Как празднуется рождество на руси. История и смысл праздника Святой Троицы

Рождество Христово – это второй, по значимости, праздник в православном календаре. Отмечается 7 января не только на церковном, но и на государственном уровне. Один из самых древних праздников, дошедших до наших дней. За минувшие века празднование Рождества обросло множеством традиций, обрядов и ритуалов.

Стоит отметить, что дата празднования установлена по Юлианскому календарю, который еще принято называть «Старым стилем», на 25 декабря. То есть, православная традиция предполагает, что Рождество открывает праздничный цикл, а уже Новый год, 1 января, закрывает. Сейчас мы пользуемся Григорианским календарям, в котором дата сместилась на 7 января.

Немного истории

На наши земли Рождество пришло вместе с Христианством. После того как Святой Владимир крестил Русь, стали отмечать на государственном уровне. В те времена праздник символизировал конец старого и начало года. Поэтому в период от Рождества и до Масленицы заключались годовые договоры между купцами, завершались прошлогодние дела и начинались новые. В те далекие времена про гражданские календари почти никто не знал, люди измеряли время от одного церковного праздника к другому.

Рождество в Х–ХVIII веках

Во времена Древнего Русского государства и Российской Империи традиции, связанные с рождественскими праздниками, почти не менялись. Для крестьян эта дата была самой удобной. Заканчивались все осенние полевые работы, зимой сельское хозяйство застывало. Поэтому праздничные гулянья могли продолжаться целую неделю.

В высшем свете Рождество пользовалось не меньшей популярностью. В Санкт-Петербурге и Москве проходили большие ярмарки и народные гулянья. Строились катки и своеобразные «парки развлечений».

К началу XVIII века из Западной Европы к нам пришел Вертеп – небольшой театр, в котором разыгрывались библейские сценки. В одних регионах этот театр был кукольным, в других роли исполняли живые актеры. Традиция ставить вертеп просуществовала почти до середины XX века. Во время преследования религии она затухла и в наши времена почти не возродилась. А само слово «вертеп» стало синонимом понятия «любительский театр».

Народные обряды и традиции, связанные с Рождеством

Подготовка к празднику начинается задолго до его начала. Русские крестьяне, хотя и исповедовали православие, сохранили множество языческих традиций. Большинство из них связано с земледелием и будущим урожаем.

До первой звезды

Рождество предварял одноименны строгий пост, длившийся около месяца. В этом время нельзя было потреблять скоромную пищу – мясо, яйца, молоко и другие калорийные продукты. Считалось, что о рождении Иисуса Христа возвестила яркая звезда. Поэтому окончание поста было приурочено к появлению первой звезды на вечернем небе в канун праздника. В последний день поста до этого момента вообще не принято было есть.

Сжигание снопа

Рождество также знаменовало окончание сельскохозяйственного года. Во время сбора урожая глава семейства выбирал лучший сноп пшеницы и ставил его под иконы, как благодарность Богу за хороший урожай. В канун Рождества этот сноп сжигался, символизируя тем самым надежду на следующий урожай. В это время было принято менять как можно больше в своей жизни – надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи.

Вертеп, ряженные и коляда

Традиция создавать праздничные театры, вертепы, пришла к нам лишь в начале позапрошлого века. Для крестьян театр был в диковинку, поэтому они называли актеров «ряженными». Вертепы выходили в вечер перед Рождеством и выступали на площадях или заходили в дома. В их репертуаре были сценки из жизни семьи Иисуса Христа, другие библейские сюжеты и истории. Характерно, что и образы героев, и сюжетные линии максимально пропитывались злободневными темами.

Для кукольных вертепов действовало одно строгое правило. Нельзя было делать куклу Богородицы или Иисуса, их заменяли освященными иконами.

За выступления участникам вертепа, как правило, давали еду. Простые люди в те времена очень редко видели деньги. В семьях специально пекли пирожки или готовили другое угощение, чтобы наградить артистов.

Во время представления часто исполнялись песни – коляда. Слова этих песен почти полностью соответствовали Евангельским текстам, музыка была народной. К сожалению, до нас дошло очень мало таких песен и сценариев вертепов.

В некоторых регионах России коляду называли «славлением». Суть обряда была той же – прийти к своему соседу или знакомому и с песней известить радостную весть – Рождение Спасителя. В Российской Империи, патриарх, глава Православной церкви, приходил со славлением к императору. Вместе с ним во дворец заходила целая процессия. После поздравления главы государства, патриарх направлялся к царице и другим членам императорского семейства.

Подарки

Во все времена на Рождество было принято дарить подарки. Согласно Евангельским текстам, Иисус родился в хлеву, в бедности и страданиях. Одними из первых к нему пришли три волхва или три царя из восточных стран. Они принесли ему в подарок золото, ладан и смирну. Поэтому в Рождество подарки дарят не только детям, но и взрослым.

Постный стол и богатый стол

В богатых семьях появилась традиция ставить на рождественский стол двенадцать блюд, по числу апостолов на Святой Вечере. И также было принято вспоминать об умерших родственниках – для них по краям стола ложились зубки чеснока.

Сочельник

День перед Рождеством называется Сочельник. Этот термин пошел от названия блюда, которое традиционно готовилось в этот день в крестьянских семьях – сочива. Заваривалась каша, обычно из сеченой пшеницы или ячменя, отсюда и название. В кашу добавлялся мед, мак, орехи и другие сладости. Единого рецепта нет, в каждом селенье сочиво готовили по-своему.

Ужин в канун Рождества было принято делать постным. На стол ставились, в основном, каши, соленья и грибы. Никакого алкоголя у крестьян в этот день не было. Вечеру перед праздником придавали большое сакральное значение. И, хотя церковь выступала против суеверий, молодые девушки в эту ночь собирались, чтобы гадать. Тема гаданий всегда была одной и той же – дата свадьбы и личность суженого. А вот, способы отличались.

После того как семья завершала ужин, хозяин собирал объедки со стола и шел в хлев. Рождество считалось таким большим праздником, что радость от него должны были ощутить все, даже домашние животные.

Совсем по-другому накрывался стол на Рождество. Именно к этому празднику резали скотину, и крестьяне ели мясо. Интересно, что блюда состояли из больших кусков, это связано с особенностью запекания в русской печи. Кроме того, готовили птицу и рыбу. С мясной начинкой делалась и традиционная выпечка – калачи, кулебяки, блины и расстегаи.

Святки

В дохристианской Руси некоторые языческие праздники приходились на то же время, что и современное Рождество. После Крещения Руси церковь часто закрывала глаза на ритуальные вольности, сохранившиеся от старых славянских верований. Одной из таких традиций являются Святки – гулянья, продолжившиеся несколько дней подряд. После 22 декабря количество светлого времени в сутках начинало увеличиваться, люди воспринимали это как победу добра над злом. В Святки крестьяне рядились в странные костюмы, ходили друг к другу в гости, пели и плясали. Использовались также маски животных, символизирующие нечистую силу.

Согласно с православной традицией, Рождество Христово выпадает на ночь с 6 на 7 января. В этот день появился на свет Искупитель всех человеческих грехов, Спаситель, который дал начало новой эре и стал одной из главных фигур как в исторической науке, так и в теологии. Сейчас мы рассмотрим, как празднуют Рождество на Руси в наше время, какова история этого торжества, его особенности, традиции, приметы и многое другое.

Почему именно эта дата?

Начнем мы, пожалуй, с обсуждения дня рождения Христа. Почему ныне все православные христиане отмечают праздник Рождества Христова на Руси именно в ночь с 6 на 7 января? В соответствии с некоторыми сакральными источниками, Иисуса считают вторым Адамом на Земле, вторым и самым ценным сыном Бога. Первый его отпрыск, как известно, стал причиной грехопадения, за что был изгнан из Рая. Второй же, наоборот, искупил все человеческие грехи и пороки и был принят в Рай Господа после распятия. В Ветхом Завете сказано, что Адам был создан на шестой день существования мира. Проведя подобную аналогию, люди пришли к выводу, что точно так же Иисус родился в 6 день нового года и новой эры.

Период язычества в Киевской Руси

С момента рождения Христа до даты официального прошло почти 1000 лет. Все это время наша страна оставалась языческой, и, как несложно предположить, традиции, храмы, обряды и прочие сакральные ритуалы тут были совсем иными. Тем не менее примерно с 300-х годов в Киеве начали образовываться христианские общины, которые на свой лад и по своим правилам отмечали Рождество в Древней Руси. В те годы главным украшением домов была не елка, как это стало позже, а некий металлический предмет. Он мог иметь любую форму и размер, главное, чтобы поместился под столом. Все члены семьи по очереди садились и приставляли к нему ноги. Считалось, что железо отдает человеку свою прочность, силу и выносливость. Еще одна атрибутика - это имитация яслей Иисуса. Такими миниатюрами всегда украшали дома и улицы на Рождество. Традиции на Руси также касались праздничных столов. В течение 6 января люди целый день не ели, а садились за трапезу лишь к ужину. Главными блюдами были рыба, мучные изделия и сладости. До момента официального крещения всей страны эти традиции распространялись среди народа и прочно укоренялись в сознании людей.

Рождество в X - XV века

В 988 (дата примерная) году крестил всю Русь. Отныне официальной религией страны стало православное христианство, и все праздники, которые уже давно представители этой веры отмечали в других державах, перекочевали на наши земли. С ними появились и первые традиции на Руси, которые включали в себя и дату, и особенности кухни, и тип украшения домов и улиц, и даже Главным аспектом того времени было то, что Рождество неразрывно связывалось с Масленицей. Это был период большого поста, в течение которого было запрещено употреблять в пищу мясо. А рекомендовалось заключать деловые сделки, продавать товар или покупать что-то новое. Также люди в этот период заводили новые знакомства, крестили детей и женились. Словом, любое начинание в период по Масленицу было обречено на успех.

Новые веяния новых веков

Между тем, как празднуют Рождество на Руси сегодня и как это было в 17-18 веках, имеется значительная разница. И в чем конкретно она заключается, мы сейчас рассмотрим. В начале 17 столетия в Россию проникла польская национальна традиция - Вертеп. Она быстро «преобразилась» в нашей стране и стала неотъемлемой частью Рождества во всех городах и деревнях. Суть заключалась в том, что в специальном ящике-сцене разыгрывались с помощью кукол спектакли. Изначально в них показывалось, как рождается маленький Иисус и как его родители укрывают в пещере от Ирода. Позже сценарий мог быть любой, главное, чтобы он имитировал какой-то отрезок из жизни Спасителя. Также в эти годы устанавливаются те традиции празднования Рождества на Руси, которые существуют по сей день. В каждом доме наряжается елка, которая является символом торжества. На нее вешали выпечку в виде печенья, устанавливали свечки, украшали тканью, лентами, миниатюрами яслей, в которых родился Иисус.

Откуда взялись подарки под елочкой?

Всем нам прекрасно известно, как празднуют Рождество на Руси сегодня. Это наряженная елка, подарки, Святая Вечеря, гадания, колядки и многое другое. Но откуда все это взялось? Примерно в конце 19 века - начале 20 люди начали преподносить друг другу в дары не только трапезу, но и ценные вещи, сувениры. Одним словом, сам народ породил традицию одаривать друг друга. А для того, чтобы все это выглядело более загадочно, такие дары решили класть под елочку. Очень скоро появился в стране и аналог западного Санты Клауса - Дедушка Мороз. Как отмечали Рождество на Руси в конце 19 века? Примерно так же, как и сегодня. Дед Мороз дарил подарки детям и взрослым, его образ был основой торжества, и практически все мужчины переодевались в красные шубы и цепляли себе длинные белые бороды, чтобы поздравить собственных детей.

Основные традиции, которые укоренились в народе

В былые века Рождество Христово на Руси непременно сопровождалось колядованием. Обряд заключался в том, что молодые люди посещали дома всех своих знакомых, друзей, родственников и просто соседей. Они исполняли им народные песни на христианскую тематику, которые рассказывали о Рождении Спасителя. За это их награждали всяческими вкусностями. Еще одной важной традицией было ношение в гости кутьи. Хозяева, которым принесли это рождественское блюдо, должны были его отведать и отблагодарить своих гостей. На день после Сочельника, то есть 7 января, все отправлялись на обязательную церковную службу, где ставили свечи во имя Спасителя и всех своих родных, живых и мертвых.

Убранство дома

Современные семьи, которые можно отнести к верующим, прекрасно знают, как празднуют Рождество на Руси в наши дни, и почему традиции являются таковыми. Главное - перед торжеством как следует убрать в доме. Нужно вымести весь мусор и грязь, выбросить хлам и старые ненужные вещи, привести все в порядок. После необходимо приступать к приготовлению вечери. Некоторые области нашей страны предпочитали готовить в этот праздник лишь постные блюда - мучные и всякие сладости. Большая часть территории отдавала предпочтение блюдам из свинины, курицы, утки. Праздник Рождества Христова на Руси всегда сопровождался пирогом. Это могла быть кулебяка, ватрушки, калачи или просто пирожки. На Украине чаще всего готовили вареники.

Гадания в Сочельник

По рассказам Н.В Гоголя можно с точностью определить, как отмечали Рождество на Руси в былые века и какие ритуалы были основными в тот день. Девушки обязательно гадали на свое будущее. При этом данное действо носило не просто мистический характер, а даже пугающий, что порождало множество легенд и небылиц. Самым востребованным предметом для гадания была свеча. Она разжигалась у зеркала, а рядом ставилась мисочка с водой. Девушка наклоняла свечу над водой, и воск падал вниз, образуя фигуры. По ним и предсказывали будущее, расшифровывая на свой лад знаки и замысловатые символы. Также ходило поверье, то в свете свечи можно увидеть в зеркале лицо суженного. Но это гадание было одним из самых страшных, и далеко не все его практиковали.

Светские традиции

В наши дни в России 7 января считается официально выходным днем. Этот праздник является вторым по важности после Пасхи во всем христианском мире. Он имеет аналог в католических государствах - то же самое Рождество, которое, однако, отмечается 25 декабря. У нас на Рождество, как и в далекие старинные века, принято ходить в церковь и посещать литургию, на которой рассказывается о появлении на свет Спасителя, о его жизни и особенностях. Однако это мероприятие не является обязательным для всех граждан, и посещают его по своей воле далеко не все. Тем не менее представления на сакральную тематику устраиваются возле всех основных храмов городов, и все желающие могут принять в них участие.

Рождество — один из самых любимых христианских праздников. Это праздник детства, загадочный, радостный, домашний, уютный. В нашей стране Рождество само по себе ассоциируются с Новым годом, то есть с чем-то новым, неведомым и прекрасным. И это не случайно, потому что именно родившийся в Вифлееме Младенец дал людям новую надежду, новую возможность и новую жизнь.

Появление праздника

Первоначально в христианских церквях Рождество не праздновалось отдельно, поскольку было очень сложно вычислить точную дату рождения Иисуса Христа. Рождество праздновалось в один день с крещением Господним, которое отмечается в церквях 19 января, а по старому стилю — 6 января.

Впервые праздник Рождества Христова был отделён от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии. В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года, 25 декабря уже показано как «День рождения Христа в Вифлееме». Почему был выбран именно этот день? Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. В римском календаре IV века именно на 25 декабря приходится этот языческий праздник. Чтобы христиан отвлечь от него, в Риме перенесли 6 января на этот день воспоминания Рождества Христова, рождения духовного вечного Солнца.

Напомним, что в церковной традиции Иисуса Христа называют Солнцем Правды, поскольку Он принёс на землю свет истинного познания Бога. Естественно, это было сделано уже после того, как император Константин объявил христианство государственной религией. Такой факт совсем не умаляет значение этого праздника, потому что, как мы уже говорили, символ рождения Спасителя Иисуса отмечался Церковью всегда. Апостол Павел в Первом послании к Тимофею 3:16 писал: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» . Бог явился во плоти! Вот смысл праздника Рождества!

Примеру Римской церкви последовали и церкви христианского Востока. Древней церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского (III век), одни полагали, что это событие случилось 20 мая другие — 6 или 10 января. По третьим свидетельствам II-III веков, Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря на основании приблизительно следующих соображений. Месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий. А в Церкви издавна было распространено убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос был зачат в тот же день, в который и пострадал, то есть в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая от этой даты 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату — 25 декабря. Эту дату уже принимает святой Ипполит (III век), её защищают святой Златоуст и блаженный Августин.

Ранние традиции на Руси

На Руси Рождество начали отмечать в X веке. Издавна это был тихий и спокойный праздник. Канун Рождества — Сочельник — справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул — святки. С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей, девушек и гадали. И конечно же, отдавали дань «зелёному змию». Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами. В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гуляния славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.

Если до XVIII века Рождество было преимущественно церковным и семейным праздником, то при Петре I оно стало более светским. Конец декабря — начало января превращались в Петербурге в непрерывную череду гуляний, балов, маскарадов. Пётр перенял празднование Рождества из Европы. Обычай устанавливать ёлку под Новый год ввёл тот же Пётр I, но только с 1830-х годов украшенная ёлка стала непременным атрибутом и российского Рождества, и Нового года.

Большинство стран Европы и США Рождество отмечают по григорианскому календарю — 25 декабря, а Россия — по юлианскому — 7 января. Русская православная церковь объясняет нежелание переходить на новый стиль тем, что в таком случае нарушится устройство церковного года.

Возвращение евангельского смысла

С приходом в нашу страну евангельской вести и началом пробуждения, возрождённые христиане стали переосмысливать праздник Рождества. Нужно отметить особенности и начало евангельского пробуждения в различных регионах Российской империи. На Кавказе и в Таврической губернии пробуждение началось с проповеди среди молокан. Молокане вместе с православными обрядами отвергли все остальные библейские праздники, считая, что на первом месте стоит духовное исполнение заповедей, которое должно выражаться в благочестивой жизни. Соответственно они не отмечали никаких праздников. Традиция праздновать Рождество пришла в этот регион после того, как различные евангельские ручейки в России слились в одну могучую реку, которая стала впоследствии мощным евангельско-баптистским движением.

На юге Украины на евангельское пробуждение оказали влияние немецкие колонисты, которые организовывали кружки по изучению Священного Писания и назывались штундистскими, от немецкого слова «штунде» — час, или время, для Библии. Эти кружки основывались в связи с началом большого духовного пробуждения среди потомков немецких переселенцев. В конце XVIII столетия Екатерина II подписала манифест, по которому из Европы в Южную Россию могли переселяться немцы для освоения пустынных земель. На этих плодородных землях несколько столетий никто не селился в связи с тем, что они постоянно подвергались набегам турок и крымских татар, но Екатерина освободила Крым от турецкого владычества, и на эти земли хлынул поток переселенцев из Европы. В Европе в то время бушевали наполеоновские войны, и добропорядочным христианам там было очень неуютно. Приглашением переселиться в Россию воспользовались христианские диссиденты того времени: лютеране, меннониты. Среди них бродили пиетистские настроения, в основе которых лежало личное благочестие. Именно от них украинские штундисты, ставшие впоследствии евангельскими христианами-баптистами, переняли добрую традицию праздновать Рождество Христово в уютной домашней обстановке с обязательным праздничным столом, рождественским подарком, богослужением, коленопреклонёнными молитвами в рождественскую ночь. Именно оттуда пойдут замечательные рождественские колядки, столь любимые в нашем братстве. Это добрый обычай возвещать в рождественские дни о Спасителе Христе всем соседям и знакомым, приглашать в свой дом гостей и выставлять на стол лучшие, специально сохранённые до этого дня, съестные припасы. До сих пор в украинском братстве сохранился обычай: в рождественскую ночь обязательно приютить и обогреть нуждающегося, вдову, сироту и проявить добрые дела милосердия.

Рождество до революции

Особо следует сказать о Петербурге. Евангельское пробуждение пришло туда на несколько лет позже, чем на Кавказ и на юг России. Это событие связано с проповедью лорда Редстока в великосветских петербургских салонах. Слушателями Евангелия стала высшая знать России. Эти люди, обладавшие богатством, властью, образованием, склоняли колени перед Христом и начинали жить совершенно новой жизнью. Их христианство с самого начала было деятельным и практичным. Они отворили свои дома для всех слоёв общества. Граф сидел рядом с извозчиком, княгиня — рядом с бедным студентом. С самого начала стало развиваться служение обездоленным и больным, тем, кого общество отринуло. Сейчас такое служение мы называем социальным. Петербургские верующие проявляли заботу о заключённых, детях, вдовах, одиноких матерях, студентах. На Рождество организовывались праздники для детишек именно из таких слоёв населения.

Княгиня Наталья Фёдоровна Ливен — жена церемониймейстера при дворе Александра II, её сестра — княгиня Вера Федоровна Гагарина и их двоюродная сестра Елизавета Ивановна Черткова — вдова генерал-адъютанта Черткова, дочь графа Чернышова-Крутикова‚ героя войны 1812 года, начали активно участвовать в этом служении, предоставив средства и открыв свои дома для организации таких праздников. Они собирали детей, разучивали с ними рождественские песни, дарили им подарки, проявляли заботу об их бытии.

Потом многие из этих детишек станут активными служителями евангельских церквей. С высылкой из России в 1884 года лидеров петербургского евангельского пробуждения В. А. Пашкова и М. Корфа эти рождественские праздники не прекратятся. Их будет продолжать организовывать петербургская община, пастором которой станет Иван Вениаминович Каргель. К этой общине присоединится и Иван Степанович Проханов, который станет одним из лидеров молодёжного евангельского движения, а позже и организатором Союза евангельских христиан. Юношеские кружки евангельских христиан продолжат чудесную традицию устраивать особые рождественские вечера. Во время рождественских праздников проводились самые различные евангелизации. После 1917 года праздник Рождества прочно входит в жизнь поместных церквей. Более того, именно на Рождество несколько раз собирались всероссийские съезды евангельских христиан-баптистов. Во время Рождества на этих съездах совершалась Вечеря Господня, а потом делегаты выходили на улицу и приглашали всех желающих на торжественные рождественские богослужебные собрания, где люди могли услышать Благую весть о рождении Иисуса Христа. Это происходило помимо деловых заседаний съездов.

В 1929 года в Советском Союзе было принято новое религиозное законодательство, по которому жизнь поместной церкви резко ограничивалась. Это было вызвано тем, что коммунистическое правительство планировало навсегда покончить с религией стране и вытравить из сердец всякую веру в Бога. Поэтому само понятие Рождества усиленно искоренялось, насаждалось широкое празднование Нового года. Упоминание о Рождестве можно было найти только в литературе‚ написанной русскими классиками до 1930 года. Правда, бывали редкие исключения. Жизнь поместных евангельских церквей ограничивалась жёсткими рамками богослужений которые были чётко регламентированы. Запрещалось всяческое детское, молодёжное, социальное служение. Но тем не менее христиане все равно старались по-особому отмечать Рождество. Да войны это происходило в основном нелегально, за исключением нескольких открытых домов молитвы. А после войны, когда молитвенных домов было уже больше, устраивалось торжественное рождественское собрание. Например, во время празднования Рождества в январе 1959 года в Ленинградской церкви руководящий брат М. А. Орлов открыл собрание краткой молитвой. «Тихая ночь, дивная ночь», — раздаётся общее пение этой замечательной рождественской песни! Продолжая рисовать картину этой торжественной ночи, хор исполняет «Пастухи в полях дремали». Брат Орлов прочитал о рождении Христа из Евангелия от Луки 2:1-7 и отметил разницу в проведении переписи в то время (по месту рождения) и теперь (по месту жительства). «Господу угодно было, — говорил брат, — чтоб Спаситель наш родился в мир не в пышных хоромах, а в бедных яслях, на соломе». Все присутствующие в молитве прославили Бога за величайший подарок людям — рождённого Младенца-Христа, после чего и хором, и общим пением был исполнен торжественный гимн: «Слава в вышних Богу...» Затем с кафедры произнесли слово о Спасителе как о жертве для спасения людей на основании слов Христа, записанных в Послании к Евреям 10:5-7: «Жертвы и приношения Ты не восхотел... вот иду... исполнить волю Твою, Боже» ; о великом значении рождественской звезды, которая помогла волхвам найти Божественного Младенца и поклониться Ему. «Волхвы принесли Христу дары, — говорил брат Г. Яковлев, — а с каким сердцем мы предстали перед Господом, какие дары мы принесли Ему?» Брат Орлов в заключительном слове отметил удивительное послушание пастухов, которые, вняв словам ангела, сразу же пошли в Вифлеем, чтобы поклониться Христу. Как необходимо это полное послушание Богу всем верующим! В заключительной молитве все присутствующие вознесли горячую благодарность Богу за рождение в мир Спасителя людей! Пением радостной песни «Младенца дал нам вечный Бог» собрание было закончено. Таково было типичное рождественское собрание в то время, но большего и быть не могло.

В конце 50-х годов на Церковь вновь начала наступать атеистическая машина. Но врата ада в очередной раз не смогли её одолеть, и Церковь жила и праздновала Рождество. Верующие старались пригласить друг друга в гости, сделать друг другу хотя бы маленькие скромные рождественские подарки. Особую радость Рождество доставляло детям. Верующие родители стремились, чтобы этот день запомнился как праздник. Многие христиане-баптисты вспоминают, что на Рождество родители делали детям какой-то особый сюрприз. Ну а вечером семья собиралась вокруг Слова Божьего. Поскольку экземпляров Библии было мало, люди старались прийти в дом, где она была, чтобы в эту ночь услышать потрясающую весть о Рождении Младенца. Читали чудом сохранившиеся старые христианские журналы, выходившие в стране до 1929 года. Позже, когда появились приёмники, слушали западные христианские рождественские программы, прорывавшиеся сквозь помехи эфира.

Сегодня мы тоже празднуем Рождество. Пусть это будет светлый праздник, который ознаменуется нашей благотворительностью, жертвенностью, любовью к погибающим людям, как это стало традицией в баптистском движении.

Вконтакте

Длящийся сорок дней, таким образом, христиане готовились к великому событию.

В быту у крестьян готовились к Рождеству и накануне самого праздника. Хозяйки всегда к сочельнику убирали избы, всё мыли и белили, завершали готовку травяного и хмельного пива для гуляний на святки. Также в это время все женщины доделывали выпечку, которую должны будут кушать все после литургии Рождества и при угощении гостей на празднике. В сочельник старики отдыхали, а все остальные старались доделать всю работу до обеда, чтобы успеть пока светло сходить в баню помыться. В Сибири называли эту баню княжной, её обычно приготавливали женщины. Праздник встречали обычно в новой одежде.

В сочельник до того времени пока появится на небе первая звезда все постились, особенно старики. Перед тем как заходило солнце, все члены семьи должны были собираться у стола и совершать молитвы. Иногда хозяин дома ставил в хлеб свечку, после чего отправлялся за соломой, которой устилал передний угол дома и лавку в нем. Солома покрывалась чистой скатертью или полотенцем, на которую ставили кутью и клали рядом рожь. После чего вся семья снова молилась, и тушились свечи, после чего все молча, приступали к еде. В губерниях на западе России, которые расположены были ближе к Белоруссии, солому стелили под скатерть на стол.

Основным блюдом, как и сейчас, была кутья. На столе в сочельник не было скоромной пищи. В основном ставили на стол хлеб, тёртый горох, капусту с квасом, сусло. Так как употреблялись только постные блюда, то и называли трапезу в сочельник «голодная кутья». А в Калужской губернии во время приёма пищи нельзя было пить воду. Считалось, что тот, кто будет пить воду, будет болеть.

В некоторых местах России перед торжественным ужином звали мороз. После того как все поели, еду не убирали со стола. Считалось, что ночью приходят покойные родственники и доедают всё. Ложки, которыми ели члены семьи в сочельник, использовали в гаданиях. В этот день принято было ложиться пораньше спать. Ранним утром, 7 января в губерниях на юге России возжигали костры, называли это «грением покойников». Утром дети, а в некоторых губерниях девушки и молодые парни славили Христа: отправлялись по домам и разносили кутью, пели песни, за что получали разные вкусности, деньги.

Накануне рождества крестьяне пили достаточно для того, чтобы веселиться от души. Так было заведено, поэтому и темные любые невеселые одежды нельзя было надевать в этот день.

Было позволено любому прохожему заходить в избу и угощаться, и никто из хозяев не мог отказать ем у. В итоге в конце вечера все мужчины селений уже еле добирались домой, волоча ноги. Среди этих веселья исключение составляли, безусловно, только славильщики - дети и молодежь, которые просто пели песни. Младшего из славильщиков, как правило, сажали на шубу, которую стелили в самом переднем углу мехом вверх. Таким образом, по поверью помогали наседкам в будущем хорошо высиживать яйца. Всем остальным давали деньги и сладости. На вырученные деньги нанималась изба, в которую ходили все непьющие для бесед.

Наиболее важным на Рождество являлось участие в литургии. По возвращении домой из церкви устраивался праздничный обед, в процессе которого все разговлялись.

Церковные служители также отправлялись утром по домам, чтобы славить Христа. На протяжении целого дня дети и молодежь колядовали, а на юге России и в Сибири организовывались вертепные представления, их еще называли вертепами. Вечером же все ходили по гостям: родственникам, кумовьям и соседям.

Рождество Христово – один из главных годовых христианских праздников.

Традиции и обычаи отмечать этот великий день передаются из поколения в поколение и являются неотъемлемой частью самобытной культуры каждой страны. Рождество на Руси стали отмечать в X веке. День и ночь перед Рождеством, рождественский Сочельник, справляли скромно и спокойно, а следующие дни были по-русски веселыми и задорными.

В Сочельник надо было как следует приготовиться к празднику. Ранним утром жители деревень отправлялись за водой, которая в этот день становилась целебной: ею умывались и на ней замешивали тесто для рождественского хлеба. Утром хозяйка начинала разжигать печь.

Перед Рождеством это делалось по-особенному. По обычаям предков, огонь добывался высеканием искры, причем кремень и кресало в течение 12 дней перед этим лежали под образами. Хозяйка трижды крестилась и, повернувшись к восходящему солнцу, высекала огонь, поджигала от него прут и только после этого растапливала печь, в которой лежало 12 специально выбранных поленьев.

На этом огне готовились 12 постных блюд, среди которых обязательными были узвар – напиток из сушеных фруктов и медом и кутья – каша из пшеницы и ячменя. Кутья с медом называлась «сочивом», отсюда и произошел «сочельник». Кстати, золу от рождественского огня использовали в разных магических обрядах.

Сначала взрослые угощали кутьей и узваром домашних животных, дети при этом издавали звуки, напоминающие их голоса, чтобы в новом году с ними не случилось ничего плохого.

Дома обязательно надо было соорудить символ урожая – своеобразный алтарь из снопа ржи и крестьянских орудий. Внося в дом сноп, хозяин снимал шапку и приветствовал хозяйку, словно видел ее впервые: «Дай, Боже, здоровья!». А хозяйка должна была ответить: «Бог в помощь! А что несешь?». Тут мужчина говорил: «Злато, чтоб весь год мы жили богато», останавливался посреди избы, крестился и желал семье счастья, здоровья и долголетия.

После этого сноп ставили под иконы, перевязывали его железной цепью, укладывали рядом лемех от плуга и хомут. Хозяйка доставала чистую белую скатерть и накрывала ею все это сооружение.

Не забывали наши далекие родственники и об обряде укрепления здоровья. Глава семьи раскидывал по полу солому, на стол бросал сено, и делал из сена маленький сноп, который ставил под стол. На верхушку копны ставился черепок, в котором курился ладан.

Вокруг него раскладывали железные инструменты. Все присутствующие должны были по очереди коснуться их босыми ногами, чтобы здоровье было крепкое, как железо.

А для того чтобы отпугнуть нечистую силу, супруги обходили дом и двор со свежеиспеченным хлебом, медом и маком. Мак разбрасывали в хлеву, а чеснок раскладывали по всем углам.

Вечером во дворе зажигали большой костер, чтобы умершим родственникам на том свете тоже было тепло. Домочадцы стояли около костра в глубоком молчании, поминая ушедших и молясь за них.

Затем ребенок до семи лет, душа которого считалась невинной и безгрешной, клал на сено, лежащее на столе, три испеченных калача, щепотку соли и ставил большую восковую свечу. Только после всех этих обрядов можно было подавать на стол. Все нарядно одевались, и теперь, когда уже все в доме прибрано и готово к празднику, осталось только дождаться появления в ночном морозном небе первой звезды.

Первым за стол садился отец, за ним – мать, и дети по старшинству. Хозяин, взяв ложку кутьи, читал молитву за покойных родственников. Считалось, что их души в этот день прилетают на землю и все видят. Поэтому специально для них тоже ставили тарелки с угощением.

Во время ужина никому, кроме хозяйки, вставать не разрешалось, а разговаривать надо было тихо и спокойно.

Коляда, коляда!

Пришла коляда

Накануне Рождества :

Мы ходили, мы искали

Коляду святую

По всем дворам,

По всем проулочкам…

В заключение своей песни колядующие, которые ходят славить Христа, поздравляют хозяев с наступлением праздника, и желают всех благ. Радушные хозяева немедленно выносят певцам, у которых один человек специально ходит с мешком, какие-нибудь угощения. Так колядовщики, в сопровождении шумных ребятишек, путешествовали по всей деревне.

С первым утренним ударом колокола все спешили в церковь на праздничное богослужение. После заутрени молодежь устраивала лихие катания с гор на лыжах и санях, сопровождающиеся веселым смехом и песнями.

Теперь праздничный стол изобиловал всякими вкусностями : традиционно готовили студень, молочного поросенка, жареную курицу, свиную голову с хреном, колбасу и медовые пряники.

Со второго дня праздника, по вечерам, начинались новые развлечения – шествия ряженых. Множество народу, переодетого в вывернутую наизнанку одежду, в масках, пело песни и танцевало не только в деревнях, но и на городских площадях.

Еще на Рождество любили устраивать различные вечеринки, беседы, ходили друг к другу в гости, и, конечно же, не обходилось без гаданий.



Публикации по теме