Как таджики отбирают квартиры у русских женщин. Какую любовь ищут и находят таджикские мигранты

В России живет и работает около 800 тысяч таджикских мигрантов, но об их личной жизни известно мало. Последние 12 лет социолог, эксперт РСМД руководитель научно-исследовательского центра «ШАРК» в Таджикистане Саодат Олимова изучала сексуальное поведение работавших в России таджиков и его связь со вспышкой эпидемии ВИЧ/СПИД в республике. Она рассказала , как мигранты покупают дешевую любовь в России, почему приезжие совершают сексуальные преступления и что делать, если ты полтора года работаешь на лесоповале в окружении одних лишь мужчин.

Половые инфекции, передающиеся в отсутствие жен

«Лента.ру» Насколько разнообразна сексуальная жизнь таджикских мигрантов в России?

Олимова : Около 90 процентов опрошенных мигрантов были женаты, но только 5 процентов брали с собой в Россию жену. Еще 3 процента берут жену с собой на какое-то время.

Говоря о своей сексуальной жизни, 38 процентов респондентов сообщили, что вообще не вступали в половые отношения на выезде; еще 22 процента имели сексуальные отношения со случайными партнершами; 11,5 процента - с постоянными партнершами (подругами); 10 процентов - с секс-работницами; 8 процентов - с женой; 6,5 процента - с содержанками.

Из тех, кто не вступал в половые отношения, около пяти процентов сообщили, что решают проблему с помощью мастурбации. В гомосексуальных контактах признались около одного процента опрошенных. Возможно, на этот вопрос не все отвечали откровенно, но, я думаю, уровень гомосексуальных связей все равно не выше стандартных четырех-пяти процентов.

Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»

Что рассказывали в интервью те, кто признавался в гомосексуальных связях?

Вариантов таких связей может быть несколько. Во-первых, это могут быть контакты вынужденного характера - как в тюрьме. Например, в бригадах на лесоповале, когда длительное время нет никаких женщин. Нам рассказывали о случае, когда на лесоповале в течение полутора лет работали 62 человека, и двое из них стали парой. Еще один вариант - в крупных российских городах молодые ребята связываются с русскими гомосексуалистами. Бывают случаи, когда им предлагают хорошие условия жизни, российское гражданство, деньги.

Подобные истории держатся в строжайшей тайне, так как таджики относятся к гомосексуальности очень негативно, а мигранты часто приезжают на работу бригадами, состоящими из родственников и соседей.

Почему вы вообще решили обратиться к теме сексуальной жизни мигрантов?

Дело в том, что раньше в Таджикистане проблема ВИЧ и ЗППП не была острой. ВИЧ циркулировал в относительно небольшой группе наркопотребителей и передавался преимущественно инъекционным путем. Но с 2002 года вместе с подъемом трудовой миграции в Россию резко увеличилось число зарегистрированных случаев заражения половым путем среди возвращавшихся из-за рубежа мигрантов. Практикующие врачи стали бить тревогу, в обратилось в МОМ и Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией, и те решили провести исследование, чтобы прояснить ситуацию. В 2010-м и 2014 годах мы снова проделали ту же самую работу, чтобы проследить динамику.

Отличается ли нынешнее сексуальное поведение таджикских мужчин от того, каким оно было лет 15-20 назад?

Немного уменьшилось количество людей, которые возят с собой своих жен - с семи до пяти процентов. Во-вторых, за 12 лет почти в два раза увеличилось количество вступающих в случайные связи. При этом удивительно, что число тех, кто пользуется секс-услугами, со временем не меняется: их всегда около десяти процентов.

Уменьшилось количество браков и длительных отношений с россиянками. В 2002 году их было достаточно много, потому что люди в какой-то степени продолжали чувствовать себя гражданами СССР. Сейчас же таджикские мигранты оказались внизу социальной лестницы, поэтому им трудно найти партнершу для длительных отношений. Таджик - это уже почти социальный статус.

Изнасилования считаются случайными связями

Какую форму коммерческого секса предпочитают мигранты?

Разные. Чаще всего они обращаются к услугам «девочек по вызову», которых приглашают к себе: в 2010 году об этом сообщили 52 процента мигрантов, использовавших секс-услуги. 16,4 процента людей из этой группы отправляются домой к секс-работнице; 9 процентов посещает притоны; 7 процентов - массажные кабинеты; 5 процентов платили за секс сотрудницам на рабочем месте. Остальные назвали сауны, «специальные квартиры», машины.

Я видела два примера того, как были организованы секс-услуги. В одном случае это происходило в центре Москвы на строительной площадке. Там стоял небольшой вагончик, где работали три или четыре женщины - одна из них была для местного руководства.

Обычно сутенерши договариваются с прорабами и приводят на объекты несколько женщин. Видимо, такая схема хорошо организована и давно применяется. Девушек меняют часто - клиентов у них много, условия работы очень тяжелые.

Во второй раз я наблюдала, как на стройке стоял микроавтобус, в котором девушки обслуживали строителей. Скорее всего, такие услуги стоят недорого.

Мигранты, которые работают в транспортном секторе, подбирают на трассах «плечевых» - это девушки, которые предоставляют секс-услуги дальнобойщикам.

А что тогда понимается под случайными связями?

Они очень разнообразны. Это может быть секс на рабочем месте, чаще всего с такими же гастарбайтершами - молдаванками, украинками, русскими, то есть внутренними мигрантками, однодневными подругами - секс на ночь. Это могут быть работницы, нанятые на день-два для выполнения определенных работ на строительстве и отделке дома. Случайные связи могут случаться и в цехах, например, по производству мебели. Мигранты ночуют прямо на работе - и женщины, и мужчины. Там все и происходит.

Например, таджики ремонтируют загородные дома и дачи, и к ним приходят местные девушки. Люди могут быть знакомы день-два.

Случайные связи более характерны для работников транспортного сектора. Это таксисты, водители-дальнобойщики. Среди них доля вступающих в случайные связи значительно больше, чем в других сферах.

Почему это стало частым явлением?

Отчасти изменился поток мигрантов. После кризиса 2008 года заметно увеличилась доля совсем молодых людей - до 25 лет. Они не всегда обдумывают поступки и иногда действуют импульсивно. Хотя сейчас доля молодежи снижается вместе со снижением численности трудовых мигрантов в России.

Преступления на сексуальной почве входят в число таких случайных связей?

Скорее всего, из этих 22 процентов часть может быть изнасилованиями. Но не думаю, что это рядовое явление. Такие преступления совершаются - в том числе таджиками - по нескольким причинам. Во-первых, это молодые мужчины без жен. У них нет возможности найти партнершу, так как часто они изолированы от общества. Это маргинализирует их. В армии, например, раньше давали бром. А тут все это превращается в агрессию.

Во-вторых, существуют культурные различия. То, что нормально для россиянок, таджиками считывается как сигнал о доступности или даже как призыв. В Таджикистане девушки не ходят в открытой одежде, не вступают в разговор с мужчинами, и - самое главное - не выпивают с ними. Нужно достаточно много времени, особенно молодым, чтобы они поняли, что и как принято в России.

Бывают случаи, когда россиянки вступали в половые отношения с мигрантами под влиянием алкоголя, или это был спонтанный секс, а наутро она обвиняла его в сексуальном насилии.

Взаимовыгодные сексуальные отношения

Вы также изучали феномен сожительства мигрантов. Как выглядят эти отношения?

Более 11 процентов наших респондентов сказали, что они живут с подругой и ведут с ней общее хозяйство. Такие истории чаще всего начинаются с деловых отношений: сначала они вместе работают, а потом как-то само собой получается, что люди снимают квартиру и начинают жить вместе.

Обычно в одной квартире проживает несколько пар - это могут быть три-четыре пары в двухкомнатной квартире.

То есть с русскими женщинами отношения случаются редко?

Они бывают и с русскими девушками, но чаще всего «подругами» таджикских мигрантов становятся работающие рядом с ними мигрантки из других стран - с Украины, из Молдавии или Казахстана или россиянки, приехавшие из регионов. Всех их объединяет совместный мигрантский бизнес - строительство или торговля.

Их отношения похожи на семейные?

Таджики относятся к этим женщинам не как к женам, которых нужно обеспечивать, а как к равноправным партнерам, компаньонам. Поэтому они часто делят бюджет и уважительно относятся к своей партнерше. В то же время они не несут ответственность за эту женщину. Изначально сожительство имеет временный характер и не предусматривает рождения детей.

Презерватив - это стыдно

Как мигранты относятся к средствам контрацепции?

70 процентов всех мигрантов, которые вступают в контакт с нерегулярными партнерами (случайные связи, секс-работницы), используют средства контрацепции. Проблемы возникают в отношениях с постоянными партнершами, ведь когда мигрант начинает жить с подругой, то постепенно начинает воспринимать ее как жену и перестает использовать презервативы. Однако эти союзы временные и для него, и для нее: меняется ситуация, кто-то уезжает, появляется новый партнер или партнерша. В таких краткосрочных отношениях вероятность заражения резко возрастает.
Кроме того, я не уверена, что мигранты, которые используют презервативы, делают это всегда.

Получается, виноваты женщины?

Связь ВИЧ/СПИД и миграции - это общая проблема для всего мира. Мобильность всегда тянет за собой расширение сексуальных связей и их краткосрочность. При этом люди не понимают, что презерватив - это важно и совсем не стыдно, у них нет навыков безопасного секса, никто их этому не научил. Поэтому виноваты скорее оба партнера, а также государства, которые должны информировать своих граждан.

В работе Натальи Зотовой и Виктора Агаджаняна говорится , что среди представительниц Центральной Азии таджички предохраняются чаще других и реже заболевают половыми инфекциями. Это так?

В принципе, я согласна с их выводами. Дело в том, что среди таджичек на заработки почти всегда едут женщины старше 35 лет - или вдовы, или разведенные. Это взрослые женщины - они понимают, что делают.

Конечно, они стараются установить долгосрочные отношения. 40-летние женщины спонтанных глупостей не делают. Но они далеко не всегда могут заставить партнера пользоваться презервативом и соглашаются на его условия.

Жене лучше ни о чем не спрашивать

Среди ваших респондентов были мужчины, которые завели детей в России?

Нечасто, но бывают. В этом случае появляется целый клубок проблем. Мигранту нужно каким-то образом этого ребенка легализовать, чтобы он носил его фамилию. Например, через брак. В итоге начинаются сложности с женой в Таджикистане, разводы и одновременно попытки сохранить обе семьи в разного вида браках - официальном и шариатском.

Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

Они приезжают на родину и просто ставят жену перед фактом?

Могут и не сказать. Но чаще сообщают родителям о появившихся в России внуках, а там информация и до жены дойдет. Тем не менее жены зачастую мирятся с появлением другой семьи.

Отъезд мужа на зарубежные заработки для таджикской женщины - это самая настоящая трагедия. Его все время нет, завести любовника невозможно, всегда где-то рядом свекровь, золовка и другие родственники. Жены ждут мужей годами. Лишь бы муж вернулся, хоть какой - и то хорошо.

Он приедет с детьми и заболеваниями, но все равно ему будут рады?

Конечно. Она работает с утра до вечера в поле, смотрит за детьми, ухаживает за его родителями. Но она знает, что муж отправился в другую страну много и тяжело работать, чтобы обеспечить ее и детей всем необходимым.

Есть ли среди мигрантов какая-то мужская солидарность, когда они возвращаются домой? Например, доходят ли до жены слухи о сексуальных похождениях мужа?

Насколько я знаю, они все молчат, как партизаны. Мужчины находятся примерно в одинаковом положении и не слишком распространяются о жизни в миграции.

При этом на территории России в мигрантских группах обычно есть старший, авторитетный мигрант, который за всех несет ответственность. Если кто-то попал в беду, заразился ВИЧ или ИППП, то в Таджикистане считают, что виноват старший, который не доглядел.

Когда мужчина возвращается в Таджикистан, у него остаются какие-то закрепленные в России сексуальные привычки?

Они привозят на родину не только деньги, но и новый опыт сексуальных отношений, новые представления о дозволенном и запретном, однако большинство из них - 78 процентов - возвращается к принятым на родине социокультурным нормам. То, что было в России, осталось в России. Остальные по возвращении реализуют сложившиеся в России модели поведения.

А как матери относятся к тому, что их сын может изменять своей супруге?

Матери посылают своих сыновей в очень опасное и трудное путешествие, поэтому им все прощается. Внебрачные связи - это то, что сопутствует зарабатыванию денег в другой стране. Общее мнение таково: вернулся живой и с деньгами - уже хорошо. И лучше больше ни о чем не спрашивать.

Получается, что за последние 15 лет единственное, что позаимствовали мигранты в России в интимной сфере, это половые инфекции?

Наши исследования показывают, как с годами меняются сексуальные практики - «правила игры» и этические нормы, легализующие ранее «недопустимое» (внебрачные сексуальные связи, употребление запрещенной еды, нарушения брачного поведения).

Одновременно происходит формирование новых устойчивых моделей сексуального и брачного поведения мигрантов в рамках адаптации к российской действительности. Постепенно формируются неявное социальное признание вторых браков на выезде, нейтральное отношение к сожительству и временному партнерству. Таким образом границы дозволенного расширяются, становятся подвижными, однако ориентация на социокультурные нормы, действующие на родине, сохраняется.

Тем не менее под влиянием масштабной трудовой миграции происходит неявное расширение диапазона сексуальных практик и отношений в таджикском обществе в целом. Этот процесс рассматривается социумом как разрушение традиций, упадок нравственности, поэтому возникают дискуссии о полигамии, брошенных женах и детях, разводах по телефону, гостевом браке. С моей точки зрения, это отражает процесс изменения сексуальной и семейно-брачной этики. Следует признать, что сексуальные практики таджикских мигрантов в России являются частью механизма адаптации к условиям миграции и к принимающему обществу.

«Лента.ру» выражает благодарность Российскому совету по международным делам за помощь в подготовке интервью

ДУШАНБЕ, 17 апр — Sputnik, Андрей Захватов. В настоящее время в Таджикистане, как это было и в советский период, не меняется тенденция к росту числа межнациональных браков.

Как отмечает таджикский социолог София Касымова, в первые годы советской власти межнациональные и межконфессиональные браки даже приветствовались и поощрялись властями, тем более что в своем большинстве таджики интернациональным бракам не препятствовали.

Две волны

Первая большая волна межнациональных браков в Таджикистане пришлась на вторую половину 40-х годов XX века. В Таджикистан возвращались десятки тысяч участников Великой Отечественной Войны и участников трудового фронта.

Тысячи бойцов-мусульман приехали на родину с женами-христианками. Практически в каждом райцентре и во многих кишлаках можно было встретить уроженок европейских стран — они успешно работали в больницах, школах, учили таджикских детей русскому языку и растили своих светлоглазых и светловолосых детей.

Вторая и тоже довольно существенная волна межнациональных браков была отмечена в 50-60-е годы минувшего века, когда направленные на учебу в крупнейшие города России таджикские студенты женились на россиянках. Особенно заметно это было в среде крупных советских партийных и хозяйственных работников Таджикистана — у значительной их части жены были русскими.

В этой связи очень интересна похожая на легенду история любви таджика и русской женщины — история, которую через полвека я уже могу рассказать в прессе, и именно так, как рассказал мне ее ветеран внешней разведки Таджикистана 40 лет назад.

История-легенда

В 50-х годах молодой офицер, таджик, женатый на молодой русской женщине, состоял на службе во внешней разведке. Жена с ребенком жила с родителями мужа в кишлаке недалеко от Душанбе и ждала супруга из очередной длительной командировки.

Но обстоятельства сложились так, что во время работы за рубежом он был по непонятным причинам арестован и попал в тюрьму строгого режима одной из центральноазиатских мусульманских стран. Проходили долгие годы, а известий от офицера никаких не было. Не дождавшись сына, родители ушли в мир иной, но успели сказать русской снохе, чтобы не ждала их сына и выходила замуж.

Так оно и произошло. В новой семье уже росли двое детей, а ее законному, живому, заточенному в тюрьме в чужой стране мужу, удалось каким-то образом передать записку в советское посольство. И тогдашний глава советского правительства Алексей Косыгин смог договориться об освобождении разведчика.

Вернулся офицер в Таджикистан больным, с серьезно подорванным здоровьем и узнал о том, что жена послушалась его родителей, вышла вновь замуж и растит детей. Услышавшая же о возвращении любимого человека, русская женщина сказала новому супругу: "По-человечески правильнее будет, если я вернусь к нему". И тот не посмел ей ничего возразить.

Прожили они недолго — разведчик вскоре умер от болезни. Но все, кто знал этот случай, с большим уважением отнеслись к героям этой истории, в первую очередь, к русской женщине, полюбившей таджика.

Александра из кишлака Хур

В августе 2011 года, когда я гостил у моего друга Амирали, старосты кишлака Хур в Горном Каратегине, расположенном в 10 километрах от Тавильдары, тепло принявший меня хозяин дома сказал: "Андрей, ты сегодня не один гость из России. Есть и другие, завтра познакомлю!"

Пока ужинали, подошли молодые ребята, приехавшие в отпуск к родителям с заработков в России: отработали на стройке на острове Русском на Дальнем Востоке. Рассказали, что на строительстве уникального моста и на других объектах из кишлака Хур работают более 15 человек. Поинтересовался у них — их семьи тоже в России живут? Молодые люди отшутились: рассказали, что там почти у каждого есть подруга.

Молодым людям можно было верить — в начале 2000-х, когда трудовая миграция из Таджикистана год от года росла, в стране начался тревожный, по мнению демографов, процесс. Массовый выезд молодых мужчин на заработки в значительной степени осложнил процессы создания семей — в 2010 году примерно полмиллиона молодых девушек республики испытывали сложности в поиске спутника жизни. Тем временем в России заметно росло число межнациональных браков таджиков с россиянками — законных и гражданских.

Выбор молодых россиянок в пользу приехавших на заработки гастарбайтеров объяснялся просто: абсолютное большинство таджиков трудолюбивы, работают честно, практически не употребляют спиртного, не сквернословят, быстро обучаются русскому языку.

Точной статистики межнациональных браков таджиков на территории России нет. Тем не менее, по экспертным оценкам, среди нескольких сот тысяч граждан Таджикистана, получивших после 2000 года российское гражданство, до настоящего времени от 40 до 60 тысяч таджиков заключили браки с россиянками.

К 2013 году ситуация настолько осложнилась, что депутат таджикского парламента Саодат Амиршоева заявила, что религиозно-смешанные браки могут разрушить генофонд таджикской нации.

Но браки в России и в таджикских диаспорах за рубежом продолжают заключать не только таджики-мужчины. За последние 15 — 20 лет демографы отмечают рост числа таджичек, вступающих в браки с иностранцами, причем не только из азиатских стран, но и из стран Европы и Америки. В Таджикистане, к примеру, широко известен недавний случай, когда российский телеведущий Александр Гордон женился на 20-летней студентке из Таджикистана.

Утром следующего дня, мой друг Амирали, как обещал, повел меня знакомить с другими гостями из России. Оказалось, что один из молодых мужчин, уже 6 лет живущий и работающий в Санкт-Петербурге, впервые привез в кишлак и познакомил с родителями свою законную жену Александру и детей.

Молодая женщина охотно рассказала, что со своим будущим мужем познакомилась в столовой. Отношения в семье прекрасные, подрастают двое сыновей. Она призналась, что родители и родственники мужа гостеприимно и по-доброму встретили ее и детей, с интересом смотрели фотографии из Петербурга, расспрашивали о планах молодой семьи.

Александра разрешила сфотографировать ее, но только не для прессы. А на публикацию фотографии мужа с детьми дала добро. Фоном для фотографии таджик выбрал свой сгоревший автомобиль.

"Только один день смог поездить на нем — машину взорвали во время гражданской войны в 90-х годах", — пояснил он, добавив, что в этих местах Горного Каратегина шли тяжелые бои.

Будут ли в Таджикистане и впредь расти межнациональные браки? По всей вероятности — да, будут. Причем не только c иностранцами из Европы и Америки, но и из Китая. Как это скажется на структуре населения Таджикистана — такие прогнозы демографы пока не дают. Однако, по мнению известного таджикского ученого Рахмона Ульмасова, к смешанным бракам таджиков с иностранцами нужно относиться спокойно и с пониманием.

Живет со мной в одном доме таджичка Савсан. Женщина лет пятидесяти, по-русски говорит плохо, носит халаты, много молится и болтает по телефону. За бабушкой присматривает. На заработках, вроде как. Савсан любит поболтать. Сегодня рассказала про таджикский обычай заводить несколько жен. Она и сама была второй женой 26 лет, четверо детей родила.

Многие мужчины в Таджикистане берут вторых жен. Нужно несколько условий. Во-первых, первая жена не должна возражать. Если возражает, можно и скрыть. Если жена городская, то не получится, в городе все всех знают, а деревенская в город сама не пойдет - мужа боится. Во-вторых, нужно, чтобы родители были не против. Все всё знают, все со всеми знакомы. В- третьих, муж полностью обеспечивает вторую жену и ее детей. Покупает или снимает квартиру, покупает запасы еды мешками, деньги дает.

Второй женой может быть и молодая девочка, которя никогда не была замужем, а уж взрослой, у которой дети, подавно никто слова не скажет. Муж то у одной жены живет, то у второй. Но у второй больше. Муж Савсан с ней жил несколько месяцев, потом на день к первой жене в деревню уезжал. А иногда и Савсан с собой брал. Говорил, вторая жена плохо пахнет. А как она должна пахнуть? В деревне жизнь простая: за коровами смотреть, за хозяйством, лепешки печь. Если невестка в доме мужа живет, на ней все хозяйств. Она в 5 утра встает и начинает мыть, стирать, готовить, хозяйство вести. В деревне тяжело. Савсан городская, ей легче. Лепешки в магазине продаются, горячая и холодная вода из крана течет, газ подведен, на работу можно ходить - муж слова не скажет. Понятно, кто чем пахнет.

Я так и не поняла, какой женой быть лучше: первой или второй. Вторая ревнует больше. Первая тоже ревнует, но молча, в сердце, а вторая кипит.

Муж Савсан вечером придет домой позднее обычного, она быстро поест, все уберет и сидит в кресле надутая.

Джаным...

Джаным...

Э, джаным, что такое?

Что? Хорошо погулял? Много девок было?

Ай, джаным, ну какое гулял? Аллах видит!

И не разговаривает с ним. А он ходит по квартире и не знает, куда себя деть. Устал, спать хочет, а нельзя. Ляжет - все, утром война. Вот и ходит: то телевизор включит, то магнитофон, то слипающиеся глаза холодной водичкой помоет. А она специально не ложится и не говорит ничего. Мучает. Только он присядет в кресло, задремлет, его джаным хватает подушку и идет спать в соседнюю комнату. Муж за ней, мириться.

У Савсан было 2 поклонника: таджик и узбек. Вроде и одного любит, вроде и второго. Нужно что-то решать. Наварила Савсан казан плова, собрала их вместе, познакомила. Хочу, говорит, квартиру. И машину. Кто мне купит, с тем и останусь. Таджик говорит: "Машина будет, а квартиру... Я постараюсь... надо посмотреть". Квартиры в Душанбе дорогие, двухкомнатная 56 тыс долларов стоит. "А ты что скажешь?" - второму. "Куплю квартиру. И машину куплю. Свою продам, тебе куплю". И купил. Квартиру и машину. Вышла Савсан замуж за узбека, жила в новой квартире, четверых детей растила. Бизнесом занималась: обувью торговала на базаре и иногда разные товары из Москвы возила. То водку, то еще что.

Сейчас Савсан живет в двух часах на электричке от Москвы. С мужем она давно разошлась, завела тут нового поклонника, тоже таджика, в магазине охранником работает. Тот ее ревнует.

Хозяйство веди, - говорит, - и за бабушкой смотри. Вот твое дело. А на улицу не ходи. Зачем тебе на улицу?

Зовет Савсан замуж, а она не идет. У нового мужа она тоже была бы второй женой, но взять с него нечего. Да и не нужно Савсан ничего: квартира есть, от прошлого мужа осталась. А быть невесткой - дело не завидное, и здоровье уже не то. Как ни уговаривает ее вся семья жениха, она не соглашается. Зачем свободной обеспеченной девице муж? Незачем.

Как и подобает представителям любой национальности таджикские мужчины имеют свои особенности как положительные так и отрицательные. Но остановимся на наиболее положительных качествах таджикских мужчин, которые были определены СМИ.


Умение готовить

Конечно дома в основном готовят женщины, но и они часто признаются, что когда за приготовление еды берется мужчина, блюда получаются чаще всего наивкуснейшие. Наверное это происходит оттого, что таджикский мужчина у плиты, или у казана вкладывает душу в процесс готовки еды.


Традиция платить за женщину

Если таджикский мужчина платит за женщину, то это значит, что он уважает женщину и себя, а не ущемляет ее права как к сожалению считают в последнее время некоторые женщины.


Любовь к танцам

Таджики считают, что танец изначально появился как средство самовыражения и общения с силами природы и Богом. Наверное поэтому многие таджикские мужчины умеют танцевать, и танцуют всегда когда предоставляется возможность двигаться под музыку и радоваться жизни.


Чай - любимый напиток

Пить чай не спеша, во время беседы, одно из любимых средств скоротать досуг. Поэтому и существует традиция приглашать домой "На чай", то есть если вы проходите мимо его дома, любой таджикский мужчина может пригласить вас "на пиалу чая". Редкий таджикский мужчина употребляет спиртное и тем более уходит в запой, так как любовь к чаю превыше всего.


Построить свой дом

Если таджикский мужчина посадил дерево, у него родился ребенок и наконец ему удалось построить свой дом, он будет считать, что жизнь удалась. Редкий таджикский мужчина согласится жить в доме жены, он будет изо всех сил стараться построить свой собственный дом.


Покупки на рынке

Таджикский мужчина считает, что походы на рынок и обеспечение семьи продуктами питания - это его святая обязанность. И конечно же таджикский мужчина в основном отлично справляется с этим.


Каждый таджикский мужчина в душе поэт

Таджикская женщина, очень часто слышит комплименты от таджикских мужчин, потому-что это часть культуры и когда она уезжает далеко за пределы Таджикистана ей очень не хватает поэтичных высказываний о ее достоинствах. Любой таджикский мужчина находясь рядом с женщиной, обязательно говорит красиво и таджикский язык сам по себе красив и певуч. Великие классики персидско-таджикской поэзии слагали прекрасные строки о женщине и часто таджикский мужчина встретив женщину, даже незнакомую вспоминает стихотворные строки и произносит их, делая день женщины лучше.

Источник информации и фотографий

Жители большинства крупных городов ежедневно встречаются с таджиками, которые работают в нашей стране на различных стройках, в маршрутках, рынках и прочих местах. Однако мало кто знает о том, как живут эти люди у себя на Родине в Таджикистане. Этот пост как раз и расскажет вам о жизни таджиков в родных краях.

Тут стоит сделать уточнение, что дело происходило в октябре 2014 года, когда рубль уже дешевел, но не так стремительно.

У нас совсем заканчивались припасы воды. Рядом шумела и бурлила река Пяндж, но уж больно мутными были ее воды. Да к тому же нам подсказали, что к реке лучше не подходить - как никак граница с Афганистаном.

В небольшом поселке мы остановились у неприметного и единственного магазина в надежде найти хоть какую-то воду в продаже. Но в магазине продавалось все не то - ковры, матрасы и курпачи. Еще продавался стиральный порошок и зубная паста, а воды не было. За прилавком стояла и смущалась, опуская черные глаза, девочка лет тринадцати, которая очень плохо говорила по-русски.

У нас состоялся примерно такой диалог:
- Где у вас в поселке можно купить питьевой воды?
- Вода можно, ручей - и девочка показала рукой куда-то на северо-восток.
Вполне логично. Вода не продается, потому что есть горные ручьи. Что же мы сразу не догадались?
- А есть ли у вас столовая или кафе, где можно покушать?
- Покушать? Можно! Папа придет покушать можно!

Девочка уверенно повела меня за калитку во двор. Она шла и все время оглядывалась, смущенно улыбалась и будто боялась, что я перестану идти следом. Мы прошли какие-то огороды, поле с картошкой, большую автомобильную стоянку с канавой и старым УАЗиком под деревом. В конце большого участка, который по размерам был больше стандартного футбольного поля, белел одноэтажный дом.

Девочка зашла в дом и позвала отца семейства - Давладбека Байрамбекова. Давладбек хорошо говорил по-русски, поэтому наш разговор начался традиционно:
- Откуда вы из Москвы, какой район? Я на Красная Площадь ходил, помню холодно был.
Тут стоит отметить, что все взрослые мужики таджики с которыми мы где бы то ни было общались - все хоть раз бывали в Москве и все где-то работали. Абсолютно все! Статистика стопроцентная. То есть они были у нас в гостях, пусть мы гостеприимством не славимся. А мы у них - нет.

Мы познакомились, стали рассказывать о своем путешествии, и о том, что искали в поселке воду в магазине. Давладбек рассмеялся, пригласил нас в дом на чай и объяснил, что ехать в этот день нам дальше уже не нужно, потому что его жена уже готовила обед, а после обеда погода испортится и пойдет дождь. И что спать в палатках в дождь - удовольствие сомнительное.

Мы, конечно, согласились на чай, но оставаться на ночь вежливо отказались, сославшись на сильное отставание по графику путешествия.

После нашей поездки я могу ответственно заявить - таджики очень гостеприимный народ. В России они совершенно не такие, как у себя дома. В Москве эти тихие и порой забитые ребята ведут себя тише воды, ниже травы, но у себя дома все иначе - гость для них - это всегда большая радость. Любой хозяин дома считает своим долгом принять и вкусно угостить гостя.

В каждом доме есть большая комната называемая «Мехмонхона», предназначенная специально для приема гостей. Здесь же отмечаются семейные праздники и свадьбы.

На пол стелют скатерть под названием «достархан». Большую роль в застольях играет чай. Наливает его самый младший мужчина. Пьют, как принято, из пиалы, которую нужно брать только правой рукой, а левую держать на правой части груди.

Интересный факт - первую пиалу любого напитка разливающий наливает не кому-то, а себе. Все это лишь обычай, чтобы окружающие убедились, что в напитке нет яда. В обычной повседневной жизни первым еду берет старший из семьи, но когда в доме гость - эта честь предоставляется гостю.

Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По их правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично.

Портрет молодого Давладбека во времена службы в советской армии.

Главная формирующая человека ячейка - семья. Семьи у таджиков большие, в среднем по пять-шесть и более человек. У детей воспитывается беспрекословное повиновение и уважение к старшим и родителям.

В сельских местностях девочки не заканчивают больше восьми классов. Ведь по традициям женщине вообще ни к чему быть образованной. Ее предназначение быть женой и матерью. Для таджикских девушек очень страшно и позорно быть «пересидкой». Не выйти вовремя замуж страшнее самого ужасного кошмара.

Домашним хозяйством занимаются тоже только женщины. Для мужчины выполнять подобную работу зазорно. По сложенной традиции первые полгода молодая жена не может покинуть дом своего мужа, и не может навещать своих родителей.

За чаем мы разговорились. Давладбек говорил, что таджики любят русских, да и русские к ним хорошо относятся. Потом мы спросили про работу. Оказывается, что в горных селах Таджикистана нет вообще никакой работы за деньги. Ну кроме врачей и учителей, хотя их зарплаты смехотворны. Каждый врач и учитель имеет свой огород и держит скот, чтобы прокормить свою семью - иначе никак. Чтобы хоть как-то прожить, все взрослые мужчины отправляются на работу на «большую землю».

Так мы плавно перешли на тему механизма доставки гастарбайтеров в Россию. Ведь не может же все мужское население солнечной страны взять и отправиться к нам на работу, когда у них нет денег даже на билет...

Давладбек нам рассказал про «компании». Во все деревни, даже самые дальние регулярно приезжают представители крупных «компаний» (каких именно мы так и не поняли), которые набирают представителей различных профессий для работы в России. Каждый кандидат подписывает контракт. Дальше эти самые «компании» за свои деньги отправляют таджиков в Россию и устраивают их на работу. Но при этом первый месяц каждый гастарбайтер не получает никаких денег - всю зарплату он отдает той самой «компании» за свой перегон в Россию.

Зарплату за последний месяц своей работы таджики тратят на билет домой к семье. Из-за этого выходит, что ехать меньше, чем на год не имеет смысла.

Давладбек - профессиональный сварщик. Он официально работает на стройке в Екатеринбурге, имеет все необходимые документы, регистрацию, разрешения и справки. В 2014 году его зарплата составляла 25 000 рублей, из которых около 19 000 уходило за жилье, питание и проезд. Около $200 Давладбек ежемесячно отправлял в Таджикистан своей семье, и этого вполне хватало его семье для того, чтобы покупать все то необходимое, чего нет возможность произвести самостоятельно в деревне.

Насладившись чаем и угощениями, мы было собрались ехать дальше, но Давладбек предложил сходить на водяную мельницу, которую он построил сам. Нам стало интересно, и мы пошли куда-то вверх по горному ручью.

Металлическая конструкция на фотографии - это часть арыка, который опоясывает холмы и идет через поселки вниз по течению Пянджа. Фрагмент огромной оросительной системы, построенной еще во времена союза и работающей по сей день. Избытки воды из системы арыков сбрасываются в горные ручьи с помощью ручных металлических затворов.

А вот и мельница. Пускай она не такая красивая, как мы себе представляли, зато это настоящий музей технологий. Конструкция мельницы такая же как и была тысячу лет тому назад!

По турбинным водоводам деревянному каналу в мельницу поступает вода из горного ручья.

Вода передает гидроэнергию на водяное колесо и раскручивает его. Таким образом раскручивается большой круглый камень, в центр которого через механический сепаратор подается зерно. Зерно попадает под камень и размалывается, а центробежная сила выталкивает к потребителю готовый продукт - муку.

На мельницу Давладбека приезжают жители из соседних деревень. Они приносят свое зерно и тоже делают муку из которой потом пекут хлеб. Денег Давладбек за это не берет. Жители сами, как считают нужным, оставляют небольшое количество муки в благодарность. Дверь в мельницу всегда открыта.

Вот оно, гениальное гидротехническое сооружение XXI века!

Давладбек оказался прав. Из ущелья нависли тяжелые, серые облака, и вскоре нас прогнал набирающий обороты дождь. Туман опустился почти до самой деревни, стало промозгло и зябко. Мысль о ночевке в палатке запускала по всему телу цепную реакцию пупырчатых мурашек.
- Не стой, проходи дом. Жена обед готов, - сказал Давладбек - сегодня ночуй дома. Выспишься. Завтра утром с солнце, поедешь хорошо.

Давладбек оказался прав еще раз. Мы остались на ночлег. Хочется сказать огромное спасибо Давладбеку и всей его семье за то, что приютили нас! Утром хорошенько приморозило, и пока не взошло солнце, было совсем зябко. Я смог это хорошо прочувствовать, пробежавшись в футболке в туалет, который находился в дальнем углу огромного участка.



Мы позавтракали. Дети Давладбека попрощались с нами и убежали в школу. Школа была в соседней деревне.



Выше по течению реки, в пятнадцати километрах от Ишкошима находились развалины старой крепости времен III века. До недавнего времени в развалинах старой крепости стояла погранчасть.







Слева за узким ущельем реки виднеются афганские дома и поля.

Внешне быт афганцев ничем не отличается от таджикской стороны. Разве что нет асфальтированных дорог. Раньше эти земли принадлежали одному народу.





Не стоит считать, что все таджики живут так, как герои нашего репортажа. Мы жили в доме памирцев, в ста метрах от границы, вдали от крупных городов. В современном мире жители Таджикистана стали строить свою жизнь по образу запада. Однако, до сих пор остается множество семей, дорожащих своими традициями.

Недавно я звонил Давладбеку, поздравлял его с Новым Годом. Спрашивал, как его здоровье, семья, когда он снова собирается к нам в Россию в Екатеринбург. Я думал навестить его там, привезти фотографии с Памира, посмотреть, как он живет у нас в России, сравнить. Давладбек сказал, что сейчас виза в Россию стала еще дороже, а работа подешевела, и пока он не может сказать, когда снова приедет. Но он обещал, что еще обязательно вернется)

Таджики едут к нам не от хорошей жизни. Мне кажется, что никакой памирец никогда бы не променял свои горы на пыльную Москву. Отправляясь на заработки, они месяцами и порой годами не видят своих родственников, своих детей.

Теперь я часто обращаю внимание на таджиков в Москве. Я сразу вспоминаю Давладбека, его дом, его семью, его гостеприимство и его мельницу. Я беседую со своими дворниками и продавцами в палатке. Сначала они недоверчиво отводят взгляд, так как привыкли, что на них обращает внимание только полиция, но потом они очень радуются, когда узнают, что я бывал у них на родине, что мне там очень понравилось. И тогда уже настает моя очередь спрашивать:
- Откуда вы, из какого района?





Публикации по теме