Как произошло 8 марта история.

Нажмите, чтобы прослушать

8 Марта: неженская история праздника. Привычно связывают празднование Международного женского дня с лидером (лидершей?) мирового коммунистического движения Кларой Цеткин, которая предложила ввести этот день в 1910 году. Случилось это на Второй Международной женской конференции в Копенгагене. . Но мало кто знает, что первоначально праздник отмечали 19 марта. И вообще в разных странах дата была «плавающая», в России, к примеру, в 1913-м ее отметили 2 марта. А вот начиная с 1914-го праздновали уже 8 марта повсеместно, потому как в год начала Первой мировой войны именно 8 марта выпало на воскресение, и дата закрепилась. Некоторые исследователи связывают сей праздник и с еврейским Пуримом, когда вспоминают царицу Эсфирь – жену Ксеркса, предотвратившую еврейские погромы в Персии. Дата этого праздника тоже плавающая – но в 1910 г. она пришлась на 8 марта. Некоторые при этом вспоминают и знаменитую Юдифь, и день сионских (вавилонских) блудниц… Другие говорят, что еще в 1848 г. король Пруссии (в результате восстания рабочих 8 марта!) в числе прочего пообещал женщинам избирательное право. И тут вспоминают другую социалистку – Елену Гринберг, которая предложила конкретную дату. Но, пожалуй, ближе всего к истине другое событие: 8 марта 1857 года работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды Нью-Йорка, протестуя против низких заработков женщин и плохих условий труда, организовали марш по улицам Манхэттена. Напомню, что этим женщинам приходилось трудиться по 16 часов в день за копейки! Демократия как никак… А вот после этих протестов женщин «уравняли» в правах с мужчинами, и они получили 10-часовой рабочий день (как и мужчины!!!). 8 марта 1901 года в Чикаго прошел первый в истории марш-протест женщин-домохозяек - так называемый «кастрюльный бунт» или «марш пустых кастрюль». Используя данную посуду как барабаны, женщины добивались равных политических прав, возможности работать на производстве без ограничений и ущемлений, но самое интересное – права служить в армии и полиции. С тех пор все левые партии США стали применять эти требования в своих программах. Так что о дате праздника и его поводах можно долго дискутировать. Но главный факт – после победы большевиков в октябре 1917-го этот день в России стали отмечать ежегодно. На мировом уровне он был закреплен в 1921 г., когда 2-я Коммунистическая женская конференция окончательно утвердила в СССР 8 марта (23 февраля по старому стилю!!!) в качестве Международного женского дня. Почему отталкивались от 23 февраля, отчего все мужчины могут прийти в замешательство? Все просто – именно 23 февраля 1917 года тысячи женщин вышли на улицы Петрограда с требованием «хлеба и мира!». Так что впоследствии получилось уникальное совпадение Дня защитника Отечества и Международного женского дня с разницей в календарных стилях. Впрочем, как говорят умные люди, совпадений не бывает. И хотя 8 марта долгое время оставался рабочим днем, советское правительство всячески его «отмечало»: докладывало народу о своих достижениях в области прав женщин, а в 1925-м году, например, для женщин в магазинах СССР были объявлены скидки на калоши! Нерабочим праздничным днем в СССР 8 марта стало в 1966 году. Об этом объявили 8 мая 1965 года, в канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. А в 1977-м СССР убедил ООН объявить 8 марта именно Международным женским днем. Точнее – Международным днем борьбы за права женщин и международный мир. Правда, не секрет, что в Западном мире – во всяком случае на государственном уровне – этот праздник праздником не стал. Надо заметить, что в позднем СССР и современной России он перестал носить политическую окраску. Это день всеобщего мужского преклонения перед женщиной. Один мой товарищ из Германии в середине 90-х сказал мне, глядя, как раскупают букеты накануне 8 марта: – О, завтра у вас русский Валентинов день! На что я ему ответил, что у нас это никакой не Валентинов день, а мы просто себе напоминаем, что без женщин нам никуда, что на них все держится, что мужчины сильны в атаке, а женщины в постоянстве. И вообще, мы всегда любим женщин, а 8 марта – это у нас своеобразная кульминация, в которой нет никакой политической или какой-либо другой подоплеки. Кстати, многие иностранцы, а особенно иностранки из стран Западной Европы и США открыто завидовали нашим женщинам 8 марта. Журналисты писали о том, как в СССР проводится день женственности, и даже в школах мальчики раскладывают на парты своих одноклассниц букеты и открытки… Примечательно, что советский министр культуры Фурцева хотела даже отменить этот день (еще аж в 1961 г.!), считая его оскорбительным для советских женщин. Так или иначе – день женственности остался с нами. Остался он и на пространстве всего СССР в том или ином виде. Сегодня 8 марта официально отмечают в 31 стране мира. Но далеко не во всех странах 8 марта – Международный женский день. Этот день отмечается в следующих странах: Азербайджан, Ангола, Армения, Афганистан, Белоруссия, Болгария, Буркина-Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Израиль, Италия, Камбоджа, Казахстан, Киргизия, Кирибати, Китайская Народная Республика (но рабочий день), КНДР (Северная Корея), Конго («Праздник конголезских женщин»), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной день только для женщин), Македония, Молдавия, Монголия, Непал, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Таджикистан, Туркмения, Уганда, Узбекистан («День матери»), Украина, Хорватия, Черногория, Эритрея. Отмечается по-разному… Например, в социалистическом, казалось бы, Китае 8 марта принято поздравлять только пожилых и заслуженных деятельниц партии и общественных деятельниц. Остальные женщины в этот день продолжают строить светлое будущее… А у нас в России – после перекосов Европы к однополым бракам и прочему «гендерному равенству», день 8 марта обрел еще и, как теперь говорят мужчины, «правильный» смысл. Это день любви к женщине… В один из таких дней я иронично написал: Когда-то вы нас увели из рая, На край земли, на самый-самый край… Зачем вы это сделали – не знаю, Наверно, чтоб любя и обольщая, Нас возвращать хоть ненадолго в рай… И как теперь Земле не крутануться, Без вас туда нам точно не вернуться!

Привычно связывают празднование Международного женского дня с лидером (лидершей?) мирового коммунистического движения Кларой Цеткин, которая предложила ввести этот день в 1910 году. Случилось это на Второй Международной женской конференции в Копенгагене.

Но мало кто знает, что первоначально праздник отмечали 19 марта. И вообще в разных странах дата была «плавающая», в России, к примеру, в 1913-м ее отметили 2 марта. А вот начиная с 1914-го праздновали уже 8 марта повсеместно, потому как в год начала Первой мировой войны именно 8 марта выпало на воскресение, и дата закрепилась.

Некоторые исследователи связывают сей праздник и с еврейским Пуримом, когда вспоминают царицу Эсфирь - жену Ксеркса, предотвратившую еврейские погромы в Персии. Дата этого праздника тоже плавающая - но в 1910 г. она пришлась на 8 марта. Некоторые при этом вспоминают и знаменитую Юдифь, и день сионских (вавилонских) блудниц… Другие говорят, что еще в 1848 г. король Пруссии (в результате восстания рабочих 8 марта!) в числе прочего пообещал женщинам избирательное право. И тут вспоминают другую социалистку - Елену Гринберг, которая предложила конкретную дату.

Но, пожалуй, ближе всего к истине другое событие: 8 марта 1857 года работницы текстильной промышленности и фабрик по пошиву одежды Нью-Йорка, протестуя против низких заработков женщин и плохих условий труда, организовали марш по улицам Манхэттена. Напомню, что этим женщинам приходилось трудиться по 16 часов в день за копейки! Демократия как никак… А вот после этих протестов женщин «уравняли» в правах с мужчинами, и они получили 10-часовой рабочий день (как и мужчины!!!).

8 марта 1901 года в Чикаго прошел первый в истории марш-протест женщин-домохозяек — так называемый «кастрюльный бунт» или «марш пустых кастрюль». Используя данную посуду как барабаны, женщины добивались равных политических прав, возможности работать на производстве без ограничений и ущемлений, но самое интересное - права служить в армии и полиции. С тех пор все левые партии США стали применять эти требования в своих программах.

Так что о дате праздника и его поводах можно долго дискутировать. Но главный факт - после победы большевиков в октябре 1917-го этот день в России стали отмечать ежегодно. На мировом уровне он был закреплен в 1921 г., когда 2-я Коммунистическая женская конференция окончательно утвердила в СССР 8 марта (23 февраля по старому стилю!!!) в качестве Международного женского дня. Почему отталкивались от 23 февраля, отчего все мужчины могут прийти в замешательство? Все просто - именно 23 февраля 1917 года тысячи женщин вышли на улицы Петрограда с требованием «хлеба и мира!». Так что впоследствии получилось уникальное совпадение Дня защитника Отечества и Международного женского дня с разницей в календарных стилях. Впрочем, как говорят умные люди, совпадений не бывает.

И хотя 8 марта долгое время оставался рабочим днем, советское правительство всячески его «отмечало»: докладывало народу о своих достижениях в области прав женщин, а в 1925-м году, например, для женщин в магазинах СССР были объявлены скидки на калоши! Нерабочим праздничным днем в СССР 8 марта стало в 1966 году. Об этом объявили 8 мая 1965 года, в канун 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. А в 1977-м СССР убедил ООН объявить 8 марта именно Международным женским днем. Точнее - Международным днем борьбы за права женщин и международный мир. Правда, не секрет, что в Западном мире - во всяком случае на государственном уровне - этот праздник праздником не стал.

Надо заметить, что в позднем СССР и современной России он перестал носить политическую окраску. Это день всеобщего мужского преклонения перед женщиной. Один мой товарищ из Германии в середине 90-х сказал мне, глядя, как раскупают букеты накануне 8 марта:

- О, завтра у вас русский Валентинов день!

На что я ему ответил, что у нас это никакой не Валентинов день, а мы просто себе напоминаем, что без женщин нам никуда, что на них все держится, что мужчины сильны в атаке, а женщины в постоянстве. И вообще, мы всегда любим женщин, а 8 марта - это у нас своеобразная кульминация, в которой нет никакой политической или какой-либо другой подоплеки.

Кстати, многие иностранцы, а особенно иностранки из стран Западной Европы и США открыто завидовали нашим женщинам 8 марта. Журналисты писали о том, как в СССР проводится день женственности, и даже в школах мальчики раскладывают на парты своих одноклассниц букеты и открытки… Примечательно, что советский министр культуры Фурцева хотела даже отменить этот день (еще аж в 1961 г.!), считая его оскорбительным для советских женщин.

Так или иначе - день женственности остался с нами. Остался он и на пространстве всего СССР в том или ином виде. Сегодня 8 марта официально отмечают в 31 стране мира. Но далеко не во всех странах 8 марта - Международный женский день. Этот день отмечается в следующих странах: Азербайджан, Ангола, Армения, Афганистан, Белоруссия, Болгария, Буркина-Фасо, Вьетнам, Гвинея-Бисау, Грузия, Замбия, Израиль, Италия, Камбоджа, Казахстан, Киргизия, Кирибати, Китайская Народная Республика (но рабочий день), КНДР (Северная Корея), Конго («Праздник конголезских женщин»), Коста-Рика, Куба, Лаос, Мадагаскар (выходной день только для женщин), Македония, Молдавия, Монголия, Непал, Польша, Россия, Румыния, Сербия, Таджикистан, Туркмения, Уганда, Узбекистан («День матери»), Украина, Хорватия, Черногория, Эритрея. Отмечается по-разному… Например, в социалистическом, казалось бы, Китае 8 марта принято поздравлять только пожилых и заслуженных деятельниц партии и общественных деятельниц. Остальные женщины в этот день продолжают строить светлое будущее…

А у нас в России - после перекосов Европы к однополым бракам и прочему «гендерному равенству», день 8 марта обрел еще и, как теперь говорят мужчины, «правильный» смысл. Это день любви к женщине… В один из таких дней я иронично написал:

Когда-то вы нас увели из рая,

На край земли, на самый-самый край…

Зачем вы это сделали - не знаю, Наверно, чтоб любя и обольщая,

Нас возвращать хоть ненадолго в рай…

И как теперь Земле не крутануться,

Без вас туда нам точно не вернуться!


Город в преддверии женского праздника охватила, без малого, чистейшая паника....Все парковки возле магазинов переполнены машинами. НА каждом углу толкают вялые тюльпаны, а в магазинах женских трусов дикий ажиотаж. А теперь вспомним что же это за праздник и откуда он появился:
8 марта в России традиционно с размахом отмечается международный женский день. Несмотря на свой высокий статус, корни праздника исходят из борьбы проституток за свои права.
В начале весны 1857 года на улицы Нью Йорка вышли толпы демонстранток. Принято считать, что это были текстильщицы, требовавшие повышения зарплаты, улучшения условий труда и равные права для женщин. На самом деле, с так называемым «Маршем Пустых Кастрюль» по Манхэттену прошлись нью-йоркские проститутки. Демонстрация была почти что благотворительная, ибо представительницы древнейшей профессии не просили ничего для себя, а требовали выдать зарплату морякам, которые им немало задолжали... Демонстрацию, естественно, разогнали, но шума она наделала изрядно. Это событие даже стали называть Женским днем.

Японские проститутки зазывают клиентов

Спустя полвека, в конце февраля 1908 года, проститутки вновь устроили демонстрацию на улицах Нью-Йорка. Демонстрация была приурочена к тому самому Женскому дню. История повторилась год спустя.

Парижские бордели напоминали светские салоны

Консервативная Европа знает несколько похожих историй -- в 1894 году парижские шлюхи устроили демонстрацию с требованием признать их права, учредить профсоюзы. Самая известная демонстрация была организована в 1910 году, когда уже знаменитые к тому времени германские революционерки Роза Люксембург и Клара Цеткин в день 8-го марта выводят на улицы немецких городов местных проституток с требованием прекратить произвол со стороны полиции и позволить им создать собственный профсоюз, уравняв их тем самым с остальными профессиями. Самое интересное, что их призывы были услышаны немецкими властями и требования демонстранток были удовлетворены. Лишь позднее, в советской истории -- демонстрацию проституток заменили на демонстрацию «трудящихся женщин».

Немецкие проститутки

Московская проститутка

Бордель в Амстердаме. Все окна зашторены -- девушки заняты работой.

Двери в рай подсвечены неоном

Такова современная история Международного Женского Дня 8 марта. На самом деле, праздник куда более древний. Существует информация о том, что ещё древнеримские матроны в этот день получали подарки от своих мужей и были удостоены особенного внимания. Сегодня об истории праздника мало кто вспоминает. Принято считать, что 8 марта - это праздник весны и восхищения женской красотой.

Проститутка в витрине амстердамского борделя

8 марта - "Международный женский день", праздник весны и повышенного внимания к женщине. 8 марта наши прекрасные женщины ждут от нас нежности, цветов и подарков. Такова традиция это дня. Все мы ждем этот праздник, радуемся ему когда он наступает, но редко кто вникает в первоначальный его смысл. С течением времени, смысл праздника 8 марта улетучивается окончательно, и мы иногда задаем себе вопрос: что, собственно, и зачем мы празднуем 8 марта в "Международный женский день"?

Праздник 8 марта , изначально, задумывался вовсе не как день прославления Прекрасной Дамы, а как праздник женщины-революционерки. Именно этот праздник газета "Правда" на заре революции называла "днём женского Рабочего Интернационала", это праздник тех женщин, которые стремились и стремятся быть равными в правах с мужчинами, это есть день эмансипации. К сожалению, в настоящее время праздник утратил своё былое историческое предназначение. Хотя, во многих странах, в этот день всё ещё проходят массовые акции феминисток, и этот день многие женщины воспринимают как день борьбы с сильным полом.


Америка, или первый женский профсоюз
В Нью-Йорке в 1857 году 8 марта работницы швейных и обувных фабрик собрались на манифестацию. Их требованиями были улучшения условий работы, сокращения продолжительности рабочего дня, равную с мужчинами заработную плату. В те времена женщины работали до 16-и часов в сутки, и получали за свой труд гроши. После решительных выступлений мужчинам все же удалось добиться введения рабочего дня продолжительностью 10 часов. В то время, на многих предприятиях в США стали возникать профсоюзные организации. 8 марта 1857 года образовался ещё один профсоюз - и его членами впервые выступили женщины. Имеено в этот день в Нью-Йорке, во многих городах сотни женщин вышли на демонстрацию, с требаванием представления им избирательного права.


Клара Цеткин
Европа. История праздника 8 марта традиционно связывается с Кларой Цеткин. Это женщина создала революционный отряд, который состоял только из женщин, она, решила включить неудержимую энергию женщин в борьбу с эксплуататорами. Создание это отряда было делом не одного дня, но все же решено было выбрать тет день, который можно было бы считать Днем Рождения "женского пролетариата".

В 1910 году на 2-ой Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене по предложению Клары Цеткин об учреждении "дня борьбы за права женщин" была принята резолюция о том, чтобы ежегодно проводить женский день, "который в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права". Это прозвучало словно призыв ко всем женщинам мира подняться на борьбу за равноправие. В ответ на этот призыв многие женщины различных стран включаются в борьбу против нищеты, выступают за право на труд, уважение своего достоинства, за мир.

По предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Гринберг датой Международного женского дня было утверждено 19 марта. И именно 19 марта в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии отмечался первый Международный женский день. В 1912-м он проходил в тех же странах, но уже 12 мая. В 1913-м из-за организационных трудностей получился полный разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии - 9 марта, во Франции и России - 2 марта. Но только в 1914 году повсеместно впервые Международный женский день провели 8 марта, в силу совпадения его с воскресеньем, другими словами, с нерабочим днем - выходным. Так праздник "Международный женский день" закрепился на этой дате.

Антисемитизм... Согласно весьма популярной теории диакона Андрея Кураева - выбор числа принадлежал Кларе Цеткин, связавшей рождение нового отряда, борющегося против несправедливости, с историей еврейского народа. Много столетий назад царица Эсфирь своей хитростью спасла народ от уничтожения. Именно этой женщине посвящён ежегодный, самый весёлый еврейский праздник - праздник Пурим. Празднуется он на переходе от зимы к весне, а в 1909 году он отмечался накануне 8 марта.

Официальную же позицию Русской православной церкви однозначно высказал Алексий II ещё в конце 1991 года в Нью-Йорке на встрече с американскими раввинами: "Единение иудейства и христианства имеет реальную почву духовного и естественного родства и положительных религиозных интересов. Мы едины с иудеями, не отказываясь от христианства, не вопреки христианству, а во имя и в силу христианства, а иудеи едины с нами не вопреки иудейству, а во имя и в силу истинного иудейства... Еврейский народ близок нам по вере. Ваш закон - это наш закон, ваши пророки - это наши пророки. Десять заповедей Моисея обязывают христиан, как и евреев. Мы желаем жить с вами в мире и согласии, чтобы никаких недоразумений, вражды и ненависти не было между нами".

Праздник Пурим - "Родной брат" Масленицы
Пурим не относится к праздникам религиозным, он он является родным братом нашей Масленицы, европейского Карнавала, греческих Дионисий (или Вакханалий), болгарского Кукере, персидского Новруз-Байрама. Это праздник в честь избиения врагов и восходит к 480 году до Рождества Христова, когда ветхозаветный народ, народ "жестоковыйный", с помощью хитрости Эсфири освободился от власти персов. История царицы Эсфири подробно описана в одноимённой книге, входящей в состав Библии.
Царица Эсфирь почитается нашей Церковью наряду с прочими ветхозаветными праведниками в неделю Праотец (за две недели до Рождества Христова).

В России
Впервые в России Международный женский день отмечался в Петербурге в 1913 году. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации “...научного утра по женскому вопросу”. Власти дали разрешение и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни.

С первых лет Советской власти, 8 марта стал у нас государственным праздником. В марте 1917 года женщины России получили право голоса, а Конституция 1918 года закрепила политику равноправия женщин в качестве государственной и органы Советской власти стали проводить её в жизнь (можно напомнить, что советская идея "равенства полов" привела у нас к появлению такой "сугубо женской" профессии как асфальтоукладчица...).

Постепенно Международный женский день терял свою политическую окраску.

С 1965 года этот день стал нерабочим. Существовал и его празднично-официальный ритуал: на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин.

Но в период перестройки многие женщины в буквальном смысле слова были выброшены на обочину жизни. Появились термины: “женское лицо безработицы”, “насилие в отношение женщин”, “мужской парламент”, “материнская семья”, “материнская смертность”, “социальное сиротство”, “женский алкоголизм”. Была официально признана дискриминация женщин на рынке труда.

На IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.) Правительство Российской Федерации заявило наконец о своих обязательствах по ликвидации всех форм дискриминации женщин. В 1996 году были приняты Концепция улучшения положения женщин и Национальный план действий по улучшению положения российских женщин. Аналогичные документ были приняты и в субъектах Федерации. Однако, ни 8 марта, ни в День матери в ноябре никаких отчётов о выполнении этих важных государственных документов не было.

После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации. Отмечается женский день и в странах СНГ: в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении, Украине как Международный женский день; в Белоруссии и Узбекистане как День матери; в Армении, 7 апреля, отмечают День материнства и красоты.

XXI век. Россия
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Бытие, гл. 1, ст. 27). Если бы человеческое общество в своем развитии руководствовалось этими словами, необходимости в Международном женском дне не возникло бы, поскольку женщинам не было бы нужды доказывать, что они тоже люди, и бороться за свои человеческие права.

Но, увы, только в XX веке человечество, в лице своих лучших представителей, доросло до осознания этой истины, и в 1948 году Организация объединенных наций приняла документ - "Всеобщую декларацию прав человека", в котором сказано:
Статья 1: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Статья 2: Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Декларация стала базой, на основе которой приняты и другие международные документы, направленные в стороны защиты социальных, политических, экономических и общечеловеческих прав женщины (1 сентября 1985 года правительства 88 стран мира подписали Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации женщин).

Но заявлять право и обеспечивать его реализацию - это абсолютно разные понятия. Ведь и сегодня женщины и дети подвергаются насилию и унижениям: это - торговля людьми, принуждение к проституции, жестокость, проявляемая при вооруженных конфликтах и войнах. Растущая нищета и пренебрежение правами человека - коренные причины насилия, к тому же нищета и сама по себе уже есть форма насилия. А жертвами нищеты, как известно, прежде всего становятся женщины и дети.

Двадцатый век ознаменовался социалистической, научно-технической, культурной и сексуальной революциями, и остается только сожалеть, что в этом ряду не нашлось места для революции духовной. А без этого все декларации и призывы ООН, ЮНЕСКО и других организаций так и останутся гласом вопиющего в пустыне.

Праздник Жён-мироносиц, или дарите женщинам цветы не только 8 Марта!
Основатели Советского государства были воинствующими атеистами, и вряд ли руководствовались иудейскими религиозными мотивами при выборе даты для "женского дня". Им нужно было создать свою систему верований, обрядов и ритуалов в противовес Церкви. Советские традиции - пародия на духовную жизнь, фальшивка, пропагандистская пустышка. Партия вместо Церкви, труп вождя вместо Спасителя, портреты руководителей вместо икон, партсъезды вместо церковных Соборов, демонстрации вместо крестных ходов... Вместо почитания Пречистой Матери Божией, люмпенизированной рабоче-крестьянской толпе был предложен "женский день", так удачно вписавшийся в советский календарь. Да и трудно выбрать лучшее время для празднования, чем раннюю весну, когда пробуждается от зимнего сна природа, по-весеннему начинает светить солнце и распускаются первые цветы-подснежники.

Наши современники особо не задумываются об истоках празднования 8 марта, а просто воспринимают этот день как повод подарить цветы своим дорогим женщинам. Но стоит помнить и чтить традиции, тем более что в Православной Церкви третье воскресенье после Пасхи посвящено воспоминанию жён-мироносиц, которые в утро Воскресения спешили ко Гробу Христа и первыми получили радостную весть о Его восстании из мёртвых. И если так, то давайте помнить, что наших жён и матерей, сестёр и коллег мы можем поздравлять когда Церковь прославляет заботу и верность жен-мироносиц. А ещё лучше: давайте не будем забывать их и в прочие дни! Поэтому - дарите подарки и цветы любимым женщинам не только на 8 марта.

О том, что 8 марта ежегодно отмечают букетно-конфетный Международный женский день, без запинки расскажет даже дошкольник, но далеко не каждый взрослый знаком с необычной историей этого любимого всеми праздника. Как же зародилась традиция поздравлять прекрасную половину человечества, и что именно послужило поводом для появления в календаре этого замечательного весеннего праздника?

История происхождения

Исторические корни веселого и наполненного цветами и подарками праздника имеют феминистический и политический аромат. Впервые день 8 марта фигурирует в событиях далекого 1901 года. В тот день американские домохозяйки заполнили улицы Чикаго с перевернутыми вверх дном кастрюлями и тазами. Таким оригинальным способом они хотели привлечь к себе внимание общества и властей. Участницы шествия требовали уравнения политических прав, уважения к себе, возможности работать на производстве и служить в армии рядом с мужчинами. Через семь лет феминистки повторили свои требования, но уже в государственном масштабе. После чего в США был провозглашен Национальный женский день.

Родительницей Международного женского дня считается Клара Цеткин - немецкая коммунистка, женщина-реформатор, внесшая огромный вклад в отстаивание женских прав. Именно она, будучи лидером женской группы социал-демократической партии Германии, в непростом для коммунистов 1910 году на Международной женской конференции вынесла предложение учредить День солидарности трудящихся женщин всего мира.

Клара Цеткин считала, что ежегодный праздник, отмечаемый в один день, сплотит женщин различных стран в борьбе за равные права. Главным предназначением нового праздника была борьба за свободу и равноправие работниц женского пола. Эта инициатива получила отклик в виде прокатившейся по Европе волны митингов. Первые женские праздники в различных странах отмечались в разные даты марта. И только в 1914 году свой праздник труженицы мира отметили 8 марта.

В 1957 году 8 Марта за свои права вышли бороться работницы швейных предприятий Нью-Йорка. Они активно требовали улучшений условий труда, сокращения нечеловеческого 16-часового рабочего дня и повышения мизерной по сравнению с мужчинами заработной платы. В результате этого мероприятия появился женский профсоюз, который в дальнейшем продолжил свою деятельность.

ООН приняла празднование Международного Женского дня в 1975 году, этот год также был объявлен международным годом женщин, а последующие десять лет, с 1976 по 1985 год, провозгласили Международным десятилетием женщин. В 1977 году была выпущена резолюция, согласно которой День борьбы за права женщин был приурочен к 8 марта. Сейчас весенний женский праздник отмечают более чем в 30 странах мира. В некоторых государствах он до сих пор остается рабочим днем.

В России Женский день впервые отметили в дореволюционном Петербурге 2 марта 1913 года. В этот день прошло одобренное правительством «научное утро по женскому вопросу», в его повестке дня стояли проблемы материнства, инфляции и права голоса женщин. В мероприятии участвовало полторы тысячи человек.

В революционном 1917 году действующее правительство не дало возможности петербурженкам отметить международный женский праздник. Попытки примкнуть к женщинам других стран закончились столкновениями, перешедшими в демонстрацию и в февральскую революцию. В 1921 году на заседании 2-й Коммунистической женской конференции было постановлено приурочить празднование 8 Марта к памяти об этой демонстрации, которая невольно стала предвестницей февральской революции.

В новом советском государстве Женский день сразу же получил статус праздника, но продолжал оставаться рабочим днем. Труженицы советских предприятий постепенно получили равные права с мужчинами и на возможность работать, и на законный отдых, и на поучение образования, и на управление государством. Освобожденные от угнетения советские женщины морально поддерживали своих подруг из капиталистических стран на митингах и собраниях.

В праздничный день советским дамам не вручали цветов и не дарили подарков, но их раньше отпускали с работы, награждали почетными грамотами, благодарностями и премиями. Есть доказательства, что в некоторых магазинах работниц радовали приятными скидками. Правда скидки были не на духи и косметику, а на калоши - актуальную в те времена обувь.

Официальным выходным Международный женский день в Советском Союзе был объявлен в мае 1965 года. Начиная с 1966 года, 8 Марта является государственным праздничным выходным днем. Постепенно Женский день утратил первоначальную политическую окраску и яростный оттенок феминизма. Еще в советские времена появилась хорошая традиция дарить дамам цветы, конфеты, открытки и подарки.

В России Женский день официально вошел в список государственных праздников РФ в 2002 году. В новых условиях он постепенно стал днем преклонения перед женщинами, матерями, женами. 8 Марта мужчины особенно галантны и мужественны. Они с удовольствием берут на себя женские обязанности и освобождают представительниц слабого пола от домашней работы и повседневных дел.

«Ночь прошла, а день приблизился:
итак отвергнем дела тьмы и облечемся
в оружия света. Кто различает дни,
для Господа различает; и кто не
различает дней, для Господа не различает.»
(Рим.13.12,14.6)

Корни праздника 8 марта, столь любимого советским в прошлом народом, лежат в ветхозаветном еврейском празднике Пурим. (Подробнее смотри статью «Можно ли не праздновать 8 марта?» диакона Андрея Кураева в приложении). Пурим - праздник безнаказанного избиения евреями персов при персидском царе Артаксерксе, организованном женой царя Эсфирью, воспользовавшейся силой плотской связи с ним.
Благодаря силе своего влияния на царя, она развернула на 180 градусов намерение царя по избиению евреев, возникшее с подачи персидского военачальника Амана. В результате намерение убийств, исшедшее от персидского властителя, силою и властию плотской связи реализовалось на его собственном народе, ослабив «тело» его державы фактически подорвав его силу и власть как правителя – в этом урок этих событий. О нравственной стороне вопроса празднования 8_марта/Пурима непосвященными в его истинный смысл гражданами России, а особенно православными, я касаться не буду. Эта часть подробно изложена в статье А. Кураева.
Вывод статьи А.Кураева таков, что христианам отмечать праздник Пурим, пусть даже под другим названием, не приличствует - это праздник, желающий христианам уйти в прошлое. Это правильно.
С другой стороны смотреть как наши родные и близкие, в том числе и православные, мимозами и выпивкой, сами того не подозревая, поминают большую кровавую резню… Это больно.
Так можно ли не отдавать врагу силу уже укоренившейся народной традиции отметить этот праздник не погрешая против истины и нравственности?
Можно, если разобраться ЧТО отметить и КАК отметить?
Для этого прежде всего надо вспомнить, что отличает тех, кто ныне исповедует Иудаизм и ждет своего Мошиаха от тех кто исповедовал Единого Бога на протяжении веков до его явления во Плоти и продолжает исповедовать Его Триединого ныне в лоне созданной Им Единой Святой Соборной Апостольской Церкви.
Основное отличие в том, что вторые просвещены светом Святого Евангелия и всю священную историю с ее событиями воспринимают в евангельском ярком духовном свете.
Первые же отказались от этого Света и довольствуются светом памяти плоти и крови, который в сравнении со Светом Евангелия – тьма.
Итак, один из пастырей коммунизма - Клара Цеткин, знала ЧТО она отмечает, лукаво вовлекая в праздник слепое стадо.
Воспользуемся же уроками истории во благо и, будучи новым духовным Израилем, во свете Христовом рассмотрим и отметим этот день. Вспомним, что (по апостолу Павлу) наша брань не против крови и плоти, но против миродержителей и властей тьмы века сего.
Сделаем день 8 марта праздником победы обновленной плоти над врагами рода человеческого - духами злобы поднебесной, человекоубицами от начала.

Злокозненные клеветнические планы нашего духовного врага, всеваемые в царя головы нашей - разум, могут вести к погибели род наш, ведь подобно евреям (душе и плоти) нам есть за что быть осужденными разумом (персами). Тем более если враг подаст уму нашему соответственно подобранную подборку негативных фактов о наших родных, наших близких, нашей Церкви (такая односторонняя подборка фактов беззаконий человека с утверждением что в этом и есть весь человек целиком - называется клеветой).
Воспользуемся духовно примером Эсфири.
Итак, в день 8 марта соединим себя, подобно Эсфири, Царю Царей Христу посредством плотской связи.
Что же это за плотская связь разрушающая силу диавольскую и промыслительно обращающая козни врага на его же главу и обессиливающая вражье войско?
Эта связь подается нам Церковью в таинстве Евхаристии – Святого Причастия Животворящей Плоти и Крови Христовых.
И подходя к Святой Чаше попросим Его, ЧТОБЫ ОБРАТИЛ ОН ВСЕ ВЛАСТИ ЗЕМНЫЕ И НЕБЕСНЫЕ В ПОДДЕРЖКУ НАМ ПРОТИВ ВОССТАЮЩИХ НА НАС ДУХОВ ЧЕЛОВЕКОУБИЙСТВА, ДУХОВ ОСУЖДЕНИЯ, НЕЧИСТЫХ СИЛ, ЖЕЛАЮЩИХ ПОГИБЕЛИ НАМ И РОДУ НАШЕМУ. И ВОЗБЛАГОДАРИМ НОВУЮ ЭСФИРЬ – ПРЕСВЯТУЮ ДЕВУ, ВЗБРАННУЮ ВОЕВОДУ – БОГОРОДИЦУ, ДАВШУЮ БЕЗНАЧАЛЬНОМУ БОГУ ПЛОТЬ, КО СПАСЕНИЮ ВСЯКОГО ВЕРУЮЩЕГО ЕМУ, В ЛОНЕ ЕГО ЕДИНОЙ СВЯТОЙ СОБОРНОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ.
Так поступив в этот день мы тем самым и отметим духовный Пурим/8 марта – праздник победы нового Израиля, родного во Христе, над своим истинным врагом (врагом рода человеческого).

Приложение:

Кураев Андрей, диакон

В религиоведении и в культурологии есть такой жанр работы: мифологическая реконструкция. Как археолог по обломку колонны пытается восстановить вид храма, как палеозоолог по позвонку пробует восстановить облик динозавра, так историк религии по жесту, по обрывку, по глухому упоминанию пробует реконструировать то верование, которое некогда было живо и определяло судьбы людей, а затем захирело и ушло. Вот есть некий гимн, есть странное имя некоего духа или божества. Но что это за божество, почему именно к нему обратился именно в этой ситуации именно этот человек? Что для него означала эта молитва? Какой должна была быть его вселенная, чтобы в ней эти странные слова оказались бы исполнены смысла?
Таким осколочком, позвонком от динозавра дошло до наших дней празднование 8 марта. Что стоит за этой традицией? Почему она так живуча, несмотря на то, что родом она из той поры, которую сегодня принято ругать? Какие верования, ассоциации, мысли и надежды связывались с этой датой в те дни, когда празднование 8 марта было не традицией, а неслыханной новизной?
Много лет в приближении этой даты я начинал спрашивать всех встречных, включая историков и журналистов, изготовившихся писать праздничные очерки: "почему мы празднуем именно этот день?". Весну естественно было бы встречать 1 марта. Логично было бы ее чествовать 22 марта - в день весеннего равноденствия. День женщины можно было бы праздновать в любое из воскресений весны. Но почему же было выбрано именно 8 число марта? Нет-нет, пояснял я, я не против празднования женского дня, не против того, чтобы начало весны знаменовалось светским праздником, а не только церковной масленицей. Но почему именно 8 марта было избрано для такого праздника? Почему празднуется 7 ноября - понимаю. Почему день классовой солидарности трудящихся отмечается 1 мая - тоже всем известно (по крайней мере официальная версия уверяет, что это память о демонстрации рабочих в Чикаго). Но выбор 8 марта не был объяснен никак. Ни официальная историография, ни народные предания не сохранили ничего о каком-либо событии, которое некогда произошло именно 8 марта, и оказалось столь значимо и памятно для пламенных революционеров, что они решили хранить в веках память об этом дне.
Но если люди празднуют день, о мотивах празднования которого им самим ничего не известно - не странно ли это? Не делает ли это возможной ситуацию, при которой одни люди (статисты, приглашенные на праздник) отмечают одно, а другие (организаторы) празднуют нечто совсем иное? Может быть, организаторы решили не разглашать тайну своей радости? Мол, радость у нас большая, и мы не против того, чтобы весь мир нас поздравлял с этим днем. Но у нас свой, очень частный и не всем понятный повод для праздника, а праздник мы хотим вселенский, и вот для того, чтобы весь мир искренне веселился и искренне нас поздравлял - мы дадим ему другое, профанно-экзотерическое толкование праздника.
Так что же может составлять тайное, эзотерическое содержание этого праздника?
Верно ли, что 8 марта - день Женщины? Ведь всем известно, что 8 марта - "Международный женский день". Также всем известно, что женщины живут во всех странах. Кроме того, почти всем за последние годы стало известно, что 8 марта отмечали только в СССР. Почему же женщины остальных стран его не отмечали? - Значит, это был не день женщины как женщины. В этот день надлежало прославлять женщин с определенными качествами. И эти качества почему-то не очень ценились в других странах.
Причина этой странности очевидна: 8 марта - не день женщины, а день женщины - революционерки. И потому в тех странах, где революционная волна начала ХХ века захлебнулась, празднование Революционерки не прижилось.
Понятна потребность революционного движения иметь свои праздники вместо традиционно-народных, церковных и государственных. Понятно желание дать повод к тому, чтобы еще раз приободрить и почествовать своих товарищей и соратников по борьбе. Весьма умна и эффективна была идея вовлечь в революционную борьбу не только рабочих мужчин, но и женщин, дав им свое движение, свои лозунги и свой праздник.
Но почему днем, когда революционерки должны были выходить на улицы и декларировать нынешнюю ущемленность прав, а также свое нерушимую убежденность в грядущей эмансипации, было определено именно 8 марта? Кого уволили с работы в этот день? Кого бросили в тюрьму? Кто из лидеров демдвижения родился в этот день? Ответа нет.
Значит, мотивы для такого решения были не социальными, не историческими, не публичными. Что-то личное ассоциировалось у творцов этого праздника с этой датой. Что? Чем мог быть дорог этот день для лидеров европейского революционного движения рубежа веков?
Раз мотивы были личными - значит, надо присмотреться к личностям. А этот портретный ряд знаком нам с юности. Вот только недавно позволили мы себе заметить, что роднили этих корифеев и героев не только принадлежность к партии революции и преданность идеям Интернационала. Еще у них было этническое родство. Интернационал, как оказалось, был на редкость мононационален. Что ж, сегодня это факт, без которого невозможен серьезный разговор об истории революционного движения в Европе рубежа XIX-XX веков. Именно выходцы из еврейского народа подняли мир на борьбу с "миром насилья" и призвали разрушить его "до основанья".
Вспомнив это обстоятельство, попробуем вжиться в мир этих людей. Представьте себя на месте, скажем, Клары Цеткин. Вам пришла в голову замечательная идея создать женский революционный отряд, использовать женскую энергию для борьбы с "эксплуататорами". И для консолидации и пропаганды этого движения вам нужен символический день, который был бы днем Женщины-Революционерки. Какому дню придать такое значение?
Революция, как известно, живет религиозным пафосом, она сама есть миф, а для мифа характерно мышление прецедентами. Нынешнее действие должно воспроизводить некоторый образец, архетип, впервые явленный миру в мифологически насыщенное "время оно". Надо подражать образцу. И мифотворческий инстинкт революции требует поставить вопрос так: Были ли в истории женщины, которые поднимали народ на борьбу с тиранией и добивались успеха?
Немец, француз, англичанин при такой постановке вопроса сразу вспомнили бы Жанну д"Арк. Но Клара Цеткин - еврейка. И для нее вполне естественны ассоциации с историей ее родного народа. И в этой истории была такая фигура - Эсфирь.
Много веков назад она спасла свой народ от тирана. Память о тех событиях сохранилась в веках. И не только на страницах Библии. Эсфири посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим. И празднуется он как раз на переломе от зимы к весне (у иудеев сохраняется лунный календарь, и потому время празднования Пурима скользит по отношению к нашему солнечному календарю почти также, как скользит по отношению к нему время празднования православной Пасхи). Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта.
Менять каждый год дату праздника Революционерки было бы и неудобно, и слишком откровенно: слишком уж было бы заметно, что празднуется всего лишь Пурим. И потому празднование Женщины-разрушительницы было решено отделить от праздника Пурима, зафиксировать, и ежегодно 8 марта, независимо от лунных циклов, призывать все народы земли прославлять Женщину-Воительницу. Прославлять Эсфирь. То есть - поздравлять с Пуримом (пусть даже и не сознавая этого).
Этот замысел был бы всего лишь остроумен, если бы праздник Пурим был обычным праздником вроде Дня Жатвы или Новолетия. Но Пурим слишком уникален. Пожалуй, ни у одного из современных народов нет праздника, посвященного такого рода событию.
Это не религиозный праздник. Так о нем говорит "Еврейская энциклопедия", подчеркивающая, что этот праздник "не связан ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием" (Еврейская Энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. т. 13. М., Терра, 1991, стб. 123).
Окончился вавилонский плен евреев. Желающие могли вернуться в Иерусалим. Правда, оказалось, что желающих вернуться на родину значительно меньше, чем можно было представить по предшествовавшим освобождению плачам и требованиям (из проклинаемой "тюрьмы народов" - России - при открытии ее границ также уехало гораздо меньше евреев, чем хотелось бы лидерам сионистского движения). У многих в столице мировой империи (каковым был тогда Вавилон) дела пошли совсем неплохо, и немалое число евреев не пожелало покидать дома, обжитые за столетие, разрывать привычные связи, торговые контаткты, терять устоявшуюся клиентуру. Тысячи еврейских семей остались жить в городах персидской империи, и причем в положении отнюдь не рабском.
Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Как обычно в подобных ситутациях, последним институтом власти, который осознает угрозу национальным интересам и пытается их отстаивать, оказываются "силовые структуры". И вот подобно Крючкову, докладывавшему Горбачеву об "агентах влияния", персидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу (события происходят около 480 г. до Рождества Христова) и делится своими печальными наблюдениями.
Как только что было отмечено, времена были еще далеко не евангельские, а нравы - отнюдь не христианские. Реакция Ксеркса была решительно-языческой: истребить всех евреев. О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь. Царь не знает о ее национальности. И вот, в минуту восторгов и обещаний, Эсфирь вытягивает из супруга признания и обещания: ты любишь меня? значит, ты любишь тех, кого я люблю? значит, ты любишь мой народ? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит меня? значит, ты ненавидишь тех, кто ненавидит моих друзей и родственников? значит, ты ненавидишь ненавистников моего народа? Так дай волю своей ненависти! Уничтожь моих врагов, которых ты считаешь и своими врагами! И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, теперь с удивлением обнаруживает, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев...
В итоге в день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта) во все города империи приходит царское повеление относительно погромов. Но готовилось-то все к избиению евреев. А гонцы привезли совершенно иной указ. Оказалось, что царь позволил Эсфири и ее двоюродному брату и воспитателю Мардохею составить указ о предстоящих погромах: "напишите и вы о иудеях, что вам угодно, от имени царя, и скрепите царским перстнем... И позваны были царские писцы и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя - о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить" (Есф. 8,8-11)
И в течение двух дней "все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле" (Есф. 9,3-5). Аман был повешен с десятью его детьми. Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена.
Я не пишу сейчас богословское исследование, не занимаюсь истолкованием и апологией Ветхого Завета. Я не скажу ни слова осуждения в адрес персонажей Священной Истории. Замечу лишь, что в еврейском тексте книги Эсфирь ни разу не упоминается слово Божие. Это историческое сказание, а не откровение Божие.
Мое недоумение о другом: как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня... Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы - это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? И как можно писать о "веселом празднике Пурим"?
А праздник этот очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: "После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами "проклят Аман" и "благословен Мордехай"" (Сидур. Врата молитвы (шаарей тфила) на будни, Субботу и Праздники. Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. 664). Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием "уши Амана" (Еврейская Энциклопедия. т. 13. стб. 126). Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: "милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага?".
И этот праздник почитается величайшим. Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать" (там же, стб. 124).
Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала женское революционное движение ассоциировалось с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим?
У Интернационала и цели были интернациональные, планетарные. Им было, что сказать всем народам. Пурим - праздник избиения врагов. А кто такие враги для иудеев? Только ли соплеменники несчастного Амана? В средневековом "Диспуте Нахманида" иудей толкует псалом "Рече Господь Господу моему седи одесную Мене дондеже положу враги твои к подножию ног Твоих". Иудей соглашается, что речь идет о Мессии. И поясняет: "Бог и будет помогать мессии, доколе положит все народы в подножие ног его, ибо все они враги его - они порабощают его, они отрицают его пришествие и его власть, а некоторые из них создали себе другого мессию" (Диспут Нахманида. Иерусалим-Москва, 1992, с. 48). Итак, в истории еврейской мысли есть течение, которое полагает, что все народы - враги евреев. События Пурима напоминают, как именно надлежит поступать с врагами. В этом и состоит чудовищность этого "веселого праздника": из поколения в поколение он воспроизводит модель обращения с теми, кого евреи однажды сочтут своим врагом. Истории нет, прогресса нет. Роста духовного сознания и нравственности нет. Ветхозаветная кровожадность не преобразилась. Те нормы живы до сих пор. Архетип не отменен. Он продолжает расцениваться как образец, достойный воспроизведения (пока - ритуально-символического, при случае - реального)...
Теперь нам осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти в России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же праздновался день, ныне называемый "восьмым марта" в революционных кружках предреволюционной России? Оказывается, восьмое марта по новому стилю - это 23 февраля по старому. Вот и отгадка - почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался 23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе (учитывая плавающий характер Пурима) эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но - надо было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной Армии". Память о первом сражении и первой победе.
Но это - миф. 23 февраля 1918 г. не было еще ни Красной Армии, и не было ее побед. Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по поводы первой годовщины "великой победы". Лишь в 1922 г. 23 февраля было объявлено Днем Красной Армии". Однако, еще за год до 23 февраля 1918 г. "Правда" пишет о том, что 23 февраля является праздничным днем: "Задолго до войны пролетарский Интернационал назначил 23 февраля днем международного женского праздника" (Великий день // Правда, 7 марта 1917; подробно об этом см. М. Сидлин. Красный подарок к Международному женскому дню 23 февраля // Независимая газета, 22.2.1997).
Впрочем, придумать празднованию 23 февраля прикрытие надо было еще и потому, что именно 23 февраля 1917 г. началась "Февральская революция". Поскольку большевики не играли в ней ведущей роли, но все же приняли ее, приветствовали и внесли в свои святцы, то надо было дню "свержения самодержавия" (сохранив его праздничность) дать иное название. Он стал "днем Красной армии".
Так традиция празднования Пурима привела к установлению женского праздника 8 марта. К женскому революционному дню были приурочены беспорядки якобы голодавших жительниц Петрограда 23 февраля 1917 г. Падение Российской Империи совпало ("совпали") с разгромом империи Персидской. С Пурима 1917 г. в России запахло погромом - погромом русской культуры... Так что советское поздравление с 8 марта (равно как и с 23 февраля) - это еще и поздравление с "избавлением" от "царизма". Православным же людям поздравлять друг друга с таким праздничком - это уже не смирение, а садомазохизм.
И еще: единственное военное событие, происшедшее 23.2.1918 - это решение ЦИК Совнаркома о принятии условий "Брестского мира". Это - день капитуляции России в Первой мировой войне. Капитуляции по воле Интернационала, превратившего "войну империалистическую (точнее - отечественную) в войну гражданскую". Трудно найти более позорный день в военной истории России (в том числе - Советской России). И то, что сегодня этот день называют "Днем защитника Отечества" - еще одна издевка.
Вообще очень занятно слушать намеки, которые "посвященные" в тайну Пурима произносят в присутствии людей, которых они считают непосвященными. Например, в 1994 г. в Москве открылся магазин кошерной пищи. Главный "антифашист" Москвы, депутат Московской городской думы Евгений Прошечкин, выступая на церемонии открытия этого магазинчика, "произнес тост за повышение роли торговых предприятий в развитии национально-политических отношений. Кстати, в свое время особую и весьма достойную роль в них сыграли масла, которыми натиралось тело библейской героини Эсфири, жены персидского царя Артаксеркса" (П. Эрлих. Москва кошерная. // Сегодня, 30.6.1994) Какой тонкий юмор! Оказывается, вырезать 75 тысяч человек - значит сыграть "достойную роль в развитии национальных отношений"! Поддерживая изящную шутку депутата, журналист продолжает: "Говорят, царь оставил немного для фирмы "Осем" и для нас с вами". Так что - владельцы и посетители кошерного магазина намерены воспроизвести в России сюжет книги Эсфирь? Кстати, по сообщению этого же журналиста, в меню презентации входило блюдо под именем "уши Амана"...
Понимаю, что от вышеприведенных рассуждений легче всего отмахнуться, навесив на них ярлык: "антисемитизм". Но это будет неправдой. Я не антисемит. И до сих пор я не отрекаюсь от своей статьи "Антисемитизм - это грех" (Еврейская газета. ј1, 1992). Грешна любая ненависть, в том числе и национальная. Но если Еврейский Национальный Конгресс и НТВ позволяют себе недобрым оком взирать на наше Евангелие (поистине - избави нас "от очес призора"), то и я счел допустимым посмотреть на историю Пурима взглядом, не сглаживающим острые углы. Так что эту мою статью можно считать ответом на "последние искушение" НТВ. Это просто напоминание: не бросайтесь камнями, живя в стеклянном доме. Но это - повод.
А причина моей неприязни к 8 марта гораздо более прозаична: просто я с детства терпеть не мог 8 марта. А став человеком церковным, я полюбил православный "женский день" - "неделю жен-мироносиц", празднуемую в третье воскресенье после Пасхи (в этом году - 3 мая). Так что эту статью я написал не для того, чтобы кто-то стал хуже относиться к Кларе Цеткин и к ее народу, а для того, чтобы вернулось уважение к нашим, православным традициям. Ради того, чтобы и в нашем, в русском доме был праздник.
P.S. Поскольку мне приходится часто полемизировать с оккультистами, то не могу не воспользоваться случаем и не указать на ниточку, которая связывает иудейский Пурим и оккультных чаятелей "Эры Водолея".
Здесь выстраивается такая перекличка: у астрологов нынешняя эпоха именуется "эрой Рыб". Она началась около Рождества Христова и заканчивается в самом начале XXI столетия. Рыба - раннехристианский символ (по гречески рыба - icquj - может быть расшифровано как сочетание первых букв выражения "Иисус Христос Сын Божий, Спаситель"). Поэтому "эпоха Рыб" толкуется оккультистами как время торжества христианства, и, соответственно, магического "невежества", как время, неблагоприятное для "эзотериков". С наступлением же "эры Водолея" связываются надежды на расцвет оккультно-магических способностей. Талмудическая литература солидарна с оккультистами в том, что знак Рыб неблагоприятен для иудеев. Она повествует, что Аман был астрологом, и выбирая время для преследования евреев, он обратился к астрологическим таблицам. "Однако каждый месяц оказывался благоприятным для евреев: так, Нисан был благоприятен для евреев из-за пасхального жертвоприношения; Ияр - из-за малой пасхи, Сиван - потому что в этом месяце была дарована Тора и т. д. Но когда Аман дошел до Адара, то нашел, что он находится под зодиакальным знаком Рыб, и сказал: "Теперь я буду в состоянии поглотить их, подобно рыбам, проглатывающим одна другую" (Еврейская Энциклопедия. т. 6, стб. 124). Этот талмудический рассказ складывается уже в христианскую эпоху, и в сознании его авторов и слушателей в течение веков он явственно ассоциировался с "временем Рыб", то есть с эпохой господства христиан. Вопроса о влиянии иудаизма на европейский оккультизм я касаться не буду. Но созвучность чувствований и идей все же несомненна. И там, и там есть ассоциация: рыбы-христиане-зло.
Так что христианам отмечать праздник Пурим, пусть даже под другим названием, не приличествует. Ведь это праздник, желающий нам уйти в прошлое.



Публикации по теме