Как вырастить гения или развиваем способности ребенка с пеленок. Методика Глена Домана: как вырастить гения Как вырастить гения с пеленок методика

Каждый родитель считает своего ребенка особенным, уникальным, как сейчас модно говорить, эксклюзивным. Конечно, так и есть – все люди не похожи друг на друга – и благодаря этому, жить в мире интересно. Но, конечно же, каждому хочется, чтобы его ребенок был не только яркой индивидуальностью, но еще и выгодно отличался от других в интеллектуальном плане. Для того, чтобы достичь такого результата, родители чуть ли не с пеленок начинают водить детей на развивающие занятия, по сути, отчасти лишая его детства. Но для того, чтобы вырастить гения, совсем необязательно тратить много денег и времени на развитие своего ребенка по новаторским методикам. Для этого достаточно нескольких весьма простых, но эффективных способов.

Выращиваем гения на самых ранних этапах развития

Наверняка, Вы не раз слышали об этих способах вырастить гения, но никогда не думали, что они обладают таким эффектом.

1. Грудное вскармливание

Научные исследования показали, что дети, матери которых кормили их грудью, в шестилетнем возрасте имели более высокий коэффициент умственного развития, чем дети, которые находились на искусственном вскармливании. Более того, дети, чьи матери кормили их грудью до года и дольше, показали лучшие результаты в чтении, математике и письме, чем их сверстники, рано оторванные от материнской груди.

2. Здоровый образ жизни матери

Вырастить гения будет трудно матери, которая до беременности и во время нее употребляла наркотические вещества. Научно доказано, что дети, родившиеся у кокаинозависимых матерей, в 5 раз чаще были умственно отсталыми, чем дети, родившиеся у мам, ведущих здоровый образ жизни.

3. Возраст отца

Устоявшееся мнение, что понятие «биологические часы» актуально только для женщин, в последнее время систематически опровергается. На самом деле, возраст отца также имеет значение – причем, не только для здоровья ребенка, но и для его интеллекта.

Дети, отцы которых зачали их в двадцатилетнем возрасте, имеют больше шансов стать гениями, чем дети, родившиеся от отцов в возрасте. Более того, дети, зачатые сорокалетними и старше отцами, чаще остальных имеют проблемы с нервной системой и даже страдают аутизмом и шизофренией! Таким образом, если Вы хотите вырастить гения, лучше выбирать в качестве отца молодого мужчину.

1. Игра

Основная деятельность ребенка – игра. Именно в процессе игры малыш развивает свою любознательность, познает окружающий мир и начинает чувствовать интерес к учебе. В связи с этим, очень важно, чтобы ребенок большую часть времени на ранних этапах жизни проводил в играх. В результате игры у него разовьется любопытство, что позволит ребенку впоследствии активно развиваться – и, вполне возможно, что таким образом Вам удастся вырастить гения!

2. Отсутствие телевизора до 2 лет

Американская Академия Педиатрии провела исследование, в результате которого ученые обнаружили интересный факт. Оказалось, что дети, до 2 лет не знакомые с телевизором, обнаруживали более развитый мозг, коммуникативные навыки и в общем были развиты гораздо лучше маленьких «киноманов». Ученые пришли к выводу, что время, потраченное ребенком в период активного развития на телевизор, лучше использовать для общения с окружающими и получения информации эмпирическим путем – а не в качестве готовой модели из телеэкрана.

3. Чтение

Любой матери, которая хочет вырастить гения или хотя бы просто образованного человека, необходимо читать своему ребенку вслух. И чем больше – тем лучше. Мозг ребенка, которому читают книгу. Активно обрабатывает полученную информацию, что помогает ему развивать свой словарный запас. Кроме того, чтение книг ребенку с раннего возраста способствует тому, что, повзрослев, он будет любить читать, и его не придется заставлять это делать. И, конечно, у Вас дома при этом должна быть обширная библиотека.

4. Самоконтроль

В истории существует информации об одном исследовании, которое проводилось с целью контроля детских импульсов. Детям давали два печенья и говорили, что одно печенье можно съесть сразу, а второе – через 15 минут. В итоге оказалось, что у тех детей, которые смогли выждать положенное время, показатели по Школьному оценочному тесту были на 210 пунктов выше, чем у остальных.

Ученые связывают это явление с ролью контроля над импульсами в умственном развитии человека. Контроль над импульсами - ключевой фактор в исполнительной функции, с которой, по мнению ученых как раз и связан ум. Под исполнительной функцией понимается способность переключаться от одной задачи к другой, удерживать информацию в рабочей памяти и подавлять импульсы.

5. Вовлечение ребенка в разговор

Если Вы хотите вырастить гения, необходимо, прежде всего, развивать мышление и словарный запас ребенка. Важное значение в этом деле имеет коммуникация между Вами и Вашим малышом. Некоторые родители считают, что разговаривать с маленьким ребенком не надо, так как он все равно ничего не понимает. На самом деле, малыш все слышит и осознает – и впитывает новые слова, как губка.

Во время прогулок разговаривайте с ребенком, показывайте ему предметы, называйте их и рассказывайте о них, сопровождайте свою речь мимикой. Привлекайте внимание ребенка к интересным объектам, задавайте вопросы (даже риторические), старясь иногда переводить утвердительные предложения в вопросительные. Например, накладывая кошке корм, говорите не: «Мурку надо покормить», а: «Как ты думаешь, Мурка проголодалась? Надо ее покормить?».
И помните: общаясь с ребенком, убирайте все остальные источники шума. Работающий телевизор, радио или включенная музыка – всего этого не должно быть в детской комнате.

6. Занятия музыкой

Научно доказано, что дети, занимавшиеся музыкой хотя бы 3 года, показывают лучшие показатели по вербальным навыкам, чем дети, никак не связанные с музыкой. Кроме того, занятия музыкой улучшают память.

7. Физическая активность

Научно доказано, что аэробика на 100% увеличивает исполнительные способности ребенка, роль которых в деле выращивания гения очень важна. А так как родительский пример – самая действенная мотивация – делайте зарядку вместе с Ваши ребенком, если хотите вырастить гения.

Кроме того, люди, занимающиеся физическими упражнениями, не имеют лишнего веса, что также является немалым плюсом. Согласно научным исследованиям, дети, имеющие избыточный вес, имеют худшие показатели в тестировании по чтению, нежели дети с нормальным весом. Да и учебные достижения детей с избыточным весом в большинстве случаев оставляют желать лучшего.

8. Изучение иностранного языка

Исследования доказали, что дети, которые изучали хотя бы один иностранный язык в течение двух лет, имели лучшие показатели по школьному оценочному тесту, чем те, кто не изучал никаких иностранных языков.

9. Творческая деятельность

Творческая деятельность очень полезна для ребенка. Она способствует развитию моторики, воображения и интеллекта. Чтобы вырастить гения, достаточно выбрать любой вид творчества: аппликация, рисование, вырезание или что-то еще. Главное – регулярность и отсутствие серьезных ограничений «творческого полета» Вашего чада.

10. Правильное питание

Чтобы вырастить гения, необходимо использовать в его питании полезные пищевые добавки – например, рыбий жир. Жирные кислоты, содержащиеся в рыбе, помогают клеткам мозга лучше передавать информацию от нейрона к нейрону.

Исследования показали, что дети, употреблявшие Омега-3, более успешно проходили различные тесты и даже имели более высокий уровень IQ.

Если Вы хотите вырастить гения, помимо уже перечисленных способов, Вам можно посоветовать только одно. Развивайте ребенка, но не торопите его. Все придет – в свой срок и когда будет нужно. Ваша задача – поддержать своего малыша, внушить ему интерес к окружающему миру и желание его познавать!

Здравствуйте, дорогие читатели! Каждый родитель, глядя на успехи известных маленьких личностей, мечтает и из своего малыша вырастить гения. Но, возможно ли это осуществить с любым крохой и есть ли в этом реальная необходимость?

Обратите внимание, что единицы одаренных детей в будущем сохраняют свои сверх способности, даже если их таланты были очень яркими. История наполнена именами успешных детишек и взрослых ученых, но случаев развития навыков от малого до великого практически не найти.

Все это приводит к вопросу: почему вундеркинды не развиваются дальше? Почему дети, которые являются лучшими в мире в возрасте от 5 до 15 лет в конечном итоге не остаются таковыми в 25 и 30? Потому что, если рассуждать логически, вундеркинды очень быстро добиваются высоких результатов, у них есть отличная фора, но они часто из-за нее расслабляются и, в конце концов, не используют ее.

Традиционный мир и мышление в нем накладывает отпечаток на развитие ребенка, из-за чего на него накладывается большая ответственность, в итоге он выгорает и теряет свою страсть. Часто наибольшая вина в остановке развития способностей лежит на плечах родителей, которые непреднамеренно урезают их.

Если вы мечтаете вырастить по-настоящему умного ребенка, то начинать нужно постепенно. Чтобы положить правильное начало, воспользуйтесь обучающей программой
"Носики-курносики учатся считать и читать «.

Когда в семье появляется вундеркинд, большинство родителей ощущает три мощных инстинкта:

  1. Появляется непреодолимое желание отметить такую «уникальность» и похвастаться перед всеми знакомыми и близкими достижениями своего чада;
  2. Возвысить своего малыша над остальными и поместить в специальные учреждения для одаренных детей, ведь у них особый ребенок, не такой как все;
  3. Способности вундеркинда надо обязательно подтвердить, для этого нужна конкуренция с другими талантливыми детьми.

Родительское желание отмечать, возвышать, и подтверждать талант ребенка является мощным и почти непреодолимым. В этот момент принимаются во внимание многие учреждения, которые выделяются в воспитании вундеркиндов.

Детей определяют в сети специализированных, часто дальних учреждений. Используются различные схемы и методики раннего развития детей, мамы и папы хватаются за всевозможные способы, лишь бы дальше развивать талант своего чада.

Как вырастить вундеркинда: реальный жизненный случай

Ученые исследовали интересный случай одной американской семьи. У матери Дебби Флепс было трое детей — Майкл, Уитни и Хилари.

Выросшие в пригороде Балтимора, Уитни и Хилари были успешными пловчихами. Уитни была национальным чемпионом в 14 лет. По словам одного из своих тренеров, Уитни и Хилари обладали бОльшим талантом, чем Майкл. Дебби была поражена успехами дочерей — праздновала каждую победу Уитни и Хилари с большим энтузиазмом.

И однажды случилось то же, что и происходит со многими успешными детьми — их развитие остановилось на одном уровне и не смогло преодолеть дальнейшие трудности.

Потом в плаванье пошел и Майкл. Он был действительно хорош — почти столь же талантливый, как и его сестры. И когда Майклу было 15, он установил новый американский рекорд по плаванью на одном из областных соревнований.

Когда Майкл возвращался в Балтимор, мать Дебби сделала инстинктивное действие — она ​​украсила дом воздушными шарами, транспарантами и плакатами, посвященными его великой победе.

Но произошло кое-что необычное. За несколько часов до приезда Майкла прибыл его тренер Боб Боуман, он зашел в дом и снял все украшения. Он снял все воздушные шары. Он стащил плакаты. И бросил все это в мусор.

Когда Дебби Флепс увидела то, что сделал Боуман, она по понятным причинам расстроилась — почему он это делает? Разве он не понимает, что это был великий момент, самое подходящее время, чтобы праздновать?

Боуман выслушал ее протест. Тогда он сказал ей: «Это путешествие в тысячу шагов. Если мы отмечаем первый, выходит, что нам больше некуда идти?».

Сегодня Боуман видит тот день, как жизненно важный поворотный момент в развитии Майкла. Дебби оставалась такой же внимательной к успехам юного спортсмена, но она дала своему сыну и его тренеру идти собственным путем, чего не сделала с дочерьми.

Как же быть любящим родителям?

Когда дело касается вундеркиндов, я думаю, что мы должны помнить высказывание Боумана и всегда пользоваться его советом.

Не нужно громко праздновать каждую победу вундеркинда, ведь полученные им награды говорят сами за себя. Истинная награда за выигрыш кроется в акте победы над самим собой. (Давайте будем честными — плакаты и транспаранты во дворе дома на самом деле не для ребенка!). Без них малыш волен самостоятельно контролировать свои желания и достижения, а также ставить перед собой главенствующие цели.

Не нужно выделять и отмечать достижения вундеркинда на фоне остальных детей, сравнение — вообще ненужное действие в воспитании детей. Напоминайте ребенку, что он может быть сильнее или умнее других прямо сейчас, но в долгосрочной перспективе, он будет иметь много общего со всеми остальными.

Не нужно дарить неокрепшей психике чувство превосходства над обществом, пусть малыш учится соревноваться лишь с собой вчерашним и совершенствоваться только оглядываясь на свои прошлые достижения. Это помогает легче переносить взлеты и неизбежные падения на его пути.

Вместо того чтобы сосредотачиваться на новых уровнях внешней конкуренции, находите инновационные способы повышения внутреннего уровня конкуренции в повседневной практике. Это держит фокус внутри, на контролируемом внутреннем процессе развития и достижения цели, а не на результатах одного табло или соперника.

Чтобы вы поняли, о чем я говорю, следует немного уточнить — я не призываю к холодному, безразличному восприятию всех достижений малыша. Воспитывать детей — это весело, иметь вундеркинда в семье — приносит еще большее счастье и гордость.

Но я против чрезмерного выделения вундеркиндов в обществе. Потому что я думаю, что из-за этого легко забыть о том, что быть ребенком — это довольно страшно. Быть одаренным страшно втройне, и изоляция только добавляет ужаса к этому чувству. Вундеркиндам не нужно быть отделенными — скорее, они должны оставаться на связи с людьми и силами, которые помогают им расти.

Предлагаю напоследок посмотреть интересное видео по теме, уверена, что оно ответит на многие ваши вопросы:

Помните о главном — у счастливых родителей счастливые дети! Не нужно зацикливаться только на своем малыше, помните о своих интересах тоже, к примеру читайте наш блог и , а также общайтесь с друзьями в социальных сетях и делитесь самыми интересными статьями.

Чтобы у ребенка открылись дарования, необходимо сочетание нескольких обстоятельств. У него должно быть время, свободное от беготни, его не следует навязчиво контролировать, в доме должен быть доступ к библиотеке, фортепиано, краскам, компьютеру. Необходима также интеллектуальная среда. Но самое главное, рядом должны быть родители-партнеры, а не надзиратели. Ребенку должно нравиться жить дома, играть и обучаться.

Как развить способности ребенка?
Вундеркиндами рождаются все! Ведь каждый ребенок рождается с каким-нибудь талантом, и у каждого есть шанс развить свои способности. На развитие человека влияет среда, люди, которые окружают. В первый год жизни очень важна творческая свобода малыша. А еще внимание и наблюдательность родителей. У нас в семье заведено такое правило: свобода в творчестве и режим в быту.

В каком возрасте можно разглядеть
у детей те или иные склонности?

Думаю, многие знают, что есть люди аудиалы, визуалы и кинестетики. Уже в первый год у ребенка один из способов познания будет выражен более ярко. Это природа подсказывает родителям, как помочь малышу адаптироваться в новом для него мире. Я еще до рождения моих детей знала, что они обязательно будут талантливыми. А вот в чем именно – «определяет» сам ребенок. А дальше остается только наблюдать за его развитием и предлагать нестандартные способы обучения, всевозможные игры и игрушки, кстати, не всегда соответствующие возрасту. Главное, чтобы процесс для ребенка был увлекательным: лепка, рисование, музыка, чтение, танец – уже с третьего-четвертого месяца! Многие родители усиленно занимаются с детьми, но чаще всего они ориентируются на стандарты в психологии и педагогике. Если принято читать «Курочку Рябу» и «Колобка», то с этими сказками знакомят детей в первую очередь. У нас же в детской комнате все стены завешаны плакатами и картами: карта мира, таблица умножения, алфавит, строение человека и многое другое. Сначала любопытный ребенок просто созерцает, а потом начинает изучать внимательно, задает вопросы. Например, Марк выучил в полтора года цифры, потому что с ним играли в лото. Его это очень веселило. Сначала он полюбил цифры, а потом, когда старший брат Матвей учил таблицу умножения, Марик моментально заучивал ее за братом. Сейчас Марку шесть лет, осенью он пойдет в первый класс и больше всего хочет найти в школе друзей. Но у него есть увлечение. Это компьютер. Сейчас сын серьезно интересуется планетами и устройством Вселенной, мечтает полететь в космос. Еще его интересуют химия и биология, и Марк продумывает варианты создания эликсира бессмертия. По природе своей Марк – экспериментатор и изобретатель. Голый ряд цифр больше не входит в круг интересов Марка, а вот просчитать полет кометы, это для него имеет смысл.

Когда стоит учить ребенка читать?
Мои дети с года знают все буквы, а в два-три года уже читают. И специально я не учу их этому. Просто с рождения у нас в ходу кубики с буквами, книжки, картинки, таблички, где есть и буквы, и слова, и цифры, и ноты, и знаки. Я, играя с детьми, все время произношу и комментирую написанное. Таким образом, читать они учатся словами, а не слогами. Обучение происходит не по определенным часам, а в процессе ежедневного общения, которое взаимно приятно и маме, и ребенку. Вообще, с детьми нужно все время разговаривать обо всем, высказывать свое мнение и выслушивать их. А чтобы ребенок был общительным и активным, приглашать друзей, устраивать праздники, ходить на разные мероприятия. В раннем возрасте это очень расширяет кругозор. Нельзя заставлять ребенка что-либо делать без его желания. Особенно недопустимо это в учебе. Процесс обучения должен быть радостным. Нужно научиться договариваться с ребенком, заинтересовывать его.

Раскрыть же способности у детей мешают, прежде всего, сами родители, которые думают, что ребенок – их собственность. Они пытаются реализовываться через своих детей, навязывают им свои взгляды и в конце концов просто манипулируют детьми. И при этом считают, что делают все во благо ребенка.

В школе не очень любят необычных детей.
Как договориться с педагогами?

Да, школа – это отдельный мир! Как писал Роберт Кийосаки: «Школа пригодна для того, чтобы учить некоторых детей, но совершенно не годится для обучения всех детей». Мой принцип таков: не можешь поменять систему, значит, нужно научиться приспосабливаться. И объяснить ребенку, что школа – не единственное важное место в их жизни. Важнее, чтобы у детей после окончания школы была истинная цель в жизни. К сожалению, в школе готовят только к экзаменам. Таланты и способности для этого совсем не нужны. А вот если ты не владеешь набором никому не нужных фактов и цифр, то в школе тебе будут всячески внушать, что ты неудачник. Старший сын Матвей учится сейчас в восьмом классе в престижной гимназии. Но каждый год нас с мужем вызывают в школу, чтобы мы «принимали меры». Думаю, уже нужно принимать меры в отношении школ… А так приходится знакомить учителей с их же учеником.

Мы с мужем всегда поддерживаем интересы и увлечения наших детей. И не устаем повторять им, что они талантливы и у них все получится, потому что все зависит от величины их желания. Это придает им силы и уверенности в себе. Знаете, сколько людей в течение их жизни еще не раз усомнятся в талантах и способностях, покритикуют или негативно отнесутся к результатам? Любовью ребенка никогда не испортить, а вера в него поможет осуществить самые необычные мечты. Я думаю, что моя задача – быть на стороне моих детей. Любые рейтинги, тесты и замеры интеллекта не могут повлиять на ребенка, если родители поддерживают семейные ценности.

Стоит ли заниматься тем, к чему есть способности,
в ущерб остальным предметам?

Я думаю, при разностороннем развитии ребенок будет успешен во многом. Но, как правило, выбор того, чем заниматься более серьезно, дети делают сами. Я часто слышу от родителей на семинарах, что дочь или сын увлекаются всем и сразу. И им трудно определиться. Вот в подобной ситуации необходимо помочь ребенку с выбором. Тогда он будет сосредоточен и сконцентрирован на чем-то одном, и результаты окажутся в итоге более высокими. Ребенок будет только благодарен, потому что почувствует, что не распыляется и идет к одной, самой важной цели.

Чего нельзя делать родителям,
если они хотят вырастить одаренного ребенка?

Жертвовать собой! Родители – это самый главный пример для ребенка. У активных, талантливых и оптимистичных людей такие же дети. И еще добавлю: дети не любят, когда их воспитывают. Они любят, когда с ними дружат, сотрудничают и уважают их мнение.

НАШИ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Я с рождения использую пальчиковое рисование, а месяцев в шесть даю мелки, кисти, фломастеры.

Естественно, под контролем. Но при полной свободе творчества. Иногда рисуем за столом, иногда на ватмане на полу, а чаще на стене в детской комнате. Зато стены и мебель в других местах в квартире не тронуты. А еще мои маленькие творцы обожают пластилин, глину и тесто. И эти занятия-игры очень занимают их и сейчас.

НАШИ ИГРУШКИ
Чтобы понять, на что способен ребенок и что вызывает у него интерес, предлагайте ему разные игры.

Даже обычные бытовые вещи могут быть самой любимой забавой малыша. Марк, например, любил играть пылесосом, таскал его за собой по всей квартире и ездил на нем, как на машине. А любимое компьютерное пианино – это прямо-таки тренажер всех моих детей. Да, не детская игрушка! Да, дорогое! Но Алина, включая функцию записи, «сочиняет» музыку, хотя пока и не умеет играть, и не знает нот, а извлекает только звуки. Но зато потом с гордым видом демонстрирует свои шедевры: «Мишка в лесу», «Принцесса танцует», «Пони спит»… Кому-то эти произведения покажутся какофонией, маленький же человек так слышит мир и выплескивает эмоции. А главное, любовь к инструменту будет привита естественно, а не по желанию мамы. А дальше дочь сама сделает выбор.

КОМПЬЮТЕРЫ
У нас нет ни одной компьютерной игры- стрелялки, но есть много развивающих дисков и программ: и по истории, и по математике, и даже по детской анатомии. Важно научить использовать компьютер по назначению: для поиска информации, создания презентаций и работы в разных программах. Сейчас младшие дети с папой увлеклись
созданием мультиков.

Наталья Вишня – телеведущая, режиссер, педагог, профессиональный бизнес-консультант и мама троих детей.

Надежда Суворова

Появление на свет малыша – это большое событие в жизни каждых родителей. И готовиться к нему нужно серьезно. Покупается кроватка, коляска, вещи и игрушки. Но заботливые мамы и папы переживают не только за это. Не менее важно знать, как правильно воспитать малыша, чтобы он вырос гением.

На сегодняшний день составлено множество методик и придумано большое количество игрушек, которые помогают родителям развивать умственные способности ребенка. Если вы думаете, что это дорогое удовольствие, то сильно ошибаетесь. Методики находятся в открытом доступе в интернете, а развивающие игрушки легко сделать самостоятельно, если приложить фантазию.

Стадии интеллектуального развития ребенка

Не стоит бросаться в омут с головой и пробовать все подряд методики на ребенке. Упражнения, описанные в них, рассчитаны на разные возрастные категории. Используя учебный материал неправильно, вы не добьетесь ничего и исказите нормальное мышление ребенка, что приведет к трудностям в обучении в дальнейшем.
Как понять, что подойдет ребенку в его возрасте? Для этого обратитесь к классификации стадий интеллектуального развития с рождения до достижения 18 лет. Подробно описал психолог Жан Пиаже.

Стадии интеллектуального развития ребенка:

Сенсорно-моторная стадия (0-2 года). В этот период ребенок изучает мир при помощи ощущений и движений. Ему не терпится пощупать, погрызть, побросать предметы, находящиеся в окружении. Рационально со стороны родителей будет позволить ему это делать. В такой период полезны подвижные игры с потешками, игрушки с наполнениями, музыкальные инструменты.


Дооперациональная стадия (2-7 лет). Этот период ознаменовывается приданию предметам символического смысла. Ребенок играет с одним, представляя, что это другое: представляет картонную коробку домиком или машинкой, бумажные листы тарелками и прочее. Не стоит исправлять малыша и указывать ему, как правильно. В момент игры у него развивается воображение. Родителям стоит поддержать эту затею и похвалить юного выдумщика. Самое время для сюжетно-ролевых игр, начала изучения цветов, цифр, букв и других символов.
Стадия конкретных операций (7-11 лет). В этот период у ребенка преобладает логическое мышление. У него формируется логическая цепочка действия-последствия. Пришло время для ознакомления малыша с понятиями измерений (вес, длина, объем, ширина). В этот период ребенок начинает четко осознавать, что он частица мира, а него центр. Поддержите малыша в этот нелегкий период.
Стадия формальных операций (11-18 лет). Отличительная особенность в том, что ребенок учится прогнозировать, представлять ситуацию и искать варианты продолжения. В этот период уже можно объяснить подростку о пользе или вреде действий, представить, что за ними последует. У ребенка появляются первые кумиры (супергерои, персонажи из фильмов), которым он подражает.

Чтобы развить в ребенке гениальные способности, создайте комфортную атмосферу для умственного развития. Только тогда раскроется потенциал, заложенный в каждом ребенке. Психологи рекомендуют придерживаться ряда правил, которые помогут родителям вырастить ребенка вундеркиндом.

Советы родителям по воспитанию гения:

Не держите дитя в тепличных условиях. Он должен попадать в трудности и уметь находить из них выход.
Учитывайте .
Подавайте пример. Читайте книги, ходите в музеи и театры, развивайтесь вместе с ним.
Уделяйте свободное время ребенку. Малыш должен чувствовать, что он значим для родителей и проще это показать, проводя с ним свободное время. Вы можете играть, смотреть телевизор или вместе заниматься домашними делами. Главное, чтобы обстановка была позитивной и вы излучали любовь.


Не зацикливайтесь на методиках. Процесс должен проходить естественно, а не подгоняться всевозможными упражнениями и занятиями.
Уделяйте время физическому развитию малыша. В здоровом теле здоровый дух.
Не корите ребенка за , концентрируйте внимание на достоинствах.

Ничего сложного в советах психологов нет. Каждый здравомыслящий родитель понимает правдивость этих тезисов.

Карточки Домана

Сегодня существует много методик обучения маленьких гениев, которые рассчитаны на детей с рождения. Какую из них выберете вы, зависит от ваших предпочтений.

Первой мы рассмотрим методику карточки Домана, благодаря которой можно легко и непринужденно обучить малыша навыкам чтения, иностранного языка, счета и письма. Подходит для занятия с детьми с рождения.

Нейрофизиолог Глен Доман, изучая мозговую деятельность растущего ребенка, пришел к выводу, что с рождения он готов к восприятию огромного количества информации, и эта способность проходит с годами. К шести годам ребенок уже утрачивает способность фиксировать все, что он видит и слышит. С этого возраста память работает выборочно.

Дидактические материалы состоят из карточек, на которых изображены предметы, животные, действия и написаны названия. Вы должны показывать их малышу и озвучивать. Позже, когда ребенок усвоит связь между словами мамы и изображениями на картинках, он начнет самостоятельно их узнавать.

Требования к занятиям – систематичность, но не давление на ребенка. Не стоит начинать урок, если вы видите, что малыш в плохом расположении духа. Приветствуются похвала и поощрения.

Методика Сесиль Лупан

Этот способ обучения является усовершенствованной методикой Домана. Сессиль Лупан была приверженцем его исследований, и занималась с детьми по карточкам. Но каждый раз она убеждалась в том, что маленькие дети – это не хранилище информации, и незачем обучать всему подряд.

Методика Сесиль Лупан призывает обратить внимание на развитие ребенка первых 12 месяцев жизни. За это время нужно соблюдать 4 требования по воспитанию малыша:

Проявлять любовь, обнимать и целовать ребенка, радоваться успехам и поощрять.
Стимулировать чувства малыша (слух, зрение, тактильное восприятие, вкус и обоняние).
Развивать двигательную активность.
Заложить основы речи.

Это позволит малышу с легкостью обучаться в дальнейшем и усваивать любые навыки и умения.

Кубики Зайцева

Эта методика с успехом существует уже 20 с лишним лет. Создал ее ленинградский психолог Зайцев Николай Александрович. Особенности заключаются в том, что занятия проводятся в формате игры, что облегчает привлечение внимания малыша и его удержания. Ребенку не придется сидеть на одном месте, наоборот, кубики Зайцева предполагают подвижность. С ними занимаются даже на открытом воздухе.

Методика подходит для детей, которым исполнилось два года. С помощью обучающих кубиков детки учатся читать и считать. Уроки проходят легко и непринужденно. Согласно утверждению автора, достаточно уделить занятиям 20 часов, и ребенок освоит навыки чтения и счета.

Вальдорфская школа

Самое спорное из направлений в педагогике. Многие родители с восторгом слушают об основных принципах школы, другие в корне с ними не согласны. Дело в том, что Вальдорфское обучение отрицает целесообразность раннего умственного развития. Педагоги считают, что учить чтению и письму следует в школьном возрасте, а до этого уделять внимание творческому развитию.

Игрушки и учебные материалы выбираются самые разнообразные. Главное, чтобы они были безопасные. Вальдорфская школа не приемлет принуждения, ребенок сам выбирает себе занятие. Большое внимание уделяется музыкальному сопровождению уроков. Аккомпанемент должен звучать при чтении сказок, игр и других занятий

Система Никитиных

Педагогическая система, разработанная в середине ХХ века простыми родителями, сегодня пользуется популярностью во всем мире. И это не удивительно. Она проста и доступна, многие мамы и папы полностью согласны с тезисами, изложенными в ней.

Первое, на чем настаивают Никитины, это уделение достаточного внимания физическому развитию ребенка. В комнате каждого малыша должна быть спортивная стенка. Где он в любое время имеет возможность позаниматься. Также они рекомендуют дать полную свободу действий, чтобы малыш учился на своих ошибках.

Не менее важным система Никитиных считает контакт с мамой, ее любовь и забота: кормления по требованию, совместный сон, общие занятия и увлечения. Этого разработчики методики считают достаточным для полноценного развития и воспитания гения.

Педагогика Монтессори

Задачей этой системы обучения является создание условий, в которых ребенок раскроет потенциал. Достигается это полной свободой выбора занятий и их продолжительности. Он самостоятельно организовывает рабочее место, выбирает материалы и обучается.

Педагогика Монтессори имеет главное правило, которое должны соблюдать родители – не мешать ребенку. Вы должны так организовать комнату, чтобы все игрушки, дидактические материалы, книги были доступны для малыша. Отдельное внимание уделите мебели, ведь ребенок захочет передвинуть свой столик или заниматься на полу.

Какую бы методику вы не предпочли, главное в обучении ребенка – не навредить ему. Никогда не давите на малыша, не требуйте от него многого. Обучение должно проходить ненавязчиво и нравиться малышу. Тогда он быстро усвоит любые знания и вырастет гением.

20 января 2014, 18:16

© AFP 2016, Lluis Gene

Как вырастить гения: уроки 45-летнего исследования сверхумных детей

Многолетнее исследование исключительных детей показывает, что нужно для подготовки ученых, которые поведут за собой мир в XXI веке

Летним днем в 1968 году профессор Джулиан Стэнли (Julian Stanley) познакомился с чрезвычайно умным, но скучающим 12-летним подростком по имени Джозеф Бейтс (Joseph Bates). Этот школьник из Балтимора настолько опередил своих одноклассников по математике, что родители отправили его на компьютерные курсы в университет Джонса Хопкинса, где преподавал Стэнли. Но и этого оказалось недостаточно. Опередив всех взрослых в группе, ребенок занялся преподаванием языка программирования Фортран для аспирантов.

Не зная, что делать с Бейтсом, его преподаватель по компьютерам познакомил мальчика со Стэнли, который хорошо известен своей исследовательской работой в области психометрии, посвященной изучению познавательной деятельности. Чтобы больше узнать о талантах юного вундеркинда, Стэнли устроил для Бейтса настоящую экзаменационную сессию, в том числе, стандартизированные приемные тесты в вуз, которые в США обычно сдает молодежь в возрасте 16-18 лет, желающая поступить в университет.

Результаты у Бейтса оказались гораздо выше проходного балла в университет Джонса Хопкинса, и Стэнли стал искать местную школу, где мальчик мог бы заниматься высшей математикой и естественными науками. Найти такую школу ему не удалось, и Стэнли убедил декана факультета в своем университете взять 13-летнего Бейтса в вуз студентом.

Стэнли в своем научном исследовании одаренной молодежи (SMPY) любовно называет Бейтса «студентом номер ноль». Это исследование коренным образом изменило подходы к выявлению и поддержке одаренных детей в американской системе образования. Программа SMPY стала самым продолжительным исследованием интеллектуально развитых детей, и его участники на протяжении 45 лет следили за карьерами и достижениями пять тысяч человек, многие из которых стали выдающимися учеными. Постоянно увеличивающийся массив данных этого исследования стал основой для написания 400 с лишним научных трудов и нескольких книг, и позволил лучше понять, как следует искать и развивать таланты в области естественных и точных наук, технологий, инженерного дела и так далее.

«Джулиан хотел узнать, как находить детей с самым сильным потенциалом высоких достижений в области естественных и точных наук, и как увеличивать шансы на то, что они реализуют этот потенциал», — говорит протеже Стэнли Камилла Бенбоу (Camilla Benbow), которая сегодня работает деканом по вопросам образования и развития человеческого потенциала в университете Вандербильта в Нэшвилле, штат Теннесси. Но Стэнли был заинтересован не просто в изучении талантливых детей; он хотел развивать их интеллект, увеличивая шансы на то, что эти дети в свое время изменят мир. Он рассказывал своим аспирантам, что его лозунг это «Больше никакой методики преодоления ради знаний».

Контекст

Aftenposten 10.09.2016

Война против детей

Bild 22.07.2016

Если детство пришлось на войну

Reuters 14.07.2016
Сегодня, когда первые участники программы исследования одаренных детей находятся на пике своей карьеры, стало понятно, что эти люди намного превосходят остальное общество по степени своего влияния. Многие первопроходцы, развивающие науку, технику и культуру, это те люди, чьи уникальные познавательные способности были выявлены и нашли поддержку еще в детские годы в рамках программ обогащения, проводимых, среди прочего, в Центре талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса. Его в 1980-е годы основал Стэнли, когда начинал проводить исследование SMPY. Вначале и исследование, и центр были открыты для юношей и девушек, которые по результатам вступительных экзаменов входили в первый один процент. В эту группу вошли выдающиеся математики Теренс Тао (Terence Tao) и Ленард Нг (Lenhard Ng), глава Facebook Марк Цукерберг, соучредитель Google Сергей Брин и певица Стефани Джерманотта (Леди Гага). Все они прошли через Центр талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса.

«Нравится нам это или нет, но такие люди действительно управляют нашим обществом», — говорит психолог Джонатан Уэй (Jonathan Wai), работающий в университете Дьюка в городе Дарем по Программе выявления талантов (Talent Identification Program) и сотрудничающий с университетом Хопкинса. Уэй сопоставил данные 11 ретроспективных и проспективных продольных исследований, в том числе, полученные от исследования SMPY, дабы продемонстрировать корреляционную связь между ранними способностями к познанию и успехами во взрослом возрасте. «Та молодежь, которая оказывается в верхнем одном проценте, обычно становится нашими выдающимися учеными, академиками, руководителями крупных компаний из списка Fortune 500, федеральными судьями, сенаторами и миллиардерами», — говорит он.

Эти результаты противоречат общепринятым идеям о том, что профессиональные достижения являются главным образом результатом практики, и что любой человек, прилагающий сконцентрированные усилия в нужном направлении, может достичь больших высот. А вот результаты SMPY свидетельствуют о том, что ранние способности к познанию имеют большее значение для дальнейших успехов, нежели целенаправленная практическая работа или окружающие факторы, такие как социально-экономическое положение. Это исследование подчеркивает важность воспитания и поддержки математически одаренных детей, особенно сегодня, когда в США и в других странах основное внимание уделяется улучшению успеваемости слабых учеников. В то же время, работа по поиску и поддержке талантливых учеников подняла ряд тревожных вопросов о рисках классификации детей и о недостатках поиска талантов и стандартизированных тестов как способа выявления учеников с большим потенциалом, особенно в бедных и сельских районах.

«Уделяя повышенное внимание прогнозам о том, кто поднимется наверх, мы рискуем подвести многих детей, которые не будут замечены в ходе таких тестов, — говорит психолог из Торонто Дона Мэтьюз (Dona Matthews), которая учредила в Нью-Йорке при Хантерском колледже Центр исследований и воспитания таланта. — Когда изучаемых детей называют „одаренными“ и „неодаренными“, это не идет им на пользу. В обоих случаях такое разделение может ослабить стремление ребенка к учебе и познанию».

Начало исследования

Дождливым и теплым августовским днем Бенбоу и ее муж психолог Дэвид Любински (David Lubinski) рассказывают мне о начале исследования SMPY во время прогулки по двору университета Вандербильта. Бенбоу была аспиранткой университета Джонса Хопкинса, когда в 1976 году познакомилась со Стэнли на занятиях, которые он проводил. Бенбоу и Любински после ухода Стэнли на пенсию возглавили исследование, а в 1998 году перенесли его в университет Вандербильта.

«В определенном смысле исследование Джулиана совершило полный круг, потому что именно здесь он начинал свою научно-преподавательскую карьеру», — говорит Бенбоу, когда мы подходим к университетской психологической лаборатории. Это первое здание в США, посвященное научным исследованиям в данной области. Оно было построено в 1915 году, и там размещается небольшая коллекция старых вычислительных приборов, которые применялись в количественной психологии в начале 1950-х годов, когда Стэнли начал свою научную работу по психометрии и статистике.

Его интерес к развитию научных талантов усилился благодаря одному из самых знаменитых продольных исследований в психологии под названием «Генетические исследования гениальности», которое проводил Льюис Терман (Lewis Terman). Начиная с 1921 года, Терман отбирал людей для своего исследования, основываясь на показателях коэффициента умственного развития, а потом следил за их карьерой, оказывая им поддержку и содействие. Но к огорчению Термана, из его когорты вышло очень мало авторитетных ученых. Среди тех, кого он отверг из-за IQ в 129 баллов, что было слишком мало для попадания в его когорту подопечных, оказался изобретатель транзистора и лауреат Нобелевской премии Уильям Шокли (William Shockley). Также был забракован другой лауреат Нобелевской премии физик Луис Альварес (Luis Alvarez).


© AP Photo, Elaine Thompson Студенты на территории кампуса университета Джорджа Вашингтона

Стэнли считал, что Терман не пропустил бы Шокли и Альвареса, будь у него надежная методика тестирования для количественного определения способностей логического мышления. Поэтому Стэнли решил ввести тест способности к обучению (сейчас его называют просто SAT). Его тест предназначался для студентов, однако Стэнли предположил, что он хорошо подойдет для измерения способностей к аналитическому мышлению у талантливых школьников.

В марте 1972 года Стэнли отобрал 450 способных детей в возрасте от 12 до 14 лет из района Балтимора и дал им математическую часть теста SAT. Это был первый стандартизированный «поиск талантов» на научной основе. (Позднее ученые включили туда устную часть экзамена и другие оценочные испытания.)

«Первый большой сюрприз состоял в том, что очень многие подростки сумели решить задачи по математике, которые не встречались им во время учебы, — говорит психолог Дэниел Китинг (Daniel Keating), в то время готовивший диссертацию в университете Хопкинса. — Второй сюрприз — очень многие из этих детей показали знания гораздо выше проходного балла в элитные университеты».

Стэнли не думал о том, что его исследование растянется на многие десятилетия. Но после первого обзора результатов, сделанного спустя пять лет после начала работы, Бенбоу предложила продлить его и следить за участниками на всем протяжении их жизни, добавив новые группы и включив в исследование анализ интересов подопечных, их предпочтений, профессиональных достижений и жизненных успехов. Первые четыре когорты испытуемых это те, кто вошел в первые 3-0,01% по результатам тестов SAT. Ученые из команды SMPY в 1992 году добавили пятую когорту, состоящую из студентов магистратур, изучающих математику и естественные науки, чтобы проверить универсальность модели поиска талантов с целью выявления научного потенциала.

«Я не знаю ни одного другого исследования в мире, которое дало бы нам столь всестороннее представление о том, как и почему проявляются и развиваются таланты в области естественных и точных наук, технологий и инженерного дела», — говорит психолог из Ростокского университета Кристоф Перлет (Christoph Perleth), изучающий интеллект и развитие таланта.

Пространственные способности

Когда начали поступать данные, очень быстро стало понятно, что стандартный подход ко всем одаренным детям и к образованию в целом не соответствует требованиям.

«Исследование SMPY дало нам первую крупную выборку данных, чтобы от общего интеллекта перейти к оценке конкретных познавательных способностей, интересов и прочих факторов», — говорит Рена Суботник, которая руководит Центром образования одаренных людей при Американской ассоциации психологов, находящейся в Вашингтоне.

В 1976 году Стэнли начал экзаменовать свою вторую группу (563 13-летних ребенка, которые на тестах SAT вошли по своим оценкам в первые 0,5%) по пространственным способностям. Так называют способность понять и запомнить пространственные отношения между предметами. Тесты по проверке пространственных способностей могли включать сопоставление предметов, увиденных с разных точек зрения, определение, каким получится поперечное сечение, когда предмет разрезается тем или иным образом, или оценку уровня воды в наклоненных бутылках различной формы. Стэнли хотел узнать, можно ли при помощи пространственных способностей предсказывать будущий образовательный и профессиональный уровень человека лучше, чем это делает количественное измерение логических рассуждений.

Последующие исследования групп 18, 23, 33 и 48-летнего возраста подтвердили его догадки. Проведенный в 2013 году анализ выявил связь между количеством полученных человеком патентов и написанных публикаций, и его прежними результатами по тестам SAT и проверкам пространственных способностей. На долю тестов SAT пришлось около 11% расхождений, а на долю проверок пространственных способностей еще 7,6%.

Эти выводы, совпадающие с результатами последних исследований, указывают на то, что пространственные способности играют большую роль в творчестве и технических инновациях. «Я не исключаю, что это может быть самый крупный из известных, но неиспользованных источников человеческого потенциала», — говорит Любински, добавляя, что из учеников, которые не демонстрируют особых успехов в математике или какие-то исключительные речевые возможности, но обладают отличными пространственными способностями, получаются выдающиеся инженеры, архитекторы и хирурги. «И тем не менее, известные мне председатели приемных комиссий не смотрят на это, да и в школьных характеристиках на это не обращают особого внимания», — заключает он.

Хотя такие исследования как SMPY дают работникам сферы образования возможность выявлять и поддерживать талантливых детей, интерес к этой группе в мире весьма неодинаковый. На Ближнем Востоке и в Восточной Азии в последнее десятилетие уделяется значительное внимание ученикам с выдающимися успехами в области естественных и точных наук. Южная Корея, Гонконг и Сингапур проверяют детей на одаренность, а тех, кто демонстрирует самые высокие показатели, включают в инновационные программы. В 2010 году Китай запустил в работу десятилетний Национальный план развития талантов, чтобы поддержать самых лучших учеников и направить их в науку, сферу технологий и прочие отрасли с высокими требованиями.

В Европе поддержка исследований и образовательных программ для одаренных детей ослабла, и основное внимание там переключили на всеобщее вовлечение. Англия в 2010 году решила упразднить Национальную академию для одаренной и талантливой молодежи, перенаправив средства на принятие большего количества бедных студентов в ведущие университеты.

Когда Стэнли начинал свою работу, у одаренных детей в США был небогатый выбор, и он начал искать ту среду, где мог бы расцвести ранний талант. «Джулиану было ясно, что просто выявить способности недостаточно; их надо соответствующим образом развивать, чтобы пламя таланта горело ровно и не гасло», — говорит Линда Броуди (Linda Brody), которая училась вместе со Стэнли, а сейчас в университете Джонса Хопкинса руководит программой по консультированию особо одаренных детей.


© РИА Новости, Юрий Абрамочкин

Сначала работа велась от случая к случаю. Родители других одаренных детей начали обращаться к Стэнли тогда, когда услышали о его работе с Бейтсом, который отлично учился, поступив в университет. К 17 годам он получил степень бакалавра и магистра по кибернетике и готовился к соисканию докторской степени в Корнелльском университете, что в Итаке, штат Нью-Йорк. Позднее, работая профессором в питтсбургском университете Карнеги — Меллон, он стал новатором в области исследования искусственного интеллекта.

«Я был застенчивым, и существующее в старших классах социальное давление не шло мне на пользу, — говорит Бейтс, которому сегодня 60 лет. — Но в вузе я вместе с другими студентами не от мира сего нашел свое место, хотя был намного моложе. Я развивался в социальном плане и в интеллектуальном своими собственными темпами, потому что благодаря ускоренным темпам не пропадал мой интерес к содержанию».

Данные SMPY подтвердили идею об ускоренном обучении тех, кто все схватывает на лету, за счет перескакивания из одного класса в другой. Было проведено сравнение группы детей, ускоренно переходивших из класса в класс, с контрольной группой столь же умных детей, которые оставались в своих классах. В итоге у первой группы оказалось на 60% больше докторских степеней и патентов, и они в два с лишним раза чаще защищали кандидатские диссертации в области естественных и точных наук. Ускорение это обычное дело в исследуемой когорте 0,01%. Из-за интеллектуального разнообразия и быстрых темпов приобретения знаний такими детьми их очень трудно учить. Но ускоренное продвижение этих детей из класса в класс почти ничего не стоит, а в некоторых случаях школы экономят на них деньги, говорит Любински. «Этим детям зачастую не нужно ничего нового и инновационного, — отмечает он. — Им надо просто раньше получить доступ к тому, что изучают дети постарше».

Многие педагоги и родители по-прежнему считают, что ускорение вредно для детей, что оно наносит им ущерб в социальном плане, лишает их детства или создает пробелы в знаниях. Но исследователи из сферы образования в целом согласны с тем, что ускорение идет на пользу подавляющему большинству одаренных детей в социальном, эмоциональном, научном и профессиональном плане.

Быстрее переходить из класса в класс это не единственный вариант. Исследователи из программы SMPY говорят, что даже самое скромное вмешательство, такое как обеспечение доступа к сложному материалу, например, к программам углубленного изучения предметов на вузовском уровне оказывает заметное воздействие. Те одаренные ученики, которым давали возможность учиться по усложненным довузовским программам и получать более глубокие знания в области естественных и точных наук, затем публиковали больше научных трудов, получали больше патентов и добивались более значительных успехов в своей карьере по сравнению с такими же умными сверстниками, у которых не было этих возможностей.

Несмотря на многочисленные открытия, сделанные в рамках исследования SMPY, ученые до сих пор не обладают полной и целостной картиной одаренности и достижений. «Мы не знаем, почему даже на высоком уровне одни люди демонстрируют прекрасные показатели, а другие нет, — говорит психолог Дуглас Деттерман (Douglas Detterman), исследующий познавательные способности в университете Кейс Вестерн Резерв, расположенном в Кливленде, штат Огайо. — Умственными способностями нельзя объяснить все различия между людьми. Здесь также важны такие факторы как мотивация, особенности личности, упорство в работе и так далее».

Определенные представления и идеи дали немецкие исследования, которые проводятся по той же методике, что и SMPY. Продольное исследование одаренности, начатое в середине 1980-х годов в Мюнхене в группе из 26 000 одаренных учеников, показало, что когнитивные факторы наиболее предсказательны, однако некоторые особенности личности, такие как мотивация, любознательность и способность преодолевать нагрузки, также оказывают ограниченное влияние на успехи. Определенный эффект имеют и факторы среды, скажем, семья, школа и сверстники.

Данные таких исследований интеллекта и таланта также способствуют углублению представлений о том, как люди развивают свои знания по разным предметам. Некоторые исследователи и авторы, прежде всего, психолог Андерс Эриксон (Anders Ericsson) из университета штата Флорида в Таллахасси и писатель Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell) популяризовали идею о пороге способностей. Согласно этой идее, для людей с определенным барьером умственных способностей (часто называют цифру 120) время сосредоточенной практической работы по приобретению знаний гораздо важнее, чем дополнительные интеллектуальные способности. Однако данные исследования SMPY и программы университета Дьюка опровергают данную гипотезу. В этом году были опубликованы результаты исследования, где сравниваются успехи студентов, в детстве входивших по своим умственным способностям в первый 1% и в первые 0,01%. Если в группе номер один ученые степени встречаются в 25 раз чаще, чем в среднем у населения, то во второй группе такое происходит в 50 раз чаще.

Но иногда такая работа вызывает противоречия. Некоторые эксперты по развитию детских способностей из Северной Америки и Европы жалуются, что в научной работе по развитию таланта ученые часто руководствуются стремлением спрогнозировать, кто поднимется наверх, а специалисты в области образования выражают серьезную обеспокоенность по поводу концепции выявления и классификации учеников с их разделением на одаренных и посредственных.

«Высокие результаты теста указывают лишь на то, что человек обладает большими способностями и хорошо подходит для этого конкретного теста в этот конкретный момент времени, — говорит Мэтьюз. — А низкий балл по тесту не говорит нам практически ничего». Все дело в том, что снижать показатели учеников могут очень многие факторы, в том числе, культурный багаж и то, насколько комфортно им сдавать тесты, от которых очень многое зависит. Мэтьюз рассказывает, что когда экзаменуемые дети проходят тесты на одаренность в юном возрасте, они чувствуют, что их оценивают на предмет будущих успехов, и это может навредить их мотивации в учебе и способствует формированию того, что психолог из Стэнфорда Карол Двек (Carol Dweck) называет «фиксированным складом ума». Гораздо лучше, говорит она, формировать «развивающийся склад ума», когда дети считают, что ум и талант это лишь отправная точка, и что способности можно развивать упорным трудом и постоянным интеллектуальным поиском.

«Ученики сосредотачиваются на самосовершенствовании, не беспокоясь о своем умственном уровне и не стремясь к одобрительным оценкам, — отмечает Двек. — Они упорно учатся, получают знания и становятся умнее». Проведенные Двек и ее коллегами исследования показывают, что ученики, занимающиеся с таким настроем, демонстрируют больше мотивации в школе, получают более высокие оценки и лучше сдают экзамены.

Бенбоу согласна с тем, что выбор учеников не следует ограничивать стандартными тестами, что надо разрабатывать стратегии познания и обучения, которые больше соответствуют способностям детей, позволяя ученикам и студентам на каждом уровне в полной мере реализовывать свой потенциал.

В будущем году Бенбоу и Любински планируют начать исследование самой одаренной когорты (0,01%) в среднем возрасте, уделяя особое внимание карьерным достижениям и удовлетворенности жизнью, а также повторно исследовать выборку 1992 года из числа выпускников ведущих американских университетов. Предстоящие исследования могут еще больше разрушить стойкие, но ошибочные представления о том, что одаренные дети достаточно умны, чтобы преуспевать самостоятельно, без особой помощи со стороны.

«Система образования по-прежнему упорствует, — говорит психолог Дэвид Гири (David Geary), исследующий вопросы когнитивного развития в области математики в Миссурийском университете в Колумбии. — Существует общее убеждение в том, что детям, обладающим познавательными или какими-то иными преимуществами, не нужна дополнительная поддержка, и что сосредоточиться надо на детях со слабой успеваемостью».

Специалисты по образованию одаренных детей заговорили о расширении возможностей для развития талантов в США, но такими возможностями пока пользуются только те ученики, которые находятся на самой вершине по показателям способностей и по социально-экономическому положению.

«Мы знаем, как выявлять этих детей, и мы знаем, как помогать им, — говорит Любински. — Тем не менее, мы не замечает многих очень умных детей по всей стране».

Когда Любински и Бенбоу заканчивают прогулку по двору университета, часы бьют полдень, и из учебных аудиторий в столовую устремляются толпы радостных студентов. Многие из них это участники программ для талантливой молодежи, проводимых в университете Вандербильта, и летних курсов обогащения знаниями, на которых одаренные студенты за три недели впитывают годичный материал по математике, литературе или естествознанию. Другие проводят время в университетских спортивных лагерях.

«Они развивают самые разные таланты, — говорит Любински, который в школе и университете занимался борьбой. — Но наше общество в большей степени поощряет спортивные, а не интеллектуальные таланты».

Тем не менее, эти одаренные студенты, «матлеты», как их называют в вузе, могут изменить будущее. «Если посмотреть на проблемы, с которыми сегодня сталкивается общество — а это здравоохранение, климатические изменения, терроризм, энергетика — то у таких детей больше всего возможностей для их решения, — говорит Любински. — Именно на таких детей мы должны делать ставку».



Публикации по теме