Как я однажды семь предложений. Сочинения по русскому языку и литературе

Урок 30. РАССКАЗ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ “ КАК Я ОДНАЖДЫ …”

        1. Д/з и его проверка

          1. Текст какого типа вы будете создавать, готовя сочинение на такие темы: “Как мы ездили в …”, “Как я помог…”, “Как я однажды…”, “Как я научился…”?

            Уточните предложенную или придумайте для себя сами тему, требующую формы повествования. Сформулируйте основную мысль сочинения. Составьте план её раскрытия.

          Знакомство с темой урока. Рассказ. Целеполагание. Работа с конспектом.

          Наблюдения и беседа.

Прочитайте рассказ. Какова его тема, проблема, идея? Какую роль играет в тексте заглавие?

“Путешественники вышли из города”

Как-то писатели Аркадий Гайдар и Рувим Фраерман собирались на рыбную ловлю. С ними хотел пойти соседский мальчик. Мальчик этот писал стихи, намеревался стать писателем и вёл себя весьма самоуверенно.

    Скажи мне, друг мой, – обратился к нему Гайдар, – а почему ты решил стать писателем? Любишь литературу, что ли?

    Да! – ответил мальчик. – А потом, я думаю, что в жизни легче всего быть писателем.

Выслушав это, Гайдар предложил ему написать вместе с ним рассказ.

– Только, чур, уговор: ты начнёшь, а я закончу. Ты напиши только первую фразу, а я напишу вторую.

Мальчик, не очень долго раздумывая, написал в тетрадке “Путешественники вышли из города”.

– Вот и отлично! – обрадовался Гайдар. – Первая фраза у нас уже есть, а вторую… вторую я напишу завтра. Когда выйдем из города, я и напишу. Мы с тобой пойдём обратным ходом: что напишем, то и сделаем.

Утром, закинув на плечи рюкзаки и взяв удочки, они пошли пешком через весь город. Было очень жарко, мальчик быстро устал и предложил поехать на автобусе. Гайдар отказался.

– Вот когда мы выйдем из города и в самом деле сможем сказать, что путешественники вышли из города, тогда поедем.

Но мальчик испугался, что он ещё сильнее устанет. Ему уже не хотелось писать рассказ вместе с Гайдаром, он сел в автобус и уехал домой.

    Зачем ты это сделал, Аркадий? – спросил его Фраерман.

    Зачем, ты спрашиваешь? Он виноват вдвойне: он не знал того, о чём пишет, и не захотел узнать, что будет дальше. Что если он в самом деле станет писателем? – ответил Гайдар.

“Там, где касалось правды в искусстве, – вспоминал Фраерман, – Гайдар ничего и никому не прощал, даже такому мальчику”.

    1. Что обеспечило повествованию развитие? Кто участники конфликта?

      Выделите в тексте элементы развития конфликта.

      Какой философский урок можно извлечь из этого конкретного жизненного случая?

        1. Практическая работа

Задание 1. Прочитайте текст сочинения ученика 5-го класса.

Летом я жил в деревне. Каждый день мы играли в футбол и ходили на речку купаться.

В лесу у нас было много грибов. Однажды, встав пораньше, я пошёл за грибами. Едва я вошёл в лес, как нашёл три белых гриба. Я ходил по лесу и собирал грибы. На одной поляне я нашёл сразу десять белых. Моё ведёрко было уже полным, когда я заметил лося. Это был большой чёрный лось с массивными рогами. Лениво повернувшись, лось побрёл в чащу и скоро скрылся из виду.

Роса уже сошла, когда я вышел из леса.

Задание 2. Прочитайте сочинение ученика 5-го класса. Дайте на него устный отзыв по образцу задания 1.

Загадочный похититель

Однажды летом бабушке привезли цыплят редкой английской породы для разведения, а поселить-то их было негде. Если бы она поместила цыплят к взрослым курам, то те бы их заклевали. Тогда бабушка временно поместила их в загон к поросёнку.

На следующее утро дедушка пошел задавать еду всей нашей живности: козам, овцам, гусям, курам и, конечно, поросёнку. Открыл загон, вылил еду в кормушку и стал цыплят подзывать: ”Цыпа-цыпа-цыпа”. Вот один, второй, третий. Считает, считает, а одного петушка нет… Ведёрко бросил, побежал за досками, инструментом, заколотил все дыры – чтобы дикая соседская кошка больше не смогла поохотиться. Но на следующее утро история повторилась: ещё один цыплёнок исчез. На этот раз мы подумали, что это крысы полакомились. А дедушка весь день мастерил из досок специальную клетку для цыплят, обтягивал её проволокой, прилаживал прочную дверцу. На третье утро дедушка встал пораньше и первым делом пошёл к поросёнку, чтобы цыплят переселить в новую клетку, и застал похитителя на месте преступления. Им оказался бабушкин любимец – поросёнок Борька, который смотрел на дедушку кругленькими маленькими глазками, а изо рта у него торчала куриная лапка.

        1. Подведение итогов

          1. Написать сочинение-рассказ на выбранную тему “Как я однажды…”.

            Повторить теоретический материал о рассуждении.

            Учебник на урок не нужен.

Сегодня на дом нам задали рассказ, как я однажды помогал маме за 6 класс и я расскажу вам одну историю. Помогать маме для меня привычное дело. Это я начала делать еще с детского возраста. Мне хотелось, чтобы моя мама хоть изредка отдыхала да и больше времени уделяла нам с папой. А то она как белка в колесе, как та пчелка, что крутится возле нас, дабы мы были сытыми, чистыми и жили в уюте и комфорте. Но ведь и маме нужно отдыхать. Поэтому я стала помогать маме по дому: то уберу в комнате, то помою посуду, накормлю животных, полью комнатные растения. Словом, все что в моих силах, я всегда делаю. Но в своем : Как я однажды помогал маме, хочу написать об одном случае, который мне вспомнился.

Рассказ как я однажды помогал маме

Случилось это недавно. Так как я люблю помогать маме, то и в этот раз я вызвалась и предложила свою помощь. В этот раз я помогала во время приготовления нашего любимого пирога. Вообще, у моей мамы настоящий кулинарный талант. Его мне хочется перенять, поэтому я часто стараюсь участвовать в приготовлении еды, чтобы узнавать все секреты и практиковаться на деле. Процесс пошел. Я отмеряла муку и вливала кефир, взбивала яйца, сыпала сахар, все перемешивала под четким руководством мамы. При этом все записывала, чтобы потом можно было позже испечь пирог самостоятельно. Кстати, за процессом, как всегда, наблюдал мой любимый кот Пушок. И вот пирог в духовке. Еще чуть-чуть и он будет готов.

Так как пирог дальше нужно было смазывать вареньем, я вызвалась за ним сходить в кладовку. За мной увязался и кот. Почему-то оказалось, что мое любимое абрикосовое варенье стояло на самой верхней полке. Не долго думая, я подставила табуретку и полезла за банкой. Что произошло дальше, даже не поняла. Но в один миг случилось непоправимое. Банка выскальзывает из рук, падает на пол и разбивается. Как еще я не свалилась следом за банкой, да и кот вовремя отскочил, а то получил бы по голове.

Словом, добавила я себе в тот день дел, так как пришлось убирать сладкое варенье. Мама же вовсе меня не ругала, за что я ей очень благодарна. Со словами: Такое могло произойти с каждым и это не смертельно, — мама помогла мне все убрать.

Варенье было жалко. Хорошо, что у моей мамы всегда много запасов и это была не последняя банка с абрикосовым вареньем. Наш пирог удался и мы с удовольствием в тот день пили чай, ели пирог и еще долго вспоминали приключение.

Эпиграф урока (заранее записывается на доске):

"От рассказа требуется четкость изображения места действия,
живость действующих лиц, точность и краткость языка, –
рассказ должен быть написан так, чтобы читатель видел все,
о чем рассказывает автор”.
М.Горький

Цель урока: Совершенствовать письменную и устную формы речевых умений учащихся.

Задачи урока:

  • Образовательные: Совершенствовать знания учащихся по изучаемой теме, развивать речь учащихся.
  • Воспитательные: Продолжить формирование у учащихся уважительного отношения к своему труду и труду своих товарищей, собственным поступкам и поступкам окружающих людей.
  • Коррекционные: Совершенствовать методы написания учащимися сочинения повествовательного характера с элементами описания по данному сюжету.

Оборудование урока:

  • Классная доска
  • Учебник по русскому языку (необходим при анализе домашнего задания)
  • Различные виды лингвистических словарей
  • Сюжетные картинки

Ход урока

1. Оргмомент. Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся.

Проверка домашнего задания у учащихся осуществляется на протяжении всего урока.

2. Вступительное слово с учащимися (в форме беседы).

Рассказ – небольшое прозаическое произведение, рисующее одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц, Повесть, сказка, рассказ относятся к повествовательным жанрам литературы.

Композиция рассказа

В рассказе выделяются три части: завязка, развязка и кульминация.

Завязка – событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия рассказа.

Развязка – заключительное событие, которое явилось результатом действия.

Как-то раз, однажды, это случилось, когда..., эта история произошла недавно – так или примерно так нередко начинаются рассказы о каких-то случаях из жизни.

3. Анализ предыдущего домашнего задания по материалу учебника.

Рассмотрите рисунки.

  • О каком случае рассказывают эти рисунки?
  • С чего все началось?
  • Как развивались события?
  • На какой картинке изображен самый острый момент в развитии действия?
  • Чем все закончилось?
  • Какой разговор мог произойти между героями этого происшествия?

4. Корректировка ранее составленного плана сочинения.

Продумайте свой рассказ устно.

Как вы его начнете?

Может быть, так: “Однажды папа (мой дядя, наш сосед и т. д.) принес откуда-то свой портрет – большой и в большой рамке...”

5. Определение типа речи и формы сочинения

  • В серьезном или шутливом тоне вы будете рассказывать?
  • Будете ли вы использовать в этом рассказе жесты и мимику?

Тип речи – повествование с элементами описания действий человека. (Оно будет присутствовать обязательно, так как мы рассказываем о событии.)

Форма сочинения – сочинение-рассказ по данному сюжету.

6. Анализ сочинения ученика.

Анализ сочинения.

Макароны

Как-то раз я решил сварить макароны. “Да что там варить? Вскипятил воду и бросил в нее макароны”, – решил я. И как раз мне представился такой случай.

Однажды мама ушла в магазин, а время подходило к обеду. Я решил сварить макароны. Взял кастрюлю, налил туда воды, поставил на огонь и стал ждать, когда она закипит. Но вскоре вода закипела, затем я быстро забрасываю в кастрюлю макароны и сижу жду. А между тем есть хочется. Я решил поварить пять минут и наложить их в тарелку. Так и сделал, но, попробовав штучку, я почувствовал, что они недоваренные и к тому же несоленые. Но, к счастью, скоро пришла мама и сварила мне нормальные макароны. (Андрей К.)

7. Непосредственно написание сочинения по сюжетным картинкам.

6. Объяснение нового домашнего задания (учащимся необходимо повторить материал по изучаемой теме).

Итог урока подводится после проверки работ учащихся.

сочинение на тему «как я однажды…» 3.91 /5 (78.18%) 22 votes

Как я однажды..
С каждым из нас что-то происходило,что-то интересное и интригующее. Я расскажу о том,как я провела один день лета.
Действие происходило на даче. Бабушка попросила меня сходить в соседнюю деревню в магазин за мукой (пирожки хотела сделать). Я села на свой старый замученный велосипед «Аист» и поехала. Кручу педали,кручу.. И тут живой (живой!!) лисенок лежала на дороге. У него была сломана ножка. Я решила,что помогу ему, так как у каждого есть право на жизнь. Я погладила ее и дала попить воды из бутлки,которую взяла с собой в дорогу. Рыжый ребеночек благодарственно лизнул меня. С тех пор, Сима,так я назвала лисенка, мне доверял. Я попросила его подождать,быстро долетела до магазина,купила муку и бинт,вернулась,перемотала ножку,взяла лисенка правой рукой,а левой вела велосипед,у которого на багажнике была мука. Я пришла домой позже,чем думала бабушка. Она не сильно радовалась Симе,когда увидела его. А дедушка похвалил меня.

До выздоровления, лисенок жил у нас в огороде, я кормила его и ухаживала за ним. Когда Сима поправился,он ушелм не предупредив..Это было больно и грустно. Бабушка и дедушка утешали меня,говорили,что он вернется,чему я не верила. На следуещее лето я опять приехала на дачу и увидела Симу! Лисенок вырос за год. Он был рад мне,как и я ему. Сима с тех пор навещал меня иногда,и я его кормила.

Каждый хоть раз в жизни делал уроки, или даже нет. Иногда отличникам надойдает учиться, а двоичники наоборот хотят исправиться. Но сейчас совсем не об этом. Села я однажды делать уроки, мне задали много, но всё же я решила сделать их. Сидела долго, думала, с чего же начать, мне так было лень что то делать, ведь я в школе училась, а сейчас еще и дома думать надо, уже хотела было плюнуть но в голову мне пришла идея, а что если я начну изображать из себя учителя. И так я взяла большую стопку чистых листов, сделала мини- журнал, и так потихоньку начала вживаться в эту роль. Я всех в точности показывала, до каждой мелочи. И тут я поняла одно, что уроки это не совсем скучно,а даже наоборот- интересно и смешно. Наконец то я сдвинулась с мертвой точки, и начала понимать задания, которые мне задали. Уроки это не совсем скучно, просто надо включать воображение, даже когда это совсем не к чему!

Крутяк! 8

Я не считаю, что спасти котенка – это героический поступок. Думаю, на такое способен каждый. Все могут покормить исхудалого малыша, дать ему приют или просто его погладить. В этом нет ничего необычного. Просто котята меньше и слабее нас. И они нуждаются в помощи.

Однажды я шел домой. Из кустов послышался очень жалобный писк. Я даже подумал, что мне это послышалось, потому что писк был очень тихим и слабым. Но все же, я решил заглянуть в кусты. Раздвинул ветки. Там лежал такой крохотный котенок, что мне сразу показалось, что он игрушечный.

Долго не размышляя, я понял, этому котенку нужна помощь. Я аккуратно взял его на руки. Котенок начал пищать. Кажется, ему было очень больно. И действительно, живот и голова были сильно поцарапаны. Что случилось с малышом? Этого никак не выяснить. Зато стало понятно, что его я не смогу бросить. Я понес малыша домой.

Дома оказалась мама. Она зашла всего на несколько минут и должна была уже уйти. Но мама задержалась. Она сразу поняла, почему я принес котенка домой. Мама обработала ранки малышу. И предупредила, что папа может не разрешить оставить его дома.

Когда мама ушла, я налил молочко в блюдечко. Котенок так обрадовался, что стал быстро-быстро лакать молоко. Он так увлекся, что его передние лапы оказались в блюдечке. А вся морда была белая и мокрая от молока. Я тут же назвал котенка Мурзиком.

А потом котик заснул. Видно было, что он очень устал. И сейчас он первый раз заснул сытым и довольным.

Когда пришел папа, Мурзик все еще спал. Я спросил папу, можно нам оставить котика у себя. Но папа наотрез отказал. Он мне объяснил, что от кота много грязи и шерсти. Кот будет шуметь, рвать шторы и требовать к себе внимания. А когда останется один дома, будет шалить.

А примерно через час Мурзик проснулся. Он осмотрелся, потом понюхал воздух. А потом спрыгнул с кресла, на котором спал. Папа тогда сидел за компьютером. Он даже не заметил, как котенок залез к нему на колени и снова заснул. Во сне котик начал довольно урчать. Вот это папа и услышал. Тогда только он увидел у себя на ногах Мурзика. Папа погладил котика. А вечером на кухне объявил всем, что оставляет кота. Только теперь это не Мурзик, а Лев.

Сочинение: Как я помог котенку

Когда мне было 10 лет, я пошел гулять в парк. Была осень, заморосил дождик, подул прохладный ветер. В парке уже появились лужи и ковер из золотых и красных листьев. Я собрался идти домой, когда услышал жалобный писк. Я пошел на писк и увидел маленького котенка, который попал в глубокую лужу и не мог выбраться. Котенок весь промок и испачкался в грязи. Он пищал из последних сил и еле стоял на ногах.

Я пошел к котенку и промочил ноги. Лужа была очень глубокая для котенка, а мне достала до штанин. Я взял малыша на руки, вышел из лужи. Котенок весь дрожал. Я расстегнул куртку и спрятал котенка под нее.

Когда мы пришли домой, дверь открыла мама. Она увидела меня перепачканным с промокшими ногами и грязного котенка. Мама сначала хотела меня отругать, а потом отправила мыться и парить ноги. Я парил ноги, а мама купала котенка. Потом завернула Пушистика в полотенце, чтобы он обсох.

Когда мы высохли, мама налила Пушистику теплого молока. Котенок жадно лакал молоко, а мы с мамой пили горячий чай. Вечером пришел папа. Мы с мамой уговорили его оставить котенка. Теперь Пушистик живет у нас.

Он стал красивым и очень пушистым котом. Пушистик любит играть с мячиком, дремать у мамы на коленях.



Публикации по теме