное. Если валять юбку «макси» и добавить в длину столько же, как и для бедер, то есть шанс получить «мини».

Выкройку можно взять из журналов мод. Линию середины делим пополам, ставим т.О. Увеличиваем так же, как и юбку. Лучи проводим через все крайние точки.

Точно так же увеличиваем рукав.

Построение шаблона тапочек.

С этим мастером мы познакомились почти два года назад, когда Лара впервые пришла к нам на посиделки в Шкатулочку в красивом бирюзовом платье. Многие тогда обратили внимание на хорошую посадку её работ. Лара Соболева более 20 лет занимается текстилем и одеждой, художник по образованию, член Московского союза Художников.

Этот мастер-класс за полтора года посетили многие. И начинающие, и мастера. Технология проста и эффективна. Ларе удалось совместить валяние со своим опытом кройки и шитья и создать оригинальныйшаблон с блокиратором проймы позволяющий создавать идеально сидящую пройму рукава.

Лара подробно объясняет, как увеличить выкройку. Эта технология позволяет Вам адаптировать практически любую понравившуюся выкройку для валяния на шаблоне. И получить в результате хорошо сидящее войлочное изделие, которое не будет деформироваться при дальнейшей носке и стирке.

Рукав увеличивается отдельно. И тут обычный коэффициент (длина) с 40% изменяется на 50%

особенное внимание на свободу облегания

а теперь самое интересное. Готова выкройка полочки и рукава. Но что делать с проймой?

Лара создает вот такой шаблон с блокиратором проймы...

И прокладывает блокираторы

на рукаве виден "надставленный" кусочек

Теперь на этом шаблоне можно создавать цельновалянную одежду. Только на пройме останется небольшой участок, который нужно будет сшить. Но это вы поймете и увидите дальше...

Раскладка. Сначала Лара выкладывает все без рукавов

вискоза, шерсть, муга...

закрепляет машинкой

ещё раз проверяет длину рукава

и начинает раскладку

теперь нужно пройти машинкой всё

перевернуть шаблон

раскладка другой стороны

постепенно сдвигаем блокираторы и раскладываем рукава

теперь все проходим машинкой

валяем до полуготовности

вот что получилось с проймой. Почти весь рукав цельный. Только внизу небольшой разрез, который нужно зашить.

Лучше шелковой ниткой тогоже цвета...

вот такой шов

теперь закладываем шов шерсткой

и проходим машинкой

затираем

Посадка на манекен. Изделие ещё не село до нужного размера, но уже видно, что рукав и пройма на месте.

растягиваем рукава и немного притираем...

уже почти готово

Изделие прекрасно село без всяких дополнительных подгонок и притирок...

Пока Лара работала, я попросила девочек померить некоторые её работы. Посмотрите, как "сидят" вещи...

это жакет из кардочеса

А вот, что Лара говорит сама о работе с войлоком:

"Сначала были поиски технологии для себя, когда еще толком не умела валять, но 15 летний швейный опыт сказывался и в валянии. Искала идеальную посадку, возможность посадить валяную одежду так же, как сидит обычный швейный текстиль. Но в процессе обнаружила, что валяная одежда имеет гораздо больше возможностей в идеальной посадке, чем шитье. И главное для этого не требуется большого опыта и знания портняжного искусства..

Когда стала преподавать, то пришлось оттачивать, адаптировать технологию под практическую работу с группой, пришедшей на мастер класс. Только снятое с шаблона изделие, с зашитыми и заваленными швами подмышкой уже практически сидит на фигуре, только гораздо большего размера. Но оно еще не сваляно. В процессе валяния проявляется грудь и талия, можно заложить разную свободу облегания, поиграть с формой. Но это еще не все. Важно так же, что бы это носилось и не выходило из строя как можно дольше. Это зависит от направления раскладки. Но все это только основа, каркас для наполнения идеями декора и дизайна. Хорошая основа для самовыражения творческой мысли и волшебных возможностей войлока. "

Это платье одной из учениц Лары. Оно сваляно, но ещё не посажено...

но уже видно, что замечательное будет платье!

это результат прошлого семинара...

ещё одно платье со шнуровкой по бокам...

И ещё много фотографий...

И хочу ещё раз поблагодарить Лару за разрешение опубликовать подробный отчет. С проблемой хорошей посадки войлочной одежды сталкиваются очень многие, но не у всех есть возможость посетить мастер-класс... СПАСИБО!



Публикации по теме