Как приучить ребенка спать в садике: советы психолога.

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, про дневной сон. У нас в группе детки, которым еще не исполнилось 3 года и которым уже 4-ый. Мой ребенок спит дома не более 1.5 часов днем. В детском саду же на дневной сон отведено время 3 часа. Он просыпается, плачет, не хочет больше спать, его ругают и заставляют спать еще. Из-за этого он не хочет ходить в детский сад. Скажите, как поступить в этом случае.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Ваш ребенок правильно не хочет. Где это видано, заставить человека спать? Это все равно, что заставить любить, заставить увидеть (а не смотреть), заставить понять. Не-ре-аль-но.

Странно другое: почему Вы хотите, чтобы эта пьеса продолжалась?

Ваш ребенок (как и каждый другой ребенок) никогда не будет «как все». Потому что понятие «как все» — пустое. Это просто словосочетание, на самом деле за ним не стоит никакой смысл. Используется данное выражение в речи потому, что им можно заставить человека повиноваться. Говоря проще – управлять человеком. Вот единственное назначение слов «как все».

Почему я должен это делать? – часто спрашивают дети. Когда у взрослых не хватает аргументов, они говорят: потому что все так делают. И что это доказывает? Когда дети вырастают, немногие из них сохраняют в себе божественную способность продолжать спрашивать: почему я должен это делать? – у других и у себя. Большинство идет по дорожке под названием «как все», понурив голову, проглотив все наставления, смирившись с тем, что они – по всем вопросам безнадежные должники, они всегда что-то должны. Даже выражение есть специальное «чувство долга». Что за чувство такое? И каким местом человек может его ощутить? От него спина ссутуливается, плечи опускаются, в теле появляется тяжесть, тянущая вниз, к земле. Гнетущее состояние.

Можно, конечно, сказать, что человек без чувства долга будет безответственным, легкомысленным, будет порхать, как бабочка, ничем не напрягаясь. Да, это так! И это прекрасное состояние. Творческое, светлое, дающее отличное настроение, прекрасное самочувствие, отменное здоровье и бьющую через край энергию – в общем, все, как у детей. Этого состояния некоторые люди боятся. Они придумывают, что человек без чувства долга перестанет заботиться о своих близких, не будет работать и т.п., но не говорят самого главного, что их так пугает – этот человек станет свободным и бесконтрольным. То есть, у него не будет кнопочек, на которые так любят нажимать манипуляторы, и рычажков, за которые они любят дергать. Управляемый человек очень удобен, он почти как биоробот, как механическая игрушка: надавил на жалость – получил подарок, надавил на чувство долга – получил еще. Таких кнопок и рычагов существует много разновидностей, и все они – чужеродный, искусственный элемент в человеческом теле, типа протеза или вживленного электрода. Одним словом – лишнее.

Вряд ли кто-то станет утверждать, что у кошки есть чувство долга. Но это никак не мешает ей быть прекрасной матерью, заботиться и нежно воспитывать своих малышей, защищать их от любой, реальной или мнимой, опасности, растить и учить. Любит ли она своих детей? Кто видел кошку с котятами, отлично знает ответ.

Человек в этом смысле мало чем от кошки отличается. Может ли чувство долга заставить его искренне и с любовью заботиться о ком-то? Может ли оно заставить полюбить? Восхищаться? Радоваться? Ответьте сами. Выдумки это все. Кнопки и рычаги.

Теперь посмотрим на еще один аспект Вашего вопроса. Много уже было писем, в которых родители из последних сил стараются приспособиться к тем обстоятельствам, в которые попали, хотя обстоятельства эти им совсем не нравятся. Одним не повезло, как они считают, с воспитателем, другим – с группой в саду, третьим не дает спокойно жить какой-нибудь один ребенок в садике. Этих родителей объединяет одно, на мой взгляд, странное свойство: они в своих письмах никогда не упоминают возможность сменить один сад на другой или вообще воспитывать ребенка вне садика .

Может быть, это тоже проявление феномена «как все»?

Не все дети ходят в сад. И может быть, именно вашему ребенку нужно, необходимо, обязательно много времени проводить наедине с собой или, скажем, с папой. У каждого свой путь, и этот факт можно только уважать и признавать, если хотите жить с радостью и удовольствием, а не в постоянной борьбе с обстоятельствами.

Как часто складывается ситуация: ребенка водят в сад, но ему там не нравится, он плачет, болеет, закатывает по утрам истерики. С другой стороны, воспитателям тоже мало радости от такого малыша: они тоже недовольны и жалуются родителям. Родители получают больше всего снарядов: с одной стороны, они в ужасе от того, что происходит с ребенком, с другой стороны им иногда хочется убить всех воспитателй вместе с нянечками за их вечные жалобы и недовольство (а за что же им деньги платят?). А если вдобавок ребенка отдают в сад, чтобы можно было ходить на нелюбимую работу, тогда жизнь вообще превращается в непонятно что. Всем плохо. Зачем это нужно?

Давайте, наконец, что-то поменяем. Давайте перестанем мучать друг друга и самих себя. Давайте перестанем терпеть и приспосабливаться. Давайте станем просто жить так, как нам нравится, как нам приятно и легко.

Вы имеете право не быть «как все». Вы можете позволить себе роскошь самим решать, куда водить своего ребенка, находить такие решения, при которых ваш ребенок, а главное, вы сами чувствуете себя превосходно! Просто – живете и получаете от этого удовольствие.

В вашем конкретном случае с дневным сном в садике я бы поговорила с воспитателями (двумя? или одним?). Объяснила бы им, спокойно, без нажима и патетики, что у моего ребенка нет потребности в сне на целых 3 часа, что ребенок сам отлично справляется с тем, сколько ему спать (кушать, ходить в туалет), а показатель этого – хорошее самочувствие и хорошее настроение, когда он встает. Посмотрите на их реакцию, послушайте, что они вам скажут. Вполне возможно, что вы легко найдете общий язык. А если нет – тоже не беда. Значит, это не ваш садик. Значит, для вашего малыша есть другая, очень хорошая возможность, которая ждет его – не дождется. Только представьте, сидит она, эта прекрасная возможность, в укромном местечке, и дожидается лично вас с лично вашим ребеночком, и от нетерпения пританцовывает на месте: ну когда же, когда же они меня наконец-то найдут? Когда им надоест цепляться за старое, неприятное? Скорей идите сюда, я здесь, я вот!

Проведите опрос среди родителей старшей или подготовительной группы, и вы узнаете от большинства них, что дома дети уже давно не спят днем. Спросите детей, почему они не любят ходить в садик, и вы услышите, что одна из главных причин - дневной сон. А если организовать садик без сна? Это возможно сделать как силами семьи, так и в дошкольном учреждении.

Когда дочке было примерно четыре с половиной года, у нас начались проблемы с дневным сном. Укладывать ее было все сложнее, часто сам процесс укладывания занимал больше двух часов. В итоге засыпала она часам к четырем пополудни, просыпалась к шести, а укладывание на ночь происходило далеко за полночь. Посовещавшись с мужем, мы решились на эксперимент: не укладывать вообще. В итоге к девяти часам вечера ребенок сам еле доползал до кровати и крепко спал до утра, а родители вечером получали несколько часов времени на себя. В таком режиме мы прожили все лето, но когда пришла пора возвращаться осенью в садик, проблема снова замаячила на горизонте. Марта - очень послушная девочка, а в садике «за компанию» спят даже не очень послушные дети, поэтому она, как и положено, отдыхала два часа и возвращалась вечером домой. После этого вечером начинался сущий ад: ребенок скакал по диванам и по головам родителей до глубокой ночи, а утром, не выспавшись, никак не желал вставать в половине восьмого утра. Родители утешали себя тем, что ребенок выспится в садике, но жизнь в режиме «не можем улечься, а потом не можем встать» напрягала всю семью. Ко всему прочему, я была беременна, поэтому поздние отбои и недостаток сна ощущались особенно остро.

Садик без сна: организация силами семьи

Прожив так около недели и поняв, что долго в таком режиме не протяну, я начала искать решение в интернете. И первое, что я поняла: я не одна такая. Потому что очень немногим детям в 5-6 лет на самом деле еще нужен дневной сон. Каждая мама решала проблемы с садиковским сном по-своему, но в целом было несколько вариантов:

Забрать ребенка из садика, а вместо этого водить на разные секции.
Забирать ребенка после обеда, то есть до дневного сна. Во второй половине дня опять-таки водить на кружки.
Забирать ребенка после обеда, а затем приводить обратно после сна.

Очевидно, что первый вариант подходит мамам, которые вообще не работают, и могут полностью посвящать себя ребенку. Второй - тем мамам, которые работают на полставки или дома. Третий - тем же мамам, но при условии, что садик находится рядом с домом (иначе вряд ли захочется кататься туда-сюда по четыре раза в день).

Я - мама-фрилансер, и садик у нас в пяти минутах ходьбы, поэтому третий вариант показался мне самым удачным. В нашем садике во второй половине дня часто проходят разные занятия: хореография, английский язык, и если забирать дочку после обеда, то она пропускала бы их. Во-вторых, дополнительные два часа для работы ежедневно для меня были очень важны.

В режиме «забираем после обеда и приводим обратно после сна» мы прожили целый учебный год, и вот какие преимущества это дало нашей семье:

Маме:
Ушли проблемы с укладыванием на ночной сон - дочка засыпает около 21 часа и крепко спит 10 часов;
Утром дочка просыпается без будильника в половине восьмого и говорит: «Мама, вставай, пора идти в садик!»;
Снова появилось время на вечернее общение с мужем или же на дополнительные пару часов сна;
После того, как рабочий день поделился на три части: работа (9-12), дневное общение с дочкой (12.30-15), снова работа (15.30-18), стало легче планировать день, я стала больше успевать.

Дочке:
Марта очень привязана к маме и папе, и оставаться одной на целый день даже в пять лет для нее все еще было тяжело. Возможность побыть с родителями несколько часов среди дня снизило психологическую нагрузку, садик стал восприниматься более позитивно.
Если не было сильного ветра и дождя, почти все время садиковского сна мы проводили на улице. Для здоровья это во сто крат полезнее, чем лежать в душном помещении спальни вместе с двадцатью детьми.

Отсутствие дневного сна в детском саду - большая проблема большинства детей, особенно тех, чей возраст свыше 3-5 лет. Обычно тихий час для деток это такое сакраментальное время, когда можно либо тихонечко поболтать друг с другом, либо наоборот - подурачиться. Разумеется, дети, отказывающиеся спать, доставляют неудобство не только нянечкам и воспитателям, но и тем детишкам, которые вовсе не прочь вздремнуть в дневное время. Из этого вытекают дополнительные проблемы: воспитатели выдвигают претензии родителям впредь до того, что просят забрать ребенка из сада на время тихого часа. Как приучить ребенка спать в садике? Такой вопрос, наверняка, задает себе большинство мамочек и воспитателей.

Очень важно задумываться над этим заблаговременно, еще до того, как малыш начал посещать детский сад. Наверняка, родители, ставшие в очередь в садик, уже имели честь пообщаться с воспитателями, есть смысл задать педагогам вопрос, к каким методикам домашнего воспитания стоит прибегнуть заранее, чтобы у ребенка не возникло проблем со сном в садике в будущем. Специалисты вам расскажут о дневном распорядке дня и в процессе подготовки к детскому саду, вам придется немного изменить режим ребенка, например, начать приучать его спать днем дома в четко отведенные для этого часы. Такие меры выработают у малыша привычку и вопроса, как приучить ребенка спать в садике в будущем, скорее всего, не возникнет.


Однако если ваш ребенок уже посещает детский сад и такая проблема стоит ребром, то следует немедленно начать ее решать.


Приучить ребенка спать в садике непросто, и зачастую этот процесс зависит вовсе не от родителей, а от подхода и строгости воспитателей. Однако мама с папой просто обязаны провести с малышом беседу, уточнить, по какой причине он не спит, и попробовать разъяснить пользу и необходимость дневного сна. Если ваш ребенок мал, вы можете посчитать, что беседы лишь пустая трата времени, но это вовсе не так. Малыши все прекрасно понимают, особенно если мысль пытаются донести не назидательным, а объясняющим тоном.

В процессе разговора следует также выяснить причины, почему ребенок не хочет спать в садике. Нередки случаи, что ему кто-то мешает или он чувствует себя неуютно или не защищенным. При первом раскладе крайне необходимо побеседовать с воспитателем. Кстати, процесс приучения ребенка ко сну в детском саду в любом случае должен контролироваться не только родителями, но и воспитательницей. Именно она и нянечка наблюдают за обстановкой в детском коллективе, в том числе и во время тихого часа, благодаря чему именно от них стоит ждать объективной оценки того, почему малыш отказывается спать.


В случае отсутствия уюта или ощущения незащищенности, рекомендуется давать ребенку в детский сад его любимую игрушку, скажем, ту, с которой он спит дома.


Если случай тяжелый и ваш малыш не просто тихо валяется с открытыми глазами, а мешает другим детям, возможно, придется во время тихого часа наведываться в детский сад и контролировать ребенка. Неплохим способом будет отвести его в другую комнату и провести воспитательную беседу. Чтобы приучить ребенка спать в садике, нужно оговорить все нюансы с воспитателями: например, попробовать попросить их проводить активные игры с детьми за час до дневного сна, а также предупреждать, что скоро придется отправиться в спальню.


Не забывайте о режиме сна в выходные. Старайтесь полностью повторять распорядок, которому малыш следует в детском саду. Пожалуй, это самый лучший способ, с помощью которого родители могут повлиять на приучение ребенка спать в садике.


И не забывайте о благоприятной и уютной атмосфере дома. Часто проблемы малыша с дневным сном связаны с переживаниями из-за неспокойной атмосферы, царящей дома.

Дома сын спал днем через день, а в садике он вообще отказался от дневного сна. Чем это плохо? Оказывается, именно дневной сон позволяет вывести из детского организма кортизол, гормон стресса.

Поэтому детки, которые не спят днем, к вечеру особенно возбудимые и уставшие.

Парадокс! Чем больше устает малыш, тем труднее ему уснуть.

Что делать, если ребенок плохо спит в садике или вообще отказывается от послеобеденного отдыха? У нас есть несколько советов!

Совет 1: если ребенок не хочет спать, может, он уже перерос дневной сон

В 3 года почти все дети спят днем. К 4м годам только половина малышей укладывается на дневной сон. В 5 лет нуждаются в регулярном дневном отдыхе лишь 25% деток.

Если ребенок плохо спит или вообще отказывается от отдыха, может, у него нет потребности во сне днем. Попробуй договориться с воспитателем, чтобы кроха просто лежал с закрытыми глазами.

Когда мой сын отказывался ложиться в старшей группе, воспитательница пошла навстречу. Ребенок не хочет спать? Хорошо, пусть тихо собирает пазлы или рисует.

Совет 2: ребенок не хочет спать в садике? Попрощайся с ритуалами дома

Из-за непривычной обстановки малыши поначалу нервничают и не могут расслабиться в садике. Ребенок не хочет спать, потому что рядом нет любимого мишки, маминой колыбельной и теплого одеяла.

В садике? Попробуй свести домашние ритуалы укладывания к минимуму. Пусть малыш учится засыпать без укачиваний, песен и бутылки с компотом. Тогда и в садике все получится!

Совет 3: ребенок плохо спит в садике? Признай его чувства

Когда мой сын говорил, что не может уснуть, я, признаюсь, не сразу стала его поддерживать. Я думала о том, что у других детей же как-то получается уложиться на дневной сон!

На самом деле, малыш переживает серьезный кризис разделения с мамой. Говори почаще с ним об этом: что воспитательница позаботится о нем, что вечером вы вместе пойдете на любимые качели… Если ребенок не хочет спать, он обычно тревожится. Вдруг мама вообще не заберет! Так что уделяй карапузу побольше внимания и объясняй, что ты обязательно за ним придешь.

Моей младшей дочери 4 года. В начале декабря мы пошли в детский сад. Первые три дня прошли замечательно. На дневной сон дочка осталась уже на второй день. Воспитатель говорит что спала хорошо. А с четвертого дня ходить в сад отказалась. Еле уговорила пойти, но с условием, что заберу до сна. Теперь вот так и ходим, только первую половину дня. Идет в садик и ведет себя там хорошо. Но к обеду всегда начинает плакать,видимо боится что оставлю ее там спать. Воспитатели настаивают чтобы оставляли на целый день,но дочка ни как не хочет. Даже на любые попытки разговоров на эту тему отвечат плачем. Уже с вечера выясняет у меня идем ли мы завтра в садик и если идем, то просит забрать ее до сна. Что же мне делать? Отводить только на первую половину дня? А если она так и не привыкнет? Или оставлять насильно. НО боюсь что тогда она у меня вообще не будет хотеть ходить в детский сад. ее

Здравствуйте Марина! Судя по всему, Ваша дочка хорошо адаптировалась в саду, поскольку идет в садик и ведет себя там хорошо. А ее плачь - это способ манипулировать своей мамой. Оставляйте ее на целый день, но не сразу, а постепенно. Один день придете за ней сразу после дневного сна, второй день после полдника и т.д. Обязательно предупреждайте ее о том когда придете за ней. не обманывайте. На плачь не реагируйте. Как только ребенок уйдет в группу из раздевалки от мамы - плачь быстро прекращается, т.к нет объекта для манипуляций.

Будьте уверенной мамой и дочке будет спокойней.

Удачи Вам.

Хороший ответ 0 Плохой ответ 2

Здравствуйте, Марина!

Было бы замечательно обратиться вам к детскому психологу по вопросу облегчения адаптационного периода. Но, на сколько можно судить по вашему письму, задача решится быстрее, если вы лично обратитесь за консультацией к специалисту, работающему со взрослыми.

Большинство детских проблем поведения имеют в основе проблемы родителей.

Вы пишите "мы пошли в детский сад". Кто мы?.. Вы и дочь вместе?

"Теперь вот так и ходим" - та же фомулировка. Сознательно вы отводите ребёнка в детский сад. Но бессознательно, в глубине своей души, вам хочется слиться с дочкой и не отпускать её.

С рождением ребёнок отсоединился физически, а психологическая пуповина остаётся еще на некоторое время. При мудром поведении родителей ребёнок с удовольствием познаёт окружающее пространство и обретает самостоятельность. Страхи (осознанные или бессознательные) взрослых сдерживают малыша, вселяют в него тревогу .

Думаю, вы понимаете почему желательным было бы посещение психолога именно вами.

С уважением.

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Марина, возможно, ваша дочь просто НЕ ХОЧЕТ спать. Это одна из версий, но вы рассмотрите ее на всякий случай. Мне доводилось с таким сталкиваться. Иногда дети к этому возрасту в дневном сне постепенно перестают нуждаться. Тем более, ситуация принудительная: надо лечь, когда сказали, а не когда действительно клонит в сон . У некоторых детей возникает протест и напряжение: надо тихо лежать, надо спать, а желания такого нет, при этом страх , что если не будешь спать - накажут. У ребенка возникает конфликт: он физически не может удовлетворить требования взрослых, но других альтернатив ему не дают.

Попробуйте поговорить с воспитателем, чтобы ребенка не принуждали спать. Пусть соблюдает общий режим тишины, полежит с книжкой с картинками или с игрушкой, но именно давить на то что "надо спать" - не стоит. У меня много взрослых клиентов с постоянной бессонницей, вызванной именно таким принудительным сном в детстве. Повод задуматься.

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Публикации по теме