Как убедить ребенка хорошо учиться. Как заставить делать уроки ребенка - советы психолога

«Скоро во всех квартирах страны: уроки (с грехом пополам) сделаны, отец охрип, дочь оглохла, соседи все выучили, кошка пересказала», — как ни странно, я все чаще вижу этот анекдот в новостных лентах.

А если вспомнить, что на улице уже середина августа, становится не до смеху. Ведь не только неопытные родители, но и мамочки со стажем нередко искренне не понимают: ну как заставить ребенка учиться?

Итак, с вами снова Саша Богданова! Предлагаю тему на повестку дня. Острую, конфликтную, больную — но необходимую родителям как старшеклассников, так и детей помладше.

«Талантливый, но такой бездельник!», — разводит руками мама подростка. «Уговоры на него не действуют — приходится кричать, лишать карманных денег и прогулок. Вроде бы взялся за ум».

Надолго ли? Конечно, каждому хочется, чтобы его сын или дочь окончили школу с отличием, поступили в престижный вуз, нашли высокооплачиваемую работу... «Посмотри на себя, двоечник! Если ты получаешь такие оценки в своем пятом классе, то что будет дальше?»

А будет вот что. Сравните, как чадо слышит ваши слова:

  • «Мой сын растет идиотом» — «Я ни на что не годен»
  • «С такой учебой будешь дворы подметать!» — «Мое будущее бесперспективно»
  • «В нашей семье все получили высшее образование. С твоими усилиями максимум в ПТУ поступишь» — «Я позорю семью, мне среди них не место»
  • «Тройка? Две недели без интернета!» — «Я им неинтересен, они ждут от меня только положительных отметок»

Я уже молчу о том, когда папа берется за ремень. Если и можно таким способом получить прилежного отличника, то наверняка с багажом комплексов, страхов и отвращением к обучению (в дальнейшем — и работе).

Как вы думаете, добьется ли такой человек успеха в жизни?

А смысл учиться?

Забавно, но даже многие взрослые не могут убедительно ответить на этот вопрос. Среднестатистическому ребенку не составит труда в пух и прах разбить родительские аргументы.

Тем не менее, что все-таки кроется за этими словами?

  • Чувство несправедливости

Популярность — той девочке с новым смартфоном. Хорошие отметки и место в академии — богатому недорослю. Неравенство присутствует даже в младших классах — учтите, что дети среагируют очень остро.

  • Отсутствие критики
  • «Зона комфорта»

Чтобы стремиться, человек должен испытывать в чем-то недостаток. Если у него есть абсолютно все, это может спровоцировать застой в делах и интересах. Данное правило касается каждого (и не только учеников).

  • Травля

Присмотритесь к состоянию подростка: возможно, причина неуспеваемости кроется в плохих отношениях с одноклассниками или учителями. Если это необходимо, поговорите с классным руководителем или обратитесь к психологу.

  • Излишне легкая/тяжелая программа

Может, он зевает на уроках? Или, наоборот, закатывает глаза от навалившихся домашних заданий? Есть смысл поменять учебное завдение — так вы сбережете нервы и себе, и чаду.

Кнут или пряник?

Нужно ли все-таки заставлять школьника учиться? Самолично взять шефство или рискнуть парой-двумя «пятерками»?

Но, применяя жесткие методы наших дедушек-бабушек, мы и сами можем запутаться:

  1. с одной стороны, не лишать же ребенка детства?
  2. с другой — как вовремя и на корню пресечь распущенность и взять ситуацию под контроль?

Увы, это самый легкий способ потерять контакт. Я предлагаю более эффективный способ — стимулирование интереса к предметам.

Можно ли учиться с удовольствием? На самом деле все просто!

  • Установите связь

Первое и самое важное правило. Если нет контакта с подростком, какая речь может идти о договоренности? В этот трудный возраст ему нужно от нас немногого — поддержки и понимания.

  • Откройте его учебник

А еще лучше — попробуйте сделать хотя бы одно упражнение из домашнего задания. Не стесняйтесь делать уроки вместе; так вы намного быстрее заполните «пробелы» и привьете интерес к предмету.

Этим можно добиться намного большего, чем криками и оскорблениями.

  • Давайте оценку не личности, а действиям

Ученик быстро поймет, что все зависит от него, а значит, он вправе направлять ситуации в нужное ему русло. Это не похоже на приговоры вроде «ты глупый» (зачем мне развиваться, если бесполезно?) или «ты очень умный» (зачем, ведь я и так молодец).

  • Откажитесь от ложной мотивации

«Для кого ты учишься?» — «Для вас!». К сожалению, во многих современных российских семьях это единственный стимул.

Ваша задача — расшевелить его любопытство, даже если это обойдется в покупку микроскопа. Или сделать так, чтобы дети применяли свои знания в игровой форме.

  • Креативно подходите к процессу

Можете делать вместе макеты, проводить опыты (для этих целей лучше купить специальную книгу), выращивать кристаллы... Да и биологию на рыбалке можно подучить. Как видите, вовсе не обязательно сидеть за энциклопедиями.

Я вот кстати ни так давно «познакомилась» с Екатериной Кес, правда причина знакомства была у нас на другую тему, а именно «как помочь ребенку пережить развод родителей». Да, пришлось мне «обращаться».

Но я кроме нужного мне, нашла у неё интересный тренинг "как научить ребенка учиться " и знаете... Пройдя нужный мне материал, я не сомневаюсь что этот будет таким же полезным! Тч пробуйте, расскажите потом)

В качестве послесловия

Ни для кого не секрет, что образование влияет на всю дальнейшую жизнь. Но намного важнее сохранить доверительные отношения с родным человеком, стараться понять, а не кидаться возмущениями.

Помните пословицу: лучше получить синий диплом с красным лицом, чем наоборот? Возможно, подросток не станет вторым Эйнштейном, не накопит внушительное состояние, не поступит в МГУ. Но все-таки есть вещи поважнее внешнего благополучия.

А как вы решаете проблему: заставляете ли выполнять задания? Думаю, моя заметка будет полезна тем, кто не первый раз наступает на грабли, действуя жесткими методами.

Жду вашего мнения — как вы приучали своих детей к учебе? И, конечно, не забывайте подписываться на мой блог.

И снова конкурс

Сегодня это будет тоже ребус. Кто не в курсе, я провожу сейчас конкурс «поймай загадку», кто первый отгадал, того и приz) всё просто...

Загадка № 6

Подсказка: Просто в голову пришло) Ребус очень легкий, по детски легкий и в подсказках не нуждается! Удачи, друзья! 😉

На этом сегодня всё, до встречи в новых статьях!

Всегда с вами, Саша Богданова

Нежелание учиться – популярная проблема в школьной среде. Многие родители ошибочно заставляют ребенка (подростка) учиться методом наказаний, принуждений, требований. Заставлять – не лучший вариант. Нужно замотивировать подростка и узнать причины школьной дезадаптации (нежелание учиться – один из ее элементов). О том, как пробудить в ребенке учебную мотивацию, и пойдет речь в данной статье.

Учебная мотивация выходит из системы , которая опирается на познавательные , цели, интересы, стремления, идеалы, установки . Учебная мотивация одновременно является устойчивой, раскрывая содержательные аспекты (осознанность деятельности, самостоятельность, обобщенность, доминирование, действенность), и динамической системой. Динамика системы мотивов зависит от индивидуальных особенностей ребенка: устойчивости, силы, переключаемости, эмоциональности – в общем врожденных особенностей психики. Оговорюсь, что в статье речь идет о здоровых детях с проблемами в мотивации, а не о детях с врожденно обусловленными трудностями, например, при .

Учебная мотивация:

  • определяет направление учебной деятельности;
  • позволяет найти способы реализации и достижения целей;
  • задействует эмоционально-волевую сферу личности.

Учебные мотивы бывают внутренними, внешними и личными. Внутренние – интерес к содержанию деятельности и самореализации, внешние – интерес к другим атрибутам деятельности, например, общению и играм на переменах, личные – личностные убеждения и потребности, самоуважение, авторитет.

Успех деятельности зависит от мотивации, а она:

  • от индивидуально-личностных особенностей ученика;
  • личности учителя;
  • специфики предмета;
  • организации деятельности.

Работать нужно над формированием внутренней и личной мотивации. А вот требованиями и принуждением можно добиться в лучшем случае внешней, формальной мотивации. Именно она служит ответом на социальные нормы, обязательства, принуждения, ожидания родителей. Но внешняя мотивация губительна для личности и крайне неустойчива.

Причины потери мотивации

Нежелание учиться вызывают:

  • «гормональная буря» в с сопровождающим ее кризисом идентичности и неопределенности будущего;
  • проблемные взаимоотношения ученика и учителя;
  • у учеников начальных классов;
  • неудовлетворительная продуктивность и успешность учебной деятельности;
  • индивидуально-личностные и возрастные особенности усвоения знаний, например, у девочек в 7-8 классе из-за полового созревания ухудшается восприимчивость к учебе;
  • непонимание цели обучения, процесс не представляет ценности;
  • страхи перед школой и сопровождающими ее отношениями, процессами.

Как сформировать мотивацию

Сформировать личную мотивацию позволит учет индивидуально-личностных особенностей и возможностей ребенка. Уже в начальной школе заметны отличия детей: особенности склада ума, . Не нужно требовать от всех детей одинаково хорошего усвоения всей школьной программы. Как и не нужно думать, что всем детям подходит единый набор методов и средств обучения.

Нужно выявить задатки ребенка и развивать их, не пытаться делать из математика литератора, а из спортсмена музыканта. Забудьте об оценках, это не показатель успешности ребенка. Оценки – часть внешней мотивации. Ваша цель – развить в ребенке интерес, направив его по адекватному его возможностям и способностям пути. Если ребенок учится в своем направлении, то проблем с мотивацией не возникнет.

Познавательные мотивы (интерес к усвоению знаний) формируются через специфику подачи материала. Даже если деятельность интересна сама по себе, нужно уметь корректно организовать процесс обучения. Оптимальный вариант – проблемное обучение. В каждой задаче должна быть проблема, вопрос, противоречие, которое ребенок захочет и сможет сам или с помощью родителей решить. Материал должен быть чуть дальше и сложнее возможностей ребенка: не прост (уже не интересно и понятно), но и не очень сложен (еще не интересно и не понятно).

Младшие классы

Забудьте о тотальном контроле и принуждениях, замените это доверием и взаимоуважением. Младшим школьникам ставьте маленькие задачи (в силу особенностей психики дети в начальных классах пока не могут думать о далеком будущем и больших целях). Обязательно хвалите за успех и разбирайте неудачи.

Средние и старшие классы

В подростковом возрасте (средние и старшие классы) важно дифференцировать процесс обучения. Похвала уже не поможет. Нужно заинтересовать ребенка. Целесообразно нанимать репетиторов по тем предметам, к которым у ребенка выявлены способности, а не наоборот. Помогите подростку определиться и выстроить личный путь, позвольте ему идти по этому пути, помогайте. Важно разговаривать с подростком и помогать решать второстепенные проблемы (любовь, профессиональное определение, дружба), чтобы они не мешали учиться.

  1. Посетите школьного психолога и выясните особенности своего ребенка: склонности, задатки, темперамент, свойства психики. Попросите составить программу развития.
  2. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Не требуйте от него своих желаний, не пытайтесь прожить новую жизнь в его лице, не заставляйте реализовывать ваши несбывшиеся мечты и амбиции.
  3. Познакомьтесь с учителем и особенностями школьной программы. Родительское право и обязанность – дать ребенку хорошее и адекватное его возможностям образование. От личности учителя, особенно в начальной школе, зависит многое, в том числе мотивация учеников. Компетентен ли педагог, интересен, состоятелен как личность? Вы имеете полное право изменить место образования, если считаете, что в данном учреждении вашему ребенку не могут дать соответствующих знаний, умений и навыков.
  4. Поговорите с ребенком, спросите, что ему интересно, есть ли какие-то проблемы в школе, чем он хочет заниматься. Подберите вместе программу дополнительного образования, свяжите ее со школьной программой.
  5. Личный пример. Ценность обучения должна происходить из , как и уважение к профессии учителя и вообще труду. Детям свойственно перенимать привычки родителей. Если вы сами относитесь к школе как к вселенскому злу и мучению, радуетесь, что у вас это позади, а ребенку еще мучиться и мучиться, говорите это ему напрямую, то хорошего ждать не стоит. Важно объяснить значимость образования для дальнейшего обучения и работы, саморазвития.
  6. Не пытайтесь расставлять акценты на предметы, связанные с будущей профессией. В начальной школе можно понаблюдать за ребенком, выявить его склонности. В средней школе – ставить акцент на то, к чему есть способности. И уже в 9-11 классах определиться с профессией (сам ребенок решит) и, возможно, перефокусировать внимание. Хотя обычно, если акценты расставлены правильно, по способностям и интересам, то и профессия дальше находится сама собой именно по этому направлению. Расставляя акценты, не забывайте, что остальные предметы тоже нужно усваивать, раз они есть в программе, просто не стоит гнаться за высокими баллами и «насиловать» ребенка.
  7. . Оптимальный вариант, чтобы скрасить любую деятельность и сделать интересным даже самый скучный, но нужный материал – творчество. Младшим школьникам поможет наглядность и красочность, подросткам – ориентация на жизнь, причем актуальные в их среде веяния.
  8. Не бросайте ребенка в трудной ситуации, помогайте решать задачи, выполнять домашние задания, общайтесь. Не исключено, что пропажа интереса к деятельности – последствие непонимания получаемых знаний.
  9. Предоставляйте ребенку выбор из нескольких приемлемых для вас и подходящих для него вариантов. Во-первых, это создаст у него чувство хозяина жизни и пробудит ответственность, во-вторых, не вызовет подростковых реакций отрицания и оппозиции.
  10. Старайтесь избегать наград и наказаний за обучение вообще (это внешняя мотивация). Мотивировать школьника, например, деньгами – ошибочный путь, хотя любим многими родителями. В малых количествах критику использовать, конечно, нужно, но оценивать словами и только поступки ребенка, а не его личность. Притом порицаний все же лучше избегать, неудача сама по себе губительна для психики, лучше вместе разобрать причины и план действий, чтобы ситуация не повторилась. В начальных классах похвала обязательно должна присутствовать, так как взрослый и его оценка остается ведущей, хотя и вытесняется понемногу оценкой сверстников.
  11. Сотрудничество, взаимоуважение и доверие – основа успешного обучения. Эти компоненты должны присутствовать как в отношениях учителя с учеником, так и учеников с учеником, родителей с ребенком.
  12. Оценка – самый сложный элемент обучения. Как в школе, так и дома сравнивать нужно новые успехи ребенка с его прежними, а не одного ребенка с другим. Например, за прошлую работу ученик получил тройку и сделал десять ошибок, а за новое задание получил ту же тройку, но с тремя ошибками. Оценка та же, но успех налицо. И об этом успехе нужно говорить, нужно подчеркивать личный прогресс. Один родитель заругает: «Опять тройка! Что ты за бездарь!», чем окончательно убьет в ребенке интерес, мотивацию и веру в собственные силы. А другой скажет: «Ух ты, всего три ошибки. Это гораздо меньше, чем в прошлый раз. Ну и что, что тройка, мы с тобой еще чуть-чуть позанимаемся, и будет четыре. А если и не будет – ничего страшного, я горжусь тобой». И мотивация снова оживет, самооценка сохранится.
  13. Проанализируйте основные когнитивные способности ребенка: , внимание, . Если отмечена слабость в какой-то сфере, то подберите упражнения для тренировок.
  14. Важно качество обучения, а не количество. Нужно объяснить ребенку, что это необходимо прежде всего ему для саморазвития и дальнейшей жизни.
  15. Основная проблема школьного обучения – сухость знаний, их оторванность от реальной жизни. С этой проблемой активно борются, но повсеместного распространения новой политики обучения пока не наблюдается. Если учитель вашего ребенка не может преодолеть барьер между наукой и жизнью, то сделайте это сами. «Переведите» ребенку информацию, найдите ассоциации и связи с реальной жизнью и скорым будущим.
  16. Купите дополнительную литературу, справочники, словари, фильмы. Проведите связующую нить от знаний к кумирам ребенка. Да, для этого и самим придется покопаться в источниках, расширить собственный кругозор. Дайте ребенку максимальное количество средств для самореализации.
  17. Помогите ребенку составить распорядок дня, спланируйте время выполнения уроков и отдыха.

Послесловие

Учебная деятельность – ведущая деятельность младших школьников; социально-значимая деятельность – ведущая деятельность подросткового возраста. У подростков риск потери мотивации выше, так как конкуренцию деятельности составляет межличностное общение со сверстниками. А вот в младшем школьном возрасте ребенок испытывает потребность в обучении и с удовольствием будет усваивать новые знания, если они соответствуют его особенностям и интересам.

Без учебной мотивации будет неизбежно снижаться успеваемость, возникнут поведенческие нарушения, деструктивные проявления личностного потенциала и способностей. Пустоту непременно займут другие активности или пассивность, что тоже является отклонением.

Не бывает глупых или ленивых детей, бывают незамотивированные. Более того, каждый человек от рождения и талантлив, но раскрыть гениальность, к сожалению, удается не каждому. Губится она чаще всего именно в момент принудительно обучения, погони за оценками, чужими комплиментами и титулами, желаниями родителей, а не ребенка.

3 4 025 0

Во все времена родители задавали себе вопрос: «Как заставить ребенка учиться?».

Симон Соловейчик в своей книге писал, что любовь к учению – это роман, где есть те же страсти, страдания, надежды и разочарования, а Школьный дневник - это сборник рассказов о счастливой или несчастной любви…

Следует задуматься, а правильно ли мы ставим вопрос «как заставить ребенка учиться?», можно ли заставить любить? Ведь насильно мил не будешь. Может лучше бы спросить себя: «Как мотивировать ребенка, чтоб он сам захотел учиться? Как найти тот ключик, который открыл бы ребенку дверь в мир приятных и не тяжелых знаний».

Контакт с ребенком

Если вы по причине своей занятости не можете уделить ребенку и его образованию время, то очень трудно будет требовать от него хороших результатов. Установите с ребенком доверительные и теплые отношение, покажите свою готовность вместе с ним идти по тяжелому и невеселому пути уроков и домашних заданий.

Лесенка целей

Ребенок слышит от всех: «учись, тебе оно в будущем пригодиться!», «ученье – свет, а не ученье – тьма», но понять, для чего оно пригодиться и почему эта тьма будет без учения, если есть лампочки и электричество в доме, не понятно. Расскажите своему чаду, для чего в жизни ему пригодиться то или иное знание, подкрепите все наглядными примерами. Спросите ребенка кем он хочет стать в будущем и нарисуйте лесенку, на ступеньках которой будут размещены предметы и знания, необходимые на пути к конечной цели.

Развиваем интерес

Чтобы преодолеть нежелание учится, нужно найти интерес к этому скучному делу. Поначалу можно раскопать маленькую капельку интереса, чтоб ребенок мог за нее зацепиться, а потом уже ее развить. Главное, чтобы было посеяно зернышко.

Сделать это можно такими способами:

  • Сам учащийся заинтересуется изучаемым предметом;
  • Кто-то из стороны заинтересует, то результаты сразу пойдут вверх.

Организация времени

Режим – это громкое слово и не всем удается его соблюдать. Тем более, если это касается ребенка, у которого очень много энергии. Но все же он не обходим. По крайней мере, нужно стараться его придерживаться. А чтоб вашим детям не было так скучно соблюдать его, попробуйте структурировать время:

  1. Каждый час меняйте занятия, для меньших детей даже чаще – через 45 минут.
  2. Час поучили уроки – дайте звоночек ребенку, что пора менять вид деятельности и следующий час можно погулять или помочь по дому, а дальше ровно через час продолжить доделывать домашнее задание.
  3. Таким образом, уроки не превратиться в пытку и ребенок за день успеет сделать много всего.

Помочь подтянуться

Когда какая-то область знаний упущена, то последующее ее изучение стает просто пыткой с неизвестным исходом.

Помогите ребенку сами или наймите репетитора, чтобы заполнить пробелы, тогда все пойдет веселее.

Никаких ярлыков

Этот шаг касается не только вопроса, как заставить ребенка учиться, а всего учебно-воспитательного процесса. Наклейка ярлыков: «ты у меня дурак», «из тебя ничего путного не получится», « и у кого ты такой бестолковый», ранит детскую душу и формирует чувство неполноценности. В дальнейшем это может вызвать реакцию: «раз я такой плохой, то терять мне нечего – пускаюсь во все тяжкие».

Вера в себя

Выше мы писали, что нельзя ребенка ругать, за его пробелы в учении и ни в коем случае нельзя его унижать. В каждом человеке есть много разных прекрасных и умных сторон. Меняйте представления ребенка о себе. Вы увидите, как он переродиться и станет умнее, начнет больше стараться, будет работоспособнее и увереннее в себе.

Большинство родителей волнует вопрос успеваемости детей. И очень часто мамы или папы жалуются своим знакомым, что их чадо никак не хочет учиться. Как же в таком случае поступить взрослым? Что сделать учиться? Это все одни из самых распространенных вопросов, которые стоят перед родственниками школьника.

Для начала необходимо выявить причину, по которой ребенок не хочет познавать азы определенной науки. Психологи выявили, что данная проблема может иметь самые простые решения. К примеру, ребенок просто не хочет ходить в школу, так как конфликтует с одноклассниками или не находит общего языка с учителем. Если же причины кроются в другом, то следует обратить внимание и на мотивацию ученика.

Часто школьник прекрасно справляется с одной наукой, получает по ней только положительные отметки, а другая никак ему не дается. К примеру, ребенок не хочет учить русский язык, биологию или математику. В данном случае родителям рекомендуется, в первую очередь, поговорить об этом с учителем. Каждый человек индивидуален и имеет определенные склонности и интересы. Кому-то легко даются естественные науки, а кто-то более расположен к гуманитарным. И ломая голову над тем, как заставить ребенка учиться, взрослые не учитывают, что ребенку может просто трудно понять азы данной науки, зато он прекрасно рисует или с легкостью решает задачи по физике. Не стоит слишком сильно давить на школьника, если он не проявляет интереса к определенному предмету.

В последней ситуации наилучший способ - сильная мотивация. Но ни в коем случае это не должна быть оценка или сравнение с другими детьми, которые более успешны в этой науке. Если родители считают, что именно данный предмет пригодится школьнику в последующем, следует привести ему веские аргументы по этому поводу. Не менее сильной мотивацией может стать и поощрение за успехи. Это немаловажный момент того, как помочь ребенку учиться. Однако не обязательно поощрение должно быть материальное. Для детей (особенно младших школьников) очень важна похвала родителей. Следовательно, психологи рекомендуют отмечать даже малейшие успехи ребенка, хотя бы в устной форме.

Игровая форма занятий делает их интересными и увлекательными. В такой форме можно объяснять новые темы или закреплять полученные знания. Особенно это важно в начальной школе, когда наряду с учебной, все еще остается игровая.

Говоря о том, как заставить ребенка учиться, следует упомянуть и желание некоторых родителей отдать малыша сразу на несколько секций и в различные кружки, помимо основных занятий в школе. Объясняется данный момент хорошими мотивами взрослых сделать из своего чада разносторонне развитую личность. Но в некоторых случаях можно добиться противоположного эффекта. Ребенок иногда просто не в силах справляться с такой нагрузкой, и его организм, а также он сам, сознательно или нет, испытывает нежелание учиться. В таком случае успеваемость падает, а взрослые не могут понять причину этого.

Слишком сложный материал, который плохо объясняет учитель, также может являться причиной того, что у школьника пропадает мотивация к учебе. Для того чтобы избежать этого, родителям следует внимательно отследить, что именно является причиной отрицательного отношения к занятиям.

Нужно сказать, что вопрос "Как заставить ребенка учиться?" формулируется взрослыми неправильно. Школьника необходимо правильно мотивировать на то, чтобы он занимался. Если это получится, родители избавятся от многих проблем и ссор со своими детьми. В некоторых случаях причиной плохой успеваемости может служить что является индивидуальной особенностью ученика. Для профилактики этого следует чаще менять виды деятельности, а также, что довольно важно, установить и соблюдать для школьника режим.

Дорогие опытные и начинающие родители, перед тем как применять малоэффективные методы кнута и пряника, подумайте:

как сильно вам самим хотелось зазубривать строение инфузории-туфельки и извлекать корни из комплексного числа после восьмичасового просиживания за партой?

Для ваших детей школа - такая же работа, на которую вы ходите ежедневно, и такая же мука, когда вы берете ее на дом.

И, к сожалению, наша система образования нацелена не на результат, а на хорошие оценки.

Отсюда нежелание учиться, постоянное , нездоровая конкуренция, проблемы с успеваемостью и самооценкой.

И это мы еще не вспоминали о пятнадцати с половиной кружках, которые ваше чадо посещает «для общего развития».

Сегодня говорим о том, как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки в младших и старших классах с минимум психологических потерь и желательно не из-под палки.


Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки в 1 и во 2 классе

А теперь вспомните, как мама с папой привели вас в первый класс, вручили портфель и букет и послали учиться.

Сказать, что, оказавшись среди 30 других детей, ребенок испытывает стресс - не сказать ничего.

Особенно если до этого чадо находилось в окружении бабушек и не посещало садик.

Поэтому начинать подготовку к школе, чтобы выписывание палочек в прописях не превратилась в совместную детско-родительскую , нужно заранее.

Познавательные навыки, навыки самоконтроля и концентрации формируются уже в дошкольном возрасте.

А значит, заниматься с ребенком, учить , и писать нужно до 1-го класса.


В первом классе у ребенка начинается новая жизнь

А в пору последнего отпускного лета организовать крохе рабочее место, объяснить, что начинается новый этап в жизни, каким он будет и почему он так важен.

В начале пути ключевую роль играет соблюдение .

Многие родители жалеют первоклашек, позволяя им пребывать в полупраздном состоянии.

Не стоит этого делать, ведь в младших классах нагрузка невелика и рассчитана именно на приучение ребенка к учебе и пробуждению в нем интереса к знаниям.

Другой вопрос, если вы выбрали какую-то, по вашему пониманию, супергимназию, по возвращению из которой ребенок вынужден часами делать уроки. Это ваша гигантская ошибка.


В первом-втором классах выполнение домашнего задания должно занимать не более часа.

В противном случае, дело вполне может быть не в лени малыша или нежелании учиться, а в несоизмеримо больших нагрузках.

Приготовьтесь также, что от вас потребуется терпение и свободное время, чтобы объяснять материал и контролировать выполнение заданий. Попросту вам придется заново учиться в школе.

Многие родители ошибочно полагают, что это исключительно работа преподаватели.

Но класс в среднестатистической школе состоит из 20-30 учеников.

Даже самый хороший учитель не способен при таком количестве детей практиковать индивидуальный подход.


Вам понадобится много терпения

В то же время первый преподаватель для чада должен быть таким же авторитетом, как и вы.

Если учитель не нравится ребенку или не может донести информацию от слова “совсем”, стоит задуматься о переводе в другой класс или учебное заведение.

Со временем кроха при вашей помощи и понимании научится самостоятельной работе и уже примерно в 3 классе вопрос, как заставить ребенка учиться в школе и делать уроки, начнет уходить на второй план.

Вам останется только осуществлять легкий контроль и правильно мотивировать.

Совет: лучшее решение для выполнения домашних заданий в начальных классах - черновик. Ребенок выполняет уроки, вы проверяете, после чего задания переписываются начисто.


Первый учитель должен быть авторитетом для ребенка

Как бороться с ленью и плохими отметками - наказывать или нет

Важно также понять бесполезность упреков в плохих отметках. На самом деле, это ваши переживания, а не переживания ребенка.

Статистика показывает: чем спокойнее родители реагируют на плохие отметки, тем чаще дети исправляются и выравнивают успеваемость.

А надзирательство и попытки заставить учиться насильно всегда имеют обратный эффект.

Мнения родителей разделились и насчет того, можно ли наказывать ребенка за неуспеваемость. Да, можно, но делать это нужно правильно.

И речь, разумеется, не идет о физическом наказании.

Допустим, вы договорились, что к обозначенному времени уроки будут выполнены и переписаны в чистовик.


Не делайте трагедию из плохих отметок

Вместо этого по полу разбросаны тетрадки и книжки, чадо сидит, уткнувшись носом в телефон.

То есть ваш договор не был выполнен, и вы имеете полное право на некоторое время обменять смартфон на старую нокию без доступа к интернету.

При этом ни в коем случае не начинайте орать, рассказывать про хорошего соседского мальчика Колю и в картинках описывать, как именно ребенок испортил вашу жизнь.

Подойдите, обнимите и скажите: «Я тебя очень люблю, но телефон ты получишь обратно после того, как выполнишь обещанное».

Совсем по-другому дела обстоят с похвалой. Хвалить чадо за успехи - обязательное условие.

Если ребенок сделал что-то хорошо, разве это не повод сказать ему добрые слова?


Ребенок должен научиться держать свое слово

Совет: иногда мамы и папы считают, что похвала портит и лишает стимула двигаться вперед. На самом деле нехватка добрых слов не дает ничего хорошего, помимо и чувства неполноценности.

Родители пытаются использовать и другой популярный прием - давать детям деньги в обмен на хорошие отметки.

После чего чада становятся шантажистами и, не получив финансовое вознаграждение, не особенно стремятся учиться.

Мотивировать нужно не деньгами, а совместным отдыхом, развлечениями, чем-то, что находится в сфере эмоционального удовольствия.

При этом с первого класса у ребенка должны быть небольшие карманные деньги.


Ваша задача в том, чтобы правильно замотивировать ребенка на учебу

Шпаргалка для родителей, как заставить ребенка делать уроки и облегчить процесс обучения

  1. Следите за тем, чтобы у крохи оставалась свободное время, когда он ничего не делает или делает то, что хочет: гуляет, читает книги, смотрит телевизор и т. д.
  2. Приступать к выполнению заданий лучше через час-два отдыха после возвращения из школы. По мнению медиков, время после 19.00 считается непродуктивным для умственной работы детей.
  3. Следите за тем, чтобы чадо ежедневно бывало не свежем воздухе.
  4. Не заставляйте посещать кружки, помимо воли. Если ребенок не хочет играть на скрипке, но мама или папа в детстве мечтали стать великими музыкантами, из затеи ничего не выйдет. Любые дополнительные занятия должны приносить удовольствие.
  5. Давайте ребенку больше самостоятельности - приучите собирать портфель, заполнять расписание, не доводите бесконечными вопросами, как там в школе, и тотальным контролем.
  6. В противостоянии «учитель-ребенок» принимайте сторону своего чада, если нет объективных доказательств обратного.
  7. Если видите явную неуспеваемость в каком-то предмете, задумайтесь о подборе репетитора. То же касается и предметов, которые даются легко - ребенок должен больше концентрироваться на том, что ему нравится. Таким образом отпадут сложности выбора профессии в подростковом возрасте.
  8. Не делайте уроки вместо чада и не позволяйте делать их бабушкам и дедушкам. Что вам важнее - знания или оценки? В институте вы тоже будете учиться вместо ребенка? И работать?
  9. Помните, что сначала выполняются домашние задания по сложным предметам, потом - по легким.
  10. В начальной школе дети не отличаются особенной усидчивостью, поэтому через каждые 30-40 минут обязательно делать пятиминутный перерыв.

Совет: ребенок должен понимать, что вы сильный и добрый, а значит, в очередной двойке можно признаться без страха и упрека.


Чтобы учеба перестала быть пыткой, придерживайтесь этих простых правил

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки с 2 по 6 класс - основные причины неуспеваемости

Среди самых распространённых причин:

  1. Страх неудачи - учительница отчитала ребенка на весь класс за неуспеваемость или это сделали вы, результат один. Чадо будет до последнего откладывать необходимость выполнения домашних заданий.
  2. Непонимание предмета или неумение в нем заинтересовать - проблема одинаково остро стоит и перед первоклашками, и перед старшеклассниками.
  3. Недостаток родительского внимания. На первый взгляд, кажется, что связи между неуспеваемостью ребенка и вами нет. Но она есть. Вполне возможно таким образом кроха пытается привлечь внимание.
  4. Предмет ребенку не интересен. Ваша задача в том, чтобы правильно замотивировать - похвалой, дополнительными часами отдыха или прогулкой, объяснить, чем геометрия или химия могут быть полезны в будущем.
  5. У ребенка не складываются отношения в школе - нет друзей, он стал объектом насмешек и т. д. В таком случае не будет ни желания идти на занятия, ни тем более выполнять домашние задания.
  6. Присутствует синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - к таким детям нужен особый подход.

Подробнее о том, как справиться с гиперактивным ребенком, можно прочесть в статье на нашем сайте.


Лень не является главной причиной неуспеваемости

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки в старших классах

Если в начальных и средних классах на ребенка можно повлиять силой родительского авторитета, то с приходом переходного периода ситуация усугубляется.

Ребенок растет, познает новое, меняется его система мировоззрения, случается первая любовь, появляются новые компании и увлечения. Какая уж тут учеба.

К тому же на кону всякие ЕГЭ и .

Помните, что «поступить чадо в вуз» проще, чем наладить безвозвратно испорченные отношения.


Заставить ребенка учиться в старших классах сложнее

Бессмысленно просто кричать и заставлять что-то делать силой. Гораздо больше пользы принесут доверительные разговоры.

Но не о том, почему нужно учиться, чтобы зарабатывать большие деньги, а о жизни в целом. Это вам скажет любой психолог.

Еще лучше объяснять все на собственном примере.

Расскажите сыну или дочери, какими сами были в их возрасте, с каким проблемами сталкивались - ваша задача вызвать доверие.

Нельзя также запрещать ребенку общаться со сверстниками, чтобы оставалось больше времени на учебу.

Пусть друзья приходят в гости, вместе проводят время, делают задания.


Делать упор нужно на предметы, дающиеся без труда

Помогите подростку определиться с и особенно акцентировать внимание на предметах, которые понадобятся в будущем для поступления в вуз.

Вполне возможно также, что подросток просто не справляется с количеством информации, поступающей со всех сторон.

Не пытайтесь организовывать тотальный контроль, наказывать отлучением от ноутбука или отказом в карманных деньгах.

Если в младшем возрасте эти приемы еще могут сработать, то в старшей школе эффект будет противоположным.


Отбирать о ребенка телефон или ноутбук в таком возрасте бесполезно

Вам все равно придется прислушиваться к мнению чада.

При правильном подходе в большинстве случаев вопрос, как заставить ребенка учиться в школе и делать уроки в 15 лет, отпадает сам собой.

Когда период становления личности завершается, чадо постепенно возвращается к обычной жизни, осознавая необходимость дальнейшего образования.

Поэтому заранее не палите горячку: будьте добры, терпеливы и уравновешены, и ваши старания не пройдут даром.

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки, вы узнаете также из полезного видео ниже:



Публикации по теме