Как заставить ребенка делать что-либо против его воли? Что делать родителям, если ребенок-подросток не хочет учиться: заставить или помочь – ценные советы психолога Как заставить ребенка делать то что надо.

В идеальном мире родители всегда терпеливые воспитатели, а дети послушны, и всегда делают правильный выбор. Но мы живем в неидеальном мире, поэтому родителям требуется ряд стратегий, чтобы сохранить наше психическое здоровье в моменты, когда терпения не хватает.

Манипулировать детьми плохо, однако существует ряд ситуаций при которых необходимо заставить ребенка сделать то, что вы от него хотите.

Вот несколько стратегий, которые помогут вам добиться своего:

1. Предложить плохой выбор

Моя мама, педиатр на пенсии, бывало, спрашивала меня или моих братьев и сестер, когда мы были маленькими, хотим ли мы получить ремня. Это один из тех приемов создание ложного выбора. Хотя он быстро теряет свою эффективность, а к тому же дети постарше или поумнее, конечно, сразу поймут, в чем подвох, но в некоторых случаях (например, нужно выбрать между ремнем и лекарством) дети выберут меньшее из двух зол.

Как альтернативу этому приему вы можете предложить два равнозначных выбора. Например: «Нам нужно сделать уборку до вечеринки, что ты хочешь делать: мыть посуду или убраться в комнате?». Обе эти стратегии дают ребенку почувствовать, что он делает выбор, хотя варианты и не совсем те, какие они бы хотели.

2. Попытайтесь завуалировать то, что нужно вам, под то, что любит ребенок

Родители не очень активных едоков иногда возражают против добавления здоровых и полезных ингредиентов в конфеты, и все то, что так любят есть дети. Ваш ребенок отказывается есть шпинат? Приготовьте его в виде пирожного. (У Джессики Сеинфелд есть книга «обманчиво вкусных» рецептов). Также можете попробовать позволить детям самим добавлять секретные ингредиенты, чтобы сделать блюда более разнообразными.

В любом случае, иногда бывает так, что вы не говорите детям напрямую, что для них хорошо. Интересно, насколько изобретательны бывают родители, когда пытаются превратить ежедневные обязанности в игру, например, в скучную ежедневную работу по дому или поход за покупками добавить элемент веселья (как например, игра scavenger hunt, что значит, что за определенный период времени нужно найти максимальное количество предметов). Добавьте элемент веселья, и ваши дети буду вам помогать.

3. Сделать их заложниками технологий

Хочешь пароль от Wi-Fi?

  1. Заправь кровать
  2. Пропылесось первый этаж

Не важно, сколько времени ваши дети проводят за экраном телевизора или компьютера, вы всегда можете использовать это в своих целях. Сначала сделай то, что должен, потом получишь Wi-Fi.

4. Хвалите их и давайте им выиграть

Похвала на первый взгляд не кажется таким уж действенным рычагом в управлении поведением ребенка, однако постоянно проводя некоторые семейные соревнования (где ребенок побеждает и при этом делает то, что нужно вам), вы можете вдохновить ребенка на многое. К примеру, придумайте традицию, по которой первый, кто оденется утром, сможет выбирать, что все будут есть на завтрак, это в некотором роде манипуляция, но в то же время это весело. (Для всех, кроме мамы и папы, которым придется есть пирожные и конфеты каждый раз, когда ребенок побеждает).

Как и все другие люди, дети любят, когда у них все получается, и вы можете использовать это в своих целях. Просто напомните им, как хорошо они вели себя недавно, и возможно, им понравится похвала, и они захотят заслужить ее снова.

5. Контролируйте их слабости и страхи

Манипулировать – это знать, где щекотно, и использовать это в своих целях. Быть родителями – то же самое, только вы должны использовать это, чтобы сделать лучше и себе, и ребенку. К примеру, если вы знаете, какое телешоу любит ваш ребенок, вы можете сказать ему, что он сможет его посмотреть, только если рано встанет. Меня до сих пор удивляет, как много всего можно добиться от моей дочери (почистить зубы, сделать доклад, наконец, пойти спать).

Для продвинутой манипуляции можно использовать и те приемы, которые работают на взрослых. Например, заставить человека чувствовать себя виноватым или напугать его до смерти. Однако не увлекайтесь такими приемами, все-таки это еще дети (и во многом они даже могут дать фору своим родителям), а проще всего – расслабьтесь и просто наблюдайте, как растут ваши дети.

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Маленького ребенка мотивировать легко. «Ты будешь самым сильным, если съешь эту кашу», «Я почитаю тебе сказку, если ты уберешь за собой игрушки». То есть родители задают направление действиям ребенка, наделяя их при этом осознанностью. Иными словами, дети понимают, что если они сделают так, как диктуют им взрослые, они что-то получат в результате своего послушания (сказку, право на прогулку, любовь мамы). Весьма популярна сегодня материальная мотивация: «Я дам тебе 10 рублей, если ты вынесешь мусор». Психологи, не видя в ней криминала в принципе, все же отмечают, что мотивация внешняя (так они ее называют) убивает мотивацию внутреннюю, которая намного важнее в процессе становления характера ребенка. Иными словами, мотивировать ребенка (особенно в возрасте старше 3-5 лет) следует так, чтобы, помимо обещанной награды, он все же понимал истинную суть и цель своих действий. Если он начнет сам себя заставлять что-то делать (зная, ради чего), у него начнет формироваться такая черта характера, как сила воли. Это очень важно.

Ребенок не хочет убрать разбросанные игрушки? Не спешите кричать на него и расстраивать самих себя. Успокойтесь и в виде игры заставьте ребенка выполнить ваше желание. В игре должны быть персонажи, одного из которых должен играть ваш малыш. В этой роли ребенок обычно охотно прибирает за собой. А также быстро одевается на прогулку, ест, моет посуду. Старше ребенок – «серьезнее» игры. Из группы сюжетно-ролевых игр можно перейти к группе дидактических игр (т.е. занимательных для ребенка действий в условных ситуациях), спортивных и даже игр-манипуляций.

Едва вы зашли в комнату и увидели беспорядок, как начинаете кричать, чтобы ребенок немедленно прибрался. Или только что вы сидели и спокойно смотрели телевизор, а вот уже, взглянув на часы, говорите ребенку, что он должен тотчас ложиться спать. Это неправильно. Следует предупреждать детей о том, что нужно прибраться (и если ребенок не доиграл, дать ему время на завершение игры), что пришло время готовиться ко сну и т.д. Ваши требования сиюминутного подчинения и выполнения ваших приказов (да хотя бы даже и просьб) могут спровоцировать приступ упрямства и даже ненависти.

Вы бессчетное количество раз напоминаете ребенку, что нужно убрать разбросанные игрушки, грозитесь выбросить их в мусоропровод, ребенок не слушается. Напомнив ему о беспорядке еще раз сто, вы со вздохом прибираетесь сами. Это повторяется изо дня в день. И будет повторяться впредь, если вы однажды не выполните свою угрозу и действительно не выбросите игрушки. Жестоко? Зато наглядно. У детей очень хорошая память, отмечают психологи, они запоминают подобные уроки очень хорошо и надолго. Практически навсегда.

Вы должны предоставить ребенку право выбора. Например, он не хочет чистить зубы. Предоставьте ему на выбор 2 зубные щетки и 2 зубные пасты. Или пусть выберет сам, какую сказку ему почитать на ночь, какой носовой платок взять утром, с одной или двумя ложками сахара пить чай, прибраться прямо сейчас или через полчасика. Для вас его выбор ничего не значит в принципе, а ребенок ощутит, что он – хозяин положения.

Родители переживают за будущее ребенка — что с ним будет, если сейчас, в школьные годы, он не получит нужных навыков, не научится любить образовательный процесс, не будет тянуться к знаниям? Иногда страхи родителей выходят за пределы разумного. В ход идут манипуляции, уговоры, наказания, запугивание. Однако эффекта как не было, так и нет — ребенка не тянет в школу, он через силу делает уроки, ему просто неинтересно.

Что же делать в такой ситуации? Как заставить ребенка учиться? Продолжить давить или пустить всё на самотек? Дать ребенку свободу или ужесточить контроль? Редакция сайт делится проверенными советами и секретами, которые помогут мотивировать ребенка получать новые знания.

Младших школьников нужно приучать к дисциплине. Под словом «дисциплина» многие подразумевают стояние над ребенком с ремнем. Однако тренировать этот полезный для жизни навык можно без ссор и серьезных наказаний. Педагоги и психологи часто сходятся в нескольких простых советах, которые помогут приучить ребенка регулярно делать домашнее задание и поддерживать интерес к учебе.


Установите одинаковое время для уроков каждый день

Приучайте ребенка с первых школьных месяцев к тому, что уроки он всегда делает в одно и то же время. В школе он сталкивается с расписанием, ведет дневник, привыкает заниматься определенное время каждым предметом, отдыхать сколько нужно и так далее. Пусть дома у него тоже будет четко и заранее обозначенный график.

Сохраняйте баланс учебы и отдыха

Если с первого класса ребенок будет учиться в слишком жестком графике, то очень быстро это занятие ему просто надоест. Он будет физически сопротивляться, капризничать, терять внимание. Сразу же отойдите от принципа «лучше сразу всё сделать, а потом отдыхать». Внимание и концентрация ребенка гораздо слабее, чем у взрослого. Не заставляйте его справляться со всем с наскока.

Если поначалу маленькому школьнику всё дается непросто, то разбейте занятия на несколько небольших блоков по 20-30 минут. Да, пусть они будут даже меньше стандартного времени урока в школе. После каждого отрезка дайте ребенку отдохнуть, покормите, поговорите с ним, узнайте, что ему понравилось, как он себя чувствует.

Вносите в учебу элемент игры

Если ребенок много отвлекается или вы видите, что он откровенно скучает, постарайтесь превратить процесс в игру. Дайте на какое-то время ребенку поменяться с вами местами. Наградите его ролью учителя, а сами побудьте учеником. Попросите ребенка объяснить вам новую тему, внимательно слушайте и задавайте ему осторожные вопросы. Ребенку легче запомнить материал, если он пропустит его через себя. А в ситуации, когда нужно научить чему-то родителя, как раз придется это сделать.

Всячески поддерживайте позитивную привязку

Любое дело, любой навык формируется на уровне дофаминовых привязок. Когда что-то удается, то в мозгу вырабатывает дофамин, который мотивирует действовать дальше в том же духе. Если с младших классов закрепить у ребенка положительную привязку к учебе, он будет вам благодарен вплоть до окончания университета. Как это сделать? Да просто хвалите его за всё, что у него получается. Поощряйте с помощью игрушек, вкусностей, любимых мультиков. Вы знаете своего ребенка лучше любого другого человека — разберитесь в том, что для него самое интересное и важное. И привяжите это к учебе.

Дарите ребенку безусловную любовь

Говорите ребенку, что вы его любите и что он всё равно молодец, даже если ему не удалось с первого раза решить пример. Или если буквы в тетрадке не слушаются и не ложатся ровным почерком.

Многие родители считают, что если хвалить ребенка только за заслуги, то он захочется добиваться большего. На самом деле при такой модели ребенок учится тому, что ваша любовь условна, что вы рядом с ним и для него только тогда, когда он лучше всего справляется с учебой. Со временем в сознании ребенка учеба станет чем-то, что мешает ему получать одобрения родителя и его ласку и заботу. Иногда это приводит к прокрастинации и потере интереса, а иногда и к серьезным психологическим травмам.

Больше всего трудностей у родителей со школьниками старших классов. Ответственность тут выше — родитель переживает сильнее, представляет свое чадо работником фастфуда, давит на него и постоянно вещает про необходимость учиться. Ко всему прочему еще и учителя в школе пугают его выпускными экзаменами, которые повлияют на аттест и шансы поступить в университет. Как же родителям вести себя правильно и продуктивно?

Сбавьте давление

Да, возможно, вам кажется, что ребенок просто не осознает, насколько всё важно. Однако он слышит об этом постоянно — от вас и от учителей. В какой-то момент все слова взрослых о будущем сливаются у него в голове в одну надоевшую пластинку. А образовательный процесс — в то, что заставляют делать. Немудрено, если подросток начнет бунтовать саботировать обучение. Даже ценой собственной неуспешности в будущем — лишь бы все от него отстали и перестали навязывать свое мнение.

Поэтому разумнее будет сбавить давление, снизить обороты и чуть-чуть отойти в сторонку, дать ребенку самому подумать — а что будет, если я не буду учиться, а кем я стану, как сложиться моя жизнь?

Избавьтесь от назидательного тона

Ничего не раздражает подростков сильнее, чем поучающий тон родителей: «вырастешь — поймешь!», «потом мне спасибо скажешь!», «хочешь работать дворником — можешь не учиться!» и т. д. Остановитесь, выдохните, подумайте — поможете ли вы этим ребенку? Захочется ли ему учиться, если его буду заставлять насильно, подчеркивать его малый возраст и «неспособность думать»? А вам бы захотелось?

Вы не воюете с ребенком, ваша цель не в том, чтобы доказать ему свою правоту или навязать свою точку зрения. Ваша цель заинтересовать его в процессе, а сделать это можно только общаясь с ним на равных, сохраняя уважение к его личности и его желаниям.

Ласка — единственный способ,
который возможен в обращении с живым существом.
Террором ничего поделать нельзя.
Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать…
М. Булгаков

Для начала стоит заметить, что если вы именно заставляете делать уроки, вы сильно рискуете. Учеба из-под палки вызывает противоположную реакцию: чем больше ребенка заставлять, тем меньше шансов воспитать в нем любовь и интерес к учебе. Таким способом можно вызвать лишь отвращение не только к выполнению домашних заданий, но и ко всему процессу обучения.

  • Выберите "час Х". Пусть ребенок сам определит: когда он будет выполнять домашнее задание, когда гулять, а когда "резаться" в компьютерные игры. Предоставьте вашему ребенку право выбора: собственные правила нарушать не очень-то хочется.
    Если же ребенок начинает предлагать какую-то ерунду, вроде "буду делать уроки в 10 вечера", установите временные рамки. Например, укажите, что уроки должны быть сделаны, например, до 8 вечера.
  • Оборудуйте рабочее место . Если ребенок учит правило, лежа на диване, упражнения по русскому языку пишет под аккомпанемент телевизора, а задачки по математике решает с мамой на кухне — приучить к порядку дитя, увы, не получится. Подросток должен привыкнуть, что именно вот этот стол и стул — его рабочее место. Тогда и настрой будет появляться соответствующий.
  • Обеспечьте ребенку хорошее настроение и бодрое расположение духа. Крайне неразумно поступают те родители, которые сразу после возвращения из школы усаживают ребенка за уроки. Дайте своему ребенку время отдохнуть, погулять, да и обеденный сон известен как хороший способ отдыха.
  • Соблюдайте определенный порядок выполнения задания. Но здесь лучше посоветоваться с детьми: кому-то легче сначала "разделаться" с устными, потом с письменными заданиями, другим легче сначала сделать все , оставив легкие предметы "на закуску".
  • Учите управлять временем . Слышали о тайм-менеджменте? Крайне полезная и эффективная штука. Лучше учить управлять и планировать свое время с детства.

Интересную методику предложил Ф. Черилло. Его стратегия выполнения заданий стала известна как "техника Помидора". Суть такова: выяснилось, что оптимальное время для выполнения какой-то задачи — 25 минут. Именно такое время способны работать наши мозг и тело эффективно и не уставая.

Все задания нужно расписать по шаблону и на каждое тратить не более 25 минут, или "1 помидора".

Например, сыну задали выполнить два упражнения по русскому, решить 1 задачу по математике и написать доклад по географии.

Расписываем задачи:

Теперь ставим таймер на 25 минут и приступаем к выполнению первой задачи. Ни на что не отвлекаясь и не прерываясь! Когда будильник прозвонит, ставим "галочку" напротив первого задания и отдыхаем 5 минут.

Потом опять приступаем к заданию (не успели закончить упражнения по русскому — продолжаем работать именно над ними). Выполнив первое задание, переходим ко второму. После 4-ех временных отрезков (помидоров) делаем перерыв на 15-20 минут.

Важно! Если выполнили задание, а таймер еще тикает — не отвлекайтесь. Посидите, подумайте, проверьте еще раз — иногда именно в это время в голову приходят гениальные идеи, обнаруживаются ляпы.

Хотите добавить мотивации? Предложите награду. Например, за 4 успешные "помидорки" — лишние полчаса за компьютером.

  • Не осуждайте за ошибки и не кричите , если что-то не получается. Ошибки — неотъемлемая часть эффективного обучения. Запаситесь терпением и вместо крика и обидных слов попробуйте побеседовать. Почему появляются ошибки? Может, из-за того, что торопится, может, тема не понята или есть какой-то пробел в знаниях. Важно, чтобы ребенок всегда чувствовал вашу поддержку. И вообще, лучше руководствоваться принципом: "Исполнителя — хвалить, исполняемое — критиковать".
  • Не превращайте домашнее задание в наказание . Часто родители угрожают: "Напишешь грязно или с ошибками — будешь переписывать все снова!" Поверьте: пустое переписывание не воспитает прилежности и аккуратности, а только отобьет всю охоту к учебе. Приучайте пользоваться черновиками и не забывайте про предыдущую рекомендацию.

Помогать или не помогать — вот в чем вопрос!

Многие родители спрашивают: "Как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Помогать или приучать к самостоятельности?"

Приучать к самостоятельности, конечно, необходимо. Но не сразу, не "с места в карьер". Так, первоклассникам просто не обойтись без родительской помощи. Но чем старше становится ученик, тем больше самостоятельности он должен проявлять.

Здесь важно сразу предупредить вашего отпрыска, что вы не будете сидеть с ним вечно, а через энное время ему придется все делать самостоятельно. И обязательно внушайте, что уроки — это ЕГО работа, НЕ ВАША! Удостоверившись, что ребенок усвоил правила выполнения домашнего задания, родители должны "перестать делать уроки".

Нет, конечно, не стоит все бросать на самотек. Ваша задача теперь просто контролировать, объяснять непонятное (если сам попросит). Главное, чтобы инициатива исходила не от вас, а от вашего ребенка.

Еще один полезный совет: . Сегодня он вспомнил о вашем с ним договоре приступать к урокам в 16.00 — уже хорошо, выразите искреннюю радость. Завтра ребенок сам сел за уроки. Пусть пока дальше простых приготовлений дело не пошло, все равно: сел-то за уроки сам — опять хвалите. Ребенку важно захотеть делать уроки. Пусть стимулом будет ваша радость за его успехи и за любое проявление самостоятельности — чем не мотивация?

Проверять или не проверять?

Проверять домашнее задание обязательно! И поверьте, вопроса "Ты все сделал?" — явно недостаточно. Не поленитесь, проверьте, что там "наваял" ваш отпрыск в тетради, выучил ли стих, подготовился ли к уроку географии и т.д.

Все приведенные выше советы — никак не правила, а именно рекомендации. Панацеи, увы, не существует, так как все дети разные. У кого-то сработает принцип доверия (родители мне доверяют, значит, я просто обязан делать уроки, чтобы их не подвести), другим, возможно, поможет принцип: заработал — получи вознаграждение, третьим поможет только терпение и бесконечные беседы. Но отчаиваться не стоит. Главное ведь — не только "дать образование", но воспитать ответственного и самостоятельного человека, сохранить его здоровье и ваши добрые взаимоотношения.



Публикации по теме